Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Самое раннее детство. Философские размышления Бунина

Самое раннее детство. Философские размышления Бунина

16 и 17 июня в БДТ имени Г. А. Товстоногова состоится премьера — спектакль Андрея Могучего «Гроза» по одноименной пьесе Александра Островского.. О первой постановке «Грозы» и реакции современников на пьесу расскажет Екатерина Астафьева.

Первая постановка

Впервые «Гроза» Островского была поставлена на сцене Малого театра 16 ноября 1859 года. Премьера совпала с бенефисом актера Сергея Васильева, которому досталась роль Тихона. Некоторых героев играли люди, специально для которых драматург писал роли. Например, в Катерину перевоплотилась актриса Любовь Никулина-Косицкая, Кабаниху сыграла Надежда Рыкалова, а Варвара Бороздина даже подарила имя героине пьесы.


Публика была в восторге, пресса пестрела хвалебными рецензиями. Автор «Отечественных записок» Дудышкин писал: «В городке, в котором люди умеют богатеть, в котором непременно должна быть одна большая, грязная улица и на ней нечто вроде гостиного двора, и почётные купцы, о которых г. Тургенев сказал, что они «трутся обыкновенно около своих лавок и притворяются, будто торгуют» — в этаком-то городке, каких мы с вами видали много, а проезжали, не видав, ещё более, произошла та трогательная драма, которая нас так поразила».


«Гроза» в Петербурге

Вторая премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 года уже в Петербурге. На этот раз для зрителей распахнул свои двери Александринский театр. Публика восприняла спектакль благосклонно. Критики особенно отмечали Александра Мартынова, который раскрыл свой талант в роли Тихона. Евдокия Панаева, жена литератора Ивана Панаева, пишет в своих воспоминаниях: «Я была на первом представлении «Грозы» Островского. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой. В «Грозе» Мартынов показал, что обладает также замечательным трагическим талантом». К сожалению, судьба актера оказалась трагична: летом 1860-го он скончался от чахотки.


Актер Александр Мартынов прославился исполнением роли Тихона


Гликерия Федотова в роли Катерины, Малый театр, 1866

Спустя год после петербургской премьеры пьеса перешла в репертуар Мариинского театра, а оттуда — на провинциальные сцены. В 1860-м «Гроза» вышла в печать: сперва она появилась в журнале «Библиотека для чтения», а затем — отдельным изданием.

Темное царство

Многие знаменитые критики сочли своим долгом написать отзыв на драму Островского. В трех критических статьях, вышедших в «Современнике» в 1859—1860 годах, Николай Добролюбов рассматривает город Калинов как «темное царство». Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. Тем не менее автор считает, что «Гроза» — «самое решительное произведение Островского». О самом драматурге Добролюбов пишет: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».


Эскизы декораций Головина к «Грозе», 1916

Писарев против Добролюбова

С Добролюбовым полемизирует Дмитрий Писарев в статье «Мотивы русской драмы». То, что первый критик величественно именует «темным царством», второй называет попросту «семейным курятником», вспоминая известную поговорку «яйца курицу не учат». И тем более Писарев не считает Катерину «лучом света». Со свойственным ему скепсисом критик емко описывает поведение героини и суть пьесы: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».


Иван Гончаров, служивший цензором, оставил о «Грозе» лестный отзыв


«Гроза» на сцене Малого театра, 1962

Цензор Гончаров

Лестный отзыв можно найти в короткой статье Ивана Гончарова, который ко времени премьеры служил цензором. Писатель замечает: «Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам». Гончаров обращает отдельное внимание на язык действующих лиц — «художественно верный, взятый из действительности, как и самые лица, им говорящие».


В статье «Мотивы русской драмы» Писарев полемизирует с Добролюбовым

После «Грозы»

В статью «После «Грозы» сложились письма критика Аполлона Григорьева к Ивану Тургеневу. Григорьев рассматривает пьесу как произведение народного поэта. Об Островском он пишет: «Островский прежде всего драматург: ведь он создает свои типы не для г. -бова (Добролюбова, прим. «Дилетанта» ), автора статей о «Темном царстве», — не для вас, не для меня, не для кого-нибудь, а для массы, для которой он, пожалуй, как поэт ее, поэт народный, есть и учитель, но учитель с тех высших точек зрения, которые доступны ей, массе, а не вам, не мне, не г. -бову, с точек зрения, ею, массой, понимаемых, ею разделяемых».

Тема урока: Подготовка к итоговому сочинению по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» (направление «Цели и средства»).

Ход урока

I . ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

1. Беседа с учащимися, в основе которой – притча «Вкус воздуха»

    Скажите, чувствуете ли вы вкус воздуха?

    Разве вкус и запах – это одно и то же?

    Давайте причитаем притчу, которая так и называется «Вкус воздуха».

Однажды Учитель спросил меня:

- Чувствуешь ли ты вкус воздуха?

Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.

- Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?

Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.

- Хорошо ,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос.

Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня, и я вдохнул полной грудью Жизнь.

- Вкус жизни ,- сказал я, чуть отдышавшись.

- Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом. Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мёртв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить её раньше времени, а можно и вовсе расплескать .

    Какова мораль этой притчи? Какой урок преподал Учитель своему ученику? К чему призывает?

    Что должно лежать в основе жизни? Какие цели должен ставить перед собой человек?

    Какие жизненные ценности должны быть приоритетны в жизни, чтобы человек не сожалел о потерянных годах, чтобы успел по-настоящему насладиться жизнью?

2. Составление интеллект карты «Жизненные ценности»

    Можем ли мы сказать, что человеку не нужны материальные ценности, что он должен стремиться только к духовным? Обоснуйте свой ответ?

II . «ПОГРУЖЕНИЕ В ТКАНЬ» РАССКАЗА И.А.БУНИНА

    Какие ценности являются главными в жизни господина из Сан-Франциско? Докажите текстом.

    Это плохо или хорошо? Можем ли мы дать однозначный ответ?

    Что приобрёл господин из Сан-Франциско за долгие годы труда?

    Что потерял он, приобретая богатство?

    Значит ли это, что если человек ставит перед собой неправильную цель, то он теряет «вкус жизни»?

    Герою 58 лет. Жил ли он по-настоящему?

    Понимает ли, что принёс свою жизнь в жертву материальным благам?

    Почему Бунин отводит всего лишь несколько предложений на описание жизни господина из Сан-Франциско? Прочитайте их.

    Каковы средства, с помощью которых он добивается богатства?

    Что дают ему деньги?

    Найдите в рассказе описание этой власти над людьми.

    Имея власть над людьми, становится ли герой счастливым?

    Можно ли сразу, по своему желанию, как по взмаху волшебной палочки, стать счастливым, научиться радоваться простым мелочам, испытывать разнообразные ощущения и чувствовать жизнь, кипящую вокруг?

    Получает ли он истинное удовольствие и расслабление во время отдыха? Аргументируйте свой ответ.

    Чего не имеет господин из Сан-Франциско, несмотря на то что богат?

    К чему ведёт обманчивость целей?

    Давайте всё сказанное оформим в виде схемы.

ЖИЗНЬ

СРЕДСТВА

ЦЕЛЬ

богатство

обманчивость целей

труд тысяч китайцев

власть над людьми

жертва

жёлтому тельцу

СМЕРТЬ

духовная

физическая

    К каким выводам подводит нас писатель?

1. Надо торопиться жить, не откладывая жизнь на потом!

2. Обманчивость целей ведёт к смерти духовной и физической

    Современен ли рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Аргументируйте свой ответ.

III . РАБОТА НАД ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ

1. Выбор темы

1. Как цель, поставленная человеком перед собой, влияет на его судьбу?

2. Что для человека важнее – духовные или материальные цели?

3. Согласны ли вы с высказыванием В.Гюго: «Наша жизнь - путешествие, идея - путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало»?

2. Работа над композицией сочинения

1. Вступление. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме (например, слова академика Д.С.Лихачёва: «Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость ».)

2. Основная часть. Ответ на вопрос, заданный в теме сочинения:

1) довод 1 + иллюстрация (рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»);

2) довод 2 + иллюстрация (цели Пьера Безухова и Андрея Болконского, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» // цели Алексея Мересьева, героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого и др.)

3. Заключение. Призыв, обращение к читателю//рассуждение об актуальности темы.

IV . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать сочинение на одну из предложенных тем.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

Цель жизни

Л.Н.Толстой,

роман «Война и мир»

Пьер Безухов

Спасение жизни любимого человека, членов семьи, своей страны, человечества

Князь Василий Курагин

Деньги, материальные ценности

Куприн, рассказ «Гранатовый браслет»

Телефонист Желтков

Ф.М.Достоевский,

роман «Преступление и наказание»

Сонечка Мармеладова

Христианская любовь

А.С.Пушкин, повесть «Выстрел»

А.С.Пушкин, роман «Дубровский»

Владимир Дубровский

М.Горький,

рассказ «Старуха Изергиль»

Жизнь ради людей

Жизнь ради себя

А.Т.Твардовский,

поэма «Василий Тёркин»

Василий Тёркин

Мир на земле, победа над фашистами

Притча о цели в жизни

Наставник остановился, посмотрел на реку и сказал своим ученикам:

Внимательно посмотрите на эту реку – она как наша жизнь, протекающая то бурно, то медленно. В любой момент она может измениться и уже никогда не вернется в прежний лик.

Ученики внимательно смотрели на реку. Затем мудрец задал им вопрос:

А какой бы Вы выбрали путь к своей намеченной цели?

Младший ученик ответил:

Я бы не боялся течения и плыл ему навстречу, чтобы дойти к цели.

Ты смелый, - сказал Наставник, - но есть большой риск, что ты утонешь, так и не добравшись к цели.

Средний ученик ответил:

Я бы выбрал путь, плывя по течению, как та веточка, что уверенно плывет по реке, и по пути набирался бы опыта.

Хороший ответ, но только если течение идет по направлению к твоей цели, а если же нет – то тебе грозит, как и этой веточке, прибиться у берега незнакомого места и сгнить, - отметил Наставник.

Старший ученик подумал и ответил:

К своей цели бы я плыл, меняя тактику, то плывя по течению, то против него. Если бы я утомился, то останавливался на привал, а затем, набравшись сил, двигался дальше к своей цели.

Ты хорошо обдумал ошибки твоих друзей, но все же не достаточно мудрым оказался твой ответ.

Затем Наставник развернулся и не спеша пошел домой. Ученики озадаченно постояли немного у реки и пошли за мудрецом. Когда они его догнали, то сразу же спросили:

Наставник, а какой Вы бы выбрали путь по реке Жизни?

Он остановился, взглянул на своих учеников, улыбнулся и ответил:

В плаванье я бы даже не пускался.

Неужели Ваша цель уже достигнута, - удивились ученики.

Нет, - ответил Наставник, - но не всегда, чтобы дойти до цели нужно плыть. Чтобы достичь цели нужно прежде всего идти…

Тема урока: Подготовка к итоговому сочинению по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» (направление «Цели и средства»).
Ход урока
I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА
1. Беседа с учащимися, в основе которой – притча «Вкус воздуха»
Скажите, чувствуете ли вы вкус воздуха?
Разве вкус и запах – это одно и то же?
Давайте причитаем притчу, которая так и называется «Вкус воздуха».
Однажды Учитель спросил меня:
- Чувствуешь ли ты вкус воздуха?
Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.
- Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?
Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.
- Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос.
Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня, и я вдохнул полной грудью Жизнь.
- Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись.
- Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом. Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мёртв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить её раньше времени, а можно и вовсе расплескать.
Какова мораль этой притчи? Какой урок преподал Учитель своему ученику? К чему призывает?
Что должно лежать в основе жизни? Какие цели должен ставить перед собой человек?
Какие жизненные ценности должны быть приоритетны в жизни, чтобы человек не сожалел о потерянных годах, чтобы успел по-настоящему насладиться жизнью?
2. Составление интеллект карты «Жизненные ценности»

Можем ли мы сказать, что человеку не нужны материальные ценности, что он должен стремиться только к духовным? Обоснуйте свой ответ?
II. «ПОГРУЖЕНИЕ В ТКАНЬ» РАССКАЗА И.А.БУНИНА
Какие ценности являются главными в жизни господина из Сан-Франциско? Докажите текстом.
Это плохо или хорошо? Можем ли мы дать однозначный ответ?
Что приобрёл господин из Сан-Франциско за долгие годы труда?
Что потерял он, приобретая богатство?
Значит ли это, что если человек ставит перед собой неправильную цель, то он теряет «вкус жизни»?
Герою 58 лет. Жил ли он по-настоящему?
Понимает ли, что принёс свою жизнь в жертву материальным благам?
Почему Бунин отводит всего лишь несколько предложений на описание жизни господина из Сан-Франциско? Прочитайте их.
До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! - и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть.
Каковы средства, с помощью которых он добивается богатства?
Что дают ему деньги?
Найдите в рассказе описание этой власти над людьми.
Имея власть над людьми, становится ли герой счастливым?
Можно ли сразу, по своему желанию, как по взмаху волшебной палочки, стать счастливым, научиться радоваться простым мелочам, испытывать разнообразные ощущения и чувствовать жизнь, кипящую вокруг?
Получает ли он истинное удовольствие и расслабление во время отдыха? Аргументируйте свой ответ.
Чего не имеет господин из Сан-Франциско, несмотря на то что богат?
К чему ведёт обманчивость целей?
Давайте всё сказанное оформим в виде схемы.

СРЕДСТВА
ЦЕЛЬ

Богатство

Обманчивость целей

Труд тысяч китайцев

Власть над людьми

Жертва
жёлтому тельцу

СМЕРТЬ
духовная
физическая

К каким выводам подводит нас писатель?
1. Надо торопиться жить, не откладывая жизнь на потом!
2. Обманчивость целей ведёт к смерти духовной и физической
Современен ли рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Аргументируйте свой ответ.
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ
1. Выбор темы
1. Как цель, поставленная человеком перед собой, влияет на его судьбу?
2. Что для человека важнее – духовные или материальные цели?
3. Согласны ли вы с высказыванием В.Гюго: «Наша жизнь - путешествие, идея - путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало»?
2. Работа над композицией сочинения
1. Вступление. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме (например, слова академика Д.С.Лихачёва: «Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».)
2. Основная часть. Ответ на вопрос, заданный в теме сочинения:
1) довод 1 + иллюстрация (рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»);
2) довод 2 + иллюстрация (цели Пьера Безухова и Андрея Болконского, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» // цели Алексея Мересьева, героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого и др.)
3. Заключение. Призыв, обращение к читателю//рассуждение об актуальности темы.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение на одну из предложенных тем.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ
Произведение, автор герой Цель жизни
Л.Н.Толстой,
роман «Война и мир» Пьер Безухов Спасение жизни любимого человека, членов семьи, своей страны, человечества
Князь Василий Курагин Деньги, материальные ценности
Куприн, рассказ «Гранатовый браслет» Телефонист Желтков Любовь
Ф.М.Достоевский,
роман «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова Христианская любовь
А.С.Пушкин, повесть «Выстрел» Сильвио Месть
А.С.Пушкин, роман «Дубровский» Владимир Дубровский М.Горький,
рассказ «Старуха Изергиль» Данко Жизнь ради людей
Ларра Жизнь ради себя
А.Т.Твардовский,
поэма «Василий Тёркин» Василий Тёркин Мир на земле, победа над фашистами
Притча о цели в жизни
Наставник остановился, посмотрел на реку и сказал своим ученикам:
- Внимательно посмотрите на эту реку – она как наша жизнь, протекающая то бурно, то медленно. В любой момент она может измениться и уже никогда не вернется в прежний лик.
Ученики внимательно смотрели на реку. Затем мудрец задал им вопрос:
- А какой бы Вы выбрали путь к своей намеченной цели?
Младший ученик ответил:
- Я бы не боялся течения и плыл ему навстречу, чтобы дойти к цели.
- Ты смелый, - сказал Наставник, - но есть большой риск, что ты утонешь, так и не добравшись к цели.
Средний ученик ответил:
- Я бы выбрал путь, плывя по течению, как та веточка, что уверенно плывет по реке, и по пути набирался бы опыта.
- Хороший ответ, но только если течение идет по направлению к твоей цели, а если же нет – то тебе грозит, как и этой веточке, прибиться у берега незнакомого места и сгнить, - отметил Наставник.
Старший ученик подумал и ответил:
- К своей цели бы я плыл, меняя тактику, то плывя по течению, то против него. Если бы я утомился, то останавливался на привал, а затем, набравшись сил, двигался дальше к своей цели.
- Ты хорошо обдумал ошибки твоих друзей, но все же не достаточно мудрым оказался твой ответ.
Затем Наставник развернулся и не спеша пошел домой. Ученики озадаченно постояли немного у реки и пошли за мудрецом. Когда они его догнали, то сразу же спросили:
- Наставник, а какой Вы бы выбрали путь по реке Жизни?
Он остановился, взглянул на своих учеников, улыбнулся и ответил:
- В плаванье я бы даже не пускался.
- Неужели Ваша цель уже достигнута, - удивились ученики.
- Нет, - ответил Наставник, - но не всегда, чтобы дойти до цели нужно плыть. Чтобы достичь цели нужно прежде всего идти…