Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Игрушки куклы различные вещи 19 века. Увлекательная и богатая история новогодних игрушек

Игрушки куклы различные вещи 19 века. Увлекательная и богатая история новогодних игрушек

Важная роль в процессе воспитания дворянских детей отводилась игрушкам. Их тщательно подбирали согласно возрасту ребенка. Игрушки, начиная с самой первой погремушки, выбирались не ради утех и забав, но и ввиду воспитательных целей. Не удивительно, что в дворянских семьях, а в особенности в семьях высшей аристократии и монархов старые игрушки не выбрасывали, а бережно хранили и передавали по наследству. В результате дети впитывали чувство преемственности, ответственности, нерушимость традиций и порядков и неразрывность связи со своими доблестными предками еще с пеленок.

Погремушки

Начиная с XVI века погремушки для детей знатных семейств изготавливали из серебра и золота, украшали драгоценными камнями, резьбой, чеканкой и гравировкой. Сама погремушка была многофункциональной и сочеталa в себе свистульку и палочку для чесания дёсен. Ручки для дёсен делали из кораллов или перламутра.

Драгоценные погремушки передавали по наследству. Oни были скорее символом рода, нежели игрушкой. Это было характерно и для царской семьи. Так, Николай II был запечатлен на портрете с погремушкой, с которой «играл» сам Александр I. Погремушка передавалась каждому новорожденному наследнику престола династии Романовых.

Погремушка-свисток. Золото, коралл. Лондон, John Ray & James Montague, 1811-1812 гг. Музей Виктории и Альберта, Лондон Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1778 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург Цесаревич Николай Александрович с погремушкой. Литография. 1869 г.

Лошадки

Очень популярны были деревянные лошадки-качалки. С помощью такой игрушки детей приучали держатся в седле с самого раннего возраста. Лошадь-качалку изготавливали в основном из дерева, которое или расписывали или обивали ворсистой тканью или кожей. Глаза делали из стекла, а хвост и гриву изготавливали из настоящего конского волоса. Все снаряжение детской лошадки полностью копировало амуницию настоящей лошади.

Лошадка-качалка — наши дни. Продукция компании Сlassic Rocking Horses, Великобритания Принцессы Елизавета и Маргарет на лошадке. 1932 г. Роберт Пекхэм. Лошадка-качалка 1840 г. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Лошадка-качалка. Дерево, кожа, металл. Великобритания, 1800-1850 гг. Музей детства «Виктория и Альберт», Лондон

Солдатики

Очень популярной игрушкой для мальчиков были деревянные и оловянные солдатики. Форма солдатиков копировала форму настоящий армии, и играя с ними ребенок учился отличать форму разных родов войск и разбираться в военных чинах.

Во все времена у мальчишек любимыми игрушками было игрушечное оружие: мечи, сабли, ружья, копья, лук и стрелы и т.д. Они были уменьшенной копией настоящего оружия и изготавливались в соответствии с возрастом ребенка, то есть для самых маленьких клинки сабель, шпаг, рапир делали из дерева, а для детей постарше – уже из металла.

Куклы

Девочки играли с куклами. В богатых семьях на праздники дарили дорогих фарфоровых кукол знаменитых французских и немецких фабрик. Тогда были популярны два типа кукол: кукла-дама, за которой закрепилось название «Модная парижанка» и кукла-ребенок, которую называли на французский манер «Бебе».

Наряды фарфоровых модниц повторяли туалеты взрослых дам. В сундучках хранились веера, перчатки, лорнеты, ювелирные украшения, белье, туалеты для прогулок, пикников, театров, балов, визитов и т.д. Такие фарфоровые куклы считались предметом роскоши, и их вынимали из сундучков по особым случаям. Как правило, девочки играли в такие куклы под наблюдением взрослых, которые во время игр обучали ребенка, правильно подбирать наряды и аксессуары.

Играя с куклой-ребенком, девочки приобретали навыки ухода за ребенком. К таким куклам полагалась коляска, средства по уходу за младенцем, различная одежда и игрушки, а так же выпускались журналы с выйкройками нарядов для кукол Бебе, рассчитанные на то, что маленькая хозяйка сама сможет сшить наряды для своей любимицы.

«Мы с Дмитрием (младший брат Марии) часами рассматривали игрушки наших юных кузин; они не могли наскучить — такими были прекрасными. Особенно восхитительным мне казался подарок президента Франции (Феликса Фора), который он преподнес Ольге (царская семья посетила Францию в 1896 году, тогда их дочери Ольге исполнился всего год), когда она с родителями впервые поехала в эту страну. В футляре из мягкой кожи находилась кукла с полным приданым: платьями, бельем, шляпками, туфлями, полным набором для туалетного столика — все было сделано удивительно искусно, как настоящее.» – Из воспоминаний великой княжны Марии Романовой. «Воспоминания великой княжны. Страницы жизни кузины Николая II. 1890 – 1918».

Кукольный домик

Одним из самых желанных подарков для девочек был кукольный домик. Первоначально миниатюрные домики были увлечением богатых взрослых людей, но вскоре менее затратные комплектации кукольных домиков стали изготавливать и для детей. Такие домики были уникальны и строились по индивидуальному заказу, а их убранство повторяло детали быта семьи. Размер домика, разумеется, был прямо пропорционален статусу семьи, например, для императорских дочерей был изготовлен целый дворец. В домиках был свой штат прислуги в виде фарфоровых или деревянных кукол, куклы, олицетворявшие семью, мебельные наборы, технические новшества на момент заказа, посуда (оловянная, медная, фарфоровая, столовое серебро) и многое другое. Именно с помощью кукольных домиков девочки постигали основы ведения домашнего хозяйства.

Кукольный домик Викторианской эпохи
Кукольный домик изготовленный для семьи Дрю (Drew). Ок. 1860 г. Музей детства «Виктория и Альберт», Лондон Кукольный домик изготовленный для семьи Дрю (Drew). Ок. 1860 г. Музей детства «Виктория и Альберт», Лондон
Кукольный домик американской актрисы Колин Мур, музей Чикаго
Кукольный домик Сары Рот
Кукольный домик 16 века
Кукольный домик королевы Марии

Сервизы

Приглашения на чай или кофе было обязательным в ритме светской жизни того времени. Потому неудивительно, что в детских всегда были целые сервизы из тончайшего фарфора с необходимыми столовыми приборами. Устраивая кукольные чаепития, юные леди познавали этикет, оттачивали свои манеры и учились быть гостеприимными хозяйками. Помимо кукольных чайных и кофейных сервизов изготавливались и столовые сервизы.

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим.

Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных.

Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX-XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.


Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота.

В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.


По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки — женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.

В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон , который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.


Русская народная игрушка из дерева


Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие. Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны — это герои сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар».

Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия.

Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Основная особенность производства игрушки — использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.


Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В. П. Звездочкин , который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С. В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С. И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка.

Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров , который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы.

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области.

Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Знаменитый исследователь-этнограф С. В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения ». М. М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора: «А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек — «вроде как бы Святой дух ». Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа.

В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья ».

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями. Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

что играли дети Санкт-Петербурга в 18-19 веках.

История игрушки - это история взаимоотношений взрослого и ребенка.Россия всегда была страной игрушечников. А какие же игрушки были раньше у Петербургских детей? Первые игрушки, доступные для разных слоев населения, привозились из Сергиева Посада и села Богородское. Уже в середине 18 века работы местных игрушечников были хорошо известны.

Детям из знатных семей и, конечно, императорской фамилии, кукол привозили из Европы. Наиболее развитое производство было во Франции, Англии и Германии, где в течение XVIII столетия изготовляли прекрасных фарфоровых кукол, специально для них создавались целые гардеробы, а в середине XIX века появилась кукла из папье-маше.

Самыми дорогими были куклы с фарфоровыми головками, с туловищем, набитым ватой, в красивых платьях; дешевле- с головками из папье- маше, с «душой из соломы». Сами куклы изготавливались в местных мастерских, но головки- самую важную деталь- часто заказывали во Франции или в Польше. Кукольные домики, традиция изготовления которых пришла из Нидерландов, поначалу были развлечением для взрослых- слишком дорого они стоили. Кукольные дома, дворцы и замки делали из картона, пробки или бумаги. Они были недолговечны и быстро ломались, но при этом дешево стоили.

Пока маленькие петербурженки наряжали своих «дочек», «сестричек». «кузин», мальчишки командовали,полками, выигрывали сражения и захватывали новые территории, не выходя за пределы детской. Верными помощниками в этом были, конечно же солдатики. Поначалу все они имели немецкое происхождение. Фигуры солдат печатали на больших листах бумаги, из которых их потом вырезали и раскрашивали. Самыми любимыми и довольно дорогими были оловянные фигурки. Во второй половине 19 века мастерские по производству игрушек появляются и в России. Их продукция не уступала по качеству немецкой и была разнообразной-от донских казаков до блестящих гвардейцев

В19 веке существовало множество так называемых «подвижных игр». Пояснения к их правилам, а также новые варианты старых игр издавали как отдельными брошюрами, так и в качестве приложений к детским журналам.

Настольные игры, как и в наши дни, отличались большим разнообразием по тематике, материалу изготовления и цене. Это были известные и в наше время головоломки- пазлы, и сюжетные игры, где на игровом поле при помощи фишек и игральных костей разворачивались захватывающие события; и бумажные «конструкторы», при помощи которых можно было вырезать и склеить русскую избу или макет Адмиралтейской площади.

Особо хочется отметить забытое в наши дни развлечение - бирюльки. Набор игры состоял из маленьких крючочков и миниатюрных выточенных из дерева предметов, изображающих домашнюю утварь, овощи, фрукты. Смысл игры состоял в том, чтобы с помощью крючков аккуратно доставать из сложенных в кучу крошечных предметов по одной бирюльке так, чтобы не потревожить остальные.

Посетите вместе с ребенком Музей кукол по адресу: ул. Камская, 8 и вы узнаете много нового и интересного. Музей работает: 10.00 - 18.00, без выходных.
В залах этого музея представлено более 5000 экспонатов. Это этнографические и фольклорные куклы, сюжетные сказочные персонажи. Каждый зал музея кукол имеет свою тематику: зал "Ушедшая Русь", зал традиционных обрядов и праздников "Деревенская улочка", зал "Гордость и Слава Отечества", зал интерьерной куклы, зал "Театр и маскарад", "Лесное царство", галерея "Петербургская Першпектива", зал сказки, два зала для проведения временных выставок

Про советские игрушки мы рассказывали не раз, да и многие наши читатели сами в них играли. Сегодня предлагаю посмотреть на те игрушки, которых вы скорее всего даже не видели. Ведь им всем более 100 лет и в них могли играть наши бабушки-прабабушки и дедушки-прадедушки. Правда при условии конечно, что они были детьми зажиточных родителей, так как подборка будет рассказывать про игрушки из-за океана.

1. Teddy bears или мишки Тэдди

Сейчас они плотно влились в современную жизнь. Практически у каждого американского ребенка есть хотя бы один мишка из этой коллекции.

Происхождение имени не прозаично - говорят, Тедди Рузвельт как-то на охоте пощадил медведя, загнанного собаками и привязанного к дереву, что повлекло за собой множество карикатур. Ну а после этой истории Моррис Мичтом, владелец магазина игрушек, сделал чучело медведя, а уже потом, заручившись разрешением президента об использовании его имени для мягкой игрушки, начал продавать мишек повсеместно. Мичтом не оформил патент на игрушку, поэтому их стали продавать еще соседние фабрики, итого появилось огромное количество совершенно разных мишек Тедди.

Вот пара карикатур на Рузвельта:



(1902)

...ииии Тедди мишки:

Девочка с медвежонком Тедди (1900г.):

Крепкая семья =)

Две девочки играют с мишками (1909г.)

Мишка (1900-е)

Набивка медведя на фабрике(ранние 1900-е):

Ну, я думаю, о плюшевых мишках хватит, потому что об их истории и о том, как они менялись сквозь годы, можно писать бесконечно.

2. Конструктор (Erector set)

Одна из самых популярных игрушек всех времен, тоже с успехом дожившая до нас, мечта любого мальчика.

Первый конструктор был создан в 1901 году Фрэнком Хорнби, английским изобретателем, инженером и политиком, не имеющим инженерного образования. Это изобретение сделало его миллионером.
Это был металлический конструктор, состоящий из гаек, болтов, перекрытий, колесиков и других деталей. В набор также входили отвертка и гаечный ключ. Не существовало каких-либо определенных схем - каждый мог проявить фантазию и сделать все, что заблагорассудится. Можно было создать целый город с мостами, автомобилями, самолетами и даже летающими тарелками.

Выглядело все это так:

А первые цветные детали появились лишь в 1926 году.

3. Лаонел поезда

Трудно себе представить, что поезда фирмы Лайонел начали существовать примерно с 1901 года. Конечно, первый поезд был использован привлечения клиентов через знаменитые витрины Нью-Йорка, но это было незадолго до того, как они появились в домах у покупателей.

Электрический Express, первая модель поезда Джошуа Лайонел Кауэн, был создан в 1901 году путем установки небольшого двигателя под модель железнодорожной платформы. Двигатель был оснащен батареей и электрический экспресс побежал тридцатисантиметровой трассе. К 1953 году Лионель корпорация стала крупнейшим производителем игрушек в мире.

4. Raggedy Ann ("Тряпичная Энн")

В 1914 году газетный карикатурист Джонни Грюэлл сделал для своей дочери Марселлы куклу и назвал ее "тряпичной Энн" в честь двух стихотворений Джеймса Ралли - "Тряпичный человек" и "Маленькая сирота Энн". Через два года у маленькой Энн появился брат - Рэггеди Энди в матросском костюмчике и шляпе. В 1918 году Джонни Грюэлл, будучи, к тому же, еще и писателем, начал придумывать и издавать детские сказки с этими персонажами. В сказке кукла оживала и со своими друзьями помогала девочке.
Постепенно популярность двух реггеди куколок начала нарастать, и многие родители шили их для своих детей. В промышленных масштабах этих кукол начали выпускать лишь в 1935 году. Но у всех куколок Рэггеди есть одна особенность - маленькое сердечко, вышитое на груди, с надписью "я тебя люблю". В 13 лет Марселла умерла из-за неправильной вакцинации от оспы. Родители Марселлы организовали движение против принудительной вакцинации, и в память о маленькой дочке сделали Рэггеди Энн символом этого движения.

Рэггеди Энн ручной работы(около 1930го)

Девочка с куклой:

Современная Рэггеди Энн:

В 50-е появились предметы с логотипом Рэггеди Энн типа посуды и чайных сервизов, а люди начали активно коллекционировать многочисленных кукол и всего, что с ними связано.
Удивительно, как обыкновенная тряпичная кукла стала символом надежды для всей страны. Например, во вторую мировую войну семьи посылали военным этих кукол в качестве талисмана.

Вот так простая кукла стала важной частью американской культуры.

5. TinkerToys

Тоже конструктор, но для самых юных. Состоит из многочисленных деталей, из которых можно сделать все, что угодно:

TinkerToys(1900)

Более поздняя версия:

Cовременный TinkerToys:

А вот то, что из него можно сделать. Признаться, моему удивлению нет предела, первый раз слышу про эту игрушку. Спросила у С. - у него маленький братик, он тоже ничего о ней не знает. Короче, вот:


6. Tiddlywinks

Игра, в которую я сама играла в своем детстве, но до сегодняшнего вечера не знала, как она называется:

Сегодня:

Задача игрока - бросить свою фишку как можно ближе к мишени. Изначально существовал стакан, но сейчас существуют разные правила игры.

Вот примерно так выглядела игра в 1900-х:

Тот самый стакан(по-английски - "a pot")

Эта же игра в 1930-х:

7. Lincoln Logs

Еще один конструктор. Удивительно, как они были популярны тогда =). Деталями этого конструктора являлись зубчатые декоративные бревна для построения небольших крепостей и зданий.
Игрушка была изобретена в 1916 году Джоном Ллойдом Райтом, вторым сыном архитектора Фрэнка Ллойда Райта.
Сами бревна имеют ширину приблизительно два сантиметра в диаметре. По аналогии с реальными бревнами, используемыми в бревенчатых зданиях, бревна Линкольн зазубрены так, что они могут быть установлены под прямым углом друг к другу, чтобы сформировать прямоугольники, напоминающие здания. Дополнительные части игрушек набора включают крыши, трубы, окна и двери, которые придают реалистичность законченному зданию. Позже в наборы были добавлены фигуры животных и человеческих фигур. Наборы игрушек были первоначально сделаны из красного дерева, с крышами разных цветов. В 1970-х, компания представила наборы, сделанные полностью из пластика, но безуспешно, и нони продолжили выпускать комплекты из древесины. Со временем наборы становились все более и более сложными.

Джон Ллойд Райт как-то признался, что назвал свой конструктор в честь Авраама Линкольна, родившегося в бревенчатой хижине в связи с нарастающим патриотизмом во время первой мировой войны.

Lincoln Logs и Джон Ллойд Райт были введены в "Национальный зал славы игрушек" в 1999 году.

Домики тех лет не нашла, поэтому только современные:

Здесь лучше видно структуру:

8. Мелки

Crayola Crayons выпустили свои первые 8 мелков в 1903г и не пожалели. Создатели Эдвин Бинни и Гарольд Смит не могли и представить себе, что вскоре их продукт станет необходимым в каждом классе страны.

9. Radio Flyer Wagon (красная металлическая тележка)

Антон Пазин, итальянский эммигрант, решил назвать свою игрушку так, чтобы поймать дух эпохи. В 1917г радио было новейшим изобретение и все вокруг говорили о нем. Она быстро стала одной из любимейших игрушек того времени и остается популярной до сих пор в американских семьях.

20-е:

50-е:

10. Оловянные игрушки
Несмотря на то, что их многие годы делала Германия, на рубеже веков это начала делать и Америка, что позволило распространиться этим игрушкам по всей стране. Они были сделаны из металла и покрашены. В это время были также популярны механические игрушки. А впрочем, смотрите сами:

Музыкальная шкатулка с куколками из бисквитного фарфора:

Карабкающаяся обезьянка Том(мех., ранние 1900-е):

Умная мартышка/ таблица умножения(ранние 1900-е):

Мычащая корова(1900):

Танцующие балерины(Германия, 1900):

Танцор(ранние 1900-е):

Механическая утка на колесиках(Германия,1900):

Обезьянка-акробатка:

Играет на бильярде:

Лошадко:

Малыш за столом:



Папай:

Джек из коробки:

Замечательная композиция:

Механический афроамериканец. Тоже заводился, как я поняла, просил: "give me a penny".

Мальчик на лошади:

Маленькая швейная машинка:

Прыгающая девочка:

Копилки:














Тема недели: Русская народная игрушка.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям лаконичное содержание. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из местных природных материалов.

Среди изделий декоративно-прикладного искусства, созданных поколениями российских мастеров из разных регионов, можно отметить разного рода игрушки из природных материалов (дерева, глины, соломы и пр.), Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая захватывает и детей и взрослых, увлекая их в мир человеческой фантазии и выдающегося тонкого мастерства.

Для каждой народности, для жителей определенного региона России испокон веков существовали уникальные традиции изготовления народной игрушки. С течением времени техника создания игрушки изменялась, сама игрушка приобретала более совершенные форму и цветовое сочетание элементов росписи, сочетая в себе богатую культуру нашего народа, национальные особенности и своеобразие уголков России.

По народной игрушке зачастую можно узнать местность, которая славится ее изготовлением. Там, где добротная, уникальная по своим свойствам глина, мастера создают глиняные игрушки; в регионах, богатых древесными породами, обязательно находятся искусные резчики по дереву, которые создают удивительные деревянные фигурки.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразны. Это и глина, и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. В Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Именно здесь зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой русского мецената С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Получившаяся кукла представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой . Она явилась символом материнства и плодородия, так как кукла с многочисленным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры, в частности материнскую сущность русской женщины.

Таким же «городом мастеров» стало поволжское село Городец Нижегородской губернии . Здесь делали все – от кораблей до глиняных свистулек. Из тех промыслов, что «дожили» до сегодняшнего дня, стоит упомянуть следующие: городецкие расписные панно; игрушку-«топорщину» с прялочными сценками; городецких детских расписных коней-качалок и детскую мебель. Там же рядом существовала федосеевская «топорщина» с каталками и тележками; знаменитая жбанниковская игрушка, по росписи похожая на «золотую» Хохлому, которая тоже была родом из городецкого района. А еще там жили мастер саночники, дужники, сундучники, балалаечники, вышивальщицы, гончары, ложкари, бондари.

Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская , ставшая крупным промыслом деревянной игрушки.

Народная игрушка в жизни ребенка .

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается человек (и в особенности ребенок) в повседневной жизни.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка» (по наименованию предков). Для забавы ему вручали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме забавы, эти игрушки были оберегами, выполняя защитную функцию и оберегая детей от воздействия злых духов или людей, от разного рода жизненных неприятностей. Они направляли к ребенку ангела-хранителя, который помогал ему в трудную минуту, отводил напасть. Погремушка или мяч, являющиеся символами небесного свода и мира, способствовали единению малыша с миром добра. Однако в народных игрушках славян не принято было изображать злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести детям зло.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его, выполняя функцию «развивающего помощника» . Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.

Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, исполняя волю хозяина. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки.

Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Разновидности русской народной игрушки

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка названа так по наименованию слободы Дымково, расположенной возле города Кирова.

Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.



Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.

Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Сейчас народные умельцы работают в мастерских, по-прежнему изготавливая и расписывая игрушку вручную, отчего она обладает неповторимыми формами и колоритом.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.

Филимоновская игрушка

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Все филимоновские игрушки-свистульки лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди — солдаты, барыни 2) животные — олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

Богородская игрушка


Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (курочки, клюющие зернышки; медведи, бьющие по наковальне и др.).

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Вот уже более 300 лет в селе Богородское живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

Игрушки режут из липы. Перед тем как пойти на изготовление игрушки, дерево должно сохнуть два года. Отходы липы — щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные.

Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

Городецкая деревянная игрушка


Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Городец Нижегородской области поистине уникален, его еще называют Малым Китежем.

В 19 веке в деревнях вокруг Городца (Нижегородская область) мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и расписную деревянную игрушку.

Поначалу даже не Городец, а окружающие его деревни и села славились игрушечным товаром. Но впоследствии именно в Городце этот промысел закрепился и развился до большого искусства со значительным товарооборотом. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, сформировались основные типы городецкой игрушки, которую мастерили почти в каждом населенном пункте городецкого куста.

Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курце- во, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX — начале XX в.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий. как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.

Среди разнообразия городецких игрушек конь, в его самых разных композиционно-образных вариантах, занимает одно из ведущих положений. Вплоть до XX века лошади играли как в хозяйственном, так и в военном деле особую роль. Не случайно игрушечный конь был у детей и в крестьянской и в княжеской семье.

Интересна и расписная звуковая или музыкальная игрушка Городца: птички-свистульки, свистульки-матрешки, дудочки и сопелки, погремушки, трещотки, балалайки и колокольчики доставляют малышам радость не только производимыми с их помощью звуками и шумами, но и яркостью красок затейливого городецкого узора. Шарообразные погремушки наполняли горохом, маленькими камушками, пуговками – и звук получался разный. Играя на дудочках и свистульках, малыши развивали дыхательную систему, а погремушки и различные ударные инструменты, как уже говорилось, способствовали развитию чувства ритма, музыкального слуха.

Тряпичная кукла

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Своим рождением каждая кукла обязана трудовой деятельности человека, органично связанной с природой (возделыванием земли, ловлей рыбы, охотой и т.д.).

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у куклы не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

На необъятных просторах русской земли создавались куклы на разные случаи жизни. Это и вепсские куклы (традиционные обрядовые), изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину (женское плодородие и зрелость). Это и «крупенички» — куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Были и куклы-«пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Также были куклы — «московки»(кукла с привязанными к поясу 6 детками — как символ материнской любви и нежности), «столбушки»(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-«костромушки»(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.

Видимо игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.