Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Икона троица феофана грека описание. Феофан грек - биография художника, известные произведения, выставки

Икона троица феофана грека описание. Феофан грек - биография художника, известные произведения, выставки

Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Преображение

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».


Столпник, 1374

Троица, 1374

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, 1378 г.

Три Столпника, 1378

Фреска феофана грека Троица Ветхозаветная

Фреска. Праотцы Адам, Авель, Сиф

Фреска Авель, 1378

Фреска Столпник Алимпий росписи выполнены Феофаном Греком в 1378 году в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Архангел

Донская икона Богоматери 1390-е годы

Успение, 1390-е

Богоматерь, 1405

Спас в силах, 1405

Иоанн Златоуст, 1405

Апостол Павел, 1405

Апостол Пётр 1405

Архангел Гавриил, 1405

Василий Великий, 1405

Иоанн Предтеча, 1405

Иконы святых и сил бесплотных

Пророк Гедеон, 1405

Школа день за днем - Музеи Московского Кремля Феофан Грек

Полностью

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский и русский иконописец, мастер монументальных фресковых росписей и книжной графики. Имея греческое происхождение, получил большое признание и славу на русской земле. Считается учителем Андрея Рублева .

Особенности творчества художника Феофана Грека: стиль Феофана Грека отличается темпераментностью, динамической свободой, проработкой индивидуальности и психологизма каждого образа. Мастер работает в принятом каноне, но и вместе с тем очень смело реформирует канон. Отличает его творчество и смелость мазка, и своеобразие колорита. Для фресковых росписей Феофана Грека характерна так называемая« скоропись», когда живопись почти монохромна, мелкие детали, складки одежды не проработаны, а контуры очерчены стремительными линиями. В его творчестве часто находят воплощение два полюса византийской духовной культуры — воспевание земной красоты как Божественного творения и устремление к духовной аскезе, отвергающей всё внешнее, красивое.
Во фресках Феофан использовал белильные высветления для придания большей одухотворенности и мистичности ликам святых. Общая цветовая гамма при этом сдержана и лаконична(преобладают чёрный, красновато-коричневый с оттенками, белый), напоминая опять же монашеское, аскетическое отречение от разнообразия явлений и красок мира. Феофан пишет в манере нарочитого изографа, в котором иконописцы опирались на подлинники, с точностью воспроизводя содержания преданий и письмен. Такая художественная манера позволяет создавать человеческий, и, в то же время, возвышенный образ.

Известные работы Феофана Грека: «Донская икона Божей Матери », «Успение Богородицы», «Спас Вседержитель», «Преображение Господне », «Богоматерь », «Спас в силах », «Троица », «Даниил Столпник ».

Источники сведений о мастере

Сведения о жизни Феофана Грека, очень немногочисленные, встречаются в московских и новгородских летописях. Особую ценность представляет письмо, написанное около 1413 — 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря и своему другу Кириллу Белозерскому. Сообщение Епифания дает представление о принципах работы мастера и является единственным источником, открывающим некоторые подробности жизни Феофана Грека. «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям „притчам“ и его хитростному строению» . Умение Феофана беседовать во время работы со всеми приходящими, что так восхищает Епифания, видимо, производило такое же впечатление, как 100 лет спустя производил гений Леонардо да Винчи.

Хотя Феофан и снискал широкое признание, даты его жизни и смерти указываются всегда лишь приблизительно. Наверняка известно только, что в 1413 году Феофана уже не было в живых, о чем мы узнаем из упомянутого выше письма Епифания Премудрого.
В летописях отмечены все три московских храма, в росписи которых участвовал Феофан: Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский. Упоминает о них и Епифаний. Если бы после окончания работы над Благовещенским собором в 1405 годы Грек успел бы произвести ещё какую-либо крупную работу, то летописи, да и Епифаний, это бы отметили. Поэтому дата смерти мастера заключается в промежутке между 1405 и 1413 годами.
Умер Феофан в преклонном возрасте, ибо первое известие о нем — работа в Новгороде, — датировано 1378 годом. Прибыть в Россию он должен был не только зрелым художником, но и в зрелом возрасте(25−30 лет): в Византии он уже успел поработать над целым рядом церквей. Получается, дату рождения Феофана Грека следует искать в диапазоне 1335−1340 годов, и в России он прожил около 40 лет, где и создал свои самые известные произведения.

Вера и убеждения Феофана Грека

Ко времени приезда на Русь Феофан уже вдохновлялся мистическим учением известным как исихазм. Слово« исихазм» происходит от греческого hesychia — «спокойствие», «безмолвие», «отрешенность». Учение это сформировалось ещё в ранневизантийскую эпоху, а встретить его можно было только в монастырях. Однако в XIV веке учение выходит за их пределы, получает теоретическое обоснование и становится доступным для мирян.
Исихазм учил, что Слово Божье постигается в молчании. Отказ от многословия, постижение Слова в самой его глубине и созерцательная молитва выведут на путь познания Бога. Но основной смысл исихазма заключается не в самой высокой молитве — он постигался через духовную практику и заключался в абсолютном духовном преобразовании, преображении. Не случайно Феофану принадлежит икона« Преображение Господне». Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Господа Иисуса Христа, имел для исихастской практики большое значение. Свет этот, как говорили исихасты, и есть внутренний свет преображения. «Царство Божие внутрь человека есть» — эту идею Феофан Грек наглядно воплощает в манере своей живописи.
Феофан был не просто религиозным, а даже глубоко убежденным человеком в том, как важна духовная сила, вера и активность особенно в той стране, в которой он жил. И характер великого живописца под стать — жесткий, аскетичный, размышляющий. Исследователями отмечается, что Феофану Греку присуще отрицание оптимизма. Он признаёт, что человек изначально грешен, поэтому может только со страхом и покорностью ждать решения своей участи на Страшном суде. И эти убеждения хорошо отражают приемы его творчества.

Выбор в пользу Руси

Феофан родом из Византии, отчего и получил прозвище« Грек». До приезда на Русь им было уже расписано сорок каменных церквей в Константинополе, его пригороде — Халкидоне, Галате. Именно в Галате, которая в ту пору была богатой генуэзской колонией, Феофан получил возможность познакомиться с западной культурой. Он видел её палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца деловитость и свободные нравы жителей Галаты. Ни одна из византийских работ Феофана не сохранилась. Из Галаты мастер перебрался сначала в Каффу(ныне Феодосия), а затем в Новгород. В Восточном Крыму с ним или с его школой ученые всё же связывают несколько сохранившихся фресок. Речь, в частности, идет о росписи храма Святого Стефана в Феодосии и о небольшой фреске в храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.
Феофан, подобно многим своим современникам, мог бы уехать в Италию, но, возможно, он не был готов расставаться с православной верой. Остаться в Византии, где всё больше в живописи утверждался сухой академизм, не соответствовало его индивидуальному вкусу и устремлениям. А вот на Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, для него открылось широчайшее поле деятельности. Мастер отравился на свою новую родину в свите митрополита Киприана. Выбор художника был полностью оправдан: в Московской Руси имя Феофана Грека стало первым среди плеяды гениальных живописцев. Он приехал на Русь уже зрелым, сложившимся мастером, а не рядовым ремесленником. Благодаря творчеству Феофана русские художники смогли познакомиться с первоклассными примерами византийского искусства. Его дар был поистине оригинален — берущий свои истоки в византийской традиции, он тесно переплелся и развился во взаимодействии с русской культурой.

Новгородский период

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Каким образом он попал именно туда, минуя Москву? Мы уже знаем, что он работал в Каффе — нынешней Феодосии. Новгородцы имели частые торговые сношения с этим городом и легко могли привезти к себе Феофана.
Первая работа, выполненная им на Руси, роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Это единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, датированное 1378 годом. Эта роспись по сей день остается главным источником для суждения об искусстве Феофана и его художественном стиле, что позволяет проводить сравнительный анализ для определения его авторства в других работах. Роспись церкви Спаса Преображения выполнялась Феофаном по заказу боярина Василия Даниловича и горожан и была окончена за одно лето. До наших дней дошли лишь фрагменты изначального монументального ансамбля фресок, но и по ним можно судить о мощном творческом даровании византийского иконописца.

Самое грандиозное изображение среди росписей храма находится в алтарном куполе: это Христос Вседержитель(Пантократор) в окружении четырех серафимов. В барабане(основание купола) — праотцы Авель, Адам, Ной, Сиф, Енох, пророки Илия и Иоанн Предтеча; в камере — богословы и столпники. Лучше всего сохранились фрески Троицкого предела(«Троица», «Поклонение жертве», «Богоматерь»).

Церковь Спаса Преображения — один из наиболее известных и ценных исторических памятников Новгорода. Находящиеся там работы Феофана Грека повлияли на творчество ряда живописцев, породили последователей. Например, в известной иконе« Отечество»(XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в нескольких произведениях XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана.

Талант Феофана Грека проявился не только в оригинальных художественных приемах, но и в многосторонности жанров. Вместе с его монументальными работами примерами для подражания стали его миниатюры. «Он был книги изографом нарочитым» — так эта похвала звучит у Епифания. Влияние Феофана видно в оформлении таких рукописей, как« Псалтырь Ивана Грозного»(последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог»(вторая половина XIV века).

Следующий этап жизненного пути мастера порождает только предположения исследователей. Есть сведения, что он жил в Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне. Работы этого периода до наших дней не дошли.

Московский период

Феофан перебрался в Москву, приблизительно, в 1390 году. К этому времени у него уже оформляется своя школа, появляются ученики и последователи. Вместе с ними Феофан приступает к росписи ряда московских храмов. При активном участии известного московского иконописца Симеона Черного в 1395 году Феофан расписывает стены церкви Рождества Богоматери и придел Святого Лазаря в Кремле. Увы, и эта церковь не сохранились, а феофановские фрески в пределе Святого Лазаря сбиты и перештукатурены.
Через четыре года Феофан Грек вместе с учениками приступает к украшению Архангельского собора, первоначальная роспись которого также утеряна.
Третьей и последней крупной московской работой Феофана становится роспись Благовещенской церкви в Кремле. Здесь он трудится совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым, возглавляя все работы. Событие прямо таки историческое, ведь встретились два титана средневековой русской живописи, выразивших своим искусством дух эпохи. Феофан — в драматических, скорбных тонах, Рублев — в гармонических, светлых, воплотивших мечту о мире и согласии. В Благовещенском храме Феофану принадлежат композиции« Апокалипсис» и «Корень Иессеев». По традиции ему же приписывают авторство икон деисусного чина из Благовещенского иконостаса, в то время как Андрей Рублев работал над иконами, изображающими праздники. Однако иконостас не просто сохранил общий замысел и гармоническую композицию, но и стал уникальным явлением. Это был первый иконостас в России с изображением святых во весь рост, а Феофан Грек и Андрей Рублев стали создателями классической формы русского иконостаса. И, если первоначальная роспись самого храма до нас не дошла, то этот иконостас всё же сохранился.

Феофана Грека можно считать создателем нового образа« Умиления». Икона« Богоматерь Донская»(модификация« Умиления», другое название — «Радость всех радостей»), которая была почитаемым запрестольным образом Успенского собора Коломны, считается исследователями первообразом. Сама икона двусторонняя — с обратной стороны изображено« Успение Богоматери». Успенский собор Коломны был построен накануне Куликовской битвы, а позднее, после победы и присвоения князю Дмитрию Иоанновичу прозвания Донского, церковь и икона« Богоматерь Умиления» также стали зваться Донскими. Иван Грозный высоко чтил эту икону, брал ее с собою в Казанский поход, а в 1591 году ее выносили во время битвы с Казы-Гиреем. Когда битва закончилась победою русских, «Богоматерь Донская» была признана чудотворной. Прославленный образ был перенесен в Благовещенский собор московского Кремля. Не забыли икону и в наши дни. В XX веке во время наступления немцев по приказу И. В. Сталина она трижды облетела на самолете над Москвой. Ныне этот шедевр хранится в Третьяковской галерее.

В Москве Феофан, как и в Новгороде, вероятно, трудился и над книжной графикой. По характерным резким линиям и колориту, полагают, что оформление Евангелия боярина Фёдора Кошки, с его орнаментальными украшениями, заставками и зооморфными буквицами-инициалами, также принадлежит Феофану. По поводу другой знаменитой рукописи — Евангелия Хитрово, говорят о том, что работа, скорее всего выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублёвым.

Школа Феофана Грека

Без малого полвека Феофан Грек прожил в России и написал для неё свои самые известные произведения. Если бы всё они сохранились, то наследие Феофана было бы довольно велико. Разумеется, работал он не один, а сформировал целую школу. Феофан Грек охотно передавал свои знания, опыт и недостатка в учениках у него не было.
Опираясь на письмо Епифания Премудрого, можно уверенно предполагать, что мастер умел легко располагать к себе собеседников, был открыт, благожелателен и добродушен. Кроме того, «Феофан иконник Грегин философ» пользовался большим авторитетом художника-мыслителя. Величайшим из его учеников стал Андрей Рублев. При росписи Благовещенского собора он выступал в роли помощника, а не ученика. Тем не менее, техническая близость их работ, особенно использование« голубца» — голубой краски необыкновенного яркого тона, свидетельствует, что Рублёв был какое-то время учеником Феофана. Такой интенсивный голубой цвет нельзя получить из обычной палитры иконников. У Феофана его можно увидеть на плате« Богоматери Донской». После неё такого цвета больше нигде не встретить, за исключением« Троицы» Рублева, что подтверждает близость их творчества и исключительную роль Феофана в развитии средневековой русской живописи. А в самой истории России этот византиец остался столь же выдающейся личностью, сколь и загадочной.

Византийский живописец и иконописец, работавший в городах России в последней четверти XIV - начале XV вв. Работы, созданные Феофаном Греком, отнесены к лучшим образцам древнерусской живописи.

Начало пути. Византийское творчество.

Феофан Грек считается одним из самых известных русских живописцев. Он родился в Византии около 1340 г. Несмотря на то, что исконно русским благодаря его происхождению Феофана Грека назвать тяжело, письменная традиция часто причисляет его к русским художникам - во многом потому, что значительную часть жизни он творил не у себя на родине, а на Руси.

К сожалению, сведения о детстве и юности Феофана Грека носят фрагментарный характер и рисуют весьма незаконченную картину. Точные дата рождения и смерти живописца неизвестны, поэтому исследователи, как правило, считают эти годы весьма приблизительными. Выдающийся мастер средневековой эпохи, Феофан приехал на Русь уже около 1390 г., когда ему было около пятидесяти лет. До этого он плодотворно работал в Византии. Несмотря на то, что его работы исчислялись десятками, ни одна из них (относящаяся к византийскому периоду) не сохранилась.

Биографические данные о жизни Феофана, в основном, содержатся в новгородских и московских летописях. Тем не менее, большое значение имеет датированное примерно 1415 г. письмо, написанное московским агиографом Епифанием Премудрым архимандриту Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. В этом письме Епифаний приводит подробную описательную характеристику принципов, на которых строятся практически все работы Феофана Грека. По словам Епифания, у него даже хранилось иллюстрированное лично Феофаном Четвероевангелие. Более того, в том же письме подтверждается греческое происхождение Феофана. Епифаний высоко отзывается о способностях мастера, говоря, что «он среди иконописцев отменный живописец». Если верить письму, то к тому времени Феофан уже расписал более 40 каменных церквей - как на Руси, так и в Византии - в Константинополе, Халкидоне и т.д.

Феофан Грек и Русь

Одна из новгородских летописей датирует первую работу Феофана 1378 г. Это была церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Сейчас она выступает не только как выдающийся памятник искусства XIV столетия, но и как единственная дошедшая до настоящего времени работа мастера. Церковь является главным источником для суждения как о его творчестве, так и о роли, которую Феофан Грек сыграл для современной ему эпохи.

С учетом минувших столетий, церковь неплохо сохранились, хотя ее фрески дошли до нас лишь во фрагментарном виде. В традиционной для себя манере Феофан Грек при росписи церкви использовал религиозные сюжеты, украсив купол фигурой Христа в окружении архангелов, а на барабан водрузив фигуры праотцев (Адама, Ноя, Авеля и т.д.). Анализируя сохранившуюся роспись, можно сказать, что Феофан работал в индивидуальной манере: его живопись отличается экспрессивностью и свободой. Как творец Феофан не боялся экспериментировать и пользовался разнообразными приемами, среди которых - приглушенный общий тон росписи и яркие белильные высветления. В палитре мастера преобладают коричневая и серебристо-голубая краски. Церковь Спаса Преображения благодаря Феофану Греку до сих пор считается одним из наиболее выдающихся памятников искусства XIV века.

К сожалению, подробных сведений о раннем творчестве Феофана Грека (т.е. о периоде деятельности до приезда на Русь) не сохранилось. В связи с этим исследователи осмеливаются говорить только об одной документально подтвержденной работе Феофана. Остальное приписывается ему в связи с рядом различных факторов, среди которых - общность духовно-эстетических идей, манера росписи, стиль эпохи. Доподлинно неизвестно, принадлежат ли эти работы в действительности Феофану Греку или же были написаны кем-то другим - вероятно, живописцем со схожей манерой исполнения.

Прославленный во времени византиец около 1390 года ступил на русскую землю. К тому времени, как гласит традиция, Феофан глубоко проникся древним учением исихаизма. Это было обновленческое движение в православии, суть которого состояла в почитании Божественного света. Свет этот открывался верующим лишь с помощью практики регулярных медитаций - глубокого внутреннего сосредоточения. Увлечение исихаизмом прямым образом повлияло на творчество Феофана Грека. Идея возможности обретения Божьего царства на земле путем регулярных медитативных практик захватила Феофана и получила наглядное воплощение в экспрессивно-спиритуалистической манере его живописи.

Творчество Феофана Грека было практически неизвестно широкой публике вплоть до начала XX века - и это несмотря на то, что из скупых летописных сведений совершенно очевидно, что он почитался своими современниками. Современные исследователи часто ставят знак равенства между именами Феофана Грека и Андрея Рублева . Рублев, будучи младшим современником Феофана (разница в возрасте между ними составляла около тридцати лет), также считается выдающимся для своей эпохи иконописцем. В творчестве этих двух мастеров четко построенная религиозная картина, воплощенная в материи - росписи икон, церквей, храмов. Оба творца в какой-то степени представляют из себя загадку для исследователей, поскольку достоверных биографических данных об их жизни сохранилось очень немного. Для иконописи XIV века Андрей Рублев и Феофан Грек были ключевыми фигурами, сочетавшими в себе с одной стороны - талант монументалистов, а с другой - дарование иконописцев. Именно невозможность отследить их жизни от рождения и до кончины позволяет современным обывателям концентрироваться на творчестве обоих мастеров.

Среди работ, приписанных Феофану Греку и доподлинно выполненных им, однако не дошедших до наших дней, необходимо упомянуть Успенский собор в Коломне (позднее он был перестроен). Вероятнее всего, Феофан расписывал его по приезду на русскую землю, т.е. около 1390 года. В Благовещенском соборе Московского Кремля впоследствии оказалась икона, чье авторство очень многие специалисты привыкли связывать с именем Феофана - «Богоматерь Донская», которая первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне.

Стилистическая манера Феофана Грека

Манера Грека расписывать иконы и фрески неоднозначна. Фрески в исполнении Грека довольно мрачны - святые изображены суровыми, как бы отстраненными от наблюдающих за ними, погруженными в себя. Ведь именно в этом и состоит смысл бытия - обрести спасение, узрев себя самого. Что касается иконописи Грека, то образы, воплощенные в ней, внушительны и монументальны. Вся композиция направлена на подчинение одной цели - вознести Всевышнему благодарственную молитву. Творец при росписи уделял внимание каждому лику, стараясь передать самые мельчайшие его черты. Если фрески Феофана создают довольно гнетущую атмосферу, то его иконопись обращена к спокойствию и умиротворению. Эта способность выражать идею совершенно разными приемами (не только стилистическими, но и техническими), безусловно, выдают в Феофане Греке настоящего мастера своего дела и творца потрясающего таланта.

Феофан Грек был не только искусным средневековым живописцем, но и яркой личностью.

Он родился в Византии, даты жизни художника только предположительные: 1340-1410. Более 30 лет работал на Руси – сначала в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне, затем в Москве. Древнерусский писатель Епифаний Премудрый в своём письме к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате, Кафе (современная Феодосия) и других городах, т.е. на Русь он прибыл уже состоявшимся мастером.
Феофан родился, предположительно, в Константинополе (Византия). В связи со своим происхождением и получил на Руси прозвище «Грек». Сведений о нём сохранилось мало, в основном это отдельные факты, изложенные в летописях, а также указанное письмо Епифания Премудрого.

Великий Новгород

Церковь Спаса Преображения
В 1370-х годах Феофан прибыл в Новгород Великий и расписал Спасо-Преображенскую церковь на Ильине улице. Фрески Спасо-Преображенской церкви – первая известная работа Феофана на Руси. Эти фрески дошли до нас только в виде фрагментов. Лучше всего сохранились фрески купола: Пантократор (Вседержитель), фигуры архангелов и шестикрылых серафимов. В барабане купола – фигуры праотцев в рост.

Феофан Грек. Пантократор (Христос). Из Википедии
Огненный взор Христа-Пантократора встречает входящих в храм уже на его пороге. Как будто молнии сверкают из его пронзительных глаз: «Огонь пришёл Я низвести на землю» (Евангелие от Луки: 12:49).
В барабане изображены праот¬цы Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек, а также пророки Илия и Иоанн Креститель (Предтеча).

Феофан Грек. Илия Пророк
Лучше всего сохранились фрески, расположенные на хорах Троицкого придела: «Троица» и фигура святого Макария Египетского, ряд медальонов с фигурами святых и пять столпников.

Феофан Грек. Даниил Столпник
Созданные Феофаном образы удивляют смелыми художественными решениями: они не бесстрастны, как этого требует иконописный канон, а, наоборот, полны чувств. Их отличает внутренняя сила, огромная духовная энергия. В образах столпников Феофан выразил свой идеал одухотворенного подвижника. Свет на кончиках пальцев Даниила Столпника, блики на одежде, в глазах и на волосах создают впечатление физического ощущения света этим подвижником. Столпником он был назван потому, что много лет провёл в молитве на высоком столпе. Житие Даниила Столпника сообщает, что он был удостоен от Бога дара чудотворения и исцеления.

Феофан Грек. Макарий Египетский
Макарий родился около 300 г. в Нижнем Египте. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного писания. А после смерти родителей удалился в пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике. Его рукоположили в клирики (церковнослужитель), но он тяготился полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.
Удлиненная фигура подвижника Макария Египетского вся объята светом, как белым пламенем. Он изображен в позе приятия благодати, открытости перед Богом. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет. Погрузившись в Свет, он, тем не менее, не растворяется в нём, а сохраняет свою личность. Но эта личность преображена Божественным Светом.

Фрески Спасо-Преображенской церкви принадлежат к числу величайших произведений мирового средневекового искусства.

Нижний Новгород

Сюда Феофан прибыл в 1380-х годах. Город был разорён и буквально выжжен татаро-монголами в 1378 г. Требовалось восстановление храмов. Считается, что Феофан мог расписывать Спасский собор и соборную церковь Благовещенского монастыря. Но эти росписи не сохранились.

Коломна

Здесь Феофан был предположительно в 1392 г. и принимал участие в росписях Успенского собора, построенного в 1379-1382 гг. Фрески этого храма также не сохранились.

Москва

В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву, и дальнейшая его деятельность была связана с Москвой, где он расписывал храмы и создавал иконы. В Москве Феофан Грек проявил себя также и в книжной графике: миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV в.) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV-начало XV вв.) имеют сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева. Известно, что они работали вместе, а это не могло не повлиять на формирование молодого мастера. После ухода великого Грека именно он будет определять пути древнерусского искусства.
Согласно письму Епифания и тексту Троицкой летописи, в Московском кремле Феофан украсил три храма.
В 1395 г. он совместно с Симеоном Черным и учениками расписал церковь Рождества Богоматери, которая не сохранилась.
В 1405 г. Феофан Грек вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым работал в Благовещенском соборе – соборном храме Василия I. Эти фрески не сохранились. Но сохранился иконостас Благовещенского собора Московского кремля, многие иконы специалисты считают достоверными произведениями Феофана.

Иконы Феофана Грека

Об авторстве икон обычно говорят: «приписывается» тому или иному иконописцу. Почему это так? Потому что в древности авторы не подписывали своих произведений. Установление авторства анонимного произведения, времени и места его создания называется атрибуцией .
Икона «Богоматерь Донская» была перенесена в Благовещенский собор из Успенского коломенского собора и принадлежит кисти Феофана Грека или одного из мастеров его круга.

Икона «Богоматерь Донская» относится к одному из многочисленных вариантов «Умиление», поэтому ее иногда называют «Богоматерь Умиление Донская». Эпитет «Донская» связан с преданием о чудесной помощи образа воинству князя Дмитрия Ивановича (Донского) в Куликовской битве 1380 г.

Икона «Богоматерь Донская» - двухсторонняя, на обороте «Успение Богоматери».

Лицевая сторона иконы (1382-1395). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Перед Донской иконой 3 июля 1552 г. перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Икона Феофана Грека «Успение Богородицы» (1392). Оборот Донской иконы Божией Матери
Феофану Греку также приписывается икона «Преображение». Это был храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского. Современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отрицает его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор» (ок. 1403). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, 17: 1-9).

Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: темперамент, огненное звучание света, экспрессивная манера письма. Но вот характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, взгляд внимательный и кроткий.
На иконе изображена гора Фавор, а на её вершине – преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу – павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда. В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё.
«Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним». Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах» (Шедевры Третьяковской галереи: иконопись. М., 2012).
Тайна Преображения состоит в том, что апостолы не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими.

Стиль Феофана Грека

Стиль Феофана Грека отличается выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна «скоропись»: почти монохромная живопись, непроработанность мелких деталей, но при этом изображения оказывают сильное воздействие на зрителя.
В творчестве Феофана Грека выразились византийское классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.
Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие христианской символики: символ Божественного света через передачу белых бликов, пробелов. Ограниченность цветовой гаммы символизирует образ монашеского отречения от многоцветия мира. Творческая личность Феофана Грека проявляется и в его революционном мышлении, отрешенности от канонов. Его религиозные переживания индивидуальны и тяготеют к монашескому подвижничеству.

Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
1378


(Родился около 1337-умер после 1405)

Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.

Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, но особую ценность представляет письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе.

Описание рисунка приведено со многими подробностями. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям "притчам" и его хитростному строению".

Из послания известно, что Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле.

В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.

Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане - изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом", "Поклонение жертве", "Троица". Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнуто живописна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.
Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов. "Живопись Феофана - это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма",- пишет исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков.

«Столпник»

Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия - единственного пути к спасению. Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси - страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь.

После 1378 г. Феофан, по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли.
Приблизительно с 1390 г. он находился в Москве и недолго в Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный. Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня - икона "Богоматерь Донская" (на ее обороте - "Успение"), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ). Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством Феофана Грека.

Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась. Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина, находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе. Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконостас не является первоначальным, относящимся к 1405 г., и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле, случившегося в 1547 г.

В любом случае иконы "Спас в силах", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Апостол Петр", "Апостол Павел", "Василий Великий", "Иоанн Златоуст" обнаруживают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера.

Манера Феофана Грека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы деисусного чина внушительны и монументальны. Почти двухметровые фигуры, исполненные внутренней значительности и самоуглубленности, составляют единую композицию, подчиненную одному замыслу - воплотить благодарственную молитву святых Спасу, творцу и владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда. Эта идея определила иконографическое решение и всей группы в целом, и каждого образа в отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в алтарных росписях византийских храмов и теснейшим образом связана с текстами главных молитв литургии. Подобная программа деисусного чина со "Спасом в силах" впоследствии получила распространение в русских иконостасах, но здесь она появляется впервые.

В отличие от фресковой росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь, выявляясь в мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд. Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко индивидуален, почти портретен. Контуры фигур более спокойны, в их рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками к античности. Иконы написаны виртуозно, с использованием сложных и разнообразных технических приемов, которые под силу лишь выдающемуся мастеру. Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, - "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", "Преображение" и "Четырехчастная" (все в ГТГ).

«Богоматерь»

Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля