Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные течения в искусстве 20 века. Фовизм

Основные течения в искусстве 20 века. Фовизм

Первую часть из 37 вопроса!

Модернизм (от франц. moderne современный), в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн. В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.

Цели и устремления. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годы художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые пересекают ее.

Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Цели и устремления Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделав искусство предельно открытым, наполнили его не имитациями или деформациями жизни, но фрагментами реального жизненного процесса. Последний здесь обычно лишь критически корректируется, а не преображается целиком в нечто новое и невиданное. (Нередко данное понятие применяют расширительно, называя «постмодернистской» все последние десятилетия 20 века в целом, с их новой, то есть компьютерной, научно-технической революцией, распадом социалистической системы и т. д.).



В своем принципиальном антиутопизме постмодерн отказывается от подмены искусства философией, религией или политикой (не отказываясь, однако, от разнообразных видов художественного экспресс-анализа всех этих сфер культуры). Восстановление чистоты и автономии творчества влечет за собой усиление его независимой, по-своему «постидеологической» (то есть свободной) социальной чувствительности.

Стили : Абстрактный экспрессионизм, Реди-Мейд, ПопАрт, Примитивизм, Нет-Арт, Оптическое, Граффити, Гиперреализм, Ленд-Арт, Минимализм.

Абстрактный экспрессионизм послевоенный (кон. 40-х - 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20-е гг ввел немецкий искусствовед Э. фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов. В 1929 г американец Барр применил его для характеристики ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал «абстрактно-экспрессионистскими» работы Виллема де Кунинга и Поллока. С тех пор понятие абстрактного экспрессионизма укрепилось за достаточно широким, стилистически и технически пестрым полем абстрактной живописи (а позже и скульптуры), получившей бурное развитие в 50-е гг. в США, в Европе, а затем и во всем мире. Прямыми родоначальниками абстрактного экспрессионизма считаются ранний Кандинский, экспрессионисты, орфисты, отчасти дадаисты и сюрреалисты с их принципом психического автоматизма. Философско-эстетическим основанием абстрактного экспрессионизма во многом явилась популярная в послевоенный период философия экзистенциализма.

Абстрактный экспрессионизм продолжил начатое Кандинским и сюрреалистами «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума, логических законов и, более того, - от традиционных законов цветовых отношений, цветового синтаксиса европейско-средиземноморской культуры. Девизом абстрактных экспрессионистов стала формула: «Освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь - освобождение свободно струящегося цвета от доктринерских законов формы» (Карл Рурберг). Главным творческим принципом художников абстрактного экспрессионизма стало спонтанное, автоматическое нанесение красок на холст исключительно под влиянием субъективных настроений и эмоциональных состояний. Радость, гнев, страсть, страх, страдание в буквальном смысле слова выплескиваются абстрактными экспрессионистами потоками красок на полотна. Манеры письма самые разные - от традиционной работы кистью до нанесения красок только шпателем, разливания их из банок, выдавливания из тюбиков, разбрызгивания из пульверизатора и т. п. Соответственно многообразны и возникающие цветовые структуры и по форме, и по цвету (от монохромных до резкого, бьющего по нервам буйства красок, не имеющего никаких аналогов в природе или в традиционной живописи). Разнообразен и спектр воздействия работ абстрактных экспрессионистов - от черных символических иероглифов Пьера Сулажа и медитативных огромных почти монохромных (с еле заметными тоновыми флюктуациями) полотен Марка Ротко до шокирующих глаз и психику зрителя «диких» по яркости, пластике и синтаксису полотен голландца Карела Аппеля.

Реди-мейд (англ. ready-made - готовый) Термин впервые введенный в искусствоведческий лексикон художником Марселем Дюшаном для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства. Реди-Мейд утверждали новый взгляд на вещь и вещность. Предмет, переставший выполнять свои утилитарные функции и включенный в контекст пространства искусства, то есть ставший объектом неутилитарного созерцания, начинал выявлять какие-то новые смыслы и ассоциативные ходы, неизвестные ни традиционному искусству, ни обиходно-утилитарной сфере бытия. Остро всплыла проблема релятивности эстетического и утилитарного. Первые Реди-Мейд Дюшан выставил в Нью-Йорке в 1913 г. Наиболее скандально известными из его Реди-Мейд стали «Колесо от велосипеда» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914), "Фонтан«(1917) - так был обозначен обычный писсуар. Своими Реди-Мейд Дюшан достиг (осознанно или нет) ряда целей. Как истинный дадаист он эпатировал снобистских завсегдатаев художественных салонов начала века. Он довел до логического конца (или абсурда) традиционный для искусства прошлых столетий миметический принцип. Никакая живописная копия не может показать предмет лучше, чем он сам своей явленностью. Поэтому проще выставить сам предмет в оригинале, чем стремиться изображать его. Этим вконец была разрушена граница между искусством и видимой действительностью, сведены на нет все эстетические принципы традиционного классического искусства в Реди-Мейде помещались в пространство художественной экспозиции не из-за их какой-то особо значимой эстетической формы или других выдающихся качеств; принципиальной произвольностью их выбора утверждалось, что эстетические законы релятивны и конвенциональны.

ПОП АРТ . После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им не были особенно важны. Например употребление товаров: Coca cola или Levi’s джинсы становятся важным атрибутом этого общества. Человек используя тот или другой товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою. Ток формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. Поп-искусство обязательно использует стереотипы и символы. Поп исскуство (поп-арт) воплотило в себе творческие искания новых американцев, которые опирались на творческие принципы Дюшана. Это: Джаспер Джонс, К. Олденбург, Энди Уорхол, и другие. Поп исскуство получает значение массовой культуры, поэтому неудивительно, что оно сформировалось и стало течением исскуства в Америке. Их единомышленники: Гамельтон Р, Тон Китай в качестве авторитета выбрали Курта Швитерса. Поп исскуству свойственно произведение - иллюзия игры, объясняющая суть объекта. Пример: пирог К. Олденбурга, изображенный различными вариантами. Художник может не изобразить пирог, а рассеять иллюзии, показать, что человек видит по-настоящему. Р.Раушенберг также своеобразен: он приклеивал к полотну разные фотографии, их обрисовывал и к работе приделывал какое-нибудь чучело. Одна из известных его работ_ чучело ежа. Также хорошо известна его живопись, где он использовал фотографии Кенеди.

ПРИМИТИВИЗМ . Наивное искусство. Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство» . В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В русском языке (как и в некоторых других) термин «примитивный» имеет несколько негативный смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии Наивное искусство. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций под Наивное искусство понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой «интернациональной готики»; фольклорное искусство; наконец, искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Некоторые из них (французы А. Руссо, К. Бомбуа, грузин Н. Пиросманишвили, хорват И. Генералич, американка А.М. Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой.

Нет-арт (Net Art - от англ. net - сеть, art - искусство) Новейший вид искусства, современных арт-практик, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О.Лялина, А.Шульгин считают, что суть Нет-арт сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта. не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Различают по крайней мере три этапа развития Нет-арта., возникшего в 80-е - 90-е гг. XX в. Первый, когда начинающие художники Сети создавали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появилась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира, не органичную Сети, использовали ее как посредник. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных возможностей Сети, как некоего электронного энвайронмента или виртуальной реальности, внутри которых необходимо творить так, как невозможно работать в реальном мире.

ОП-АРТ (англ. Op-art - сокращенный вариант optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму представителем которого был В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал во Франции) - основоположник оп-арта. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве. Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, хотя на сей раз иной его разновидности - геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. XX в. Первые опыты в области Оп-арта относятся к концу XIX в. Уже в 1889 г. в ежегоднике «Das neue Universum» появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона(Thompson), который используя чёрно-белые коцентрические окружности создавал впечатление движения на плоскости: колёса на рисунках Томпсона «вращаются» и круги «переливаются». Но это было более научное исследование особенностей зрения, нежели искусство. В 1955 г. в Париже оп-арт экспонировала в своей галерее Denis Rene. Но всемирную известность оп-арт получил в 1965 г.после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз» (The Responsive Eye) в музее современного искусства. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 году в Болонье, в изобилии демонстрировались произведения художников этого направления - Виктора Вазарели, Еннио Финци и других.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (hyperrealism - англ.), или фотореализм (photorealism - англ.) - худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографии, воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетических ориентациях на натурализм и прагматизм гиперреализм близок к поп-арту. их прежде всего объединяет возврат к фигуративности. Выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации худож. концепта.

Магистральным для гиперреализма является точное, бесстрастное, внеэмоц. воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма визуальной фиксации, документализм. гиперреализма акцентирует механич., «технологич.» характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика гиперреализма - реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографич. портрет «человека с улицы», создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности.

Гиперреализм возник в США во вт. пол. 60-х гг. Творчество его адептов в области живописи посвящено достаточно опр. тематике: усеченные рекламные щиты (Р. Коттин-гэм), брошенные автомобили (Д. Солт), витрины с отражающейся в них городской жизнью (Р. Эст, Р. Гоингз), конные бега (Р. МакЛиэн).

МИНИМАЛИЗМ (minimal art - англ.: минимальное искусство) - худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества - определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализма, интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

Минимализм возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки - в конструктивизме, супрематизме, дадаизме, абстракционизме, формалистической амер. живописи к. 50-хгг., поп-арте. Непосредств. предшественником минимализма. является амер. художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63Термин «минимализм.» принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы - «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематич. живопись». Среди наиболее репрезентативных минималистов - К. Андре, М. Бочнер, У. Де Ма-риа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как «специфич. объект», отличный от классич. произведений пластич. искусств. Самостоят, роль играет освещение как способ создания минималистских худож. ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.

Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени. Стили развивались на протяжении последнего тысячелетия, последовательно сменяя друг друга. Иногда новый стиль возникал, как продолжение и развитие предшествующего, иногда становился следствием борьбы с идеями предшественника.

В отдельных случаях выделить стиль настолько сложно, что его скорее относят к категории направления. Так символизм, кубизм можно отнести, как самостоятельно сформированным стилем, так и считать их направлениями всеобъемлющего модернизма.

Каждая эпоха рождала не один художественный стиль. Изучая произведения искусства можно узнать лучше то время, в которое сформировался и господствовал тот или иной художественный стиль.

Основные направления в искусстве X - XIX веков

Романский стиль (X - XIII вв)

Готический стиль (XIII - XVI вв)

Барокко (XVI - XVIII вв)

Классицизм (XVII - XIX вв)

Сентиментализм (XVIII в)

Романтизм (XVIII - XIX вв)

Реализм (XIX в)

Основные направления в искусстве XX века

Символизм

Импрессионизм

Сюрреализм

Сложился в 1920-х годах прошлого века и представляет собой стиль парадоксальных форм и аллюзий, отражающий совмещение сна и реальности. В живописи сюрреализм ярко отражен в полотнах Магритт, Эрнста, Дали, Матты...

Искусствознание, осмысливающее явления и исследующее процессы развития искусства 20 века , углубляющееся в их закономерности и выявляющее узловые моменты этих процессов, не в состоянии судить о них в целом по их конечным результатам. Историк искусства прошлых эпох вправе рассмотреть исследуемый им материал в свете проистекающих из него выводов и последствий и даже предварить ими основное изложение. Ничего подобного история искусства XX века не допускает. Ей противопоказаны попытки дать окончательные суждения о неоконченных процессах. Речь идет прежде всего о неосновательности неких всеобщих определений XX века как эпохи, изменившей чуть ли не всю природу искусства и учредившей навечно свой новый стиль. Обычно такие то тальные суждения выводятся из ка кой-либо одной из линий художест венного процесса, из эфемерных частных явлений, которые объявля ются началом новой эры. Примеров подобных опытов, равно как и по срамления их реальной историей искусства XX века, можно было бы привести немало. Свою роль здесь играет и то, что исследователь искусства 20 века сам погружен в его течение и наблюдает его, так ска зать, изнутри. При такой точке зре ния легко могут возникать своего рода оптические ошибки. Никто не обладает гарантией от них, а сами они в свою очередь составляют часть истории самоосознания худо жественной культуры 20 века .

Обстоятельства, в которых находится история искусства 20 века , предостерегают от соблазна сфор мулировать или кодифицировать во введении ее общие свойства. Спра ведливее будет ограничиться неко торыми историко-художественными предпосылками, на основе которых предстоит далее рассма тривать само искусство. Исходная предпосылка может быть представлена как постулат: искус ство XX века - искусство перелом ное, а не просто старый или просто ное, а не просто старый или просто новый период его истории. Непростительно наивным было бы видеть в нем либо только прямое и последовательное угасание прошлого, либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности, и остается лишь ждать созревания плодов или же - в наиболее сложных случаях - превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого и развития нового. Это старое и новое (о том, что они означают, еще неоднократно придется вести речь ниже) не располагаются в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время. В силу этих причин в искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том, что и как отражает искусство, например, в характерном для таких периодов аллегоризме как типе художественного мышления, выражающего новые идеи в старых формах, или в признании невозможности воплотить эти идеи в изобразительной форме; в развитии охранительских тенденций и новаторства, сопряженного с отрицанием прошлого, и т.п. Никак не в меньшей мере действие законов перелома сказывается в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с остротою, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросы о том, что значит собой, для чего существует и что может искусство, а в числе ответов на них встречаются весьма примечательные для неклассического времени мифологизированное представление искусства о самом себе как о всевластной жиз-нестроительной силе и иконоборческое самоотрицание художественного творчества.

Искусство 20 века - не первая переломная, неклассическая эпоха во всеобщей истории искусств. С точки зрения классических эпох, создающих несомненные художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде и эстетически полноценно решающие свои идейно-художественные социальные задачи, искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях неудовлетворительным. Таким рисуется искусство 20 века в восприятии значительной части его современников; двусмысленно многое из того, что выдвигается как его позитивные ценности; искусство нередко проникается неудовлетворенностью самим собой и окружающей жизнью; весьма сомнительно также, всегда ли удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность действительностью и т. д. Вместе с тем местоположение переломных эпох между эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля или, что гораздо шире и значительнее, художественная культура целой социально-исторической формации, глубоко закономерно. И те и другие прочно связаны в единую цепь историко-художественного процесса, и обсуждение первородства классических или неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначаль-нее - курица или яйцо. Столь же закономерны противоречивость, неустойчивость, которые составляют специфическое качество искусства переломного времени. Изменения, переживаемые в такие эпохи, обнимают как внутреннюю структуру искусства, так практически и всю сферу его взаимоотношений с окружающим миром, в которой действуют отнюдь не только собственно художественные, стилевые, но и целый комплекс внести-левых сил. Они могут быть сгруппированы по трем крупным направлениям: идейно-художественная проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности национального и интернационального характера. Все они отвечают истории искусства, укоренены в ней и существуют во взаимосвязанном виде. Очевидно, что такие события, как появление новых отраслей художественного творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных школ, развитие международных художественных движений и многое иное, касающееся идейного строя, форм и функций искусства, никак нельзя свести только к эволюции стиля, проходящей своим собственным, относительно самостоятельным порядком. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика названных нами трех аспектов истории искусства и их взаимоотношений. Социально-историческую панораму искусства стран и народов мира образуют в XX веке художественные культуры самых различных типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен, находящихся на уровне родо-племенного строя, и от средневековых по типу художественных культур до разнообразных высокоразвитых современных культур. Историко-художественные свойства всех этих разных искусств существуют на земном шаре одновременно, образуя собой неотъемлемые разделы художественной культуры 20 века .

С точки зрения национальной и интернациональной проблематики искусство 20 века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, их региональных общностей и международных художественных движений. В своем целом они образуют систему, которую вполне можно назвать мировым искусством. В XX веке эта система охватывает собой все, что существует в художественном творчестве на географической карте мира. На ней не остается более "белых пятен", исчезают своего рода зоны молчания, в которые европоцентристская всеобщая история искусства склонна помещать художественные культуры, чуждые европейскому эстетическому опыту. Мировое искусство XX века интегрирует искусства практически всех этнических, региональных типов, какую бы социально-историческую типологию они ни представляли. Включаясь в кругооборот международной художественной жизни, каждое из национальных искусств, великое или малое, развитое или отсталое в историческом смысле, утверждается как современная эстетическая ценность, наделенная в жизни мирового искусства теми же значением и неповторимостью, какими обладают создавшие его нации, народы, страны в современном существовании всего человечества. Эта ценность не измерима путем сопоставления национальных преимуществ: теории "избранных" и "неполноценных" национальных культур служат здесь самым низким националистическим и шовинистическим, расистским целям. Историко-художественные же свойства того или иного национального искусства, напротив, предполагают вполне точные измерения. Таким образом, панорама мирового искусства 20 века , рассматриваемая в свете социальной и национальной проблематики, обнаруживает нечто, в высшей степени примечательное. Взаимоотношения образующих ее искусств, различных по социально-исторической типологии и национальному характеру, имеют двоякую природу. Диахронную, отвечающую их местоположению и роли в историческом развитии художественной культуры человечества, и синхронную, поскольку все они связаны друг с другом как современники одной и той же эпохи. То есть, совмещенные в одном хронологическом периоде, художественные культуры соотносятся друг с другом и как старое и новое, в соответствии со своим историческим генезисом, и как одновременно существующие социальные и национальные художественные силы, взаимодействие и контакты которых происходят на одном поле и сплошь и рядом заключаются в столкновении разных ответов на одни и те же вопросы. Из этих предпосылок проистекают определенные методологические выводы. Соответственно природе явления исследование искусства 20 века предполагает сочетание диахронного и синхронного подходов, их взаимную коррекцию. Оба они существенно необходимы, но каждый из них, взятый в самодовлеющем виде, может дать искаженную картину. Так, диахронный анализ, без которого немыслимо представить себе историческое развитие, выявить в нем прогресс и реакцию, склонен распределить все, что происходит в искусстве нашего времени по расположенным одна над другой ступеням последовательной эволюции, где одно плавно проистекает из другого, скрывая при этом множество реальных связей, соединяющих современные художественные явления. Как в музейной экспозиции, искусство распределяется по разным залам идеально-эволюционной анфилады, заставляющей забывать о том, что в них представлены соратники и противники, не раз преломлявшие копья в эстетических баталиях. Синхронный анализ, позволяющий уловить актуальное значение и взаимоотношения явлений современного искусства, различных по своей социально-исторической природе, национальному характеру, идейно-художественному строю, тяготеет к тому, чтобы представить их в виде статического многообразия. Как в экспозиции выставки современного искусства, здесь наглядно раскрываются сходство и различие, связи и борьба художественных сил, но из этого никак не явствует, в каких направлениях и последовательности движется развитие искусства и происходит ли оно вообще. Позволительно заметить, что сочетание диахронного и синхронного подходов играет немаловажную роль и при изучении искусства прошлых эпох. Особенно для освещения переломного времени, например для понимания ренессансных и позднесредневековых движений, существующих в одно время. Для исследования же искусства XX века такое сочетание имеет чрезвычайное значение, поскольку в это время приобретает невиданную ранее интенсивность и сложность процесс всеобщей интернационализации художественных культур. Было бы наивным объявлять какую-либо одну причину источником глобальных историко-художественных процессов XX века. История искусства нашего века переживает на основных своих рубежах целые комплексы социальных, национальных и стилевых преобразований. Эти комплексы причин определяют этапы развития истории искусства, приобретают основоположное значение ее периодизации. Первый этап завершается в 1917-1918 годах, в эпоху первой мировой войны и Октябрьской революции в России, когда мировая художественная культура пережила принципиальный перелом. Второй этап истории искусства 20 века приносит не только сложные стилевые сдвиги. За ними стоят коренные изменения социальной структуры, а также перестройка регионального деления мировой культуры 20 века . С 1917 года формируется советская художественная культура, развивающаяся на собственной социальной основе, обретающая свою политическую функцию и стилевую направленность. По этим причинам анализ и оценка искусства народов СССР, его идеологические и художественные начала, свобода и тоталитарность, закономерности и аномалии рассматриваются в "Малой истории искусств" отдельно. Кроме того, здесь лишь бегло отмечены тенденции искусства других тоталитарных режимов, распавшихся в 1945 году. То есть эти разделы истории искусства 20 века останутся за пределами этой книги. Третий этап, начало которому можно отсчитывать с 1945 года, ознаменован рождением мировой системы искусства, включающей в себя многонациональные и национальные художественные культуры, различные по социальной структуре и многообразные по стилевой ориентации. Видоизменения, которые претерпевает мировое искусство 20 века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Попытка охарактеризовать все их сразу была бы явно бесплодной - этому предмету посвящена вся книга в целом. Сейчас целесообразно отметить лишь некоторые предварительные положения. А именно, не представляется возможным определить некий общий единый стиль мирового искусства в 20 веке и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так, скажем, фовизм либо кубизм не является следствием развития реализма рубежа XIX-XX веков или же неореализм конца 40-х годов не проистекает из абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т. д. Более того, ни один из существующих в искусстве 20 века даже самых крупных рядов стилевой эволюции не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в целом. Так, например, казалось бы, привычная линия движения от постимпрессионизма к абстракционизму отвечает только одной стороне истории художественного процесса XX века. За пределами развития реализма также остается немалое число весьма существенных явлений. Очевидно, стало быть, что в мировом искусстве 20 века , как это естественно для художественной культуры переломной эпохи, в которой действуют различные социально-исторические, национальные и международные силы, развитие идет несколькими рядами. Каждому из них свойственны свои закономерности, а взаимоотношение таких рядов стилевого движения соединяет в себе диахронные и синхронные начала. Лишь в своей совокупности и взаимодействиях все они образуют историю искусства 20 века .

Можно отметить также разный характер таких стилевых движений, новых и традиционных, возрастающих и угасающих, локальных и общезначимых, глубоких и поверхностных, строго соответствующих социальным или национальным условиям, в которых они развивались, или формализованных, допускающих наполнение различным социальным содержанием и различную национальную интерпретацию. Надо быть готовым и к тому, что реальная история искусства 20 века покажет, как одни из художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм, другие же устойчиво существуют на протяжении всех десятилетий XX века, лишь видоизменяясь на тех или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как, например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда возникает то или иное движение, далеко не всегда определяет его место в истории и художественных процессах XX века. Нередко более важную роль играет длительность жизни таких движений. Все это опять-таки составляет предмет конкретного изучения истории искусства 20 века , понимание которой сопряжено также с понятиями, имеющими гораздо более общее значение, чем свойства какого-либо художественного направления. Таким образом, надлежит вновь и вновь отдать себе отчет в историчной природе социальных, национальных, стилевых сил мирового искусства 20 века . Каждая из них и все они в совокупности являются именно историчными, а не вечными, конечными, абсолютными. Мы видим, как возникают и распадаются идейно-художественные системы 20 века, претендующие на высшее, исчерпывающее значение. В своем самообольщении они противопоставляют себя глобальным историко-художественным процессам, вычленяются из них, считают себя венцом всего социального, национального и стилевого мирового опыта искусства. С этими предостережениями мы обратимся далее к многосложному искусству 20 века .

Художественная культура XX века является проблемной для изучения в истории искусства, т.к. имеет сложносоставной и многоуровневый порядок. Это обусловлено социально-политическими, философскими, научно-техническими причинами, которые наложены на историческую ситуацию (войны, кризисные явления, национально-освободительные движения и др.). К тому же, многие тенденции, зародившиеся в предыдущем времени, до сих пор не завершены и не устоялись оценки, взгляды на многие процессы. Это приводило к размытости эстетических критериев, цитированию (прямому и опосредованному) произведений мирового искусства, доведению критических суждений до гротеска. Желание самоутверждения людей в творчестве осуществлялось крайне разнообразными способами, что вызывало порой чувство опустошенности, разлада и дисгармонии. Однако никогда еще история искусства не была так близка при создании образов с действительностью, объединена с мироощущением и мировоззрением различных культурных эпох, как это произошло в XX веке.

Современное бытие человека было определено пространственным размещением, в котором индивидуальные контакты сосуществовали с направлениями, течениями, стилями, которые, хоть и с трудом, но укладываются в схему. Особенность ее распределения – генетическая, а не хронологическая (как было принято в XIX веке). Полярность определяется терминами “реализм” (с доминантой изобразительности) и “беспредметничество” (с акцентом на выразительность). Между ними располагались с разной степенью сочетания изобразительности-выразительности: традиционализм, эпатизм, сюрреализм и геометрика.

Всепроникающее воздействие его содержания ощущается во всех областях бытия человека и формирует современный стиль жизни. Отсюда – актуальность бесед об искусстве. Особенно в школах дополнительного образования, где учащимся даются представления о видах и жанрах, их специфики; а также знакомство с важнейшими течениями, направлениями и стилями, произведениями архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства, дизайна в историко-культурном контексте (с древнейших времен до XX века). Однако, дефицит времени при значительном по объему материала вызывает определенные трудности в отборе и подачи информации. “Мозг, хорошо устроенный, предпочтительнее хорошо наполненного”, - говорил французский философ и писатель Мишель де Монтень. Основываясь на данном утверждении, предлагаем вариант подачи содержания, который основан на опорных схемах, которые не нарушают системной логики развития искусства. Своеобразие раскрывается при знакомстве не только с конкретными произведениями, но и тезаурусом, формирующим художественное мышление учащихся, развивающим эстетический вкус, воображение, творческие и аналитические способности.

Направление “Реализм” (позднелат. realis – вещественный, действительный) – термин, который представляет произведения искусства, имеющие в своей основе натурные зрительные образы, воссоздающие процессы и явления действительности. Характерно: веризм, сюжетность, чувственная достоверность. В него входят понятия: “натурализм”, “примитивизм”, “демократический, критический, социальный реализм”, магический реализм (метафизическое искусство), экспрессионизм, “гиперреализм” (фотореализм, суперреализм).

“Натурализм” (фр. naturahsme; лат. natura) – это манера исполнения произведений искусства с фотографической точностью (бесстрастностью, случайностью) повседневную жизнь человека (его физиологической сущности) и его окружения. Для него характерно: достоверность воплощения идеи подобия общества и природы, без примеси идеала, в ущерб идейно-художественного содержания.

“Примитивизм” (лат. primiti vus – “первый, самый ранний”; англ. primitivism; нем. Primitivismus/ Primitivitat). Синоним – “наивизм”. Характерно: сознательно упрощенная манера исполнения; обращение к детскому, первобытному, народному средневековому искусству. Развивался в двух направлениях: в непрофессиональном творчестве мастеров, вовлеченных в художественный процесс и работах художников, намеренно стремившихся обрести чистоту и эмоциональную ясность образов и мировосприятия. В дальнейшем добавилось творчество аутсайдеров - арт брют (фр. art brut - грубое искусство). Их работы имеют спонтанный характер, практически не зависящие от культурных шаблонов.

“Демократический, критический, социальный реализм” – объективное отражение реальной действительности художественными средствами. В демократическом – простота, доступность образного языка, представляла мир как иллюстрацию. Отсюда – обращение к народу и традициям классики. В критическом – раскрывались существенные стороны человеческой жизни и давалась эстетическая оценка общественно-эстетического идеала, которые имелись в действительности. В социальном – выявлялись и подчеркивались “типическое в типичных обстоятельствах”, т.е. показывалась социальная действительность и личность человека в нерасторжимом единстве с общественными отношениями.

“Магический реализм” (англ. magic realism) – это художественный метод, при котором в создаваемых произведениях показывалось фантастическое преображение действительности (порой имели эпатирующий, шокирующий, откровенный характер, иногда сочетавшийся с анекдотичностью ситуаций и карикатурностью персонажей). Сходство с натурой в этих картинах носило крайнюю форму гротеска, где реальность напоминала беспокойный сон или галлюцинаторный бред. Поэтому в картинах часто включаются символы. Синоним – “метафизическое искусство”.

“Экспрессионизм” (лат. expressio – “выражение”) отображение субъективного эмоционального состояния (разочарования, тревоги, страха, уродства, банальности, ужаса, боли, крика). Отсюда – преувеличения, упрощения, экзальтация цвета, грубые мазки, деформация образов.

Гиперреализм ” (англ. hyperrealism – фотореализм, суперреализм, холодный реализм, радикальный реализм) – живописный перенос образа из естественного в лоно искусственности: на основе копирования фотографий. Характерно: детальность воспроизведения при сохранении гладкой фактуры поверхности для отстранения от творческого процесса и дистанцирования зрителя.

“Традиционализмом ” называется направления, в которых авторы индивидуально или группой обращаются к социуму, для этого используют прошлое (сознание, опыт, навыки, обычаи) как антипод ценностей настоящего. Обычно он эмоционально окрашен, нередко мифологизирован и идеализирован. В объем понятия “традиционализм” входит: “неизобразительность”, “реалистический формализм”, который включает: “риджионализм”, китч, “новая вещественность”, “стальная романтика”, “новеченто”.

Реалистический формализм ” – способ изображения, где происходило смещение ценностного соотношения между формой, выходящей на первый план, выражающей субъективные понятия и содержанием единого образа.

Под “неизобразительностью ” в XX веке понимали авторскую интерпретацию действительности; индивидуальную манеру исполнения (почерк) мастера, который выносил на первый план выразительную сторону. Порой его художественный язык тяготел, к какому бы то ни было направлению. Отсюда встречающееся – “Неизобразительность с тенденциями…”.

Риджионализм ” (англ. region – “область, сфера”; regional – “региональный, местный”) – направление в искусстве, ориентированное на архаистическую и жесткую реалистичность и натуралистичность передачи жизни (почти на уровне веризма). Круг тем: жизнь в деревне или окраин мегаполисов, провинции.

Китч – (нем. kitsch - халтура, безвкусица, “дешевка”) – продукт массовой культуры с экстравагантным внешним видом, ориентированный на стандартность восприятия. Характерно агрессивность, пошлость, вульгарность вкуса, который соединяется с юмором, чинопочитанием, умелым мастерством и поточностью.

Новая вещественность ” (нем. neue sachlichkeit) – манера исполнения, где воплощалась конкретная подчеркнутая реальность (предметность) с ощущением страшного “демонического” начала в мире, фотографическая точность с элементами парадоксальности, что вызывала у зрителя чувство нереальности, наполняющее повседневное бытие атмосферой тайны.

Стальная романтика ” – политизированное искусство, обслуживающее тоталитарные режимы. Произведениям свойственна классистичность и возвышенное отношение к изображаемому.

Новеченто ” (итал. novecento – букв. “двадцатый век”) – движение, ориентированное на возврат национальных истоков, ренессанса. Характерно: точность форм, четкость концепций, отсутствие произвольности. Сюжеты передают “трудовой героизм”, “единство народа и власти”.

Сюрреализм ” (франц. “сверхреализм”, “над-реализм”) – иррациональное течение, выражающее субъективизм мировосприятия. Использует концепты, темы и примеры из фрейдовского психоанализа, однако создают собственные поэтикотерапевтические, анти-терапевтические методы (“альтернативный психоанализ”). Отсюда – рождение “новой мифологии” на основе современности, для которой характерны: юмор, смеховое начало, демонстрация многовалентного знака. Произведения “академического сюрреализма” лишены натурализма, более тяготея к беспредметности. В этом ответвлении были придуманы основные техники: граттаж, фуммаж, деколлаж, декалькомания, коллаж, дриппинг. В неадекватном сюрреализме в произведениях угадывалась реальность (чувственное явление в неадекватной ситуации). В половинчатом – имелась некоторая доля сюрреалистических находок. Параноико-критический – выражал двойственность восприятия. Пассивный сюрреализм воплощал присутствие автора на уровне сна, грез. Отсюда – “случайности” в картинах.

Эпатизм (франц. “epatage”; от “epater” – откалывать, бить, рвать) выражает крайнюю форму выразительности второй половины XX века. Он сформировался из фовизма, дадаизма, неодадаизма, поп-арта, “новой волны” (минимализма, концептуализма, “бедного искусства”, “искусства воды”, “искусства неба”, искусства земли”).

Фовизм ” (франц. fauvisme, от fauve – “дикий”) – открытый, яркий локальный цвет, упрощенные формы и уплощение изображения – основное средство выражения чувств и настроений художника; контрастные сочетания и черный контур, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Дадаизм” – (франц. dada“конек”, “детская деревянная лошадка”) нарочито неэстетичный, нигилистический, пессимистичный вид деятельности. Характерно: алогизм мышления, мир – как безумный хаос, отсутствие ценностей, выход за грань серьезности искусства, разрыв с традициями.

Поп-арт ” (англ. pop-art, сокращение от popular art) – направление в искусстве, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующей образы продуктов массового потребления, помещенные в иной контекст. Характерно: использование знакового и предметного материала повседневности, рекламы, комиксов и проч. тривиальных многообразий современной цивилизации.

Новая волна ” (англ. new wave - “новая волна”) – направление некоммерческого художественно-интеллектуального вида деятельности. Синоним – “нематериальное искусство”. В сути представляет творческий акт не связанный с материалом, т.е. создание “нечто” в случайном. Ее техника ориентирована на использование нетрадиционных, нехудожественных приемов: конструирование из бытовых предметов или технических модулей, живых растений и животных, шрифтовых фрагментарных текстов, природного окружения – пыли, льда, облака и проч.

Минимализм ” (англ. minimal art; от лат. minimus – “наименьший”). Другие названия – серийное искусство, искусство первичных структур, мини-арт. Это направление авангардизма, использовавший минимум изобразительных средств, простых единообразных форм. Суть направления – вызвать у зрителя опустошение. Отсюда – безличные имперсональные творения, безассоциативные, представляющие собой материальные конструкции, специфические объекты, выстраиваемые по законам математики.

Концептуализм ” (лат. conceptus - мысль, представление, понятие), направление, в основе которой лежала передача идеи, существующая в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио - и видеоматериалов. В нем – обращение к интеллектуальному осмыслению увиденного.

Акционизм (франц., англ. actionnisme; от лат. action – действие, поступок) – течение и способ новых художественных практик искусства, который стремился стереть грань между искусством и действительностью. Тяготел к 4-х мерному искусству выражается в видео-арте, энвайроменте, хэппенинге, перфомансе, боди-арте и проч. Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) и перфоманс (англ. perfomans – представление, игра) – разновидности акционизма, воплощенные в театрализованной форме. Различие их в том, что хэппенинг несет в себе концепцию, имеющую парадоксальный, алогичный, абсурдный характер, предполагающий импровизацию, тогда как перфоманс имеет спланированное действие для вовлечения зрителя в игровое поле. Для боди-арта (англ. body art – искусство тела) основой выступает тело, которое фиксируется на фото, видео, в виде манекенов и проч.

Бедное искусство ” (итал. “Arte Povera”) – вариант презентации, где использовались недорогие или взятые на свалке вещи, подручные материалы. Нарочито скудные, “бедные” предметы и символы лишь намекают на художественную идею, придавая последней таинственную недосказанность.

Ленд-арт (англ. land art – ландшафное-искусство) – выражает взаимоотношения природы и человека. Часто воплощался в формах энвайромента (англ. environment - окружение, среда), представлявших собой полностью организованную художником пространственную композицию, охватывающую зрителя наподобие реального окружения.

Неодадаизм ” (англ. neo-pop, post-pop) – направление искусства, являющее собой генезис поп-арта с символами нового времени. В нем выразилась позиция “отрицания отрицания”. Как следствие – замена художественного произведения объектом повседневного быта, абсурдной акцией (хепенингом, энвайроментом и проч.).

Геометрическое искусство: конкретизм (кубизм, супрематизм, конструктивизм и неоконкретизм (“программированное искусство”, оп-арт, “новая абстракция”, “новая тенденция” (хеппенинг и энвайромент).

Конкретизм ” (лат. conservare – сохранять) – тип художественной практики и восприятия, ориентированный на ценности, идеалы и художественные приемы прошлого, воспринимаемые как канон. В основном – ориентир на реалистическое искусство в строгих жанровых формах. Видоизмененные модернизмом, воплотились в неоконкретизме , приходившимся на 2-ую пол. XX века.

Кубизм (фр. cubisme, от cube - куб) – направление, где согласно концепции происходит целенаправленное моделирование реальности на простейших пространственных моделях (геометрически правильных фигурах) при изображении многосложного многогранного мира. Характерно: деформация форм, перегруженность, зависимость видения от предварительных установок.

Футуризм (лат. future – будущее) – течение, выражающее идею формирования новой цивилизации, где имеет место сращения человека и машины. В работах – апология техники, урбанизма, абсолютизация идеи движения. Имел разные варианты: 1) воплощения динамики с помощью многочисленных часто повторяющихся элементов; 2) с помощью симультанности – проникновения объектов друг в друга; 3) передачи процесса движения через абстрагирование.

Геометрическая абстракция – это течение, в которой основу составляет композиции из различных геометрических форм, прямых линий и плоскостей. В основе преобразований – реакция на открытия физики – поиск “новой реальности”. Отсюда – уплощение, деформация. Имела ответвления: супрематизм (Россия); непластицизм (Голландия); орфизм (Франция); футуризм (Италия) и др. Синонимы – “холодная абстракция”, “логический интеллектуальный абстракционизм”.

Супрематизм (лат. supremus – наивысший) – направление, разновидность абстракционизма, который отказывается от изобразительности в пользу простейших геометрических форм. Композиции представляют комбинации разноцветных плоскостей, линий, точек и проч. фигур, которые пронизаны внутренним движением.

Орфизм (франц. orphisme) – течение, моделирующее реальность из элементов света и цвета как противоположность видимого мира. Их живопись была основана на эффектах движения, возникающих при сопоставлении контрастных цветов. Эстетизм, отвлеченная пластичность, ритмика форм, силуэтов и линий – характерные ее особенности.

Неопластицизм ” – направление в искусстве, базирующееся на философской системе, раскрывающей структуру Вселенной (горизонтальной и вертикальной силовой линии Земли, имеющей взаимосвязь с Солнцем). Характерно: прямоугольные формы, первичные цвета хроматической гаммы и хроматической (черной и белой).

Конструктивизм – направление и метод, характеризующийся геометрически организованной пространственно-динамической среды, где лаконизм облика, монолитность являются функциональными составляющими.

Программированное искусство ” – уподобление рукотворного изображения машинному. Синоним – машинное искусство.

“Оп-арт” (сокр. от англ. optical art – оптическое искусство) – течение, в котором используются различные визуальные иллюзии, основанные на особенностях зрительного восприятия плоских и пространственных фигур, геометризованных комбинаций линий и пятен. Являлся продолжателем конструктивизма в постмодернизме. Был ориентирован на пространственно-динамическое моделирование окружающей действительности нетрадиционными средствами изобразительного языка в направлениях: 1) оптическом (световых эффектов с помощью технических приборов, зеркал, фокусирующих и рассеивающих линз и проч.; 2) “гештальт-геометрии” (конструирования из различных материалов – стекла, металла, картона, пластика и проч.; 3) графическом (плоскостное изображение смещенных модулей, вызывающих иллюзию объема); 4) синтетическом (смешение выше изложенных способов).

Кинетическое искусство (греч. kinetikos – движение, приводящий в движение). Представлял собой создание процессуально-артикулятивных произведений, предполагающих непосредственное участие субъектов восприятия. Имеет жанры: 1) соучастие в процессе, задаваемые контекстом экспоната (удары, танцы и проч.); 2) интегральное – соучастие сознанием; 3) материальное; 4) “саморазрушающееся”.

Новая абстракция – в полотнах скрещивается динамичная абстракция и преобразованные живые образы, воплощенные в структурных гибридах.

Новая тенденция или “постживописная абстракция” – воплощает в себе все сферы художественной культуры, что выражается в возникновении новых и модернизации старых видов художественного творчества. Большую роль играют здесь средства массовой информации, компьютерные технологии обработки изображений, звуков и др. Что расширяет границы искусства.

Беспредметное искусство: классическое беспредметничество (“искусство тишины”, ташизм), “беспредметный экспрессионизм” (“искусство действия”, “искусство жеста”, “искусство свободного выражения”). Все работы этого направления отличает отсутствие зрительного образа и чувств. Характерно: публичность, демонстрация, игровая ситуация художника с материалом.

Классический абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, в котором гармонизация достигалась цветовыми сочетаниями и геометрических форм, вызывающих ассоциации. Выступал выражением спонтанных чувств.

Ташизм (фр. tache - “пятно”) – французский вариант абстрактного экспрессионизма. Синоним – лирический абстракционизм, “ар информель ” или “живопись цветового поля”. Характерно: спонтанность, импровизация, выражение души через жест (нет заранее спланированных действий). Один из вариантов ташизма – нюажизм (франц. “облако”), т.к. изображения напоминали облаковидные цветные образы. Они выражали душевное спокойствие и психическую гармонию, что послужило поводом для применения к ним еще одного термина – искусство тишины .

Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism) – американский вариант лирической абстракции. Синоним - “живопись цветового поля” (“color field”) возник из-за максимального использования художниками цвета, благодаря чему картины представлялись в большом формате. Как правило, работы такой направленности нумеровали.

Искусство действия – направление акционизма, где “действие” доминирует над “живописью”. К данному виду деятельности стали относить стрит-арт и стрит-лого. Искусство жеста – это базовый телесный инструмент создания художественной образности в виде знаковой системы, когда жест выражает: 1) ситуацию; 2) устойчивый и в конкретном социуме пространственный знак языка, звуков, криков, света, звукоподражаний и проч. Искусство свободного выражения – в данном направлении художнику предоставляется возможность выбора различных способов воплощения своих предпочтений: от реализма до беспредметничества.

Литература

  1. Борев Ю. Б. Художественная культура XX века. – М.: Юнити, 2007.
  2. Галеева Т.А., Прудникова А.Ю.. Художественные практики ХХ века как школа толерантности /уч. пособие. – Екатеринбург, УГУ, 2008 г.
  3. Грицанов А., Можейко М. – Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис, Книжный дом; 2001.
  4. Савельева А. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. – СПб – М.: СЗКЭО Кристалл-Оникс, 2005.
  5. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993.