Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Военная тема в творчестве шолохова михаила александровича. Сочинение на тему война в судьбе человека в рассказе судьба человека, шолохов читать бесплатно

Военная тема в творчестве шолохова михаила александровича. Сочинение на тему война в судьбе человека в рассказе судьба человека, шолохов читать бесплатно

Судьба русского война в рассказе Шолохова "Судьба человека"
В конце 56г. М.А.Шолохов опубликовал свой рассказ "Судьба человека". Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине.Андрей Соколов - скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других,ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом. Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все - таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине.Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны - от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: "Ночью - то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горяЕ"Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность. И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.

Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму! Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…”. Готовясь к военным испытаниям, Шолохов был полон планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги “Поднятой целины”, зал умывает новый роман о труде колхозной интеллигенции больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности.
В июле 1941 года полковой комиссар запаса Шолохов был призван в армию и вместе с другими советскими писателями ушел на фронт. Он участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом – на Южном фронте, делил с бойцами суровые дни Сталинградской битвы, шел фронтовыми дорогами до самых границ Германии.
Летом 1943 года Шолохов обратился с письмом к американскому народу, в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников. “В судьбу каждого из нас, – писал Шолохов, – война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую… События фронта, события тотальной войны в жизни каждого из нас уже оставили свой нестираемый след…
В первую годовщину войны Шолохов напечатал в “Правде” проникнутый публицистической страстностью и непоколебимой уверенностью в торжестве правого дела рассказ “Наука ненависти”. Давая высокую оценку этому про”ведению, “Правда” спустя несколько дней писала: “Как рождается в сердце бойца Красной Армии неугасимая ненависть к врагу, недавно рассказал в своей замечательной художественной повести “Наука ненависти” писатель Михаил Шолохов”. В основу этого рассказа автор положил действительные события, о которых поведал ему на фронте один из участников войны. Боец очень не хотел, чтобы родные узнали о его военных лишениях, о тяжелых испытаниях, познанных им в фашистском плену, и просил не называть его фамилию. Да и у Шолохова не было необходимости замыкаться в рамках частной судьбы. Рисуя крупным планом характер лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом “науку ненависти”,
Писатель художественно зримо раскрывал национальный характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, показывал становление и закалку советского воина.
“Наука ненависти” и “Наука побеждать” органически связаны между собой, немыслимей одна без другой.
Воля к жизни и сопротивлению, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух Герасимова, прошедшего школу ненависти к врагу, неистребимая жажда победы раскрываются Шолоховым как типические национальные черты русского народа, со всей силой развернувшиеся в годы великой битвы.
Финал рассказа связан с метафорическим вступлением к нему. Развернутое художественное сравнение, на котором построен весь рассказ, писатель наполняет большим внутренним смыслом, озаряющим все повествование и придающим ему художественную цельность. С седыми висками Герасимова, улыбнувшегося вдруг “простой и милой, ребяческой улыбкой”, Шолохов сравнивает с могучим дубом. Лейтенант надломлен пережитым, но чиста его “добытая большими лишениями седина”, не сломлена его жизненная сила. Он могуч и крепок, как дуб. Таков весь народ, питающийся живительными соками своей родной земли. Его не сломят никакие, пусть самые тяжкие, испытания и трудности. Народ, полный жизни и воли к борьбе, проникнутый священной ненавистью к заклятому своему врагу и горячей сыновней любовью к матери-Родине, непобедим. Вот что утверждал великий гуманист и патриот Шолохов в самые суровые дни Великой Отечественной войны

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Русская литература стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали Read More ......
  2. “Он стоял у ворот родного дома и держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, Что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, Сияющим под холодным солнцем миром”. М. Шолохов Пионеры Read More ......
  3. Русский писатель Михаил Шолохов родился 11 мая на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, со временем в гимназии, закончив четыре класса. Начало революции и гражданской войны помешало будущему писателю продолжить образование. Шолохов служил в станичном Read More ......
  4. Над романом-эпопеей “Тихий Дон” М. Шолохов работал в течение 15 лет, с 1925 по 1940 год. В 1925 году молодой Шолохов решил написать большой роман о жизни донского казачества. Он хотел показать казачество в революции. Но рамки произведения постепенно расширялись. Read More ......
  5. В экспозиции автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской”. Он вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он Read More ......
  6. В 1932 году в журнале “Новый мир” была опубликована первая часть романа “Поднятая целина”. У этой книги была необычная судьба. Началась Великая отечественная война, М. Шолохов с первых ее дней ушел на фронт. Работа над романом была надолго прервана. Во Read More ......
  7. Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными, запоминающимися строчками, читатель не прощал ему неоправданных длиннот, банальностей, поверхностности. Read More ......
  8. В статье “Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, напечатанной в 1868 году, в пору завершения романа, Толстой пояснял свое изображение войны ссылкой на собственный военный опыт. В кавказских и севастопольских рассказах действительно найдено многое, что потом расширится, разовьется Read More ......
Публицистика военных лет в творчестве Шолохова

Сочинение

Если враг нападет на нашу страну, мы, писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмем в руки другое оружие, чтобы з залпе стрелкового корпуса, о котором говорил товарищ Ворошилов, летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы еще напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым...». Готовясь к военным испытаниям, Шолохов был полон планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины», зал умывает новый роман о труде колхозной интеллигенции больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности.

В июле 1941 года полковой комиссар запаса Шолохов был призван в армию и вместе с другими советскими писателями ушел на фронт. Он участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом - на Южном фронте, делил с бойцами суровые дни Сталинградской битвы, шел фронтовыми дорогами до самых границ Германии.

Летом 1943 года Шолохов обратился с письмом к американскому народу, в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников. «В судьбу каждого из нас, - писал Шолохов, - война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую... События фронта, события тотальной войны в жизни каждого из нас уже оставили свой нестираемый след...

В первую годовщину войны Шолохов напечатал в «Правде» проникнутый публицистической страстностью и непоколебимой уверенностью в торжестве правого дела рассказ «Наука ненависти». Давая высокую оценку этому про«ведению, «Правда» спустя несколько дней писала: «Как рождается в сердце бойца Красной Армии неугасимая ненависть к врагу, недавно рассказал в своей замечательной художественной повести «Наука ненависти» писатель Михаил Шолохов». В основу этого рассказа автор положил действительные события, о которых поведал ему на фронте один из участников войны. Боец очень не хотел, чтобы родные узнали о его военных лишениях, о тяжелых испытаниях, познанных им в фашистском плену, и просил не называть его фамилию. Да и у Шолохова не было необходимости замыкаться в рамках частной судьбы. Рисуя крупным планом характер лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом «науку ненависти»,

писатель художественно зримо раскрывал национальный характер русского человека, оторванного войной от мирного труда, показывал становление и закалку советского воина.

«Наука ненависти» и «Наука побеждать» органически связаны между собой, немыслимей одна без другой.

Воля к жизни и сопротивлению, желание жить, чтобы сражаться, высокий воинский дух Герасимова, прошедшего школу ненависти к врагу, неистребимая жажда победы раскрываются Шолоховым как типические национальные черты русского народа, со всей силой развернувшиеся в годы великой битвы.

Финал рассказа связан с метафорическим вступлением к нему. Развернутое художественное сравнение, на котором построен весь рассказ, писатель наполняет большим внутренним смыслом, озаряющим все повествование и придающим ему художественную цельность. С седыми висками Герасимова, улыбнувшегося вдруг «простой и милой, ребяческой улыбкой», Шолохов сравнивает с могучим дубом. Лейтенант надломлен пережитым, но чиста его «добытая большими лишениями седина», не сломлена его жизненная сила. Он могуч и крепок, как дуб. Таков весь народ, питающийся живительными соками своей родной земли. Его не сломят никакие, пусть самые тяжкие, испытания и трудности. Народ, полный жизни и воли к борьбе, проникнутый священной ненавистью к заклятому своему врагу и горячей сыновней любовью к матери-Родине, непобедим. Вот что утверждал великий гуманист и патриот Шолохов в самые суровые дни Великой Отечественной войны


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    Кафедра литературы и методики преподавания
Научно-образовательный Шолоховский центр

Исследовательская работа:

    «Военная публицистика
    Шолохова М. А.»
План.
    Введение.
    Военная публицистика в творчестве Шолохова М. А.
    Публицистика.
    Статьи и очерки Шолохова периода ВОВ.
    Очерки. Общий анализ очерков
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Введение.
Для начала я бы хотела объяснить, почему я выбрала именно эту тему для своей исследовательской работы. Причина в том, что в школе отводиться, не так много времени по изучению произведений о ВОВ, а ведь эта война одна из самых жестоких и сложных для русского народа. Очень много произведений было написано нашими писателями того времени, и так мало мы разобрали их в школе. Я с гордостью читала о подвигах наших предшественников, и со слезами на глазах и скорбью в сердце о их смертях.
Шолохова было интересно читать ещё и потому, что он писал не просто то, что мог услышать, а то, что сам прошёл и видел собственными глазами. Михаил Александрович сам участвовал в военных действиях и поэтому все его очерки настолько правдоподобны, что захватывает дух. После знакомства с творчеством Шолохова М. А. на военную тематику, я ещё больше стала патриотом своей Родины.

1. Вообще публицистика военной поры, многообразна по форме, индивидуальна по творческому воплощению, являлась средоточением величия, беспредельного мужества и преданности людей своей Родине. Она не знала себе равных во всей мировой истории.
С первых дней войны жанры, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати.
Шолохов принимал активное участие в борьбе против фашизма, против угрозы новой войны. Он остро чувствовал её приближение и не мог скрыть своей горячей ненависти к фашизму. Выступая в марте 1939 года на XVIII съезде партии, Шолохов взволнованно говорил:
«Если враг нападёт на нашу страну, мы, советские писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмём в руки другое оружие, чтобы в залпе стрелкового корпуса летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму!.. Разгромив врагов, мы ещё напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…»
Готовясь к военным испытаниям. Шолохов был полон мирных планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины» , задумывает новый роман о труде колхозной интеллигенции и о больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности. С дальних степных хуторов, с придонских станиц
3
тянутся к своему депутату ходоки, чтобы вместе с ним решить насущные вопросы своей жизни. Вместе с коммунистами Вёшенского района и всей Ростовской области Шолохов утверждает социалистическую новь на родном дону.
Громадная созидательная и творческая работа писателя и общественного деятеля была нарушена Великой Отечественной войной. Писатель встретил начало тяжких для Родины испытаний в родной станице, полный, как и весь народ, решимости отстоять независимость своей Отчизны.
23 июля 1941 года в Вёшенской, на старой станичной площади, собрался многолюдный митинг Жители станицы и окрестных хуторов пришли проводить уходивших на фронт казаков. Шолохов, выступив перед одностаничниками, выразил уверенность в победе нашего народа над гитлеровскими захватчиками. « Фашистским правителям, -говорил он,- основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ не раз громил немецкие полчища, беспощадно пресекая их движения на восток, и что ключи от Берлина уже бывали в руках русских военачальников».
В этот же день Шолохов послал в Москву телеграмму, в которой просил зачислить в фонд обороны СССР присужденную ему Сталинскую премию первой степени за роман «Тихий дон» и выражал готовность в любой момент «стать в ряды Рабочее - Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину»

2. Само определение публицистика (от латинс. Publicus- общественный) – это род производства, посвящённый актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Публицистика периода ВОВ не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества.
Творчество Шолохова занимает особое место в военной прозе. И вот почему. На фронте писатель оказался в первые же дни Великой Отечественной войны и, начиная с 1941 года, один за другим выходили его фронтовые очерки: « В казачьих станицах», « По пути к фронту», «Люди Красной Армии», «Военнопленные», На Юге» и другие. Наибольший отклик находили в сердцах воевавших пророческие строки из знаменитого рассказа «Наука ненависти».
«Наука ненависти» - рассказ о фашистских людоедах, о продуманных распорядках в лагерях смерти, о крайнем озверении громил и вешателей, планомерно, методически точно выполнявших программу истребления и порабощения народов. Тем оправданнее звучит в рассказе ненависть советского народа, та его могучая сила сопротивления,
4

которая была крепче броневых машин.
Сразу после победы, обобщая публицистику военных лет, Шолохов создает «Слово о Родине». Это и гимн освобожденной земле, и реквием погибшим. Позиция, которую занимает писатель, оценивая и осмысляя опыт грозных сражений, типична для литературы военных и послевоенных лет. Это позиция ярой непримиримости к врагам Отечества, скорбь о миллионных жертвах, стойкий оптимизм и уверенность в будущих победах.
Вот например какую символическую картину рисует автор в «Слове о Родине»: полузасыпанный окоп, скелет убитого гитлеровца, осколком рассеченное лицо и рот, полный плодородного чернозема, из него уже тянется к стенке окопа курчавая, унизанная цветами веточка. «Да, у нас много плодородной земли. И её с избытком хватит, чтобы набить ею рты всем, кто вздумает перейти от разговора о тотальных схватках к действию»

Ведущим жанром художественной публицистики времен ВОВ был очерк – жанр, сочетающий логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности, излагающий и анализирующий реальные факты и явления общественной жизни в сопровождении прямого истолкования их автором. Наиболее распространенными в годы войны были очерки о событиях, очерки-портреты, посвященные героям войны, и жанр очеркового дневника. Очерки военной поры отличались глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателя. За годы войны очерк прошел несколько этапов – от первых дней войны, дней отступления, когда слово публициста соединяло людей для отпора врагу и звало вперед, до победного шествия Красной Армии по странам, освобожденных от фашистского ига. Очерки военной поры представили нам галерею ярко индивидуальных героев, пробудил чувство ненависти к врагу и любви к Родине.
В публицистике Великой Отечественной войны убедительно проявлялось художественное своеобразие писателей, журналистов. Особенность публицистики и в том, что перо мастера слова предавало ей качества художественной прозы. «В дни войны газета – воздух, - писал в самый разгар Великой Отечественной Илья Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба.» Эти слова емко характеризуют, какой силы заряд оптимизма, уверенности в победе несли со страниц газет и журналов журналисты и писатели, какую роль играли их выступления в
воспитании патриотизма.
5

4 июля 1941 года в «Правде» появляется первый военный очерк М.А. Шолохова «На Дону». Это рассказ о том, как встретил советский народ весть о войне, как вскипала его
благородная ярость, какой гранитной стеной вставал он на защиту Отечества. Писатель рисует портреты своих земляков, заставляет их высказывать свои мысли о событиях, потрясших мир, произнести взволнованное слово о Родине. Война порушила
мирную жизнь, принесла людям горе.
«- Вот и опять лезут на нас. Ты же, Федя, гляди там, не давай им спуску!» (том 8), - говорит молодая смуглая женщина, провожая мужа на фронт. А на площади один за другим выступают станичники, и не было такого, кто бы дрогнул, у кого бы с губ сорвалось слово малодушия и растерянности.
Взволнованные призывы, отцовские наказы сыновьям, напутственные речи – «бить врага беспощадно, до полного уничтожения, и в воздухе и на земле…». Это было то время, когда в военкоматы нескончаемым потоком поступали заявления с просьбой отправить на фронт… Люди отрывались от самых неотложных дел и брались за винтовку.
Очерк предельно сжат, лаконичен, но в нем широко отражено дыхание тревожного времени, так как то, что сказано о станице, было тогда во всех уголках нашей страны.
Шолохов сдержан в проявлении собственных чувств, его очерки не содержат патетических слов и восклицаний. Сила их воздействия в другом… Чтобы возненавидеть врага, надо заглянуть ему в глаза, увидеть черный мрак его души. Силу для победы над ним дает не только ненависть, но и презрение. Разнолики как будто гитлеровцы, попавшие в плен. О них рассказывает писатель в своём очерке «Военнопленные». Ефрейтор Беркманн «считает себя культурным, порядочным человеком и, разумеется, решительным противником ненужной жестокости» (том 8). Его «культурность» - это лишь маска, едва прикрывающая оскал зверя.
Брезгливость и отвращение вызывают образы гитлеровских головорезов, нарисованных в очерках «Военнопленные», «На Юге»… Попав в плен, голодные и оборванные, они «как звери набрасываются на пищу и, обжигаясь, чавкая, почти не пережёвывая, глотают торопливо, жадно…» (8 том). Писатель не прибегает к художественным ухищрениям, показывая сущность тех, кто возомнил себя высшей расой. Они наглы и самоуверенны, когда истязают безоружных мирных жителей. « В плену их внешний образ разительно меняется» (8 том). Художник не ограничивается нагнетанием деталей, усиливающих отталкивающее впечатление.

6

«Так они выглядят здесь. Но предоставим слово, кто видел их в другой обстановке» (8
том). Старик-колхозник Колесниченко, недавно вырвавшийся из немецкого плена, рассказывает о чудовищных злодеяниях, творимых фашистским зверьём на советской земле. Речь его нетороплива, но сколько горечи, скрытого волнения и жгучей ненависти,
перехватывающей дыхание.
В очерках Шолохова главная, заветная идея – идея неотвратимости гибели врага – находит своеобразное художественное воплощение. Даже композиция его очерков продиктована ею: зачин и лаконичная концовка, написанные в форме авторского раздумья или зарисовок увиденного им во время фронтовых скитаний, выступают в роли своеобразного обрамления, придающего завершенность, законченность всему очерку.
В конце очерка образ пленного немца, крестьянина с большими мозолистыми руками, потрясенного страшной мыслью о том, что «всему германскому народу придётся расплачиваться» за злодеяния, причиненные народам. Еще более последовательно и четко тот же художественный принцип реализован в очерке «На Юге». « Хозяева Донбасса – вот кто мы такие, а идём приводить в порядок взорванные и затопленные шахты. Понятно?» (8том) – так ответил коренастый широкоплечий человек, шагавший по степной дороге на запад в колонне людей.
М.А. Шолохов пишет «Слово о Родине». Это слово любви и гордости, тревожного волнения и горестного воспоминания о былом: «Зима. Ночь. Побудь немного в тишине и одиночестве, мой дорогой соотечественник и друг, вспомни недавнее прошлое и мысленным взором ты увидишь…» (8том) – так проникновенно и просто обратился писатель к народу, как бы вместе с ним отдаваясь раздумьям, навеянным воспоминанием о былом. Писатель вверяет ему, соотечественнику и другу, свой дар окинуть мысленным взором просторы Родины и задуматься обо всем, что сейчас тревожит, волнует, радует и печалит миллионы людей на родной земле. Лирический образ Родины, возникающий в начале очерка, покоряет. Совсем недавно над русской землёй пронесся военный ураган и оставил ещё не стёршиеся следы разрушений. Однако не только это возбуждает тяжкие раздумья: «Вспоминая прошлое, ты невольно подумаешь, ты не сможешь не подумать и о том, как много осиротевших людей, как горька вдовья слеза, тягостен вздох ребенка, не дождавшегося отца, как трагична в своём безутешном горе старость».
Когда в очерке Шолохова перед мысленным взором возникает образ Родины и вырисовываются портреты тех, кого осиротила война, то осознаешь гуманистическую правомерность призыва советского писателя к свящённой ненависти к врагу: «Мой
и т.д.................

«Судьба человека» (1956) относится к военной прозе писателя. Он повествует о том, как сильно это жестокое событие меняет жизнь человека, а также закаляет его характер.

Когда начинается война, главный герой произведения Андрей Соколов буквально на второй день получает повестку из военкомата, а на следующий - уже едет на фронт. Дома у мужчины остается любимая жена Ирина и трое детей.

За время службы Соколову приходится «хлебнуть горюшка по ноздри и выше» и пережить множество тяжелых моментов. Самым сложным испытанием для героя становится то, что он попадает в немецкий плен.

Люди, оказавшись в подобной ситуации, балансируя на грани жизни и смерти, демонстрируют свою истинную сущность. Многие из них становятся предателями, как, например, некий Крыжнев, который хотел сдать своего боевого товарища-коммуниста, поскольку «своя рубашка к телу ближе». Но многие ведут себя поистине достойно: поддерживают и спасают своих соотечественников, делятся с ними последним куском хлеба, мужественно выносят все физические истязания и смотрят своему страху прямо в лицо.

Именно из числа таких людей был солдат Андрей Соколов. Даже тогда, когда его по доносу вызвал к себе комендант немецкого лагеря, чтобы в дальнейшем расстрелять, мужчина был готов «глянуть в дырку пистолета бесстрашно».

Со второй попытки герою удается сбежать из плена, но, конечно, это испытание не могло не оставить серьезный след в его душе. «Тошное время было», - говорит Андрей Соколов, вспоминая о войне. Душу мужчины тогда грела лишь одна мысль: после окончания боевых действий он мечтал вернуться к своим близким. Но этой мечте не суждено было сбыться…

Война изменила не только судьбу главного героя, но и судьбу его жены и детей. Еще в 1942 году на дом Андрея Соколова упал снаряд, в результате чего Ирина погибла вместе с дочками. Старшему сыну в тот день удалось выжить, но смерть все равно настигла молодого человека уже в самом конце войны: «аккурат девятого мая» он был убит немецким снайпером.

Таким образом, война не только заставила Андрея Соколова пройти через весь ад и ужас немецкого плена, но и унесла жизни всех его родных, и, казалось бы, лишила последней надежды на счастье. Но, несмотря на всю тяжесть сложившихся обстоятельств, у этого мужественного человека остались силы не замыкаться в своем горе. И он нашел в своей жизни новый смысл, увидев его в маленьком мальчике по имени Ваня .

Война также сыграла трагическую роль в судьбе этого ребенка: она лишила Ваню обоих родителей. Вспоминая об этом, мальчик, несмотря на свой юный возраст, уже громко вздыхает и печально смотрит на Андрея Соколова своими «светлыми, как небушко» глазами. И мужчина решает для себя: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!» Поэтому герой берет маленького сироту «к себе в дети».

­­ ­И вот теперь два человека, которых война лишила всего, что им было когда-то дорого, пережив горе и страдания, наконец, нашли друг друга. Автор не знает, что ждет мужчину и мальчика в будущем, но ему хочется верить, что из Вани тоже вырастет человек «несгибаемой воли», который «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути».