Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Формы внеклассной работы с младшими школьниками. Формы внеклассной работы по истории

Формы внеклассной работы с младшими школьниками. Формы внеклассной работы по истории

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

На протяжении вот уже более чем двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства. Ее истоки восходят к литературным собраниям (XVIII век) в дворянских пансионах и учебных заведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников, ставились пьесы. В рукописных журналах «пробовали свои перья» воспитанники Царскосельского лицея, а в «Лицейской антологии» были представлены лучшие произведения литературного творчества лицеистов.

Если периоды политической реакции в общественной жизни России сопровождались усилением строжайшей регламентации учебного процесса, запрещением какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внеклассная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой самодеятельности учащихся. Так, появившиеся.в середине XIX века литературные беседы, форма организации самостоятельного внеклассного чтения, чрезвычайная важность которых для школы отмечалась Н.И.Пироговым,) H.JT.Чернышевским; К.Д.Ушинским, в 1866 г. были официально запрещены. Тем не менее опыт литературных бесед дополняется в 80-е гг., на рубеже столетий, литературными праздниками, вечерами, конкурсами чтецов, инсценировками, проведением экскурсий в художественные музеи, посещением театра. Кружки, литературные выставки, организованные М.А.Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной работы. В 20 - 30-е гг. нашего столетия палитра форм внеурочного освоения литературы обогащается разноплановыми экскурсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, литературными судами, играми. В последующие десятилетия заметно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеклассной работы, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов - литературных кружков, клубов, музеев. Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 г., - примета масштабности современной внеурочной работы по литературе.

Почему же, несмотря на совершенствование программ и самого процесса изучения литературы в школе, внеклассная работа неизменно остается важным каналом освоения литературы школьниками? Чем она особенно притягательна для ребят?

Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода и т.п. Это, по словам Б.М.Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то спектакль, литературный турнир, краеведческая экспедиция. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.

Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Сегодня нас не удивляет, что «святая святых» - выпускной экзамен - может проходить в форме защиты реферата по самостоятельно избранной учеником теме и даже в форме коллективной игры (Богданова Р.У. Новые подходы к проведению экзамена // Литература в школе. - 1989. - № 3). Прообразом многих форм урока, признанных инновационными, является внеклассная работа.

Внеклассная работа по литературе изначально - в силу природы искусства - явление многовариантное, и ее строгая классификация вряд ли возможна. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение конкретной литературной темы, проблемы может определять профиль внеклассной работы. Выделим в ней относительно самостоятельные направления.

Занятия литературным краеведением обращены к изучению литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школьных музеев. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться прошлый недостаточно, надо помогать его беречь. «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию... Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может Вести себя как дикарь.

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От маленького писателя - к большому читателю» - в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овладения журналистикой, искусством перевода, а рукописные журналы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций» (Лейбсон В.И. Методические рекомендации по литературно-творческому развитию школьников во внеклассной работе. - М., 1984; Бершадская Н.Р., X а л и -м о в а В. 3 . Литературное творчество учащихся в школе. -М., 1986).

Потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию (Я з о в и ц -кий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. - Л., 1963; Сорокина К.Ю. Школьный театр как средство литературного развития. - М., 1981; Рубина Ю. И. и др. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. - М., 1974).

Как правило, названные направления во внеурочной работе связаны, с одной стороны, с региональной спецификой литературно-краеведческого материала, традициями школы, неутомимым поиском поколений учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творческого, художественно-исполнительского характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия педагога - поэта, заядлого театрала, мастера художественного слова.

В массовой практике школ наиболее представлена внеклассная работа по освоению жизни и творчества того или иного писателя. Она чаще всего ведется параллельно программному изучению автора, заметно активизируясь в годы писательских юбилеев. Остановимся подробнее на этом типе внеурочной работы, синтетичной по своему характеру, включающей, в частности, элементы, как краеведения, так и разнообразной творческой деятельности. Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А.Рыбникова, блестяще реализовав системный подход во внеклассной работе, писала о том, что именно «система медленного чтения и длительной остановки на одной творческой индивидуальности» (Рыбникова М.А. Работа словесника в школе. - М.; Пг., 1922. - С. 11) создает условия для живого, непосредственного контакта учащихся с писателем. И в наши дни словесник Н.В.Мирецкая убеждает: «Можно сухо перечислить всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсии, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия... Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие» (Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. - М., 1989. - С. 20). Фактором развития могут быть лишь системные воздействия.

Как же в многообразии видов и форм внеклассной работы обнаружить внутренее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его не-угасающим, чтобы каждая новая встреча с автором становилась личностным открытием его неповторимого мира, а соответствующие формы деятельности определяли бы способ вхождения в этот мир?

Сложившееся в социологии искусства и педагогике положение о том, что художественные интересы личности реализуются в трех видах деятельности (знакомство с художественными произведениями или «потребление искусства»; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помогает упорядочить представление о структуре внеклассной работы при освоении мира писателя. Причем оптимальным признается «комплекс трех ориентации» (Ф охт-Бабушк и н Ю. У. Об эффективности художественного воспитания // Искусство и школа. - М., 1981. - С. 17 - 32). Между тем в реальной школьной практике внеклассная работа нередко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» юбилейного характера, к просмотру экранизации либо знакомству с музейной экспозицией, т.е. наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправданная диспропорциональность отдельных видов и форм внеклассной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле - для обозначения периодичности в работе.

Заботясь о том, чтобы в художественном опыте детей гармонически были представлены и впечатления от непосредственных встреч с произведениями искусства, и обогащение запаса искусствоведческих знаний, и их собственное творчество, важно помнить о возрастной динамике в проявлении отношения школьников к различным видам художественной деятельности. В 30-е гг. Л.С.Выготским была высказана гипотеза: «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М., 1967. -С. 8). Определенный вид художественной деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее полно выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерархию. «Процесс этот объективен. Тот вид художественной деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды художественной деятельности можно сказать, что они не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагну-" ли его черту» (Ю сов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии: О периодах возрастной актуальности занятий различными видами искусства // Теория эстетического воспитания. - Вып. 3. - М, 1975. -С. 46), _ резюмирует Б.П.Юсов.

В условиях педагогически организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах.

Младших подростков особенно привлекает игра. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам литературных произведений), играм-фантазиям. Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в VI классе становится очевидным особый интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало (например, воображаемые путешествия, предполагающие «роль» экскурсовода). К VII классу спектр форм художественно-познавательной деятельности значительно расширяется (обсуждение книг, кинофильмов, выставок, реферирование, экскурсии, конференции, альманахи, турниры знатоков и т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло восприятия произведений искусства с дальнейшей их интерпретацией (читательской, зрительской и т.д.).

Динамика постепенно усложняющихся - с учетом преемственности и перспективности - форм внеклассной деятельности подростков, ориентированная на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), отражена в таблицах 1 и 2.

Формы внеклассной работы по истории

Учитель истории

МОУ "Журавлёвская СОШ"

Старченко Светлана Викторовна

В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации мероприятий в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум учебных и воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

Массовые формы внеклассной работы по истории

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так исторический конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями.

Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, по мнению заслуженных педагогов, служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель - вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Еще одной формой массовой работы по истории с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного времени и является составной частью учебной и воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Распространенной формой массовой внеклассной работы по истории являются встречи с интересными людьми. В современных условиях такая форма внеклассной работы по истории используется реже, чем прежде, но занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, ученые, писатели, художники.

Встречи учащихся с интересными людьми могут проводиться в школе, на предприятиях, в музеях. Они должны быть хорошо подготовлены: необходимо определить тему и цель встречи, место и время ее проведения, предварительно обговорить с приглашенным круг обсуждаемых вопросов, воспитательную направленность его рассказа, предупредить о том, с детьми какого возраста и образовательного уровня предстоит встреча.

Широкое распространение среди школьников получили соревнования на лучшее выполнение заданий по истории во время конкурсов, олимпиад, викторин. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви к предмету, поэтому эти формы внеклассной работы приобретают ярко выраженное воспитательное и коррекционное значение.

В конкурсах по истории могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые классы. Ребята отвечают на поставленные вопросы, собирают сведения о родном крае, пишут сочинения о своем городе, селе, описывают исторические памятники, делают зарисовки и т. п. Одновременно с заданиями учитель указывает источники, которые могут быть использованы во время подготовки, проводит консультации.

Олимпиады проходят в несколько туров с выбыванием тех, кто не набрал нужных баллов. Викторины по истории ближе стоят к игровой форме (в методической литературе их нередко относят к группе исторических игр), они могут проводиться без предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов. Для учащихся эта форма внеклассной работы является наиболее доступной и интересной. В школьной практике широкое применение нашли краеведческие викторины.

Таким образом, массовые формы внеклассной работы по истории являются самыми распространенными в силу ряда характерных особенностей: 1. они охватывают наибольшую аудиторию школьников, которые становятся участниками общего яркого действа; 2. разнообразие средств подачи информации и их взаимодействие усиливают восприимчивость детей к историческим фактам, делают их более яркими и понятными; 3. они аккумулируют в себе все многочисленные формы внеклассной работы, являясь своего рода конечным логическим этапом закрепления знаний, которые было бы невозможно усвоить в обычной урочной форме преподавания истории.

Групповые формы внеклассной работы

Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории является групповая, или кружковая. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, лекции, экскурсии, экспедиции.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ вводится так называемый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.

В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название («Юный историк», «Юный краевед», «Клуб знатоков истории» и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций. Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев.

В школах часто проводятся лекции (лектории) как по общеполитическим вопросам и международному положению, так и по отдельным вопросам исторической науки, а также в сочетании с литературой и искусством. Лекции и лектории распространены довольно широко. В ряде школ им придают определенную направленность, с лекциями по определенным темам в особо интересующих их областях выступают сами учащиеся.

Такая форма внеклассной работы по истории, как экскурсии пользуются особой популярностью среди учащихся. Экскурсия - это особая форма совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (предприятие, исторические места и т. п.) или в музеях, на выставках в целях образования и воспитания школьников.

При всех возможных различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.

Особое место во внеклассной работе занимают дальние экскурсии, или экспедиции. Они требуют значительных средств, связаны с дополнительными трудностями, поэтому должны быть тщательно подготовлены.

Групповые или кружковые формы внеклассной работы носят более локальный характер, они рассчитаны на меньшее количество учеников или на менее узкую тему изучения, что касается, например, экскурсий. В то же время использование во внеклассной работе групповых форм выявляет круг школьников, наиболее заинтересованных в предмете, и способствует более углубленному изучению истории.

Индивидуальная форма обучения истории в школе

Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Задачей хорошего педагога является не сообщение истины, а обучение школьников тому, как находить ее самостоятельно. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. В настоящее время появляется острая необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация, наличие творческих начал, присущих каждому ребенку, радость открытий.

Индивидуальная работа может быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений; приобретением навыков самоорганизации и самодисциплины.

Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но в большей степени для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная, а именно самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность – многогранное понятие. Это и качество личности, и деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая, и выход творческим силам детской души.

В структуру индивидуальной работы ряд педагогов включают три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного действия, например, выполнения воспроизводящих самостоятельных работ по образцу; выполнения конструктивных самостоятельных работ (воспроизведения не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширения сферы их применения, с собственными выводами и достижением уровня продуктивной деятельности); выполнения эвристических работ (разрешения проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретения опыта поисковой деятельности, овладения элементами творчества); и, наконец, выполнения исследовательских работ и приобретения опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.

На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия). Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала как на уроке и в последующем выполнении индивидуальных заданий – изучении источников, написании рефератов, а также к готовности к работе в библиотеке.

Организация самостоятельной работы учащихся во внеурочной работе требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

    Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе внеклассных занятий по теме.

    Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

    Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

    Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.

    Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.

Эффективность владения материалом во многом зависит от активизации индивидуальной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроках истории и во внеурочной работе различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение новых знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы и др.

Результаты самостоятельной работы должны обязательно обсуждаться и оцениваться в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем.

Планомерная индивидуальная работа учеников под умелым руководством педагога должна способствовать снижению страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием; появлению у школьников уверенности в себе, в своих возможностях; формированию привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению; развитию способности постоянного поиска знаний и умения их использовать и применять на практике; появлению такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения: развитию творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли; повышению активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера, достижению высокого уровня развития личности ученика.

Индивидуальная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Она требует от преподавателя умения показать, где найти ту или иную информацию, но овладеть ей каждый ученик должен самостоятельно.

Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и определенной системы. Во всех рассмотренных формах внеклассной работы огромная роль принадлежит учителю истории. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся.


Формы внеклассной работы

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Айвазян А.П.,

учитель английского языка

Формы и методы внеклассной работы по предмету .

Воспитание - есть особого рода рождение. Общественно-политические, экономические, социальные преобразования, происходящие в нашей стране в последнее время, требуют изменения подходов в образовательном процессе в современной школе.

Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить, принимать решения в условиях постоянно меняющегося мира. В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. В педагогике есть несколько определений категории воспитания. Под системой воспитательной работы понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий(дел, акций), приводящих к поставленной цели. Воспитательная система служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием её эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника. Вопрос о роли внеклассной работы в учебном процессе, о влиянии её на мотивацию изучения иностранного языка представляется очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся по иностранному языку, и требованием усилить воспитательное воздействие на учащихся впроцессе преподавания иностранного языка и других школьных предметов.

Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями. Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений:

  • прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков);
  • гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире);
  • аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности).

Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по иностранному языку.

В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы педагогического воздействия на личность. Наиболее значимыми принципами внеклассной работы по иностранному языку являются следующие:

  1. Принцип связи с жизнью.
  2. Принцип коммуникативной активности.
  3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка.
  4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
  5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
  6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.

Все выше перечисленные принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других. Эффективность и результативность внеклассной работы находятся в прямой зависимости от вышеперечисленных принципов и так же следующих условий:

1) добровольность участия;

2) сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя;

3) четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

4) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

5) наличие целевых установок и перспектив деятельности;

6) широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

Во внеклассной работе по иностранному языку различают 3 основные формы работы : массовую, групповую и индивидуальную. Эти формы определяются на основании таких критериев, как количественный охват учащихся, регулярность проводимой работы, стабильность состава учащихся.

Массовые формы различают в зависимости от периодичности массовые эпизодические (вечера, утренники, конференции, посвященные праздникам, олимпиады по иностранным языкам, конкурсы, КВН). К массовым постоянным формам работы относится Неделя иностранного языка.

Групповые формы работы чаще всего представлены двумя основными видами: кружковой и клубной. Кружковая форма работы имеет различную направленность (на дальнейшее совершенствование уровня практического владения языком, страноведческие кружки).Индивидуальные формы работы имеют большое значение в выявлении индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Они предполагают подготовку рефератов, разучивание стихов, песен, изготовление альбомов, выпуск стенгазет.

Все формы внеклассной работы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Система внеклассной работы учителей по иностранному языку в включает следующие мероприятия:

  1. Школьный тур олимпиад по предметам.
  2. Подготовка и участие учащихся школы в олимпиадах внешкольного уровня.
  3. Организация и проведение “Недели любви” (Недели иностранного языка).
  4. Участие учащихся в городских, региональных акциях (Неделя Франкофонии, конкурсы посольства Франции в России и т.д.).
  5. Праздник пятиклассников “Чему мы научились за год” .
  6. Экскурсии, культпоходы в кинотеатры, на выставки, связанные со странами изучаемых языков.
  7. Исследовательская деятельность учащихся (НОУ).
  8. Использование Интернета в обучении иностранным языкам.

Кратко остановимся на описании каждой позиции внеклассной деятельности подробнее. Важным средством, стимулирующим повышение интересов учащихся к изучению иностранного языка, являются олимпиады .

Олимпиады повышают интерес учащихся к иностранному языку, создают у старшеклассников положительное отношение к изучению иностранного языка, активизируют их инициативу и самостоятельность, предоставляют им широкий простор для творческой активности, развития способностей по иностранному языку. Олимпиады помогают выявить одарённых детей среди учащихся школы. Вместе с тем все это призвано способствовать достижению конечной цели обучения в средней школе - повышению уровня знаний, умений и навыков ее выпускников, созданию такой языковой базы, которая смогла бы обеспечить им навыки практического использования лексико-грамматического программного материала. Победители олимпиад награждаются грамотами и памятными сувенирами.

В нашей школе ежегодно проводится “Неделя иностранного языка” ,посвященная Дню Святого Валентина Учащиеся нашей школы принимают участие в городских, региональных акциях (Неделя Франкофонии, конкурсы посольства Франции в России и т.д.).участие детей в таких конкурсах развивает интерес ребят к стране изучаемого языка, к иностранному языку, расширяет их кругозор.

Стало традицией в нашей школе в конце учебного года проводить праздник для пятиклассников “Чему мы научились за год”, на котором ребята показывают свои знания на иностранных языках, участвуют в разработке сценария праздника, готовят декорации, выступления. Такие праздники являются одним из важных видов внеклассной работы. Они углубляют и расширяют знания учащихся, повышают интерес к изучению языка, закрепляют умения и навыки разговорной речи, обогащают словарь, вырабатывают правильное произношение, выразительное чтение. Они приносят пользу не только учащимся, участвующим в программе, но и тем, которые на празднике являются слушателями и зрителями.

Учащиеся школы посещают выставки, театры, кинотеатры, связанные со страной изучаемого языка. Это стимулирует интерес учащихся к иностранному языку. Связь урока и внеурочная работа являются серьезным фактором в деятельности общения на иностранном языке, формирования самостоятельности и активности учащихся, как черт личности.

В школе работают секции научного общества учащихся по следующим предметам: история, география, геология, иностранный язык.

Старшеклассники используют при подготовке домашних заданий Интернет . Интернет помогает вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Интернет - это коммуникация, информация и публикация; коммуникация осуществляется при помощи электронной почты, информация заключена в огромных пластах всемирной паутины (WorldWideWeb), публикацию своего материала можно осуществить путём создания собственной страницы в Интернете.Внеклассная работа является неотъемлемой частью системы учебно-воспитательной работы школы и важным средством всестороннего воспитания молодежи. Разработка системы внеклассных занятий по иностранному языку является актуальной проблемой, так как она усиливает не только мотивационную сторону изучения языка, но и имеет практическую (коммуникабельную) и воспитательную направленность. Внеклассные занятия не только качественно воздействуют на успеваемость учащихся, но и содействуют совершенствованию, дальнейшему развитию приобретенных ими на уроках иноязычных речевых навыков, умений и комплексному решению воспитательных и образовательных задач. Кроме большого практического значения для лучшего овладения иностранных языком, внеклассная работа имеет большое воспитательное значение, способствует развитию самостоятельности, творческой активности учащихся, воспитанию нравственных черт характера, содействует общему культурному развитию учащихся.

Внеклассные занятия способствуют развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, воспитывают их воображение, мобилизуют их внимание и память, развивают у них чувство ответственности, приучают к самостоятельности и организованности, к аккуратности в выполнении порученных заданий.

Чтобы вовлечь как можно больше учащихся во внеклассную работу, необходимо применять разные её формы: индивидуальную, кружковую, массовую, умело сочетая их.

Педагоги других школ могут использовать в своей работе аналогичные формы внеклассной деятельности.

Литература

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. - 2002.-№ 6-с.11-40.
  2. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - /[ под ред. В.А.Караковского]. - М.: Новая школа, 2000.
  3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии./ В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1998.
  4. Шуман С. Место воспитания в целостном процессе развития личности./С.Шуман// Образование в современной школе. - 2002 -№ 4 - с.27-33.
  5. Бим И.Л. Личностно - ориентированный подход -основная стратегия обновления школы./И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. -2002-№2-с.11.

Ключевым моментом при организации внеклассной работы учителем в школе является выбор формы проведения. Правильно выбранная форма позволяет достигнуть поставленных учебно-воспитательных целей и определяет методы и приемы работы с учащимися.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форма проведения внеклассной работы определяется исходя из ее особенностей :

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это, прежде всего, совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания форм, средств, методов, чем при проведении урока.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля не.

5. Внеклассная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеурочное время.

6. Внеклассная работа имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Многообразие форм внеклассной работы создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия - индивидуальные, групповые, массовые формы. По направлениям деятельности - познавательные, оздоровительно-спортивные, досуговые, трудовые, творческие. По задачам воспитания - эстетические, физические, интеллектуальные, экологические, экономические .

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской сфере пришедшие из литературы - тимуровская, шефская работа, или из телевидения - КВН, Что?Где?Когда?, угадай мелодию, поле чудес. Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в форме внеклассной работы может и снижать качество воспитательной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах красоты, где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной «Я - концепции» . Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить и воспитательное значение с позиции ее цели, задач и функций.

Рисунок 1. Фомы внеклассной работы

По мнению И.Ф. Харламова, следует различать следующие формы внеклассной учебной работы: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии и другие. Но более наглядно и полно представлены формы внеклассной работы в схеме, предложенной Е.Е. Евладовой на рисунке 1. Формы внеклассной работы

В данной схеме представлены основное образование, внеклассная работа и дополнительное образование, а также зоны их пересечения. Соответствие формы внеклассной работы той или иной сфере, конечно условно, так и клуб может превратиться в разновидность урока, не говоря уже о факультативе, и напротив, урок может восприниматься как настоящий концерт. Пересечение всех трех сфер составляет область праздника, то пространство, где сходятся интересы всех ребят и педагогов, где могут быть реализованы знания и умения, полученные на уроках, и в творческих объединениях, и в процессе проведения коллективных творческих дел.

К сожалению, данная схема не дает представления о разных масштабах и разных задачах внеклассной работы. Для этих целей предлагаем рассмотреть сравнительную характеристику форм внеклассной деятельности, представленную в таблице 1. Рассматривая данные формы внеклассной деятельности, можно сделать вывод о том, что все они благоприятно воздействуют на развитие школьника.

Тем не менее, наиболее предпочтительной формой внеклассной работы являются предметные кружки.

Кружок - добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Занятия в кружках характеризуются наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы .

Кружки входят в систему общешкольной кружковой работы. По педагогическому словарю кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности. Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам. Она помогает школьникам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для школьников личности проблем:

Выбор взглядов, позиций, ценностей;

Развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов;

Выбор профессиональной деятельности, профессионального образования;

Выбор среды развития, среды общения

Таблица 1. Сравнительная характеристика форм внеклассной деятельности

Форма работы

Особенности и преимущества

Предметный кружок, факультатив

Углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей науки и культуры, организацию технического моделирования, опытнической работы, производство предметов материальной культуры и др.

Индивидуальная и групповая работа. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Практическая деятельность. Возможность получения конечного итога работы.

Научное общество

Объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые интеллектуальные мероприятия, посвященные науке и технике, организуют исследовательскую деятельность учащихся, конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний

Групповая работа. Создание ситуации успешности. Развитие коммуникации между школьниками.

Олимпиады, конкурсы

Выявление интеллектуальных и творческих возможностей детей и их дарований, позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты. Заранее планируется, для участия отбираются лучшие школьники

Индивидуальная работа. Действенная форма развития талантов, выявления лидерских качеств. Импульс для развития способностей и задатков в различных отраслях знаний.

Конференции

В процессе подготовки к конференции школьники внимательно знакомятся с художественными произведениями и продумывают свои выступления

Активизация самостоятельности в оценке, суждениях, мнении. Развитие ораторских способностей.

Выставки

Посвящаются результатам детского в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. В качестве экскурсоводов выступают сами дети.

Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники.

Массовые праздники, концерты

Организуется в виде дней, недель, месячников, коллективно-творческих дел, посвященных какому-либо событию или личности. Возможность проявить собственные таланты, личные качества. Развитие эстетического вкуса.

Знакомство с деятельностью и творчеством известных людей. Создание ситуации успеха, мотивации для дальнейшего развития.

Экскурсии

Форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдение, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях

Групповая работа. Практическая и профессиональная направленность. Возможность получения информации о предмете или явлении из первоисточника, развитие мироощущения.

Свобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоения - основная педагогическая характеристика системы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Также к достоинствам кружковой работы относится обеспечение возможности для более тесной связи и общения между детьми разных возрастов, встречающихся в благоприятной эмоциональной обстановке, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Кроме того кружкам присуща организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции, которые создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия.

В школьной практике сложились следующие типы кружков по технологии и трудовому обучению:

1. Подготовительные технические кружки создаются в основном для младших школьников. Здесь они углубляют полученные на уроках элементарные знания и умения по технике и технологии, работают с бумагой, картоном, жестью, соломкой и другими природными материалами, выполняют несложные модели машин и механизмов, учебно-наглядные пособия, игрушки. Как показывает опыт, занятия в таких кружках служат хорошей подготовкой для последующего вовлечения детей в техническое и декоративно-прикладное творчество.

2. Предметные (научно-технические) кружки объединяют учащихся средних и старших классов. На базе школьных мастерских обычно создают кружки по столярному, слесарному и токарному делу, электро- и радиотехнические, конструированию, шитью и дизайну одежды и др. Знания и умения, которые приобретают здесь школьники, выходят за рамки школьных программ, создаются условия для самостоятельного творчества и профессиональной подготовки.

3. Спортивно-технические кружки - авиамодельные, ракетно-космического моделирования, авто- и судомоделистов, картингистов, железнодорожного моделизма и др. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к спортивному моделированию, техническим видам спорта. Они изучают специальную технику, делают стендовые и специальные модели летательных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта, знакомятся с историей и перспективами развития техники, участвуют в соревнованиях.

4. В производственно-технических кружках учащиеся занимаются изучением устройства и работы каких-либо широко распространенных машин, аппаратов или иных технических объектов, приобретают навыки управления ими, ухода и обслуживания. Выполнив программу, учащийся получает удостоверение, облегчающее приобретение конкретной профессии: шофера, комбайнера, киномеханика и др.

5. Кружки художественно-прикладного или декоративного творчества охватывают учащихся всех возрастных групп, которые занимаются художественной обработкой различным материалов. Тут создаются благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, развития творческой индивидуальности, а также знакомятся с народным творчеством и овладевают навыками художественных ремесел.

В арсенале современного педагога имеются различные формы организации внеклассной работы. Но наиболее полноценной по содержанию и учебно-воспитательным целям остается предметный кружок. Для ребенка это сфера личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности.

Исходя из интересов учащихся и требований к изучению предмета технологии, целесообразно для учениц среднего звена организовать кружок декоративно-прикладного творчества. Что и является объектом нашего исследования.