Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » В каком итальянском городе появился жанр баркарола. Что такое баркарола, или песня под плеск волны

В каком итальянском городе появился жанр баркарола. Что такое баркарола, или песня под плеск волны

Испокон веков в каждом отдельном народе формировались свои традиции, которые касались не только быта, но и различных отраслей искусства. Конечно же, огромнейшее культурное наследие имеет Италия и ее знаменитый регион Венеция. На просторах этого города, который раскинулся в акватории залива и многочисленных рек, родился новый вокально-инструментальный жанр - баркарола. Это своеобразная песня гондольера, которую он, по преданию, напевает всегда, находясь при исполнении своего долга.

Немного истории

С того самого момента, когда Венеция только выросла на водах, и между домами начали курсировать многочисленные лодки, в городе появилась новая профессия - гондольер. Человек, который катал на своем маленьком судне туристов и местных жителей, для развлечения или по делу, всегда напевал какую-то типично итальянскую мелодию, которая вскоре получила название «баркарола». Это могли быть песни как со словами, которые чаще всего передавали всю суть жизни таких людей, так и просто мелодии, которые напевались на одном из гласных звуков. В любом случае слушать гондольера пассажирам было всегда приятно, и постепенно их народное, неписаное творчество приобретало официальный статус. О том, что такое баркарола, к началу 18 столетия знали уже почти все в мире.

Самая необычная песня эпохи Романтизма

В 18 веке песни венецианских гондольеров стали появляться на страницах музыкальных словарей. К 19 столетию уже каждый профессиональный музыкант или композитор четко знал, что такое баркарола. Определение было составлено в те годы, и в таком же виде оно дошло и до наших дней. Музыкальные словари гласят, что данный - народный, который имеет венецианское происхождение. Характеризуется лирическим характером, сентиментальностью и певучестью. Характерно и то, что баркарола - это песня, которая имеет не совсем стандартный ритм - 6/8 или 12/8. По мнению профессионалов, подобный музыкальный размер напоминает слушателям о покачиваниях на волнах. Он наиболее размеренный и в то же время позволяет певцу свободно себя чувствовать при исполнении.

Песня гондольеров в творчестве великих композиторов

Расцвет данного музыкального жанра пришелся на самый пик эпохи Романтизма - на 19 век. В этот период свои шедевры создавали такие знаменитые люди, как Шуберт, Шопен, Григ, Ян Галл, Мендельсон, Вебер и Россини. Среди наших гениальных земляков, которые также творили в рамках данного музыкального стиля, стоит упомянуть Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова. Именно они, как можно слышать по их произведениям, знали наверняка, что баркарола - это одна из самых романтичных, нежных и трогательных пьес. И проигрывая их творения сейчас, можно вслушиваться в каждую нотку, наслаждаясь красотой и уникальностью арпеджио и аккордов.

Слушаем и наслаждаемся

Мы разобрались в том, что такое баркарола с профессиональной точки зрения. Теперь предлагаем просмотреть список самых знаменитых произведений, которые позволят вам на наглядном примере услышать и понять, как этот жанр звучит. Простой в исполнении и вместе с тем невероятно красивой является баркарола Петра Чайковского, которая входит в цикл «Времена года, июль». Еще одна песня лодочника, которая была написана специально для фортепиано, является творением Фредерика Шопена - ор. 60. Для этого также писали свои баркаролы Рахманинов, Барток, Форе и многие другие гении. А вот в исполнении ансамблей и даже симфонического оркестра можно услышать баркаролу Глинки, которая называется «Уснули голубые». Для хоровых коллективов свою уникальную баркаролу «Гондольер» написал Франц Шуберт.

Баркарола (итальянское barcarola, от barca - лодка) - инструментальная или вокальная пьеса,
имеющая прототипом песни венецианских гондольеров; народная песня венецианских гондольеров.

С. Дорофеев. Баркарола.

Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8 или 12/8, с аккомпанементом,
изображающим плеск волн за бортом гондолы.
Мелодия баркаролы отличается плавностью, в сопровождении нередко используются элементы
музыкальной изобразительности.
Характер баркаролы - лирический, нередко с оттенком меланхолии или светлой мечтательности.


Стихнул говор карнавала,
На поля роса упала,
Месяц землю серебрит,
Все спокойно, море спит.
Волны нянчают гондолу…
«Спой, синьора, баркаролу!
Маску черную долой,
Обойми меня и пой!..»
«Нет, синьор, не скину маски,
Не до песен, не до ласки:
Мне зловещий снился сон,
Тяготит мне сердце он».
«Сон приснился, что ж такое?
Снам не верь ты, все пустое;
Вот гитара, не тоскуй,
Спой, сыграй и поцелуй!..»
«Нет, синьор, не до гитары:
Снилось мне, что муж мой старый
Ночью тихо с ложа встал,
Тихо вышел на канал,
Завернул стилет свой в полу
И в закрытую гондолу -
Вон, как эта, там вдали -
Шесть немых гребцов вошли…»

Лев Мей.

И. К. Айвазовский. Гондольер на море ночью

В XVIII веке баркарола стала жанром профессиональной музыки. Особое распространение получила
в XIX веке. В таких баркаролах иногда отсутствуют некоторые типические признаки народной
баркаролы (например, используются мажорный лад, размер 12/8, 3/4).
Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма.
Баркарола как жанр камерной вокальной музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта («Баркарола»,
«Любовное счастье рыбака»), Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки («Уснули голубые»). Имеются
и хоровые баркаролы - у Ф. Шуберта («Гондольер»), И. Брамса (в «Двадцати романсах и песнях
для женского хора», ор. 44).

Многие баркаролы написаны для фортепиано. Из них особенно выделяется баркарола ор. 60 Ф.
Шопена - пьеса, приближающаяся к жанру поэмы. Баркаролы для фортепиано писали также
Ф. Мендельсон-Бартольди (пьесы из «Песен без слов», ор. 19 No 6, ор. 30 No 6, ор. 62 No 5),
П. И. Чайковский (баркарола из «Времен года»), А. К. Лядов (ор. 44), С. В. Рахманинов
(ор. 10 No 3, для фортепиано в 4 руки - ор. 11 No 1, для 2 фортепиано - ор. 5 No 1),
Г. Форе (13 баркарол), Б. Барток.

В основе некоторых баркарол - подлинные народные мелодии. Например, «Гондольера» Ф. Листа из
фортепианного цикла «Венеция и Неаполь» основана на мелодии опубликованной итальянский
композитором Порукини народной баркаролы, которую ранее обработал Л. Бетховен в своих
«24 песнях разных народов».

Клод Моне. Гондола.

Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни осребрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит вод веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.

Мне чудится, что это ночи стон,
Как мы, своим покоем недовольной,
Но снова песнь! и вновь гитары звон!
О, бойтеся, мужья, сей песни вольной.
Советую, хотя мне это больно,
Не выпускать красавиц ваших, жен;
Но если вы в сей миг неверны сами,
Тогда, друзья! да будет мир меж вами!

И мир с тобой, прекрасный Чичизбей,
И мир с тобой, лукавая Мелина.
Неситеся по прихоти морей,
Любовь нередко бережет пучина;
Хоть и над морем царствует судьбина,
Гонитель вечный счастливых людей,
Но талисман пустынного лобзанья
Уводит сердца темные мечтанья.

Рука с рукой, свободу дав очам,
Сидят в ладье и шепчут меж собою;
Она вверяет месячным лучам
Младую грудь с пленительной рукою,
Укрытые досель под епанчою,
Чтоб юношу сильней прижать к устам;
Меж тем вдали, то грустный, то веселый,
Раздался звук обычной баркаролы:

Как в дальнем море ветерок,
Свободен вечно мой челнок;
Как речки быстрое русло,
Не устает мое весло.

Гондола по воде скользит,
А время по любви летит;
Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.

Михаил Лермонтов.

Начиная с оперы «Венецианский праздник» А. Кампра (1710 г.), баркарола применялась в операх
главным образом итальянских и французский композиторов - Дж. Паизиелло, Л. Ж. Ф. Герольда
(«Цампа»), Ф. Обера («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.), Дж. Россини («Вильгельм Телль»,
«Отелло»), Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана»). Широко известна баркарола написанная
Римским-Корсаковым («Песнь Веденецкого гостя») к опере «Садко». В старину на Руси Венецию
называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя – композитор сочинил арию
в ритме и характере народной венецианской песни - баркаролы.
В ХХ веке баркаролы писали Франсис Пуленк, Джордж Гершвин «Dance of the Waves», Леонард Бернстайн.

Ричард Джонсон. Золотой канал.

Ты со мною.
Счастья большего не надо.
Стороною обойдет меня тоска.
С тихим плеском о гранитную ограду
Разбивает серебристый след река.

Два осколка
У тебя в глазах мерцают.
Мягким шелком пеленает нас любовь.
По теченью незаметно уплывает
Все, что в воду превращает нашу кровь.

Баркарола - Рам Браун.

Баркаролу также иногда называется гондольерой.

Пьер Огюст Ренуар. Гондола на Большом канале в Венеции.

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него – баркарола – песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти – необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие.
Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки – гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы – песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе – мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.
Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского – в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальныхбаркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского гостя – композитор сочинил арию в ритме и характеренародной венецианской песни, баркаролы.
БАНДУРА – см. Кобза.
БАРАБАН. Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры.
Если вам случалось видеть африканские или восточные пляски, то вы, наверное, помните, что в них барабан – одно из «главных действующих лиц». Он сопровождает пляску прихотливым, капризно меняющимся ритмом. В некоторых африканских странах барабан и сейчас используют в качестве «телефона»: барабанная дробь далеко разносится в воздухе, передавая условным языком важные сведения, предупреждая об опасности.
БОЛЬШОЙ ОРКЕСТРОВЫЙ БАРАБАН

Две разновидности барабана – большой барабан и малый барабан – уже давно являются полноправными членами симфонического и духовного оркестров. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» – одной линейке, на которой отмечен только ритм.
Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют иногда в изобразительных целях.
Малый барабан – военный, походный инструмент. Однако он может стать даже солистом симфонического оркестра.

Баркарола- инструментальная или вокальная пьеса, имеющая прототипом
песни венецианских гондольеров;
народная песня венецианских гондольеров.

С. Дорофеев. Баркарола.

Баркарола характеризуется умеренным темпом с аккомпанементом, изображающим плеск
волн за бортом гондолы.
Мелодия баркаролы отличается плавностью, в сопровождении нередко используются
элементы музыкальной изобразительности.
Характер баркаролы - лирический, нередко с оттенком меланхолии или
светлой мечтательности.

Стихнул говор карнавала,
На поля роса упала,
Месяц землю серебрит,
Все спокойно, море спит.
Волны нянчают гондолу…
«Спой, синьора, баркаролу!
Маску черную долой,
Обойми меня и пой!..»
«Нет, синьор, не скину маски,
Не до песен, не до ласки:
Мне зловещий снился сон,
Тяготит мне сердце он».
«Сон приснился, что ж такое?
Снам не верь ты, все пустое;
Вот гитара, не тоскуй,

Спой, сыграй и поцелуй!..»
«Нет, синьор, не до гитары:
Снилось мне, что муж мой старый
Ночью тихо с ложа встал,
Тихо вышел на канал,
Завернул стилет свой в полу
И в закрытую гондолу -
Вон, как эта, там вдали -
Шесть немых гребцов вошли…»

Лев Мей.

И. К. Айвазовский. Гондольер на море ночью

В XVIII веке баркарола стала жанром профессиональной музыки.
Особое распространение получила в XIX веке.
Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма.
Баркарола как жанр камерной вокальной музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта

Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки («Уснули голубые»). Имеются и хоровые баркаролы
- у Ф. Шуберта («Гондольер»), И. Брамса (в «Двадцати романсах и песнях для женского хора».
Многие баркаролы написаны для фортепиано. Из них особенно выделяется баркарола Шопена -
пьеса, приближающаяся к жанру поэмы. Баркаролы для фортепиано писали также
Ф. Мендельсон-Бартольди (пьесы из «Песен без слов»,),
П. И. Чайковский (баркарола из «Времен года»),
А. К. Лядов,
С. В. Рахманинов,
Г. Форе (13 баркарол),
Б. Барток и т.д.

Клод Моне. Гондола.

Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни осребрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит вод веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.

Мне чудится, что это ночи стон,
Как мы, своим покоем недовольной,
Но снова песнь! и вновь гитары звон!
О, бойтеся, мужья, сей песни вольной.
Советую, хотя мне это больно,
Не выпускать красавиц ваших, жен;
Но если вы в сей миг неверны сами,
Тогда, друзья! да будет мир меж вами!

Жан Батист Коро Гондола на Большом канале

И мир с тобой, прекрасный Чичизбей,
И мир с тобой, лукавая Мелина.
Неситеся по прихоти морей,
Любовь нередко бережет пучина;
Хоть и над морем царствует судьбина,
Гонитель вечный счастливых людей,
Но талисман пустынного лобзанья
Уводит сердца темные мечтанья.

Рука с рукой, свободу дав очам,
Сидят в ладье и шепчут меж собою;
Она вверяет месячным лучам
Младую грудь с пленительной рукою,
Укрытые досель под епанчою,
Чтоб юношу сильней прижать к устам;
Меж тем вдали, то грустный, то веселый,
Раздался звук обычной баркаролы:

Как в дальнем море ветерок,
Свободен вечно мой челнок;
Как речки быстрое русло,
Не устает мое весло.

Гондола по воде скользит,
А время по любви летит;
Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.

Михаил Лермонтов.

Темпера с изображением ночной Венеции создана Константином Коровиным
в начале XX века:

Константине Коровин:
«Дивной сказкой казалась мне Италия. Таинственная Венеция. Ночь.
Сажусь в черную гондолу у качающейся воды канала. В удивлении смотрю на
высокого гондольера, как, стоя, нагибается он над веслом.
На повороте темного канала он говорит:
- Оэээ... берегись....
Соседняя гондола тихо проходит мимо нас.
Комната гостиницы, из которой мне видна большая стена, огромного Дворца дожей.
Я пошел по площади святого Марка, мир, - думаю я, - великие, прекрасные тени...»

Светлана и Сабир Гаджиевы

Начиная с оперы «Венецианский праздник» А. Кампра (1710 г.), баркарола применялась
в операх главным образом итальянских и французский композиторов - Дж. Паизиелло,
Л. Ж. Ф. Герольда («Цампа»), Ф. Обера («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.),
Дж. Россини («Вильгельм Телль», «Отелло»), Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана»).

Широко известна баркарола написанная Римским-Корсаковым
(«Песнь Веденецкого гостя») к опере «Садко».

В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца
- веденецкого гостя – композитор сочинил арию в ритме и характере
народной венецианской песни - баркаролы.
В ХХ веке баркаролы писали Франсис Пуленк, Джордж Гершвин «Dance of the Waves»,
Леонард Бернстайн.

Ричард Джонсон. Золотой канал.


Ты со мною.
Счастья большего не надо.
Стороною обойдет меня тоска.
С тихим плеском о гранитную ограду
Разбивает серебристый след река.

Два осколка
У тебя в глазах мерцают.
Мягким шелком пеленает нас любовь.
По теченью незаметно уплывает
Все, что в воду превращает нашу кровь.
Рам Браун.

Баркаролу также иногда называется гондольерой.

Пьер Огюст Ренуар. Гондола на Большом канале в Венеции.

БАРКАРОЛА

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него -- баркарола -- песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти -- необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского -- в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца -- веденецкого гостя -- композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "БАРКАРОЛА" в других словарях:

    Ит. barcherolla, уменьшен. от barca, гребное судно. а) Речное судно в Италии, для увеселительных прогулок. Отсюда получили свое название. b) Песни гондольеров. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (итал. barcarola от barca лодка), песня венецианских гондольеров; типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер. Многими композиторами созданы вокальные и инструменталье пьесы, претворяющие черты народной баркаролы … Большой Энциклопедический словарь

    БАРКАРОЛА, баркаролы, жен. (итал. barcarola) (муз.). Род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе. (По названию песен венецианских гондольеров.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БАРКАРОЛА, ы, жен. Песня венецианских гондольеров, а также музыкальное или вокальное произведение в стиле песни лирического склада. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Баркарола - (итальянское barcarola, от barca лодка), песня венецианских гондольеров, называется также гондольерой (размер 6/8). Характерны мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия. С 18 в. в композиторском творчестве Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.И.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гондола на венецианском канале Баркарола (от итал. barka «лодка») народная песня венецианских гондольеров и … Википедия

    баркарола - ы, ж. 1) Песня венецианских гондольеров. Рука с рукой, свободу дав очам, сидят в ладье и шепчут меж собою; она вверяет месячным лучам младую грудь с пленительной рукою... Меж тем вдали то грустный, то веселый раздался звук обычной баркаролы… … Популярный словарь русского языка

    - (итал. barcarola, от bаrса лодка; франц. barcarolle, нем. Barkarole) первоначально песня венецианских гондольеров (наз. также гондольерой), песня на воде. Для нар. Б. типичны размер 6/8, мягкое, колеблющееся движение мелодии, монотонный… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Баркарола. Альбом популярных пьес. Для флейты и фортепиано , . Сборник включает известнейшие сочинения композиторов-классиков в переложении для флейты и фортепиано. Данный иллюстративно-художественный материал широко используется в процессе обучения…