Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » От чего умер мартынов. Евгений Мартынов

От чего умер мартынов. Евгений Мартынов

Его песни слышали миллионы, однако мало кто знает, кому принадлежит их авторство. Евгений Мартынов обладает мягким бархатистым голосом, который принято называть баритональным тенором, однако известен он больше как композитор, а не исполнитель. Его мелодии звучали со сцены не раз и до сих пор еще слышны, вот только самого Евгения Григорьевича Мартынова уже 28 лет не встретить среди живых, так как 3 сентября 1990 года он умер при очень загадочных обстоятельствах.

Биография и причина смерти

Евгений Мартынов пришел в этот мир 22 мая 1948 года. Случилось это в городе Камышине Волгоградской области. Женя появился на свет в послевоенное время, оба его родителя пережили тяжелые времена, причем не где-нибудь в тылу, а прямо на линии фронта.

Папа, Григорий Мартынов, носил почетное звание командира стрелкового взвода, но война сделала его инвалидом, поэтому о дальнейшей службе пришлось забыть. Он имел хороший музыкальный слух и умел играть на нескольких инструментах.

Мама будущей знаменитости была военной медсестрой, поэтому также внесла неоценимый вклад в общую победу над мировым фашизмом. К тому же у Евгения Мартынова есть младший брат Юрий (1957 г.), который так же, как и он, отличается сразу несколькими талантами. Прославился как успешный композитор, продюсер, а также аранжировщик, и даже получил звание заслуженного деятеля искусств Российской федерации.

О причинах смерти в биографии Евгения Мартынова можно найти несколько версий, так как, по словам родного брата, было много факторов, указывающих на преднамеренное убийство, а не на несчастный случай.

Ранние годы

Будущий композитор Евгений Мартынов в возрасте пяти лет переехал со всей семьей в город Бахмут (до 2016-го Артемовск), расположенный в Донецкой области. Это была малая родина его отца, поэтому можно сказать, что они вернулись в свой родной край. Григорий Мартынов вложил в сына много терпения и труда, развивая в нем данный от бога талант к музыке. Будучи еще школьником, Евгений начал создавать собственные произведения, ведь одарен он был не только прекрасным голосом, но и тонким слухом.

В Артемовске будущий композитор получил начальное музыкальное образование по классу кларнета. Юноша мечтал быть артистом, поэтому, имея все необходимые таланты, в 1967-м поступил в консерваторию имени Петра Ильича Чайковского, расположенную в городе Киеве. Но по каким-то причинам юноша перевелся в музыкально-педагогический институт Донецка, который ныне носит высокое звание консерватории имени С. С. Прокофьева. Окончил он его раньше положенного срока обучения, в 1971 году.

Начало карьеры

Певец Евгений Мартынов после окончания учебы стал работать в Москве, причем изначально только как композитор. Там в 1972-м он и познакомился с некогда популярной Майей Кристелицкой, которая впервые на большой сцене исполнила песню «Березка», написанную им на стихотворение Есенина. И именно она представила Евгения Мартынова зрителям как молодого и выдающегося создателя музыки.

Тот год был знаменателен также тем, что на центральном телеканале впервые вышла в эфир песня Евгения Мартынова «Моя любовь», которую замечательно исполнила Гюлли Чохели. А с 1973 года он трудился уже в Государственном концертном объединении «Росконцерт» на должности солиста-вокалиста. А также молодой человек устроился в редакции таких известных газет, как «Правда» и «Молодая гвардия» консультантом-редактором.

После выхода в эфир песни Евгения Мартынова, он наконец проснулся знаменитым! И это неудивительно, ведь его мелодии излучают свет, любовь и теплоту, сокрытые в душе своего создателя. Затем к композитору стали поступать заказы от самых знаменитых эстрадных исполнителей, таких как Людмила Зыкина («Не разлюби меня», «Расскажи мне, мама»).

Реализация Мартынова как певца

Творения Евгения Григорьевича исполняли такие звезды 70-80-х, как Анна Герман, София Ротару, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Михаил Чуев и другие. Но все же мечтой Мартынова было самостоятельное исполнение собственных песен, тем более что Бог наделил его прекрасным бархатистым и звонким голосом.

Его мягкий тенор мог охватить до нескольких октав и обладал уникальным тембром, благодаря чему Евгения звали солистом в оперный театр. Но тернистый путь эстрадного певца привлекал его гораздо больше, тем более что у него были для этого все данные. Внешность Мартынова была достаточно артистичной, а харизма и вдохновенная манера исполнения делали свое дело, вызывая у слушателя бурю позитивных эмоций. Даже такие драматические композиции, как «Лебединая верность», у него оканчиваются весьма оптимистично и возвышенно. Однако биография Евгения Мартынова и причина смерти артиста далеко не так светлы и понятны, как его песни, ведь там есть достаточно много темных пятен.

Почетные звания композитора

За всю свою жизнь Евгений Мартынов неоднократно получал государственные награды и ценные призы, вот их перечень:

  • Лауреат конкурса СССР среди исполнителей советской песни в городе Минске в 1973 году.
  • Лауреат Всемирного молодежного фестиваля в 1973 году, проходившем в городе Берлине.
  • Получил членство в Союзе композиторов СССР в 1984 году.
  • Победил на Международном конкурсе «Братиславская лира» в 1975 году, став первым победителем из страны Советов.
  • Занял второе место и стал обладателем серебряной медали в Международном конкурсе «Золотой Орфей» в 1976 году в Болгарии.
  • Получил премию Ленинского комсомола в 1987 году за проделанную работу по эстетическому воспитанию молодого населения и детские произведения.

Помимо всего перечисленного выше, Евгений Мартынов был одним из самых известных и почитаемых авторов и исполнителей Советского Союза. Но, увы, после 80-х его популярность резко сошла на нет в связи с появлением таких поп-звезд, как «На-На» и «Ласковый май».

Мартынов оказался вне «формата», так как молодежь любила больше плясать, чем вдумчиво слушать. Приглашения на телевидение и концерты перестали поступать, а это не могло не сказаться на психологическом состоянии певца и композитора. По натуре Евгений Григорьевич являлся очень тонко чувствующим человеком и все принимал близко к сердцу. Именно поэтому длительная невостребованность привела к тому, что артист банально запил. И 27 августа 90-го Евгений Мартынов выступил в последний раз в отборочном туре фестиваля «Песня года» с композицией на стихи Ильи Резника «Марьина Роща».

Причина смерти Евгения Мартынова

Биография певца трагически окончилась 3 сентября 90-го года. По официальной версии, причиной тому послужила острая сердечная недостаточность, но некоторые факты указывают на то, что это не совсем так. Певец ехал домой в лифте, но внезапно ему стало нехорошо. Говорят, что его еще можно было спасти, если бы ему была оказана своевременная медицинская помощь, но, увы, этого не произошло. Похороны Евгения Мартынова прошли на четвертый день со дня смерти на Московском Ново-Кунцевском кладбище на участке под №2.

Младший брат композитора Юрий Григорьевич считает что артисту «помогли» отправиться на тот свет, ведь он как раз судился с обманувшими его людьми. И это похоже на правду, ведь речь шла о довольно «кругленькой» сумме.

Суть дела была такова, что Евгению Мартынову организовали гастроли по Рязанской области, но вот выплатить гонорар почему-то забыли. Контракт с фирмой был заключен официально (на бумаге), вот только оформлена она была на совершенно посторонних людей. Мошенники-рецидивисты таким образом себя обезопасили, ведь доказать их причастность в данной ситуации оказалось непросто.

И вот композитор «очень удачно» умер прямо накануне очередного заседания, назначенного на 4 сентября. Дело было закрыто, а люди долго шептались о том, что смерть была подстроена теми самыми преступниками. По одной из версий его отравили, а по другой - жестоко избили, задев жизненно важные органы.

Мнение Юрия Григорьевича Мартынова

Брат композитора рассказывал о тех событиях, что старушка, нашедшая Женю в подъезде, а также другие жильцы рассказали, что он вошел туда в компании двух мужчин. Спутники потом говорили, что Мартынов купил им водку и они «сообразили на троих», но какую именно марку распивали и из одной ли бутылки - неизвестно. Об этом у собутыльников никто спросить не догадался.

По словам тех мужиков, Евгению стало плохо, как только они вошли в подъезд, а в лифте он уже потерял сознание. Но почему же они его бросили, не оказав первой помощи? И зачем один из них вошел с певцом в лифт, а другой остался у выхода из подъезда, до сих пор загадка. После этого приехали милиционеры и стали приводить Евгения Мартынова в чувства посредством пощечин и нашатыря. Появился доктор из близлежащей детской больницы и поставил музыканту какой-то укол, а затем композитора не стало.

Факты, указывающие на предумышленное убийство

Патологоанатомы из НИИ Склифосовского заключили, что во рту у Евгения Мартынова было обнаружено немалое количество нашатырного спирта. Но ведь его же не пьют! Для приведения человека в чувство достаточно капельки нашатыря на кусочке ваты, а у певца одежда прямо-таки источала резкий запах аммиака! Однако в заключении о причине смерти указана сердечная недостаточность.

Брат покойного сделал вывод, что Евгений Мартынов умер именно от отравления:

«Причиной плохого самочувствия Жени послужило то, что его умышленно отравили. Может, водка попалась «паленая», или же в рюмку ему чего-то добавили, чтобы он отрубился и его можно было обчистить. До приезда милиционеров брат все еще дышал и нужно было просто вызвать скорую, а не проводить неумелую реанимацию. Разве можно было вливать в живого человека нашатырь вместо того, чтобы просто дать понюхать?! Неужели они не знали, что аммиак вызывает сильнейший отек слизистой оболочки, блокируя дыхательные пути?!».

Семья

О личной жизни Евгения Мартынова можно сказать следующее: у него были жена и сын. Супруга была младше композитора на 11 лет, ведь женился он довольно поздно. На момент знакомства ей было всего 17 лет. Артист был по натуре очень застенчивым человеком, и, несмотря на толпы восторженных поклонниц, после выступлений в гостиничные номера никого никогда не водил. Видимо, скромность и повлияла на то, что семью Евгений Мартынов создал только в 30 лет, дождавшись свою единственную.

Подробности о супруге

Жена Эвелина Константиновна Старченко родилась в Киеве в 1959 году и после бракосочетания взяла фамилию мужа. Свадебное торжество проходило в московском ресторане «Прага» и отличалось пышностью. Люди, входившие в круг близких знакомых певца, шушукались о том, что Эвелина выскочила замуж из корыстных побуждений, однако Евгений был очень счастлив с ней. Бог благословил их брак сыном, который появился на свет 23 июля 1984 года. Имя ему было дано в честь великого русского поэта Сергея Есенина, творчество которого Мартынов безгранично любил. Сын внешне очень напоминает отца, но ему было всего 6 лет, когда папы не стало.

Несмотря на то что сама Эвелина говорит о том, что смерть мужа была для нее сильнейшим ударом судьбы, Юрий Мартынов в это не особенно верит. А объясняет он это так: «В скором времени после смерти Жени Элла попросила меня подключить свои связи, чтобы сделать ей аборт. Я задумался о том, чей же это ребенок. Однако свел ее с нужными людьми. А месяц спустя она стала встречаться с другим мужчиной, с которым на данный момент проживает в Испании».

После своего второго замужества Эвелина переехала в испанский курортный город Аликанте вместе с сыном Сергеем и теперь живет на вилле на берегу моря.

Лучшие альбомы

Поскольку в советском издании большая часть винилов с записями певца называлась просто «Поет Евгений Мартынов», то для удобства записи вышли на CD уже под другими названиями. Переиздание было совершено после смерти артиста, и первый альбом вышел в 1991 году. Вот скомпилированная дискография Евгения Мартынова:

  1. "Я тебе весь мир подарю" ‎- 1991 ("Мелодия");
  2. "Лебединая верность" - 1991 ("Мелодия");
  3. "Марьина роща" - 1991 ("Мелодия");
  4. "Песня о моей любви" - 1994 ("РОМ Лтд.");
  5. "Яблони в цвету" ("Евгений Мартынов поет свои песни") - 1995 ("Мелодия");
  6. "Лебединая верность - Песни Евгения Мартынова" - 1997 ("Мелодия");
  7. "Я лечу к тебе - Звезды эстрады поют песни Евгения Мартынова" - 2000 ("Мелодия");
  8. "Я тебе весь мир подарю" - 2001 ("Парк Звезд");
  9. Grand Collection - 2003 ("Квадро-Диск");
  10. "Великие Исполнители России XX Века" - 2004 (Moroz Records);

Прослушав эти записи, вы можете познакомиться с песнями талантливого композитора и послушать его необычайно мягкий, чудный голос.

Эстрадный певец, композитор, музыкальный редактор, педагог.

Родился 22 мая 1948 года в городе Камышине, Сталинградская область, РСФСР, СССР.
Детство будущего певца и композитора прошло в Донбассе.
Окончил музыкальное училище в Артёмовске и Сталинский музыкально-педагогический институт (ныне - консерватория имени С.С. Прокофьева) по классу кларнета.

Работал солистом ансамбля «Советская песня», джаз-оркестра Вадима Людвиковского, Росконцерта (бывшего оркестра Эдди Рознера).

С 1975 по 1989 год - музыкальный редактор журнала «Комсомольская жизнь».

Голос Евгения Мартынова - очень звонкий, бархатный мягкий тенор (баритональный тенор), достаточно широкого диапазона (ему предлагали стать оперным певцом) и с редким красивым тембром. Именно характерный тембр является отличительной чертой мартыновского голоса. Благодаря красивой, очаровательной сценической внешности, неотразимому личному обаянию, а также вдохновенной, лучезарной, оптимистической и романтической манере пения Мартынов несёт огромный заряд положительных эмоций, мастерски передаёт слушателю большое чувство радости и восхищения, неизменно вызывая ответный восторг. Даже трагические и драматические по сюжету песни («Лебединая верность», «Баллада о матери» и пр.) у Евгения заканчиваются светло и возвышенно. Как композитор, Мартынов - Моцарт советской эстрады, как исполнитель - напоминает Леля славянских преданий. Популярность Мартынова в СССР никогда не снижалась на всём протяжении его творческой жизни.

Музыкант много и с успехом гастролировал по стране и за рубежом. С концертными выступлениями и в составе творческих делегаций он побывал во многих странах мира: США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии, Швейцарии, во всех бывших социалистических странах.

Супруга - Эвелина (род. 1959) и их сын - Сергей (род. 23.07.1984) в настоящее время живут в Мадриде, Испания.
Брат - музыкант Юрий Мартынов (род. 17.04.1957).

Евгений Мартынов ушёл из жизни утром 3 сентября 1990 года в Москве в результате острой сердечной недостаточности в подъезде дома у лифта. Вполне возможно, певца ещё можно было спасти, если бы не длительное ожидание машины «скорой помощи», которая приехала лишь спустя 40 минут после вызова.
Похоронен музыкант 7 сентября 1990 года на Ново-Кунцевском кладбище в Москве, участок № 2.

призы и награды

Удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов: Всесоюзный конкурс советской песни в Минске 1973 год,
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Берлине 1973 год.
Победил на международных конкурсах эстрадной песни «Братиславская лира» в 1975 году и в Болгарии в 1976 году.
С 1974 по 1990 годы он - постоянный лауреат всесоюзных телефестивалей «Песня года».

В знак признания заслуг композитора перед отечественной культурой в 1992 году одна из улиц города Артёмовска в Донбассе (Донецкая область) названа именем Евгения Мартынова.
По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимающееся культурной и благотворительной деятельностью, пропагандирующее творческое наследие замечательного композитора и певца.

Евгений Мартынов - знаменитый советский эстрадный певец и композитор. Бархатный тембр голоса музыканта до сих пор помнит среднее поколение советских людей. Песни «А мамины глаза» и «Яблони в цвету» Евгения Мартынова напевали все, кто хоть раз слышал эти песни. Мелодичные, добрые и чистые, эти композиции дарили светлую радость и желание жить в гармонии с собой и миром.

Евгений Григорьевич Мартынов родился в послевоенном 1948 году. И то, что будущий музыкант родился в мае, когда стояли «яблони в цвету» и вовсю пели соловьи, очень соответствует образу и творчеству этого замечательного человека.
Семью будущего певца и композитора Евгения Мартынова сильно обожгло войной. Отец пришел с фронта инвалидом, мама тоже хлебнула горестей войны - работала фронтовой медсестрой. Но главное - оба выжили. После войны родили двоих детей: сначала Евгения, а через 9 лет Юрия.
Поначалу семья жила в городке Камышин Волгоградской области, но после рождения первенца перебрались на Донбасс, в город Артемовск. Это родина главы семьи Григория Мартынова.
Евгений рано потянулся к музыке. В доме родителей музыканта всегда звучали песни. На баяне и аккордеоне играл папа. Кроме того, Григорий Мартынов работал учителем пения и вел кружок самодеятельности. Мальчик ходил с отцом на праздники и утренники - настолько любил музыку. Но ребенка занимали и другие творческие увлечения: Евгений любил заучивать и цитировать монологи, услышанные в фильмах, талантливо рисовал, увлекся фокусами, которые с удовольствием показывал на школьных мероприятиях.

В итоге музыка постепенно вытеснила другие увлечения, мальчик тоже получил музыкальное образование: в Артемовске Евгений окончил училище имени Петра Чайковского и научился играть на кларнете. Родители не заставляли Евгения заниматься музыкой. Мальчик сам с удовольствием шел на занятия в музыкальную школу. Учителя в музыкальной школе отзывались об ученике с теплотой, один преподаватель даже заявил: «Мне бы побольше таких учеников, а не тех, что занимаются музыкой из-под палки...»
В 1967 году Евгений Мартынов отправился в Киев и поступил в консерваторию имени Чайковского. Но скоро будущий композитор перебрался поближе к дому: в Донецкий педагогический институт на дирижерско-духовое отделение. Вышел Мартынов со стен вуза, получив диплом о высшем образовании, досрочно.
Страсть к сочинению музыки проснулась в юноше еще в университете. Во время учебы Евгений Мартынов уже написал собственные романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и фортепиано и прелюдию для фортепиано.
После окончания учебы юноша сразу начал работать по профессии - руководил эстрадным оркестром Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования.
Творческая биография Евгения Мартынова берет начало в 1972 году. Окончив институт, Мартынов отправляется в Москву. На тот момент композитор уже не первый год пишет музыку на стихи. Одну из своих мелодий композитор положил на стихи Сергея Есенина. Песню «Березка» спела Майя Кристалинская, с которой Евгения познакомили друзья. Композиция прозвучала в Московском театре эстрады и понравилась слушателям. В том же 1972 году появилась вторая песня на музыку Евгения Мартынова «Моя любовь». Эту песню исполнила грузинская исполнительница Гюлли Чохели.
В 1973 году Мартынов окончательно перебирается в столицу и устраивается солистом-вокалистом в «Росконцерте». Кроме того, Евгения Григорьевича берут музыкальным редактором сначала в издательство «Молодая гвардия», а затем и в «Правду».
В 1978 году Евгений Мартынов снялся в художественном музыкальном фильме «Сказка как сказка», в котором сыграл роль жениха-романтика. Но на этом актерская карьера музыканта и закончилась.
В 1984 году Евгений Мартынов был принят в Союз композиторов СССР.
С этого момента песни Мартынова пользуются огромной популярностью во всем Советском Союзе. Что характерно, Евгений Мартынов и пишет композиции для других исполнителей, и сам поет собственные песни. Количество наград и премий сыплется на талантливого певца и композитора, словно из рога изобилия. Евгений Мартынов становится всенародным любимцем. «Молодые голоса», «Братиславская лира», «Золотой Орфей» - на всех этих фестивалях Евгений Мартынов получал первые награды. Музыкант много гастролировал, в том числе за границей.
С талантливым композитором сотрудничали лучшие поэты-песенники СССР, такие как Илья Резник, Алла Дементьева, Роберт Рождественский и другие. Баритональный тембр певца лился со всех экранов и радио-эфиров. Мартынова было приятно и слышать, и видеть: Евгений Григорьевич обладал невероятным обаянием и простотой. Советским людям музыкант казался близким, почти родным человеком.
Диапазон голоса Евгения Мартынова был очень широким. Баритональный тенор музыканта, мягкий и в то же время звонкий, «тянул» и на оперное исполнение. Музыканту даже предлагали сменить профиль и выступать в операх. Но Мартынов выбрал для себя эстраду, более близкую большинству советских людей.

Современники искренне любили певца, ведь замечательные песни Мартынова дарили положительные эмоции даже в тяжелые времена. В то же время Евгений Мартынов умел зацепить «за живое». Композиция музыканта «Лебединая верность» у многих вызывала искренние слезы. Как и проникновенная песня «Мамины глаза».
Наиболее популярные песни, кроме названных, «Соловьи поют, заливаются... », «Отчий дом», «Аленушка», «Чайки над водой», «Белая сирень» с удовольствием пели многие поколения советских людей. Да и сейчас эти композиции известны. Они перепеваются многими современниками. Но такой искренности, нежности и силы, с какой пел их всеми любимый Евгений Мартынов, достичь никому не удалось.
Песни Мартынова имелись в репертуаре ряда советских звезд эстрады. Для каждого из них эти композиции были лучшими, ведь эти песни сразу же становились хитами. София Ротару, Иосиф Кобзон, Анна Герман, а также Вадим Мулерман, Александр Серов, Эдуард Хиль - вот лишь несколько имен знаменитых исполнителей, которые с удовольствием сотрудничали с композитором.
Личная жизнь
Евгений Мартынов женился, когда ему уже исполнилось 30 лет. Личная жизнь Евгения Мартынова сложилась счастливо. Киевлянка Эвелина, ставшая супругой певца, подарила мужу сына Сергея. Пара назвала мальчика в честь двух Сергеев - Есенина и Рахманинова, чье творчество в семье музыканта обожали.
Через несколько лет после смерти Мартынова Эвелина вышла замуж во второй раз. Вместе с сыном и новым мужем женщина иммигрировала в Испанию.
Жизнь знаменитого эстрадного исполнителя и композитора оборвалась на 43 году.
Поклонники не сразу поверили, услышав о внезапной смерти молодого и исполненного сил и творческих замыслов Евгения Мартынова. Это случилось в начале сентября 1990 года. Кажется, с ним ушла целая эпоха, запоминающаяся, звонкая, светлая и чистая.
Причиной смерти оказалась острая сердечная недостаточность. Кончина Евгения Мартынова обросла множеством слухов. Установить теперь, какие из них имели место быть, невозможно. Очевидцы произошедшего говорили о том, что Мартынову стало плохо, когда музыкант поднимался в лифте. Медицинская помощь подоспела слишком поздно. Часть поклонников верит, что певца можно было бы спасти, если бы Мартынову вовремя оказали квалифицированную медицинскую помощь, но врачи не подтверждают эту теорию.
Евгений Григорьевич Мартынов нашел последний приют на Кунцевском кладбище столицы. Последняя песня в исполнении музыканта прозвучала 27 августа 1990 года на «Песне года-1990». Это оказалась «Марьина роща», последний хит и прощальный подарок поклонникам от композитора и певца.
Но и сейчас, в новом столетии, музыкант не забыт. В 2000 году прошел Первый донецкий открытый фестиваль-конкурс лирической песни имени Е. Г. Мартынова «Отчий дом». На фестивале впервые прозвучала песня «Я лечу к тебе».



В 2015 году в Камышине открыта Каштановая аллея имени Евгения Мартынова, на которой также установлен памятник певцу.
Разбирая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашёл записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Там есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика - продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 - 17. Для них главное - танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее - развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза - почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой - это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!»



















Разбирая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашёл записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Там есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика - продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 - 17. Для них главное - танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее - развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза - почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой - это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!




28 лет назад, 3 сентября 1990 г. ушел из жизни знаменитый советский певец, музыкант и композитор Евгений Мартынов. Его песни «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» знала вся страна. Внезапная гибель 42-летнего певца стала большим потрясением для всех его поклонников. Его тело было обнаружено в подъезде собственного дома. Официальной причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность, но близкие Мартынова до сих пор не верят в то, что это было на самом деле так.



Евгений Мартынов родился в 1948 г. В его семье не было профессиональных музыкантов, но музыку любили все. Отец научил его играть на аккордеоне, в их доме всегда звучали песни. И после окончания музыкального училища Евгений поступил в консерваторию. В 1972 г. Мартынов переехал в Москву, и когда его песню на стихи Есенина «Березка» исполнила Майя Кристалинская, к нему пришла первая популярность. Певица посоветовала молодому автору исполнять песни самому и порекомендовала устроиться в «Росконцерт».



С 1973 г. Мартынов работал солистом-вокалистом в «Росконцерте», а также занимал должность музыкального редактора в «Молодой гвардии» и «Правде». В 1984 г. его приняли в Союз композиторов СССР, и в 1980-х гг. он становится одним из самых популярных эстрадных певцов и композиторов в СССР. С ним сотрудничали лучшие поэты-песенники – Илья Резник, Алла Дементьева, Роберт Рождественский и другие.





Песни Мартынова «Баллада о матери», «Лебединая верность», «Белая сирень», «Яблони в цвету», «Отчий дом» стали настоящими шлягерами. Его композиции исполняли София Ротару, Иосиф Кобзон, Анна Герман, Александр Серов, Тамара Миансарова, Эдуард Хиль и др. Он и сам вскоре стал популярным эстрадным исполнителем, неповторимый тембр которого покорил тысячи поклонников. Его называли бархатным голосом России и последним романтиком СССР.





Последним хитом Мартынова стала «Марьина роща», которую он исполнил на «Песне года-1990». А 3 сентября 1990 г. случилась трагедия, в которую долго никто не мог поверить. Тело 42-летнего музыканта было найдено в подъезде его дома. Соседи не сразу вызвали «скорую», посчитав, что мужчина выпил лишнего. По другой информации, машина «скорой» прибыла только спустя 40 минут после вызова. Как бы то ни было, медицинская помощь подоспела слишком поздно – врачи констатировали смерть от острой сердечной недостаточности.



Многие не верили в то, что молодой здоровый мужчина мог внезапно скончаться, и искали другие причины его преждевременной гибели. Брат певца Юрий рассказывал: «Последние несколько месяцев до смерти Женя очень нервничал. С одной конфликтной ситуацией ему даже пришлось разбираться через суд. Это были организаторы его гастролей по Рязанской области, не выплатившие брату гонорар. С их фирмой Женя заключил договор, поэтому был уверен, что выиграет дело. Однако выяснилось, что фирма оформлена на подставных людей, а их документами прикрывались рецидивисты. Очередное заседание суда должно было состояться 4 сентября 1990 года, но в связи со смертью истца дело закрыли. Не знаю, связано ли это со смертью, но, возможно, сердце его не вынесло напряжения. Трагедия случилась дома, в Москве. Женя сказал жене, что пойдет ненадолго в гараж, а через час его тело нашли возле парадного. Помочь ему было уже невозможно ».



Сумма невыплаченного гонорара была по тем временам очень крупной – около 10 тысяч рублей. И Мартынову пришлось подать на организаторов в суд. А после его смерти дело сразу же закрыли. Этот факт дал повод некоторым поклонникам музыканта выдвинуть версию о его убийстве. Впрочем, никаких следов насильственной смерти на его теле обнаружено не было.





Выдвигались и другие версии. Кроме этих неприятностей, были и другие события, из-за которых композитор постоянно находился в состоянии стресса. После перестройки его популярность резко упала, эстрада начинала жить по законам шоу-бизнеса, и в этой новой системе Мартынов оказался невостребованным, поэтому постоянно чувствовал большие эмоциональные перегрузки, что действительно могло привести к проблемам с сердцем, даже если раньше оно его никогда не беспокоило.





Еще одна версия гибели Мартынова – смерть по неосторожности. У него во рту обнаружили большое количество нашатырного спирта. Для того, чтобы привести человека в чувство, достаточно смоченной ватки. А ему, по всей видимости, не просто давали его понюхать, а буквально вливали в него. Это могло спровоцировать отек слизистой, после чего он и скончался. Однако этот факт не исследовали, и официальной причиной гибели до сих пор считается острая сердечная недостаточность.




Преждевременно ушел из жизни и еще один знаменитый советский эстрадный исполнитель. .

Евгений МАРТЫНОВ трагически ушел из жизни почти два десятилетия назад, однако его песни «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Аленушка», «Ты скажи, скажи мне, вишня» до сих пор продолжают звучать и радовать слушателей. Я решил узнать, каким Мартынов был в обыденной жизни, и встретился с его другом джазовым пианистом Леонтием АТАЛЬЯНОМ.

Михаил ФИЛИМОНОВ

– С Женей Мартыновым я познакомился, когда пришел работать в оркестр Алексея Мажукова «Советская песня», – начал рассказ Леонтий. – У Жени на тот момент опыт был скромный. Он закончил у себя в Донецке музыкально-педагогический институт по классу кларнета. Но играл не ахти как, импровизировать не умел. Некоторое время работал в донецком театре. Получал 80 рублей. Потом волею случая наткнулся на стихи «Алексей, Алешенька, сынок» мало кому известного тогда поэта Андрея Дементьева и написал на них песню. Показал ее кому-то в «Росконцерте», и его взяли в большую концертную программу «Турнир эстрадной песни» с участием Лещенко , Толкуновой и других начинающих артистов. Участникам программы аккомпанировали два биг-бэнда – оркестр Вадима Людвиковского и оркестр Алексея Мажукова .

– В то время в оркестре у Мажукова пела и Нина Бродская, которая записала «С любовью встретиться – проблема трудная» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»?

– Да, неординарная женщина… Однажды в Одессе Бродская чуть не довела Мажукова до инфаркта. После концерта в Зале филармонии нам объявили: «Никуда не уходите! Будет собрание». А у нас в коллективе было очень много женщин. И вот эти дамы на собрании начали лить друг на друга грязь. Дошла очередь до Бродской. Она накинулась на жену директора оркестра и выдала примерно такую тираду: «А не ты ли, Тамара, говорила, что жена Мажукова живет с ним только потому, что он композитор и у него гонорар большой? И что Мажуков, когда дирижирует, все время массажирует сердце и поправляет яйца?» Все были в шоке!

Богатство в плавках

– У нас с Женей Мартыновым с самого начала завязалась дружба, – продолжил Атальян. – Он был простой, открытый парень. Получал поначалу немного. А потом как пошло!

Свои первые гонорары – 400-500 рублей – Мартынов хранил… в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство. Иногда в поездках Женя доставал полтинники и стольники, лепил на стекло автобуса и веселился, наблюдая, как реагируют проезжающие рядом люди. Он вообще любил пошутить.

– А выпивать любил?

– На заре карьеры Мартынов почти не пил. Помню, как 22 мая 1973 года мы отмечали в Кисловодске его 25-летие. Сели, кирнули немножко, поздравили его. Но даже не допили бутылку. «Фу, гадость какая!» – сказал Женя после очередной рюмки. И отдал оставшуюся водку младшему брату Мажукова – саксофонисту Илье, который любил кирнуть. На следующий день мы переехали из Кисловодска в Сочи. И там на пляже познакомились с девчонками. Веселились, забавлялись, а для Мартынова все закончилось конфузом. «Жень, ну, как провел ночь?» – спросили мы его на следующий день. «Да вот с ногой вышла лажа, – посетовал он. – У меня всегда все хорошо работает – и в гостинице, и в поезде, и в самолете. Но, как ногу перекидываешь, сразу все падает». После этого в коллективе его постоянно подкалывали: «Жень ну как у тебя с ногой?»

Тут в разговор вмешалась подруга Леонтия поэтесса Надежда Слобожан, с которой он пришел на нашу встречу:

– Ну, что ты юлишь? Скажи уж прямо, что Мартынов бог знает до скольких лет ходил в целках! Вы все девок трахали. В каждом городе у вас было по три гастрольных жены. А у Мартынова все никак. Лет в 30 он все-таки женился. Но брак у него был несчастливый. Жена пыталась его под себя подмять. И он тогда начал крепко выпивать.

– Вообще-то, Женя закирял еще до женитьбы, – уточнил Леонтий. – На него резко обрушились большие деньги. И, видимо, он оказался к этому не готов. Помню, в декабре 1975 года мы пересеклись на гастролях в Пензе. Я уже ушел в другой коллектив. А Мартынов продолжал работать у Мажукова. Пришел к нему в номер. Он был уже изрядно бухой. «Жень, ты чего, начал кирять?» – удивился я. А возле него отиралось полколлектива. Все смотрели ему в рот. И ему явно это нравилось. «Леон, я не киряю, – ответил он мне под общий смех. – Просто я вчера кирнул, а сегодня похмелился». Потом я слышал от знакомых, что Женя стал пить все больше и больше. Но с чем это было связано – судить не берусь. С его женой я не был знаком. Когда он женился, мы с ним уже не общались. В одной из телепередач про Мартынова Андрей Дементьев говорил, что не очень приветствовал этот брак. Мол, Женя был уже известный композитор, и девчонка вышла за него по расчету.

– Это был его первый брак?

– В свое время Женя оформлял фиктивный брак, чтобы сделать себе московскую прописку. У нас была костюмерша Алена Абросимова. Хорошая девчонка. Она сама предложила Жене: «Давай распишемся! Чего ты мучаешься?». Тогда многие музыканты так делали. Работали-то мы от «Росконцерта». База у нас находилась в Москве. И когда мы приезжали в Москву, каждый раз приходилось думать, где переночевать. Женя часто шутил по этому поводу. «Леон, ты сегодня на каком вокзале ночуешь? – громко спрашивал он, чтобы слышал директор коллектива. – Я на Курском» «Ты же знаешь, я предпочитаю Аэровокзал на Ленинградке, – отвечал я. – Там хороший буфет».

Ментовская облава

– Я слышал, в начале 80-х вышел приказ – убрать из «Росконцерта» всех иногородних музыкантов. Сильно пострадали?

– Даже Лариса Долина тогда пострадала. Ей пришлось уехать из Москвы и работать от Ульяновской филармонии.

– А почему ты не рассказываешь, как вы с Долиной убегали от ментов? – подала голос Слобожан. – Они выступали ночью в каком-то ресторане. Вдруг нагрянула ментовская облава с целью проверки документов. А Лёнька и Долина были единственными из музыкантов, у кого не было московской прописки. Их потихоньку выпустили через кухню, и они спасались бегством через какую-то стройку.

– Это было в период, когда я ушел из «Росконцерта» в МОМА (Московское объединение музыкальных ансамблей. – М.Ф. ) и работал по ресторанам в составе оркестра, которым руководил Юра Пастернак, – подтвердил Атальян. – Долина начала сотрудничать с нами уже в конце 70-х. Под наш коллектив даже специально создали легендарное в будущем ночное заведение «Арлекино» в подмосковном Одинцово. Одним из завсегдатаев был Михаил Звездинский. Сейчас он выдает себя чуть ли не за организатора этого заведения. На самом деле Миша с нами не работал. Просто приходил потусоваться. Иногда кто-то из гостей просил его спеть. Он приносил нам башли, и мы ему аккомпанировали.

– Название клуба как-то связано с Пугачевой?

– Именно она и подала идею дать этому заведению название своей знаменитой песни. Но Алла Борисовна отнюдь не была там первым лицом, как многие считали. Таких, как она, было полно. У нас и Савелий Крамаров тусовался, и Юра Антонов… Приезжала даже дочка Брежнева Галя. Она любила, чтобы всех выгнали, и мы играли для нее одной. Впервые Галя услышала наш оркестр в «Иверии». И была потрясена нашим солистом Мехрдадом Бади. Он был красавец – высокий, длинноволосый, всегда одетый по последней моде. Плюс безупречно пел по-английски. Короче, «фирмач». Галина просто млела, когда Бади видела. А он тушевался, ему как-то неловко было от ее напористого внимания. И чтобы не трахаться с ней, сбегал через кухню…

«Арлекино» просуществовал недолго. Грузин-директор возгордился и засадил в местной Одинцовской газете статью, что он, такой хороший, переоборудовал пивнушку в уютное кафе и сама Пугачева дала ему название. А народ подумал, что Алла там поет, и повалил туда валом. Но днем-то там ничего не было. Посыпались жалобы. И на старый Новый год в пять утра в «Арлекино» ворвалась целая команда ментов. «Что здесь происходит?» – спросили они. «Сегодня праздник – старый Новый год», – объяснил администратор. «Нет такого праздника», – возразили менты. И потребовали у всех присутствующих паспорта. Нас сфотографировали – анфас и профиль. Но потом отпустили и больше не трогали.

– Пугачева в «Арлекино» хоть раз спела?

– Однажды в «Арлекино» какой-то грузин зарядил башли и попросил спеть оказавшуюся в зале Пугачеву. Она взялась сама сыграть на органе. И затянула блюз: «Привет всем! Отдыхайте, гуляйте!». Потом исполнила быструю песню. Но у нашей публики это не особо прохиляло. И вот пока она пела, Звездинский дал кому-то из знакомых «полароид», вышел на сцену и принял такую позу, как будто он поет, а Пугачева стоит сзади на бэк-вокале. В этот момент – бэмс! – его сфотографировали. Этим снимком Миша долго козырял – мол, сама Алла у него на подпевке выступала.