Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему в древней греции лавровый венок стал символом победы. Лавровый веник

Почему в древней греции лавровый венок стал символом победы. Лавровый веник

В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящен Аполлону и Дионису. Согласно мифу, Аполлон преследовал нимфу Дафну, давшую слово сохранить целомудрие. Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон. Отныне лавр стал его священным растением. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками, в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками. Лавровые рощи росли на вершине Парнаса, обители муз, и окружали храмы Аполлона. Из лавровых листьев плели праздничные гирлянды и венки, на празднествах в честь Аполлона зрители носили лавровые венки. Лавру приписывалась не только целительная сила, но и сила очищения от душевного осквернения. Лавровые листья ритуально очищали от пролитой крови, Аполлон очистил ими себя после умерщвления Пифона. Богиня победы Нике изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагает на головы героев-победителей.

В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы. Он символизировал мир, наступающий после победы над врагом. Послания о победе и победоносное оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера. Лавровые венки и ветки изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона. Первые римские императоры не носили короны, а украшали свои головы лавровым венком. В Древнем Риме к обладанию лавровым венком стремились также ораторы и поэты. Кроме того, лавр был посвящен девственницам-весталкам и олицетворял непорочность.

В раннем христианстве вечнозеленые листья лавра считались символом вечной жизни или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа, а венок из лавра символизировал мученичество. Св. Павел противопоставляет нетленный венец, которым коронован христианский подвижник, венцу тленному, который получает победивший на ристалище.

Уже в эпоху эллинизма лавр становится символом славы как таковой, а лавровый венок или лавровая ветвь — эмблемой славы. В средние века в классической геральдике лавр не употреблялся. Но после французской революции 1789 года лавр стал популярнейшей эмблемой Франции: лавровые ветви были внесены в герб Французской Республики, и в наше время они также входят в государственные гербы Алжира, Бразилии, Греции, Израиля, Кубы, Мексики и других стран

В искусстве классицизма лавр получил распространение как главная эмблема славы. Он встречается на наградах, полученных за успешное участие в конкурсах учеными, артистами, музыкантами, поэтами, писателями (которых поэтому и называют лауреатами), а также на большинстве орденов — знаков прижизненной славы

Овидий «Метаморфозы»
Дафна

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

— На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:

— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну — ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую — убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

— Стой, прекрасная нимфа, — взывал Аполлон, — зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.

Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

— Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.


Дельфы

Стеснили путь хребтов громады.
В долинах тень и дымка мглы.
Горят на солнце Федриады
И клекчут Зевсовы орлы.
Величье тайн и древней мощи
В душе родит святой испуг.
Безгласны лавровые рощи,
И эхо множит каждый звук.
По руслам рвов, на дне ущелий
Не молкнет молвь ручьев седых.
Из язв земли, из горных щелей,
Как пар, встает туманный дых.
Сюда, венчанного лозою, —
В долину Дельф, к устам земли
Благочестивою стезею
Меня молитвы привели.
Я плыл по морю за дельфином,
И в полдень белая звезда
Меня по выжженым равнинам
Вела до змиева гнезда.
Но не вольна праматерь Гея
Рожать сынов. Пифон умолк,
И сторожат пещеру змея
Священный лавр, дельфийский волк.
И там, где Гад ползою мрачной
Темнил полдневный призрак дня,
Струей холодной и прозрачной
Сочится ископыть коня.
И где колчан с угрозой звякал
И змея бог стрелой язвил,
Вещает праведный оракул,
И горек лавр во рту сивилл.
И ветвь оливы дикой место
Под сенью милостной хранит,
Где бог гонимого Ореста
Укрыл от гнева эвменид.
В стихийный хаос — строй закона.
На бездны духа — пышность риз.
И убиенный Дионис —
В гробу пред храмом Аполлона!

Лавр благородный пожалуй является самой узнаваемой специей в России."Laurus nobilis " так по научному принято называть данное растение.История Лавра напрямую связана с поражениями и удачами древнегреческого бога Аполлона.Сказания Древней Греции гласят,что пытаясь защитить нимфу Дафну,которая приняла обет целомудрия, от любвеобильного Аполлона,боги превратили ее в Лавровое дерево.Именно с тех самых пор Аполлон носит на своей голове венок из листьев этого священного растения.

Древние греки считали, что Аполлон покровительствует певцам, музыкантам и поэтам, поэтому именно на головы лучших из них водружались венки из Лавра . Прошло некоторое время и этот обычай распространился на другие слои населения.Лавровый венок теперь мог получить победитель на спортивных состязаниях,этим же венком могли украсить прекрасную скульптуру.
Традиция,когда венком из Лавровых листьев награждают самых лучших дожила до наших дней.
Многие даже не подозревают,что выражение "лавры победителя " либо термин "лауреат " напрямую связаны с наименованием этого скромного растения.Сегодня считается само собой разумеющимся появление изображений листьев из лаврового дерева в виде венка в геральдической науке.

Заново открыли этот древний символ и стали массово применять в геральдике после французской революции,которая произошла в 1789 - 1794 годах.Именно после буржуазного переворота во Франции,на ее гербе появились Лавровые ветви.Этот знак означает славу и победу и располагается на гербах,а так же геральдических символах множества стран мира.Сегодня его можно встретить на множестве монет,как старинных,так и современных.

Поскольку у этого дерева в листьях образуются огромное количество эфирных масел,то это позволят Лавру постоянно иметь зеленый оттенок.Именно подобным обстоятельством можно объяснить происхождение легенды о Лавровом венке,ка символе вечной жизни.В раннем христианстве в отличии от Древнего Рима символ лавровой ветви означал вечную жизнь, которую дарует Иисус Христос своей мучительной смертью на кресте .

Без всякого сомнения мифы являются культурным наследием всего человечества,однако свою известность Лавровый лист приобрел,как пряность из за своего нежного запаха.Более того,трудно встретить в природе подобное растение,которое бы жило и развивалось бы на протяжении 1000 лет.
Еще одним обозначением водружения венка на голову победителя является пожелание тому долгих лет жизни.

У всех христианских святых располагаются нимбы вокруг головы,это ни что иное,как подражание Древним Римлянам обозначать выдающееся лицо лавровым венком над головой.

Читайте еще .

У кельтов, германцев и италийцев дуб почитался священным деревом. От них эти древние обычаи перешли к римлянам. Свидетельством этого может служить «гражданский венок», которым награждали воина, спасшего в бою жизнь римского гражданина. Венок, сопровождаемый надписью «O.C.S» («оЬ cirem servatum» - «спасителю [римского] гражданина», лат), может считаться одним из самых древних воинских отличий. Тот же самый венок из сплетенных ветвей мы находим в уже гораздо более близкие к нам времена на ордене Дубовой Короны, учрежденном правителем Нидерландов, когда это великое герцогство еще находилось под голландским управлением.

Однако первенство в символическом представлении воинской доблести и, как правило, знатного происхождения, постепенно у дуба отвоевал лавр (по-итальянски - «аллоро»), священное дерево Аполлона. Лавр не зря называли лавром благородным (Laurus nobilis). Лавровым «триумфальным» венком увенчивались не только победоносные полководцы во время триумфа, но и императоры, а также, и более всего, поэты.

Что касается лаврового венка

Лавр символизирует «бесстрашие и доблесть», а если золотой в красном поле, то «бесстрашное сердце и воина, отвагой своей завоевавшего победу и заслужившего награду». Что касается представителей гуманитарных наук, то, хотя во Франции ранее этимологию слова «бакалавр» (что соответствует нашему диплому) выводили из лаврового венка (bacca laurea), который в период Средневековья возлагался на головы новоиспеченных ученых, то в последнее время из-за появившегося невесть откуда словечка «бакаларус», которое означает «бахвал» или «псевдоученый», эти этимологические изыскания не пользуются особым доверием.

В гербах лавр предстает в тех же самых вариантах, что и дуб , но в отличие от дубовых отдельные листья лаврового венка встречаются гораздо чаще, не говоря уже о лавровом венке. Еще более часто можно встретить изображение лавра на «говорящих» гербах (Лауренти, Лаури, Лоро, Лоредано, последняя фамилия является производной от Лорето = Lauretus).

Родовой герб фамилии Пуччини (Пистоя) «Чередование золотых и красных столбов и зеленый лавровый венок

Лавровая ветвь , ястреб и кривая турецкая сабля - вот что изображено в гербе рода Марацци, который представлен на этой странице. Он, по-видимому, провозглашает открыто агрессивные намерения: слава тебе, если ты будешь храбро сражаться с помощью оружия. Идея прямо противоположна той, что символизируется изображениями с голубкой, держащей оливковую ветвь.

Олива (Olea europea) - символ мира, но также и победы, поскольку победа предшествует и обеспечивает последующее мирное существование.

Помимо этого олива означает также целомудренность - и в наши дни объявления о бракосочетании украшаются гирляндой венков из оливковых ветвей. В Древнем Риме оливковый венок присуждался и тому, кто косвенным образом способствовал победе, как это было с Лепидом (Лепид - общее имя рода Эмилиев. - Примеч. пер.).

Тот факт, что голубка появилась перед Ноем с оливковой ветвью в клюве, мог бы считаться случайностью, если бы в греческой мифологии не нашлось для него более подробного и тонкого объяснения: Кекроп (основатель Афин. - Примеч. пер.) выбирая для города имя и символ, колебался между оливой богини Афины и конем Посейдона. В конце концов он остановился на имени и дарах богини. Конь Посейдона символизировал войну, олива же означала торговлю маслом, которая процветает лишь в мирные годы, а мир всегда предпочтительней войны.

Личный герб Дансон-Ричардсон Каррера (Йорк, Великобритания) «Рассеченный: справа четверочастный: в первом и четвертом поле горностай с тремя черными двойными поясами, синяя глава с серебряным леопардом (Каррер); во втором и третьем золотом поле красный пояс, сопровождаемый по сторонам тремя ветвями лавра естественного цвета перевязью справа, две в главе и одна в оконечности (Ронделл); слева: в серебряном поле три зеленых листа лавра (2, 1) столбом (Фолайс)»

В традициях многих европейских народов символом триумфа, победы является лавровая ветвь. Чтобы разобраться, почему так произошло, нужно обратиться к истории Древнего мира и проследить путь, который сделало обыкновенное дерево - от простого растения до символа победы.

Греческие легенды

Мифы Древней Греции связывают этот триумфальный символ с Аполлоном - богом, покровителем искусств и состязаний. По преданию, однажды Аполлон влюбился в нимфу Дафну и стал ее настойчиво преследовать. Красавица пыталась спастись бегством. Когда Аполлон уже почти поймал ее, Дафна, воздев руки, обратилась к своему отцу - богу рек Пенею. Тот обратил ее в стройное дерево. Опечаленный Аполлон сплел для себя венок из листьев этого дерева, в память о А дерево назвали именем несчастной нимфы. В переводе Дафна и означает лавр. До сих пор на острове Делос, где по преданию и родился бог красоты, произрастают лавровые сады и рощи. Ну, а украшение из стало непременным атрибутом образа Аполлона.

Символ победителей

С тех пор лавровое дерево было неразрывно связано с именем Аполлона. Поскольку, кроме искусств, Аполлон покровительствовал спортивным состязаниям, лавровый венок стали вручать не только искусным композиторам, певцам и художникам, но и победителям пифийских игр, местом проведения которых служила Криссейская равнина. Из Греции перешел по наследству римлянам. Триумфальный символ лавра стал предназначаться не только для победителей в спортивных состязаниях, но и для героев, отличившихся в военных кампаниях. Лавр у римлян стал который следует за военной победой. Такая награда вручалась воину за особые заслуги - например, за спасение товарища в бою, вхождение первым в неприятельскую крепость, за успешный штурм вражеского города. Богиня победы Ника всегда держала в руках триумфальный символ - лавровый венок, который возлагался на голову победителя.

Легенда гласила, что лавр - любимое дерево Юпитера, и оно никогда не поражалось молнией. В мирное время служил непременным атрибутом праздников и жертвоприношений, славящих верховного бога римлян. Символ триумфа чеканился на монетах, изображавших Аполлона и Юпитера. Юрий Цезарь надевал венок на все торжественные мероприятия. Правда, злые языки утверждали, что венок из лавра помогал скрывать лысеющую макушку императора.

Лавр у ранних христиан

Ранние христиане заимствовали множество символов у Символ триумфа - лавровая ветвь, также был не забыт. В эстетике раннего христианства лавр символизирует целомудренность, чистоту, здоровье и долголетие. Вечнозеленые листья как нельзя лучше символизировали вечную жизнь, которая наступит после искупительной жертвы Сына Божьего. Христа также часто изображали с лавровым венком, как Того, кто победил смерть. Некоторые раннехристианские мученики изображались с лавровыми венками. Лавр почитался и как растение, повсеместно применяемое в медицине и в кулинарии. В эпоху, когда пряности ценились на вес золота, лавровые листья действительно были драгоценным даром, который можно было бы преподнести даже королю.

Лавр в геральдике и фалеристике

Символ бессмертия из теософии перекочевал на гербы и знаки отличия родовитых аристократов. В геральдике лавр, как и дуб, является символом бесстрашия и доблести. Золотые листья на красном фоне символизировали бесстрашное сердце храброго воина. Триумфальный символ стал особенно популярным во Франции, украсили герб Французской республики. После этого лавр занял почетное место на гербах многих государств. В конце 19 и начале 20 века лавровые венки украшали государственные знаки таких государств, как Бразилия, Гватемала, Алжир, Греция, Израиль, Куба, Мексика.

Медали, ордена и знаки отличия многих государств мира украшают листья вечнозеленого лавра. Ведь во всем мире это растение является символом славы, победы и воинской доблести, значит, и награды должны содержать в своем изображении этот триумфальный символ. Самые почетные наградные знаки европейских государств содержат изображения лавровых листьев.

Значение лаврового венка сегодня

До сих пор лавровый венок украшает победителей различных художественных и музыкальных конкурсов. Звание «лауреат» дословно обозначает, «украшенный лавром», а значит - победитель, достойный носить этот символ триумфа. Фото современных лауреатов показывают, что сегодня их не украшают венками, как древних победителей. Просто знаки отличия ученых и музыкантов непременно содержат изображения лавровых листьев. По некоторым источникам, научное звание «бакалавр» также произошло от названия лавровой ветви.

Таким образом, из древнего прошлого лавр благополучно пришел в наше время, почти не утратив своего символического значения.

Лавр ассоциируется с мужественностью, силой, волей к победе и власти. Это растение посвящалось солярным богам. Ветви лавра, венки, сплетенные из него, служили атрибутами символики, связанной с почитанием Юпитера и Аполлона. Аполлон считался покровителем поэтов, актеров и музыкантов, поэтому победители соревнований в литературном изяществе получали лавровые венки. Лавровый венец символизировал подлинный, неподвластный времени талант награждаемого. Лавр также был атрибутом бога Диониса. В этом плане он выступал как символ экстатического удовольствия, инобытия, магических сил и сверхъестественного откровения.

Символика лавра тесно связана с мифом о боге Аполлоне и его несчастной возлюбленной Дафне. Культ этого женского растительного божества был достаточно широко распространен, однако впоследствии почти полностью слился с культом Аполлона. Существуют сведения о праздниках, специально посвященных лавру, проходивших в Фивах, – дафнефориях.

Древнегреческий миф повествует о прекрасной нимфе Дафне, приходившейся дочерью богине земли Гее и богу рек Пенею, которая дала зарок хранить целомудрие. Влюбленный Аполлон повсюду преследовал ее, и, чтобы избежать бесчестия, Дафне пришлось попросить своего отца превратить ее в лавровый куст. С тех пор лавр стал любимым растением бога Аполлона, его атрибутом. Миф о Дафне перекликается с мотивом посвящения лавра девам-весталкам, давшим вечный обет безбрачия. Таким образом, лавр символизирует невинность и чистоту.

Считалось, что лавровые деревца служат посредниками между богами и людьми при передаче тайного знания, Существовала традиция высаживать лавровые кусты вокруг храмов Аполлона. Считалось, что в шелесте этих деревьев посвященные могут прочесть божественные послания, предзнаменования будущего. Лавр был универсальным растением, очень широко использовавшимся в жертвоприношениях и многочисленных ритуалах. Традиционным головным убором жреца во время исполнения культа был лавровый венец. Лавр стал символом особой сверхъестественной власти, магии, ворожбы, ясновидения и пророчества. Лавровые ветви, гирлянды из лавра также использовались в ритуальных действиях, например, лавровые ветки часто бросались в огонь вместе со сжигаемой жертвой, что придавало происходящему особую торжественность.

Особый символизм лавра как священного растения бога Аполлона проявляется в его использовании пифией, прорицательницей Дельфийского оракула. Чтобы узнать свою судьбу и попросить совета у пророчицы пифии, в храм Аполлона в Дельфах приходили и цари, и герои, и простые смертные, В святилище, скрытом от посторонних глаз, на расселине скалы, источавшей ядовитые газы, стоял треножник, на котором восседала пифия. Она долго готовилась к прорицанию. Этой процедуре предшествовал трехдневный пост и ритуальные омовения. Во время гадания на голову пифии надевали лавровый венец, и, прежде чем начать пророчество, она жевала листья лавра.

Венок лауреата
Лавровый венок – символ победы, совершенства, полного триумфа над собственными слабостями и над соперником. Лавровыми венками в античности награждали воинов-героев, а также победивших в соревнованиях поэтов, которым покровительствовал бог искусств Аполлон. Богиня победы Ника представлялась древним прекрасной женщиной, возлагающей на голову героя лавровый венец. Слово «лауреат», обозначающее победителя художественного или научного конкурса, получившего высокое признание и премию, происходит именно от латинского «увенчанный лавром».