Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мир семьи в стихотворениях в. берестова «братья», «лапта», «плащ», «семейная фотография

Мир семьи в стихотворениях в. берестова «братья», «лапта», «плащ», «семейная фотография

Цель: на примере стихотворения В. Берестова “Плащ”, картины В. Ван Гога “Ботинки” подвести детей к осознанию того, что можно реконструировать жизнь людей, глядя на предметы.

Задачи урока:

  • создать условия для осознания детьми важности пристально вглядываться в окружающую действительность, реконструировать жизнь людей, глядя на принадлежащие им предметы;
  • содействовать формированию у ребят умений и навыков осознанного и выразительного чтения;
  • способствовать развитию у учащихся деятельности наблюдения.

Оборудование:

  • портреты В. Берестова, В. Ван Гога;
  • аудиозаписи звуков, магнитофон;
  • таблички с рисунками условных знаков;
  • таблички с рисунками видов оружия (арбалет, мушкет, копьё);
  • опорные таблички с надписями ФИО авторов, темы урока;
  • плакаты-рисунки героев УМК ПНШ (Анишит Йокоповна и Михаил Потапович).

Прогнозируемые результаты урока:

1. Учащиеся должны осознать, что наблюдательность, бережное и внимательное отношение к окружающему нас миру способны приоткрыть его тайну.

2. Учащиеся смогут проявить свое творчество, фантазию, воображение.

3. Учащиеся должны использовать приобретенные знания для высказываний оценочных суждений о прочитанном произведении.

5. Учащиеся должны понять, что картина В. Ван Гога “Ботинки” не просто натюрморт, а достаточно объемный рассказ о жизни их владельца.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута):

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Актуализация знаний (3 минуты):

Мы продолжаем с вами учиться наблюдать то, что трудно увидеть глазами. Наш урок литературного чтения я предлагаю начать с того, что мы немного пофантазируем. Закройте глаза, вслушайтесь и представьте себе дом в деревне у бабушки. Вас всегда так манило забраться на чердак, где бабушка хранит старые вещи. И вот вы, преодолевая ступеньку за ступенькой старой скрипучей лестницы, оказываетесь в его царстве…

(Включается запись различных звуков: скрип, скрежет, треск, шум, писк и т. д.)

Попробуйте рассказать, что вы увидели на чердаке? Чем он смог вас удивить? Почему? (Выслушиваем фантазии ребят)

Понравилось ли вам фантазировать?

Догадались ли вы, почему мы так начали наш урок?

III. Тема урока, целеполагание (2 минуты):

Перечитайте ещё раз тему урока.

Михаил Потапович предлагает нам в рамках темы познакомиться со стихотворением Валентина Берестова “Плащ” (Открывается портрет поэта и опорная табличка).

Куда же предлагает нам отправиться сегодня Анишит Йокоповна? (Дети по условному знаку определяют: в “Музейный Дом” в конце учебника)

Она предлагает нам познакомиться с картиной В. Ван Гога “Ботинки” (Открывается автопортрет художника и опорная табличка).

Предположите, что это будет: портрет, пейзаж или натюрморт? Обоснуйте свой ответ.

Что общего на первый взгляд у этих двух произведений: стихотворения “Плащ” и картины “Ботинки”? (Произведения о вещах, принадлежащих человеку)

Чтобы рассмотреть то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами, что нам необходимо? (Внимательно читать текст, прислушиваться к словам друг друга, немного вообразить, делиться своими мыслями…)

Что нам предстоит на уроке? (Дети “читают” условные знаки с доски: работать в группе, в паре, работать с толковым словарём, поход в “Музейный Дом”)

С каким произведением вам хотелось бы познакомиться сначала? (Дети выбирают. Учитель, ориентируясь, продолжает урок либо с анализа стихотворения, либо с анализа картины)

IV. Изучение нового материала: (36 минут)

1. Работа со стихотворением В. Берестова (20 минут)

1) Мотивация (1 минута)

Как вы думаете, почему поэт Берестов создал стихотворение о плаще?

Чтение кого из одноклассников вам хотелось бы послушать сначала? (Дети называют учеников)

2) Чтение стихотворения 3 учениками по строфам. Учебник, стр. 48 (1 минута)

3) Проверка восприятия стихотворения (1 минута)

Кому понравилось стихотворение?

Мне тоже стихотворение понравилось, как и нашим героям, Мише, Маше и Косте. Миша говорит, что здесь 2 части и два совсем разных плаща.

Согласны ли вы с Мишей?

О каких плащах идет речь? (Один - из книги, плащ мушкетера, другой – из жизни, папин)

Нашли ли вы границу частей?

4) Самостоятельное чтение. Работа в парах (3 минуты)

Мы с Михаилом Потаповичем предлагаем вам поработать в парах. (Дети читают задание из учебника по условному знаку: работа в парах.)

Договоритесь между собой, кто читает о героическом плаще, а кто о папином. (Дети читают друг другу вполголоса по очереди свою часть)

Физминутка. Гимнастика для глаз: снятие напряжения, усталости глаз (1 минута)

5) Анализ стихотворения. Выборочное чтение. Словарная работа. Работа над выразительностью чтения (13 минут)

А теперь прочитаем вслух о героическом плаще.

Какие предметы дополняют образ плаща? (Виды оружия: арбалет, копьё, мушкет)

Уточним значения этих слов в словаре. В каком? (Условный знак: работа с толковым словарём)

Выберите, значение какого слова будет каждый из вас искать. (Спросить, как они определились)

(Дети по очереди зачитывают значение слова, учитель вывешивает таблички рисунков оружия)

Красив ли плащ? Какие слова показывают, что мальчишке он нравится?

Перечитайте так, чтоб передать восторг.

А теперь перечитаем другую часть – о папином плаще.

Новый ли он? Так ли красив? (Выборочное чтение. Уточнение значения слова “линялый” в толковом словаре.)

А какой плащ лучше для мальчика?

Найдите строчки и те слова, который подтверждают, что папин плащ лучше? (Читают строчки со словом “зато”)

Костя подметил, что вторая часть тоже делится на 2 части. Догадались ли вы, о чём речь? (Папин плащ дома и папин плащ на природе)

Почему же линялый и мятый плащ способен так сказочно преображаться? (Герою очень нравится быть вместе с отцом)

Может быть, это стихотворение не только о плаще? (Да, ещё и о дружбе отца и сына)

Перечитайте ту часть, где плащ – свидетель дружбы папы с сыном, что им хочется быть вместе. Постарайтесь так прочитать, чтобы все поняли, что мятый и линялый плащ гораздо лучше. Выделяйте голосом необходимые слова.

(Чтение вслух 2-3 учеников, оценивание)

6) Обобщение (1 минута)

Почему же поэт написал стихотворение о плаще? (Герой очень ценит дружбу с отцом)

Плащ поведал нам о дружбе отца с сыном.

Физминутка. Двигательная гимнастика: снятие мышечного напряжения (1 минута)

2. Работа с картиной (14 минут)

1) Мотивация (1 минута)

А теперь Анишит Йокоповна предлагает нам отправиться в “Музейный Дом”, познакомиться с картиной художника Винсента Ван Гога.

Знаком ли вам этот художник?

Какие картины его вам уже знакомы? (“Подсолнухи”, “Комната в Арле”, “Церковь в Овере”)

В какой из них предметы рассказывают о человеке? (“Комната в Арле”)

2) Молчаливое рассматривание картины (1 минута)

А теперь молча рассмотрите ещё одно его произведение – картину “Ботинки”. Всмотритесь в натюрморт.

3) Работа в группах (7 минут)

О чём могут рассказать обыкновенные ботинки? Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому высказать своё мнение. Договоритесь, кто в группе будет читать вопросы учебника на стр. 50: условный знак “выскажи своё мнение”.

Определитесь, кто будет от группы рассказывать.

4) Свободные высказывания детей по вопросам по картине. (Проверка работы в группе) (5 минут)

Дети говорят, что хозяин ботинок мужчина, человек немолодой, что он бедный, что он очень давно носит ботинки. Ботинки рваные, потерявшие форму, шнурки потрёпанные. Ботинки многое повидали на своём веку, а, может быть, у них очень однообразные впечатления: всё работа в поле да в поле. А когда-то эти ботинки были новые, и их хозяин, молодой ещё человек, носил ботинки лишь по праздникам, они скрипели, блестели, наслаждались запахом цветов и трав. Постепенно они отслужили свой век и теперь стоят в углу рядом с мусорным ведром…

Чьё мнение вам особенно понравилось?

Что же помогло нам увидеть в картине то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами? (воображение)

V. Обобщение изученного. Рефлексия (1 минута)

Наш урок подошел к концу. У кого оправдались надежды на сегодняшний урок?

Что помогло нам добиться решения поставленной задачи: увидеть то, что трудно увидеть глазами?

Поэты и художники на самые обыкновенные вещи смотрят по-особенному. Мир прекрасен. Всмотрись, вслушайся, вчитайся, и он не перестанет удивлять тебя.

VI. Домашнее задание (2 минуты)

Какое домашнее задание, связанное с темой урока, вы хотели бы получить?

Варианты (записаны на доске):

  • выучить стихотворение наизусть, стр. 48-49;
  • прочитать стихотворение выразительно, стр. 48-49;
  • сделать свой рисунок к стихотворению;
  • создать творческое сообщение (можно в стихах) о какой-нибудь самой обыкновенной вещи.

Дети выбирают себе задание по силам.

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

Что общего на первый взгляд у этих двух произведений: стихотворения “Плащ” и картины “Ботинки”? (Произведения о вещах, принадлежащих человеку)

Чтобы рассмотреть то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами, что нам необходимо? (Внимательно читать текст, прислушиваться к словам друг друга, немного вообразить, делиться своими мыслями…)

1. Работа над стихотворением В. Берестова

Какие произведения Б. Берестова знаете?

Как вы думаете, почему поэт Берестов создал стихотворение о плаще?

2) Чтение стихотворения 3 учениками по строфам. Учебник, с. 48

Кому понравилось стихотворение?

Мне тоже стихотворение понравилось, как и нашим героям, Мише, Маше и Косте. Миша говорит, что здесь 2 части и два совсем разных плаща.

Согласны ли вы с Мишей?

О каких плащах идет речь? (Один - из книги, плащ мушкетера, другой – из жизни, папин)

Нашли ли вы границу частей?

Мы с Михаилом Потаповичем предлагаем вам поработать в парах. (Дети читают задание из учебника по условному знаку: работа в парах)

Договоритесь между собой, кто читает о героическом плаще, а кто о папином.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покружились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

А теперь прочитаем вслух о героическом плаще.

Какие предметы дополняют образ плаща? (Виды оружия: арбалет, копьё, мушкет)

Уточним значения этих слов в словаре.

Выберите, значение какого слова будет каждый из вас искать.

(Дети по очереди зачитывают значение слова, на слайде показ рисунков оружия)

Красив ли плащ? Какие слова показывают, что мальчишке он нравится?

Перечитайте так, чтоб передать восторг.

А теперь перечитаем другую часть – о папином плаще.

Новый ли он? Так ли красив? (Выборочное чтение. Уточнение значения слова “линялый” в толковом словаре)

А какой плащ лучше для мальчика?

Найдите строчки и те слова, который подтверждают, что папин плащ лучше?

Костя подметил, что вторая часть тоже делится на 2 части. Догадались ли вы, о чём речь? (Папин плащ дома и папин плащ на природе)

Почему же линялый и мятый плащ способен так сказочно преображаться? (Герою очень нравится быть вместе с отцом)

Может быть, это стихотворение не только о плаще? (Да, ещё и о дружбе отца и сына)

Перечитайте ту часть, где плащ – свидетель дружбы папы с сыном, что им хочется быть вместе. Постарайтесь так прочитать, чтобы все поняли, что мятый и линялый плащ гораздо лучше. Выделяйте голосом необходимые слова.

(Чтение вслух 2-3 учеников, оценивание)

Почему же поэт написал стихотворение о плаще? (Герой очень ценит дружбу с отцом)

Плащ поведал нам о дружбе отца с сыном.

Гимнастика для глаз (слайд)

3. Работа с картиной

А теперь отправимся в “Музейный Дом”, познакомиться с картиной художника Винсента Ван Гога «Ботинки»

Предположите, что это будет: портрет, пейзаж или натюрморт? Обоснуйте свой ответ.

Знаком ли вам этот художник?

Какие картины его вам уже знакомы? (“Подсолнухи”, “Комната в Арле”, “Церковь в Овере”)

А теперь молча рассмотрите ещё одно его произведение – картину “Ботинки”. Всмотритесь в натюрморт.

Страницы учебника: 79-84.

Цели : увидеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, детских переживаний и впечатлений поэта; сопоставить судьбу лирического героя с судьбой Ваньки и Петьки.

Оборудование :записи песенМ. Рябинина «Родительский дом», Н. Добронравова «Надежда»; «карта мыслей»; «островки детства» (листы бумаги к заданию).

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня М. Рябинина «Родительский дом».

II. Введение в тему.

Какие мысли «разбудила» в вас песня? Поделитесь.

О чем будет разговор на нашем уроке? Почему это важно?

Дом, семья - это для человека самое главное, самое нужное в жизни. Если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло, уют, то это настоящее счастье. А что для вас счастье? (Высказывания детей, составление «карты мыслей».)

Проанализируйте «карту мыслей» и сделайте вывод о горькой судьбе Петьки и Ваньки Жукова. (По сути, у них не было детства, так как с раннего возраста они вынуждены были зарабатывать себе на жизнь и практически (кроме выезда Петьки на дачу) не имели возможности отдаться детским забавам, играть и общаться со сверстниками. Они только считались свободными людьми, а реально находились в полной зависимости от хозяина, который мог безнаказанно и оскорбить, и учинить физическую расправу.)

III. Проверка домашнего задания.

А лирический герой В. Берестова счастлив? Что делает человека счастливым? (Друзья, общение.)

Прочитайте наизусть стихи о дружбе В. Берестова, которые вы выучили дома.

Чему они вас научили? О чем заставили задуматься?

IV. Объявление темы и постановка целей урока.

Как вы думаете, этого достаточно для счастья?

Объясните смысл пословицы: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Давайте познакомимся с другой стороной детского счастья лирического героя В. Берестова.

Вы правы были, когда сказали, что у Петьки и Ваньки Жукова не было детства. Я позволю себе немного возразить вам, сказав, что каждый из них, и Ванька, и Петька, имеет свой островок детства, на котором есть все самое ценное, чем богато детство. Да-да, не удивляйтесь!

У вас на партах лежат «островки детства» - Петькина «дача» и жизнь в деревне Ваньки Жукова. Попробуйте, изучая счастливое детство лирического героя Берестова, найти крупицы счастья для «островков» Петьки и Ваньки.

V. Изучение нового материала.

1. «Братья». Работа над стихотворением.

Нам живется легко и просто

Оттого, что своим теплом

Наши бабушки, папы и мамы

Согревают наш милый дом.

Говорят, что дом без детей мертв. Хорошо, когда в доме слышен детский смех.

В каких случаях говорят «дом ходуном»?

Прочитайте самостоятельно стихотворение «Братья». Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Что это значит?

Что придает стихотворению комический эффект? (Поведение братьев, их драка, но друг друга они в обиду не дают.)

О чем говорят частичные повторы строк? (Описание образа жизни братьев.)

Где стоят ударения в последних словах строчек?

Какие художественные средства использует автор, чтобы было смешно? (Смешным стихотворение делает частичное повторение строк: «Дом ходуном» - «Двор ходуном»; «Брат идет на брата!» - «Встает за брата брат!»)

Где стоят ударения в последних словах строчек и что придают стихотворению? (В первой строфе - на последнем слоге; вторая, третья, четвертая - на предпоследнем. Это говорит о том, что в первой строфе преобладают женские окончания; во второй - все окончания мужские.)

Какую интонацию придают мужские окончания? (Энергию, четкость и напористость.)

Выразительное чтение стихотворения «Братья».

У кого из вас есть брат? Вам знакома ситуация, в которой оказался лирический герой? Из-за чего она возникает?

Вчитайтесь внимательно в стихотворение, может, найдете что-нибудь для «островков» Петьки или Ваньки. (Дети работают самостоятельно, выписывают на «островок» Петьки - общение со сверстниками.)

2. «Лапта». Работа над стихотворением.

Отгадайте загадку:

Слово - это зов и заклинанье,

В этом слове - сущего душа.

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет.

В нем сокрыто жизни существо,

В нем - исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!.. И произнесите вы его...

(Мама!)

Это замечательное стихотворение написал Р. Гамзатов. Мама, мамочка. Сколько тепла таит это магическое слово! Материнская любовь греет нас до старости.

Маму любят все на свете,

Мама - первый друг,

Любят мам не только дети,

Любят все вокруг.

Если что-нибудь случится,

Если вдруг беда,

Мамочка придет на помощь,

Выручит всегда.

Мамы много сил, здоровья

Отдают всем нам.

Значит, правда, нет на свете

Лучше наших мам.

Литературный герой В. Берестова тоже считает свою маму лучшей. Послушайте о ней стихотворение и подумайте, почему у стихотворения такое название.

Первичное чтение стихотворения учителем.

Что такое лапта? Какое отношение она имеет к маме лирического героя? (Ответы детей.)

Самостоятельное чтение стихотворения.

Что можно вписать на «островок счастья»? (Игры со сверстниками, забота матери.)

Беседа по содержанию.

Что удивило лирического героя? (Ловкость мамы.)

Докажите, что мама лирического героя в душе сохранила озорство и ловкость ребенка. Подтвердите словами текста. («Кидать кидали, да не попадали», «И к ужину обоих дома ждали».)

Нравятся вам отношения, которые связывают лирического героя с матерью? (Лирический герой гордится мамой, хотя сначала у него возникло чувство недоумения. Мама пришла позвать домой, но осталась, увлеченная игрой, которую, вероятно, очень любила в детстве.)

Физкультминутка

3. «Плащ». Работа над стихотворением.

У каждого из вас дома наверняка есть вещи, которые были свидетелями каких-либо важных событий в истории семьи. Эти вещи бережно хранят ваши родители как семейные реликвии.

Спросите дома у родителей, какие реликвии есть в вашей семье?

Чтение стихотворения «Плащ» учителем.

Что вы заметили? (Дети могут предложить разные варианты ответа: состоит из трех частей, плащ не просто вещь, а «экспонат» семейного музея, с ним связаны теплые воспоминания.)

Прочитайте первую часть. О чем она? (Вводит нас в мир романтики и героических подвигов, плащи носили мушкетеры.)

Плащ, о котором говорится в первой части, похож на папин плащ? (Нет, этого плаща не существует, это лишь образ.)

Прочитайте вторую часть. Чем этот плащ отличается от «героических» плащей? (Пуговицы на плаще мешают свободно развеваться вокруг тела.)

Прочитайте третью часть. Как образ плаща был реабилитирован? (Папин плащ ценен, но не подвигами, а тем, что в нем папа ходил вместе с лирическим героем на рыбалку, укрывал от ветра и дождя, превращался в скатерть-самобранку.)

Определите настроение каждой части.

Подумайте, чем является образ плаща для лирического героя? (Это размышление героя об отце и о жизни в целом.)

Вывод : линялый плащ с пуговицами, который банально висит на гвоздике, сначала совсем не похож на плащ героя, но как только домашний быт меняется на мир природы, линялый плащ обретает сказочные черты.

Наверняка вы уже поняли, что можно записать на «островки счастья». (Самостоятельная работа.)

4. «Семейная фотография». Работа над стихотворением.

Пришло время «увидеть» семью лирического героя В. Берестова. Как это можно сделать? (Предположения детей.)

Фотография из семейного альбома - лучшая память о важных событиях в жизни семьи.

Прочитайте стихотворение «Семейная фотография».

Вы смогли увидеть сцену фотографирования семьи лирического героя? Как это удалось Берестову? (Автор описал все мельчайшие детали - и членов семьи, и обстоятельства, в которых делалась фотография.)

Какие отношения в семье лирического героя? Из чего это видно? (Отношения в семье очень хорошие, лирическому герою уютно в семье. Он в подробностях помнит, как вели себя близкие.)

5. Обобщение.

Посмотрите на «карту мыслей» «Счастливое детство», которую мы составили в начале урока. Определите, что можно считать главными компонентами детства для лирического героя В. Берестова. (Счастливое детство - это возможность играть и общаться со сверстниками. Счастливое детство - это близкие отношения с родителями, которые тебя понимают, которые с тобой общаются, вместе играют, берут в свои взрослые развлечения, на рыбалку например.)

Крутим «барабан времени». Когда возможно счастливое детство? (Когда нет войны, есть родители, друзья, дети сыты, одеты, имеют возможность учиться, играть со сверстниками и т. д.)

В начале урока мы сказали: лучшее, что было у Ваньки Жукова и Петьки, - это воспоминания.

6. Проверка самостоятельной работы.

Какие «крупицы» счастливого детства были у Петьки? (Возможность раствориться в мире природы, почувствовать ее красоту, силу, ароматы; возможность общаться со сверстником - гимназистом Митей; детские игры; ощущение свободы - чувство того, что весь мир принадлежит именно ему.)

Что вы написали на «островке детства» Ваньки Жукова? (Общение с природой: Ванька очень остро воспринимает красоту деревенского пейзажа (белые крыши домов, струйки дыма, посеребренные инеем деревья; сверкающий праздничным блеском Млечный Путь), хорошо понимает характеры дедовых собак Вьюна и Каштанки. Это и опыт похода в лес вместе с дедом за рождественской елкой, и опыт праздника в господском доме, когда дарят подарки, угощают леденцами и золочеными орешками.)

Звучит песня Н. Добронравова «Надежда».

Какое отношение имеет эта песня к судьбе Ваньки и Петьки? (Они надеялись на лучшее, это помогло им выжить в тяжелых условиях.)

Назовите их огоньки надежды. (Удочка является залогом того, что дача в жизни Петьки может повториться, что она не останется навсегда всего лишь воспоминанием. Ванька рассчитывает на то, что дед выклянчит для него у барышни золоченый орех и спрячет до приезда внука в его сундучок.)

А что является огоньком надежды для лирического героя В. Берестова и лично для вас? (Счастливое детство - надежда на счастливое будущее.)

VI. Итог урока.

Какие стихи В. Берестова вам особенно понравились?

Домашнее задание: найти сборники стихов В. Берестова, выучить наизусть понравившееся стихотворение.