Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Можно ли назвать героев ревизора типами. Есть ли положительные герои в Ревизоре? IV

Можно ли назвать героев ревизора типами. Есть ли положительные герои в Ревизоре? IV

В своих «Петербургских записках 1836 года» Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал на отсутствие настоящего русского комедийного репертуара. Его комедия «Ревизор» и была призвана хоть отчасти заполнить этот ваку­ум. Сюжет комедии, подсказанный А. С. Пушкиным, нашел свое воплощение в пьесе «Ревизор». В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на мир зла и насилия, показав весь государственный чиновничий аппарат России того времени. Пьеса была создана буквально за два месяца. И уже в апреле 1836 года состоялась ее пре­мьера. Комедия имела шумный успех. Это было произведение новое и оригинальное во всех отношениях. Новизна его состояла прежде всего в том, что в комедии отсутствовал положительный герой. Действительно, на сцене положительных героев нет. Но сам автор подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. И этот положитель­ный герой - смех. Смех, который бичует и разоблачает. Но это - смех сквозь слезы.

Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла «смешнее черта», как обещал драматург Пушкину. Но, как Подводное течение, зарождается в «Ревизоре» горестное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. И наконец, в последней, «немой сцене» оно прорывается наружу, обрушиваясь - и на действующих лиц, и на зрителей - мощной волной. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия - рассказом городничего о двух крысах «неестественной величины», суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора, закончится трагически - страшным оцепенением «всей группы»? В своей бессмертной комедии Гоголь показал во всем их многообразии живые повсед­невные образы. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» - восклицал Гоголь, и в «Ревизоре» «русские плуты» и «чудаки» были представлены в полном объеме - ярко и образно. Тут и городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, и почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, попечитель богоугодных заведений Земляника, местные помещики Бобчинский иДобчинский, полицейские Свис­тунов, Пуговицын и Держиморда. Уже одни их фамилии вызывают смех, но смех горький, ибо все они оправдывают свои фамилии, соответственно относясь к своим должностным обязанностям. Судья Аммос Федорович ведет дела в суде из рук вон плохо - тяп-ляп, полицейский Держиморда - по поводу и без повода избивает горожан. И так далее.

И все они, ожидая ревизора, попадают в комичную ситуацию. Суть комедийности конфликта пьесы в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, кото­рый онй создали в своем воображении (ведь мнимый ревизор - вовсе не ревизор). Но недалекий Хлестаков сумел обмануть и ловко провести и многоопытного, умного городничего, и всех его чиновников.

В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-то дальнем или ближнем углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в описанном Гоголем городе, по иным законам и правилам. Всё в пьесе предстает как общепринятое. Страш­ная, мрачная картина. Но в финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.

Гоголь надеялся на то, что смех, голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей честных и порядочных. Злые, на первый взгляд, строки его комедии были продиктованы любовью к России, верой в ее лучшее будущее. Гневно смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять их причины и постараться избавиться от них. Вот почему комедия «Ревизор» не утратила актуальности и сегодня. А смех, как всегда, помогает нам выстоять в трудные времена.

Урок-исследование по литературе. 9 класс (речевой).

Учитель: Васильева Вера Владимировна.

Тема : Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цели :

    Исследовать проблему положительного героя в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

    Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы на компьютере в программах Word , PowerPoint .

    Воспитывать познавательный интерес к проектной деятельности на уроках литературы на примере творчества Н.В.Гоголя.

Коррекционные задачи:

    Активизировать мыслительную и творческую деятельность и выявлять своё отношение к ней.

    Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.

    Формировать коммуникативную функцию речи.

    Развивать умения делать словесно-логические обобщения, инициативу, стремление к активной познавательной деятельности.

    Воспитывать чувство товарищества, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в коллективном труде.

Оборудование: стенд для ассоциаций, плакат с синквейнами о положительном герое, проектор, экран, компьютер с ОС Windows XP , презентация учителя, презентации учащихся.

Ход урока.

    Организационный момент.

(сл.№1) Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я рада всех приветствовать сегодня на нашем занятии. Ребята, я прошу вас быть внимательными, активными, следить за своей речью, говорить чётко, чисто, грамотно.

Рефлексия.

На протяжении нескольких уроков мы изучали одно из великих произведений русской литературы. Какое произведение мы изучали? (Мы изучали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Как мы работали с пьесой? Что делали? (На уроках мы читали по ролям, обсуждали поступки и слова героев, составляли характеристики)

Чему учились? (Мы учились выразительно читать, рассуждать, развивали связную речь)

Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и мысли.

    Проблемная ситуация.

(сл.№2) - Начнём прямо сейчас. На экране появится слово, а вы на альбомных листах маркерами за 5 секунд напишите ассоциации, которые вызвало у вас это слово. (Щелчок) Внимание на экран: это слово «комедия». (Свои ассоциации ребята прикрепляют на стенд). Позже мы вернёмся к вашим ассоциациям.

(сл.№3) - Откройте тетради, прочитайте тему урока. (Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Запишите тему.

Ещё раз внимательно прочитайте тему урока. Почему красным цветом выделено словосочетание «положительный герой»? (Положительного героя в комедии нет).

Кто ещё так считает? Объясните свой ответ. (Все герои комедии имеют недостатки).

Может, кто-то не согласен? (Может быть, этот положительный герой тот ревизор, который приехал в конце пьесы). (Он может оказаться таким же нечестным, как и другие герои).

(сл.№4) -Чтобы разобраться в этом, давайте обратимся к вашим домашним заданиям. К уроку вы по группам составляли синквейны. Давайте их озвучим.

Синквейн. 1 группа.

Положительный герой.

Добрый, честный.

Помогает, умеет дружить, поддерживает.

Положительный герой всегда придёт на помощь.

Синквейн. 2 группа.

Положительный герой.

Правильный, благородный.

Поддерживает, скажет правду, улыбается.

Положительный герой всегда укажет, как правильно поступить.

Итак, есть ли такой положительный герой в комедии? (Нет).

Запишем ваше мнение в тетради: положительного героя нет. (Учитель делает запись на доске).

(сл.№5) -А теперь узнаем мнение самого автора. Прочитаем слова Н.В.Гоголя: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…».

- На этом мы пока остановимся. Сделайте вывод из прочитанного: есть ли положительный герой по мнению автора? (Есть).

А теперь сформулируйте цель нашего урока. (Сегодня на уроке нам нужно выяснить, кто или что является положительным героем комедии «Ревизор», что он делает в пьесе). Какую функцию он выполняет в пьесе?

Чтобы найти все ответы, нам необходимо проверить ваши знания по истории создания, особенностям композиции и содержанию комедии.

(сл.№6-10)

    Блиц-опрос.

    Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (Щелчок)(А.С.Пушкин)

    В каком году была написана комедия? (Щелчок )(Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)

    К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (Щелчок ) (комедия-сатира)

    Назовите особенности композиции пьесы. (Щелчок ) (зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием) и (2 развязки- письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).

(сл.№11) Объясните ситуацию.

    Письмо о приезде мнимого ревизора.

    Хлестаков в гостинице возмущается обслуживанием.

    Земляника даёт Хлестакову взятку.

    Хлестаков признаётся в любви Марье Антоновне, входит её мать.

    Городничий ругает купцов за жалобы на него.

    Жители города приносят Хлестакову жалобы на городничего.

    Немая сцена. Сообщение о приезде настоящего ревизора.

IV . Проектные работы учащихся.

Итак, вы показали себя как внимательные читатели и литературоведы. Но положительного героя пока не заметили. Давайте проверим, какие вы исследователи. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.

Речевая разминка:

(сл.№12) 1 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова?(Городничему) Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.(Щелчок). И ещё раз.

(сл.№13) 2 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова? (Хлестакову). Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.(Щелчок). И ещё раз.

(сл.№14) Защита проектных исследований.

А теперь слово 1 группе.

Текст выступления.

(Сл.№1) Ученик 1: Наше исследование мы назвали «Предвыборная кампания в городе N или характеристика чиновников».

(Сл.№2) Ученик 2: После прочтения пьесы мы пришли к выводу, что среди всех городских чиновников нет ни одного положительного героя.

(Сл.№3) Ученик 3: И чтобы доказать это, мы искали ответы на следующие вопросы:

1)Каково общее положение дел в городе?

2)Как исполняют свои обязанности чиновники во главе с городничим?

3)Может ли кто-то из них претендовать на роль градоначальника?

(Сл.№4) Ученик 4: Н.В.Гоголь не дал название своему городу. А мы придумали своё название - Дмухановк. В честь городничего А.А.Сквозника-Дмухановского.

Ученик 1: Прочитав комедию, мы так же поняли, что жители города недовольны работой своего градоначальника.

(Сл.№5)Ученик 2: От их имени мы составили жалобу на него настоящему ревизору. Вот что у нас получилось:

«Уважаемый господин ревизор!

Пишут вам жители г. Дмухановска.

Просим снять с должности городничего Антона Антоновича Дмухановского. Есть тому несколько причин.

Вышеназванный господин плохо справляется со своими должностными обязанностями. Он не следит за порядком в городе, на улицах грязно, город не благоустраивается. Городничий своевольничает: может зайти в любую лавку и взять все, что ему понравится, в любом количестве, не заплатив за это ни копейки. С горожанами обращается грубо. Может собственноручно высечь. Нарушает закон, берёт взятки. Постоянно оскорбляет всех вокруг, кто по чину ниже его. Не следит ни за собой, ни за чиновниками.

До каких пор мы будем терпеть эти унижения? Просим во всём разобраться и принять меры. Заранее благодарствуем.

Жители города Дмухановска.

Ученик 3: Итак, всем понятно, что городничий не справляется со своими обязанностями. Что же нужно предпринять, чтобы изменить жизнь к лучшему?

Ученик 4: Выбрать нового городничего.

Ученик 1: Вот так пришла идея начать предвыборную кампанию.

Ученик 2: Но кто может претендовать на роль нового градоначальника?

(Сл.№6)Ученик 3: Представляем вам список кандидатов.

Земляника Артемий Филиппович. Попечитель богоугодных заведений.

(Сл.№7)Ученик 4: Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович. Судья, коллежский асессор.

(Сл.№8)Ученик 1: Хлопов Лука Лукич. Смотритель училищ.

(Сл.№9)Ученик 2: Шпекин Иван Кузьмич. Почтмейстер, надворный советник.

(Сл.№10)Ученик 3: Уховертов Степан Ильич. Частный пристав.

(Сл.№11)Ученик 4: Мы провели опрос среди одноклассников под названием «Достойный кандидат».

Ученик 3: На вопрос, кто по занимаемой должности может стать главой города Дмухановска и почему, получили следующие ответы:

Ученик 2: Второе место занял начальник богоугодных заведений, ведь он должен быть ответственным и милосердным.

Ученик 3: На третьем месте оказался смотритель училищ. Главным должен быть умный, воспитанный человек.

Ученик 4: На четвертом месте расположилась кандидатура полицейского пристава. Именно дисциплины и порядка не хватает в Дмухановске.

Ученик 1: Но как исполняют свои обязанности чиновники на самом деле, мы узнали, только прочитав комедию.

(Сл.№12)Ученик 2: Вот она жестокая правда. Господин Земляника не следит за больницами, там грязно, больных не лечат. «Больные походят на кузнецов», «…курят крепкий табак». Сам он признаётся: «Лекарств мы дорогих не употребляем. Человек простой: если умрёт, так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». «Велено больным овсяный суп давать, а у меня по коридорам такая капуста, что только нос береги».

(Сл.№13)Ученик 3: Все судебные дела в запустении, в присутственных местах для просителей сторожа завели домашних гусей; в кабинете судьи сушится бельё; секретарь всегда пьян. Даже сам судья не скрывает: «Взятки беру борзыми щенками». «Если кто заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни будет не рад…». «…как взгляну докладную записку-только рукой махну».

(Сл.№14)Ученик 4: Господин Хлопов не контролирует учителей, они делают, что хотят: «…корчат рожи, ломают стулья». Никто не заботится о знаниях учеников.

(Сл.№15)Ученик 1: А господину Шпекину доверять нельзя. На просьбу городничего вскрывать каждое письмо, которое прибывает в почтовую контору, он отвечает: «Знаю, знаю, этому не учите, смерть люблю узнать, что делается на свете».

(Сл.№16)Ученик 2: Стражи закона не соблюдают его: пьянствуют, все дела решаются дракой. Они для порядка «всем, ставят фонари под глазами: и правому и виноватому». Прикрывают преступления городничего. Кроме того, солдаты нарушают дисциплину, на работу являются не вовремя, одеты не по чину: «эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а вниз ничего нет». Вывод: господин Уховёртов не следит за порядком.

(Сл.№17)Ученик 3: Результаты такой работы чиновников на лицо:

1)Полная запущенность городского хозяйства.

2)Произвол полицейских.

3)Отсутствие всякой медицинской помощи.

4)Самоуправство почтовых чиновников.

5)Неразбериха в суде.

6)Взяточничество, казнокрадство во всех ведомствах.

(Сл.№18)Ученик 4: Это привело к полному бесправию жителей города, безнаказанности всех состоящих на госслужбе чиновников.

Ученик 1: Итак, может ли кто-нибудь из чиновников занять место городничего и восстановить справедливость?

(Сл.№19)Ученик 2: Учитывая всё вышесказанное, на повторном голосовании не было выбрано ни одного достойного кандидата. Единогласно все проголосовали против всех.

Ученик 3: А что это значит?

(Сл.№20, 21, 23)Ученик 4: А это значит, что мы подтверждаем свою мысль: среди показанных Н.В.Гоголем чиновников нет ни одного положительного героя.

А теперь слово 2 группе.

Текст выступления.

(Сл.№1) Ученик 1: После прочтения комедии нас заинтересовал один из героев. Виссарион Григорьевич Белинский называл его ничтожным и пустейшим человеком.

(Сл.№2) Ученик 2: Юрий Владимирович Манн писал о герое: «…сделавшись виновником всеобщего обмана, герой никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не осознав, что он ее играет».

(Сл.№3) Ученик 3: Николай Васильевич Гоголь писал, что его герой «без царя в голове».

(Сл.№4) Ученик 4: И персонажи пьесы могут предъявить герою следующие обвинения:

(Сл.№5) Чиновники могут предъявить ему обвинение в мошенничестве, в оскорблении должностных лиц.

(Сл.№6) Ученик 1: Жена и дочь городничего – в распутном поведении. (Сл.№7) Ученик 2: Слуга недоволен бездельем и легкомыслием своего господина.

(Сл.№8) Ученик 3: И мы решили разобраться: справедливы ли все эти обвинения? Или кто же этот Хлестаков из Петербурга?

(Сл.№9) Ученик 4: Нам предстояло провести такие следственные действия:

    Собрать личную информацию о герое.

    Выяснить, как относятся к герою учащиеся 9 класса.

    Понять, ради чего живет герой?

    Какого приговора заслуживает герой?

(Сл.№10) Ученик 1: Мы составили личное дело героя, предварительно посоветовавшись с работниками канцелярии нашей школы.

(Сл.№11) Ученик 2: И вот что у нас получилось.

Хлестаков Иван Александрович, молодой человек 23-х лет. Отец его помещик, проживает в деревне Подкатиловка, Саратовской обл. Господин Хлестаков занимает должность коллежского регистратора в одном из департаментов. Холост. Проживает в Петербурге.

(Сл.№12) Ученик 3: Портрет прилагается.

Ученик 1: На первый взгляд, ничего подозрительного, обычный человек, как и все. И даже «недурён собой», как о нём говорят Бобчинский и Добчинский, хорошо одевается.

Ученик 2: Самое главное в герое не внешность, а качества характера, которые проявляются через слова и поступки.

(Сл.№13) Ученик 3: Вот мы и попытались с помощью опроса «Твоё мнение о герое» выяснить, какие положительные и отрицательные качества характера Хлестакова могут назвать наши одноклассники. Как видно из таблицы, отрицательных качеств было названо больше.

Ученик 1: Нельзя обвинять в чём-либо героя голословно, нужны факты.

(Сл.№14) Ученик 2: Представляем собранные по делу доказательства.

(Сл.№15) Ученик 3: Хлестаков не понимает, за кого его принимают довольно долго. (Щелчок) И это говорит о его глупости.

(Сл.№16) Ученик 2: Берёт деньги от чужих людей и даже не задумывается, почему ему дают в долг. (Щелчок) Ну не наивно ли это?

(Сл.№17) Ученик 1: На работу не ходит, а всё проигрывает в карты. (Щелчок) Это можно объяснить только безответственностью.

(Сл.№18) Ученик 3: Врёт о себе, о своей жизни в Петербурге. (Щелчок) Да, при этом он ещё и хвастается!

(Сл.№19) Ученик 2: Когда понимает, что его принимают за важную персону, продолжает брать взятки, унижает чиновников в письме. (Щелчок) Это полная непорядочность.

(Сл.№20) Ученик 1: Ведет двойную игру по отношению к дочери и жене городничего, хотя не любит ни ту, ни другую. (Щелчок) Это не столько жестоко, сколько легкомысленно.

Ученик 3: При всем делает это эмоционально, с чувством наслаждения.

Ученик 1: Вот это-то и ужасно.

Ученик 2: Так ради чего живет Хлестаков?

(Сл.№21) Ученик 3: Дадим слово самому герою: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…». Хлестаков уверен, что в жизни все дается легко, как в его лживых фантазиях.

Ученик 2: Таким образом, мы пришли к выводу: все обвинения в адрес Хлестакова Ивана Александровича справедливы. Поэтому дело можно передавать в суд.

Ученик 3: Каков же приговор?

(Сл.№22) Ученик 1: На основании собранных по делу доказательств суд назначил Хлестакову Ивану Александровичу следующие меры наказания:

1. Деньги, полученные мошенническим образом, вернуть в городскую казну.

2. Уведомить департамент, в котором служит Хлестаков Иван Александрович, о мошеннических действиях коллежского регистратора.

3. За аморальный образ жизни господина Хлестакова предать общественному осуждению и публичному осмеянию.

Ученик 2: Приговор окончателен и обжалованию не подлежит.

(Сл.№23, 24)

(сл.№15) Физкультминутка для глаз .

Ребята, мы долго сегодня смотрим на экран. Предлагаю вашим глазам отдохнуть. Сядьте ровно, расслабьтесь. Закройте ладонями лицо. Медленно закройте глаза. Подумайте о приятном. Теперь раздвиньте пальцы. Медленно откройте глаза. Не отрывая ладоней от лица, поверните голову направо, теперь прямо, налево и прямо. Соедините пальцы. Закройте глаза. Откройте глаза. Медленно опустите руки.

    1. Обобщение.

(сл.№16) -А теперь вернёмся к мнению автора о положительном герое. Может быть кто-то из вас догадался, о каком герое идёт речь?

Давайте прочитаем высказывания Гоголя:

    «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».

    «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».

    «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

Найдите однокоренные слова. (Щелчок Проверка)

А теперь посмотрите на свои ассоциации. Какое слово повторяется и у автора?

(сл.№17) -Завершите фразу: Положительный герой в комедии есть! «Это честное, благородное лицо был …смех!»

- Какова роль смеха в сатирическом произведении? (Смех указывает на недостатки в характерах героев) (С помощью смеха над собой люди могут исправиться).

(сл.№18) - Сравните свои ответы с фразами из синквейнов и со словами писателя. Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

(сл.№19) -Запишем в тетради выводы:

    Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера.

    Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.

    1. Домашнее задание.

(Щелчок) -Дома я прошу вас написать мини-сочинение-рассуждение, в котором вы попробуете доказать 1 из этих тезисов, на выбор. При этом доказательства приводите, опираясь на текст комедии.

    1. Рефлексия.

(сл.№20) - А теперь давайте подведём итоги нашего занятия. Что на уроке и во время подготовки к нему вам понравилось выполнять?

Если вы довольны собой, улыбнитесь и поднимите правую руку вверх, а если нет, то просто поднимите левую руку.

(сл.№21) -Спасибо за работу. Желаю удачи в выполнении домашнего задания.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.























Назад Вперёд

























Назад Вперёд

Урок-исследование по комедии Н.В.Гоголя проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения пьесы учащиеся уверены: в комедии нет ни одного положительного героя. Это подтверждается детскими исследованиями (презентациями), а также синквейнами. Задача учителя – опираясь на высказывания автора и детские ассоциации, доказать, что в комедии есть положительный герой. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать урок наглядным, интересным, содержательным. Ученики также занимают в уроке активную позицию. Они самостоятельно проводят мини-исследования по характеристикам героев пьесы, оформляют свои выступления в форме компьютерных презентаций, выступают на уроке. Таким образом, применение ИКТ способствует развитию познавательных и речевых способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень образования : основное общее образование, специальное (коррекционное) образование

Цели:

  • Исследовать проблему положительного героя в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  • Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы на компьютере в программах Word, PowerPoint.
  • Воспитывать познавательный интерес к проектной деятельности на уроках литературы на примере творчества Н.В.Гоголя.

Коррекционные задачи:

  • Активизировать мыслительную и творческую деятельность и выявлять своё отношение к ней.
  • Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.
  • Формировать коммуникативную функцию речи.
  • Развивать умения делать словесно-логические обобщения, инициативу, стремление к активной познавательной деятельности.
  • Воспитывать чувство товарищества, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в коллективном труде.

Оборудование: стенд для ассоциаций, плакат с синквейнами о положительном герое, проектор, экран, компьютер с ОС Windows XP, презентация учителя, презентации учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Слайд 1)

1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я рада всех приветствовать сегодня на нашем занятии. Ребята, я прошу вас быть внимательными, активными, следить за своей речью, говорить чётко, чисто, грамотно.

2. Рефлексия

– На протяжении нескольких уроков мы изучали одно из великих произведений русской литературы. Какое произведение мы изучали? (Мы изучали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор»)
– Как мы работали с пьесой? Что делали? (На уроках мы читали по ролям, обсуждали поступки и слова героев, составляли характеристики)
Чему учились? (Мы учились выразительно читать, рассуждать, развивали связную речь)
– Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и мысли.

II. Проблемная ситуация

(Слайд 2)

– Начнём прямо сейчас. На экране появится слово, а вы на альбомных листах маркерами за 5 секунд напишите ассоциации, которые вызвало у вас это слово. (Щелчок) Внимание на экран: это слово «комедия». (Свои ассоциации ребята прикрепляют на стенд) . Позже мы вернёмся к вашим ассоциациям.

(Слайд 3)

– Откройте тетради, прочитайте тему урока. (Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
– Запишите тему. Ещё раз внимательно прочитайте тему урока. Почему красным цветом выделено словосочетание «положительный герой»? (Положительного героя в комедии нет).
– Кто ещё так считает? Объясните свой ответ. (Все герои комедии имеют недостатки).
– Может, кто-то не согласен? (Может быть, этот положительный герой тот ревизор, который приехал в конце пьесы). (Он может оказаться таким же нечестным, как и другие герои).

(Слайд 4)

– Чтобы разобраться в этом, давайте обратимся к вашим домашним заданиям. К уроку вы по группам составляли синквейны. Давайте их озвучим. (Приложение 1 )
– Итак, есть ли такой положительный герой в комедии? (Нет).
– Запишем ваше мнение в тетради: положительного героя нет. (Учитель делает запись на доске).

(Слайд 5)

– А теперь узнаем мнение самого автора. Прочитаем слова Н.В.Гоголя: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…».
На этом мы пока остановимся. Сделайте вывод из прочитанного: есть ли положительный герой по мнению автора? (Есть).
– Запишем в тетрадях: Мнение автора: положительный герой есть. (Учитель делает запись на доске).
– А теперь сформулируйте цель нашего урока. (Сегодня на уроке нам нужно выяснить, кто или что является положительным героем комедии «Ревизор», что он делает в пьесе) . Какую функцию он выполняет в пьесе?
– Чтобы найти все ответы, нам необходимо проверить ваши знания по истории создания, особенностям композиции и содержанию комедии.

III. Блиц-опрос

(Слайды 6-10)

  1. Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (Щелчок) (А.С.Пушкин)
  2. В каком году была написана комедия? (Щелчок )(Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)
  3. К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (Щелчок ) (Комедия-сатира)
  4. Назовите особенности композиции пьесы. (Щелчок ) (Зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием и 2 развязки – письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).
  5. С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя? (Щелчок ) (Использование ремарок)

(Слайд 11)

Объясните ситуацию:

  1. Письмо о приезде мнимого ревизора.
  2. Хлестаков в гостинице возмущается обслуживанием.
  3. Земляника даёт Хлестакову взятку.
  4. Хлестаков признаётся в любви Марье Антоновне, входит её мать.
  5. Городничий ругает купцов за жалобы на него.
  6. Жители города приносят Хлестакову жалобы на городничего.
  7. Немая сцена. Сообщение о приезде настоящего ревизора.

IV. Проектные работы учащихся

– Итак, вы показали себя как внимательные читатели и литературоведы. Но положительного героя пока не заметили. Давайте проверим, какие вы исследователи. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по
характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.

Речевая разминка:

(Слайд 12)

1 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова?(Городничему) Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией. (Щелчок) И ещё раз.

(Слайд 13)

2 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова? (Хлестакову). Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией. (Щелчок) И ещё раз.

(Слайд 14)

Защита проектных исследований

– А теперь слово 1 группе (Приложение 2 , Презентация 2 )

– А теперь слово 2 группе (Приложение 3 , Презентация 3 )

(Слайд 15)

Физкультминутка для глаз

Ребята, мы долго сегодня смотрим на экран. Предлагаю вашим глазам отдохнуть. Сядьте ровно, расслабьтесь. Закройте ладонями лицо. Медленно закройте глаза. Подумайте о приятном. Теперь раздвиньте пальцы. Медленно откройте глаза. Не отрывая ладоней от лица, поверните голову направо, теперь прямо, налево и прямо. Соедините пальцы. Закройте глаза. Откройте глаза. Медленно опустите руки.

V. Обобщение

(Слайд 16)

  1. «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».
  2. «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».
  3. «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

– Найдите однокоренные слова. (Щелчок. Проверка)
– А теперь посмотрите на свои ассоциации. Какое слово повторяется и у автора?

(Слайд 17)

– Завершите фразу: Положительный герой в комедии есть! «Это честное, благородное лицо был …смех!»
Какова роль смеха в сатирическом произведении? (Смех указывает на недостатки в характерах героев) (С помощью смеха над собой люди могут исправиться).

(Слайд 18)

Сравните свои ответы с фразами из синквейнов и со словами писателя. Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

VI. Запишем в тетради выводы:

(Слайд 19)

  1. Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера.
  2. Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.

VII. Домашнее задание

(Щелчок) – Дома я прошу вас написать мини-сочинение-рассуждение, в котором вы попробуете доказать 1 из этих тезисов, на выбор. При этом доказательства приводите, опираясь на текст комедии.

VIII. Рефлексия

(Слайд 20)

– А теперь давайте подведём итоги нашего занятия. Что на уроке и во время подготовки к нему вам понравилось выполнять?
– Если вы довольны собой, улыбнитесь и поднимите правую руку вверх, а если нет, то просто поднимите левую руку.

(Слайд 21)

– Спасибо за работу. Желаю удачи в выполнении домашнего задания.

Информационные источники :

  1. Беленький Г.И. « Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 класс». – М.: «Просвещение», 1998г.
  2. Гоголь Н.В. «Ревизор».
  3. Коровина В.Я. «Литература 8 класс. Методические советы». – М.: «Просвещение», 2003 г.
  4. Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М.: Худож. лит., 1966.
  5. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс, 2004 г.
  6. Lib.ru/Классика: Гоголь Николай Васильевич. Приложения к «Ревизору»

В презентациях использованы иллюстрации русских и советских художников: К.Савицкого, П. Боклевского, Д.Кардовского, Ю.Коровина, Н. Константиновского

Создавая комедию «Ревизор», Гоголь хотел не только обличить чиновничество с помощью смеха. Он мечтал, чтобы «Ревизор» заставил чиновников измениться. Именно для этой цели Гоголь изобразил всех чиновников в комическом виде. Писатель считал, что высмеивание отрицательных черт персонажей должно положительно повлиять на читателя и зрителя «Ревизора». Человек, обнаружив в себе эти пороки, должен был стремиться к их исправлению.Анализирую современную ему литературу, Гоголь пришёл к выводу, что необходима комедия нового типа. Он был убежден, что комедия, построенная на любовном конфликте, изжила себя. В 30-ые годы 19 века нужна была комедия общественная, в которой поднимались бы важные социальные вопросы. Поэтому в «Ревизоре» почти нет любовной линии. И поэтому в «Ревизоре» нет положительного героя. Гоголь считал, что положительный герой отвлечет внимание от главного и привлечет внимание к себе. И потому писатель назвал единственным положительным героем своего произведения смех. Он считал, что смех,В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности.
смешное имеет очищающую функцию.В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности.Гоголь по-новому подошел к развитию сюжета своей комедии. Особое значение в произведении он придал завязке, которая разом, в единый узел, должна была связать все события. Заканчивается комедия также необычно - немой сценой. Эта сцена помогает нам понять идейный смысл произведения. У Гоголя развязка не заканчивает комедию, а является одновременно и новой завязкой. Это означает, что действие возвращается на круги своя, торжество закона в России невозможно. Хотя в конце комедии на сцене появляется настоящий ревизор.

Новаторством Гоголя в «Ревизоре» явилось и то, что к нему были написаны «Замечание для господ актеров», которые помогали понять смысл героев комедии.
Гоголь считал, что комедия должна быть народной, затрагивать проблемы современности. Смысл «Ревизора» проясняет её эпиграф: «На зеркало нече пенять, коли рожа крива». Сам Гоголь замысел комедии объясняет так: «Я хотел собрать все дурное в одну кучу и разом посмеяться над всем». В своём произведении писателю удалось с помощью смеха обличить чиновничий произвол, затронуть проблемы государственной власти, судопроизводства, образования, медицины. Недаром Николай I после просмотра его комедии произнёс: «Всем досталось. А мне больше всего».

В своих “Петербургских записках 1836 года” Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал на отсутствие настоящего русского комедийного репертуара. Его комедия “Ревизор” и была призвана хоть отчасти заполнить этот ваку­ум. Сюжет комедии, подсказанный А. С. Пушкиным, нашел свое воплощение в пьесе “Ревизор”. В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на мир зла и насилия, показав весь государственный чиновничий аппарат России того времени. Пьеса была создана буквально за два месяца. И уже в апреле 1836 года состоялась ее пре­мьера. Комедия имела шумный успех. Это было произведение новое и оригинальное во всех отношениях. Новизна его состояла прежде всего в том, что в комедии отсутствовал положительный герой. Действительно, на сцене положительных героев нет. Но сам автор подчеркивал, что в “Ревизоре” положительный герой присутствует. И этот положитель­ный герой – смех. Смех, который бичует и разоблачает. Но это – смех сквозь слезы.
Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла “смешнее черта”, как обещал драматург Пушкину. Но, как Подводное течение, зарождается в “Ревизоре” горестное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. И наконец, в последней, “немой сцене” оно прорывается наружу, обрушиваясь – и на действующих лиц, и на зрителей – мощной волной. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия – рассказом городничего о двух крысах “неестественной величины”, суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора, закончится трагически – страшным оцепенением “всей группы”? В своей бессмертной комедии Гоголь показал во всем их многообразии живые повсед­невные образы. “Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!” – восклицал Гоголь, и в “Ревизоре” “русские плуты” и “чудаки” были представлены в полном объеме – ярко и образно. Тут и городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, и почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, попечитель богоугодных заведений Земляника, местные помещики Бобчинский иДобчинский, полицейские Свис­тунов, Пуговицын и Держиморда. Уже одни их фамилии вызывают смех, но смех горький, ибо все они оправдывают свои фамилии, соответственно относясь к своим должностным обязанностям. Судья Аммос Федорович ведет дела в суде из рук вон плохо – тяп-ляп, полицейский Держиморда – по поводу и без повода избивает горожан. И так далее.
И все они, ожидая ревизора, попадают в комичную ситуацию. Суть комедийности конфликта пьесы в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, кото­рый онй создали в своем воображении (ведь мнимый ревизор – вовсе не ревизор). Но недалекий Хлестаков сумел обмануть и ловко провести и многоопытного, умного городничего, и всех его чиновников.
В “Ревизоре” нет даже намека на то, что где-либо, в каком-то дальнем или ближнем углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в описанном Гоголем городе, по иным законам и правилам. Все в пьесе предстает как общепринятое. Страш­ная, мрачная картина. Но в финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.
Гоголь надеялся на то, что смех, голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей честных и порядочных. Злые, на первый взгляд, строки его комедии были продиктованы любовью к России, верой в ее лучшее будущее. Гневно смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять их причины и постараться избавиться от них. Вот почему комедия “Ревизор” не утратила актуальности и сегодня. А смех, как всегда, помогает нам выстоять в трудные времена.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

  1. Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают...
  2. “Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Разъясняя смысл “Ревизора”, Н. В. Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в...
  3. Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот...
  4. Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
  5. Согласны ли вы с мнением, что “немая сцена” комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” имитирует сцену распятия? В своем сочинении-рассуждении укажите, что для своего времени “Ревизор” стал поистине новаторским произведением: на...
  6. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии:...
  7. Сюжет комедии “Ревизор”, как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо...
  8. Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии “Ревизор” – это 30-е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии:...
  9. Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность...
  10. Комедия “Ревизор” Николая Гоголя вызвала ажиотаж в высшем свете, она заставила аристократов взглянуть на себя со стороны. Сначала эту комедию не поняли и отказывались принимать. Об этом произведении отзывались множество...
  11. Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
  12. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей...
  13. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним...
  14. РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:...
  15. ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) “Ревизор” Н. В. Гоголя – по-настоящему неповторимая, гениальная пьеса, комизм которой создается не специальными приемами, а положением и характерами действующих лиц, комическим...
  16. Русская литература 1-й половины XIX века Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Гениальная гоголевская комедия написана в Петербурге осенью 1835 года – зимой и весной 1836 года....
  17. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге (“Ревизор” Н. В. Гоголя)? Выполняя задание, опишите характер поведения Хлестакова с чиновниками, его желание извлечь максимальную выгоду из создавшейся ситуации. Вспомните...
  18. Общеизвестно, что в Древней Греции “героями” называли людей, которые рождались от союза богов и простых смертных. Но времена изменились, а вместе с ним изменилась и семантика этого слова, которое сейчас...
  19. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и...
  20. Настоящим открытием для меня стала поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”: она побудила к размышлению, вызвала смех, поставила передо мной множество вопросов, на которые я ищу ответы. С Николаем Гоголем...
  21. 1835 год стал переломным в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Вместе с “Миргородом” создавалось первое из “Петербургских повестей”, которое считается Вершиной малой прозы Гоголя. “Портрет”, “Нос”, “Записки сумасшедшего” открывали новейшую реальность...
  22. Поэма Гоголя “Мертвые души” была написана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталистические отношения. В этих условиях...
  23. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее...
  24. Произведение “Мертвые души” Н. В. Гоголь создавал определенное время и срисовывал персонажей с реальных людей. Этот литературный шедевр визуально демонстрирует модель общества того времени. К сожалению, и в современной жизни...
  25. Н. В. ГОГОЛЬ РЕВИЗОР Комедия в пяти действиях На зеркало неча пенять, Коли рожа крива. Народная пословица Характеры и костюмы Замечания для господ актеров Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий, – уже...
  26. Русская литература 1-й половины XIX века Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя Он проповедует любовь Враждебным словом отрицания. Н. А. Некрасов Мечтой Н. В. Гоголя было “изобразить, хотя...
  27. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ” Вершиной русской драматургии XVIII века является комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”, первая русская общественно-политическая комедия, в которой с сарказмом осуждаются “злонравия достойные плоды”....
  28. В Москве родились и выросли многие великие русские писатели: Пушкин и Лермонтов, Грибоедов и Достоевский – список имен можно продолжать долго. Для других Москва стала любимым городом уже в зрелые...
Сочинение на тему: Положительный герой комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”