По теме «. Поэт и государственный деятель. Анализ оды «Вельможа». Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки.
Сатира в оде направлена против явления «вельможества » в целом.
Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.
1 вариант. Слова и сочетания, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля.
2 вариант. Слова и сочетания слов, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ.
Вывод: Каков вельможа в изображении Державина?
План-конспект открытого урока литературы по комедии «Ревизор»
Урок-интрига по комедии «Ревизор» в 8 классе
«К нам едет ревизор».
Тема: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического
изображения чиновников. Развитие представления о комедии, сатире,
Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.
Оборудование: реквизит для инсценирования 1 явления 1 действия, портрет писателя, компьютерная презентация, иллюстрация (портрет Земляники), карточки для ИЗ группе В, эпиграф (на плакате).
Ход урока.
1. Слово учителя: сообщение типа и темы урока. Обращение к лексическому значению слова «интрига» (выписано на доске),
«интрига» - 1)происки, затаённые действия
2) способ построения сюжета произведения
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех читатель услышал грусть»
2. Компьютерная презентация по комедии.
3. Практикум. Инсценирование 1 явления 1 действия.
Представление господ актёров. «Мотор! Пуск!»
4.Беседа по вопросам (проверка знания текста: 1 действие)
Кто приносит известие о том, что ревизор уже в городе?
Откуда Бобчинский узнал о приезде ревизора, ведь он не присутствовал при чтении письма?
Со слов Добчинский узнал об этом от ключницы Авдотьи. Откуда Авдотья узнала о приезде ревизора?
Слово учителя : Известие, которое приносят Бобчинский и Добчинский, приходит на подготовленную почву.
5. Актуализация домашнего задания. Беседа по вопросам:
Почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного городка?
В чём смысл советов городничего и намерений каждого чиновника?
О какой шубе и шали, принадлежащей супруге городничего, упоминает судья? Каково их происхождение? (опережающий вопрос для группы А)
Какие грешки водятся за городскими чиновниками? В каком состоянии их дела? (индивидуально о каждом) (комментируем «говорящие» фамилии как способ сатирического изображения)
Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, кто из чиновников на ней изображён? (Земляника) Почему вы так решили?
Послушайте, как описал его внешность Алёша, выполняя задание ещё до прочтения комедии (индивидуальное задание с урока русского языка , выполненное учеником, обучающимся по программе 8 вида):
« В меру упитанный человек (мягко сказано - разрядка моя). Видимо, любит поесть, и он этому рад. В руках у него, кажется, банан или что-то другое. Прилично одет, подстрижен. Видимо, где-то работает».
6. Обобщающее слово учителя (проверка знания текста 1 действия):
Чиновник - это человек, состоящий на государственной службе. Значит, он должен служить государству, народу, живущему в этом государстве. Чиновники, изображённые Гоголем, руководят самыми важными государственными учреждениями: больницей, школой, судом (обращение к эпиграфу). Справляются ли они со своей службой? (Нет) Чего они боятся? (Разоблачения) Ощущение близящейся неотвратимой опасности, невольный страх распространяется на всех присутствующих.
Две недели, как ревизор в городе! Батюшки, сватушки! – в ужасе восклицает городничий, хватаясь за голову. - В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!
С этого момента события начинают очень быстро разворачиваться. Почему городничий обеспокоен больше всех?
Какой способ знакомства с приехавшим ревизором он избирает и почему? (Д.1 Явл.3) (Посмотреть, не терпят ли проезжающие неприятностей в гостинице. Якобы проявляет заботу, служебное рвение)
7. Актуализация литературоведческих понятий:
Чем является с точки зрения композиции инсенированное 1 явление 1 действия? Докажите. (Вспоминают классическую композицию. Уже в экспозиции автор интригует читателя, беспокойство чиновников передаётся нам).
Как называется с точки зрения композиции быстрое развитие событий? (Завязка)
8. Работа с текстом 2 действия.
А) Беседа опережающего характера (для группы А):
Итак, городничий отправляется в гостиницу на встречу с ревизором.
Что мы узнаём о приехавшем из Петербурга чиновнике Иване Александровиче
Хлестакове из монолога его слуги Осипа? (монологический ответ)
Из диалогов Хлестакова и Осипа? Хлестакова и трактирного слуги? Из монолога Хлестакова?
Б) Слово учителя: Вот так ревизор! На какой-то момент возникает вопрос: а какое отношение имеет этот Хлестаков к завязавшемуся раньше действию? (Реплика Хлестакова: «…в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели сёмгу и ещё много кой-чего» - проясняет ситуацию, и мы понимаем, что городские сплетники Бобчинский и Добчинский приняли этого беспечного, глупого, тщеславного, трусливого и пустого человека за «государственного человека», за ревизора). Выходит, ревизор мнимый. Но городничий этого не знает. Посмотрим, как они встретятся. Читая комедию, обращаем внимание на авторские ремарки, они передают внутреннее состояние героев.
В) Чтение по ролям сцены встречи городничего и Хлестакова (8 явление 2 действия. (действующие лица: городничий и Хлестаков) с.290-292
Г) Беседа по вопросам:
Чего боится Хлестаков?
Чего боится городничий?
Какие отношения между ними? Что нам подсказывают ремарки автора?
Слово учителя : Вот так встреча! Содержание диалога и авторские ремарки говорят о том, что между ними непонимание. На непонимании, несоответствии и строится юмор.
С какого момента городничий начинает внутренне успокаиваться: « и инкогнито сохранено, и благородство проявлено»? (Когда Хлестаков берёт у него деньги)
Слово учителя : Это привычная ситуация для чиновника: давать и брать взятки .
В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом. Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть. (обращение к эпиграфу)
9. Домашнее задание: «Познакомимся поближе с петербургским чиновником».
Читаем 2 и 3 действия.
Рассказ о Хлестакове по плану (записан на обратной стороне доски):
1.Что нам известно о прошлом Хлестакова?
2. Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?
3. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?
10. Обобщение по уроку:
А) Рефлексия. Аргументированное оценивание игры «господ актёров»
Б) Оценки за урок.
Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии. Визит городничего в гостиницу. Комментированное чтение второго действия. “Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия. Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение пятого действия. “Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии. Уездный город, его правители и обитатели. Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик. Развитие речи. Самостоятельная работа по комедии.
Н. В. Гоголь. «Ревизор». Общие замечания. Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.
Цели: Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». Усваивать содержание комедии.
I. История создания комедии и источник сюжета.
Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.
II. Идейный замысел Гоголя.
“В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем” (Н. В. Гоголь. Авторская исповедь).
III. Особенности драматического произведения. Драматическое произведение (трагедия, драма, комедия) предназначается для игры актёров и постановки на сцене. Основа сюжета - конфликт, интрига. Особенность текста пьесы: диалоги, монологи, ремарки автора; деление текста на действия (акты) и явления (сцены).
IV. Направления наблюдений над текстом и анализа его. Сюжет и композиция комедии. Средства комического изображения. Особенности речи городничего и Хлестакова.
Примечание. Для каждого направления отвести соответствующие страницы тетради и озаглавить их.
V. Чтение афиши с указанием действующих лиц и подстрочника.
Исторический комментарий о табели о рангах.
VI. Комментированное чтение первого действия (небольшие купюры в третьем явлении и пересказ шестого явления).
VII. Обобщение.
Какое событие является завязкой? Почему известие о ревизоре переполошило город?
Визит городничего в гостиницу. Знакомство с Хлестаковым. Комментированное чтение второго действия.
Цели: Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. Собирать материал о различных формах комического изображения героев.
I. Повторение знаний, полученных на основании чтения первого действия.
1. Сюжетный (композиционный) план (фрагменты).
Развитие действия:
городничий даёт распоряжения чиновникам; Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице; городничий даёт указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу.
2. Элементы комического изображения в первом действии.
Говорящие фамилии. Ирония. Гипербола. Саморазоблачения. Нелепость, абсурд. Завышенные претензии. Намёк. Нерезонный упрёк. Скороговорка с перебивкой речи. Маска. Фарс. Оговорка. “Табельные” замечания. “Забавная” логика.
3. Замечания о речи городничего:
городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими; он делает им замечания, даёт советы; в выражениях не стесняется (“Эк куда хватили!”, “Сделает такую рожу”, “беда, если старый чёрт”); чаще всего восклицательный характер предложений; начальственный тон, затем нотки страха.
4. Выводы из наблюдений за речью городничего:
это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми словами; это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях; это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
II. Комментированное чтение второго действия комедии.
Явление 2. Пересказ и чтение от: “Ещё, говорит...” до конца явления.
Явление 3, 4. Пересказ.
Явление 7. Сообщение о приезде городничего.
Явление 8. Чтение без купюр.
Явление 9. Пересказ.
Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.
III. Обобщение наблюдений.
Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, даёт ему взятку.
2. Элементы комического изображения.
Жизнеописание Хлестакова. Контраст мечты и реальности. Сочетание страха и гонора. Текст вслух и в сторону, разница между ними. Нежелательные ассоциации. Фарс (падение Бобчинского).
3. Речь героев:
определяется ситуацией; у городничего речь-маска; Хлестаков искренен в речи.
“Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.
Цели: Определить композиционное значение третьего действия. Продолжать наблюдения над текстом по выбранным направлениям.
I. Работа над усвоением содержания третьего действия.
1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по 4.
2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке, написанной её мужем на счёте Хлестакова. Определение этого комического приёма как накладки текстов.
3. Чтение явлений 5 и 6 (15 минут).
4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.
II. Беседа по содержанию третьего действия.
1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?
2. О чём он врёт?
3. Как характеризует Хлестакова его речь?
А) романтическая “светская” болтовня (“Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в дороге”; “грязные трактиры”, “мрак невежества”);
Б) чиновничье-канцелярский жаргон (“Извольте, господа, я принимаю должность”, “...для письма, этакая крыса...”);
В) книжно-сентиментальный стиль (“Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки”);
Г) разговорно-бытовые просторечия (“И странно: директор уехал - куда уехал, неизвестно”).
4. Чем в композиционном отношении является сцена вранья?
5. Почему можно сказать, что Хлестакова “короновали”?
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.
2. Элементы комического.
Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение четвёртого действия.
Цели: Завершить наблюдение за событиями и героями комедии. Составить композиционный план комедии.
I. Обзор содержания четвёртого действия.
Картина 1. Парад чиновников:
Картина 2. Хлестаков и жалобщики.
Картина 3. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак. Приятная новость для городничего.
Картина 4. Проводы Хлестакова.
II. Обобщение.
1. Чем являются данные события в сюжетном плане?
2. Что создавало комический эффект в этих сценах?
III. Комментированное чтение пятого действия.
Явления 3–7. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.
IV. Обобщение.
1. Чем является пятое действие в композиционном отношении?
2. Комические элементы здесь есть? В чём они?
3. Как вы можете охарактеризовать речь городничего?
V. Композиционный план комедии.
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия. Распоряжения городничего чиновникам. Новость из гостиницы. Указания для полиции. Визит городничего в гостиницу. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме городничего. Парад чиновников и жалобщиков. Сватовство Хлестакова.
Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество городничего.
Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора.
Воспроизвести содержание комических элементов, читать по ролям любую сцену.
“Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии «Ревизор».
Цели: Систематизировать полученные на уроках комментированного чтения знания элементов комического изображения. Показать особенность комической основы пьесы Гоголя. Помочь усвоить основной признак категории комического в искусстве.
I. Вступительное слово учителя.
Изображённое в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в своих истоках имеет карнавальное народное действо, в котором всё наоборот: серьёзное становится легкомысленным, грустное - смешным, высокое - низким и наоборот.
Главным ведущим моментом карнавала становится “увенчание–развенчание” чего-либо или кого-либо, вызывающее смех толпы.
II. Определение метода работы над воспроизведением сцен карнавала.
Опыт режиссёрского комментария карнавальных сцен с точки зрения комического эффекта, попытки инсценирования отдельных моментов карнавала.
III. Воспроизведение карнавальных сцен.
1.1.1 Почему известие о приезде в губернию ревизора вызывает беспокойство чиновников?
1.2.1 Какие чувства вызывает у лирического героя возвращение в знакомые места?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.
Г о р о д н и ч и й. …Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)... и уведомить тебя». А! Вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх). Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки...» (остановясь), ну, здесь свои... «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живёт где-нибудь инкогнито... Вчерашнего дня я...» Ну, тут уж пошли дела семейные: «...сестра Анна Кирилловна приехала к нам со своим мужем; Иван Кириллович очень потолстел и всё играет на скрыпке...» - и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство!
А м м о с Ф ё д о р о в и ч. Да, обстоятельство такое... необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром.
Л у к а Л у к и ч. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?
Г о р о д н и ч и й. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.
А м м о с Ф ё д о р о в и ч. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.
Г о р о д н и ч и й. Эк куда хватили! Ещё умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
А м м о с Ф ё д о р о в и ч. Нет, я вам скажу, вы не того... вы не... Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.
Г о р о д н и ч и й. Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения - и потому вы сделайте так, чтобы всё было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.
А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. Ну, это ещё ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.
Г о р о д н и ч и й. Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке... это уж по вашей части, Христиан Иванович, - всякую болезнь: когда кто заболел, которого дня и числа... Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача.
А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. О! насчёт врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.
Христиан Иванович издаёт звук,
отчасти похожий на букву «и» и несколько на «е».
Г о р о д н и ч и й. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Фёдорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично... Я и прежде хотел вам это заметить, но всё как-то позабывал.
А м м о с Ф ё д о р о в и ч. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.
Г о р о д н и ч и й. Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но всё на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить.
(Н. В. Гоголь. «Ревизор»)
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1–1.2.2.
Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор - и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я - но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор ещё бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет - уж за стеною Не слышу я шагов её тяжёлых, Ни кропотливого её дозора. Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим - и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны... Меж нив златых и пажитей зелёных Оно, синея, стелется широко; Через его неведомые воды Плывёт рыбак и тянет за собой Убогой невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни - там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре... На границе Владений дедовских, на месте том, Где в гору подымается дорога, Изрытая дождями, три сосны Стоят - одна поодаль, две другие Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо Я проезжал верхом при свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. По той дороге Теперь поехал я, и пред собою Увидел их опять. Они всё те же, Всё тот же их, знакомый уху шорох - Но около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зелёная семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему всё пусто. Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастёшь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Весёлых и приятных мыслей полон, Пройдёт он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. |
(А. С. Пушкин, 1835)
1.1.2 Какую роль в приведённом фрагменте играют детали, упоминаемые городничим?
1.2.2 Какую роль в приведённом стихотворении играют эпитеты?
Пояснение.
1.1.2. Художественная деталь - важное средство выразительности. Порой с помощью детали автору удаётся сказать больше, чем несколькими страницами текста. В приведённом отрывке с помощью деталей составляется кар-тинка уездного города. Так мы узнаём, что больные походят в больницах на кузнецов, а в суде разводят «домашних гусей с маленькими гусёнками». Не давая оценки происходящему, Гоголь оставляет право за читателями прочесть меж строк и сделать выводы.
1.2.2. Эпитеты - образные определения, они придают тексту выразительность, образность, яркость. Эпитетов в стихотворении Пушкина много. Эпитет «опальный» (находящийся в немилости властей) перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Эпитеты помогают поэту нарисовать образ няни, сказать о своих чувствах к ней. Поэт никогда не услышит «шагов её тяжёлых...», не забудет «кропотливого» дозора. Эпитеты используются и в описаниях природы: «златые» нивы и др.
Пояснение.
1.1.1. Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взяточничества, казнокрадства, злоупотреблений, характерные для русской жизни николаевской России. В уездном городе творится полный бес-предел. Вот почему приезд ревизора вызывает беспокойство. Чиновниками правит страх: им есть чего бояться, потому что слишком много «грешков» за ними числится. Город объединяет чувство страха, именно страх делает городских чиновников чуть ли не братьями.
1.2.1. Лирический герой возвращается в то место, где пробыл в заточении два года. Он видит «опальный домик», где он некогда жил с няней, которой уже нет. Лирический герой переживает, так как он любил ее, называет ее ласково - «старушка». Несмотря на грусть, стихотворение, написанное в тяжелые для Пушкина дни, проникнуто бодростью, верой в разумность жизни, в конечную победу света над мраком. Поэт передал в нем прощальный привет будущим поколениям, завещал им свой исторический оптимизм.