Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что изображено на картине пабло пикассо влюбленные. Слишком много любовных историй пабло пикассо

Что изображено на картине пабло пикассо влюбленные. Слишком много любовных историй пабло пикассо

«Каждый раз, когда я меняю женщину, – говорил Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость»
Пабло Пикассо

Когда речь заходит о Пабло Пикассо, в первую очередь на ум приходят его картины и слова «самый дорогой художник XX века». Не сразу и не у всех всплывают в памяти скандальные истории, связанные с личной жизнью художника. А между тем описание любовных переживаний Пабло Пикассо может стать шедевром, сравнимым по мощности с его творениями. Будучи гением, Пикассо был гениален во всем, в том числе и в любви. Но если в творчестве его гениальность была созидающей, то в делах сердечных она имела оглушительную деструктивную силу.

Как бы грубо, кощунственно и вульгарно это ни звучало, но (и это признавал сам художник) для Пикассо существовали лишь 2 категории женщин: богини и подстилки. Преклоняясь перед богинями, он пытался превратить их в обычных женщин, любви которых он достоин. Но, не различая полутонов, не зная меры ни в чем, в том числе и в страсти, не признавая средних положений, каждую свою «богиню» он рано или поздно превращал в подстилку.

По свидетельствам современников Пикассо обладал поразительной сексуальной притягательностью для женщин. А еще - невиданным чутьем, позволяющим из многочисленного «племени» дочерей Евы выбирать тех, кто получает мучительное удовольствие от эмоциональных страданий, кто готов полностью раствориться в любимом, отдавая тому свою энергию и жизненные силы. Сколько таких женщин было в жизни гениального художника, не знает никто, но известно, что 7 из них оказали на Пабло особое влияние, даря ему вдохновение, формируя эмоции и мироощущение в разные периоды жизни.

«Каждый раз, когда я меняю женщину, – говорил Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость»

Когда речь заходит о Пабло Пикассо, в первую очередь на ум приходят его картины и слова «самый дорогой художник XX века». Не сразу и не у всех всплывают в памяти скандальные истории, связанные с личной жизнью художника. А между тем описание любовных переживаний Пабло Пикассо может стать шедевром, сравнимым по мощности с его творениями. Будучи гением, Пикассо был гениален во всем, в том числе и в любви. Но если в творчестве его гениальность была созидающей, то в делах сердечных она имела оглушительную деструктивную силу.

Как бы грубо, кощунственно и вульгарно это ни звучало, но (и это признавал сам художник) для Пикассо существовали лишь 2 категории женщин: богини и подстилки. Преклоняясь перед богинями, он пытался превратить их в обычных женщин, любви которых он достоин. Но, не различая полутонов, не зная меры ни в чем, в том числе и в страсти, не признавая средних положений, каждую свою «богиню» он рано или поздно превращал в подстилку.

По свидетельствам современников Пикассо обладал поразительной сексуальной притягательностью для женщин. А еще - невиданным чутьем, позволяющим из многочисленного «племени» дочерей Евы выбирать тех, кто получает мучительное удовольствие от эмоциональных страданий, кто готов полностью раствориться в любимом, отдавая тому свою энергию и жизненные силы. Сколько таких женщин было в жизни гениального художника, не знает никто, но известно, что 7 из них оказали на Пабло особое влияние, даря ему вдохновение, формируя эмоции и мироощущение в разные периоды жизни.


Муза начинающего художника. Фернанда Оливье

Ему было 23 года, когда, пребывая в депрессии «голубого периода» и скорбя по своему другу, Карлосу Касагемасе, Пабло Пикассо в поисках новых впечатлений уезжает из Испании и обосновывается в одном из бедняцких районов Парижа. Его желание осуществилось: вместе с воздухом новой для себя страны он жадно вдыхает аромат любви.

Фернанда Оливье - бедная служанка, жившая неподалеку, сразу привлекла внимание молодого художника своей яркой прямо таки аристократической красотой. Пригласив юную девушку позировать, Пикассо увлекается ею. Совсем скоро Фернанда и Пабло становятся любовниками и начинают жить вместе, в его маленькой мастерской. Именно эта красивая и романтичная любовная история вывела художника из депрессии и положила начало теплому «розовому» периоду. Рядом с молодыми людьми жили циркачи и уличные артисты. Словно подглядывая за ними, Пикассо упоенно рисует картины на цирковые темы, в том числе и знаменитую «Девочку на шаре».

Пикассо настолько воодушевлен своей любовью, что мечтает лишь о том, чтобы Фернанда была рядом, создавая в его студии атмосферу вдохновения. Ей удавалось делать это 7 лет. Для Пикассо это было время творческих экспериментов: за «розовым периодом» пришел «африканский», а затем настал черед кубизма. Вдохновленный красотой своей любимой он, будто пробуя ее на прочность, изображает Фернанду в разных стилях, меняет пропорции ее тела, экспериментирует с чертами лица.

По мере того, как чувства Пикассо остывали, черты Фернанды на его картинах обретали угловатость и теряли очарование. Роман, переживший тяготы бедной жизни и радости первых успехов, длившийся так долго и казавшийся бесконечным, «сошел на нет». Впереди у Пикассо была долгая жизнь, полная творческих достижений, успеха и признания. Впереди была новая любовь…

В Великобритании вышла книга “Любить Пикассо: личный дневник Фернанды Оливье”, изобилующая пикантными подробностями о взаимоотношениях великого художника и одной из его многочисленных муз.

Пабло Пикассо и Амели Ланг (Фернанда Оливье - псевдоним) встретились в 1904-м - обоим было немногим более двадцати лет, но жизненный опыт их был несопоставим. Пикассо совсем недавно приехал из Испании и снимал крохотную студию на Монмартре; Фернанда стала его первой возлюбленной. Она сама к этому времени уже многое испытала: за ее спиной остались трудное детство, кошмарный брак, лесбийская связь с родственницей мужа, роман со скульптором Дебьеном. На излете этого романа Фернанда и познакомилась с молодым испанским художником, чей вид - потрепанная одежда, давно не мытые длинные волосы - привел ее в ужас. И, тем не менее, уже вскоре Фернанда переехала из одной мастерской в другую. Жилище Пикассо производило поистине удручающее впечатление - в комнате не было даже мебели.

Роман Пикассо и Фернанды продолжался восемь лет. И все эти годы Пикассо рисовал ее - то спящей, то занимающейся с ним любовью, то стоящей обнаженной с молитвенно сложенными руками. В творчестве она была его музой, но в жизни все было куда более прозаично. “Жалкая бедность” и “болезненная ревность” возлюбленного приводили Фернанду в уныние; еще больше угнетало ее вынужденное безделье - Пикассо не позволял ей позировать другим художникам, а к ее попыткам литературного творчества относился с плохо скрываемым презрением. Жизнь немного улучшилась, когда Гертруда и Лео Стайны и галерейщики Амбруаз Волар и Даниель Анри Канвейлер стали покупать работы Пикассо. Художник и его возлюбленная получили возможность перебраться в большую квартиру с мастерской неподалеку от знаменитой площади Пигаль. У них появилась прислуга, а Фернанда на радостях даже стала представляться “мадам Пикассо”. Но для Пабло на первом месте по-прежнему оставалась работа, и Фернанда постепенно перестала его интересовать. К 1911 году роман Пикассо и Фернанды угас.

Пикассо оставил бывшую возлюбленную без гроша. Впрочем, нищета не стала самым тяжелым испытанием - к ней она уже привыкла. Невыносимым для самолюбия оказалось то, что Пикассо вскоре после их разрыва невероятно разбогател. Тогда-то Фернанда и решила написать воспоминания о годах, проведенных в обществе гения. Она надеялась, что скандальная книга привлечет к ней внимание. Летом 1930 года выдержки из мемуаров появились в парижской газете “Суар”. Пикассо был в бешенстве - Оливье рассказала об их совместном курении опиума, об их интимных отношениях, о нищете, в которой они жили. Скандал действительно разразился, однако денег Фернанде он не принес. Тогда она стала бомбардировать бывшего любовника письмами с угрозами открыть миру все его тайны, если он не поделится деньгами. Но Пикассо был неумолим. В 1933 году Фернанда выпустила книгу “Пикассо и его друзья”. Макс Жакоб назвал ее “лучшим зеркалом кубистского Акрополя”, а Гертруда Стайн даже пообещала найти американского издателя. Впрочем, об этом обещании Стайн быстро забыла - в это время вышла ее собственная книга “Автобиография Алисы Б. Токлас”, быстро ставшая бестселлером. Фернанда опять осталась ни с чем.

Фернанда Оливье умерла в 1966 году в бедности и безвестности. Ее квартира была разграблена, вместе с немногочисленными ценными вещами исчезла и часть личных бумаг. Однако крестник Фернанды, Жильбер Крилл, собрал все, что осталось от ее мемуаров, дневников и различных записей. Плодом его усилий стала книга, вышедшая в 1988 году, через много лет после смерти Пикассо, в Париже. Именно благодаря этой книге стал известен “допикассовский” период жизни Фернанды, в “Пикассо и его друзьях” о нем написано совсем немного.

Его прекрасная Ева - Марсель Умбер

В 1911 году, на закате своих отношений с Фернандой, Пикассо познакомился с Марсель Умбер, женщиной, чья хрупкая, почти прозрачная красота не могла оставить его равнодушным. К моменту знакомства оба были несвободны: его связывали отношения со ставшей к тому времени истеричной и чрезмерно ревнивой Фернандой (? - см. историю выше) , она была любовницей Луи Маркуссиса, польского живописца.

Захваченные врасплох охватившим их чувством, Пабло и Марсель буквально сбежали от своих пассий, отправившись странствовать по Европе. Для Пикассо это было совершенно новое чувство, настолько первобытное, что он нарек свою возлюбленную Евой. Она, его тонкая и чувственная Ева изображена на полотне «Моя красавица», написанном в 1911 году. Ей же он посвятил еще много картин, создав своеобразную серию «Я люблю Еву», основным мотивом которой стала нежная и хрупкая натура Марсель, отождествляемая художником с женственностью, а также мелодиями и музыкальными инструментами.

Это был период синтетического кубизма. Время, когда Пикассо не просто рисовал, но создавал чувственные фактурные полотна, работая и как художник, и как декоратор. Время, которое было так насыщенно счастьем, что не могло продолжаться слишком долго: Марсель была больна туберкулезом и умерла в 1915 году.

Русская любовь горячего испанца - Ольга Хохлова


Пабло Пикассо тяжело переживал смерть Марсель Умбер и долгое время не пускал новую любовь в свое сердце. Он создал вокруг себя ореол свободы и беспутства. Никто из его окружения не верил, что этот вечно ищущий испанец с горящими глазами когда-нибудь остепенится. В 1917 художнику удалось удивить всех: он не просто женился, он связал свою жизнь с той, которая совершенно не соответствовала образу и стилю богемной жизни Парижа, центром которой был Пикассо.

Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой в Риме весной 1917 года. К тому времени она уже пять лет находилась в знаменитой труппе «Русский балет» Сергея Дягилева. Танцовщицей была старательной, имела хорошую технику и неплохо смотрелась на сцене, но так и не стала примой и, не считая нескольких сольных партий, обычно выступала в кордебалете.

Ольга родилась в 1891 году в украинском городе Нежине в семье полковника русской императорской армии. Она пошла в балет, несмотря на запрет родителей. К ней доброжелательно относился Дягилев, который любил, чтобы в его труппе были девушки из «хороших семей». Внешность Ольга имела приятную, черты правильные, хотя, судя по фотографиям, настоящей красавицей не была. Но – отличалась прекрасными манерами и особым русским «шармом», всегда ценившимся в Европе.

Серж Дягилев, привлекая к работе над балетами самые громкие имена, пригласил знаменитого художника Пикассо оформить одну из своих постановок. Как же случилось, недоумевали друзья художника, что он влюбился в балерину, которая, по их мнению, во всех отношениях являлась личностью непримечательной?

Пикассо, пользовавшемуся в Париже шумной и скандальной известностью, было тогда тридцать шесть лет. Возможно, что пресыщенному в любви и не слишком разборчивому в связях живописцу ординарность Ольги и казалась экзотикой? Впрочем, он находился как раз в «русском периоде», когда ему нравилось все русское. Немудрено, что в подобные пристрастия хорошо «вписывалась» и русская балерина. «Осторожно, – предупреждал с усмешкой Дягилев, – на русских девушках надо жениться». «Вы шутите!» – отвечал художник, который считал, что останется хозяином в любой ситуации.

Впрочем, балерина не спешила отвечать на его бурные чувства, хотя Пикассо ей нравился. Женщин в нем привлекали особый магнетизм, внутренний огонь, взгляд черных глаз, словно бы «заряженных электричеством». К тому же Ольга прекрасно понимала, что карьеру в балете ей уже не сделать, надо думать об устройстве семейного очага. «Может ли художник быть человеком серьезным?» – допытывалась у Дягилева ее мать. «Не менее серьезным, чем балерина», – отшучивался тот.

В мае 1917-го в парижском театре «Шатле» состоялась премьера балета «Парад», оформленного Пикассо. Постановка успеха не имела. Дурной прием зрителей ничуть не смутил Дягилева, и он повез «Парад» в Мадрид и Барселону. Туда же последовал и влюбленный художник. В то время он много рисовал Ольгу, причем в манере сугубо реалистической – на этом настаивала сама балерина, не любившая непонятные ей эксперименты в живописи. «Я хочу, – говорила она, – узнавать свое лицо».

В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу с будущей свекровью. Она тепло приняла девушку, ходила на спектакли с ее участием, но однажды предупредила: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина».

Когда «Русский балет» отправился в Латинскую Америку, Ольга решила остаться – она сделала выбор между трудной жизнью рядовой танцовщицы и браком со знаменитым и преуспевающим живописцем.

«Его понимание русского характера стало еще тоньше, когда он женился на одной из артисток нашей труппы, – писала Тамара Карсавина. – Ольга дебютировала у нас как довольно способная любительница, но под руководством Чекетти в ней развилось подлинное дарование, и ее учитель очень сердился, когда она бросила сцену».

Во Франции влюбленные поселились в маленьком доме в парижском пригороде Монруж – со служанкой, собаками и птицами. Художник продолжал много работать, обычно по ночам. Именно в Монруже написал Пикассо знаменитый «Портрет Ольги в кресле». Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил ее черты.

Многие друзья отговаривали Пикассо от брака с Ольгой, считая, что он будет неудачным. Художник не внял их советам. 12 июля 1918 года в мэрии одного из парижских округов прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Оттуда они отправились в русский собор Александра Невского, где состоялось венчание. Среди гостей и свидетелей находились Дягилев, Аполлинер, Кокто, Матисс.

Художник был убежден, что женится на всю жизнь, поэтому в брачный контракт вошел следующий пункт: все имущество супругов – общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.

Ольга без всякого сожаления превратилась в «мадам Пикассо»… Мэтр живописи не имел ничего против того, чтобы она покупала себе дорогие наряды, но сам предпочитал ходить в одном и том же костюме. Деньги он тратил на приобретение каких-либо экзотических вещей и щедро помогал неимущим собратьям. Его жена, напротив, стремилась к жизни светской. Ей нравились обеды в дорогих ресторанах, приемы, балы, устраиваемые парижской знатью. Ольге даже удалось на какое-то время отдалить от художника его богемных друзей. Вместе с молодой женой он повсюду оказывался в центре внимания и постепенно втягивался в вихрь светской жизни. Он заказал себе множество костюмов, стал носить безупречный смокинг, золотые часы в кармашке жилета и не пропускал ни одного званого обеда.

Постепенно необузданная художественная натура Пикассо вошла в противоречие с той светско-снобистской жизнью, которую его вынуждали вести. С одной стороны, он хотел иметь семью и любил жену, а с другой – назревал-таки конфликт с Ольгой. Ведь художник стремился остаться, как и прежде, полностью свободным и был готов во имя этого пожертвовать всем остальным.

4 февраля 1921 года у четы Пикассо родился сын Пауло (Поль). Так знаменитый художник в свои сорок лет впервые стал отцом… Это событие взволновало его и наполнило гордостью. На многочисленных полотнах и рисунках того периода появились образы счастливой матери и младенца.

Ольга относилась к ребенку почти с болезненной страстью и обожанием. Она надеялась, что рождение сына укрепит их семью, в основании которой появились первые трещины. Молодая женщина чувствовала, как ее муж постепенно возвращается в свой внутренний мир, мир искусства, куда она не имела доступа. Уставший от бессмысленной светской жизни, он замкнулся в себе и словно отгородился от жены невидимой стеной. К тому же у нее не сложились отношения с большинством друзей Пикассо, кроме Аполлинера, да и тот скончался в ноябре 1918 года после тяжелого ранения на фронте…

В сущности, всю жизнь Пикассо главной его страстью было творчество. Он часто рассказывал о французском художнике-керамисте Бернаре де Палиси, жившем в XVI веке, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример «горения» во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей, лишь бы не угас огонь.

Видя равнодушие со стороны мужа, Ольга теряла спокойствие, нервничала, пила кофе чашку за чашкой и вызывала раздражение Пикассо, желавшего освободиться от ее назойливой опеки. Художник с каждым днем все больше и больше тяготился узами брака с вечно недовольной толстушкой, в которую превращалась изящная когда-то женщина.

…В январе 1927 года на улице, в толпе, выходящей из метро, Пикассо увидел красивую девушку с серо-голубыми глазами. «Он схватил меня за руку и сказал: «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи», – вспоминала впоследствии Мари Терез Вальтер. Ей было тогда семнадцать лет. Она ничего не знала ни об искусстве, ни о Пикассо.

«Каждый раз, когда я меняю женщину, – говорил Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет».

Ненависть к Ольге стала воплощаться в живописи. В серии картин, посвященных корриде, она изображалась в виде лошади или старой мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник сказал: «Она слишком много от меня хотела… Это был наихудший период в моей жизни».

В 1935 году у его любовницы и натурщицы Мари Терез родилась дочь Майя, после чего отношения родителей как-то сразу сошли на нет. Да и внимание Пикассо уже привлекла новая модель – художница и фотограф Дора Маар, с которой он познакомился в кафе… Их связь длилась до 1946 года. Наверное, и впрямь «малыш Пикассо» (его рост чуть-чуть превышал 1 м 60 см) обладал какой-то магнетической притягательностью для женщин всех возрастов!

Тем не менее он не желал развода, в результате которого потерял бы половину своего состояния, в том числе картин. Первой не выдержала Ольга. Она не смогла больше выносить ни ненависти мужа, ни присутствия бесконечных соперниц. После очередной, особо тягостной семейной сцены в июле 1935 года она вместе с сыном покинула дом. Вскоре с помощью адвокатов было поделено имущество, но с юридической точки зрения развода так и не произошло, и Ольга официально до самой своей кончины оставалась женой Пикассо…

В 1943-м Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило, которой шел двадцать первый год. На какой-то период она стала его новой музой. Это был очередной удар для Ольги – она продолжала ревновать бывшего мужа ко всем его новым связям, писала ему гневные записки на смеси испанского, французского и русского. Обычно она прикладывала к посланиям портреты Рембрандта или Бетховена и объявляла ему, что он никогда не станет таким же великим.

Летом Ольга отправлялась в средиземноморский городок Гольф Жуан, где жили Пикассо и Франсуаза с их сыном Клодом, и буквально преследовала по пятам молодую женщину. Та молча переносила оскорбления, а порой и удары, ибо понимала, что Ольга страдает от одиночества и отчаяния.

В середине 1950-х Ольга Хохлова часто навещала внуков. Она «часто рассказывала… сказки на красивом и мелодичном русском языке, – вспоминала внучка. – …и никогда мы от нее не слышали дурного слова о Пикассо, бросившем ее на произвол судьбы».

Ольга скончалась после долгой и мучительной болезни в феврале 1955 года. Художник не приехал на похороны. Он пережил первую жену на восемнадцать лет…

Пылающая страсть Пикассо - Мария-Тереза Вальтер


В 1927 году в парижской в Галерее Лафайет Пикассо встретился со скромной, застенчивой девушкой семнадцати лет, которая стала его возлюбленной и одной из самых известных муз современного искусства. “Я - Пикассо”, - объявил он, но это имя ничего не говорило Марии-Терезе.

Он привел ее в книжный магазин, показал монографию своих рисунков и спросил, мог ли бы он увидеть ее снова. Девушка была польщена, художник вызвал у нее любопытство, и она согласилась. Так началась многолетняя и секретная любовная история, которая превратила Марию-Терезу в основной объект смелых эстетических экспериментов Пикассо.

Больше чем какая-либо другая женщина, которую Пикассо любил и рисовал, Мария-Тереза, с ее прекрасной фигурой и тонким профилем, питала мечту художника о вечной молодости. Первое ее появления в его творчестве было зашифровано: это были ее инициалы, образованные линиями в картине Guitare а la main blanche, (1927), но позже появление на полотах белокурой богини заявило открыто о новой любви. В своих работах Пикассо акцентировал внимание на спокойном и ясном лице, на ее спортивной фигуре, бесконечно изобретательно варьировал формы и стремился к экстремальной выразительности.

Мария-Тереза стала катализатором для его воображения и поводом для многочисленных работ, ее присутствие вызвало к жизни новый стиль рисунка и возвратило мастера к скульптуре в 1930-ых. Мария Тереза приобрела статус мифа и навсегда вошла в историю европейской культуры. Но она сама оставалось тайной даже для самых близких друзей Пикассо. Он был тогда женат на Ольге Хохловой, русской балерине, их сыну Пауло было пять лет. Мадмуазель Вальтер была несовершеннолетней, что и заставило Пикассо сохранить их роман в секрете.

Даже после того, как Мария-Тереза в 1935 году родила дочь Майю, Пикассо продолжал делить свое время между профессиональной жизнью художника-звезды, жизнью женатого человека и его жизнью с Марией-Терезой и дочерью, проводя с ними четверги и выходные. Вскоре после рождения Майи жена Пикассо узнала о связи мужа и тут же уехала вместе с сыном. Скандальный разрыв погрузил художника в депрессию, он стал меньше работать, из его произведений исчез светлый эротизм.

В 1935 году, Пикассо встретил следующую женщину своей жизни - Дору Маар. Параллельную. У него часто бывали две женщины одновременно. Бывало и три. Дора и Мария-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он писал знаменитую «Гернику». Женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Художник ответил, что они должны за него бороться. И они стали драться. Не исключено, что именно этот эпизод определил появление в этюдах к «Гернике» и в ее окончательном варианте плачущих, полных отчаяния женщин. Как-то в интервью художник сказал, что эта драка стала одним из ярчайших впечатлений всей его жизни.

В следующем году Мари-Тереза и Пикассо расстались. Но она, как и некоторые другие возлюбленные художника, уже не могла жить без него. Они продолжали изредка встречаться. Их отношения постепенно свелись к материальной поддержке со стороны Пикассо и переписке, которая продолжалась до последних дней художника. Через четыре года после смерти Пикассо Мари-Тереза повесилась в гараже.

Женщина в слезах - Дора Маар

Это было необычное и странное зрелище. Необыкновенной красоты черноволосая женщина, положив на столешницу ладонь в черной перчатке, небрежно играла ножом, пытаясь быстро воткнуть острие между пальцами. Ей это удавалось, и, выдернув из стола нож, она продолжала свое опасное занятие. Это происходило в 1935 году в парижском кафе «Две макаки». Только что здесь поэт Поль Элюар представил 53-летнему Пабло Пикассо магически притягательную незнакомку - 28-летнюю Дору Маар. Вдруг Дора, сидевшая рядом со своими именитыми собеседниками, не попала в цель и ранила руку. Показалась кровь, ошеломившая испанского живописца. Взволнованный, он попросил отдать ему эти перчатки и долго хранил их в застекленном шкафу. Так начался их головокружительный роман, продолжавшийся семь лет..

Вся семилетняя история их любви была под стать той причудливой первой встрече - романтической и трагичной. Позднее утверждали, будто надменная и сумрачная Дора с лицом святой не случайно оказалась в этом кафе, а сплела настоящий заговор с друзьями-сюрреалистами, чтобы завлечь художника в свои сети. Пикассо ответил согласием на предложение сделать его фотопортрет и в этот же вечер вместе с Дорой отправился в ее студию на улице Асторг...

Негативы этого фотосеанса были найдены в архиве Доры Маар после ее смерти. Настоящее имя Доры - Теодора Генриетта Маркович (1907-1997). Она была дочерью хорватского архитектора и француженки, выросла в Буэнос-Айресе, где проектировал здания ее отец, и бегло говорила по-испански. В 1926 году Дора вернулась во Францию и стала посещать студию художника Андре Лота, где познакомилась с крупными мастерами фотографии - Анри Картье-Брессоном, Брассаем и Мэном Рэем. Вскоре она сблизилась с французскими сюрреалистами и, выбрав себе псевдоним Дора Маар, стала «музой» этого авангардистского движения.

Гордая, чувственная, презирающая условности, Дора Маар была звездой парижской художественной богемы. С черными, как вороново крыло, волосами и бронзово-зелеными глазами она буквально завораживала мужчин своей надломленной, «конвульсивной» красотой. Кроме того, женщина-фотограф отличалась экстравагантной элегантностью: любила широкополые шляпы и длинные перчатки, курила сигареты с мундштуком длиной не менее 25 сантиметров и красила заостренные ногти в пурпурный цвет. С неизменным «Роллейфлексом» в руках Дора Маар буквально ворвалась в столицу мирового искусства, которой тогда был Париж, и быстро стала известным фотографом моды и рекламы, автором оригинальных светских портретов и сюрреалистических фотомонтажей. Она фотографировала калек в Лондоне и слепых в Барселоне, клошаров в Париже и жонглеров в Лиссабоне, создавая таинственную и жуткую атмосферу, подчеркивая причудливость и гротескность жизни, не боясь соединять прекрасное и безобразное, роскошь и нищету. Навязчивой темой Доры Маар были неестественно-изогнутые человеческие тела и странные экзотические животные. В своих оригинальных фотомонтажах она нарушала пропорции предметов, сочетала несовместимые идеи, использовала оригинальные ракурсы, и уже здесь можно было обнаружить зачатки ее болезненной склонности к страху и меланхолии.

Критики утверждали, что Дора Маар нажимает на кнопку аппарата в тот момент, когда реальность «расстраивается». Они отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий, излучающих «тревожную странность бытия». Острый взгляд фотохудожника проникает в затемненную сторону вещей, писали комментаторы, называя ее стиль «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». И в беззаботном гомоне «веселого Парижа» уже начинали звучать истерические нотки, и песенка «Все хорошо, прекрасная маркиза» стала приобреть новый смысл и странную популярность. Город еще оставался «праздником, который всегда с тобой», но в нем уже вспыхивали финансовые скандалы, и на улицах коммунисты схлестывались с крайне-правыми.

В ночь на 7 февраля 1934 года во Франции была предпринята попытка фашистского путча. В ответ создается левый Народный фронт. Полыхает гражданская война в Испании, в результате варварской бомбардировки нацистами стерт с лица земли баскский городок Герника, уже чувствуется дыхание мирового конфликта. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году выставлена монументальная «Герника» Пикассо, а над выставочным городком, будто предвещая грядущую схватку, реют флаги нацистской Германии со свастикой и Советского Союза - с серпом и молотом.

14 июня 1940 года гитлеровцы вступают в Париж. Впрочем, оккупация не принесла особых невзгод Пикассо, кроме того, что ему были запрещены выставки как «художнику-дегенерату». Так окрестили гитлеровцы все искусство авангарда. Легенда гласит, что к Пикассо пришел германский офицер и, вынув из кармана фотографию «Герники», спросил: «Это сделали вы?» «Нет, - ответил живописец, - это сделали вы».

В духе времени Дора Маар была дамой «ангажированной» и не скрывала своих радикально-левых убеждений. Она активно участвовала в «гошистских» группировках «Октобр», «Масс» и «Контраттак», занимаясь тем, что сегодня мы назвали бы «агитпропом». В 1934 году вместе с Бретоном и Элюаром она ставит подпись под «Призывом к борьбе», который опубликовал Комитет интеллигентов-антифашистов.

Когда произошла знаменательная встреча в кафе «Две макаки», с которой начат этот рассказ, Пикассо переживал творческий кризис и уже полгода не работал. Дора Маар помогла художнику выйти из тупика, выведя его на новые пути в творчестве, подтолкнув к авангардистскому движению и политическим темам. Пикассо сближается с сюрреалистами и создает такие гражданские произведения, как «Мечты и ложь Франко». Взаимное чувство переплелось с творческим диалогом: Дора учила живописца технике фотографии, а сама - под влиянием Пикассо - начала заниматься живописью. «В четыре руки» они изготавливают на стекле так называемые «фотогравюры», которые используют как гигантские негативы, отпечатывая их затем на фотобумаге. Но самое главное - Дора Маар по сути изобрела новый жанр - репортаж о рождении произведения искусства. В 1937 году она проследила в своих фотографиях историю создания полотна, которому было суждено стать всемирно известным, - «Герники», позволив, таким образом, заглянуть в творческую лабораторию великого художника. И эту ее заслугу в искусстве трудно переоценить.

День за днем, с усердием хроникера, она фиксировала на пленке этапы становления монументального произведения, предлагая автору новые точки отсчета для продолжения работы над ним. Дора Маар - не просто свидетель, но и соавтор «Герники», о чем свидетельствуют сотни негативов и контактных отпечатков, обнаруженных в ее личном архиве после ее смерти в 1997 году. Многочисленные искусствоведы признали, что после фоторепортажа об истории зарождения «Герники» в корне изменился взгляд на современную живопись, которую уже больше нельзя было толковать так же, как до открытия Доры Маар.

Дора никогда не позировала Пикассо, и все же он написал множество ее портретов - графических, классических и кубистских, в шляпе, с зелеными ногтями, в образе химеры. Самый известный из них - «Рыдающая женщина», который, по мнению критиков, символизирует страдания Испании под фашистским игом. Комментаторы высокопарно писали, что слезы Доры Маар - это «слезы тысяч женщин, потерявших мужей в гражданской войне в Испании». Но, может быть, недаром утверждают, будто портреты отнимают у людей жизненную энергию, навлекают болезнь, измену и разлуку, а некоторые религии даже запрещают изображать человеческие лица. Например, Огюст Роден никогда не просил позировать свою жену и прожил с ней долгую жизнь. А вот свою музу Камиллу Клодель он запечатлел в знаменитом «Поцелуе», и натурщица провела два десятилетия в сумасшедшем доме...

Пикассо, которому нравилось воображать себя Минотавром, воплощавшим в его глазах мужскую силу и творческий заряд, создает в этот период серию офортов, в которых нетрудно узнать Дору Маар, отданную на заклание этому мифическому зверю.

Желание для Пикассо было связано с насилием, а секс и творчество в его глазах были нераздельны и взаимно питали друг друга. «Искусство не целомудренно, - говорил художник, - а если оно целомудренно, то это не искусство». Современники вспоминают, что Пикассо с детским простодушием говорил друзьям: «Дору я бью, она так хорошеет, когда плачет». А в ответ на упреки возражал: «Для меня она женщина, которая плачет. Я писал ее такой не из удовольствия или садизма. Я могу писать только то, что вижу, а именно такова глубинная суть Доры».

Расцветшая во время войны любовь Пикассо и Доры Маар не выдержала испытания миром. Их роман продолжался семь лет, и это была история изломанной, надрывной любви. Могла ли она быть иной? Пиренеи и Балканы - родина того и другой - два края, где бушуют темные инстинкты и мрачные суеверия, где жизнь полна тайных примет, а смерть всегда близко. Дора Маар была неистова в чувствах и в творчестве. Она обладала необузданным темпераментом и хрупкой психикой: взрывы энергии у нее сменялись периодами глубокой депрессии. Пикассо же принято называть «священным монстром», но похоже, что в человеческих отношениях он был просто чудовищем. Некоторые говорили о живописце: «Если Пикассо и гений, то - гений зла».

Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где ее лечили электрошоками. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан. После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию, приняла католичество. Ее жизнь остановилась, быть может в 1944 году, когда произошел разрыв с Пикассо.

Позже, когда Дора вернулась к живописи, ее стиль коренным образом изменился: теперь из-под ее кисти выходили лиричные виды берегов Сены и пейзажи Люберона. Друзья организовали в Лондоне выставку ее работ, но она прошла незамеченной. Впрочем, и сама Дора не пришла на вернисаж, объяснив позже, что была занята, так как рисовала в гостиничном номере розу...

Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности. А примерно через год ее портрет «Рыдающая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков.

Подлинный масштаб самобытного художника Доры Маар, которую кое-кто считал лишь любовницей Жоржа Батая и Пабло Пикассо, стал ясен лишь после смерти, когда открылся доступ к ее архивам и коллекциям. Только тогда многие узнали, что Дора Маар принесла свой оригинальный талант на алтарь любви и незаслуженно осталась в тени всепожирающего гения Пикассо.

ОНИ всегда были красивы и молоды. Это Пикассо сначала было девятнадцать лет, затем тридцать пять, пятьдесят, семьдесят четыре, а им — всегда семнадцать, двадцать три…

Первой в этом ряду стала Фернанда Оливье, молодая женщина с весьма пышной фигурой, вдохновившей мастера на создание образа женщины-гитары. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам. Не раз художник заявлял, что делит представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». При этом особым наслаждением был процесс превращения первых во вторых. Но, что странно, женщины и не сопротивлялись.

Перед Пикассо вообще было сложно устоять — испанская кровь бурлила, невероятный взгляд завораживал и заставлял подчиняться. Фернанда

С этой необычайно красивой девушкой, внешность которой можно по праву было бы отнести к идеалу красоты начала века, Пикассо познакомился во Франции, а точнее в Париже, куда гений перебрался, втайне мечтая снискать себе всемирную известность. На тот момент у обоих за душой не было ни гроша, но, казалось, что сей факт их особенно не заботил -- ведь они были еще так молоды.

Хотя, правду сказать, некоторый жизненный опыт за плечами каждого из них все же был. Пикассо уже снискал славу в Испании, а Фернанда, которую родители слишком рано выдали замуж за старца, к этому моменту вдоволь «насытилась» супружеской жизнью с человеком, который в довершение всего к концу своего жизненного пути стал еще и слабоумным.

Фернанда настолько пленила Пикассо своей красотой, что тот незаметно для себя перешел в своем творчестве от мрачных синих тонов к розовым и бледно-синим. Целых девять лет художник будет страстно любить свою музу и желать при этом только одного - чтобы она целыми днями, ничего не делая, лежала на диване и создавала чувственную обстановку в его мастерской, которую охотно посещали знаменитые французские писатели, поэты и художники. Что, впрочем, ей отлично удавалось.

"Фернанда в черной мантилье". 1905 г

Пабло Пикассо и его женщины. Женщины всегда обожали Пикассо. Как бы грубо, кощунственно и вульгарно это ни звучало, но,(и это признавал сам художник), для Пикассо существовали лишь 2 категории женщин: богини и подстилки. Преклоняясь перед богинями, он пытался превратить их в обычных женщин, любви которых он достоин. Но, не различая полутонов, не зная меры ни в чем, в том числе и в страсти, не признавая средних положений, каждую свою «богиню» он рано или поздно превращал в подстилку. По свидетельствам современников Пикассо обладал поразительной сексуальной притягательностью для женщин. А еще - невиданным чутьем, позволяющим из многочисленного «племени» дочерей Евы выбирать тех, кто получает мучительное удовольствие от эмоциональных страданий, кто готов полностью раствориться в любимом, отдавая тому свою энергию и жизненные силы. Сколько таких женщин было в жизни гениального художника, не знает никто, но известно, что 7 из них оказали на Пабло особое влияние, даря ему вдохновение, формируя эмоции и мироощущение в разные периоды жизни. Единственной непреходящей страстью в жизни Пикассо было искусство, а в отношениях с женщинами он всегда проявлял непостоянство. "Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней". Пикассо

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье на Монмартре с собаками. 1904 г. Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее. Как считают исследователи, она была моделью и для создания "Авиньонских девиц", одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века. Ей, высокой и красивой девушке дворянской внешности, поначалу всего лишь был любопытен «чудаковатый испанец с горящими глазами» (ростом же невысокий Пабло приходился ей примерно по плечо). Но интерес быстро сменился любовью. И с каждым годом их совместной жизни чувства Фернанды только усиливались. Но молодому, амбициозному, полному творческих планов художнику было вовсе не до семьи. Пикассо заводит отношения на стороне. Девять лет был Пикассо со своей Первой Женщиной. Черты, натура, характер Фернанды Оливье запечатлены в произведениях того времени – и это не только многочисленные «портреты Фернанды», но так же и все те работы, где модель живет как «мотив». Как считают исследователи, она была моделью и для создания "Авиньонских девиц", одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века. 1.Лежащая обнаженная (Фернанда), 1906 год 2.Портрет Фернанды, 1906 год 3.Фернанда в черной мантилье, 1905 год 4.Портрет Фернанды Оливье в платке, 1906 год 5.Женщина с грушами (Фернанда), 1909 год 6."Авиньонские девицы", 1907

Марсель Умбер (Ева Гуэль) Однажды писательница Гертруда Стайн навестила Пикассо, когда он заканчивал работу над картиной «Моя красавица» (1911). «Это не может быть Фернанда Оливье» – тут же отреагировала она. Это действительно была не Фернанда, на полотне была изображена женщина, занявшая ее место в сердце художника – Марсель Умбер. Картина «Моя красавица» стала своеобразным признаньем в любви. Пабло и Марсель встретились в 1911 году в парижском кафе «Эрмитаж». Пикассо уже 9 лет жил со своей натурщицей Фернандой Оливье, Марсель давно была любовницей польского художника Луи Маркуссиса. Пабло и Марсель полюбили друг друга и расстались со своими бывшими пассиями. Они отправились путешествовать по Европе, чтобы не встречать никого из знакомых – им хотелось быть только вдвоем. Пикассо называл свою возлюбленную Евой. Это символизировало его внутреннее обновление: Ева – имя первой женщины на земле, соответственно он – Пабло – Адам – первый человек. Отношения Марсель с Пабло совпали по времени с переходом его творчества от аналитического кубизма к синтетическому. Удивительно, что Пикассо, с его общительным темпераментом, обыкновенно «кричащий» с полотен о своей любви, не создал ни одного портрета Евы, дающего понятие о ее реальной внешности. Когда создавалась галерея изображений женщин Пикассо, не удалось найти ни одного портрета Марсель, кроме одного единственного фотоснимка. Хрупкое телосложение Евы обуславливало и ее болезненность. Она заразилась туберкулезом, в начале века эта болезнь далеко не всегда успешно вылечивалась. Весной 1915 года Марсель Умбер скончалась в больнице. 1.Фото 2.Обнажённая, Я люблю Еву, 1912 год 3.Скрипка. Я люблю Еву, 1912 год 4..Гитара `Я люблю Еву`, 1912 год

Ольга Хохлова Эта страсть поглотила его полностью. Пикассо действительно думал, что это любовь на всю жизнь. Доказательство тому брачный контракт, в котором все его картины принадлежат ему и ей поровну. Поселившись в Париже, Ольга обставила дом с шиком и роскошью, по последней моде. Машина с водителем, мастерская художника, занимающая весь второй этаж, породистые собаки, рауты, званые обеды и приемы. Близость и теплое отношение первых лиц государства… Ольга любит дорогие наряды, икру и шампанское. Пабло тоже не прочь сшить себе костюм у дорогого кутюрье. Золотые часы выглядывают из его жилетного кармана. Он гордится своей женой, её умением держать себя в этом высочайшем обществе, её необычной красотой, осанкой и потакает ей в желании жить на широкую ногу. Пишет и пишет ее портреты, а она выговаривает ему, что хочет узнавать свое лицо. Портреты того времени – узнаваемы. Сосредоточенные серьезные глаза, безупречно прямой нос. Сдержанность и скованность, словно на ней до сих пор тот тяжелый кубический костюм, придуманный Пикассо для дягилевского балета «Парад». Тридцатилетняя Ольга рожает сорокалетнему мужу сына Пауло. Это самый счастливый период в их семейной жизни. Пабло пишет очень много нежных портретов Ольги и маленького Поля в костюме Арлекина, в круглой шляпе, сидящим на ослике. Может ли идиллия длиться вечно? Пикассо стал тяготиться размеренной жизнью и ролью салонного портретиста, навязанной Ольгой. Картин в неоклассическом стиле он написал уже предостаточно. Видя его охлаждение, Ольга начала ревновать, поначалу безосновательно. Он ее любил. Пока не встретил семнадцатилетнюю Мари – Терез Вальтер. Война между когда-то любимыми людьми. В ней нет победителей. Пабло вышел из боя с меньшими потерями: он продолжал творить, устилая свой путь осколками женских сердец, а она провела остаток жизни в одиночестве, впадая в депрессии и ревнуя. Не желая раздела имущества с ненавистной женой, Пикассо не оформил развода: Ольга Хохлова оставалась его законной женой до своей смерти, до 1955 года. На похороны он не пришел, заявив, что пишет картину… 1.Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга), 1923 год 2.Голова женщины (Ольга Хохлова), 1935 год 3.Ольга Хохлова, 1917 год 4.Портрет Ольги 2, 1923 год 5.Портрет Ольги в кресле, 1917 год

Мапия Тереза Вальтер 8 января 1927 г. Пабло Пикассо, прогуливаясь в Галерее Лафайет в Париже, встретил очаровательную семнадцатилетнюю блондинку Марию-Терезу Вальтер. С этого случайного знакомства началась связь, определившая важный период в творчестве художника и всю жизнь этой женщины. Время любви к Марии-Терезе Вальтер было особенным - и в жизни, и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Период Марии-Терезы Вальтер, особенно до рождения дочери, является вершиной его творчества. До утонченности Ольги ей было далеко, девушка ничего не смыслила в искусстве. Однако, творец жаждал новых форм и он их получил. Мария -Тереза стала любовницей, натурщицей и музой великого мастера. Пикассо тогда был женат на русской балерине Ольге Хохловой, их сыну Пауло было 5 лет. Это, равно как и то, что мадмуазель Вальтер была несовершеннолетней, заставило Пикассо сохранить их роман в тайне. Однако в его творчестве присутствие этой молодой женщины было очевидно. Вместе с образом Марии -Терезы в сюрреалистический период творчества Пикассо приходит воплощение женственности, это своего рода «период в периоде». На смену напряженным, ломаным линиям приходят округлые. Женское тело кажется упругим и мягким одновременно, при этом насыщенный колорит вступает в контраст с плавностью очертаний. Большинство картин, изображающих Мари, подчинены ритму колыбельной, пьянящему «покачиванию» красок, они насквозь пронизаны чувственностью. В этом отражено отношение Пикассо к Марии -Терезе: в нем нет и намека на равенство. Она – не спутница жизни, не жена, она – объект вожделения, прекрасная игрушка художника. Живой темперамент, мирный и веселый характер Мари позволили ей смириться с ее ролью в жизни Пабло. В июле 1930 г. Пикассо купил замок Буажелу в Нормандии, который служил ему студией, а Марии -Терезе – домом. Там мастер создает ее многочисленные скульптурные изображения. Одно из них – «Женщина с вазой» – сейчас венчает надгробие художника. Одна из картин этого периода – «Обнаженная, зеленые листья и бюст» –была продана на аукционе в марте 2010 г. за 106,5 миллионов долларов, установив таким образом новый мировой рекорд по стоимости произведений искусства. В 1935 г. Мари родила дочь, девочку назвали Майя. Как и мать, она стала моделью для многих работ Пикассо («Майя с куклой», 1938 г.) Вскоре после рождения Майи Ольга Хохлова узнала о связи мужа на стороне и незамедлительно уехала вместе с сыном. Скандальный разрыв с женой вывел Пикассо из душевного равновесия, он стал меньше писать, из его полотен исчез светлый эротизм. В 1936 г. году у Пикассо появилась еще одна любовница – Дора Маар, и их связь не была тайной. Отношения с Вальтер стали натянутыми. Однажды Дора и Мари случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И они действительно стали бороться. Возможно, именно этот случай определил появление в этюдах к картине и на окончательном полотне плачущих, полных отчаяния женщин. Позже в одном из интервью художник заметил, что драка двух его любовниц стала одним из ярчайших воспоминаний всей его жизни. Мари смогла простить возлюбленному даже это – они продолжали изредка встречаться. Постепенно их отношения свелись к материальной поддержке со стороны Пикассо и переписке, которая продолжалась до последних дней художника. Несмотря на разлад, Мария -Тереза всю жизнь не теряла надежды, что Пабло все-таки женится на ней, но этому не суждено было случиться. 20 октября 1977 г., спустя 4 года после смерти Пикассо, в курортном городке Жуан-ле-Пен на юге Франции в своем гараже Мария -Тереза Вальтер повесилась. 1.Портрет Марии Терезы Вальтер, 1932 год 2.Мария Тереза, 1939 год 3.Мария Тереза Вальтер в шляпе, 1936 год 4.Лежащая женщина (Мария Тереза), 1932 год 5.Мария Тереза, 1932 год

Дора Маар В 1920-30-х годах Дора Маар (настоящее имя – Генриетта Теодора Маркович) была успешным коммерческим фотографом. Кроме того, она занимала видное место в кругах парижской богемы как фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса. Однако всемирную известность Маар получила благодаря своей связи с Пикассо.Они познакомились в 1936 году в кафе «Две Кубышки», куда после вечерней прогулки обыкновенно заходил Пабло. Он ужинал со своим другом, поэтом Полем Элюаром, а Эльф – пес Пикассо – попрошайничал у соседних столиков. Взгляды Доры и Пабло встретились. В восхищении он пробормотал несколько слов на испанском, который Дора отлично знала: ее детство прошло в Аргентине. Они разговорились, и Пикассо с бокалом пива пересел за ее столик. Много лет спустя Пикассо рассказал, что Дора в тот вечер была в черных перчатках, вышитых розовыми цветами. Она развлекалась, нанося быстрые удары ножом между расставленными пальцами лежащей на столе левой руки. В какой-то момент она ошиблась на долю дюйма. Пикассо попросил Дору отдать ему окровавленные перчатки. Он всю жизнь хранил их в специальной застекленной витрине. Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла как «женщина в слезах». Вместе с образом Маар Пикассо совершил своеобразное ретроспективное «путешествие» по своему творчеству: ее изображение предстало во всем многообразии испробованных ранее художником стилей и манер письма. Однако и сам Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся. Характернейшая особенность портретов Доры – это огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги или скорби. Также Пикассо любил подчеркивать ее чистый овал лица, мягкие линии скул, тонкие пальцы с острыми красными ногтями, похожими на капли крови. В апреле 1937 года город Герника на севере Испании был разрушен немецкими бомбардировщиками, жертвами стали женщины и дети. Это был первый случай массовой гибели мирного населения за многие годы – миру открылось новое лицо войны, неприкрытое лицо зла. Впечатление, произведенное на Пикассо этой новостью выразилось в том, с каким остервенением он бросился за работу. Дора, обладавшая тонким умом и чувством прекрасного, отлично понимала важность того, что происходит на ее глазах. Именно благодаря ей мы можем видеть «Гернику», всемирно признанный шедевр Пикассо, в динамике его создания: Дора запечатлела на фотопленке многочисленные этюды и все промежуточные этапы работы над картиной. Помимо этого она также сделала множество фотографических и живописных портретов Пикассо, под ее влиянием он создает экспериментальные работы, совмещающие фотографию с гравюрой и живописью. В отношениях Маар и Пикассо страсть совмещалась с творческим, интеллектуальным общением двух художников; своеобразие характеров обоих обусловило и конец их романа. С годами Маар становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв. С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо и их общие друзья отправили Дору в психиатрическую лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялся обычный в то время метод лечения – электрошок. После выхода Доры из больницы их отношения с Пабло не возобновились. 1.Фото 2.Бюст женщины (Дора Маар) 3, 1938 год 3.Портрет Доры Маар 2, 1942 год 4.Портрет Доры Маар 1, 1943 год 5.Бюст Доры Маар 1, 1936 год 6.Плачущая Дора

Франсуаза Жило Связь женщин с Пикассо калечила судьбы многих из них, некоторые сходили с ума или кончали с собой. История Франсуазы Жило уникальна: после 10 лет, прожитых с Пикассо, она ушла от него и прожило долгую, полную событиями жизни. В жизни любого разрушителя сердец и судеб рано или поздно встречается женщина, сломить и подчинить которую не удается. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. Познакомился он с ней в ресторане и тут же пригласил ее… принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить. С Франсуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни. Не поглощая ее, а будто наблюдая со стороны. Это период спокойного счастья на побережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море и нежно струящийся чистый песок. Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия - это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали обладателями части его состояния.В отличие от многих возлюбленных мастера Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой. Узнав о его неверности, она сама ушла от Пикассо, не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин. Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника, но обрела всемирную известность. 1,2.Фото 3.Портрет Франсуазы, 1946 год 4.Франсуаза, Клод и Палома, 1951 год 5.Бюст женщины в шляпе (Франсуаза), 1962 год 6.Женщина в кресле (Франсуаза Жило), 1946 год 7.Портрет Франсуазы с распущенными волосами, 1953 год

У великого Пабло Пикассо было множество женщин. И это неудивительно. Известность и талант манили их к художнику, как мотыльков манит свет фонаря. Вот только некоторые из этих "мотыльков".

Он был потрясающим мужчиной: маленького роста - всего 158 сантиметров, - с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Особая аура Пикассо была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью.

Любовь его, однако, была безжалостной и даже с садистским оттенком. Поэтому многие женщины Пикассо либо кончали с собой, либо сходили с ума. Повесилась Мария-Тереза Уолтер, ушла в монастырь, а затем застрелилась Жаклин Рок, помешалась Ольга Хохлова. Проанализировав почерк испанца, Поль Элюар сделал вывод: «Любит страстно, но его любовь убивает».
А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь».


8 лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 16 лет Пикассо, будто шутя, поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Так же легко он бросил учебу. Вместо того чтобы корпеть над книгами, Пабло с друзьями принялся куролесить по мадридским борделям.
В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!» Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.
На личном фронте дела складывались куда лучше. Женщины всегда обожали Пикассо.
А вот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин - богини и тряпки для вытирания ног».
Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал в тряпки.

Первая возлюбленная

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.

Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее. Как считают исследователи, она была моделью и для создания «Авиньонских девиц», одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.

Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило о себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился.
Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние. Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром - кубизм как комплекс был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях. И они расстались - Пикассо и Фернанда.

Первая любовь

Первая настоящая любовь пришла к художнику в 1917 году, когда он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой. Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.

Художник представил ее своей семье. Матери она не понравилась. Ольга - иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права.
Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном Соборе Александра Невского. Три года они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях. 4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.
Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающим там же заказы.
Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи с угрожающими длинными острыми зубами.
Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь.

В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Марии-Терезе Вальтер.
Это был пожар, мистерия, безумие
Время любви к Марии-Терезе Вальтер было особенным - и в жизни, и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Период Марии-Терезы Вальтер, особенно до рождения дочери, является вершиной его творчества.

В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.
После рождения ребенка он охладевает к Марии и заводит себе еще одну любовницу - 29-летнюю художницу Дору Маар. Однажды Дора и Мария-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками. Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни.
Мария-Тереза вскоре повесилась. Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу Святой Анны, где ее лечили электрошоком. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан.
После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию.

Не покорившаяся любви

В жизни любого разрушителя сердец и судеб рано или поздно встречается женщина, сломить и подчинить которую не удается. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. Познакомился он с ней в ресторане и тут же пригласил ее... принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить.
С Франсуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни. Не поглощая ее, а будто наблюдая со стороны. Это период спокойного счастья на побережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море и нежно струящийся чистый песок. Именно эти искры счастья видим мы в «Радости жизни» - самой яркой картине периода с именем «Франсуаза».

Эта удивительная сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия - это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали обладателями части его состояния.
В отличие от многих возлюбленных мастера Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой. Узнав о его неверности, она сама ушла от Пикассо, не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин.
Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника, но обрела всемирную известность.

На протяжении последних двух десятилетий жизни Пикассо с ним рядом была Жаклин Рок. Ее преданность, влюбленность и заботливость покорили художника. Такие качества в женщинах всегда были для него ценны, а в последние годы - просто необходимы. На протяжении почти 20 лет Жаклин была чуть ли не единственной его моделью, он написал порядка 400 ее портретов - это все его Жаклин.