Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сочинение на тему "печорин герой романа герой нашего времени". Индивидуальное задание лингвистам

Сочинение на тему "печорин герой романа герой нашего времени". Индивидуальное задание лингвистам

Сочинения по литературе: Печорин как представитель Лишних людей А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени "Герой нашего времени" -.первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного поприща?

На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. В предисловии к "Журналу Печорина" Лермонтов пишет: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа..." Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести - это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника ("Княжна Мери"), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и "беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки". Печорин - "лишний человек". Поведение его непонятно "окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь.

При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" - Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу "лишних людей", то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: "Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".

Герцен тоже назвал Печорина "младшим братом Онегина". В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они - представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям. Но на этом сходство заканчивается.

Печорин - иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин - человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что "Онегин скучает, Печорин глубоко страдает".

Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо "полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов". Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, - "нравственный калека". Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина "не смеялись, когда он смеялся". Лермонтов говорит: "Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти..." " "Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен".

Походка Печорина "была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера". С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение", с другой - "нервическая слабость". Печорину около тридцати лет, а "в его улыбке что-то детское". Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: "В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один...". Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, "болезнь" поколения того времени.

"Целая моя жизнь, - указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку". В чем же они проявляются? Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: "Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия". Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, "какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - такое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко".

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщи-1ам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он далее, - подчинять моей воле все, что 1еня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?" Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, "как безумный, выскочил крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск...

Одну минуту, еще одну минуту [ видеть ее, проститься, пожать ее руку... При возможности потерять ее навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" Оставшись без коня в степи, "он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал". Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как "нравственного калеку", у которого "высохла, испарилась, ; умерла" лучшая половина души.

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции». Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Тест по произведению

А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени "Герой нашего времени" - первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. В предисловии к "Журналу Печорина" Лермонтов пишет: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа..." Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман. Особое место в романе занимают последние три повести - это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника ("Княжна Мери"), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и "беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки". Печорин - "лишний человек". Поведение его непонятно окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" - Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу "лишних людей", то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: "Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их меж- ду собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою". Герцен тоже назвал Печорина "младшим братом Онегина". В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они - представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям. Но на этом сходство заканчивается. Печорин - иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин - человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что "Онегин скучает, Печорин глубоко страдает". Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо "полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов". Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, - "нравственный калека". Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью. Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина "не смеялись, когда он смеялся". Лермонтов говорит: "Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти..." "Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен". Походка Печорина "была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера". С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение", с другой - "нервическая слабость". Печорину около тридцати лет, а "в его улыбке что-то детское". Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: "В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один...". Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, "болезнь" поколения того времени. "Целая моя жизнь, - указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку". В чем же они проявляются? Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности. Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: "Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия". Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, "какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко". Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он далее, - подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?" Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, "как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск... Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... При возможности потерять ее навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" Оставшись без коня в степи, "он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал". Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как "нравственного калеку", у которого "высохла, испарилась, умерла" лучшая половина души. Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы "сделаться героем романа", старается "производить эффект". Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость "делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда - тем и другим".


Страница: [ 1 ]

«Зачем я жил? Для какой цели я родился…

А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные».

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — это прежде всего Печо­рин, в образе которого Лермонтов показал «лишнего человека», вобравшего в себя черты целого поколения начала XIX века, так называемой «эпохи безвреме­нья». Считается, что образ Григория Александровича Печорина сформировался у Лермонтова после прочте­ния очерка о Грибоедове в пушкинском «Путешествии в Арзрум». Отложив повесть «Княгиня Лиговская», Лермонтов принялся за работу над романом «Герой на­шего времени».

Пушкин так писал о Грибоедове: «Его меланхоли­ческий характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники чело­вечества, — все в нем было необыкновенно привлека­тельно. Рожденный с честолюбием, равным его дарова­ниям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государствен­ного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость ос­тавалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчиво­сти, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. Люди верят только Славе и не понимают, что между ими мо­жет находиться какой-нибудь Наполеон, не предводи­тельствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в “Москов­ском Телеграфе”».

Лермонтов наделил своего главного героя подоб­ными комплексами «внутреннего» человека. В его ха­рактере тоже присутствуют неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни, которую он не связыва­ет с карьерой и богатством. Это личная позиция Лер­монтова, образно сформулированная в следующем высказывании: «…гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплекси­ческого удара».

Богатая личность Печорина не соответствовала тем рамкам, которые ей отводила чиновная карьера, отсюда отсутствие энтузиазма и, как результат, незначитель­ный послужной список Григория Александровича Печо­рина: гвардия и петербургский свет — армейский полк на Кавказе — гарнизонная служба в крепости N — ар­мейский гусарский полк в Грузии — отставка. В свои 25 лет он всего лишь прапорщик, звание которого на гражданской службе соответствовало чину коллежского регистратора из «Станционного смотрителя» Пушкина. Но это цена, которую Печорин готов заплатить за со­хранение своей свободы и независимости.

Раскрывая положительные качества Печорина — острую критическую мысль, мятежную волю и способ­ность к борьбе — автор ни в коей мере не оправдывает своего героя, он к нему критичен так же, как и к себе. Лермонтов в полной мере показывает вынужденное бесплодие своего любимого героя, его резко отрица­тельный индивидуализм, гордыню и скептичность. Внутренние противоречия терзают душу героя, кото­рая требует и жаждет любви, но в то же время боится счастья и не верит в его возможность, хотя к тому и были бы все предпосылки. Как только судьба застав­ляет его брать на себя ответственность, Печорин ухо­дит от контакта даже с любимым человеком. Печорина пугают не измены женщин и предательство друзей, он боится себя, как носителя своего несчастья и несчастья для окружающих людей. Поэтому Печорин не спосо­бен наладить естественных связей с людьми и не стре­мится к ним, предпочитая быть «лишним». Окружаю­щие не понимают его. Поступки Печорина кажутся им необъяснимыми, парадоксальными, нарушающими мо­ральные законы. Каковы результаты его общения с людьми? Максим Максимыч обижен, Бэла убита, слепой мальчик остался без друзей, княжна Мери ос­корблена.

Без всякого морализма Лермонтов показывает нравственную несостоятельность Печорина, нежелание героя использовать богатый внутренний потенциал, ко­торым наделила его природа. Автор не выражает свое­го отношения к его порокам, он предоставляет читате­лю право самому разобраться в этом сложном характе­ре, выявляя разрушительные процессы, происходящие в душе Печорина и последующее «внутреннее возмез­дие»: скуку, бесплодную деятельность, потерю интере­са к жизни. Образы «естественных» людей — Бэлы и Максима Максимыча подчеркивают духовное разло­жение Печорина и его бесполезное существование.

4.50 /5 (90.00%) 2 votes

Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является вымышленный образ – Григорий Александрович Печорин. Это был умнейший, образованнейший человек своего времени. Для эпохи, в которую Печорину довелось жить, он был незаурядной личностью, поэтому и выделялся среди своих современников.

Природа подарила ему не только ум, но и привлекательную внешность в сочетании с завораживающим взглядом. Сам М. Лермонтов считает, что именно по глазам легче всего можно понять характер человека. О глазах Печорина автор говорит так: «Во-первых, они смеялись, когда он смеялся! – Вам не приходилось замечать такой странности у некоторых людей?». И сразу же следует вывод из этого наблюдения: «Это признак – или злого права, или глубокой постоянной грусти». Такое описание говорит о некой скрытности и двойственности Григория Александровича. Не это хорошая скрытность. Например, он мог скрыть свои настоящие чувства, но, несмотря на всю силу своего характера заставить смеяться глаза он все же не мог.

Далее М. Лермонтов замечает, что глаза героя романа «сверкали неким фосфорическим блеском». Этот блеск выдавал в нем огромное количество нерастраченных жизненных сил, которые искали своего применения. В то же время, этот блеск напоминал блеск стали – «ослепительный, но холодный». Кроме того, именно этот блеск обнаруживал холодность натуры Печорина, который, по его собственному признанию, давно привык жить рассудком, а не чувствами.

Автор показывает своего героя в самых разных обстоятельствах и изображает его поведение во взаимоотношениях с самыми разными людьми. А расположив все части романа в хронологическом порядке, можно проследить весь жизненный путь Григория Александровича.

Первая встреча читателя с Печориным происходит в новелле «Тамань». Здесь он показан любознательным человеком, который стремительно гонится за жизнью и пытается как можно скорее познать все ее тайны. Он чрезмерно романтичен и любую встречную женщину считает настоящей Ундиной, нереальным, сказочным существом.

В этой новелле Печорин пытается узнать тайну контрабандистов и ввязывается в довольно опасную историю. Бесцельное вмешательство постороннего человека в давно установившийся уклад жизни совсем незнакомых ему людей приносит им страдания и разрушает им жизнь, хотя Печорин и не хотел им зла. Он размышляет о своем поступке, понимает его бессмысленность и даже вред. Но он становится эгоистом, и ему нет никакого дела до радостей и горестей окружающих его людей.

Далее нам удается наблюдать жизнь Печорина на водах. Здесь он вынужден общаться с лицемерными, пустыми людьми. Но здесь ему улыбается судьба и он встречается с доктором Вернером. Они понимают друг друга с полуслова, их взгляды во многом схожи. Однако и этого Печорину мало. Он анализирует свои мысли и поступки, практически безразлично рассказывает почти незнакомому человеку и о добрых, и о злых своих делах.

За дуэль Печорина ссылают в крепость, где он встречается с Бэлой и добивается ее любви. Но и это светлое чувство приносит ему разочарование, из-за чего он опять приносит только горе. Жестоко обижен Казбич, умирает Бэла, гибнет ее отец. Но Григорий Александрович не покоряется судьбе и снова бросает ей вызов. Но это происходит в новелле «Фаталист», а вот в повести «Максим Максимыч» Печорин уже совсем другой. Становится заметно, что Григорий Александрович ужу устал бороться со злым роком, а Петербург заразил Печорина еще и своей холодностью.

Жизнь Печорина заканчивается в дороге, и его смерть оказалась такой же обыденной, как и его бесполезная жизнь, на которую он был обречен, как и любые другие незаурядные люди своего времени.

После прочтения романа возникает вполне закономерный вопрос: «А действительно ли Печорин – герой своего времени?». Однозначного ответа на этот вопрос нет. А вот что касается наших современников, то с большим сожалением можно констатировать, что Печорин вполне может быть обобщенным портретом большинства представителей нашего времени, безразличным ко всему и ко всем. А вот настоящим героем можно назвать тех, кто совершает подвиги на благо людей и во имя Родины, или, по крайней мере, приносит пользу другим людям. Печорин же хотя и был незаурядной для своего времени личностью, он ничего не делал, чтобы окружающем его людям чем-либо помочь, и растратил все свои силы по пустякам, при этом все, кто оказывался к нему ближе, становились несчастными или даже погибали.

Но вина в том, как сложилась судьба Печорина и как складывается судьба наших современников, похожих на героя М. Лермонтова, не только в их самих, а и в окружающем их обществе. Однако, в любом случае, каждый из нас должен стремиться развивать данные ему природой способности, и тогда в нашем обществе, в самых разных сферах нашей жизни, станет намного больше талантливых людей.