Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Разбираться в изобразительном искусстве. Если на картинах изображены люди с большими задницами, будьте уверены – это Руббенс

Разбираться в изобразительном искусстве. Если на картинах изображены люди с большими задницами, будьте уверены – это Руббенс

Как начать разбираться в искусстве

Самое интересные ответы художников, искусствоведов, культурологов и кинокритиков, с которых стоит начать восполнение пробелов в своем образовании в области искусства.

11 вопросов

1. Что почитать чтобы начать разбираться в искусстве? 2. Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство? 3. Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы? 4. Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной? 5. Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита? 6. Что посоветуете почитать о современном театре? 7. Каков список книг о театре, обязательных к прочтению? 8. Что почитать и посмотреть на тему искусства Барокко? 9. Какие страны были главными поставщиками новых стилей и направлений в искусстве ХХ века? 10. Может ли искусство не нести никакого послания? 11. Может ли художник, не имея представления о современном ему искусстве, стать признанным гением?

Я бы посоветовала начать с "Истории искусства" Гомбриха, Эта книга впервые была издана в 1950 году, и нельзя сказать, что это недавно. И все же ее продолжают переиздавать не только в ее собственной стране, но и за ее пределами, улучшая только качество иллюстраций. В ней очень простым и доступным языком рассказывается обо всех периодах и стилях. Как пишет в предисловии сам автор: "Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы".

К ряду вводной в искусство литературе можно отнести книгуХорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона "Основы истории искусств", которая посвящена истории живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии -- словом, "от бизона до Барбизона", а точнее -- до конца XX века.

Если копать глубже, то советую хрестоматийную и настольную для всех начинающих искусствоведов книгу Бориса Виппера "Введение в историческое изучение искусства". В отличие от двух предыдущих книг, здесь очень подробно и обстоятельно освещаются жанрово-технические проблемы и специфика технических основ каждого из жанров изобразительного искусства.

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку:

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей - и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят - "Что такое кино" Андре Базена и "Кино" Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг "Нового литературного обозрения", где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия - интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино - это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие - открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках - Леклезио "Смотреть кино", фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это "Беспечные ездоки и бешеные быки") и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги - в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях - отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director"s Cuts (Columbia University Press) - очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс - от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная - Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга - просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана - это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

4/11 Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной?

5/11 Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита?

На мой субъективный взгляд, книги по кураторству часто довольно бессмысленны. Кураторству нельзя научить. Для человека, решившего стать куратором, принципиально важно знать историю выставок, ориентироваться в современных дискурсивных практиках, знать историю искусства и историю самого кураторства. Когда тот или иной куратор подробно разжевывает свой метод, это отнюдь не ведет к пониманию собственных целей и задач его читателями. Безусловно, у кураторов очень много отличных книг, но они не о кураторстве. Мне кажется важным, дабы "держать нос по ветру" читать периодику о выставках. Это журналы Afterall, Springerin, The Exhibitionist, Mousse Magazine, E-Fluх Journal, Manifesta Journal, On Curating, и некоторые другие. Это поможет пониманию того, что происходит именно сейчас в выставочных практиках. А вообще, почитайте про выставки, найдите куратора, которому доверяете и читайте его тексты. У меня таких много, вот например, прочитал большинство текстов и статей прекрасной Марии Линд, Хуана Гайтана, WHW, и не устаю за ними следить.

6/11 Что посоветуете почитать о современном театре?

Ответить на этот вопрос сегодня очень легко: за последние два года были переведены на русский язык и прекрасно изданы две ключевые монографии о современном театре, без учета которых не обходится ни один исследователь или эксперт в этой сфере. Это, во-первых, «Постдраматический театр» немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана . Во-вторых, это «Эстетика перформативности» немецкой исследовательницы Эрики Фишер-Лихте . Оба автора исследуют границы (возможностей) театра как уникального языка современности и помогают освежить и обновить зрительскую оптику, выйдя за пределы сложившихся стереотипов восприятия театрального спектакля. Если вы не боитесь того, что ваши представления о театре изменятся и усложнятся, если вы готовы к новому и часто экстремальному театральному опыту – начните с чтения Лемана и Фишер-Лихте.

Для тех, кому интересно пофилософствовать о современном театре и его истоках, рекомендую также яркую и провокативную книгу Кети Чухров «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства».

А еще читайте хороших театральных критиков – на или на . Там умеют отслеживать самое главное и актуальное. И качественно его описывать и оценивать.

7/11 Каков список книг о театре, обязательных к прочтению?

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с театром, жизненно необходимо прочесть следующие книги: Михаил Туманишвили "Режиссер уходит из театра", Питер Брук "Пустое пространство", Ролан Барт "Работы о театре", осилить 4-томник Эфроса, книги Алексея Бартошевича и, конечно, Станиславского.

Существуют сотни и тысячи книг про барокко, но среди них есть одна, с которой просто необходимо начать знакомство с этим стилем. Это книга Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко». В России она впервые была напечатана в 1913 году. Вёльфлин легко и изящно вывел формулу барокко, показав, как появился этот всеобъемлющий стиль и на каких принципах он основан. Он тщательно проанализировал мельчайшие детали архитектуры римского барокко и виртуозно раскрыл философскую основу стиля. После Вельфлина вас больше никогда не будет мучить вопрос: «И все-таки, при чем тут жемчужина неправильной формы?»

Так, испанцы Грис и Пикассо имеют весьма отдаленное отношение к испанскому искусству, румын Тристан Тцара - к румынскому, белорусский еврей Марк Шагал - к белорусскому и т. д. Всю первую половину XX века, прошедшую под знаком войн и потрясений, с Францией на вторых ролях уживались Германия, Австрия, Италия, в меньшей степени Британия.

Во второй половине столетия неоспоримым лидером становятся США, хотя это не значит, что в Европе наступили разгром и упадок. Лондон - законодатель вкусов галерейного мира последней четверти XX века: английские художники - в числе самых дорогих на аукционах. По причине дешевизны жизни очень привлекателен для художников Берлин, хотя жить в нем и не означает быть немцем.

Вообще, концепция национального в искусстве поблекла и увяла раньше, чем в других областях. Нет национальных традиций - есть просто художники.

10/11 Может ли искусство не нести никакого послания?

Искусство может вообще всё что угодно. При этом оно ничего не должно. Здравый смысл, ориентированный на выживание в конкретной среде, часто склоняет нас к упрощению во всех сферах жизни. Искусство же - необходимый инструмент усложнения, без которого человек деградирует. В этом смысле оно всегда несет какое-то послание, но его дешифровка зависит от способностей воспринимающего. Даже самое беспредметное искусство вступает с нами в диалог, и не его вина, если мы капризно ждем, что нам будет всё понятно. Если требуются какие-то усилия для понимания, мы уже недовольны. Но если какие-то навыки мы просто вынуждены осваивать, то искусство вызывает особое раздражение обывателя, который привык презрительно отвергать все, что, по его мнению, бесполезно. В отличие от сложной и опасной науки искусство беззащитно, поэтому его всегда берут на прицел разнообразные блюстители нравов, традиций и прочей чистоты. Они не понимают, что уже это является ярким доказательством того, что послание достигло адресата.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотите получать удовольствие от современного искусства, знать, чем Возрождение отличается от проторенессанса, и чем вдохновлялись великие русские писатели?

Этот курс - находка для тех, кто хочет научиться разбираться в искусстве. Он дает основные понятия теории, рассказывает о жанрах и техниках. Слушатели узнают, как научиться получать удовольствие от современного искусства и «читать» арт-произведения, а также что такое «точка смотрения», и почему этот «кусок пластмассы» является гениальным творением.

Длительность : 7 недель
Начало : 14 сентября
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Автор : Проект MediaNovation
Универсариум

Курс ведет историк искусства и эксперт по русскому искусству ХХ века Андрей Сарабьянов. Слушатели узнают, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, и как попытались увлечь своими утопиями всю страну. Лектор расскажет как возникло самое известно полотно русского авангарда - «Черный квадрат», и чем закончились творческие поиски Малевича.

Длительность : 5 лекций и 20 дополнительных материалов
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Арзамас

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, расскажет о том, как художники 19 века переосмысливали исторические события, о символах и смыслах, которыми они наполняли свои картины. В качестве примера лектор рассмотрит восемь полотен известных художников, среди которых Гойя, Делакруа, Суриков и Мане. Слушатели узнают, к примеру, как Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.

Длительность : 8 лекций и 40 дополнительных материалов
Начало : можно заниматься в любое время
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : Европейский университет в Санкт-Петербурге
Арзамас

Авторы курса, преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, предлагают «поговорить» с Леонардо и попытаться понять Мастера, его величие и его трагедию. Слушатели курса узнают о том, как с помощью 3D-сканеров, 3D-принтеров, лазерных каттеров можно создавать, реконструировать сложные объекты, придуманные художником в далеком прошлом.

Длительность : 8 недель
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : РГГУ
Универсариум

В этой подборке аудиозаписи 30 лекций, которые читают для студентов лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета. Темы разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая.

Длительность : 30 лекций
Язык : английский
Начало : можно заниматься в любое время
Стоимость : бесплатно
Университет : Оксфордский университет

Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры в живописи и расшифровывать литературные символы.

Длительность : 7 недель
Начало : скоро, можно записаться на перезапуск
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : МГУ
Универсариум

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них картины, скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры: от афинского Парфенона до полотен Поллока.

Длительность : 9 модулей
Начало : можно записаться, о запуске сообщат
Язык : английский
Стоимость : бесплатно
Университет : Массачусетский университет

Последние несколько лет изобразительное искусство стоит в одном ряду с экзистенциализмом, постмодернизмом, фотографией, поэзий и прочими вещами, которые из среднестатистического человека делают интеллектуала. Не разбираться в искусстве стало просто-таки неприличным. Если в сфера арта вам ориентироваться пока тяжеловато, мы не дадим вам сесть в лужу или унизиться перед какой-нибудь начитанной студенткой НГАХА или искусствоведом. TNR учиняет свой экспресс-ликбез, который позволит вам разбираться в искусстве не хуже Розалинды Краусс.

Допустим, вы согласились пойти на свидание в краеведческий музей или в Новосибирский художественный музей. Опрометчивый поступок, но с кем не бывает. Множество тяжелых картин, белки глаз бегают в приглушенном свете, умеющие говорить обсуждают жирные мазки, а вы невольно подслушиваете и чувствуете себя непросвещенной биомассой.

Во-первых, не стоит обращать ни на кого внимания и чувствовать себя изгоем или плебеем, ведь вы в правильном направлении! Чтобы разбираться в искусстве, недостаточно прочесть тонну книг, необходимо сначала научиться смотреть, а затем — видеть. Конечно, умение смотреть без определенных знаний не поможет вам поддержать беседу друга о кубизме Пикассо, но это станет хорошим началом и фундаментом для дальнейших знаний.

Искусство - самая привередливая женщина. Она никогда не посмотрит на вас, не будь у вас хотя бы примерных знаний философии, анатомии, физики и геометрии. Но на уровне Новосибирска не обязательно знать абсолютно все, чтобы обнаружить себя в постели с искусством в первый же вечер. Наш город редко может порадовать любителей минимализма, ориентализма, полиреализма и других не типичных для России видов изобразительного искусства с глубоким смыслом.

В Новосибирске обычно проводят выставки сюрреализма, натурализма, классицизма, иконописи, реализма и эстетики совриска. А это значительно облегчает вам задачу и экономит время.

Прежде всего, вам необходимо понять, что интернет - первый враг искусству, оценивать произведения через монитор, все равно, что смотреть порнографию, вместо того, чтобы заниматься сексом. Ваш желательный максимум в данном случае - скачивание книг людей, которые потратили на изучение арта чуть больше пяти минут, которые прочие диванные искусствоведы потратили за чтением «Ответов Mail.ru».

Например, вы можете скачать книгу Сэма Филлипса, Екатерины Андреевой, Дворжака Макса и других искусствоведов, разбирающихся в феномене интересующих вас художников. Но, вероятно, вы ничего не будете скачивать и не захотите тратить личное и интимное время на изучение книг, поэтому мы постараемся легко и доступно объяснить вам самые популярные виды изобразительного искусства, которые вы можете встретить в музеях, лофтах и галереях Новосибирска.

Сюрреализм — деформированная реальность

Картины сюрреалистов похожи на имитацию фантазий, паранойю, фантастические сны, попытку соединить несоединимое и изобразить невозможное — застывшую реальность. Рецепта удачной картины не существует, идеальный сюрреализм - это наша жизнь между мечтой и действительностью, скачущий на метле голый Дали и Джигурда во время поста. Сюрреализм легко распознать среди современного искусства: к нему относится все, что иррационально и не соответствует общепринятым стандартам, например, летящие слоны, коллажи, фантастические существа, места и явления. В общем, все, что имеет фантасмагоричный сюжет с экспрессивным выражением - сюрреализм.

Наверное, нам стоит повторить, что в Новосибирске крайне редко проходят выставки футуристов, неоавангардистов и магических реалистов, поэтому вам тяжело будет перепутать сюрреализм с прочими последствиями фрейдизма и наркотиков. Новосибирск искренне любит Дали и Магритта: если вы пойдете на сюрреалистическую выставку, то скорее всего на ней будут представлены картины именно этих художников.

Сюрреалисты: Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст, Иероним Босх, Рене Магритт, Фрида Кало, Тито Саломони, Роберт Веноза, Андрей Дугин.

Натурализм — запах навоза и скошенной травы

Если сюрреалистов считают создателями мифической природы, то натуралистов причисляют к выдающейся когорте художников, калькулирующих природу в ее настоящем, монументальном облике. Задача натурализма нарисовать фотографию, зафиксировать объективную реальность, чтобы от рыбака веяло застарелым потом, а солнце нагревало воздух внутри музея.

Натуралисты: Жюль Бастьен-Лепаж, Найт («Окликая паромщика»), Лермит («Выдача жалованья жнецам»).

Импрессионизм — секундный коуб

Картины импрессионистов выглядят как секундный коуб: как художник выдергивает на холст свои впечатления, чувства, подвижную картинку без каких-либо контуров и временных ограничений. Вот здесь вам пригодится умение видеть. Сейчас в Новосибирске проходит выставка постимпрессиониста Ван Гога на Вокзальной магистрали, 16.

Знания об импрессионизме рождаются на глазах и только в галерее: Ван Гог должен вас окружить, тогда у вас даже может случиться так называемый синдром Стендаля - это особое официально утвержденное медициной психической расстройство, которое вызывает чересчур проникновенный контакт с искусством. Это как оргазм, только хуже: смотришь на картину или слушаешь какую-нибудь мощную оперу, и у тебя учащается сердцебиение, кружится голова, может начаться натуральная истерика со слезами и обмороками.

Импрессионисты: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо

Классицизм — пояс верности

Любимый вид искусства Новосибирского государственного художественного музея. Классицизм вы ни с чем не перепутаете, для него характерны строгость, логичность и выдержанность.

Классицисты : Никола Пуссен, Агостино Карраччи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Экспрессионизм — эмоциональная отдача

Экспрессионисты изображают свое эмоциональное состояние. Чтобы понять этот вид искусства, лучше всего самому стать экспрессионистом, плеснуть виски в стакан и нарисовать свою реакцию на санкции или государственный долг Новосибирска. Если вы нарисуете кричащего человека на Бугринском мосте, то вы испытали те же ощущения, что и во время заката.

Экспрессионизм - это прежде всего эмоциональная реакция, запечатленная маслом. В этих словах заключается счастье, потому что вы тоже так можете, только никогда не продадите свою мазню за баснословные деньги. И даже за 100 рублей.

Экспрессионисты: Эдвард Мунк, Джеймс Энсор, Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель.

Кубизм — геометрия маслом

Картины кубизма похожи на прозрачный алмаз, который находится в четырехмерном измерении и обнажает все свои грани. Кубисты дробят объекты на геометрические формы, а для оптического насыщения наслаивают стороны друг на друга, нарушают законы Евклида, придавая картинам собственное пространство.

Кубисты: Пабло Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан

Теперь, когда вы имеете максимально краткое представление о самых популярных видах изобразительного искусства в Новосибирске, мы вам расскажем самое главное, что вы должны знать об искусстве. Все эти виды — лишь жалкие ярлыки, которые помогают сориентироваться дилетантам, на самом деле, искусство отвергает любые привязки и нумерацию. Оно стирает временные и творческие рамки, становясь внутренним диалогом между зрителем и художником. Поэтому задавайте как можно больше вопросов картинам, а не «гуглу», и не бойтесь, что они покажутся неуместными или банальными. Когда картины начнут вам отвечать, вы искренне полюбите искусство, научитесь его читать и не пропустите не одной выставки в Новосибирске.

Здравствуйте!

Меня зовут Мухиддин. Я из Узбекистана. Читаю статьи на вашем сайте. Очень нравятся. Весьма интересные и креативные.

Хотя я много читаю, но все равно не могу понять некоторые ситуации. Можно ли я вам задам вопрос?

Как мы все знаем, в мире много музеев и дворцов. Каждый из них уникален и неповторим. Я посещал музеи в России, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, США и т.д. Когда я смотрю картины Средневековья, стараюсь понять, что вообще там изображено. К сожалению, не всегда получается: очень разная тематика. Говорят, что для понимания картин нужно очень хорошо знать Библию. С этим я согласен.

Пожалуйста, если у вас есть очень умные люди, которые осознают важность этого вопроса, напишите статью об этом. Как вообще нужно посещать музеи мира, как знать без Google, что там ценного (например Часы Павлин в Эрмитаже) и как понять сюжет и историю картины? Как вообще человек должен смотреть и толковать живопись? Какие легкие способы существуют?

С надеждой увидеть ответы на мои вопросы в скором будущем и с уважением, Мухиддин.

Ответ

Конечно же нам можно задавать вопросы, разве не за этим ты нам написал? Кстати, огромная тебе благодарность: одно удовольствие - отвечать на такое. Хотя некоторые моменты нам кажутся чересчур наивными. Все гораздо проще, чем ты думаешь. Кто-то очень умный придумал аудиогиды и экскурсоводов, которые все объясняют. А чтобы разбираться глубже, нужно проявить заинтересованность. А легко это или нет - решай сам.

Современная цивилизация создала такое чудо, как интернет, который значительно облегчает жизнь. Вбиваешь в поисковике название музея, - и вуаля - все основные достопримечательности в кратком изложении перед тобой. Там же можно посмотреть историю создания картины, сюжет, какие-то тонкости. Очень удобно, особенно если времени на посещение не так много. Останавливаться на каждой картине нет времени, поэтому приходится включать крейсерскую скорость, пробегать аллюром мимо менее значимых картин, чтобы остановиться на признанных шедеврах. Хотя иногда картина в дальнем углу впечатляет больше, чем главный шедевр музейной коллекции. Например Сикстинская Мадонна: безусловно гениальное и прекрасное произведение, но в дрезденской галерее есть более впечатляющие вещи меньшего размера.

Некоторые считают, что черпать знания из интернета, тем более когда речь идет о таких высоких материях, - моветон. Для них это все равно что променять ночь музеев на концерт «Пошлой Молли» в «Ионотеке»: вроде бы тоже культурное мероприятие, но с едким привкусом дерьма. Потому что культура бывает разная.

Для таких людей вот уже сотню лет издаются книги, энциклопедии классического искусства, в которых представлены репродукции картин с краткой информацией о них. Чаще всего такие сборники разделяются по определенной тематике, например, на шедевры русского изобразительного искусства, лучшие работы конкретного художника, или коллекции определенного музея.

Я вот полюбил русское изобразительное искусство благодаря картинам Карла Брюллова. А в творчество Карла Павловича я влюбился благодаря шикарной книге с репродукциями, изданной в еще лохматые советские времена. Тут была и биография художника, и комментарии о том, как он писал свои гениальные итальянские пейзажи, и что обозначают жесты людей на картине «Последний день Помпеи».

Если хочется разбираться еще глубже, то придется читать монографии и книги всемирно известных искусствоведов. В свое время меня до глубины души впечатлила работы Элеоноры Пастон про творчество Виктора Васнецова. Могу еще порекомендовать монографию Светланы Альперс «Искусство описания: голландская живопись в XVII веке». Мы все любим замечательную, отдающую уютом голландскую живопись, великих Ван Дейка, Брейгеля, Рубенса. Но автор утверждает, что анализ невозможен без оптики. Интересная, хотя и не бесспорная теория. Получается, культурные люди европейского севера на картины смотрели, в отличие от итальянцев, которые старались распознать в рисунке аллегорический, философский или политический смысл.

Чудо как хороша книга почившего ныне искусствоведа Даниэля Арасса «Истории картин». Она состоит из небольших рассказов, посвященных проблемам перспективного изображения. Проще говоря, объясняет, что обозначают жесты архангелов, пейзаж за спиной Джоконды, огромные улитки на картинах Франческо дель Косса.

Обязательно почитай книгу «Живопись и социальный опыт в Италии XV века». Уже из названия ясно, что она про Италию и взгляды людей разных сословий на искусство. Элементарно, у купца и ремесленника глазомер был разный, и потому их видение полотен отличалось. Художники, само собой, учитывали этот факт при написании.

Положа руку на сердце одни из по искусствоведению были написаны в советские времена. Чего только стоит восхитительная серия «Очерки истории и теории изобразительных искусств». Книги сами по себе небольшие, но в них доступным красивым языком, без лишних слов описываются основные вехи и лучшие мастера того или иного исторического периода или народа. Как известно, лучшая книга - это книга с картинками. Все нормально, репродукции и фотографии памятников архитектуры здесь есть. Честно говоря, не знаю, издается ли она сейчас, но думается, что даже в Узбекистане не составит труда найти старые издания. Может быть, они есть в библиотеках, или кто-то вздумает их перепродать.

Молодые авторы в своих новых книгах пытаются докопаться до истины, приписывают картинам полудетективные истории, пытаются взглянуть на известные шедевры новым взглядом, хотя все уже давно известно. Так что не смотри на дату выпуска книги.

Найти хорошие книги не составляет труда. Они не просто расширяют кругозор, но и учат воспринимать хорошо известные полотна иначе. Думаю, как-нибудь мы сделаем подборку книг по искусствоведению.

Чтобы разбираться в искусстве еще лучше, необходимо интересоваться биографией мастеров. Например, картины Караваджо становятся понятнее, когда понимаешь, что он нечаянный убийца, который почти всю жизнь провел в бегах. Картины и выходки Сальвадора Дали видятся несколько иначе, когда узнаешь про его окружение и нюансы семейной жизни.

Ну и конечно же искусство не может идти вразрез с историей. Именно она, голубушка, дает понять, какой общественно-политический заказ выполняли монахи, оставшиеся в истории под звучными именами Фра Анджелико, Фра Бартоломео и т.п. Появление авангардизма, кубизма и импрессионизма неразрывно связано с безумствами ненормального и революционного ХХ века. Когда вспоминаешь, что в те времена наркотики были лекарствами, технологии пошли вперед семимильными шагами, а нравы сильно поменялись, то находишь оправдание провозглашенной популярности и величию Модильяни. Ведь по сути, когда ты смотришь на фрески или полотна, ты читаешь исторический документ.

Иногда мы видим совсем не то что нам кажется. Например, масоны своей архитектурой оставляли целые послания. Каждый вензель, каждая кариатида, колонна и даже местоположение дома имеют значение. А непосвященный видит просто красивый дом XIX века. Искусство - тонкая вещь.

Читай книги, смотри документальные фильмы, они научат тебя видеть больше, чем просто красоту. Ну и заодно узнаешь, в каком музее что находится. Кстати, истории самих музеев порой интереснее их коллекций, так что если будет интересно, то изучи их.

Но это не все. Если хочешь стать искусствоведческим монстром, тренируйся. Например, учись отличать школы не глядя на авторов. Просто открой книгу с репродукциями и назови временной период, школу автора и в каком направлении он писал. Высший балл - имя художника. И старайся сам объяснить, что изображено на холсте, без подсказок. Даже если это абстрактная картина, хотя в них много смыслов. Ну а глубже разбираются только критики и культурологи.

Ну и наконец любое дело воспринимается иначе, если ты сам им занимаешься. Так же и с живописью: если ты сам рисуешь, то смотришь на холст другим глазом, как профессионал. Замечаешь такие нюансы, как линия, объем, цвет. Мы, простые смертные, видим что-то интересное, а художник - собранный пазл. Прими это к сведению, даже если не собираешься тратить время на курсы по рисованию. Тонкости художественной кухни, терминология и процесс создания значительно меняют восприятие. Это все равно что смотреть футбол и учить футболистов бить и давать пас, ведь коллегами вас не назовешь.

Мы уже писали о том , Теперь поговорим о расшифровке картин.

Прочитайте название. Подойдите максимально близко к изображению. Всмотритесь в мазки, особенно, если это масляная фактурная живопись. Затем опять отойдите на некоторое расстояние, чтобы смог сложиться целостный образ для удобного восприятия. Далее следуйте нашей инструкции.

1. Узнайте год написания картины, биографию художника и направление, в котором он работал.

2. Отметьте «точку входа» в картину .

Это место, на которое сразу падает взгляд, с него начинается осмотр произведения. “Точка входа” несет важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Все знают картину А.И. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Луна – “точка входа”, главный образ и центр картины.

3. Прислушайтесь к своим эмоциям.

Посмотрим на гравюру Альбрехта Дюрера “Меланхолия”. Что Вы чувствуете? Горе, печаль, уныние – меланхолию. Анализируя работу, мы видим, что перед нами 3 уровня познания. Двигаемся из правого нижнего угла влево: гвозди, пила, линейка – символы ручного труда. Завершает “физический уровень” шар – в XV веке вершина мастерства рабочего. Смотрим в центр картины: ангел читает книгу, перед нами уровень познания. И, наконец, верхний уровень – истина и просвещение, к котором приходит автор. Чем больше знаешь, тем глубже видишь. Многие знания преумножают скорбь – вот причина душевной раны девушки. Но о душевной ране мы понимаем и из эмоционального анализа картины.

4. Мысленно начертите диагонали картины.

Просто выделите главные образы и проведите линии сквозь них. Получился крест? Отлично! Перед Вами смысловой центр картины, обычно в него вкладывается важный смысл. Теперь смотрите на композицию. Какая геометрическая фигура лежит в изображении? Круг – символ гармонии, бесконечности, космического единства. Квадрат – 4 стихии, мистическая символика земли. Треугольник – единство, жизнь, триада богов (Отец, Сын, Святой Дух), воскрешение.


Смысловые диагонали в картине Сурикова “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге”

6. О чем говорит колорит или цветовая гамма?

У каждого цвета есть значение, смысл. До начала XX века цвет связан с формой: яблоко красное или желтое, море синее, облака белые или серые. Казимир Малевич своим “Черным квадратом” совершает революцию. Теперь цвет самодостаточен, он имеет самостоятельное содержание. Появляется целое направление – супрематизм. Например, красный – страсть, динамика, кровь, революция. Голубой – спокойствие, чистота, небо.

7. Обратите внимание на время дня и года.

Зима символизирует застой, возможно, смерть. Весна – начало жизни, надежда. Ночь – всегда тайна, мистика, чувственность.

Видите библейский, литературный или исторический контекст? Узнайте всю историю. Это крайне важно для понимания картины.

9. Расшифруйте аллегории.

Просто перечислите все образы картины: ночь, луна, дым, скалы и подумайте, что значит каждый из них. Воспользуйтесь справочной литературой, например, словарем символов Трессидера.

10. Исследуйте картину на наличие надписей и чисел.

Ни один художник не будет рисовать слова и числа просто так. Переведите непонятные выражения, узнайте, что значит каждое число. Ведь вы знаете, что каждое число имеет скрытый смысл? Все часы Сальвадора Дали, например, показывают 6 часов. А 6 – это совершенство, истина, удача.