Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Лучшие струны для акустической гитары рейтинг. Какие лучше струны для гитары

Лучшие струны для акустической гитары рейтинг. Какие лучше струны для гитары

Не важно, профессионал Вы или только начинаете играть на гитаре, придет момент, когда потребуется замена струн для любимого инструмента и тогда встанет нелегкая задача их выбора. Для того, что б выбрать себе хорошие, а главное “правильные” струны, нужно знать несколько моментов. О них мы и поговорим.

Важно!!! Струны разного типа, можно использовать только на соответствующем инструменте. Использование струн не по назначению может привести к нежелательным последствиям, вплоть до выхода из строя инструмента.

Сегодня мы поговорим о том, как выбрать , которая является очень востребованной на рынке музыкальных инструментов, а также . Но перед этим хотелось бы немного сказать о том, что такое струна. По большому счету за струну можно принять любую проволоку или леску, которая способна не деформироваться и не рваться при многократном использовании.

Но если бы все струны были одинаковой толщины, то и звук у всех 6-ти, 7-ми или 12-ти струн был бы одинаковым. Для того, что б сделать звук каждой струны уникальным, в 18 веке начали применять обмотку, которая может быть изготовлена из различных металлов:

Бронза:

  • Желтая - яркий лязгающий звук с хорошей перкуссией, громкий, красивый, однако желтая бронза требует ухода - она быстро окисляется, обмотка приобретает характерный зеленоватый цвет. Лучше хранить в чехле в сухом помещении.
  • Фосфорная - нет такого характерного лязганья, однако звук более ровный, глубокий, с чистыми басами.

Какую же именно бронзу выбрать - на любителя, но лично я предпочитаю первый вариант. Хочу заметить, что если вы выберете бронзу от хорошего производителя, то точно не пожалеете. Стоимость от 60 - 100 грн. средняя.

Медь - более дешевый вариант струн. Хотя звук у них чистый, с хорошей серединой, но нет такой индивидуальности, как у бронзовых. В общем, у разных брендов звучат они примерно одинаково.

Серебро - достаточно тонкие по структуре. Их звук так же обладает тонкостью и четкостью. Звонкие, прекрасно подходит для переборов исполняемых как пальцами, так и медиатором. Но, как по мне, не обладают такой мощность при игре боем, как бронзовые.

А также быть разного типа:

  • Круглая обмотка . Такие струны имеют звонкое и яркое звучание
  • Плоская обмотка . Эти струны имеют более матовый, немного приглушенный звук

В связи с этим звучание гитар наполнилось большой мощностью, что гарантировало исполнителю незабываемый успех. В 20 веке ассортимент струн становится еще более разнообразным. Их начинают делать на стальном тросике, синтетические, с профильной и многослойной обмоткой, комбинированные, биметаллические.

Выбирая струны на свою гитару нельзя забывать и о том, что все струны делятся на 3 вида: тонкие, средней толщины и толстые (легкого натяжения, среднего и сильного соответственно)

  • Тонкие струны легче прижимать, не так устают пальцы, но и звук у них более тихий
  • Толстые комплекты струн звучат более сочно и насыщенно, но играть на них тяжелее.
  • Средняя толщина идеально подойдет для начинающих музыкантов и сочетает в себе, легкость зажатия струны и приятный звук

В плане толщины - лучше всего передают звук комплекты 0.10 - 0.48, 0.11 - 0.52. Струны 0.12 - 0.56 придают объема, но являются очень твердыми, поэтому строй с ними, желательно, немного опустить.

Синтетические струны используют только для классической гитары, поэтому не удивительно, что такую гитару рекомендуют для обучения начинающим музыкантам. При игре на таких струнах не так устают пальцы, их легче прижимать к ладам. Как правило, три верхние струны представляют собой синтетическую нейлоновую леску, а остальные производятся на полифиламентной основе. Зачастую для обмотки мастера используют проволоку круглого профиля.

Также, хотелось отметить, что синтетические струны бывают повышенной плотности. Их изобретателями считаются японские ученые, которые еще в конце 20 века начали использовать в своей работе карбон, имеющий плотность выше, чем у нейлона. К примеру, 3-я струна такого типа имеет диаметр 0.85-0.92 мм. Главный недостаток таких струн - высокая цена, поскольку такой материал обходится в 5-7 раз дороже, нежели нейлон. Но, не смотря на это, синтетические струны повышенной плотности обеспечат вам приятные уроки игры на гитаре, которые обязательно будут результативными!

  • Синтетические (нейлоновые) струны . В таких комплектах первые три струны изготовлены из нейлоновой лески, а три басовые - из множества нитей такого же нейлона покрыты внешней металлической обмоткой, в основном из меди, иногда из серебра либо латуни (фосфорной бронзы).
  • Синтетические струны повышенной плотности . Эти струны изготавливаются из карбоновой лески, что дает им повышенную плотность и более тонкий диаметр. Такие струны имеют звонкий выраженный звук. Недостаток - высокая цена.
  • Струны на стальном тросике. Эти струны относительно мягкие и имеют разную обмотку струны: три первых - с нейлоновой лентой, а с 4-й по 6-ю - с посеребренной медью. Такие струны очень хорошо держат строй и практически не тянутся. Они не очень популярные, так как цена весьма высока.
  • Синталические струны . Это струны, которым еще на уровне металла характерна высокая яркость звука и привычная мягкость, как у нейлоновых струн. Очень быстро настраиваются, обмотка, от контакта с ладами изнашивается значительно меньше, еще эти струны дают возможность делать «подтяжки». На протяжении нескольких месяцев держат строй и сочный звук без изменений.

Струны для акустических (эстрадных) гитар:

  • Струны на монолитной основе из стали. Обязательно стоит упомянуть о струнах на стальной монолитной основе. Их можно увидеть на акустических гитарах,которые часто используются в эстрадной музыке. В основе этих струн лежит сталь высокой прочности. Обмотку чаще всего делают из меди или фосфорной бронзы и различается она по твердости и упругости. Эти параметры отражаются на звучании гитары и комфортности для пальцев.
  • Стальные струны в оболочке из тонкой синтетики Американцы известны нам не только изобретением новых видов гитар, но и струн. К примеру, созданием стальных струн в дополнении с синтетической оболочкой басовых струн. Это означает, что нижний слой изготовлен из металлического материала, покрытый синтетическими элементами. Такая удачная подборка идеально подойдет для тех гитаристов, которые хотят долго заниматься музыкальным творчеством на своей акустической гитаре.
  • Стальные струны с полукруглой или плоской обмоткой. Такие струны относятся к разновидности струн на монолитной основе из стали. Во время скольжения пальцев по струне нет «свиста», характерного обычным струнам. Имеют матовый звук на басовых струнах и более звонкий на первых трех, которые без обмотки.

Обратите внимание:

  • - на частоту витков обмотки: Один раз купил достаточно дорогой комплект из фосфорной бронзы, имеющий более частую обмотку. В результате - получил совсем другой звук - более глухой, с басами и без моего любимого лязганья.
  • - на производителя: Выбирайте струны подороже и от известных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке - струны прослужат дольше и удовольствия от игры получите больше.
  • Если Вы новичок, и особо не разбираетесь в выборе струн и не видите принципиальных отличий в них, Вам стоит посоветоваться с консультантами в магазине. Они с радостью помогут подобрать именно то, что лучше всего подойдет к вашей гитаре. Очень часто начинающие музыканты ошибочно ставят на гитару не характерные для нее струны, вследствие чего, в лучшем случае Вы получите просто не качественный звук, в худшем - гитара выйдет из строя.
  • Если Вы имеете кумира в музыке (не исключено что у Вас аналог его инструмента), советую узнать, на каких струнах играет именно он. Зная его предпочтения, Вы всегда сможете найти много полезной информации о параметрах его струн и сделать свой выбор, основываясь на этих знаниях. Для каждого стиля музыки надо подбирать свой комплект, а кто, как не известные гитаристы, лучше всех знают, что нужно для хорошей игры.

А вообще, выбор струн - очень индивидуальный процесс: смотрите какими фирмами пользуются ваши кумиры, попробуйте поиграть на комплектах разных толщин и разных производителей, ведь самый лучший опыт - личный. Только перепробовав множество вариантов, Вы сможете выбрать лучший для себя.

P.S. После игры на гитаре, проведите пальцем по нижней части струны, от нижнего порожка до верхнего. Вы увидите грязь, которая скопилась там, ее нужно убирать. Делайте это каждый раз, когда заканчиваете играть - струны прослужат Вам намного дольше. Не советую протирать их тряпкой, не предназначенной для ухода за струнами - микро волокна, которые остаются от нее на струнах, скапливаются между витками обмотки и мешают колебаниям струны, заглушая звук.

Удачи!

В этом уроке разберем 2 вопроса:

  • Когда струны нужно менять?
  • Какие струны поставить (выбрать) на акустическую гитару?

Данные примерные, так как струны разные и длительность тренировки у каждого тоже индивидуальная.

При интенсивных занятиях (в день от 2 часов) — менять раз в 2−3 месяца

При занятиях в день до часа — раз в 3−5 месяцев

При редкой игре — слушать звучание, см. на износ струн. Примерно раз в 10 мес. — 12 мес.

Какие струны выбрать для акустической гитары?

Нельзя однозначно сказать: «Вот эти лучшие струны для гитары» — ведь каждый выбирает свой звук, и подбирает под себя (для своей игры, своего стиля). Но если Вы новичок, то у Вас ещё нет опыта и мы порекомендуем Вам популярные марки струн для акустической гитары.

Если у Вас хорошая гитара, много денег, есть небольшой опыт игры на гитаре (хотя бы пол года) и Вы планируете заниматься долго и упорно, то рекомендуем Эликсиры (Elixir ). В магазинах есть разные эликсиры, с разными сплавами, покрытиями — каждая по своему хороша, почитайте описания и подберите то, что Вам покажется интересным, можете начать с бронзовых как многие это делают. Многие гитаристы останавливаются на эликсирах, но новичкам не рекомендуем брать эти струны, они дорогие, плюс вы не прочувствуете преимущества данных струн перед другими. Новичкам рекомендуем попробовать поставить эликсиры (если есть возможность) немного позже, как только Вы пройдете весь курс игры на акустике, который размещен на нашем сайте.

Вот две популярные марки, которые вам прекрасно подойдут: Дадарио (D"Addario ) мартин (Martin ) — также бронза (фосфорная бронза ). На эти струны полно положительных отзывов. Данные гитарные сруны стоят приемлемо, звучат хорошо, служат долго. Хороший выбор как для опытных так и начинающих. Первые свои струны рекомендуем купить в обычном розничном музыкальном магазине, пообщайтесь с продавцами — они много всего интересного Вам расскажут и порекомендуют.

Какой Калибр струн выбрать?

Калибр струн — это толщина струн в долях дюйма. Вы наверное уже слышали такие названия как девятки, десятки — это и есть калибр. Он всегда присутствует на упаковке струн. Например, в таком виде: 8−38 (восьмерки — называют по толщине первой струны) — здесь указывается толщина первой и шестой струны.

Существуют 8, 9, 10, 11, 12, 13 калибры. Восьмерки самые мягкие, тонкие струны. 13 — Самые жесткие, толстые струны. Звук тоже сильно отличается, например восьмерки звучат тише других, у них бас менее выражен. А вот следующие калибры 9, 10 — здесь звук более плотный, громкий, но и зажимать их уже сложнее, так как натяжение струн с увеличением калибра также возрастает. Исходя из этого, новичкам рекомендуем начинать с восьмерок, с ними Вы быстро освоите базу. Затем через несколько месяцев можете попробовать девятки, далее 10, 11 и из этого выбрать, что Вам больше нравится, что больше подходит. Слушайте, как меняется звук с изменением калибра и как сложно становится зажимать струны.

Как только Вы перейдете из восьмерок на большие калибры, будет непривычно, больно — это нормально. Нужно несколько недель чтобы пальцы привыкли. Рекомендуем повышать калибр постепенно. Наша итоговая «средняя» рекомендация это десятки.

Набор Струнa
1 2 3 4 5 6
Ультра мягкие 0.008 0.011 0.014 0.022 0.03 0.038
Супер мягкие 0.009 0.011 0.016 0.024 0.032 0.042
Мягкие 0.01 0.013 0.017 0.026 0.036 0.046
Средние 0.011 0.014 0.018 0.032 0.042 0.052
Средней жесткости 0.012 0.015 0.026 0.034 0.044 0.054
Жесткие 0.013 0.016 0.026 0.036 0.046 0.056

Данный обзор ознакомит вас с разными видами гитарных струн , типами обмотки и материалами из которых они изготовлены. Давайте рассмотрим, что вообще из себя представляет струна. К слову говоря, любая натянутая нить или металлическая проволока может называться струной. Конечно же с условием, что при игре она не растягивается и не рвется.

А теперь немного истории. Наши предки, задолго до появления гитар , использовали струны, сделанные из сухожилий животных. Такую разновидность струн называют "жильными " струнами. Также можно встретить дошедшие и до наших дней "кишечные " струны. Они, как вы уже наверное догадались, изготавливались из кишок животных. Вид струн , появившийся в. - начале 19 в. был совсем иным. Это были струны с обмоткой, которые смогли улучшить тембр многих инструментов, в частности гитар. Обмотка помогала уменьшить натяжение, и тем самым играть стало намного проще. Где то в то же время появляется еще один вид струн - со стальной основой или сердечником. Хотя по началу они использовались на рояле, но позже распространились и на другие музыкальные инструменты включая гитару. 20 век со своим техническим прогрессом основательно увеличил разнообразие видов струн . Далее мы сможем более подробно разобрать каждый из них.

Виды струн.

- Кишечные струны Вид струн из такого, мягко говоря, необычного материала уже не производится в России. Хотя иногда их можно встретить на западе, но и это уже редкость. Кишечные струны с появлением синтетических, почти сразу же, уступили им место. Основным недостатком данного типа струн в том, что они очень быстро изнашиваются около ладов и теряют свои качества от высокой температуры или влажности, в том числе и от влаги, выделяемой руками. Другими словами не самый лучший вариант;) .

- Синтетические струны Вид струн синтетического состава в целом можно поделить на две группы:

1. Нейлоновые струны - Их используют в основном для классической гитары. Они давольно мягкие, и хорошо подходят для гитаристов-новичков. Нижние 3 струны гитары делаются из нейлоновой лески, которая выполнена из так называемой монофиламентной синтетики. Три верхние струны изготавливаются из множества тонких нейлоновых нитей. Такая леска будет сделана уже из из полифиламентной синтетики. Обычно, обмотку для такого типа струн используют из меди в виде проволоки круглого типа с серебряным покрытием (рис.1). Серебро увеличивает износостойкость и в какой-то степени не позволяет испачкать струны руками. Но тем немение, постепенно изнашивается в районе ладов. Люди нашли выход, экспериментируя с другими сплавами. Посеребренная латунь, чистая латунь или же фосфорная бронза превосходят по износостойкости посеребренную медь.

Рис. 1

1 2. Карбоновые струны Материал для этих струн был открыт в XX веке в Японии, и называется он флюрокарбон или карбон. Плотность карбона на 90% выше нейлона. Поэтому при одинаковом натяжении карбоновая леска может обладать меньшим диаметром. Этот тип струн значительно звонче нейлоновых. Басовые струны карбоновых комплектов могут выполняться и из карбона, и из нейлона, так как нет ощутимой разницы в звонкости. Хотя скажем для особо искушённых музыкантов достаточно и этого небольшого различия, чтобы сделать свой выбор в пользу карбоновых струн.

- Струны на стальной основе

Данные типы струн чаще всего встречаются в эстрадной музыке, роке, блюзе, а также там, где отдают предпочтение звонкости и насыщенности звучания. Эти струны можно натягивать в три раза сильнее, чем синтетические. В акустике обычно их ставят на гитары с более усиленной конструкцией. Это неклассические акустические гитары с корпусом типа «вестерн», «джамбо», «дредноут». Ну и, конечно же, такие струны ставятся на электрогитары. Т.к. магнитные звукосниматели просто не смогут считать вибрации с нейлоновой струны. Обмотку, кстати, у металлических струн можно встретить разную. Чаще всего используются сплавы на основе меди, но можно встретить из нержавеющей стали, никеля, латуни, фосфорной бронзы.

Каждая обмотка придаёт свою, уникальную изюменку звучанию инструмента. С обмоткой типа «Roundwound» мы уже знакомы, еще раз ее можно рассмотреть на рис.1. Такая обмотка дает максимальную звонкость и бархатистость, которая особенно заметна на первое время после установки струн. Есть еще два не менее популярных типа обмотки стальных струн : «flatwound» и «groundwound», их можно рассмотреть на рис.2. Оба вида обмотки "съедают" свист и неприятные звуки, которые издают пальцы при скольжении по струнам. Это достигается потому что внешняя сторона обмотки плоская. Такой вид струн очень часто иcпользуют гитаристы, которые записывают на студии через микрофон.

Рис. 2

Вот, в общем то и всё. Теперь вы знаете, какие бывают струны для гитары. Делаем вывод, что к выбору струн стоит относиться достаточно серьезно, так как каждый вид струн имеет свои минусы и плюсы, свои особенности, которые могут несколько облегчить или усложнить, а может быть и обогатить игру на гитаре. А лично от себя вам хотелось бы посоветовать: экспериментируйте!;)

Любому гитаристу рано или поздно приходится менять струны на своем инструменте, либо по причине износа и ухудшения звука, либо для того, чтобы получить несколько иное звучание от инструмента. Акустическая гитара – замечательный инструмент, который прекрасно звучит и в концертном зале, и в тесной квартирке, и во дворе среди многоэтажных зданий, и, конечно же, на природе у костра.

Изменить акустические свойства, которые зависят от породы дерева, состава лака, качества изготовления деталей, уже не получится. А вот добиться нужного тембра и звонкости за счет замены струн – это можно .

Нейлон или металл?

Если рассматривать, какие бывают виды струн для гитары, то разделить их можно на две группы, имеющие свои разновидности: нейлоновые и металлические. Каждый имеет свои особенности, достоинства и некоторые недостатки.

Если говорить коротко об основных свойствах, то нейлоновые мягче, а звучание у них глуше . Для металлических характерен более яркий, звонкий звук, но они жестче, — именно от них у гитаристов на подушечках пальцев левой руки образуются грубые мозоли.

Мягкие и тихие

Как уже говорилось, нейлоновые струны более мягкие. По сути, они представляют собой нейлоновую леску, по крайней мере, именно так выглядят первые три. Только толщина лески от первой к третьей, соответственно, увеличивается. Толстые басы состоят из пучка нейлоновых нитей, которые имеют обмотку из меди (чаще всего), серебра или латуни.

Существует еще такое понятие, как степень натяжения. Для новичков обычно советуют выбрать нормальное натяжение, — уж очень сложно и больно прижимать к ладам нейлоновые лески высокого натяжения (High Tension). Играть на них хоть и легче, но некоторые нюансы извлечения звука, известные мастерам, останутся недоступными .

Специалисты считают, что если гитара была куплена с нейлоновыми струнами, то и при замене лучше выбрать такие же. То же самое и с металлическими. Нейлон, как правило, ставят на классическую испанскую гитару, а для акустической больше подходит громкий насыщенный металлический звук. Впрочем, есть свои исключения и особые мнения среди гитаристов на этот счет.

Кстати бывает, нейлоновые струны сложнее закрепить за колки (очень уж скользкие), сложнее настроить (трудно «поймать» нужную высоту звука). Профессионалы советуют после перетяжки и настройки дать полежать инструменту сутки, чтобы нейлон растянулся, и тогда уже окончательно настраивать гитару.

Громко и звонко

Это именно то, что отлично подойдет для акустической гитары. Сочное звучание аккордов, звонкое тремоло, яркая игра боем, — на все это способен только металл. Какие бы металлические струны не были натянуты на акустическую гитару, звучать они все равно будут звонче, чем синтетические.

Имеется несколько их разновидностейM :

    На основе монолитной (рояльной стали) с круглой обмоткой. Первые две струны – это проволока из высокопрочной специальной стали, третья может выглядеть по-разному: либо как первые две, либо иметь тонкую металлическую обмотку. Звучание с ней более бархатистое и приятное, однако, из-за тонкости, оплетка очень быстро рвется. А в этом случае уже необходима замена.

Есть одно замечание: если вышла из строя одна струна, то менять лучше сразу все: звучание новой все равно будет выбиваться из общего тембра. Лучше не скупиться и выбрать на замену весь комплект для инструмента.

    Со стальной основой и плоской обмоткой. В данном случае отличие от предыдущего вида имеется только в обмотке: она снаружи плоская.

    Стальная сердцевина с синтетической оболочкой. Оболочка может представлять собой тонкую тефлоновую обмотку, либо стальная проволока заключается в пластик. Такая защита увеличивает срок их службы: они не пачкаются от соприкосновения с пальцами, не истираются, даже если лады на гитаре недостаточно хорошо отполированы. Однако, особенный переливчатый звук, характерный для металлической сердцевины с круглой обмоткой, здесь не получится.

Подробней про обмотку

Вообще, звучание басов и удобство передвижения по ним пальцев зависит во многом от обмотки и, в первую очередь, какая у нее форма. Как уже говорилось, металлическая обмотка может быть круглой в диаметре. В этом случае можно получить очень звонкий, сочный, переливистый звук. Но скольжение пальцев по такой неровной поверхности сопровождается характерным скрипом, или, как еще говорят, свистом, и этот посторонний шум иной раз прекрасно слышен зрителям.

Плоская или полукруглая обмотка хороша тем, что дает идеальную гладкую поверхность. Пальцы левой руки легко и практически бесшумно скользят по ней, не встречая препятствий. И новичкам не так болезненно нажатие на такую поверхность . Однако звук, хоть и звонкий, лишается той особой переливчатости, о которой было сказано выше. На басах он имеет «матовую окраску» по сравнению с более сочным звуком тонких первых струн.

Материал, из которого делается наружная оплетка басов – это, как правило, медь, реже латунь, серебро или другие сплавы. Медь, естественно, дешевле, серебро – красивее. Но не стоит ставить это дорогое чудо на дешевую гитару с плохо отполированными ладами. Особенной красоты звучания тут не добьешься, серебряная оболочка быстро порвется, и просто придется менять весь набор.


Диаметр и натяжение

На коробках с наборами всегда указаны цифры, обозначающие диаметр и натяжение. По крайней мере, солидные фирмы, производящие качественную продукцию (такие, например, как D’Addario, La bella) обязательно пишут эти данные на упаковке. Толщина первой струны может быть от 0, 08 до 0, 15 мм, часто этот показатель указывается в дюймах. Толстые басы низкого натяжения могут дребезжать во время игры от соприкосновения с ладами. Чтобы избежать этого, следует опустить гриф .

Как правило, гитаристы, экспериментируя с различными параметрами и марками производителей, выбирают для себя самый удачный вариант (или варианты), удовлетворяющий их по звучанию и удобству извлечения звука. Зная основы и закономерности, можно на личном опыте подобрать самые хорошие струны.

Надеемся, что данная статья помогла вам выбрать хорошие струны для своей гитары.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.
      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.