ПЬЕСА
- (от фр. piece - кусок, часть) - общее название литературных произведений драматургических жанров (трагедии, комедии, драмы, водевиляи т. д.). См. драма
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Пьеса это форма литературного произведения, написанного драматургом, которое, как правило, состоит из диалогов между персонажами и предназначено для чтения или театрального исполнения; небольшое по размеру музыкальное произведение.
Термин «пьеса» относится как к письменным текстам драматургов, так и к их театрализованному исполнению. Редкие драматурги, например, Джордж Бернард Шоу, не отдавали предпочтений в отношении того, будут их пьесы прочитаны или исполнены на сцене. Пьеса представляет собой форму драмы, в основе которой – конфликт серьезного и сложного характера . Термин «пьеса» употребляют в широком значении – касательно драматического жанра (драма, трагедия, комедия и т. п.).
Пьеса в музыке (в этом случае слово походит с итальянского языка pezzo, буквально «кусок») – инструментальное произведение, часто небольшое по объему, которое написано в форме периода, простой или сложной 2-3 частной формы или в форме рондо. В названии музыкальной пьесы нередко определяется её жанровая основа – танец (вальсы, полонезы, мазурки Ф. Шопена), марш («Марш оловянных солдатиков» с «Детского альбома» П. И. Чайковского), песня («Песня без слов» Ф. Мендельсона»).
Термин «пьеса» – французского происхождения. В этом языке слово piece включает несколько лексических значений: часть, кусок, произведение, отрывок. Литературная форма пьесы прошла долгий путь развития с античных времен до современности. Уже в театре Древней Греции сформировались два классических жанра драматических представлений – трагедия и комедия. Позднейшее развитие театрального искусства обогатило жанры и разновидности драмы, а соответственно – и типологию пьес.
Пьеса – форма литературного произведения драматических жанров, среди которых:
В литературе пьеса изначально рассматривалась как формальное, обобщённое понятие, которое указывало на принадлежность художественного произведения к драматическому жанру. Аристотель («Поэтика», V и XVIII разделы), Н. Буало («Послание VII Расину»), Г. Э. Лессинг («Лаокоон» и «Гамбургская драматургия»), И. В. Гёте («Веймарский придворный театр») использовали термин «пьеса» как универсальное понятие, которое касается любого жанра драматургии.
В XVIII в. появились драматические произведения, в названиях которых фигурировало слово «пьеса» («Пьеса о воцарении Кира»). В XIX в. название «пьеса» применяли для обозначения лирического стихотворения. Драматурги ХХ века стремились расширить жанровые пределы драмы путём применения не только разных драматических жанров, но и других видов искусства (музыка, вокал, хореография, в т. ч. балет, кино).
Композиционное построение текста пьесы включает в себя ряд традиционных формальных элементов:
Текстовое содержание пьесы разделяется на отдельные завершенные смысловые части – действия или акты, которые могут состоять из эпизодов, явлений или картин. Некоторые драматурги давали своим произведениям авторский подзаголовок, который обозначал жанровую специфику и стилистическую направленность пьесы. К примеру: «пьеса-дискуссия» Б. Шоу «Вступление в брак», «пьеса-парабола» Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани».
Пьеса оказала сильное влияние на развитие видов искусства. На сюжетах пьес основаны всемирно известные художественные (театральные, музыкальные, кинематографические, телевизионные) произведения:
До нашего времени сохранилась трактовка понятия пьесы как универсального определения принадлежности к драматическим жанрам, которая широко используется в современном литературоведении и литературной практике. Понятие «пьеса» также применяют к смешанным драматическим произведениям, сочетающим признаки разных жанров (например: комедия-балет, введенная Мольером).
Слово пьеса произошло от французского piece, что в переводе означает кусок, часть.
Драма - один из трех основных родов литературы, который одновременно соотносится с тремя видами искусства - литературой, театром и музыкой.
Драматургия главным образом связана с театром, как основным видом зрелищного искусства. На его подмостках реализуются все "три единства", лежащие в основе любого драматургического произведения. Их видовое понятие, предназначенное для исполнения со сцены, издавна принято называть пьесами. Само слово "пьеса" французского происхождения и буквально означает "отрывок", "часть", "произведение". Иначе пьесой можно назвать любое драматическое произведение, предназначенное для постановки в театре, а также для радио- и телеспектаклей.
В музыкальном искусстве под пьесой понимается прежде всего видовое наименование произведений инструментальной музыки. Однако, есть и другие значения, например, законченное музыкальное произведение или небольшое по объему инструментальное лирическое сочинение.
Нужно отметить, что само понятие пьесы - исключительно формально и не несет на себе никакой жанровой и стилистической нагрузки. Однако, как правило, в названии пьесы поясняется или указывается ее жанровое своеобразие: комедия, трагедия, драма, трагикомедия и т. д.
Любая пьеса в построении своей композиции подчиняется законам "трех единств", которые принадлежат еще перу Аристотеля - единство времени, места и действия.
Логическая последовательность действия всегда прописана следующим порядком элементов пьесы:
Основным отличием пьесы от других драматургических произведений является то, что она создана исключительно для постановок в театре.
Также пьеса имеет определенную цепочку развития сюжета, о которой мы говорили чуть выше: экспозиция - завязка - нарастание конфликта - кульминация - развязка. Следует отметить, что такое положение вещей господствовало в европейском театре вплоть до середины 19 века, пока норвежский драматург Генрик Ибсен не реформировал каноны пьесы. С Ибсена драматургическая постановка стала носить идейный подтекст и там, где она обычно заканчивалась (развязка), у него все только начиналось. Реплики и диалоги героев стали играть более весомую роль в развертывании идеи и сюжета. Человеческий голос стал ведущим в пьесе, а психология героя стала отчетливее проступать в драматургии.
Пьеса, как уже говорилось ранее, не является особым видом или жанром драматургии, однако, она может быть поставлена в каком-либо жанре, например, в жанре комедии, где юмористический подтекст является движущей силой пьесы. Или, наоборот, постановка в жанре трагедии - где сюжет неминуемо движется к катастрофической развязке действия: кто-то гибнет или кого-то убивают. Жанровое своеобразие помогает зрителю войти в авторскую стилистику построения пьесы.
По данной теме вам также могут быть интересны следующие статьи.
Собрано в интернете, регулярно будет дополняется
Пьеса
[править]
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Пьеса (франц. pi;ce) - драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре. Это общее видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, содержащие обозначение места действия, особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т.д.). Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда - с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т.п.
Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие - явления, эпизоды, картины.
Само понятие пьесы - чисто формально, оно не включает в себя никакого эмоционального или стилистического смысла. Поэтому в большинстве случаев пьеса сопровождается подзаголовком, определяющим ее жанр - классический, основной (комедия, трагедия, драма), или авторский (например: Мой бедный Марат, диалоги в трех частях - А.Арбузов; Поживем - увидим, приятная пьеса в четырех действиях - Б.Шоу; Добрый человек из Сезуана, пьеса-парабола - Б.Брехт, и т.п.). Жанровое обозначение пьесы не просто выполняет функцию «подсказки» режиссеру и актерам при сценической интерпретации пьесы, но помогает войти в авторскую стилистику, образный строй драматургии.
В музыкальном искусстве термин пьеса, как правило, употребляется в качестве видового названия произведений инструментальной музыки.
Пьеса
Литературная энциклопедия
Пьеса
ПЬЕСА (франц. piece - «вещь», «кусок») - как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким-либо из уже канонизированных теорией жанров. Так, в истории французского театра мы встречаем слово «пьеса» в репертуаре ярмарочных театров, которые под влиянием гонений со стороны «Comedie Francaise» и «Comedie Italienne» создают любопытнейшие жанры - «piece a ecritaux», «piece a ariette» и т. д. Это маленькие бытовые сценки, традицию к-рых подхватил якобинский революционный театр, создавший жанр злободневного политического спектакля - «piece a circonstance». Слово «П.» встречается и у Дидро в его трактате «De la poesie dramatique». Дидро в П. не видит какого-нибудь определенного жанра, - П. он называет любое драматич. произведение, написанное на бытовую тему, поэтому в свою шкалу драматич. жанров Дидро П. не вставляет.
П. сильно распространяется в связи с развитием реально-бытового театра - театра, который своей главной целью считал точное воспроизведение эмпирически познанной действительности в виде некоего «куска живой жизни». Являясь наиболее общим, универсальным обозначением драматических произведений и имея возможность объединить в себе все драматургические жанры, пьеса нивелировала каждый из них и тем самым лишилась индивидуальных свойств. Характернейшей чертой буржуазной П. является обыденность и заурядность всего в ней совершающегося. Тут нет ни сильных драматических конфликтов, ни героического напряжения, ни острого и злого смеха. Буржуазная пьеса вся в пределах эмпирического и социально-компромиссного, либерального искусства.
В советской драматургии традиционная «П.» начинает претерпевать значительные изменения в сторону типизации образов и активизации средств воздействия. Так. обр. развитие советской драматургии идет не к закреплению П. как жанра, а, напротив, к созданию целого ряда новых жанров, имеющих рельефное индивидуальное очертание и лишенных той аморфности и гибридности, к-рые составляют существо П.