Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Журналы «Отечественные записки» и «Современник»: история, структура и направление изданий. Журналы «Современника» и «Отечественные записки» в общественной и литературной жизни середины XIX в

Журналы «Отечественные записки» и «Современник»: история, структура и направление изданий. Журналы «Современника» и «Отечественные записки» в общественной и литературной жизни середины XIX в

«Отечественные записки» - русский ежемесячный журнал, издававшийся в Петербурге в 1839-1884 годах (до 1867 А.А.Краевским, затем Н.А.Некрасовым, М.Е.Салтыковым-Щедриным, Г.З.Елисеевым) до 1859 года как «учено-литературный» затем как «учено-литературный и политический». Руководителем отдела критики и библиографии был приглашен В.Г.Белинский. В отделе беллетристики печатались М.Ю.Лермонтов (в 1839-1840 годах его стихи и проза появлялись почти в каждой книжке журнала), В.Ф.Одоевский, А.Ф.Вельтман, Н.Ф.Павлов, В.А.Сологуб, А.В.Кольцов, позднее А.И.Герцен, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский, Н.П.Огарев, И.С.Тургенев, Д.В.Григорович, А.В.Дружинин и др. Тираж достиг в 40-е годы 8000 экземпляров. С начала 40-х годов «О.з.» пропагандировали идеи «западничества». В дальнейшем все более обнаруживалась идейная дифференциация его участников. Большая часть разделов направлялась идеологами либерального дворянства (П.В.Анненков, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин). Разделы «Современная хроника России», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность», большая часть раздела «Наука» выражали тенденции переустройства России по западно-европейскому буржуазному образцу. Рядом с либералами, объединяемые с ними антикрепостническими устремлениями, в журнале участвовали сторонники революционно-демократических идей – Белинский, Герцен, Некрасов. Отделы «Критика» и «Библиографическая хроника» почти целиком заполнялись Белинским. Идеи утопического социализма и критику не только феодальной, но и капиталистической системы содержат статьи Белинского, провозгласившего литературу и литературную критику орудием освободительной борьбы. Белинский пропагандировал реализм натуральной школы, под знаком которой в «О.з.» печатались в 40-е годы Герцен, Некрасов, Тургенев, Григорович, Салтыков (Щедрин) и др. В разделе «Наука» примечательны пронизанные идеями философского материализма «Письма об изучении природы» Герцена, а также статьи В.А.Милютина, Кавелина. В апреле 1846 года Белинский порвал с эксплуатировавшим его Краевским и перешел в журнал «Современник». Около двух лет «О.з.» еще имели успех, так как здесь печатались многие из прежних авторов, а отделом критики руководил талантливый В.Н.Майков. Политическая реакция 1848 года сделала журнал бесцветным. Общественная критика сменяется чисто эстетической. Живые отклики на современную литературу уступают место академическим статьям А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, А.Д.Галахова, аморфной критике С.С.Дудышкина и др. После крестьянской реформы 1861 года «О.з.» стали на умеренные позиции «водворения закона и правильного развития» и начали открытую борьбу с революционными течениями. Отсутствие талантливых публицистов, вялые статьи привели к резкому сокращению числа подписчиков. С 1868 года Краевский передал редактирование журнала Некрасову. Под руководством Некрасова (после его смерти в 1877 году в редакцию вошел Н.К.Михайловский), М.Е.Салтыкова (Щедрина) и Г.З.Елисеева «О.з.» становятся лучшим демократическим журналом того времени. В отделе беллетристики печатались Щедрин, А.Н.Островский, Г.И.Успенский, А.Н.Плещеев, А.И.Левитов и др. Позднее к ним присоединяются В.М.Гаршин, Д.Н.Мамин-Сибиряк, С.Я.Надсон, П.Ф.Якубович и др. Отделом критики руководил Д.И.Писарев, позднее А.М.Скабичевский, Н.К.Михайловский. В отделе публицистики работали Г.З.Елисеев, С.Н.Кривенко, Н.А.Демерт, Н.И.Зибер и др. Беллетристический отдел «О.з.» ставил важнейшие проблемы общественной жизни. Для большинства его участников, особенно народнического толка, характерна установка на утилитарность, общественное назначение творчества. Отсюда его подчеркнутая публицистичность и обращение к жанру очерка. Отдел критики пропагандировал утилитарное искусство, восставая против «чистого искусства». Критика «О.з.» высоко расценивала народническую литературу. Особенно это проявилось в статьях Михайловского, который превозносил народническую литературу как высоко нравственную, пробуждающую «совесть» и «честь». Само пренебрежение писателей-народников к художественной форме он объяснял моральными причинами – аскетизмом и жертвенностью. Журнал вступал в острое столкновение с реакционной журналистикой, особенно с «Русским вестником». Но позиция руководителей и сотрудников журнала не была однородной. Меньшая часть (Щедрин, Некрасов и др.), видя рост капитализма в России, скептически относилась к надеждам на общину как основу социалистического строя; она уповала на революционное завоевание земли и воли. Большинство сотрудников считало капитализм в России неорганическим явлением, которому могут противостоять интеллигенция и «устои» якобы социалистической крестьянской общины (см. роман Н.Н.Златовратского «Устои»). У большинства «общинников» в дальнейшем наметился отход от идей революционной борьбы к идеям мирного преобразования. Внимание авторов многих статей (Михайловского, А.Н.Энгельгардта и др.) обращено на хозяйственного мужика. Вместе с тем они сочувствовали революционному подполью, помогали ему. «О.з.» постоянно подвергались правительственным гонениям. В апреле 1884 года «О.з.» были запрещены, как журнал, который «…не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет ближайшими своими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ» [«Правительственный вестник», 1884, № 87, 20 апреля, с.1].

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.5, М., 1968.

Литература:

Алфавитный указатель к «Отечественным запискам» за 1839-1877, СПб, 1844-1878;

Евгеньев-Максимов В.Е., Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX века, М.-Л., 1927;

Козьмин Б.П., Русская журналистика 70-х и 80-х годов XIX века, М., 1948;

Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1, Л., 1950, т. 2, Л., 1965;

Кулешов В., «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX века, М., 1959;

Теплинский М.В., «Отечественные записки». 1868-1884, Южно-Сахалинск, 1966;

Борщевский С., «Отечественные записки». 1868-1884.

Хронологический указатель анонимных и псевдонимных текстов, М., 1966.

Д. Бернштейн

Под этим названием в 1818 и 1819 в Петербурге вышли два сборника, изданные П. П. Свиньиным и посвященные гл. образом русским «самородкам», выходцам из народа. Главное внимание в сборниках уделялось пользе, приносимой этими талантами «отечественной» промышленности. Ряд статей посвящен русским фабрикам и заводам и вопросу о разработке русских природных богатств. С 1820 по 1830 тот же Свиньин издавал журнал «Отечественные записки», уделяя в нем наибольшее внимание вопросам русской промышленности, этнографии и истории. Художественный отдел журнала был незначителен и характерен только своим стремлением ознакомить публику с талантами «из народа» (Алипанов, Слепушкин и др.). Журнал Свиньина, как и предшествующие ему сборники, носил на себе все следы социальной незрелости русской буржуазии этого периода, не способной связать свою экономическую борьбу с политической борьбой против феодальной системы и рабски заискивающей перед вельможами и монархом.

В 1839 право на издание «О. з.» перешло к А. А. Краевскому, который очень умело привлек к участию в журнале лучшие литературные силы того времени. Отдел критики до 1846 вел Белинский, а в 1846-1847 - Вал. Майков. В художественном отделе «О. з.» принимали участие Лермонтов, Одоевский, Вельтман, Сологуб, Павлов, Павлова, Герцен, Некрасов, Кольцов, Огарев, Тургенев и др. В начале журнал не имел определенного направления, но очень скоро «О. з.» выявили себя как западнический журнал и стали органом либерального капитализировавшегося дворянства и блокирующихся с ним буржуазных и разночинских групп. В художественном отделе, и особенно в очень интересном отделе «Современная критика России», преобладали тенденции либерального дворянства. Статьи по вопросам хозяйства почти исключительно посвящены проблеме «образцовой формы» хозяйственного оборудования поместья на новый буржуазный лад. Прогрессивные тенденции «Отечественных записок» привлекли к ним внимание и правительства и реакционной прессы.

Реакция 1848 обесцветила и обескровила журнал, который до конца 50-х гг. влачил самое жалкое существование. Художественный отдел был представлен третьестепенными дворянскими писателями, всячески идеализировавшими делового помещика и кроткого мужика. Общественно-заостренная критика Белинского и В. Майкова сменилась критикой чисто эстетической (П. В. Анненков и др.). Отклики на современную литературу уступили место изучению прошлого в работах А. Н. Пыпина, Ф. И. Буслаева, А. Галахова. Журнал несколько оживился с 1859, когда в нем острее начали ставиться вопросы общественной реформы. После осуществления крестьянской реформы журнал твердо стал на умеренные позиции «водворения закона и правильного развития» и начал открытую борьбу с радикальными общественными течениями. Критический отдел его, руководимый с 1800 по 1866 Дудышкиным, был направлен против революционно-демократической «обличительной» литературы, которая обвинялась им в раздувании общественного раздора и невыполнении обязанностей «гуманизирования» общественных отношений. С этой точки зрения «О. з.» атаковали «Современник» и «Русское слово». Общественный отдел журнала вел борьбу с идеями утопического социализма и создал буржуазную утопическую теорию наделения пролетариата собственностью как средством спасения от всех социальных бедствии. С этой точки зрения русская крестьянская реформа трактовалась «О. з.» той поры как мера, обеспечивавшая все возможности капиталистического развития без угрозы рабочего движения.

Несмотря на антирадикализм «О. з.», художественный отдел журнала чем дальше, тем все сильнее захватывался представителями радикального лагеря. Н. Успенский, Некрасов, Решетников и др. становились непременными сотрудниками, а с 1868 журнал фактически перешел в руки Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Елисеева. Облик журнала совершенно изменился: он принял резко выраженную «обличительную окраску». В художественном отделе «О. з.» сотрудничали Островский, Гаршин, Достоевский (роман «Подросток»), Гл. Успенский, И. Кущевский, Салтыков-Щедрин и др.; критическим отделом последовательно руководили Писарев, Скабичевский и Михайловский; в общественном отделе участвовали Елисеев, С. Кривенко, Н. Зибер, С. Южаков и др. «О. з.» этой поры усердно и талантливо боролись с дворянскими формами бытия и сознания и открыто высказывали свою неудовлетворенность реформой, освободившей крестьянство от земли. Журнал становился органом революционного народничества, выражая идеологию, детерминированную положением крестьянской массы, одновременно и втянутой в капиталистическое развитие и испуганной ее результатами. Ведя борьбу с феодализмом и тем объективно расчищая пути капиталистическому развитию деревни, идеологи народничества с ужасом смотрели на плоды капиталистического развития и стремились избавить от него Россию путем сохранения общины как зародыша будущего социалистического общества. «Отечественные записки» в 70-х годах утверждали, что Россия в состоянии избежать ужасов капитализации и пролетаризации и что учение Маркса, верное по отношению к Западной Европе, не применимо к русским путям исторического развития.

Но к концу 70-х гг. диференциация среди самого крестьянства и полная несостоятельность общины стали слишком очевидны. Народническая идеология переживала кризис. Только очень немногие из сотрудников «О. з.» вроде Воронцова (В. В.) продолжали упорно не замечать капитализма, утверждая, что в России своего капитализма нет, что в ней работает только иностранный капитал, гибельный для отечественных капиталистов, но отнюдь не для крестьянской общины. Большинство идеологов народничества в «О. з.» вынуждено было признать факт классового расслоения деревни. С чисто середняческой противоречивостью многие из них, например Златовратский, с одной стороны, клеймили кулака, а с другой - восхищались его смышленостью, его хозяйственной ловкостью и тем, что он больше кого бы то ни было способен отомстить барству за угнетение крестьянства, прибирая к рукам и разоряя хозяйственно-неумелых дворян. Внимание журнала в 80-х годах было обращено главным образом на хозяйственного мужика, в своих экономических построениях журнал исходил из его интересов. Журнал заботился об удобствах его хозяйства, его торговли, его обогащения. Рассуждения об общине (Михайловский, «Письма из деревни» М. Энгельгардта), об уравнительном пользовании землей все сильнее обнаруживали свою мелкобуржуазную сущность. Социалистические идеи были здесь использованы только для утверждения преимущества крестьянского владения перед помещичьим.

В 1884 журнал был запрещен в силу близости ряда его сотрудников к подпольным революционным организациям.

Список литературы

II. Зотов В., Нестор русской журналистики, «Исторический вестник», 1889, XI (период А. А. Краевского)

Данилов В., Дедушка русских исторических журналов («Отечественные записки» П. П. Свиньина), «Исторический вестник», 1915, VII

Евгеньев-Максимов В., Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX века, Гиз, Москва - Ленинград, 1927 (гл. II, III, VII, XVI-XXIV)

Анатольев П., К истории закрытия журнала «Отечественные записки», «Каторга и ссылка», 1929, № 8-9 (57-58).

Алфавитный указатель к «Отечественным запискам» за 1839-1843 гг., СПБ, 1844

за 1844-1848 гг., СПБ, 1849

за 1849-1853 гг., СПБ, 1854

за 1854-1858 гг., СПБ, 1860 (составлен В. И. Межовым)

за 1868-1877 гг., СПБ, 1878 (и в «Отечественных записках», 1878, №№ 8, 9, 11-12). Обширную литературу об «О. з.» см. у Мезиер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924, стр. 288-293, 832-834

То же, ч. 1, М. - Л., 1931, стр. 767-772 (дополнения к предыдущему).

«Отечественные записки» Краевского - русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818-1884 годах (с перерывами). Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Свиньиным и с января 1839 передан А. А. Краевскому.

Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений - В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, историки М. П. Погодин.Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, позднее в «Отечественных записках» приняли участи Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский.

Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами. По причинам материально-бытового (Краевский низко оплачивал работу Белинского, одновременно требуя обильно писать на самые разнообразные темы) и идейного характера Белинский с апреля 1846 прекратил работать в журнале и с января 1847 стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западничской ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860-1866 совместно с Краевским был С. С. Дудышкин. В 1866-1867 в журнале участвовал историк и публицист Н. Я. Аристов. В 1868 Краевский передал журнал Н. А. Некрасову.

По договору с Краевским он оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем с 1868 стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором - Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние.

В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала.

Публиковал русскую и зарубежную литературу.

«Совреме́нник» - российский журнал, выходивший в 1836-1866 годах. Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год. В журнале печатались произведения Николая Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова. В первом выпуске была помещена статья «О рифме» Е. Ф. Розена. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и другие материалы. Читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В журнале были напечатаны его «Пир Петра I», «Из А. Шенье», «Скупой рыцарь», «Путешествие в Арзерум», «Родословная моего героя», «Сапожник», «Рославлев», «Джон Теннер», «Капитанская дочка». После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с П. А. Вяземским, затем П. А. Плетнёв (1837-1846). В журнале дебютировала С. А. Закревская (1837, т. 8). В 1838-1847 в журнале печатались статьи, повести, романы, переводы Ф. Ф. Корфа. С 1843 журнал стал выходить ежемесячно. Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.

Литературный и общественно-политический ежемесячный журнал; выходил с 1 января 1847. В 1847-1848 официальным редактором был А. В. Никитенко. Программу журнала определяли статьи его идейного руководителя В. Г. Белинского. Некрасов привлёк к участию в журнале И. С. Тургенева, И. А. Гончарова («Обыкновенная история»), А. И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н. П. Огарёва, А. В. Дружинина («Полинька Сакс»). Журнал печатал произведения Л. Н. Толстого, статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, К. Д. Кавелина. Журнал публиковал переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западноевропейских писателей.

Руководителем журнала с 1853 стал, наряду с Некрасовым, Н. Г. Чернышевский и с 1856 - Н. А. Добролюбов. С 1858 журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович.

В июне 1862 журнал был приостановлен на 8 месяцев. В редакцию возобновленного Некрасовым в начале 1863 журнала вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. В журнале печатались произведения Салтыкова-Щедрина, В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского. В июне 1866 журнал закрыт.

93. Возникновение и развитие печати Удмуртии в начале XX века. (листки, календари, газеты)

Мат-лы о нашем крае, большая часть которого относилась к Вятской губернии, систематически появлялись в периодич. изданиях, печатав. в Вятке, в т.ч. «Вятских губернских ведомостях» - ВГВ (1838–1917), «Вятской газете» (1894–1907), «Вятском крае» (1895–98), «Вятской жизни» (1905–06). К рубежу 19-20 вв. с развитием пром-сти и торговли купеческий Сарапул, а также Елабуга и рабочий Ижевск уже превосходили по количеству населения и по своему влиянию многие уездные и губернские центры, и поэтому не могли обойтись без своего информационного органа. В янв. 1895 Гл. управление по делам печати Мин-ва внутр. дел Рос. империи разрешило издание газ. в Сарапуле. 4 мая 1897 вышел первый номер «Сарапульского листка объявлений». В 1906 в Сарапуле же начала выходить ежедн. обществ.-полит., лит., коммерч. газ. «Прикамский край». В Елабуге издавался «Камский листок объявлений» (1897–1904). В 1904 вышел первый гомер «Ижевских телеграмм», а еще через 10 лет – газ. «Объявления Ижевска».

На волне первой российской революции возникли газ. «Ижевский рабочий», «Рабочий листок», «Известия прикамского рабочего». В 1905–07 выпускали свои издания местные комитеты РСДРП: в Воткинске - «Бюллетень», в Ижевске - «Рабочий листок», в Глазове - «Первый луч». Ижевские кадеты во главе с ружейным фабрикантом В.И.Петровым издавали газ. «Народная свобода». После Окт. рев-ции начала оформляться сов. пресса. 7(20) сент. 1917 на деньги, собр. рабочими Ижевска, выпущены «Известия Ижевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Издание прервалось в авг. 1918 во время контррев. мятежа. В 1918 в Глазове издаются «Известия Глазовского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Вместе с тем в дни мятежа 1918 в Ижевске, по данным ЕФ. Шумилова, выходило пять газет, ведущих антисоветскую пропаганду. Среди них – «Ижевский защитник», «Народовластие». Выходили также антисоветские - «Воткинская жизнь», сарапульская газ. «Труженик». В это же время по другую сторону фронта большевики издавали газ. «Новый путь». При штабе Азинской дивизии выходила газ. «Борьба».

Началом удмуртской национальной периодической печати считаются ежегодные календари И.Михеева. (4 издания на 1905-1910). В 1915. в г.Вятке вышла первая на удм. яз газ. «Войнаись ивор» («Вести с войны»), к-рую издавала гр. миссионеров во гл. с П. Глезденёвым. В годы Гражд. войны выходили удм. газ. «Горд гырлы» («Красный колокол»), «Сюрло» («Серп»). С 15 авг. 1917 в Вятке Вятское губ. земство издавало газ. «Удморт», которая с янв. 1918 она стала органом удм. секции нацменьшинств Глазовского уезд. исполкома. Издание прекращено в 1919. В 1918 в Елабуге издавалась газ.«Виль синь» («Новый взгляд»). Значит. событием в становлении удм. периодич. печати явилось издание газ. «Гудыри» («Гром»), первый номер к-рой вышел 31 окт. 1918 как орган удм. секции отд. нацменьшинств Елабужского уезд. исполкома. С янв. 1920 она стала органом Удм. комиссариата в г. Сарапуле, с 26 июля 1921 до 1930 издавалась сначала в Глазвое, потом в г. Ижевске как орган Вотского ОК РКП(б) и облисполкома. Для северных удмуртов с 1927 года в Глазове выходила газ. «Выль гурт» («Новая деревня») – как орган Удмуртского обкома ВКП(б). В 1930 она была переименована в «Ленин сюрес» («Ленинский путь»). Среди ее авторов были – И.Калинин, А.Наговицын (Очко Санко), К.Герд, Кедра Митрей и др. известные деятели.

После подавления ижевско-воткинского мятежа вышел 4 дек. 1918 первый номер газ. «Ижевская правда». Для освещения жизни деревни «Ижевская правда» выпускала еженед. приложение «Голос крестьянина», первый номер к-рого вышел 3 нояб. 1924 (позднее «Новая деревня», с нояб.1930 - «Колхозная правда»). В соответствии с пост. ЦК ВКП(б) «О сельской районной и низовой печати» (18 янв. 1931) и созданием район. газет издание приложения было прекращено, а сама «Ижевская правда» в 1937 будет переименована в «Удмуртскую правду».

Зарождается печать для детей и юношества. 11 сент. 1921 вышел первый номер газ. «Юный металлист», орган обл. и Ижевского уезд. к-тов РКСМ тир. 1500 экз. В кон. сент. 1921 стала издаваться комс. газ. «Егит дурись» («Молодой кузнец») на удм. яз. Обе газ. выходили 1 раз в 2 недели. Из-за отсутствия ср-в газ. «Егит дурись» вскоре была закрыта. В след. году по неск. номеров вышли газ. «На смену», «Ленинская смена».

В 1920-е гг. по инициативе К.Герда предпринимаются попытки издания детских журналов на удм. яз. «Муш» («Пчела», 1920, 3 номера), «Пичи дэменчи» («Юный коллективист», 1930-31, 10 номеров), «Кузили» («Муравей», 1927- № 1, 1928 - № 1,2). С 1931 издаётся газ. «Егит большевик» («Молодой большевик»). Для юных читателей в 1930 стала выходить на удм. яз. газ. «Дась лу!» («Будь готов!»).

Возникала и специализированная пресса. По данным театроведа В.В.Ложкина, в 1928 выходил «Актер и зритель», еженедельный журнал Театра им. М. Горького, который базировался в Летнем театре (терр. совр. гор. сада им. М. Горького). На рубеже 1920-30-х издаются ж. для партактива «За учебу» и «Активист». Двухнедельный журнал Удмуртского ОК ВКП(б) «Активист» выходил в 1928–30 в Ижевске. Адресованный партактиву города и деревни, он освещал вопросы парт. стр-ва (тир. в 1930 - 3 тыс. экз.).

К началу 1930-х складывается партийно-советская печать с системой республиканских, районных газет, которые являются органами парткомов и Советов депутатов трудящихся. В 1932 выходили 24 газ., в т.ч. 14 на удм. яз., в 1935 - 42 газ.: 6 респ., 28 район., 8 фабр.-зав., в т.ч. 23 на удм. яз. Общий разовый тир. 90 тыс. экз., на удм. 50 тыс. экз.

краткое содержание других презентаций

«Русская литература конца 19 - начала 20 века» - Развитие литературных направлений. Русско-японская война. Творческий метод. Русская литература конца XIX –начала XX века. Кризис старых представлений об искусстве. Обновление литературы. Символизм. Футуристы. Реализм. Символисты. Течения модернизма. Хронологические рамки. Литературное течение в поэзии. Модернизм.

«Литературный язык 19 века» - Грибоедов выступил и как новатор в области литературного языка. Рассказывать, так, право, сказки! Роль А.С.Грибоедова в истории русского литературного языка. Ну, что за шейка, что за глазки! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись!»); простого синтаксиса, характерного для разговорной речи. Рассмотрим важнейшие языковые особенности текстов крыловских басен. Русский литературный язык первой четверти xix века.

«Литература 19 - начала 20 века» - Эмиль Золя (1840-1902). Ромен Роллан (1866-1944). Генрих Манн (1871-1950). Гийом Аполлинер. Морис Метерлинк. Артюр Рембо. Оскар Уайльд (1856-1900). Роберт Луи Стивенсон (1850-1894). Новые направления в искусстве конца 19-начала 20 века. Декаданс. Джозеф Редиард Киплинг (1856-1936). Артур Конан-Дойл (1859-1930). Умерли все боги. Стефан Малларме. Ги де Мопассан (1850-1893). Анатоль Франс (1844-1924).

«Писатели 19-20 века» - Как зовут поэта. Произведения А.С. Пушкина. Найти ошибки. Пушкин. Соотнесите фото писателя и данные. Тургенев. Произведения М.Ю. Лермонтова. О ком из писателей дана следующая информация. Назвать писателей 19 века. Определить автора стихотворения. Писатели и поэты 19-20 веков. Федор Иванович Тютчев. Николай Алексеевич Некрасов. Кто автор этих работ. Яков Петрович Полонский.

«История русской литературы 19 века» - Общая характеристика 1 периода. Общая характеристика 3 периода. Вопросы для домашнего анкетирования. Общая характеристика 5 периода. 5 период – очерк, рассказ, повесть, роман, сказ. Общая характеристика 4 периода. Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век. Периодизация русской литературы 19 века. Развитие основных литературных жанров. Общая характеристика 7 периода. Общая характеристика 6 периода.

«Литературный процесс 19 века» - Русский вестник. Литературный процесс второй половины XIX века. Проза. Железная дорога. Закрытие на 8 месяцев. Журнал. Раскол в редакции. Сатирическая журналистика. Журнал наш идёт отлично. Помещичье правительство. Литературно-художественные направления. Журналы. Поэзия. Литературная борьба. Современник. Имущественные права. Руководитель критического отдела. Историческая ситуация. Журнальная и издательская деятельность.

«Отечественные записки» - русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818-1884 годах (с перерывами). Начиная с 2001 года в Москве издается общественно-политический журнал под тем же названием.

По договору с Краевским он оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем с 1868 стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором - Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.

К участию были привлечены прогрессивные силы литературы, критики, публицистики - Г. И. Успенский, Н. А. Демерт, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, Д. И. Писарев, А. П. Щапов. Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние. В апреле 1884 журнал был закрыт по распоряжению властей.

Русская литература

«Отечественные записки» в 1840-е помещали произведения таких писателей, как Д. В. Григорович, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, И. И. Панаев, Н. П. Огарёв, Е. П. Гребёнка, А. Д. Галахов, А. М. Майкова, А. А. Фета, В. Д. Яковлева и других.

В журнале впервые опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов - стихотворения и повести Лермонтова, стихотворения Кольцова, статьи, «Записки молодого человека», первая часть романа «Кто виноват? » Герцена, стихотворения, пьесы «Неосторожность» и «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов» и другие Тургенева, рассказы и стихотворения Некрасова, «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие рассказы и повести Достоевского, повести «Противоречие» и «Запутанное дело» Салтыкова-Щедрина.

Позднее в журнале печатались «Тысяча душ» (1858) Писемского, «Обломов» (1859) Гончарова, повести «Овцебык» (1863), «Обойдённые» (1865), «Островитяне» (1866) Н. С. Лескова.

Кроме Белинского, с литературной критикой и рецензиями в «Отечественных записках» 1840-х-1850-х выступали В. П. Боткин, А. Д. Галахов, М. Н. Катков, Н. А. Некрасов.

В журнале Некрасова и Салтыкова-Щедрина сотрудничали Успенский, Островский, Решетников, В. А. Слепцов, В. М. Гаршин, дебютировавший в журнале рассказом «Чупринский мир» ещё в 1866 Н. Н. Златовратский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Е. Каронин-Петропавловский, А. Н. Осипович-Новодворский, поэты А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон, П. Ф. Якубович и другие.

Беллетристика в 1870-е носила ярко выраженный народнический крестьянский характер.

Зарубежная литература

В журнале участвовали опытные переводчики Н. Х. Кетчер, А. И. Кронеберг, А. Н. Струговщиков. Помимо переводов из Гёте и Шекспира, «Отечественные записки» помещали переводы современных зарубежных авторов Жорж Санд, Чарлза Диккенса, Фенимора Купера, Г. Гейне, Александра Дюма-отца. Печатались обзоры иностранных литератур и переводные статьи об отдельных авторах. Позднее, при Некрасове и Салтыкове-Щедрине, публиковались переводы из В. Гюго, А. Доде, Э. Золя.

Литература

* История русской журналистики XVIII-XIX веков. Москва: Высшая школа, 1966. С. 252-267, 437-446.