Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Крепостное право в муму тургенева. Крепостное право и личность (по рассказу И.С

Крепостное право в муму тургенева. Крепостное право и личность (по рассказу И.С

Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми, да и других примеров вокруг было предостаточно. Став взрослым и получив хорошее образование, И. С. Тургенев полностью посвятил себя литературе и на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву.

Читая рассказ «Муму», мы знакомимся со многими людьми - героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим,

и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей - принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни - «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.

Когда читаешь произведения, рассказывающие о жестокости крепостничества, кажется невероятным, что отменено оно было всего лишь каких-то 150 лет назад. И очень многое для этого сделали именно писатели, бесстрашно выступавшие против крепостного права. Такие, как Иван Сергеевич Тургенев.

    Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе,...

    Герасим - это дворник, который жил у барыни. Это высокий мужчина, очень сильный, но помимо этих хороших качеств у него был свой недуг, мешающий ему жить, - он был глухонимым. Герасим необщительный, работящий. Он не любил пьяных. Как я уже сказала, Герасим...

    Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Муму” меня очень поразил. Когда Герасим убил собачку, я не могла сдержать слез. А как же было тяжело ему самому! Ведь он вырастил Муму из маленького щенка. Это единственное существо, которое любило Герасима, да и он...

  1. Новое!

    Можно ли говорить о речевой характеристике Герасима? Как он общался с окружающими? Устной речи в нашем обычном понима­нии у Герасима не было. Но он общался с окружающими, и они его понимали. Для общения служили жесты, мимика, звуки. Даже Муму хорошо...

  2. Герасим - это мужик, который принадлежал старой барыне. Он жил в деревне, но потом его забрали в город. Выглядел он угрюмо: большой, здоровый, крепкий. Но у него был один очень большой недостаток: он был глухонемым. Герасим работал дворником и был очень...

Для раскрытия темы можно использовать несколько рассказов из сборника «Записки охотника» И.С.Тургенева и произведения из разных периодов творчества Н.А.Некрасова: из первого периода — стихотворения «В дороге» (1845), «Забытая деревня» (1855), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Песня Ерёмушке» (1859); из второго периода — поэмы «Мороз, Красный нос» (1863) и «Железная дорога» (1864); из последнего — поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Тема — изображение русского крестьянства — появилась в творчестве Тургенева и Некрасова примерно в одно время — в середине 40-х годов XIX века. Оба писателя выражали в своих произведениях практически одну идею — сочувствие русскому крестьянству и решительное неприятие крепостного права и его пережитков после реформы 1861 года. Таким образом, можно отметить близость общественно-политических позиций в вышеназванных произведениях обоих авторов.

Одновременно идейные позиции Тургенева и Некрасова разнятся. Тургенев демонстрирует сочувствие и уважение к народу; Некрасов — возмущение угнетением и рабским положением крестьянства. Тургенев выражает в своих рассказах идею о нравственном превосходстве некоторых крепостных над помещиками; Некрасов в своих произведениях идёт дальше и доказывает социальную несправедливость современного общества. Так в художественном творчестве выразилось различие общественных взглядов двух авторов — либерализм Тургенева и революционный демократизм Некрасова.

«Записки охотника» состоят из очерков, объединённых общей антикрепостнической идеей. Антикрепостническое содержание у Тургенева проявляется в высокой оценке нравственных и духовных качеств русского крестьянина. Тургеневские крестьяне обладают любознательностью (мальчики из рассказа «Бежин луг»), глубоким умом и пониманием прекрасного (Хорь и Калиныч из одноимённого рассказа), талантом (Яшка Турок из рассказа «Певцы»), великодушием (Лукерья из рассказа «Живые мощи»), благородством (Матрёна из рассказа «Петр Петрович Каратаев»), Тургенев показывает, что крепостной гнёт не убил живую душу народа. Писатель, однако, не идеализирует крестьян: в «Записках охотника» есть и отрицательные образы крепостных — Виктор из рассказа «Свидание», Софрон из рассказа «Бурмистр».

Крестьяне сравниваются с помещиками: господин Полутыкин оказывается бестолковым хозяином, пустым человеком рядом со своими крепостными Хорем и Калинычем; господин Пеночкин из рассказа «Бурмистр», не заботясь ни о чём, кроме собственных доходов, отдал своих крестьян под власть беспощадного кулака Софрона. Пётр Петрович Каратаев — слабый, нерешительный человек.

Таким образом, Тургенев многосторонне изобразил русское крестьянство, не очерняя и не идеализируя его. При этом отличительной особенностью «Записок охотника» остаётся особый интерес к замечательным народным характерам, может быть и редким, но вполне реальным.

Антикрепостническое содержание произведений Некрасова выражается более остро: поэт показывает трагическую судьбу (Груши из стихотворения «В дороге», Дарьи из поэмы «Мороз, Красный нос»), бесправное, унизительное положение крепостного крестьянства (ходоки из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»), беспощадную эксплуатацию народа (мужики-строители из поэмы «Железная дорога»). Как и в творчестве Тургенева, в произведениях Некрасова представлены разнообразные герои из крестьян. Рассказывая о деревенском пареньке в стихотворении «Школьник», поэт верит, что именно из народа выйдут новые, яркие таланты и прославят Россию:

Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай...

Кроме покорности и неразвитости (стихотворение «Забытая деревня»), некрасовским крестьянам присущи трудолюбие, сердечность (поэмы «Мороз, Красный нос», «Железная дорога»), мудрость (Яким Нагой из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»), чувство собственного достоинства (Матрёна Тимофеевна, Савелий из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»),

В произведениях двух авторов при всей схожести изображения крестьянства существуют и различия. У Тургенева конфликты крепостных и помещиков скрыты в глубине сюжета, строятся на нравственных противоречиях; у Некрасова ясно и открыто выражается социальная идея о нищете и бесправии народа:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
(«Размышления у парадного подъезда»)

Так же открыто воспевает Некрасов сопротивление социальной несправедливости —

Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду. («Песня Ерёмушке»)

Тургенев и Некрасов с различных позиций подходят к изображению крестьянства. Тургенев показывает народ со стороны: крестьяне в «Записках охотника» — это класс, состоящий из отдельных личностей, в которых автор внимательно всматривается, которых с интересом изучает. При таком описании очень важна личность автора-наблюдателя, его мировоззрение, общественные убеждения. Сквозной образ охотника-рассказчика, наравне с антикрепостнической идеей, скрепляет отдельные рассказы в целостное произведение — «Записки охотника». Охотник — местный помещик, «костомаровский барин» («Живые мощи»), но в нём нет барского пренебрежения и презрения к крестьянам. Ему присущи любовь к природе, любознательность, «чистота и возвышенность нравственного чувства» (В.Г.Белинский «Взгляд на русскую литературу 1847 г.»).

В начале творчества Некрасов также активно использует образ автора-рассказчика, который наблюдает крестьян со стороны и даёт свою оценку услышанному («В дороге»), увиденному («Размышления у парадного подъезда»). В последнем стихотворении из случайной городской сценки лирический герой создаёт широкое обобщение современной русской жизни; в поэме «Железная дорога» автор-рассказчик объясняет мальчику Ване, кто на самом деле построил Николаевскую железную дорогу и чего стоило это строительство. В поэме «Мороз, Красный нос» автор выражает горячее сочувствие русской крестьянке:

Ты с детства со мною знакома.
Ты вся — воплощённый испуг,
Ты вся — вековая истома!
Тот сердце в груди не носил,
Кто слёз над тобою не лил! (1, III)

Но в творчестве Некрасова представлен и другой взгляд на народ — взгляд изнутри, который характерен для фольклора. Суть этого взгляда изнутри раскрыл Гегель: «В народной песне опознаётся не отдельный индивид со своим субъективным своеобразием (...), а общенародное чувство (...), поскольку индивид (...) не обладает внутренним представлением и чувством, отделённым от нации, её быта и интересов» (Г.Гегель «Лекции по эстетике. Поэзия. Лирическая поэзия»), В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ автора почти исчезает, уступая место рассказчика и наблюдателя самому народу—семи мужикам-правдоискателям и их собеседникам.

В заключение можно привести слова В.Г.Белинского о новаторстве Тургенева в изображении крестьянства: «Он зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил» («Взгляд на русскую литературу 1847 г.»). Но после «Записок охотника» крестьянская тема (кроме рассказа «Муму») уходит из творчества Тургенева; Некрасов, к творчеству которого с полным правом можно отнести те же слова Белинского, остаётся верен народной теме до конца жизни.

Следует отметить общие черты в описании крестьян у двух авторов: это уважение, сочувствие народу при реалистическом, то есть разностороннем, его изображении.

Различие двух подходов к описанию народа в русской литературе интересно сформулировано в знаменитой статье Н.Г.Чернышевского «Не начало ли перемены?» (1861). Разбирая в статье рассказы Н.Успенского, критик особенно высоко оценил их за то, что автор пишет правду о народе «без прикрас», без идеализации, то есть откровенно показывает инертность, неразвитость крестьян, «тупую нескладицу» в мыслях мужиков. Такая суровая правда, по мнению Чернышевского, полезнее народу, чем похвалы, сострадание и умиление, которые выражены, например, в рассказах Тургенева. Справедливо разграничив «доброе» изображение крепостных крестьян до реформы 1861 года и «критическое» изображение народа после 1861года, Чернышевский, кажется, несколько поторопился с оценками: русские до сих пор читают «Записки охотника», а расхваленные критиком рассказы Н.Успенского знают только специалисты. Нет ничего плохого в том, что «Тургенев... в эпоху крепостничества... искал в простом народе больше доброго, чем дурного» (Л.Н. Толстой).

Некрасов в своём творчестве после отмены крепостного права не боялся критически изображать покорность, неразвитость крестьян, наравне с их душевной силой, мудростью, великодушием. В стихах поэт выражал открытый протест против бесправного положения простых людей. Он создал народную по форме и содержанию поэму-эпопею, то есть произведение о народе для народа.

Тема: Тема крепостничества в творчестве Тургенева (по повести «Муму»)

Цели :

Показать непримиримое отношение писателя к деспотизму в любой форме;

Помочь детям определять социальное зло, бороться с ним;

Пробудить добрые чувства, сформировать личность гуманного и доброжелательного человека.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

Структура урока:

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

III Новая тема

    Краткая биография И.С. Тургенева.

А) место рождения;

В) родители(мать)

С) эпизод о дворовой девушке Луше, как предпосылки к написанию повести «Муму»

2. Знакомство с 1 главой

3. Беседа о 1 главе

IV Обобщение

V Домашнее задание

Ход урока:

I Объявление темы и целей урока.

Чтение эпиграфа на слайде.

его образы не только живые

и выхваченные из жизни,

но это типы, которым подражала

молодежь и которые

сами создавали жизнь.

П.Якубович

II Прежде, чем приступить к новой теме, хотелось бы проверить, как вы выполнили д\з.

Вам нужно было выучить отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова « Бородино» и знать значения новых слов. Обратите внимание на слайд. На нем отражены слова, значения которых вы должны знать. Пока одни из вас будут писать мне на листочках значения этих слов, я кого-то из вас спрошу чтение наизусть отрывок.

III Сегодня мы приступаем к изучению произведения И.С. Тургенева повести «Муму».

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Прежде, чем говорить о произведении, нам нужно узнать, что за человек его написал.

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в богатой дворянской семье. Его детство прошло в деревенском поместье его родителей, Спасском –Лутовинове.

Главным лицом в семье была мать писателя, Варвара Петровна. Она была очень богатой женщиной, имела несколько имений и тысячи крепостных крестьян.

Тут, ребята, я хочу обратить ваше внимание на новые и непонятные вам слова (на слайде).

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО – право или разрешение крепостнику владеть крепостными и их имуществом.

КРЕПОСТНИК – помещик, владеющий крепостными.

КРЕПОСТНОЙ – подневольный крестьянин или раб.

Запишите эти слова в тетрадь.

Эти слова помогут вам понять суть произведения.

Варвара Петровна, выросшая сиротой в доме богатых родственников, которые обижали и унижали ее, став богатой наследницей, стала вымещать своюзлобу на своих подневольных крестьянах, за что на всю округу прослыла очень жестокой и своевольной барыней.

Но Иван Сергеевич, несмотря на то, что его матерью была столь своенравная женщина, был человеком мягким, честным и справедливым.

Когда И.С. Тургенев был студентом Петербургского университета, он приехал домой на Рождественские каникулы, и узнал, что его мать решила продать свою крепостную Лукерью, которая была другом детства писателя, и которую он научил грамоте. Луша, как грамотный человек, понимала, что помещики используют крепостных, угнетают и унижают их, и настраивала крестьян подняться против помещичьего произвола.

Иван Сергеевич не мог этого допустить. Он спрятал Лушу.

В это дело вмешалась полиция, но Тургенев с ружьем в руках до тех пор стоял на своем, пока его мать не согласилась оставить Лушу при себе.

То, что писатель сам встал на защиту крепостной девушки, только доказывает, что он был против угнетения бедных крестьян и боролся как мог за то, чтобы крестьяне получили свободу; боролся своими поступками, защищая крепостных; боролся с произволом господ и в своих произведениях. Многие его произведения автобиографичны, т.е. основы сюжетов взяты из его реальной, настоящей жизни.

Вернемся к эпиграфу нашего урока.

Образы его героев – это прообразы людей, которые жили рядом с ним, т.е. именно они натолкнули на написание многих его произведений, в том числе и «Муму».

Это произведение пронизано ненавистью к крепостному праву, к несправедливости, которое олицетворяла Барыня; пронизано желанием вызвать сочувствие к русскому народу, восхищением его силой и душевной красотой. Примером тому служит главный герой- Герасим.

Закрепление ключевых слов на слайде.

Барыня – крепостница

(крепостник)

Крепостное право

Герасим -крепостной

Повесть « Муму» была написана Тургеневым в 1852 году, когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права через указ царя. Люди ожидали, что право отменят после войны с Наполеоном (1812 г), п.ч. считалось, что войну выиграл русский народ. Но официально крепостное право отменили толькл в 1861 году. Т.е. прошло около 50 лет прежде, чем крестьяне обрели свободу.

Своим произведением «Муму» Тургенев выразил акт протеста крепостных против беззакония жестоких господ.

А теперь, откройте учебник на стр.133.

Я почитаю 1 главу повести, а вы внимательно слушайте и следите за текстом.

Чтение 1 главы.

Беседа по прочитанному:.

    Давайте дадим название этой главе.(Переезд Герасима, Славный мужик Герасим.)

    О ком идет речь в этой главе? (о барыне и Герасиме)

    Найдите в тексте описание Герасима. (стр.133)

    Как работал Герасим в городе и в деревне? Где ему тяжелее было работать?

    Как чувствовал себя Герасим? В городе сначала? Как автор описывает тоску и одиночество героя, с кем он его сравнивает?

    Где жил Герасим? Опишите. Какими словами автор передает свое отношение к герою? Что значит «славный»?

Еще одна особенность писателя в том, что он сразу знакомит нас со всеми действующими лицами в начале повести.

В русской литературе не раз затрагивались проблемы, связанные с крепостным правом. Целый ряд писателей направляли свои усилия, одни — в большей мере, другие – в меньшей, к тому, чтобы свершилось долгожданное событие: пали оковы крепостного права. Иногда это были лишь косвенные указания на ужасное положение крестьянства во власти помещиков. В других же случаях именно крепостное право служило главной темой литературного произведения.

Первым по времени произведением подобного рода в русской литературе является книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Произведение это посвящено автором исключительно вопросу о положении крестьян и направлено всецело против крепостного права. Картина, нарисованная Радищевым, действительно, ужасна. Но книга его оказалась написанной не ко времени, и автор лично поплатился за это. Еще почва не была подготовлена для подобного рода произведений, еще время не наступило для осуществления идеала Радищева – падения крепостного права. Радищев был по приказанию императрицы Екатерины II схвачен, подвергся допросу, но и здесь не отказался от своих убеждений. Чтобы придать законную форму его осуждению, его обвинили в измене и сослали в Сибирь.

Судьба Радищева, должно быть, не одному литератору послужила грозным предупреждением, и после него долго не появлялось литературных произведений, направленных прямо против крепостного права. Тем не менее, против этого явления русской жизни высказывались, в более скрытой форме, все видные литераторы последующей эпохи. Этого вопроса коснулись Пушкин и Грибоедов, Лермонтов и Гоголь.

У Грибоедова, в «Горе от ума» в нескольких местах устами действующих лиц проявляется его отношение к крепостному праву. Отдельные выражения, затрагивающие положение дворовых, проскальзывают у Лизы, но на первом плане здесь нужно поставить рассказ Чацкого об обмене помещиком, спасавших ему жизнь крестьян, на борзых собак и о «распродаже поодиночке» «зефиров» и «амуров».

Пушкин также коснулся этого вопроса и высказался гораздо определеннее Грибоедова, став, конечно, в ряды противников крепостничества. Всем известны заключительные слова его стихотворения «Деревня»:
«Увижу-ль я, друзья, народ освобожденный
И рабство, павшее по манию царя…»

В это время уже общество, вследствие событий на Западе, а также благодаря передовым умам и литературному влиянию, иначе уже относилось к крепостному праву и все более прониклось гуманным отношением к крестьянам и мыслью о необходимости освобождения их. Это отразилось и в позднейших произведениях Пушкина: Онегин, как человек, принадлежащий к просвещенным слоям русского общества, барщину «оброком легким заменил».

Уделял внимание вопросу о крепостном праве и Лермонтов. У него в «Странном человеке» прорываются сочувственные крестьянству ноты.

Немногочисленные упоминания о крепостном праве есть также и у Гоголя. Лишь в немногих местах «Мертвых душ» касается он крестьянства, но здесь проявляет не раз сочувствие ему, как, например, при описании нищеты в деревне Плюшкина, в рассказе о том, как Коробочка продавала своих крестьянок, и особенно в размышлении Чичикова над списком мертвых душ. Здесь сам Гоголь говорит устами Чичикова, и проявляет глубокое сочувствие мужикам, глубокий лиризм при описании их судьбы.

Непосредственно к вопросу о положении крестьян подходит уже Григорович, современник Тургенева, лишь незадолго до появления «Записок охотника» написавший известную повесть «Деревня» и затем, в следующем году, «Антона Горемыку». Здесь уже и темой и содержанием служит одно лишь крепостное право, изображение положения крестьян не является побочными штрихами, и замысел автора не скрывается им. Он открыто нападает на крепостничество, прямо объявляет себя его врагом. Но теперь уже ему нечего опасаться судьбы Радищева, с тех пор прошло уже полвека, и русская жизнь далеко ушла вперед. Почва уже колеблется под ногами крепостников. И вот, в первые ряды их врагов, пожалуй, даже во главе нападающих на крепостное право становится Тургенев.

Общественное значение «Записок охотника» Тургенева

Тургенев глубоко проникся сознанием пагубности крепостного права, несправедливости его, жестокости и постыдности. Он не мог примириться с его существованием, ясно, определенно сознавал он необходимость отменить его и, побуждаемый этим сознанием, нанес ему чувствительные удары. Прямым последствием такого образа мыслей и являлась знаменитая «аннибаловская клятва», клятва Тургенева самому себе употребить все силы на то, чтобы свалить еще только шатавшееся тогда крепостничество, которое для него являлось, по собственному его выражению, личным его врагом.

С целью лучшей реализации своего плана нападения Тургенев поселился за границей: издали лучше мог он, собравшись с силами, напасть на своего врага. И действительно, он совершил это нападение, и вылилось оно в форму «Записок охотника» — рассказов, вначале печатавшихся порознь в разных журналах, а потом изданных самим Тургеневым в виде сборника в двух частях.

«Записки охотника» — это и было выполнением «аннибаловской клятвы» Тургенева, и в громком протесте против господствующей позорной несправедливости – их общественное значение.

«Записки охотника» Тургенева оказали влияние не только на те слои общества, которые и без того склонны были к порицанию крепостного права. Особенно важно отметить, что сам император Александр II, до того высказывавшийся против некоторых законов, облегчавших положение крестьян, впоследствии сказал, что после того, как он прочел «Записки охотника», его ни на минуту не оставляла мысль о необходимости освободить крестьян.

Крепостное право и личность (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Одним из самых сложных для понимания произведений, которое включено в программу 5 класса, является рассказ И.С. Тургенева «Муму». Пятиклассникам оценить всю глубину и серьезность произведения бывает очень трудно. Ребятам прежде всего жаль несчастную собачку Муму, они жалеют и в то же время восхищаются богатырской силой глухонемого Герасима, кто-то осуждает его за то, что он утопил Муму, не попытавшись противостоять барыне. То есть, прежде всего, - это эмоции. А вся сложность этого произведения и состоит в том, чтобы, откинув эмоции, увидеть в глухонемом Герасиме символ крепостной России - такой же сильной, могучей и неспособной говорить, противостоять.

Данный урок является последним в изучении этого произведения. Подводятся итоги, делаются выводы, вспоминаются факты биографии писателя.

  • 1) Образовательная:
    • - повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;
    • - вспомнить об истории создания рассказа «Муму»;
    • - рассмотреть героев и их поступки.
  • 2) Развивающая:
    • - формировать умение анализировать текст художественного произведения;
    • - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы;
    • - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
    • - учить сжато излагать повествовательный текст;
    • - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
    • - продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
  • 3) Воспитательная:
    • - воспитание общечеловеческих ценностей;
    • - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

Добрый день, ребята. Мы с вами прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». На нашем уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Сегодня нам предстоит решить нелегкую проблему, которая заключается в таких понятиях: крепостное право и личность. Запишем тему урока в тетради.

Для начала нам необходимо определить значение этих понятий. Дома по толковому словарю С.И.Ожегова значение этих слов посмотрели и записали в тетради наши одноклассники. Давайте прочитаем их. (Заранее подготовленные ученики читают определения).

Крепостное право - исторический строй в России, форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе реформ конце XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649. В XVII-XVIII вв. всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861).

Крепостной человек - Крепостной - 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян. 2. Крепостной крестьянин.

Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств.

Рассказ «Муму» написан в 1851 году, за девять лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право. Запишем в тетради:

  • 1852 год - рассказ «Муму», 1861 год - отмена крепостного права.
  • - Что же такое крепостное право?
  • (Сообщение заранее подготовленного ученика)

Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.

Дворяне имели право владеть землей и людьми - крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

  • - Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы детей)
  • - Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей - другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, то есть крепостные, жившие с хозяевами в городе.

  • - Ребята, а к какому сословию принадлежал И.С.Тургенев?
  • (Ответы детей)
  • - Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом.

Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Какие сведения о ней вам известны?

Ученик: Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Какие сведения об отце Ивана Сергеевича нам известны?

Ученик: Это был молодой офицер, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умен.

Варвара Петровна сразу влюбилась в молодого офицера. В 1816 году состоялась их свадьба. Через год у них родился сын Николай, а затем сын Иван. А что вспоминает Тургенев о своем детстве?

Ученик: Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

  • - Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.
  • - Итак, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку - барыню.
  • - Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).
  • - Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне). Крепостной право личность муму
  • - Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).
  • - Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать).
  • - Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим).
  • - Нам предстоит поработать в группах и ответить на некоторые вопросы.
  • (Работа в группах)
  • 1 группа: «Как описывает автор Герасима? Как работал Герасим? Ответы подтверждайте цитатами».

Примерный ответ детей 1 группы: Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения. Автор пишет: «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии.

2 группа: «Что такое сравнение? Найдите сравнения в описании работы Герасима».

Примерный ответ детей 2 группы: Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»; Герасим «смахивал на степенного гусака»; когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»

3 группа: «Что такое гипербола? Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?»

Примерный ответ детей 3 группы: Гипербола - это сильное преувеличение. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух коров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.

4 группа: «Найдите в тексте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя?»

Примерный ответ детей 4 группы: Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «…Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

  • - Обратимся к иллюстрациям, которые вы подготовили. (Работа с иллюстрациями учеников. Многие ученики изобразили Герасима. Они аргументируют свои ответы).
  • - Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде - с метлой и бочкой - кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни.
  • - Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё. Мог ли Герасим вернуться в дом барыни после того, как исполнит ее жестокое приказание? (Нет. Герасим не смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он исполняет ее жестокое приказание, но не прощает ее).
  • - Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не волновало это. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит - она могла делать с ним и его судьбой что угодно.
  • - Вернемся к теме нашего урока и попробуем ответить на вопрос: совместимы ли понятия «личность» и «крепостное право». (Нет. Крепостное право - это зависимость, а личность - это свобода. Герасим выбирает свободу).
  • - Тургенев не просто так изображает Герасима немым от рождения. В лице Герасима он олицетворяет русский народ, бесправный молчаливый народ в условиях крепостного права. Но Герасим своим уходом доказывает, что и молчаливый народ может протестовать и иметь свое мнение.
  • - Представьте, что нам предстоит составить «лестницу» и расположить на ней героев. На какую ступень мы поставим барыню, а на какую Герасима? (Герасима мы поставим на более высокую ступень, чем барыню).
  • - Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

Выставление оценок. Подведение итогов урока.