Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарии встреч хоровых коллективов в русском стиле. Сценарий отчетного концерта отделения народных инструментов "простота, красота, доброта"

Сценарии встреч хоровых коллективов в русском стиле. Сценарий отчетного концерта отделения народных инструментов "простота, красота, доброта"

« ВО ГОРНИЦЕ, ВО СВЕТЛИЦЕ

Действующие лица: Хозяйка, Дед, Баба, Домовой, Соседка (взрослые),

дети подготовительной и средней группы.

Зал оформлен в народной стиле, использованы фрагменты интерьера русской избы, прялка, расписная деревянная посуды. Артисты в народных костюмах.

Ход праздника.

Звучат русские народные наигрыши. На сцену выходят Хозяйка и музыкальный руководитель .

Хозяйка. Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час-

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушием

Знаменит родной наш край:

Здесь для вас и песни русские

И медовый каравай.

Музыкальный руководитель. Будут игры, будут пляски,

Будут песни хороши,

Ведь когда-то посиделки

Были праздником души.

Отдых – это не безделки-

Время игр и новостей.

Хозяйка. Начинаем посиделки!

Музыкальный руководитель. Открываем посиделки!

Вместе. Для друзей и для гостей!

Хозяйка садится на лавку в избе. В горницу под музыку пританцовывая, входят 2 девочки. В другом конце зала стоит еще группа девочек.

1-я девочка. (Громко.) Настя!

Настя . (Девочка из группы.) Что?

2-я девочка . На посиделки пойдешь?

Настя . Не слышу!

1-я девочка просит 2-ю девочку. Помоги мне крикнуть!

Вместе. На посиделки пойдешь?

Настя. Пойду!

1 и 2 девочки. Не слышим!

Настя (просит своих подружек.) Девчонки, помогите мне крикнуть!

Все девочки из группы . Пойду!

1-я и 2-я девочки вместе . И куда же ты пойдёшь?

Настя. На посиделки!

Группа девочек во главе с Настей под музыку выходят в зал. Все девочки садятся на стульчики, закидывают ногу на ногу, начинают «щелкать семечки».

1-я девочка встает со стула, топает ногой.

Уж и где это видано и в какой деревне слыхано?

Что? (все)

В нашу-то деревню гости ладные приехали!

Да ну?! (все)

Ну, и кто же тебе про это сказал?

Так я хожу-хожу, корову свою ищу…

С пятном на лбу?

С колокольчиком на шее?

Опять оборвалась, глупая!

Не, не видели! (вместе)

И куму встретила, кума сказывала.

А откуда кума знает?

Кума все знает, что на свете делается!

Да что знает-то, что?

Ну как что? Парни идут!

Под музыку «Выйду на улицу» выходят 4 парня с балалайками.

Танец «Выйду на улицу»

Хозяйка. Здравствуйте, детушки милые,
Соколики пригожие, да какие все хорошие.
Проходите, проходите, мою избу посмотрите.

Я гостей ждала, наряжалася,

Бусы красные надевала, украшалася.

Вижу, и вы к посиделкам готовы,

На вас яркие обновы:

Сарафаны расписные да рубахи льняные.

Дети. Пришли сюда мы скуку разогнать,

Пришли повеселиться, поиграть!

Чтоб со всеми песенки попеть,

На забавы разные, потехи посмотреть!

Хозяйка. Ну, что ж, ребятушки, веселитесь, отдыхайте, песню шуточную-прибауточную запевайте.

Песня «Долговязый журавель»

Хозяйка. А теперь, честной народ,

Становись-ка в хоровод!

Гостей развлекать,

Себя людям показать!

Хороводная игра «Как у тетушки Маланьи»

Ребенок. Можем мы играть весь день,

Заплетайся, наш плетень!

Игра «Заплетися, плетень»

Хозяйка. Разыгрались, повеселели, ребятки? Садитесь, отдышитесь. А девчата-то как разрумянились, похорошели!

Ох, недаром славится русская красавица.

Стар и млад, вся улица, на девчат любуется.

Танец с платками.

Хозяйка. Ах вы, русские платки, узоры расписные,

В них девчата хоть куда, красивые такие!

На игрушечной лошадке выскакивает маленький мальчик, за ним ковыляет Дед.

Дед. Э-ге-гей, скачи веселей! Давай, внучок, погоняй!

Внук. Деда, поскачи со мной, поскачи!

Дед. Эх, внучок, мне бы годков 60 сбросить! Вот я бы с тобой поскакал!

Видит собравшихся детей.

Дед. Здравствуйте, девчушки-пичужки и мальчишки – капустные кочерыжки!

(кланяется гостям) — И вы, люди добрые, здравствуйте!

Хозяйка. Здравствуйте, дедушка Пахом! Как поживаете, как ваше здоровье?

Дед. Да живём потихоньку, помирать некогда. Кто же внучка уму-разуму научит? А у вас тут, значит, посиделки? Давно я на посиделках не был! У нас-то в деревне раньше до чего весело бывало! Как частушки запоют, ноги сами в пляс идут!

Хозяйка. Эй, девчонки-хохотушки и ребята-крепыши!

Запевайте-ка частушки, веселитесь от души!

Частушки «Стенка на стенку»

Дед. Так хорошо у вас тут, прямо душа поет! А вы игры русские знаете? В «Колечко» играть умеете?

Игра «Колечко»

Дети сидят на стульях, ладошки «лодочкой», покачивают в такт песни. Ведущий незаметно опускает кому-нибудь колечко. У кого окажется колечко, в конце песни должен быстро выбежать с места, а другие его удерживают.

Катилось колечко

По нашему крылечку,

По саду-огороду,

Упало прямо в воду.

Рыбонька плыла,

Колечушко нашла,

Колечушко-кольцо,

Выйди на крыльцо!

За дверью раздаётся крик Бабки: «Пахом! Пахом!»

Дед (испуганно). Ой, это моя баба кричит! Спрячусь-ка я от неё, а вы, ребята, не говорите, где я! Договорились?

Под музыку выходит Баба Матрена.

Баба . Пахом! Куда же подевался этот старый пень!?

Ну, попадись мне только! Пахом, ау!

Хозяйка . Здравствуйте, бабушка Матрена! Что случилось?

Баба. Здравствуй, доченька! Беда у меня приключилась! Кажись, мой дед

пропал. Пошёл за дровами и нету. Я его ждала, ждала… Может, он в лесу заблудился? А там волки, а-а-а! (Плачет).

Хозяйка. И вовсе твой дед не заблудился. Спрятался он!

Баба. Как, спрятался?! Пахом, а, Пахом! Ты где? А ну, отзовись!

Дед. Неа!

Баба. Как это, нет!? Выходи, кому говорю!

Дед. А ты найти меня!

Дед. Не догнала, не догнала! (Бегает, смешит детей)

Хозяйка . Полно вам бегать, давайте танцевать!

Дед. Да мы и танцев-то ваших не знаем!

Баба. Вот в наше время как «Кадриль» — то заиграет,

Всех танцоров увлекает! (Начинает звучать музыка «Кадрили»)

Дед. Что с ногами, не пойму,

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

«Кадриль»

Хозяйка. Дедушка, бабушка, вы так задорно танцевали, что помолодели лет на тридцать. Мы вас очень любим и поем для вас эту песню!

Песня «Дедушка и бабушка»

Стук в дверь. Заглядывает соседка.

Заходит соседка . Здравствуй, соседушка!

Хозяйка. Доброго здоровья, милая!

Соседка. Слышу, музыка играет, песни поют. Решила заглянуть на огонёк.

Хозяйка. Приходи, кумушка, на посиделки и деток своих приводи. Всем места хватит! А я пока за водой схожу, самовар поставлю. (Уходит за избу).

Соседка. Спасибо за приглашение, непременно придем.

«Как по морю синему»

Баба. (После танца обнимает малышей, ласкает, приговаривает.) Мои вы цыплятки, мои вы утятки, мои вы гусятки, какие вы хорошие да пригожие…

Дед. Ути-пути, цып-цып-цып…Раскудахталась, наседка!

Соседка (бабкина дочь). Не ссорьтесь, мои дорогие! Лучше послушайте, как ваши внучки-красавицы поют.

Песня «У Федорки»

Соседка (хитро). И в кого они такие голосистые?

Баба. (гордо. ) Моя порода! Я же в деревне первой запевалой была. (Начинает голосить «Ой, цветет калина…»)

Дед ( Прерывает на полуслове). Хватит горло драть, я тебя уже 50 лет слушаю, вон оглох на одно ухо.

Домовой. (Сидит под столом, пыхтит, чем-то шуршит). Апчхи!

Дед (бабе). Будь здорова!

Баба . Это ты будь! (Смотрят по сторонам, под столом кто-то возится, чихает, кашляет).

Домовой. (Чуть высовываясь) . Знаете что? Я вас боюсь!

Дед с бабой. И мы тебя тоже!

Домовой. Я вас больше боюсь. Вы меня не тронете? Не поколотите? Не шваркнете?

Дед. Да нет же, выходи! А ты вообще кто?

Домовой. Я – Кузя, я здесь живу, я домовёнок.

Баба. Значит, ты хозяин этого дома?

Домовой. Выходит, хозяин! (Гордый, выходит в центр).

Дед. А мы на посиделки пришли. На людей посмотреть да себя показать.

Вот ты, Кузенька, любишь веселиться?

Домовой . Ещё как! Страсть как люблю пошалить!

Буду нынче я проказничать,

Буду нынче безобразничать.

Перемешаю я крупу и горох и муку.

Бабушка. Это, друг мой, пустяки.

Ты хоть всё переверни,

Мы порядок наведем

И крупу переберем!

Игра «Перебери крупу»

Домовой высыпает шарики разного цвета в обруч, а 3 девочки средней группы собирают шары по одному, в ведро, каждая своего цвета.

Домовой. Я ведь не просто так шалю, работа у меня такая, людей к порядку приучать. А после работы я очень люблю веселиться! Люблю шутки-минутки да веселые прибаутки!

Хозяйка. Ну, какие же посиделки без шуток-прибауток?

Потешки (Между ними звучат русские наигрыши)

1-й ребенок. Ах, вы сени мои сени,
Комары в щелях засели.
Их и не видать,
Все. Их, и не видать!
1-й ребенок. Прусаки- то тараканы
Вдоль по печке проскакали,
Стали танцевать,
Все. Стали танцевать!
1-й ребенок. Дед и баба увидали,
Всей деревне рассказали.

Смеху было страсть!
Все. Смеху было страсть!

2-й ребенок. А у нас…

Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увозил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком – правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали.

3-й реб енок. А наш дедушка Иван

Посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

Домовой. А я тоже знаю одну потешку. Ну-ка, идите ко мне поближе и слушайте внимательно.

Тарин, Барин, Пощипай ехали на лодке.

Тарин, Барин утонул. Кто остался в лодке?

Дети . Пощипай!

Домовой щиплет детей, они убегают на стульчики.

Шуточный диалог «Филя и Уля»

Соседка. Кузя, а ты загадки любишь разгадывать?

Кузя. Это мое самое любимое занятие!

Соседка. Тогда слушай, у меня тут для тебя и для ребят целая корзинка загадок.

Загадки-нескладушки.

Знает девочка Алена, что малина-то….солена! (Сладкая)

Огурец возьми любой, он по цвету…. голубой! (Зеленый.)

Малой пчелке нелегко давать людям….молоко! (Мед.)

Наш могучий старый бык по утрам….чирик-чирик! (Му-му.)

У Авдотьи и Данилы в конуре-то….крокодилы! (Собаки).

Соседка. Хорошо у вас здесь, соседушка, но нам с ребятками пора идти домой. Делу время – потехе час.

Хозяйка. Прими угощение для малышей, милая. (Дает корзинку с конфетами)

Дети средней группы уходят хороводом под ту же музыку, что и заходили.

Дед (Обращается к бабе). Матрена, я же совсем забыл, тебе привет прислала…

Баба. Кто?

Дед. Даша!

Баба . Какая Даша?

Дед. Свинья наша! Пора нам с тобой домой идти, дел-то весной невпроворот!

Баба. В гостях хорошо, да дома лучше! До свидания! (Кланяются, уходят).

Кузя . Разбирайте бубны, ложки, колокольчики, гармошки.

Становитесь в круг скорей, да играйте веселей!

Игра с музыкальными инструментами.

Дети с музыкальными инструментами стоят в кругу, в центре Кузя-дирижер. Дети играют плясовую. На смену музыки кладут инструменты на пол, бегут по кругу, дирижер тоже. По окончании музыки нужно успеть взять любой инструмент. Кому не хватило – становится дирижером . Игра повторяется.

Хозяйка. Собирайте бубны, ложки, колокольчики, гармошки.

Дети собирают в корзину инструменты

Домовой. Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

Всех на пляску приглашу!

Заключительный танец ( дети приглашают зрителей на танец)

Хозяйка. Играми да плясками сыт не будешь.

Кто был сегодня молодец – получает леденец!

Хозяйка. И ты, Кузенька, дорогой, иди сюда, не смущайся,

Леденцами угощайся!

Домовой. Леденцы-то я люблю,

Всем спасибо говорю! (Кланяется в пояс).

Хозяйка. Спасибо, люди добрые, что приехали к нам, не загордились, не заленились.

Музыкальный руководитель. И в другой раз милости просим к нам путь держать, мимо не проезжать!

Хозяйка . За ваше смотрение-

Дети. Кланяемся!

Хозяйка. Доброте вашей-

Дети. Радуемся!

Хозяйка. А на том-

Дети. И до свиданьица! (Звучит веселая русская музыка).

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?

Фольклорный праздник «На завалинке»

Цели: 1)Постижение «мудрости народной» через создание

ярких картин будней и праздников молодёжи конца 19- начала

2)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и

обычаям русского народа.

3)Установление тесного общения с семьёй.

Оформление: макет дома, плетня, завалинка.

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю - летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.

Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке » и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА »

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ »)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками )

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией ) это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ » (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3Сова близ дома кричит – к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом – ссора будет.

9.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев . Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)

    Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

    Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

    А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

    Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки .

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки .(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки .

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках ) Тсссс!... малыш засыпает..

Ведущий (за кадром ) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню .

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ »

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром ): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…

Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…

ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке , окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: . Завьём берёзоньку ! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий : Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ »

(на проигыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Ход мероприятия

Оформление сцены – стилизация фрагментов интерьера русской избы.

– Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас снова видеть в этом зале! Наш концерт посвящён русской народной песне – сокровищнице русской музыки, из которой народ черпал силы в тяжёлое лихолетье, которой доверял свои мысли и чувства, вместе с которой горевал и праздновал.

ГЕННАДИЙ СЕРЕБРЯКОВ

Ты откуда, русская,
Зародилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетали утки –
Уронили дудки.
Пролетали гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.

Песня – самый древний вид музыкального искусства и можно сказать ровесница человеческой речи. Очень давно, на заре существования человеческого общества, когда люди научились применять звуковую речь как средство общения, возникли первые примитивные песни, тесно связанные с жизнью и бытом первобытных племён. Их в общем-то нельзя назвать песнями. Это были пастушечьи зовы, охотничьи или воинственные кличи, а также возгласы, объединявшие усилия людей в совместном труде. Из этих восклицаний и возникли впоследствии древние трудовые песни.

С тех самых времён песня стала верной спутницей человека на всём протяжении его жизни. У древних славян песни были на все случаи жизни и на любое время года. Рождался человек – пели родинные песни, наступала весна – дети пели заклички – закликали весну, выходили на пригорки и подбрасывали глиняных птичек вверх, потому что верили будто Весна где-то рядом – увидит, что птицы уже прилетели и сама поторопится. Приходило время убирать урожай – пели песни жатвенные и покосные. А уж свадьба на Руси – это целый спектакль, который длился неделю (а где-то и больше) и был расписан по сценарию. Некоторые эпизоды свадебного обряда сохранились и до наших дней, жаль что только некоторые…

У всех народов есть свои гадания, но гадальные песни – приоритет славян. Их называют подблюдные. Собирались девушки вечером, наливали блюдо водой, опускали в него кто колечко, кто гребешок и под пение гадальных песен предсказывали судьбу. И смерть своих близких славяне оплакивали тоже в песнях, которые назывались плачи-причеты. Традиция приглашать плакальщиц сохранилась в русской деревне до сих пор.

Русские народные песни отражают всю историю нашего народа. Их складывали в годы тяжёлых битв русских княжеств со степными кочевниками, в страшные времена монгольского нашествия. Былины о подвигах русских богатырей, песни Про татарский полон дошли до нас как память народа о тех давних временах. Много песен сложено о крестьянских восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачёва, о покорении Сибири храбрым Ермаком Тимофеечем, о взятии Иваном Грозным Казани и многое– многое другое.

С самого раннего детства каждый из вас слышал от мамы русские песни про котю– котеньку кота например. Кто догадался что это за песни? Конечно колыбельные, это самые древние песни, простые, состоящие порой всего из 3-х звуков, но в которых сосредоточена вся магическая сила музыки, хорошо известная нашим предкам.

Но вы наверняка слышали и протяжные застольные песни, и удалые плясовые, и частушки, а слушая их, и не догадывались, насколько сильно, глубоко влияли и влияют русские песни на наш национальный характер. Ведь песня – это живой голос народа, отражение всей его многотысячелетней культуры. Самые сокровенные думы и надежды высказывал народ в своих песнях. Не зря придумана поговорка –«чьим умом живёшь – того и песенку поёшь». Но так ли уж часто звучит она сейчас, русская народная песня с экранов телевизоров и по радио? Гораздо реже, чем могла бы. Гораздо меньше, чем всем нам необходимо, чтобы не потеряться и не раствориться этом мире. И сегодня на нашем концерте вы услышите крохотную часть того богатства, что оставили нам наши предки. Ведь русские песни – это соль земли русской, в них частица души русского народа.

Начинает наш концерт русская народная песня « Во саду ли в огороде девица гуляла» в исполнении Избенниковой Даши.

Сейчас вы услышите песню « Земелюшка-чернозём». Это самая древняя из сохранившихся трудовых песен, её пели ещё в XI веке. Издавна песня помогала человеку в его нелёгком крестьянском труде. С песней как говориться и дело спорится лучше. К сожалению огромное количество песен утеряно безвозвратно: ведь никто и никогда их не записывал, все песни передавались что называется из уст в уста, от исполнителя к исполнителю. И как только в этой длинной цепи поколений выпадало звено – умирали и песни. Только в XVIII веке любителями русских песен, а позже и композиторами, и исполнителями, были предприняты первые попытки собрать и записать народное творчество. В XIX веке многие ценители русских песен отправлялись в путешествия по великим русским рекам, собирая народные песни.

Русскую народную песню « Я капустыньку садила» исполнит Епишкина Катя.

Трудолюбивы были русские крестьяне, но и отдыхать умели – очень они любили игровые, плясовые, шуточные песни. В исполнении Курякова Коли прозвучит русская народная песня « У ворот ворот».

Про свадебный обряд на Руси можно рассказывать очень много. Свадебная игра (до сих пор говорят «сыграть свадьбу») состояла из 15-20 ритуальных эпизодов с особыми магическими действами – всё в сопровождении песен. В исполнении Ефименко Юлии прозвучит свадебная песня « Белолица-круглолица».

Вершиной русского песенного творчества и наверное всей мелодической культуры является протяжная песня. В ней воспеваются красота и величие русской природы – её широкие поля, могучие реки (особенно Волга-матушка). Очень часто в протяжных песнях поётся о нелёгкой крестьянской доле, о тяжёлом рабском труде бурлаков. Вспоминаются строчки Некрасова:

«Выдь на Волгу – чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся-
То бурлаки идут бечевой»

Очень часто в протяжных песнях звучали истории о непростых женских судьбах, об одной из которых мы сейчас услышим в исполнении Давыдовой Кати – «По муромской дорожке».

Среди русских народных песен есть жанры, которые не только живут, но постоянно обновляются. Это частушки и так называемые страдания. Вл.Кузнецов «Саратовские переборы» исполнит Расторгуев Женя.

Сейчас вы услышите русскую плясовую песню, которую наверняка многие из вас знают – Левкодимов «Семёновна». Исполняет Васин Саша.

Русская народная песня «Барыня» в обработке Шалаева.

Народная музыка легла в основу русской композиторской школы, внесла в неё свою чудную мелодию, свой оригинальный склад, повеяла поэзией «седой старины», воздухом полей и лесов, непосредственностью наивного искреннего чувства. Сейчас в исполнении двух юных пианистов вы услышите 3-ю часть фортепианного концерта композитора Сильванского. Напомню вам, что жанр концерта основан на соревновании двух исполнителей – в данном случае это Крысанова Ира и Матенчук Клим.

Народная песня является источником национального своеобразия не только в русской музыке, но и в музыке других народов и стран. Об этом хорошо сказал однажды русский композитор С. Рахманинов – «между музыкой величайших европейский мастеров и народной музыкой их родных стран существует тесная и близкая связь. Не то чтобы композиторы брали народные темы и пересаживали их в свои сочинения (хотя и это случается не редко), но они так проникались духом этих мелодий, свойственных их родному народу, что все их сочинения получали облик столь же отличный и характерный для данной народности, как вкус национального вина или фруктов».

Завершает наш концерт «Многолетие» композитора Дербенко и мы вместе с Красовской Дашей пожелаем всем – многая лета.

Старые песни живут. Это не страницы хрестоматии, не архивы музея – это ключ к сердцу народа, народа, который не вчера родился, и не завтра уйдёт. До новых встреч в нашей музыкальной школе.

Сценарий юбилейного отчетного концерта народного отделения 05.04.2013 г.

На сцене оркестр «Мозаика». Играют без объявления:

Гладков «Песня друзей»
Вебер «Хор охотников»

Сегодня нет пустого места в нашем зале -
На праздник мы друзей позвали.
Они, усевшись чинно в ряд,
О школе музыкальной говорят.
Здесь громко музыка звучит,
И все огнями яркими горит,
И это происходит не во сне –
В гостях вы в звёздной маленькой стране.

Вед. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады видеть всех вас в этом зале, в зале, с которым у всех связаны различные чувства: волнение, воспоминание, может быть детский страх. Я, например, очень боялась играть на сцене. Сегодня у нас торжественный вечер. В этом году музыкальной школе исполняется 55 лет. И в преддверии праздника каждое отделение нашей школы проводит свой праздничный концерт. Класс баяна и аккордеона, так же, как и класс фортепиано, был открыт ровно 55 лет назад, поэтому народное отделение имеет богатую историю. Слово предоставляется руководителю народного отделения Колегову Николаю Илларионовичу.

Колегов: __________________________________________________________

Вед . Сегодня мы решили показать все, что мы уже умеем. В концерте будут участвовать учащиеся разных классов – от начинающих, до старшеклассников. Наш концерт открыл оркестр русских народных инструментов «Мозаика», рук. Эпова О.Б., конц. Будников В.А.

Право продолжить наш концерт предоставляется Жене Янкову и Кристине Крючковой. Они пока еще первоклассники, но народ смелый и уже приняли участие в Международном Фестивале детского и юношеского исполнительства «Музыкальный Арт-Форум». Андантино

Еще один участник Фестиваля Иван Степченко . Холминов, Песня

Когда речь заходит о баянах и балалайках, очень скоро разговор переходит в рассуждения о народных песнях. А где рассуждения, там и практическая работа. Мы сегодня попросили присоединиться к нашему концерту учащихся ансамбля русской песни «Рябина» (рук. С.Г. Пучкова). Пение в сопровождении баяна – это уже само по себе приятное действие, а если певцы в костюмах и текст песни веселый – тогда пение превращается в праздник. Сейчас на сцену выйдут еще не мастера праздника, но уже вполне профессиональные певцы – младшая группа ансамбля «Рябина».

«Жили-были»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

Концертмейстер Л.Н. Зуев

В разные исторические периоды разные инструменты владели сердцами людей. Издревле классическим инструментам (ф-но, скрипка, духовые) отводилась главенствующая роль в эстетическом просвещении детей и взрослых. Но взять в руки фортепиано или орган и пройти с выступлениями хотя бы от дома к дому, согласитесь, задача не из легких. Поэтому в Европе и были придуманы переносные органы – органолы. Из них позже и получились известные всем баяны и аккордеоны. Совсем другое дело гитара. Этот инструмент известен не менее, чем фортепиано, если не более. История гитары захватывающая и весьма интересная. Достаточно сказать, что почти в каждом европейском государстве гитары имели свой строй, а в России даже изобрели свой собственный вид гитары – семиструнную. С гитарой легче – взял в руки и уже можно организовать концерт. Можно спеть, а можно и сыграть. Причем, также, как и спеть, сыграть на гитаре можно все, что угодно. Сейчас вы услышите «Танго влюбленного кузнечика». Исполнит его Кузнецова Анастасия, дипломант III Международного конкурса «Музыкальный Арт-Форум» в г. Новосибирске, в 2012 году она получила Диплом I степени.

Воронов Андрей стипендиат мэра г. Усолье-Сибирское

«Санта Лючия»

Гордеева Влада Джулиани, Рондо для гитары и фортепиано

Конц. Добрышина М.А.

Анс. Рябина (ст. группа) «Вот какая пара» конц. Агеев А.Б.

«Усольские частушки»

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная версия - о восточных корнях русской домры. Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни . От подобных инструментов домра взяла корпус, гриф, струны и прием игры – щепочкой, выточенной из подручного материала – плектром. Простота изготовления позволила домре получить широкое распространение на Руси. Исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты. В настоящее время этот инструмент считается молодым и перспективным. Все больше и больше внимания уделяется ему на самых разных уровнях. В 2012 году был создан детско-юношеский ОРНИ «Таланты Прибайкалья». В этом году наша школа приняла участие в этом проекте и, надеемся, будем участвовать и дальше. Для вас играет Идрисов Тимур , участник областного орни «Таланты Прибайкалья»

Рондо

Конц. О.И. Рощихина

Недавно я прочитала интересный материал в интернете об аккордеоне. Оказывается, аккордеоном называется инструмент, у которого есть особое качество – когда при нажатии одной кнопки в левой клавиатуре звучит готовый аккорд из трех звуков. Автор материала высказал мысль, что аккордеоном нужно считать любой инструмент с подобными функциями, не важно кнопки или клавиши у него с правой стороны. Баян, по сути, также является аккордеоном, ведь у него тоже есть готовые аккорды. Может, с технической точки зрения, это верно, но нам ближе названия аккордеон и баян. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). Вот Коняхин Глеб и расскажет нам о герое гражданской войны, командарме Николае Щорсе. («Песня о Щорсе»).

Сразу начинает садиться оркестр баянистов

На отделении работают 8 человек, из них 6 являются выпускниками школы. Получив образование, они вернулись в родные стены и уже много лет успешно работают с детьми. Хочу спросить у выпускников – самый запомнившийся момент за время обучения?

Кипит работа повседневно,

Но вот среди кипучих дней

Вдруг наступает день рожденья,

Чудесный праздник – юбилей!

Оркестр баянистов дарит всем присутствующим «Диковинку из Дюссельдорфа»

В свое время оркестр был самым моим любимым предметом. Коллективное музицирование до сих я пор очень люблю. РВ репертуаре нашего оркестра были произведения Дунаевского, Хачатуряна, Бизе. Хочу спросить выпускников – какую пьесу вы больше всего запомнили?

Р.н.п. «Вейся, капустка»

На протяжении многих лет я веду свои маленькие наблюдения и выяснила, что баянисты – самые легкие на тподъем люди. Они готовы выступить прямо в тот момент, когда вы к ним обратитесь. А еще они очень любят проводить эксперименты и преподносить сюрпризы. Именно такой сюрприз приготовили для вас Леонид Николаевич Зуев и его выпускник Кирилл Шаляпин

А. Шалаев «Волжские припевки»

А еще – народное отделение самое играющее отделение. Именно здесь созданы два замечательных коллектива – ОРНИ «Сибирские узоры» и ансамбль «Усольский сувенир». Ансамбль русских народных инструментов «Усольский сувенир»

А. Пьяццолла «Либертанго»

Е. Дербенко «Семеновна»

Хотим вам пожелать удачи,
Успеха в жизни, ярких дней,
Чтоб вы с улыбкой, не иначе,
Встречали каждый юбилей!
Сил, творческих дерзаний и везенья,
Молодости, света, красоты!
И пусть всегда – не только в День рожденья –
Исполнятся заветные мечты.