Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История картины климта золотая адель. Необычная судьба «Портрета Адели Блох-Бауэр» – одной из самых дорогих картин Густава Климта

История картины климта золотая адель. Необычная судьба «Портрета Адели Блох-Бауэр» – одной из самых дорогих картин Густава Климта

Сосчитать даже приблизительное количество историй, связанных с загадочными событиями, окружающими картину Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр» вряд ли кому удастся, и не только потому, что действующие лица, имевшие непосредственное отношение к этому шедевру, уже перешли в мир иной, а картина, как живая, продолжает и дальше будоражить воображение людей своей необычной судьбой…

Только еврейский ум может придумать наказание обидчику, избрав для этой цели самого… неприятеля, причинившего ему зло. Ум, в котором созревал план мести, принадлежал предпринимателю Фердинанду Блох-Бауэру, а «обидчиком» выступил Густав Климт, не устоявший перед чарами обворожительной жены богатея – Адели. Этот роман уже давно обсуждался в столице, но речи о разводе, а тем более банальном физическом наказании для влюбленных, быть не могло. Отношения художника и Адели должны прекратиться естественными путями, но Блох-Бауэр рассудил, что должен ускорить события, а заодно и извлечь выгоду из этой неприятной истории, ведь в названии картины будет звучать его фамилия.

Климту постоянно требовались новые отношения с женщинами, без этого «наркотика» он не мог не то что творить, но и просто существовать, поэтому заказав портрет жены, промышленник рассчитывал на неминуемое пресыщение любовников друг другом, которое наступит во время работы над полотном. Сумма контракта за работу ошеломила художника, и на протяжении четырех лет он работал над произведением, предварительно выполнив около ста эскизов.

Работая над портретом, Климт задействовал весь творческий арсенал, характерный для «золотого периода» его живописи: лицо и руки, написанные в реалистичной манере, сочетаются с абстрактными декорациями; одеяние и фон Адели украшены экзотической символикой, и атмосфера тонкого пряного «аромата».

Все намеченные заказчиком «пункты» плана выполнялись, правда, может быть и без его «гениальной» идеи: здоровье жены становилось все хуже, она много курила, иногда весь день не вставая с постели, и работа часто прерывалась. Результатом стараний Климта остались довольны все.

В 1938, когда художника и его роковой модели, содействовавшей увековечению их имен, а также фамилии Блох-Бауэр, уже не было в живых, пожилой Фердинанд, спасаясь бегством от нацистов, оставил «Золотую Адель» семье брата, а сам поселился в Швейцарии. Мария Альтман (до замужества – Блох-Бауэр), племянница Адели, на некоторое время стала обладательницей огромных семейных драгоценностей, в том числе и знаменитого портрета, но затем отдала все сокровища за спасение своего мужа. Гитлер, хоть и приказавший не трогать работы Климта, не смог принять картину в свою коллекцию из-за обилия «еврейских корней», связанных с ее происхождением. Портрет появился после окончания войны, и его состояние было идеальным, в чем заслуга Алоиса Кунста, когда-то питавшего нежные чувства к Марии Блох-Бауэр, и сотрудничавшего в военные годы с гестапо. Картина заняла свое место в музее Бельведер в Вене, а Кунст продолжил хранение работы, но уже в официальном статусе, став директором музея.

Мария Альтман, вместе с супругом обосновавшаяся в Англии, а затем в США, так и не узнала бы о судьбе портрета тети, но журналисту Хубертусу Чернину удалось выяснить, что существует завещание Фердинанда Блох-Бауэра, согласно которому «Золотая Адель», а вместе с ней и другие ценности, должны принадлежать семье, в этом случае – Марии.

Для Австрии, считавшей картину национальной реликвией, наступило время тревожных событий, заставивших людей, а также все институты власти, сплотиться вокруг желания любым способом оставить полотно в стране. Цена пяти произведений, среди которых был и этот шедевр, выросла из 155 млн. долларов до 300 млн. Такая сумма оказалась неподъемной для Австрии.

Проводы «Золотой Адели» можно было сравнить с общегосударственным мероприятием, без принуждения собравшим тысячи людей, пожелавших проститься с национальным достоянием.

В США для «Портрета Адели Блох-Бауэр» было специально построено здание, которое носит название «Музей австрийского и немецкого искусства»; построил его Рональд Лаудэр, владелец известного парфюмерного гиганта «Эсти Лаудэр», который и приобрел портрет у Марии Альтман за 135 млн. долларов. Племянница Адели дожила до 94-х лет, и мирно скончалась в 2011 году.

Для журналиста Чернина, обедневшего отпрыска графского рода, полагавшего, что благодаря оказанию услуги Марии Альтман, он сможет зажить на широкую ногу, судьбой был уготован более прозаический финал: прошло всего лишь четыре месяца, после того как Австрия рассталась с климтовскими шедеврами и, по официальной версии полиции, журналист умер от сердечного приступа.

Скорее всего, Фердинанд Блох-Бауэр что-то знал, требуя от Климта произведения, которое будет жить в веках.

«Портрет Адель Блох-Бауэр I» 1907 г. Холст, масло. 138 x 138 см. Частная коллекция

Это история, в которой участвуют гений Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, картина стоимостью 135 миллионов долларов, Адольф Гитлер, племянница Мария Альтман, правительство США и народ Австрии.

О МОДЕЛИ И ХУДОЖНИКЕ

Познакомимся ближе с Аделью Блох-Бауэр.

Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, Председатель Ассоциации Австрийских Банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли.

Фердинанд Блох.

Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.

Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».

Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии того периода.

В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер.

В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.

Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.

Юдифь I , 1901,

Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался.

Юдифь II , 1909

Через восемь лет Климт написал «Юдифь II» являются воплощениями роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение.

Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно Саломею, типичную роковую женщину, о которой в конце века вышли книги и полотна Гюстава Моро, Оскара Уайльда, Обри Бердслея, Франца фон Штука и Макса­ Клингера.

Друг Климта Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел "Саломею" Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его "Поцелуй" – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к "Юдифи" – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью»

Интересная версия.

Говорят,что муж знал о связи своей жены Адели с Густавом Климтом и при подписаниии контракта на новою картину поставил несколько условий,в том числе,

чтобы художник нарисовал 100 эскизов.Фердинанд надеялся,что Адель при таком долгом позировании надоест Климту. Так это было или нет,но он оказался прав.


В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на официальный портрет жены. В следующие четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет.


Портрет Адели Блох-Бауэр 1907г или ЗОЛОТАЯ АДЕЛЬ

Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского «югендстиля» в целом.

Изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой карнацией.

Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.

Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников.

Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья.

Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорчен ностью», буквально сочится с этого полотна.

Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу.


Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.

Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей — на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.

В 1912 году художник пишет ещё один портрет Адели Блох-Бауэр.

Портрет Адели Блох-Бауэр II , 1912

Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и второй — «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме.

В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее.

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее.Но он этого не сделал,передав австрийской галерее,только один пейзаж.

Во время войны Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии.Его состояние и собрание живописи было экспроприированонацистами. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I»

Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах.

Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.

Поскольку у Фердинанда и Адели детей не было, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, созданные нацистами, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывезти из страны основную часть их собраний.

Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее – в обмен на то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.

Казалось бы, в истории можно было поставить точку, но в 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами, и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путем произведения искусства попали в их фонды.

Мария Альтман

В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, в которых была сфальсифицирована передача картин Климта в Австрийскую галерею Бельведер. Если помните, Фердинанд Блох-Бауэр в 1936 году подарил галерее только один пейзаж.

Последовала серия статей на эту тему, и единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман, узнав об этом, обратилась в суд. В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» по решению международного суда стали личной собственностью 79-летней Марии Альтман, жившей с 1942 года в Лос-Анджелесе.

При этом правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния: велись переговоры с банками о займе на покупку картин, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта».

Общественность объявила подписку по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн. долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн. После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн. долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника.

Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Надо отметить, что портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.

14 февраля 2006 года картины улетели за океан, а уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел за 135 млн. долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей Новой галерее в Нью-Йорке. Теперь «Золотой Аделью» могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а всем прочим остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.

Кроме двух портретов Адели было переданы и три пейзажа.

Берёзовая роща.

Яблоня.

Дома в Унтерахе близ Аттерзее , 1916

7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследники, даже при их большом желании, не смогли бы подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже были распроданы частным лицам.

Источники.


Т

Густав Климт "Портрет Адели Блох-Бауэр" I, 1907, холст, масло, 138×138 см, Новая галерея, Нью-Йорк

В нью-йоркской галерее была выставлена на всеобщее обозрение самая дорогая в
современной истории картина.
"Адель Блох Бауэр" Густава Климта
купил за 135 миллионов долларов Рональд Лаудер, наследник косметической империи Эсте Лаудер.



Юдифь I (фрагмент картины) 1901 г.
Портрет Адели Блох-Бауэр (фрагмент картины)1907 г.
Портрет Адели Блох-Бауэр (фрагмент картины)1912 г.


Адель Блох-Бауэр (1881—1925)

Дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра. Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха.
До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.


Они принадлежали к избранному слою крупной еврейской буржуазии периода Fin de siecle (конец века). В салоне Фердинанда и Адели Блох-Бауэр собирались живописцы, писатели и
социал-демократические политики, как, например, Карл Реннер и Юлиус Тандлер.

Адель Блох-Бауэр четырежды становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано в скандале. Но начнем по порядку.

Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, о которой речь пойдет ниже, описывала свою тётку так:
«Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно
нежная и тёмная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».

В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт, которого с 1899 г. связывала дружба с Адель Блох-Бауэр.
Уже в 1901 г. Климт написал «Юдифь I», полуакт, изображающий библейскую Юдифь. Моделью послужила сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался.

Юдифь I и, через восемь лет, Юдифь II являются воплощениями архетипа роковой женщины Климта. Его Юдифь — не библейская героиня, а скорее жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение. Согласно публикациям Берты Цукеркандль, Климт создавал тип женщины-вамп еще
задолго до того, как олицетворявшие его Грета Гарбо и Марлен Дитрих появились на киноэкране. Гордая и свободная, но в то же время загадочная и чарующая, роковая женщина оценивает себя выше, чем мужчину-зрителя.



Юдифь I 1901 г.Галерея Бельведер, Вена
Юдифь I (в раме) 1901 г.

Картины Климта нельзя рассматривать отдельно от роскошных рам. Первый вариант рамы к Юдифи I был выполнен братом художника, ювелиром Георгом Климтом, случайно.
Орнамент на картине был перенесен также и на раму в весьма популярной тогда манере, предложенной прерафаэлитами.


Картины о Юдифи были созданы под влиянием византийского искусства, которое Климт изучал во время поездки в Равенну.
Задуманный контраст между объемной пластичностью тонко выписанного и мягко окрашенного лица и двухмерной поверхностью орнамента — отличительная черта этих картин. «Эффект фотомонтажа» усиливает их очарование.


Интересная деталь:
Все картины раннего Климта рождались на свет под влиянием их будущего обрамления. То есть, сначала брат художника приносил ему раму, а потом уж создавалась картина, которая, как казалось Климту, должна была соответствовать раме.

Без сомнения, Климт нашел в Юдифи обобщающий символ правосудия, которое женщина творит над мужчиной, искупающим смертью свою вину.
В этой библейской фигуре Эрос и Смерть объединены в знакомом союзе, который fin de siecle (конец века) находил таким интригующим.


В 1909 г. была создана «Юдифь II» — и на этом полотне, весьма вероятно, изображена тоже Адель.



Юдифь II 1909 г.Галерея современного искусства, Венеция
Юдифь II вместе с рамой 1909 г.

Как пишет Жиль Нере, Климт явно, скорее, писал «смертельный оргазм» роковой женщины, чем портрет добродетельной еврейской вдовы».

Юдифь Климта должна была вызвать раздражение у той части венского общества (в
остальном готовой принять его нарушения табу), которая именовалась еврейской буржуазией. Климт нарушал религиозные запреты, и зрители не могли поверить своим глазам.
Комментаторы полагали, что Климт, должно быть, ошибся, утверждая, что эта исступленная, фактически испытывающая оргазм женщина, с ее полуприкрытыми глазами и слегка приоткрытыми губами, была благочестивой еврейской вдовой и смелой героиней.


Народ был уверен, что Климт имел в виду Саломею, типичную роковую женщину конца века, которая уже увлекла столь многих художников и мыслителей — от Гюстава Моро до Оскара Уайльда, Обри Бёрдсли, Франца фон Штука и Макса Клингера.
И картину «Юдифь II» из самых лучших побуждений постоянно называли в каталогах и журналах «Саломеей». Остаетсянеизвестным, приписывал ли Климт своей Юдифи черты Саломеи; но каковы бы ни были его намерения, в результате получилось самое красноречивое изображение Эроса и фантазий современной художнику роковой женщины.

Его соратник и друг Альфред Басс писал в дневнике: "Когда я увидел "Саломею" Густава - я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его "Поцелуй" — понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к "Юдифи" — осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил то ненастоящей
жизнью".

В 1903 г. Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на портрет его жены. В последующие годы художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 г. смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель». На портрете Адель изображена в возрасте 26 лет.



«Портрет Адели Блох-Бауэр I» 1907 г. Галерея современного искусства, Нью-Йорк

Эта картина известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза».
Она считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского Югендстиля в целом.
Примечательно, что основная идея картины существовала уже на этом раннем этапе. Спорными оставались лишь точная позиция модели, прежде всего, положение рук и головы.

Представленные здесь четыре наброска были нарисованы чёрным мелом.





Этюды к "Портрету Адели Блох-Бауэр I" 1903 г.

Если в работе "Юдифь и Олоферн" Адель Блох-Бауэр выступала под псевдонимом Юдифи, то на этой картине она является собственной персоной.

Все особенности, отличающие "золотой период" Климта, здесь налицо: сочетание реализма в изображении лица и рук с абстрактными декорациями, плавное перетекание одного в другое и обратно, экзотическая символика, заполняющая одеяние героини и окружающий фон, неуловимо пряная атмосфера.
Говорят, что свои странные портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами.

Возможно, и так: то, что пуританская публика называла "испорченностью", буквально сочится с этого полотна. Но это не "испорченность", а скорее, усталость от собственной респектабельности, превратившейся в золотую клетку, и желание вырваться на свободу.

Портрет Адели Блох-Бауэр относится к золотому периоду в творчестве Климта. В 1903 г. во время поездки по Италии художника вдохновили богато украшенные золотом церковные мозаики в Равенне и Венеции, древний язык которых он перенёс в современные формы изобразительного искусства. Он экспериментировал с различными техниками живописи для того, чтобы придать поверхности своих работ новый облик. В дополнение к масляной живописи он использовал технику рельефа и позолоту.
Натуралистично изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены, переходя в орнамент, становится абстрактным и не даёт
никакой пространственной ориентации, что отвечает колористической гамме и формам, используемым Климтом в 1898—1900 гг. Климт восхищался византийским, минойским, микенским и египетским искусством, а также средневековой религиозной живописью Италии. Кроме того, в формах полотна отражается влияние модного в то время в Европе японского
искусства гравюры Укиё-э и живописи эпохи Эдо. Не в последнюю очередь ощущаются и характерные черты французского импрессионизма, который был известен в Австрии во многом благодаря Венскому сецессиону.

Лицо и руки, реалистично написанные в холодных тонах, являются визуальной доминантой в восприятии картины, выделяясь на фоне остальных элементов, исполненных орнаментально. Композиция полотна делится на две вертикальные части: справа изображена Адель Блох-Бауэр, левая часть почти пуста и содержит лишь намек на интерьер. Нижнюю треть полотна заполняет подол её платья. Густав Климт отказался от изображения перспективной глубины на картине, отдав предпочтение плоскостности. Орнаментальное золото фона вытесняет эскизно обозначенное пространство на задний план. Стены, кресло и платье модели оказываются просто двухмерными фигурами, расположенными рядом.

Обнаруживаемая при детальном рассмотрении изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой карнацией. Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.

Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников. Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники (см. символику «Всевидящего ока»). Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья. Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей — на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 г. был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме. В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 г. портрет не
выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее.

Спустя пять лет, в 1912 году, Климт пишет еще один портрет Адели Блох-Бауэр.



«Портрет Адели Блох-Бауэр II» 1912 г.

Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и
второй — «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее». Также был приобретен «Портрет Амалии Цуккеркандл».

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее.
При оглашении завещания её муж согласился

выполнить волю покойной, но полностью ее не выполнил, он передал галерее лишь один пейзаж Климта. Пейзаж «Замок Каммер на озере Аттерзее III» он подарил в 1936 г. Австрийской галерее Бельведер.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1937 г. участвовал в выставке австрийского искусства в Париже и Берне.

Когда после аншлюса 12/13 марта 1938 г. Австрия стала частью третьего рейха, еврей Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии.
В его летней резиденции Фердинанда Блох-Бауэра после аннексии Чехословакии жил Райнхард Гейдрих. Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.


Поскольку у семьи Блох-Бауэр не было детей, то своими наследниками Фердинанд Блох-Бауэр назначил детей своего брата — Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

Большая коллекция предметов искусства Блох-Бауэров, включая пять картин Климта (и «Золотая Адель» в их числе), была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I».

В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, мотивированные нацистской идеологией, недействительными.
Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику

добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывоза из страны основной части их собраний. Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее — за то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.

В 1998 г. в Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путём произведения искусства попали в их фонды.

В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы,
ставившие под сомнение официальную версию появления картин Климта в Австрийской галерее (будто бы они были подарены Фердинандом Блох-Бауэром в 1936 году). Последовала серия статей на эту тему.

Единственная из живых наследников Блох-Бауэров, Мария Альтман, гражданка США, узнав об этой правовой коллизии, обратилась в суд.


Мария Альтман — наследница Блох-Бауэров.

В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» , по решению международного суда стали личной собственностью гражданки США 79-летней Марии Альтман.

Правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта.
Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния.
Велись переговоры с банками о займе на покупку картин. Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта».
Общественность объявила подписку по сбору средств.

Пожертвования стали поступать, и не только от австрийцев. Однако цена, запрошенная Альтман, в течение месяца взлетела со 150 млн. долларов до 245, а затем и до 300.

После того как Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, пять картин Климта 14 февраля 2006 г. были привезены Лос-Анджелес, где Мария Альтман жила с 1942 г.

Самим фактом продажи полотен будет нарушено завещание Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее (а ведь Мария Альтман является наследницей и по ее линии).
Парадоксально, но волю Адели в какой-то мере исполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта.
Портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

Демократическое же судопроизводство привело в конечном счете к нарушению желания Адели, не говоря уже о миллионах австрийцев, которых лишили их национальной иконы.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине.
Конечно, не безвозмездно, и первоначальная оценка в 150 млн долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация.
Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман и ее представителей, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника. К слову, семья Альтман всегда была весьма состоятельной.


В феврале 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. Отмечу, что "Золотая Адель" была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее. А уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что Рональд Лаудер приобрел «Портрет Адели Блох-Бауэр I» за 135 млн долларов. Портрет с тех пор находится в основанной Лаудером Новой галерее в Нью-Йорке.

Теперь "Золотой Аделью" могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а остальным
остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.



По сообщениям прессы, в 2006 г. картина была приобретена за рекордную для произведения живописи сумму в 135 млн долларов американским предпринимателем Рональдом Лаудером для основанной им Новой галереи в Нью-Йорке . Об этой картине в 2015 году был снят кассовый фильм Женщина в золоте .

Портрет Адели Блох-Бауэр II , 1912

Описание

Лицо и руки, реалистично написанные в холодных тонах, являются визуальной доминантой в восприятии картины, выделяясь на фоне остальных элементов, исполненных орнаментально . Композиция полотна делится на две вертикальные части: справа изображена Адель Блох-Бауэр , левая часть почти пуста и содержит лишь намек на интерьер . Нижнюю треть полотна заполняет подол её платья. Густав Климт отказался от изображения перспективной глубины на картине, отдав предпочтение плоскостности. Орнаментальное золото фона вытесняет эскизно обозначенное пространство на задний план. Стены, кресло и платье модели оказываются просто двухмерными фигурами, расположенными рядом.

Обнаруживаемая при детальном рассмотрении изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой карнацией . Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.

Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников. Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники (см. символику «Всевидящего ока »). Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья. Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей - на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.

Модель - Адель Блох-Бауэр

В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил также и Густав Климт, которого с 1899 г. связывала дружба с Аделью Блох-Бауэр. Уже в г. Климт написал «Юдифь I» , полуакт, изображающий библейскую Юдифь . Моделью послужила сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. В 1909 г. была создана «Юдифь II» - и на этом полотне, весьма вероятно, изображена Адель .

Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и второй - «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа : «Березовая роща» , «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I» , «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее ». Также был приобретен «Портрет Амалии Цукеркандль».

История создания полотна

Примечательно, что основная идея картины существовала уже на этом раннем этапе. Спорными оставались лишь точная позиция модели, прежде всего, положение рук и головы.

Техника и стиль

Портрет Адели Блох-Бауэр относится к золотому периоду в творчестве Климта. В 1903 г. во время поездки по Италии художника вдохновили богато украшенные золотом церковные мозаики в Равенне и Венеции , древний язык которых он перенёс в современные формы изобразительного искусства. Он экспериментировал с различными техниками живописи для того, чтобы придать поверхности своих работ новый облик. В дополнение к масляной живописи он использовал технику рельефа и позолоту .

Натуралистично изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены, переходя в орнамент, становится абстрактным и не даёт никакой пространственной ориентации, что отвечает колористической гамме и формам, используемым Климтом в 1898-1900 гг. По характеристике Александра Гениса , эта «декадентская икона» изображает

утонченную до болезненности деву с прозрачным лицом и изломанными руками. Климт видел в ней новую Венеру, а вышла старая Европа, умирающая от пресыщенности. Не зря её худое тело укутывает шлейф прежних увлечений, убранный символами полузабытых вер и царств, - Крит, Египет, Византия, Габсбурги…

Климт восхищался византийским , минойским , микенским и египетским искусством , а также средневековой религиозной живописью Италии. Кроме того, в формах полотна отражается влияние модного в то время в Европе японского искусства гравюры Укиё-э и живописи эпохи Эдо . Не в последнюю очередь ощущаются и характерные черты французского импрессионизма , который был известен в Австрии во многом благодаря Венскому сецессиону - группе художников, к которой до 1905 года принадлежал и сам Климт.

Другие известные работы Климта: «Водяные змеи I» , «Фриз Стокле» - заказ некоего бельгийского промышленника из Брюсселя , «Три возраста женщины » , «Поцелуй » , который вместе с «Золотой Аделью» составляют вершину творчества золотого периода Климта. Женщины были в эти годы главным мотивом в работах Климта.

История полотна

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме . В 1910 году портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции в Венеции . До 1918 года портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 годы находился в австрийской государственной галерее.

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 года, оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. При оглашении завещания её муж согласился выполнить волю покойной. Один из пейзажей - «Замок Каммер на озере Аттерзее III» он подарил в 1936 году Австрийской галерее Бельведер . «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1937 году участвовал в выставке австрийского искусства в

Густав Климт.Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907г.

В этой истории участвуют: Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, картина стоимостью 135 миллионов долларов, племянница Мария Альтман, правительство США и Австрии.

О МОДЕЛИ И ХУДОЖНИКЕ

Познакомимся ближе с Аделью Блох-Бауэр.

Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, Председатель Ассоциации Австрийских Банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли.

Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха - Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.

Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии того периода.

В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер.В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.
Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.

Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. Через восемь лет Климт написал «Юдифь II».Обе картины являются воплощениями роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение.

Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно Саломею, типичную роковую женщину, о которой в конце века вышли книги и полотна Гюстава Моро, Оскара Уайльда, Обри Бердслея, Франца фон Штука и Макса­ Клингера.

Друг Климта Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел "Саломею" Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его "Поцелуй" – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к "Юдифи" – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью»

ИНТЕРЕСНАЯ ВЕРСИЯ

Говорят,что муж знал о связи своей жены Адели с Густавом Климтом и при подписании контракта на новою картину поставил несколько условий,в том числе,
чтобы художник нарисовал 100 эскизов.Фердинанд надеялся,что Адель при таком долгом позировании надоест Климту. Так это было или нет,но он оказался прав.

В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на официальный портрет жены. В следующие четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет.Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта.

РАССМОТРИМ ПОБЛИЖЕ ЗОЛОТУЮ АДЕЛЬ

Изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой кожей.

Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников.

Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья.

Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорченностью», буквально сочится с этого полотна.Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу.

Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.
Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей - на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.
В 1912 году художник пишет ещё один портрет Адели Блох-Бауэр.

СУДЬБА КАРТИНЫ

Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и второй - «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме.

В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции вВенеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С1918 по 1921 гг. - в австрийской государственной галерее.

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее.Но он этого не сделал,передав австрийской галерее,только один пейзаж.

Во время войны Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии.Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I»

Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах.

Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.Поскольку у Фердинанда и Адели детей не было, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, созданные нацистами, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывезти из страны основную часть их собраний.

Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее – в обмен на то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.Казалось бы, в истории можно было поставить точку, но в 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами, и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путем произведения искусства попали в их фонды.

В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, в которых была сфальсифицирована передача картин Климта в Австрийскую галерею Бельведер. Если помните, Фердинанд Блох-Бауэр в 1936 году подарил галерее только один пейзаж.

Последовала серия статей на эту тему, и единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман, узнав об этом, обратилась в суд. В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» по решению международного суда стали личной собственностью 79-летней Марии Альтман, жившей с 1942 года в Лос-Анджелесе.

При этом правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния: велись переговоры с банками о займе на покупку картин, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта».

Общественность объявила подписку по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн. долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн. После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн. долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника.

Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Надо отметить, что портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.

14 февраля 2006 года картины улетели за океан, а уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел за 135 млн. долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей Новой галерее в Нью-Йорке. Теперь «Золотой Аделью» могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а всем прочим остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.
Кроме двух портретов Адели было переданы и три пейзажа.

7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследники, даже при их большом желании, не смогли бы подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже были распроданы частным лицам.

Здесь можно посмотреть текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/3200699