Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Курсовая работа древнерусский фольклор как средство выражения самосознания и исторический источник. Устное народное творчество

Курсовая работа древнерусский фольклор как средство выражения самосознания и исторический источник. Устное народное творчество

Письменные источники говорят о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881-1898. Илья Муромец в центре

В IX веке возник новый эпический жанр - героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» - профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов.

Древнерусская литература и фольклор скачат

Полная версия обзора книжки "Древнерусская литература и фольклор" будет позже, скачать этот замечательный труд, ...
0:13 мин.




Музыка, песни и пляски В жизни людей большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались « игрища межу селы », княжеские развлечения. Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инструменты – бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, зурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок, или смык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и плясунов. Трубы и рога были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты, бубны применяться как одиночные инструменты, а также в составе оркестра на игрищах и праздниках.


Былины Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.


Сказки Наша земля расположена на пересечении дорог из Европы в Азию. Жили мы в тесной связи с рядом живущими народами. С севера с нами контактировали викинги, которые были на ступень выше по развитию. Они принесли нам металл и оружие, свои легенды и сказки – а мы им все, чем богата наша земля. Оттуда сказка о Бабе Яге, там она была злой старухой Хеель на двух костяных ногах, которая живет в отдельной избушке на окраине леса, сторожит души умерших и являет собой пограничный пункт в переходе от земной жизни в загробную. Она не блещет добротой, скорее, она создает массу испытаний и неприятностей для тех, кто идет этой дорогой. Вот поэтому к Бабе Яге попадают герои наших сказок, загнанные своими неприятностями в глухой угол. Избушка на курьих ножках и ее хозяйка – это преодоление препятствий в доказательство себе, что ты чего - то достиг, ты что - то можешь...

Фольклор,
в
переводе,
означает «народная мудрость,
народное
знание».
Фольклор
-
творчество,
художественная
коллективная
народа,
народное
деятельность
отражающая
его
жизнь, воззрения и идеалы,
т.е. фольклор - это народное
историческое
культурное
наследие любой страны мира.
Термин «фольклор» впервые
был введен в 1846 английским
ученым Вильямом Томсом.

Исторический фольклор.
Значение исторических жанров фольклора возрастает с образованием государства и началом складывания древнерусской народности.
На протяжении многих лет народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде прозаических преданий и эпических
сказаний о прошлом родной земли. «Устная летопись» предшествовала летописи письменной и послужила одним из ее основных
источников. К числу таких преданий, использованных летописцами, относятся предания об основании Киева, о призвании варягов, о
походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам и многие другие. Летописное
повествование о событиях IX-Х веков практически целиком основано на фольклорном материале.

Народный фольклор.
Существовали также такие формы фольклора, не связанные с
языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки,
трудовые
песни.
Авторы
литературных
произведений
использовали их в своем творчестве. Письменные памятники
донесли до нас многочисленные предания и легенды о
родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях
городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о
событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

Обрядовый фольклор
Жизнь в Древней Руси сопровождали различные обряды:
свадебные, похоронные, календарные, магические (заговоры)
и др. Обряды и сопровождавшие их фольклорные
произведения обнаруживают такие черты мышления древнего
человека: анимизм (вера в духов и существование души),
антропоморфизм (очеловечивание животных, растений,
явлений природы, смерти, болезней) и магизм (вера в то, что
специальные действия и слова влияют на события в жизни
человека). Значительное место в нем занимала календарная
обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся
неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор
включал в себя также предсвадебные песни, похоронные
плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и
мифологические
сказания,
отражавшие
языческие
представления древних славян. На протяжении многих лет
церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела
упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими
игрищами» и «кощунами». Тем не менее, эти виды фольклора
сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков,
потеряв со временем свой начальный религиозный смысл.

Заговоры
Функция заговоров – практическая: действиями и магической силой слов привлечь, вызвать то, чего желаешь. Это
могут быть заговоры на добрый урожай, на выздоровление, на любовь и замужество. Наиболее древние заговоры
связаны с хозяйством крестьян.

Свадебные обряды
Свадебные
обряды
сопровождались
причитаниями невесты, свадебными песнями и
приговорами дружек. Причитания невесты во
время сватанья, на девичнике, во время отъезда к
венчанию. Смысл причитаний: прощание с
родным домом, с родителями, с молодостью, с
подружками и страх перед новой жизнью на
чужой стороне, в чужой семье. Во время
свадебного
застолья
исполнялись
песни,
описывающие брачные обряды: сговор, подарки,
девичник, расплетение косы и т.д. Величальные
песни на свадьбе воспевают красоту, молодость
невесты, ум, богатство, удаль жениха. Приговоры
дружек сопровождались шутками-прибаутками.
Дружка «ведет» свадьбу, своими приговорами
придавая ей цельность и веселость. На вопрос о
здоровье батюшки жениха, он может сказать, что
в доме его не только все здоровы, но и в
хозяйстве все благополучно настолько, что даже
мерины стельны и быки дойны.

Родильные обряды
Родильные обряды – очень древние. Их назначение
обезопасить
новорожденного
от
несчастий,
болезней, сглаза и порчи и заложить программу на
счастье, богатство и здоровье. Купая младенца,
бабка-повитуха приговаривает: «Ручки, растите,
толстейте, ядренейте. Ножки, ходите, свое тело
носите; язык, говори, свою голову корми». Позднее
эти заговоры заменили колыбельными песнями, в
которых ребенку предсказывалась обеспеченная и
счастливая жизнь: «Будешь в золоте ходить, чисто
серебро носить».

Сказки
Сказки содержат в себе
удивительные
и
таинственные события
приключенческого
характера,
в
них
показаны
идеальные
герои, фантастические
существа,
волшебные
предметы,
чудесные
явления.
В
сказках
отображаются мечты о
справедливости,
о
победе добра над злом,
об облегчении тяжелых
условий жизни (коверсамолет,
сапогискороходы,
скатертьсамобранка,
шапканевидимка и т.д.).

Сказки о животных
Смысл самых древних сказок
о
животных:
передать
охотников,
опыт
звероловов,
скотоводов
о
животных,
повадках,
среде
их
обитания.
Позднее сказочным животным
приписываются
черты
человеческие
характера:
трусость,
лисе

зайцу

хитрость,
медведю – доверчивость и т.д.

Волшебные сказки
Этот вид сказок имеет сюжеты,
полные чудес. В них отображена
вера в потусторонний мир, в
оживление
очеловечиваются
мертвых,
явления
природы, говорят животные и
растения,
волшебными
свойствами обладают предметы.

Былины
Эпические песни с героическими сюжетами –– особый жанр
древнерусского фольклора. В центре сюжета – богатырь и его подвиг,
поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм
русского народа. В былинах изображены свойственные Древней Руси
военно-политические и социально-бытовые ситуации. Основной идеей,
объединяющей все былины, является необходимость единства Руси и
ее защита от врагов. Врагов олицетворяли фантастические персонажи:
Змей, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище поганое.
Былины были особенно актуальны во времена бесконечных набегов
кочевников и монголо-татарского ига. Другие жанры древнерусского
фольклора: пословицы, поговорки, загадки, предания, легенды, мифы,
былички и др.
Былины к Х веку относится возникновение нового эпического жанра
героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного
народного творчества. Былины – устные поэтические произведения о
прошлом. В основе их лежат реальные исторические события,
прототипами некоторых былинных героев являются реально
существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни
Никитича был дядя Владимира Святославовича – воевода Добрыня,
имя которого неоднократно упоминается в летописи.

Таким образом, фольклор – это устное народное творчество – былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и
заговоры, обрядовая и иная поэзия – отразило представление русских людей о своем прошлом, окружающем мире.
Русский народ создавал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные
обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать
что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его
нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким
содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и
почитанием отцов и дедов.

Фольклор. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в

Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве» . К Х веку относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи. Однако былины редко сохраняли точность фактических деталей. Но не в точном следовании историческим фактам было достоинство былин. Главная их ценность в том, что эти произведения созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы.

Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича – временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник «вдов и сирот» . Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема – борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма.

Письменность и просвещение. Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества на определенной стадии его развития: усложнением социальноэкономических отношений и формированием государства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Письмо использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

В Древней Руси существовало и школьное образование. После введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей» , то есть местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучали философию, риторику, грамматику, исторические сочинения, высказывания античных авторов, географические и естественнонаучные труды. Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. Такими «книжными мужами» были, например, князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл и др. В аристократической среде было широко распространено знание иностранных языков.

Основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг. Большое место в литературе занимали жития святых, служившие важным средством внедрения христианского мировоззрения и морали. Вместе с тем они представляли собой увлекательное чтение, в котором элементы чудесного переплетались с народной фантазией, давали читателю разнообразные сведения исторического, географического и бытового характера

На Руси распространился такой специфический вид религиозной литературы, как апокрифы – иудейские и христианские легендарные сочинения, которые не признавались официальной церковью достоверными, считались даже еретическими. Будучи тесно связанными своим происхождением с античной мифологией, дохристианской религией и ближневосточным фольклором, апокрифы отражали народные представления о мироздании, добре и зле, о загробной жизни. Занимательность рассказов, близость к устным народным легендам способствовали распространению апокрифов во всем средневековом мире. Наибольшей популярностью пользовались «Хождение Богородицы по мукам» , «Откровения Мефодия Патарского» . Обложка книги.

Литература. Характерная особенность русской средневековой литературы – ее острая публицистичность. Памятники литературы являются одновременно и памятниками общественной мысли. В основе их содержания – важнейшие проблемы общества и государства. Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи – это не просто памятники литературы или исторической мысли. Они являются крупнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. В них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни. На протяжении всего средневековья летописание играло важную роль в политической и культурной жизни страны. Самым значительным памятником летописания является «Повесть временных лет» , написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшая до нас в составе более поздних летописных сводов XIV-XV веков. Она оказала большое влияние на формирование самосознания русской народности на протяжении нескольких последующих столетий.

С борьбой Руси за утверждение церковной самостоятельности связано появление оригинальной житийной культуры. И для этого типично церковного жанра характерно проникновение в него публицистических мотивов. Разновидностью житийной литературы стали княжеские жития. Образцом такого жития является «Сказание о Борисе и Глебе» . Культ Бориса и Глеба, ставших жертвами междоусобной борьбы (они были убиты в 1015 году их братом Святополком), имел глубокий политический смысл: он освящал идею, согласно которой все русские князья – братья. В то же время в произведении подчеркивалась обязанность «покорения» младших князей старшим. Основная его идея – не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, осуждение княжеских междоусобиц.

Важные социальные, политические и нравственные проблемы затронуты в «Поучении» Владимира Мономаха. Это политическое и нравственное завещание выдающегося государственного деятеля, проникнутое глубокой тревогой за судьбу Руси, вступившей в сложный период своей истории. Состоявшийся в 1097 году в Любече княжеский съезд признал факт раздробленности Руси и, выдвинув принцип «кождо да держит отчину свою» , санкционировал новую форму политического строя. «Поучение» Мономаха было попыткой предотвратить княжеские раздоры и сохранить единство Руси в условиях раздробленности. Один из древнейших памятников древнерусской литературы – «Слово о законе и благодати» . Оно написано в 30 -40 годах XI века придворным княжеским священником Иларионом. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Своим острием «Слово» направлено против притязаний Византии на культурное и политическое главенство в Восточной Европе.

Несомненно, наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы, в котором нашли свое воплощение лучшие ее стороны, является «Слово о полку Игореве» (конец XII века). В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославовича. Но не описание этого похода является целью автора. Оно служит ему лишь поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. «Слово о полку Игореве» - произведение общерусское, в нем нет местных черт. Оно свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских размеров. Центральным в «Слове» является образ Русской земли.

Архитектура и живопись. До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания делилось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился «барабан» , завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части – купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря – апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные пространства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближение. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 году. Вершиной южнорусского зодчества XI века является Софийский собор в Киеве – огромный пятинефный храм, построенный в 1037 -1054 годах греческими и русскими мастерами. В древности он был окружен двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тесанного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича.

Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045 -1060) существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнороссийскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане и т. п. Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры.

Со второй половины XII века заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Ефросиниева монастыря в Полоцке, а также собор Михаила Архангела в Смоленске. Устремленность здания вверх подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.

Установление в Новгороде республиканского строя привело к значительной демократизации культуры, что не могло не сказаться на архитектуре. Заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, коллективы прихожан. Церкви были центрами общественной жизни отдельных районов города, нередко они служили складом товаров, местом хранения имущества горожан, в них собирались братчины. Возник новый тип храма – четырехстопный кубический храм с одним куполом и тремя апсидами, отличавшийся небольшими размерами и простотой в оформлении фасадов. Древнейшим памятником псковской архитектуры является дошедшая до нас церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII века), отличающаяся от новгородских построек отсутствием столбов.

Влияние романской архитектуры особенно сказалось на владимиросуздальском творчестве. Согласно летописи, Андрей Боголюбский, обстраивая свою столицу, собирал «из всех земель мастеров» , среди них были и «латиняне» . Большого подъема достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбово был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Собор Рождества Богородицы, являвшийся центром всего ансамбля, был соединен переходами с двухэтажным каменным дворцом. В последней четверти XII века завершается в основном возведением архитектурного ансамбля Владимира. После пожара 1184 г. перестраивается и получает окончательные формы Успенский собор.

Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, которые привнесли в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти. Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен киевской Софии. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии – два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

Мозаики Златоверхого собора Михайловского монастыря отличаются довольно свободной композицией, живостью движений и индивидуальными характеристиками отдельных персонажей. Хорошо известно мозаичное изображение Дмитрия Солунского – воина в золоченом панцире и синем плаще. К началу XII века дорогая и трудоемкая мозаика полностью вытесняется фреской. В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров все заметнее проявляются местные особенности. Во второй половине XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает наиболее полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов, что диктовалось желанием создать искусство, доступное для восприятия неискушенного в теологических тонкостях

В меньшей степени демократизм новгородского искусства проявился в станковой живописи, где местные черты выражены слабее. К новгородской школе относится икона «Ангел Златые власы» , привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом. Культура и искусство Древней Руси не стали простым продолжением культуры предшествующего времени. Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни, выразившиеся в вызревании феодальных отношений, в возникновении государства и в формировании древнерусской народности, привели к качественным сдвигам в жизни славян и обусловили быстрый подъем в развитии, в результате которого их культура за сравнительно короткий исторический период достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре.