Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Популярный персонаж итальянской комедии дель арте. Персонажи комедии дель арте

Популярный персонаж итальянской комедии дель арте. Персонажи комедии дель арте

традиционный персонаж итальянских комедий

Альтернативные описания

Первоначально простак и увалень в итальянской комедии дель арте

Опал с многоцветной мозаичной опалесценцией

Порода рослых гончих, встречавшихся только в России, которые исчезли в середине XIX века.

Старинная порода рослых гончих белой или светло-серой масти с частыми мелкими черными крапинками и синевато-белыми глазами.

Традиционный персонаж итал. и франц. народных комедий.

Во франц. народном театре 18 - начала XIX в. счастливый соперник Пьеро

Персонаж итальянской комедии масок

Полоса ткани, неподвижно закрепленная в верхней части и обрамляющая портальную арку сцены

Синоним итальянский шут, клоун

Служитель Мельпомены из сказки про золотой ключик

Стихотворение А. Блока

Сукна, обрамляющие портальную арку сцены

Счастливый соперник Пьеро

Позднее там же слуга-хитрец (один из дзанни) в костюме из разноцветных треугольников

Черный опал с разноцветной игрой света.

Полоса ткани (сукна), обрамляющая портальную арку сцены и неподвижно закрепленная в верхней части

Шут, паяц; клоун

Стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова

Итальянский шут, паяц

Переведите на древнегерманский язык «король ольхи»

Картина французского художника А. Ватто «Галантный...»

Картина французского художника Поля Сезанна

Картина французского художника Эдгара Дега «... и Коломбина»

Комик из театра Карабаса Барабаса

Персонаж комедии итальянского драматурга К. Гольдони «Хитрая вдова»

Порода охотничьих собак, мраморный дог

Соперник Пьеро

Паяц из комедии масок

Шут из комедии дель арте

. «я шут, я...»

Традиционный персонаж старых итальянских комедий

Итальянский вариант нашего Петрушки

Шут, паяц (перен.)

Герой «комедии масок»

Веселый соперник Пьеро

Соперник Пьеро в сказке

Его имя означает «король ольхи»

Вздыхатель Мальвины

Веселый друг Буратино

Герой из комедии масок

Интриган среди кукол

Шут из Италии

Обидчик Пьеро

Паяц, шут

Традиционный персонаж итальянской комедии масок, соперник Пьеро

Драгоценный камень, опал с мозаичной игрой цвета

. (устар.) гончая собака с пёстрой шерстью

Стихотворение А. Майкова

. "я шут, я..."

Порода рослых гончих, встречавшихся только в России, которые исчезли в середине XIX века

Старинная порода рослых гончих белой или светло-серой масти с частыми мелкими черными крапинками и синевато-белыми глазами

Традиционный персонаж итал. и франц. народных комедий

Черный опал с разноцветной игрой света

Герой "комедии масок"

Его имя означает "король ольхи"

Картина французского художника А. Ватто "Галантный..."

Картина французского художника Эдгара Дега "... и Коломбина"

М. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками; пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный. Порода ищейных собак, на которых белая рубашка, в черных или белых жеребейках. Разноглазка, животное, особ. лошадь, с разноцветными глазами. Была когда-то пестрая модная ткань арлекин. Молочный или благородный опал, жиразаль, ценный камень, играющий всеми цветами. Нарядилась, как арлекинка, пестро. Арлекиновы проказы, приняв его за известное лицо комедии; арлекинские, шутовские, гаерские дурачества. Арлекинство ср. состояние арлекина, шутовство, гаерство. Арлекинада ж. шутовское представление в лицах, где пестрый шут главный лицедей. Арлекинствовать, арлекинничать, арлекинить, быть шутом, гаером, ломакою, пошлым потешником

Переведите на древнегерманский язык "король ольхи"

Персонаж комедии итальянского драматурга К. Гольдони "Хитрая вдова"

Существовавший в Италии разрыв между литературной драматургией и сценической практикой привёл к тому, что новый народный театр рождался самостоятельно. Писатели-гуманисты, которые во всех других странах Европы стали позднее активными строителями нового театра, в создании комедии дель арте участия не принимали. Своим происхождением итальянский профессиональный театр обязан инициативе актёров, выработавших удивительную способность к импровизации, что и позволило им создавать спектакли без помощи написанного драматургического текста.

Создание собственного сценического репертуара было давней традицией актёров народного фарсового театра. В конце XV – начале XVI в. в разных городах Италии – Венеции, Болонье, Мантуе, Флоренции, Сиене – такие актёры объединились в коллективы, нередко включавшие в себя и любителей. Будучи полупрофессиональными, эти труппы имели по сравнению с любительскими более стабильный характер и могли выработать определённую стилистику. Фарсовые импровизированные пьесы и буффонная манера игры делали их прямыми наследниками народной реалистической традиции средневекового театра. Но эти коллективы не чуждались и новых идеологических и литературных веяний.

Типична в этом смысле фигура драматурга и актёра Анджело Беолько (1502 - 1542). Человек образованный и в то же время с детства много лет, живший в крестьянской среде, Беолько сочинил простонародные фарсы и разыгрывал их со своей труппой. В сочинённых им «Сельских диалогах» Беолько в реалистических тонах изображал крестьянские нравы, сочувственно показывал типы деревенской бедноты.

Творческие поиски Беолько были направлены на создание живого народного театра, близкого зрителям и по духу, и по языку. Если сам он создавать такой театр на профессиональном уровне не мог, то, во всяком случае, несомненно, что в его спектаклях присутствуют столь характерные для комедии дель арте элементы, как импровизация, типы маски, широкое использование буффонного комизма, народный диалект. Всё это является сценической подготовкой комедии дель арте .



Живительной почвой для нового импровизационного театра были и городские карнавальные зрелища. Именно отсюда на сцену комедии дель арте пришли её многочисленные маски. Так, маски венецианского купца Панталоне и весёлых крестьянских парней Дзанни были популярны на карнавалах ещё до того, как они появились на подмостках и оформились в театральные типы.

Комедия дель арте, помимо своих народных источников – фарса и карнавала, использовали и гуманистическую литературу: сюжеты новелл и «учёной комедии», тексты из современной лирической поэзии. Эти заимствования народная сцена подвергла фарсовой обработке и создавала спектакли, стилистически и идеологически единые, целостные.

Импровизированные спектакли комедии дель арте имели в своей основе сценарии, в которых давалась лишь краткая сюжетная схема будущего действия. Руководствуясь этими указаниями, актёры сами должны были по ходу спектакля уметь строить наиболее увлекательное, логически осмысленное и целостное действие. Сценарии были по преимуществу комедийные, но в отдельных случаях можно было встретить сценарное изложение пасторальных и даже трагических сюжетов.

С начала XVI в. стали издаваться сборники сценариев. Число трупп комедии дель арте значительно увеличилось, и не всякий коллектив был способен сочинять для себя сценарии, - в таких случаях репертуар пополнялся сценариями других, более опытных трупп. Авторами и составителями сборников были чаще всего главные актёры трупп – капокомико (capo commino) . Наиболее известные сборники составлены Ф.Скала (1611) и Б. Локателли (1622).

Импровизируя текст своих ролей, актёры комедии дель арте должны были всё время пребывать в активном творческом состоянии: это становилось главным условием профессионализации актёрского творчества. Предоставленный самому себе, актёр делался собственного образа и должен был располагать большим материалом из жизненных наблюдений и книг, чтобы всегда быть готовым оригинально и остроумно говорить и действовать от имени своей маски.

Импровизация в комедии дель арте существовала не только в форме создания словесного текста. Этот метод определял собой и непосредственно действенную, пантономическую линию спектакля, которая выражалась во всевозможных буффонадах – лацци (означает буквально: «действие» в театральной практике – буффонный трюк, не связанный с сюжетом).

Все маски комедии дель арте могут быть разбиты на три группы.

Первая группа – народно-комедийные маски слуг , определяющие оптимистический пафос, сатирическую силу комедии дель арте и динамику её действия. К этим маскам относятся первый и второй Дзанни, Бригелла и Арлекин, и служанка Сарветта. Именно слуги были душой импровизационных спектаклей: наглый весельчак и изобретатель всяческих интриг Бригелла; добродушный и нескладный Арлекин; разбитая и острая на язычок Серветта.

Вторую группу составляла маски господ. Объектом постоянной сатиры комедии дель арте глупый, жадный и влюбчивый купец-венецианец Панталоне,бахвал и трус Капитан, лжеучёный, тупица и болтун Доктор.

Поэтическую сторону комедии дель арте определяли идеализированные образы влюблённых. Составляя третью группу масок, эти актёры самой маски на лицо не надевали. Но типовой, неиндивидуализированный характер этих персонажей делал их такими же масками, как их комические партнёры. Влюблённые вносили в импровизационные спектакли дух здорового ренессансного мироощущения. Борьба за счастливую любовь этой молодой поры сценического действия.

Для комедии дель арте характерен конфликт между старым укладом жизни и молодости силами.

Народность жанра определялась не только его сатирой и торжеством демократических сил – комедия дель арте была народна и по языку. Каждый персонаж говорил на диалекте своего города. Панталоне – на венецианском; Доктор – на болонском; Капитан говорил на неаполитанском диалекте; бергамский говор слуг указывал район (Бергамо).

Актёры, проявив способность к определённой маске, закрепляли её для себя уже на всю жизнь. Поэтому в труппах комедии дель арте можно было встретить пожилых актёров, блестяще владевших техникой маски слуги или влюблённого, и молодых актёров на ролях комических стариков. Наиболее прославленными мастерами комедии дель арте были Джан Ганасса, Никколо Барбьери – создатели масок Дзанни, Франческо Андреини – Капитан. На всю Европу звучали имена братьев Мартинелли, Тиберио Фиорилли.

Спектакли комедии дель арте отличались яркой зрелищностью и динамичностью. В них слитно существовали слово, танец, пение, трюк. Все компоненты игры были подчинены действенной единой задаче и составляли основу для оптимистической тональности, для того эмоционального состояния, которое на языке создателей комедии дель арте называлось «весёлая душа» (l`anima allegra).

Внешнее оформление спектакля было простым и портативным: сцена представляла собой улицу с двумя рядами домов (лёгких архитектурных сооружений) по её сторонам; окна и балконы домов служили дополнительным местом действия. декорации не менялись в течение всего спектакля. Дома, расположенные на втором плане, сооружались с расчётом на эффект перспективного удаления.

На сцене импровизационной комедии был закреплён главный закон театра – непрерывность развивающегося действия . Здесь оформился целый спектакль, утвердились такие нормы сценической игры, как коллективность творчества (ансамблевость), и, что особенно важно, было установлено требование непрестанной творческой активности лицедействующего актёра.

Бродячие труппы актёров подвергались постоянным гонениям со стороны светских и духовных властей и часто были вынуждены уезжать из Италии. С конца XVI в. актёры комедии дель арте выступали во Франции, Испании, Англии. Их творчество воздействовало на формирование комедийной национальной драматургии и сценического искусства в этих странах. Особенно заметно влияние комедии дель арте на раннюю драматургию Мольера.

В результате гастролей итальянских актёров в Париже возник театр «Комеди Итальенн».

Но в XVI в. приёмы игры актёров-импровизаторов стали тормозить дальнейшее развитие сценического искусства. К этому времени существовала уже богатая ренессансная драматургия. Отрицание литературного текста и сохранение стандартной маски противоречило требованиям этой драматургии, с её психологически углубленными и индивидуализированными образами. Одновременно деградировало и само искусство масок и импровизации. На чужбине, оторванная от итальянской действительности и связанная главным образом с придворной средой, комедия дель арте быстро аристократизировалась. С середины XVII в. начался упадок комедии дель арте и в самой Италии. Под влиянием феодально-католической реакции из спектаклей народного театра исчезло его живое содержание, притуплялась социальная сатира. Наряду с импровизацией актрисы часто стали произносить и предварительно выученный текст, для чего употреблялись так называемые дзибальдоне – сборники монологов и диалогов.

Традиции комедии дель арте плодотворно повлияли на формирование «театров бульваров» во Франции XVIII в., на развитие народного театра в Австрии, а в XIX в. во многом определили возникновение жанра пантомимы. В XIX же веке наследие комедии дель арте развили итальянская диалектальная комедия с её ярко одарёнными авторами и актёрами. Лучшие традиции комедии дель арте одушевляют и творчество современных прогрессивных итальянских драматургов, режиссёров и актёров.

Комедия дель арте возникла в Италии в XVI веке, на рубеже Средневековья и культуры Нового времени, и вобрала в себя черты обоих периодов. Прежде всего, она родилась как народный театр, сценой которому служила городская площадь во время карнавальных празднеств, где толпу издавна развлекали жонглеры и мимы. Здесь пересекались представители различных социальных слоев, разных национальностей и профессий.

Площадь — место рождения комедии дель арте, сами горожане — ее герои. При этом, их можно считать и особой «живой картой» итальянских городов, поскольку каждый из них разговаривал на диалекте той области, откуда прибыл, и представлял образ ее типичного жителя. Не зря на сцене для театра масок в качестве декораций воспроизводился вид улицы, выходящей на широкую площадь, с двумя домами, принадлежащим героям, по разным сторонам. Именно на площадь помещает персонажей в серии своих гравюр «Balli di Sfessania» («Танцы беззадых/бескостных») 1622 года.

0 /0











В каждом сценарии, краткой схеме представления, действующими героями был фиксированный набор образов — масок, воплощенных в костюме, языке тела, в особенностях речи, базировавшихся на национальных диалектах Италии. Труппу обычно составляли два старика, например, венецианский скупой купец Панталоне и педантичный, глуповатый доктор из Болоньи, четверо или двое Влюбленных, хвастливый Капитан — сатирический образ испанских солдат, трусливый хвастун и маски дзанни — слуг. Комические роли включали в себя все маски, кроме Влюбленных, которые не носили этот атрибут. Сюжет сценария обычно строился на противопоставлении пар персонажей: отцы против сыновей и дочерей; хозяева против слуг; Капитаны против любого, кто окажется на их пути.

В сценариях дзанни обычно двое. Первый, чаще всего его звали Бригелла, родом из Бергамо, промышленного центра в Ломбардии. После свертывания промышленности в этой области, бергамцы разбрелись по всей Италии в поисках заработка, чаще всего они были чернорабочими. Бригелла хитер и умен. Второй же, Арлекин, пришел из деревни, с равнин, его считали простоватым и наивным. Он всегда получает много тумаков за то, что делал, и за то, чего не делал. Отличительная черта Арлекина — яркий, весь в заплатах, которые должны были закрывать прорехи в костюме. Поведение масок дзанни всегда ассоциировалось с нижними слоями общества. В отличие от Влюбленных они не говорили правильно, коверкали язык, вели себя бесчестно, похотливо и часто были одержимы голодом.

Именно дзанни в комедии дель арте чаще всего использовали лацци — комические трюки, не связанные с сюжетом напрямую. Примером может служить сценка, где два связанных спиной к спине слуги стараются добраться до блюда с едой и поднимают один другого в воздух. Или Арлекин, от голода хватающий и глотающий мух. Есть также сценки с драками, демонстрированием сексуального желания. Для них характерно движение колесом (когда голова стремиться занять место зада и наоборот), преувеличение, гротеск, чрезвычайная экспрессивность: если дзанни плачет, то слезы всегда льются и на окружающих. Лацци — это определенный фиксированный способ использования и репрезентации тела, истоки которого лежат в средневековой карнавальной площадной культуре.

Человеческое тело актеров комедии дель арте на сцене и на гравюрах Калло — гротескное, как назвал его М. Бахтин. Оно становящееся, оно не завершено, всегда поглощает и поглощается миром, поэтому в нем важную роль играют все выступающие части: нос, фалл, чрево, зад, разинутый рот. Бахтин писал, что «основные события в жизни гротескного тела, акты телесной драмы — еда, питье, испражнения (и другие выделения: потение, сморкание, чихание), совокупление, беременность, роды, рост, старость, болезни, смерть, растерзание, разъятие на части, поглощение другим телом — совершаются на границах тела и мира или на границах старого и нового тела; во всех этих событиях телесной драмы начало и конец жизни неразрывно между собою сплетены». Лацци практически лишены стыдливости, они крайне натуралистичны и близки телесной традиции Средневековья, отраженной в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле.

Тогда как Влюбленные воплощали в себе новый канон поведения, присущий людям из высшего аристократического общества. Они менее всего похожи на маски, их одежда представляла собой роскошные костюмы с большим количеством драгоценностей, так как эти герои принадлежали к богатым слоям общества, разговаривали на тосканском диалекте, признанном литературным языком, и в своей речи часто использовали вкрапления поэзии Петрарки и Пьетро Бембо. Также Влюбленные отличались утонченными манерами, присущими высшему обществу.


В период раннего Нового времени, начали меняться традиции, связанные с выражением человеческих эмоций. Бурные стенания из-за смерти родственников или возлюбленных теперь считались неприемлемыми; безумие лишилось своего сакрального значения, связанного с образом мудрого «дурака», а превратилось в болезнь, требующую изоляции. Менялось представление о теле в медицине: гуморальная теория теряла свое былое значение, наука начинала опираться на наблюдение и эксперимент в качестве основных методов, которые применяет по отношению к больному. Слезы больше не связывались с божественной благодатью, а только с негативными эмоциями, поэтому порицался прилюдный плач. Даже смех начал разделяться на тот, что вызван буффонадой — низкий смех, — и тот, что вызван удачной шуткой.

Все части тела, выпячиваемые в гротескных образах, не только перестают играть ведущую роль, но сама демонстрация их переходит в зону безнравственности и становится постыдной. Живот, рот, нос теряют свое символическое значение, это тело закрыто и завершено, оно находится в покое, статично, ему чужда гиперболизация. Все телесные акты перешли в сферу индивидуально-психологического и бытового плана. А внимание теперь уделялось больше голове, лицу, глазам. Этот новый телесный канон создавался при дворе с помощью трактатов хороших манер, например, «Галатео, или об обычаях» Джованни делла Каза (1558), а Норберт Элиас назвал его «процессом цивилизации нравов».

В XVI веке зарождается новый тип общества — аристократическое придворное общество, в котором место феодалов заняли дворяне. Высокий ранг дворянина и его дома накладывал правила поведения, определенные строгой иерархией и этикетом, значение которого все больше возрастало. Роскошь в этом обществе получила общественно-репрезентативную ценность, а «хороший вкус» культивировался как механизм отличия от других сословий. Получалось, что коллекционирование предметов искусства, а также меценатство по отношению к художникам и поэтам становилось частью образа жизни придворного. Сюда же можно отнести и заключение договоров с труппами комедии дель арте, наличие которых при дворе превращалось в такой же символ престижа, как и заказы личных портретов или скульптур у знаменитых мастеров. К XVIII веку эта тенденция усилилась и распространилась далеко за пределы Италии.

Известные труппы, такие как «Jelosi», так или иначе, всегда были связаны с двором или стремились туда попасть, чтобы обеспечить себе стабильный доход и дом на долгий период. Знаменитые актерские составы, получив известность и покровительство, пытались отмежеваться от уличного театра. Они уже выступали не перед городской публикой на площадях, а в специально отстроенных театрах перед приглашенными зрителями, а также пытались сблизиться с литературной традицией, особенно с ученой комедией. Примером чему может служить выход сборников сценариев, первым из которых был сборник Фламинио Скала (1611 г.). Кроме комедий, составлявших большую часть репертуара актеров, в сборники включались пасторали и трагедии. Печать сценариев становилась способом рекламы и попыткой перехода от языка тела к литературному языку.

Изначально театр масок совмещал в себе уходящую средневековую телесную традицию и зарождающиеся правила поведения в обществе Нового времени. Однако, в конце концов, эта двойственность, отраженная в сценариях, действиях и теле актера, привела к угасанию комедии дель арте в конце XVIII века, потому как невозможно было представить итальянский народный театр без дзанни, масок, импровизации или безумных акробатических лацци.

Комедия дель арте (commedia dell’arte) или комедия масок, — импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 века и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.

Комедия дель арте вышла из уличных праздников и карнавалов. Ее персонажи — некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Именно этот импровизационный метод работы и привел комедиантов к профессионализму — и в первую очередь, к выработке ансамбля, повышенному вниманию к партнеру.

В самом деле, если актер не будет внимательно следить за импровизационными репликами и линией поведения партнера, он не сможет вписаться в гибко изменяющийся контекст представления. Эти спектакли были излюбленным развлечением массового, демократического зрителя. Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра, однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии».

Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, однако роль — несмотря на жесткие типажные рамки — бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления. Число масок, появлявшихся в комедии дель арте чрезвычайно велико — более сотни. Однако большинство из них было скорее вариантами нескольких основных масок.

У комедии дель арте было два основных центра — Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок. Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) — Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. Стиль исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали в преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше трюков, грубых буффонных шуток.

По функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан); слуги (комедийные персонажи-дзанни: Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска — Смеральдина, Франческа, Коломбина); влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры).

Предлагаем взглянуть на красочную галерею персонажей итальянской комедии дель арте:

Дель арте, комедия масок это впервые понятие фиксируется в середине 18 века в «Комическом театре» К.Гольдони (1750), когда этот жанр в Италии уже начинает приходить в упадок; ранее говорили об «импровизационной комедии», «комедии масок», «комедии дзанни». Понятие комедия дель арте можно трактовать как просто профессиональный вид зрелища (в противовес commedia erudita, т.е. ученой комедии). Комедия дель арте не обязательно носила собственно комический характер - здесь были представлены и героические, и пасторальные, и смешанные сюжеты. Датой рождения комедии дель арте считается 1545, когда в Падуе восемь актеров подписали договор о создании совместной труппы. Главный элемент жанра - коллективное творчество актеров, которые выступали не только как исполнители, но и как авторы пьес, причем каждый вносил что-то новое, используя собственный «культурный багаж». Организатор труппы являлся одновременно и драматургом, и постановщиком. Первая труппа была независимой, но впоследствии актеры все чаще прибегали к помощи власть имущих (особую поддержку комедии дель арте оказывали герцоги Мантуи и Феррары). Свою деятельность они приспосабливали под жизненный уклад двора. Сюжеты брались из новелл, старинных комедий, а то и выдумывались; среди них встречаются знаменитые бродячие сюжеты («Каменный гость»). Иногда использовался схематический костяк пьесы («сценарий»), на основе которого разыгрывались импровизации - их роль, впрочем, не следует переоценивать: импровизации скорее относились к репликам персонажей, чем к сюжетным ходам. Сценарии передавались из уст в уста или же циркулировали в рукописях; первый их сборник был выпущен Фламинио Скала в 1611 (в него вошло 50 сценариев). В предисловии, написанном актером Франческо Андреини, сделан акцент как на развлекательном характере сценариев, так и на социальной направленности данного типа театрального творчества.

К наиболее известным комедиям конца 16 века относится «Алхимик» Бернардино Ломбарди (1583): в следующем столетии большим успехом пользовалась трагедия «Сила судьбы» Якопо Чиконьини (1577-1634), где любовь торжествует над «государственным интересом». Не менее знаменит был Джан Батиста Андреини (1578-1654), сын упомянутого Франческо Андреини; он взял себе сценическое имя Лелио. Им написано множество комедий и драм, где автор нередко опирался на традиционные комические структуры («Двое Лелиев-близнецов», 1622), прибегал к зрелищным постановочным эффектам. Особенно эффектна «Центавра» (1622), где не только смешаны различные жанры, но и появляются совершенно необычные персонажи - полулюди-полу-звери. Андреини отдает дань и одному из излюбленных культурой барокко новозаветных образов - Марии Магдалине («Развращенная и покаявшаяся Магдалина», 1652), где сочетаются спиритуальность с чувственностью, но язык остается строгим и сдержанным. Шедевром Андреини считается пьеса «Две комедии в одной» (1623), которая построена по принципу «театр в театре» и весьма созвучна маньеристской и барочной сценической практике. К числу наиболее знаменитых трупп следует отнести Ревнителей (Gelosi), организованную в 1568 в Милане и просуществовавшую около 40 лет. Именно в ней состояли самые яркие актеры первого поколения комедии дель арте. Французский король Генрих III увидел выступление труппы в Венеции и был так восхищен, что пригласил актеров немедленно выступить во Франции. Комедия дель арте использовала опыт средневековых бродячих актеров ; в ней важную роль играют акробатические трюки, имеющие именно ярмарочное происхождение. Само по себе использование смешных масок (преувеличенно большой нос, морщинистый лоб, лысина, накладные бороды) следует считать карнавальной традицией. Иногда актеры начала 17 века создавали маски на основе гротескного заострения собственных черт; таков созданный Андреини Капитан Спавенто. И здесь был важен не только комический эффект-маска раскрепощала исполнителя, развязывала ему язык, позволяла едко и беспощадно высмеивать современников. Правда, католическая Церковь и ученые-педанты осуждали актеров.

Основа сюжетов комедии дель арте

В основе сюжетов комедии дель арте - семейные, воспитательные и даже политические проблемы (прославление венецианской знати или вольных немецких городов), но чаще всего то были любовные перипетии. При этом именно влюбленные не относились к фиксированным маскам и костюмы их варьировались в соответствии с господствующей модой. Всего в спектакле могло участвовать с десяток актеров; маски составляли примерно половину из них. К самым древним и наиболее популярным маскам следует отнести Панталоне. Это скупой и сварливый купец, говорящий на венецианском наречии (внедрение диалектных элементов - одна из важных для комедии дель арте структурных составляющих), отличающийся сластолюбием. Еще более популярен Арлекин - изначально бедняк (отсюда и костюм из отдельных кусочков ткани), потом стал более утонченным, закрепившись во французской пантомиме как изящный любовник или даже волшебник. Особой популярностью пользовался остроумный и некрасивый крестьянин, неаполитанец Пульчинелла (создавались даже специальные пьесы - «пульчинеллаты»); он может быть отождествлен с русским Петрушкой. И Арлекин, и Пульчинелла относятся к типу комических слуг (дзанни), с их грубоватым народным юмором, хитростью и сметкой, которые обычно прячутся под маской наивности. Не всегда, но часто дзанни родом из города Бергамо. Именно оттуда был Труффальдино, герой пьесы Гольдони «Слуга двух господ» (1745-53). Гольдони, противопоставлявший комедии дель арте - комедии характеров, переосмысливает традиции жанра и превращает маску в полнокровный, психологически убедительный образ. Многие персонажи комедии дель арте (Доктор, Скарамуш, Коломбина, Тарталья) знакомы по пьесамсказкам К.Гоцци «Ворон» (1761), «Любовь к трем апельсинам» (1761) и особенно «Турандот» (1762). Е.Б.Вахтангов и В.Э.Мейерхольд использовали традиции этого жанра в своих постановках. Труппы итальянских комедиантов появились в России сравнительно поздно, в 1733-35 и пользовались успехом при дворе Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (особенно это относится к труппе Дж.А.Сакко). Впоследствии Арлекин, Пьеро и Коломбина вписались в русское балаганное действо; художники объединения «Мир искусства» нередко включают этих персонажей в театрализованный мир своих полотен.

Словосочетание комедия дель арте произошло от итальянского commedia delFarte.