Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Барочный рисунок. Декоративные элементы и орнаменты барокко

Барочный рисунок. Декоративные элементы и орнаменты барокко

Каменные узоры барокко церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (chiesa di Santa Croce in Geusalemme). 17-18 вв. Рим.

Развитие орнамента барокко

Для современного барокко, как и для его прототипа - европейского стиля 17-18 вв., характерны масштабность, резкие сочетания света и тени, фантазийность, витиеватость в декоре зданий и интерьеров. Барочный орнамент покрывал карнизы, колонны, бордюры, портал дверей, оконные проемы, рамы картин, мебель. Орнамент барокко использует элементы позднего Ренессанса - маскароны, раковины, акантовый завиток, картуш. Узоры барокко обогащаются реалистичными рельефными изображениями людей и животных, которые смешиваются с купидонами, мифическими существами, цветами и растительными завитками. Преобразуются мотивы раковины, картуша, медальона: например, раковина в украшениях барокко может приобрести вид гвоздики, веера, солнца, напоминать французскую королевскую лилию. Кроме того, орнамент барокко заимствует рисунок рельефа из греческого и римского искусства: получеловеческие и полузвериные фигуры, цветочные гирлянды, плоды.

Орнамент барокко на фасаде церкви Санта-Сусанна в Риме (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano). Перестроена в 1605 г. архитектором Карло Модерна.

Узоры барокко второй половины 17 в. симметричны, изображения нередко подражают архитектурным элементам: фронтоны, колонны, балюстрады. В орнаменте барокко этого периода трофеи, классические овы, кариатиды, атланты, драконы, вазы с цветами. Плавные линии сочетаются с прямыми, появляются новые мотивы: сетка с розетками, ламбрекен, зубцы, кисти. Остаются популярными тонкие спирали, завитки, соединенными прямыми линиями, ленты, маски, канделябры. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты.

Элементы орнамента барокко.

К концу 17 века растительный узор барокко становится более реалистичным, растения похожи на натуральные. В растительный орнамент вплетаются изображения животных, птиц, сказочных существ, русалок, единорогов, сивилл. В середине 17- начале 18 вв. возродился гротеск, и барокко иногда принимал крайние экспрессивные, напряженные формы в рельефных изображениях.

Экспрессивный декор в стиле барокко фонтана Треви. Архитектор Никола Сальви. 1732-62 гг. Рим.

К 18 в. в орнаментальных элементах барокко появляются гирлянды из фруктов и ягод, связки листьев, стеблей, продетых в кольца.

Орнамент барокко.

В последней четверти 18 в. в моде более формальный стиль барокко. Орнаменты распространялись из столицы Франции в выгравированном виде на досках.

Орнамент барокко в странах Европы

Орнамент барокко широко использовался в разных странах Европы, обогатившись национальными традициями каждого народа. Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты. В этих украшениях барокко сочетались разорванные картуши, плоды, листья, создавая образ райского сада. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной. "Флемская резьба" (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. Искусство флемской резьбы пришло в Россию в середине 17 в., когда белорусские резчики по приглашению патриарха Никона приехали оформлять Воскресенский храм в Новом Иерусалиме. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. Такой вид резьбы стал очень популярным, т.к. можно было создавать роскошные украшения для храмов.

Флемская резьба в церкви Покрова в Филях - образец для храмов рубежа 17-18 вв.

Элементы барокко использовались в оформлении храмов и дворцов Петербурга, Царского Села, Петергофа с изобилием лепнины, витиеватого, сложного рисунка.

Церковь Покрова в Филях (1692-1693 гг.) в его подмосковном имении Нарышкиных декорирована элементами барокко.

В декоре церкви использовались мотивы раковин, картуши, купидоны, завитки - характерные элементы барокко.

Орнамент барокко фламандского направления отличается наличием большого количества плодов, растений, цветов, бытовых сюжетов. Развитие современного тому периоду барокко определялось вкусами общества.

Узоры барокко украшают церковь фламандского барокко - церковь Св. Михаила.

В Голландии сложилось несколько школ, в Гарлеме - Франса Халса, в Амстердаме - Рембрандта, в Делфте - Фабрициуса и Вермера.

Декор барокко на зданиях площади Гран-Пляс (Grand Place) в Брюсселе, 17 в.

Во Франции барокко стал королевским стилем, выражал идеи процветания. Включал в орнамент королевские символы. В королевских дворах Берлина, Вены, Лондона этот стиль считался признаком утонченного вкуса.

Виды и материалы декора современного барокко

Среди орнаментов барокко: ормушль (Ohrmuschel - ушная раковина), сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), кнорпельверк (Knorpel - хрящ и Werk - работа) - узор барокко, в рисунке которого маски, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 в; Страпворк (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle - ролик, катушка, сверток и Werk - работа) - полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями. Часто обрамляет собой картуш, трельяж (treillage -решетка) - в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками (характерный орнамент стилей Людовика XIV и рококо), ламбрекен, напоминающий одноименную штору.

Страпворк.

Ролльверк.

Для оформления интерьеров и фасадов зданий современного барокко кроме натурального и искусственного камня, гипса, бетона можно использовать легкий, надежный материал - полиуретан.

Барельеф из полиуретана для оформления фасадов и интерьеров в стиле современного барокко.

Снопы, продетые в кольца из полиуретана, для зданий в стиле современного барокко. Филенка - имитатор лепнины для оформления интерьера и фасадов в стиле современного барокко.

Особенности материала позволяют на его основе сделать любое рельефное изображение, которым можно будет украсить любой интерьер или фасад зданий, поскольку полиуретан отливается под давлением и способен передать самую тонкую деталировку формы. Он устойчив к низким температурам, перепадам температур, влажности и механическому воздействию, а также может имитировать натуральные материалы: камень, древесину.

Под орнаментом нужно понимать убранство, которое необходимо для заполнения свободного места на предметах. Выступает он одним из видов творчества, который не обозначается отдельно, но украшает собой изделия. Орнамент представлен в качестве сложной художественной структуры, которая включает в себя: цвет, фактуру, особые линии. Обязательно используются натурные мотивы в виде изгиба стебля, узорчатый листок и др. Понятие "орнамент" взаимосвязано с таким понятием, как декор, которого в отдельном виде не существует. Что представляют собой орнаменты барокко?

Барочный стиль

Как проявляется орнамент - художественный стиль, который возник в Италии и распространился на многие государства Европы с конца XVI до середины XVIII в. Наименование стиля произошло от португальского "жемчужина неправильной формы".

Орнамент характеризуется своей оригинальностью и живописностью. В нем сохранились некоторые мотивы греческого и римского искусства. В орнаментах применяют фигуры полузверей и полулюдей, разнообразные гирлянды цветов, происходит сочетание символического солнца с лилиями и раковинами.

Позднее барокко (второй половины XVII в.) характеризуется симметричностью. Оно подражает архитектуре в виде колон, балюстрад и консолек. В это время декор богат, но грузен и величественен.

Орнаментальные мотивы

Какие у барокко орнаменты и узоры? Кроме классических акантов, орнамент состоит из картушей, раковин, торшеров и цветочных ваз. Есть множество гирлянд, арабесок, и музыкальных инструментов, которые пышно обрамлены и расположены симметрично.

На орнаментах барокко картинки можно увидеть следующие: диковинные цветы необычной формы, веточки и листья растений, снопы с колосьями и множество других рисунков. Их же затем стали располагать на тканях.

Орнамент барокко в государствах Западной Европы

Какие использовались орнаменты барокко в этот период? Первоначально этот стиль был применен в скульптуре и архитектуре церквей и длительно хранил отдельные черты ренессанса.

Наибольший расцвет барокко попадает на середину XVIII в. К этому периоду он охватывает все области художественной деятельности. Стиль вошел в строительство (церковное, гражданское), в изготовление тканей, одежды, оружия и ювелирных украшений.

Общая направленность барокко заключается в декоративном убранстве жилища и украшении вещей. Главная цель заключалась в создании мистического великолепия, создании ощущений живой и действующей силы. Это было необходимо для нужд католической церкви. В этом стиле храмы служили прославлению могущества католицизма с помощью архитектуры, скульптуры, живописи и др. Наиболее широко барокко распространилось в тех странах, где были сильны традиции католиков - в Италии, Франции и Испании.

Постепенно этот стиль охватил дворцы королей и знати. Барокко во многих странах пришлось по вкусу монархам, позволяя им возвеличивать свое превосходство. В более упрощенном распространился на сельских и городских жителей.

Орнамент барочного стиля в России

Какие орнаменты барокко использовались в России? Во второй половине XVIII в. в России, особенно в мебели, сочетается два стиля: барокко и рококо. В этот период известные архитекторы Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. заняты созданием прекрасных дворцов с роскошным убранством для богатых людей Петербурга. Дворцы предстают в величественной красоте: парадные залы, огромные зеркала и окна, обилие осветительных приборов и свечей. Вся мебель замышляется в качестве общего декоративного убранства, которое состоит из резных кресел и консолей. Устанавливается она по бокам помещения. Парадные залы считались центром дворца и обставлялись с особой роскошью, а жилые комнаты были украшены намного скромнее.

В этом периоде во дворцах ощущалась нехватка предметов интерьера и мебели. Их приходилось перемещать из Зимнего дворца в Летний, что приводило мебель в негодность. Об этом вспоминала Екатерина II в своей переписке.

Применение стиля барокко в декорировании помещений

Основным видом декора становится резьба, которая окрашивалась в несколько оттенков или была позолоченной.

Стены обтягивались шелковыми тканями с рисунками в виде цветов. Иногда применялся бархат, который был синего, зеленого или малинового цвета. Такие стены служили прекрасным обрамлением для картин, имеющих позолоченные рамы.

Множество зеркал помогало визуально увеличить помещение. В стенах имелись ниши, в которых располагались мраморные или бронзовые скульптуры.

Цвета были представлены в ярких оттенках. Самые используемые - синий или белый с использованием золотых и зеленых расцветок.

Потолок расписной, с яркой живописью. Были нанесены изображения животных, птиц, фруктов и др.

Мебель в барочном стиле

Какие орнаменты барокко можно было встретить в мебели? В ней присутствовали следующие особенности:

  • Все мебельные фасады лишены прямоугольного контура, что свойственно изделиям стиля ренессанс.
  • В мебели барокко ее поверхности (столешницы) разбиваются узорчатой инкрустацией.
  • Впервые в мебели были применены изогнутые поверхности, которые получились из древесины методом гнутья. В дорогостоящих изделиях такие формы имеют дверцы шкафов, а иногда и боковые стенки комодов.
  • Бордюрная симметрия с правильным орнаментом, которая свойственна готике, заменяется свободным узором. Мебель инкрустируется слоновой костью, медью, черным деревом и др.
  • Для барочного стиля свойственна сложная фигурность таких элементов, как ножки столов, стульев и шкафов.

В современной мебели элементы барокко используются редко. Некоторое распространение получили орнаменты растительного характера, которые в упрощенном виде применяются на дверцах шкафов или на столешницах.

Орнамент рококо

Что общего в орнаментах барокко и рококо? Стиль рококо является поздней стадией развития барокко, который всегда стремился к большей свободе и простоте композиций.

Его название произошло от французского "рокай", что означает скала. В XVII в. фонтаны стали украшать в виде обломков каменных глыб, которые покрывались растениями, переплетенными в хаотичном порядке. Это стало началом развития стиля, у которого главным свойством была асимметричность.

В рококо чувствуется восхищение искусством Китая, Индии и Персии, поэтому среди орнаментов можно заметить пальмы, фигуры обезьян и драконов. Также стилю присуща любовь к природе, но не к ее естественной красоте, а к искусственной.

Как и ранее, источником вдохновения становится античная мифология. Главной фигурой становится Венера и все, кто связан с ней сюжетом. Это нимфы, амуры.

Вот таким образом в переплетении этих элементов родился новый стиль, отличающийся изяществом и грациозностью.

Стиль классицизма

Рассмотрим орнамент барокко и классицизма. В чем различие? С конца XVII в. наступает эпоха классицизма. На появление стиля значительное влияние оказали раскопки Помпеи и Геркуланума. Вновь античное искусство становится источником вдохновения. Однако в классицизм добавляется и новое видение мира.

Орнамент приобретает уравновешенность с ясными и четкими прямыми линиями, квадратами, овалами и прямоугольниками.

Множество элементов, которые характерны барокко и рококо, сохраняются, но происходит избавление от излишеств и перегруженности деталями.

Многие фигурные композиции изысканны и полны гармонии. Среди любимых мотивов: сфинксы, корзины цветов, голова льва, дельфины и др.

Орнамент классицизма привлекает простыми и изящными линиями, что проявляется в сходстве его с греческим искусством.

Орнамент барокко, обладающий торжественностью и динамичностью, наложил отпечаток на возникшие последующие стили своими неповторимыми композициями.

Орнамент эпохи Барокко.

Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIII в. Название стиля происходит от португальского - "жемчужина неправильной формы"; в значении "причудливый", "странный", "изменчивый" это слово вошло в европейские языки. Искусство Барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Основные черты Барокко- парадность, торжественность, динамичность. Ему также свойственны смелые контрасты масштабов, цвета, света и тени, совмещение реальности и фантазии. Для Барокко характерно слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В орнаментах Барокко используются ренессансные элементы - раковины, листья аканта, гирлянды, маскароны, но более сложные и экспрессивные.

Стиль Барокко выражал идеи безграничности и многообразия мира, его изменчивости. Человек в искусстве Барокко воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты. Все необычное, загадочное казалось красивым, привлекательным, а ясное и правильное - скучным и унылым. Особенность Барокко - более эмоциональный контакт со зрителем, чем в предыдущую эпоху.

В изобразительном искусстве преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные или мифологические темы, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. В скульптуре утвердились точность передачи портретных черт персонажа и в то же Время некоторая его идеализация. Барочное произведение предполагало несколько точек зрения.

В своих крайних проявлениях Барокко приходит к мистике, драматическому напряжению, экспрессии форм. События возвеличиваются, художники предпочитают прославлять подвиги или изображать сцены мучений.

Церковь стремилась использовать искусство в своих целях: внушить народу благоговение перед властью, поразить или ослепить своим великолепием, увлечь примерами подвигов и мученичеств святых. Этим объясняется тяготение мастеров Барокко к грандиозным размерам, сложным формам, пафосу, повышенной эмоциональности.

Фламандское барокко значительно отличается от итальянского - произведения фламандцев наполнены ощущением красочного богатства мира, стихийной мощи человека и обильно плодоносящей природы. Фламандские художники развивали бытовой жанр, в котором проявилось острокритическое отношение к окружающей жизни, нашла отражение жизнь простых людей.

В XVI веке окончательно утвердился натюрморт как самостоятельный жанр. В нем выразился интерес к материальному миру, зародившийся еще в нидерландской "живописи вещей" начала XV в. Фламандские натюрморты, прославляющие красоту земного бытия, богатство плодов земли и моря, жизнерадостны и декоративны. Полотна, крупные по размерам, яркие по колориту, служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати.

Во фламандском Барокко в большей мере, чем в Италии, получают развитие реалистические черты. Рубенс, Ван Дейк, Иорданс, Снейдерс запечатлели опоэтизированную материальную красоту природы и образ сильного, энергичного, пышущего здоровьем человека. В живописи, предназначенной для украшения родовых замков, дворцов аристократии, католических храмов, доминирует декоративизм, основанный на колористических эффектах.


В Голландии XVII века живопись была ведущим видом искусства. Здесь сложилось несколько живописных школ, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франса Халса - в Гарлеме, Рембрандта - в Амстердаме, Фабрициуса и Вермера - в Делфте.Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства. Художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Бурное развитие живописи объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар. Если талантливый художник отстаивал свою самостоятельность в вопросах творчества, подобно Хальсу и Рембрандту, то он оказывался изолированным, безвременно погибал в нужде и одиночестве.


Своеобразное развитие получило Барокко во Франции. Здесь возник Большой стиль, или Стиль Людовика XIV , соединивший элементы Барокко и классицизма. Своим образным строем этот стиль выражал идеи процветания сильной, абсолютной королевской власти. Это был первый из так называемых "королевских стилей" (в дальнейшем отдельные этапы развития искусства Франции стали обозначать по именам королей). Особенностью развития искусства Франции было то, что здесь в XVII веке, по существу, сложилось само понятие художественного стиля. История стилей в европейском искусстве фактически начинается с "Большого стиля " Людовика XIV, так как понятие "стиль" уже осознавалось как важнейшая категория искусства. Стиль стал пронизывать все стороны придворной жизни, быта и нравов. Вместе с этим пришла эстетизация его отдельных элементов. При дворе ценился утонченный художественный вкус, стиль для аристократов Берлина, Вены и Лондона превратился в настоящую манию.

В XVIII веке Барокко перешел в свою завершающую фазу, получившую название позднего барокко . В разных странах его временные границы определялись по-своему. Дольше всего оно просуществовало в монументально-декоративной живописи, особенно в росписях храмовых интерьеров и скульптуре.

В России в первой четверти XVIII века сложился первый общенациональный стиль - русское барокко . Для него характерны: ясность композиции при декоративно пышности отделки, игра света и тени на фасадах, широкие и высокие, начинающиеся прямо от пола окна, обрамленные сложными наличниками; анфилады комнат, украшенных золоченой резьбой, паркетом из дорогих пород дерева, живописными плафонами с иллюзорным прорывом пространства в глубину; позолота и скульптура во внешнем убранстве здания, красочность цветовых сочетаний (интенсивно-голубого или бирюзового и белого, иногда сочетание оранжевого и белого).

В XVIII веке русскому искусству всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (натюрморт, портрет, пейзаж, исторических Жанр и др.) Реформы Петра I затронули не только политику, экономику, но и искусство. Он окружил себя талантливыми иностранными архитекторами, скульпторами и живописцами, посылал учиться за границу русских художников.

В России наиболее ярко стиль русского Барокко проявил себя в архитектуре. При этом существовали определенные различия архитектурных школ Москвы (нарышкинское барокко) и Петербурга (петровское барокко).

Национальные устремления эпохи проявились в программном следовании древнерусским образцам в культовом строительстве. Планы церквей и соборов вновь, как в допетровское время, обретают центричность и пятиглавие, которое воспринимается буквально как символ русской народности и национальности. Позолота маковок, золоченые орнаменты главок и куполов, причудливая лепнина в обрамлении окон и порталов, золоченая деревянная резьба иконостаса, киотов и обрамления икон сближали культовые постройки с дворцовыми, вносили в их облик светский характер.

Нарышкинское барокко . В декоративных формах русской архитектуры второй половины XVII века появились барочные элементы. Новый богато декорированный стиль получил название нарышкинского, или московского, барокко, так как русская Архитектура XVII века существенно отличается от итальянской и астро-немецкой. Если для западноевропейского Барокко характерны напряженность, скованная энергия, то для русского - оптимистичная приподнятость и праздничность.

В барочной архитектуре для создания величественности и богатства по-разному группировались пилястры, колонны, вазы, картуши, скульптуры. Предусматривался разнообразный Декор интерьера, сочетающийся на стенах и потолке с красочными панно, фигурными зеркалами, светильниками. Мебель подбиралась также сложная и затейливая по формам, богатая по декору. Все это создавало общее впечатление пышности и роскоши.

Петровское Барокко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренного Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг.. (время Петра и его непосредственных преемников) это был архитектурный стиль, в котором слились влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений. Таким образом, петровское Барокко не является Барокко в чистом виде, и этот термин достаточно условен. Вместе с тем он безусловно отражает подспудную, еще неявную архитектурную тенденцию Петровской эпохи и помогает объяснить дальнейшую эволюцию русской архитектуры к зрелому Барокко сер. XVIII столетия. Этому стилю свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это Время в Москве, Петровское Барокко представляло решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали над российской архитектурой почти тысячелетие.

Его главные представители: Жан-Батист Лeблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Н.Микетти и Г.Матарнови — прибыли в Россию по приглашению Петра I.Каждый из этих архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял.

Основные орнаментальные мотивы эпохи Барокко
У барочного орнамента очень много общего с позднеренессансным, что вполне естественно ввиду органичной преемственности этих стилей. Важную роль по-прежнему играет мотив аканфового завитка, часто переходящего в картуш, как связующий элемент большинства композиций. Уже было отмечено, что этот мотив имеет чрезвычайно активный, «буйный» характер, наливаясь сочными тяжелыми плодами. Среди этих завитков активно действуют персонажи, доставшиеся орнаменту «в наследство» от Ренессанса, но теперь они поражают ошеломляющей реалистичностью.

Аллегория по-прежнему является языком этого орнамента, но в нем появилось гораздо более осмысленное, логичное сюжетное действо, некая парадоксальная целесообразность. Так, например, в одной из композиций можно увидеть сцену вполне реальной охоты на оленя, в которой помимо охотника и собаки участвуют богиня, купидоны. Причем все эти персонажи путаются в завитках мифологического аканфа словно в густой реальной траве, прячутся в них, перешагивают через них.

Если в ренессансном декоре мы видим свой, внутренний, обособленный от реальности мир, то барочный орнамент постоянно стремится нарушить эти границы. Элементы барочного орнамента, изображенные на колоннах, карнизах, порталах, бордюрах гобеленов, картинных рамах, украшающие всевозможные вещи, активно вторгаются в сюжетную канву или реальное пространство.

Декор может быть настолько активным, что затмевает само содержание. Так, на гобелене «Чудесный улов», выполненному по картону Рафаэля, евангельский сюжет как бы отодвинут на второй план ввиду чрезвычайной активности бордюра. Изображенные на нем купидоны комически повторяют этот сюжет: они усердно тянут громадных рыб, в результате чего происходит известная его профанация.

Важным моментом орнамента барокко, также доставшимся ему в наследие от предшествующего стиля, является и чрезмерная «неправильность», живописность трактовки. Это целый мир с его бурным изобилием, в котором «неправильность», нестрогое соответствие симметрии подчеркивает парадоксальную реалистичность, рукотворность.

В орнаментике барокко мы можем наблюдать и дальнейшую историю преобразований мотивов раковины, медальона и картуша. Так, раковина часто приобретает вид веера или гвоздики (влияние Персии). Она может ассоциироваться и с французской королевской лилией, в чем также проявляется изначальная связь этих мотивов.

Дальнейшее многообразное развитие имеет наметившейся в ренессансном орнаменте мотив архитектурной волюты с длинными, протяженными соединительными линиями. Эти линии то с лекальными, плавными изгибами, то с четкими прямыми углами чрезвычайно важны. Они как бы организуют все декоративное пространство, обозначая в нем симметричные отношения, придают определенность композициям. Порой видно полное выхолаживание этого мотива до простых геометрических членений, уже без всяких волют, где наиболее ярко проявляются классицистические традиции. Они присутствуют в декоре как бы на «паритетных» началах с барочным составляющим, создавая чрезвычайно напряженные, внутренне противоречивые, сложные декоративные решения. Наконец, они могут полностью отсутствовать, и тогда торжествует вакханалия барокко, как бы стремящаяся вообще избавиться от какой-либо раппортной зависимости.

Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самым прихотливыми и неожиданными завитками орнамент из аканта используется почти всеми видами прикладного искусства.

Орнамент второй половины XVII в. (позднее барокко) строго симметричен, для него характерно подражание архитектурным деталям: колонны, разорванные фронтончики, баллюстрады, консольки. Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен. Кроме классических ов, акантов, трофеев, орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, жертвенниками, торшерами, драконами, кариатидами и вазами с цветами. В этот период еще больше возрастает роль декоратора. Ряд художников продолжают начинание Жака Андруэ Дюсеро.

Постепенно характерной особенностью декора становится прием сочетания прямых и округлых линий, который получил развитие к концу XVII в. В это же время появляются и другие новые мотивы: ромбовидная сетка, украшенная мелкими розетками, именуемая трельяжем, и орнамент, имитирующий в резанной зубцами и украшенный кистями занавес, - ламбрекен.

Орнаментальные композиции художника - гравера Жана Берена (1679-1700) находят повсеместное применение во многих видах прикладного искусства. Ж. Берен во многом опирается на орнаментику Французского Возрождения. Доминирующую роль в его орнаментальных композициях играют гротески, которые рождались на основе изучения гротесков XVI в. Для его орнаментов характерны материальность и скульптурная осязаемость, что придает композициям некоторую тяжеловесность и ритмическую устойчивость.

Жан Берн развивает дальше определившийся во французском декоративном искусстве тип композиции с центральной фигурой в орнаментальном обрамлении. Чаще всего это фигура божества или мифологического персонажа: Аполлон, Венера, Диана, Флора, Бакх. Она несет на себе основную смысловую нагрузку и определяет выбор остальных элементов декора композиции.

Целый ряд мотивов, сложившихся в творчестве Ж. Берена, становятся определяющими в орнаментике последующего периода. К их числу относятся завитки, соединенные короткими прямыми полосами, тонкие спирали, переходящие в акант, плоский ленточный орнамент - все то, что дает возможность отличить французские гротески от итальянских и фламандских с характерными для них масками, гермами, канделяброобразными формами.
Творчество Ж. Берена было выражением стиля этого времени и сыграло важную роль для его последующего развития.

Многоярусные портики и гирлянды, корзины и арабески, рога изобилия и музыкальные инструменты - все это заключено в пышные обрамления, симметрично. В утонченности же и легкости композиции намечаются черты нового декора XVIII в.

Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты. Прихотливый узор из самых различных плодов и листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты золоченные иконостасы. Этот сложный резной орнамент носил название «Флермской резьбы», выполнялся специальными мастерами Оружейной палаты.
В нем нашли место сложные переплетения причудливо разорванных картушей, с характерными валиками по краям завитков и рядами выпуклых перлов. Эти мотивы проникли в Москву через Украину и Польшу, где был распространен барочный орнамент.

В России орнамент в стиле барокко также широко использовался при оформлении интерьеров дворцов, созданных Ф.- Б. Растрелли в Петербурге, Царском Селе, Петергофе. Общее свойство интерьеров Растрелли - их светский, увеселительный, праздничный облик. В них всюду - изобилие цвета, лепнины, узора. В декоративном убранстве интерьеров мастер чаще всего использует мотивы раковины, растительные завитки, картуши, купидонов. В руках русских резчиков даже вычурные завитки орнаментальных форм в стиле барокко по-своему размашисты и легки, полны особой жизнеутверждающей силы. Орнамент русского барокко - гордость отечественной архитектуры, он достойно обогатил мировые достижения орнаментики.

В прикладном искусстве России начала XVII столетия декор еще сохраняет свою четкость и ясность рисунка. В дальнейшем все больше нарастает стремление к декоративному заполнению пространства, к «узорчатости», не оставляющей ни малейшего места, лишенного узоров.

К концу XVII в. растительный орнамент постепенно начинает терять условный характер. Вместо вытянутых по прямой линии или завитых крутыми спиралями стеблей изображаются растения в более естественных и близких к природе положениях. Среди растительного орнамента появляются фигуры животных и птиц. На серебряных изделиях изображаются сивиллы, библейские сцены, сказочные существа (русалка, единорог, сирин). К концу столетия и в первые годы XVIII в. все чаще в орнаменте встречаются плоды и ягоды, пышные связки и целые гирлянды плодов и цветов, подвешенных на лентах, продетых в кольца. Мастера проявляют все больший интерес к литературным произведениям, гравюрам, лубочным картинкам. Многочисленные сцены, преимущественно навеянные гравюрами из «Лицевой Библии» Пискатора (Голландия), заключатся в красивые рамки из цветов, листьев и завитков в стиле западного барокко, воспринятого Россией с Украины.

В XVII в. в русском золотом и серебряном деле намечается многое из того, что получило в XVIII столетии широкое развитие - стремление передать пластически объемные формы, наблюдение природы и в связи с этим реалистическое Изображение растений, животных и людей, переход от линейных, контурных Изображений к передаче светотени и пространства, от религиозной тематики - к светской.

В XVII в. в русский орнамент сохраняет национальные особенности и в основном развивается теми же путями, что и орнаментация стран Западной Европы, среди которых ведущее место в прикладном искусстве занимает Франция.

Орнамент в предметах интерьера и декоративно-прикладном искусстве эпохи Барокко.
Интерьер

В Барокко прослеживается преклонение перед античной классикой. Залы государственных заседаний расписаны монументальными классическими сценами из жизни богов, украшены античной скульптурой. В декоративном искусстве также появляются скульптурные и архитектурные детали, связанные с античностью, размеры орнамента увеличиваются. Преобладают четкие и массивные формы, богатые цветовые контрасты, часто используются дорогие экзотические материалы.

Общее впечатление, создаваемое интерьером итальянского Барокко, - мощь, роскошь и театральность, французские же интерьеры, будучи такими же масштабными и великолепными, склонны к большей уравновешенности и упорядоченности.

Эффекты освещения стали еще одной особенностью декоративного искусства, что очень хорошо видно в натюрмортах голландцев, а также в использовании зеркал в сочетании с отражающими поверхностями в интерьере. Интерес к движению находит свое воплощение, к примеру, в подставках, имеющих форму крученых колонн. Нелинейные формы и игра света на волнообразной поверхности также характерны для Барокко.

Интерес к свету и движению можно наблюдать в процессе становления Аурикулярного стиля в начале XVII века в изделиях голландского серебра. Названному так из-за сходства с человеческим ухом, этому стилю характерны абстрактные, плотные формы и эффекты волнующейся воды, иногда странные чудовища.

Начинает доминировать фантастический орнамент, столь модный во второй половине XVI века. Игра света на волнистых поверхностях серебра создает впечатление причудливой деформации металла, как бы в процессе плавки. Аурикулярный орнамент в основном используется в голландских изделиях из серебра, хотя иногда он появляется в предметах мебели и очень редко в керамике и тканях.

Установление оживленной торговли со странами Дальнего Востока - другой ключевой момент в развитии декоративного искусства XVII века. Многочисленные торговые фирмы стали поставлять на европейский рынок изделия из лака, фарфора, шелка, что способствовало формированию вкуса к экзотике. Товар был дорог и доступен только богачам, но спрос был настолько велик, что стали производиться дешевые подделки лаковых изделий и бело-синего фарфора в европейских странах.

Вначале они были достаточно близки к восточным прототипам, но постепенно создатели, сохраняя экзотический налет, все больше и больше отходят от оригинала и создают стиль, названный «шинуазери» .

Поскольку европейские знания о Дальнем Востоке были весьма приблизительны, художникам-декораторам приходилось использовать свою фантазию в тематике декорирования.

За этим последовало дальнейшее раскрепощение выразительности, которое создало фантастический, полный находок лексикон декора, оказавший огромное влияние на развитие декоративного искусства в XVII и XVIII веках. Видоизменившись, изделия из бело-синего фарфора начинают приобретать традиционные европейские формы.

В это время широко распространенным элементом в декоративном искусстве являются цветы. В Европу завозятся новые виды растений, создаются ботанические сады и растет благосостояние опытных садовников. Следствием становится не только мода на показ срезанных цветов и создание новых форм цветочных ваз, но и стремительное обогащение художников и декораторов новыми мотивами.

В первой половине торговля тюльпанов достигает своего пика, тюльпаны изображаются тщательно прописанными или стилизованными, их гравируют на серебре, они появляются на тканях и предметах мебели, украшенных маркетри, их рисуют на керамических изделиях.

Другим заимствованным из природы и античности мотивом становится акант. Впрочем, он употребляется намного чаще другого лиственного орнамента, не ассоциируясь ни с какой специфической эпохой. Зазубренные раздельные листья аканта появляются среди архитектурных деталей в любой области декоративного искусства, превратившись в доминирующий мотив декора в стиле Барокко.

В последней четверти века преобладает более строгий и формальный стиль «Барочного классицизма», принятый французским двором и проявившийся в произведениях французских художников-декораторов и оформителей.

Работы таких декораторов широко распространены в виде отпечатков, специально выгравированных досках с орнаментами, которые легко переводить в различные материалы. Они стали мощных источником вдохновения в декоративном искусстве начала XVIII века.

Важным аспектом работы французских декораторов XVII-го начала XVIII-го вв. было возрождение гротескного орнамента. Он составлялся из усиков аканта, ламбрекенов, а также фантастических созданий, симметрично расположенных внутри тонко закрученных краев. Хотя эти мотивы начали встречаться в образцах XVI века, они становятся более утонченными и линейными, привнося новый элемент воздушной легкости и элегантности, во многом предсказывая стиль Рококо.

Барокко (итал. barocco - «излишество») – стиль, зародившийся в Италии и необыкновенно популярный в странах Европы в XVI – XVIII веках. Основным его чертами являются торжественность, помпезность и динамика.

Характерные признаки стиля барокко:
. взаимное пересечение геометрических форм, усложненность пространств;
преобладание криволинейных сложных форм;
широкое использование цветовых контрастов;
чередование выпуклых и вогнутых плоскостей.

Для стиля барокко характерна, прежде всего, показная, а зачастую даже и утрированная роскошь. Однако при этом такая важная черта классицизма, которому данный стиль пришел на смену, как симметрия в нем сохранилась неизменной. Барокко свойственен необыкновенный размах, текучесть сложных форм и слитность. И вместе с тем в этом стиле очень приветствуется все удивительное, необычное и оригинальное.

Основные мотивы орнаментов эпохи барокко

Барочный орнамент многое связывает с позднеренессансным. По-прежнему актуальным остается аканфовый завиток, который обычно переходит в катуш. Основным языком орнамента барокко является аллегория. Однако при этом в нем появляются и зачатки реалистичности. Так, к примеру, в одной и той же композиции в охоте могут принимать участие охотники, собаки и одновременно купидоны и богини. Причем все эта сценка покрыта причудливыми завитками аканфа, символизирующего густую траву. Барочные орнаменты активно вторгаются в композицию самого предмета, то есть являются частью реального пространства.

Зачастую этот декор настолько активен, что затмевает само содержание. Например, на известном гобелене Рафаэля, выполненном по картону «Чудесный улов», даже евангельский сюжет отодвинут на второй план чрезвычайно вычурным, бросающимся в глаза бордюром. Еще одной характерной особенностью орнамента барокко является живописность трактовки. При этом некоторая неправильность симметрии только подчеркивает реалистичность форм и их явную рукотворность. В орнаменте барокко продолжены популярные в классицизме темы раковины, медальона и картуша. На этот раз раковина приобретает веерообразный либо гвоздичный вид. Также этот элемент может ассоциироваться с королевской лилией.

Орнамент барокко очень часто дополняется вытянутыми длинными соединительными линиями. Они могут иметь как лекальные, плавные изгибы, так и прямые, четкие углы. Этот элемент необходим в композиции для того, чтобы придать ей определенность. Иногда этот мотив трансформируется в простые геометрические членения. В этом случае в декоре барокко очень ярко проявляются классические традиции. Отличительной чертой барочного орнамента является выразительность и разнообразие. В том случае, если в нем не присутствуют мотивы классицизма – это настоящая вакханалия, стремящаяся вырваться и сеток раппорта. Широко используются элементы, повторяющие элементы античных греческих и римских орнаментов. Очень охотно применяются и получеловеческие-полузвериные силуэты. Часто мастера применяют такое украшение, как тяжелые связки плодов и листьев.

Во второй половине XVII века орнамент становится строго симметричным. Для этого периода характерно подражание разного рода архитектурным элементам. В декоре позднего барокко часто можно встретить колонны, консоли, балюстрады. Орнамент этого периода поистине роскошный, величественный и несколько грузный. Катуши и раковины дополняются торшерами, жертвенниками, вазами с цветами, драконами. Очень примечательны орнаментальные композиции Жана Берена (1679-1700). В своем искусстве этот замечательный художник опирается на орнаментику французского Возрождения. В его декорах часто можно видеть гротески, выполненные на основе работ XVI века. Художник развивает тему центральной фигуры в орнаментальном обрамлении.

Орнамент барокко в русской архитектуре

Барочный орнамент в России использовался довольно широко. Примером может служить оформление дворцов архитектора Бартоломео Растрелли, выстроенных им в Петергофе, Царском Селе и Петербурге. В этих интерьерах повсюду свет, изобилие лепнины, ярких цветов, узора в декоре. Периодически в качестве мотива орнамента используется раковина, картуши, растительные завитки, купидончики. Орнаменты позднего барокко можно считать гордостью отечественной архитектуры. Если в начале XVII столетия в российском декоре еще и преобладали ясность и четкость рисунка, то в дальнейшем они сменились узорчатостью. При этом орнамент не оставлял на предмете ни малейшего свободного места. Растительные же мотивы постепенно теряют свою схематичность, становясь более реалистичными. В начальные годы XVIII века в декоре зачастую можно видеть такие элементы, как ягоды и плоды. Русский орнамент барокко примечателен тем, что декор сохранил национальные особенности. Впрочем, это характерно для барочных узоров всех европейских стран, среди которых лидирующее и достойнейшее положение занимает Франция.

Орнамент - это особый вид художественного творчества, который, как считают

многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он

лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет

собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой

используются различные выразительные средства. Среди них - цвет, фактура и

математические основы орнаментальной композиции - ритм, симметрия;

графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность,

гибкость или угловатость; пластика - в рельефных орнаментах; и, наконец,

выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного

цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином

декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания

полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит

вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

*****Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он

сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно

использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов

и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко

применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самыми

прихотливыми и неожиданными

завитками орнамент из аканта

используется почти всеми видами

прикладного искусства.

*****Орнамент второй половины XVII в.

(позднее барокко) строго симметричен,

для него характерно подражание

архитектурным деталям: колонны,

разорванные фронтончики,

баллюстрады, консольки. Декор этого

периода богат, несколько грузен и

величествен. Орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами,

жертвенниками, драконами, кариатидами и вазами с цветами.

Орнамент барокко в странах Западной Европы

Родоначальницей исторического стиля в пространственных

искусствах и музыке, получившего название «барокко»,

стала Италия, которая в XVI веке дала жизнь и

предшествующему стилю эпохи Ренессанса

(Возрождения).

С итальянского языка «barocco» переводится как

«странный, причудливый», но есть основания связывать

жемчужину с неправильной поверхностью. Первые опыты в

новом стиле были сделаны в конце XVI века в церковной

скульптуре и архитектуре и довольно долго сохраняли

многие черты ренессанса.

Расцвет барокко как особого стиля мебели пришелся на

Орнамент барокко

середину XVII века. Как все исторические стили, барокко стал к этому времени

господствующим стилем во всех областях художественной деятельности, включая

церковное и гражданское строительство, производство предметов быта и одежды,

ювелирное и оружейное дело, кораблестроение, изготовление приборов (для

навигации, часов, телескопов), инструментов и пр.

Общая направленность барокко в композиции объектов – это отход от ясности,

строгости и статичности построения формы, свойственных эпохе Возрождения. В

вещей. Целью становится создание ощущения силы, живой, действующей

энергии, некоего мистического великолепия. Как нельзя кстати это было удобно

для нужд католической церкви, которая в это время противостояла движению за

реформацию церкви, охватившее Европу. Не случайно барокко называли орудием

контрреформации, по замыслам которой храмы должны были служить всеми

возможными способами возвеличиванию могущества католицизма – своей

архитектурой, скульптурой, живописью, позолотой, светом, музыкой,

риторическим пафосом проповедей. Более полно и широко принципы барокко

проявились в искусстве тех стран, в которых контрреформация оказалась

наиболее успешной – в Италии, Испании и Франции.

Из церковной среды барокко довольно быстро распространилось на архитектуру и

убранство дворцов королей, правящей знати и дворянства. Во всех странах

Западной Европы, как и в России XVII-XVIII веков, новый стиль оказался впору

монархической власти, которая вела борьбу за абсолютизм. В существенно

упрощенном виде барокко отразилось и в среде городского и сельского

простонародья.

Мебель в стиле барокко (основные черты)

В предметах мебели можно отметить следующие

особенности, свойственные барочному стилю:

1.Все фасадные проекции (или, по крайней

мере одна из них) любых видов мебели

лишены замкнутой прямоугольности контура,

свойственной подавляющему большинству

изделий эпохи Ренессанса. Прямоугольность

очертаний нарушается, как минимум,

узорчато-фигурными навершиями шкафов, спинок кресел и стульев, спинок

кроватей в виде криволинейного карниза, фронтона или сандрика с вазами.

Поверхности, тем или иным образом вычлененные внутри общего

фасадного контура (например, поверхности шкафных дверей, выдвижных

ящиков, пилястр), часто имеют также свой собственный фигурный контур.

2.В мебели барочного стиля отсутствуют такие поверхности, единственным

декоративным свойством которых была бы только естественная текстура

древесины, как правило, орех или черного дерева. Если в изделии и есть

какая-либо большая поверхность, например филенки шкафной двери или

столешницы, то она разбивается инкрустацией (интарсия, мозаика), чаще

всего узорочной, или по типу «маркети», то есть набором сопряженных

плашек толщиной 3-4 мм с различно ориентированной текстурой

древесины.

3.Впервые в истории мебели широк применяются изогнутые поверхности,

получаемые столярной обработкой заготовок из массива и гнутья (гнутье

массива древесины – достижение эпохи барокко). Часто, но не всегда, и

только в дорогостоящих изделиях такие поверхности имеют двери шкафов,

передние стенки ящиков, а порой и боковые стенки у комодов, шкафов,

столов, бюро, секретеров. Нередко гнутся также передние и боковые части

царг стульев, кресел, диванов, столов. Встречаются поверхности, изогнутые

как по вертикали, так и по горизонтали, в том числе выпуклые, вогнутые и

вымпелообразные, а также выпукло-вогнутые (весьма редко).

4.Правильный орнамент с бордюрной симметрией, свойственный

Ренессансу, а еще раньше готике, а после барокко – классицизму, уступает

место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или

двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Для

инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая

кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные

минералы и др. Орнаментальная симметрия на основе ритмического

повторения какой-либо фигуры – чужда барочному стилю.

5.В этом стиле основные мотивы объемных украшений в большинстве своем

асимметричны – щиты сложного ломанного или округлого очертания,

картуши, раковины, так называемые «усики» (сильно вытянутые,

ветвящиеся один из другого листья аканфа), гирлянды, фестоны, голова,

бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той

или иной детали мебели, либо наложены на нее, будучи изготовлены из

древесины, металла, слоновой кости, черепахи и др.

6.Для барокко свойственна сложная фигурность всех опорных элементов

(ножек) шкафов, столов, стульев, кроватей и др., которая получается с

помощью резьбы, гнутья массива и в результате точения. Часто ножки

имеют характерный вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так

называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»). Значительно реже

применяются опоры точеные и витые, которые изготавливались в основном

в Германии, Голландии и Англии.

Этапы развития барокко

В эпоху барокко во Франции, где стиль получил наиболее яркое и полное

развитие, обозначилась целая плеяда выдающихся мастеров архитектуры и

декористики, работавших в мебельном деле, таких как: Жан Лепотр, Даниэль

Маро, Шарль Лебрен, Жиль Опенордт и, в особенности, архитектор, живописец,

декоратор и столяр-чернодеревец Андре-Шарль Буль с четырьмя его

преемниками-сыновьями.

Эпоху Барокко принято делить на четыре периода, которые хронологически

совмещаются со временем правления французских королей:

стиль Людовика XIII – раннее барокко, переходное от Ренессанса, 1610-

стиль Людовика XIV, 1643-1715 гг.

стиль Регентства («режанс») – переходный к стилю Людовика XV, 1715-

стиль Людовика XV – позднее барокко, получившее название «рококо»,

В мебели современного производства элементы стиля

барокко воспроизводятся крайне редко, большей

частью в предметах мягкой мебели. Весьма

распространенная орнаментация растительного

характера, объемная и плоская, следующая контуру,

например, шкафных дверей и столешниц, является

упрощенной стилизацией орнаментики не барокко, а так

называемого второго рококо, или неорококо второй

половины XIX века.

Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в

разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой

из них свои особые черты. Прихотливый узор из самых различных плодов и

листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в

московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты

золоченые иконостасы. Этот сложный резной орнамент носил название

“Флермской резьбы”, выполнялся специальными мастерами Оружейной палаты.

Орнамент барокко в России

Говоря об архитектуре и мебели барокко в западных странах, нельзя не сказать и

о России. Вторая треть XVIII века - время, когда в русской мебели причудливо

сочетаются барокко предшествующих лет с пришедшим из Западной Европы

рококо. В это время Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и другие известные

архитекторы создают роскошные дома и дворцы с богатыми интерьерами для

царской семьи и знати в Петербурге и его окрестностях. Внутреннее убранство

зданий великолепно: парадные залы, расположенные анфиладой по одной оси и

обильно украшенные позолоченной резьбой, огромные окна и зеркала в

простенках, обрамленные пышным декором и создававшие благодаря

отражениям иллюзию дополнительного пространства, обилие осветительных

приборов, блеск свечей, который дробился и отражался в зеркалах вместе с

обилием позолоченной резьбы. Мебель задумывалась архитекторами как часть

общего декоративного убранства; она состояла в основном из резных консолей и

кресел, которые расставлялась вдоль стен. Парадные залы служили "лицом"

дворца, они обставлялись с особым великолепием; при этом обстановке жилых

комнат уделялось гораздо меньше внимания.

*В середине XVIII века все еще ощущался недостаток мебели для жилых

помещений. В своих «Записках» Екатерина II описывала эти годы: «Двор в то

время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы и

комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в

Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При таких

перевозках многое ломалось и билось, и мы получали все в таком изломанном

виде, что пользоваться этой мебелью было довольно трудно» (эти записи

относятся к 1751 году). Предметов обстановки этого времени сохранилось

Мебель, сделанная для Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца

в Царском Селе, в основном погибла во времяВторой мировой войны, а мебель

Зимнего дворца - во время пожаров. Основное направление развития

художественных мебельных форм определялось влиянием барочных

архитекторов - Ф. Растрелли и др., которые сами проектировали мебель для

создаваемых ими интерьеров; при этом они привносили новое понимание

пропорций мебели, задач ее декорирования, а также значения обивочных тканей,

которые сочетались с обивкой стен. Новый характер мебели наиболее явно

получает выражение в резьбе: плоской и рельефной, местами прорезной, часто

позолоченной. Широко и свободно используется резьба в виде раковин и

различных завитков довольно высокого рельефа, стилизованные цветы, почти

объемные по своим формам, птицы, фрукты. Резьбой покрывались ножки, царги,

рамы зеркал, спинки кресел диванов и стульев. Часто пропадает граница,

отделяющая орнамент от предмета, весь предмет превращается в совокупность

объемных украшений, опирающихся друг на друга. Помимо барочного орнамента

в резьбе присутствуют элементы рококо - раковины, завитки, мотивы волны.