Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тоновой круг. Поиск родственных тональностей по квинтовому кругу

Тоновой круг. Поиск родственных тональностей по квинтовому кругу

Rating 3.77 (13 Votes)

Как от разных звуков исполнить одну и ту же музыку в миноре?

Если вы помните квинтовый круг мажорных тональностей (см. статью « »), то вам не составит труда разобраться с квинтовым кругом минорных тональностей.

Напомним следующее:

  • родственными тональностями считаются те, которые имеют 6 общих звуков.
  • параллельные тональности - это те, которые имеют один и тот же набор знаков альтерации при ключе, но одна тональность мажорная, а другая - минорная.
  • у параллельных тональностей, тоника минорной тональности будет ниже на малую терцию тоники мажорной тональности.
Квинтовый круг минорных тональностей

Родственные тональности минора, также как и мажора, расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты. В связи с этим тональности минора образуют свой квинтовый круг.

Зная квинтовый круг диезных мажорных тональностей, пересчитаем тоники (опустим на малую терцию) и получим квинтовый круг диезных минорных тональностей:

Таблица минорных диезных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
A-moll Ля-минор Нет знаков альтерации
E-moll Ми-минор F#
H-moll Си-минор F#, C#
F#-moll Фа-диез минор F#, C#, G#
C#-moll До-диез минор F#, C#, G#, D#
G#-moll Соль-диез минор F#, C#, G#, D#, A#
D#-moll Ре-диез-минор F#, C#, G#, D#, A#, E#
A#-moll Ля-диез-минор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

И аналогично квинтовый круг бемольных минорных тональностей:

Таблица минорных бемольных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
A-moll Ля-минор Нет знаков альтерации
D-moll Ре-минор Hb
G-moll Соль-минор Hb, Eb
C-moll До-минор Hb, Eb, Ab
F-moll Фа-минор Hb, Eb, Ab, Db
B-moll Си-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Eb-moll Ми-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ab-moll Ля-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb

Также, как и мажор, минор имеет три пары энгармонически равных тональностей:

  1. соль-диез минор = ля-бемоль минор
  2. ре-диез минор = ми-бемоль минор
  3. ля-диез минор = си-бемоль минор

Как и мажорный круг, минорный «рад» замкнуться и в этом ему помогают энгармонически равные диезные тональности. Точно так же, как в статье « ».

Вы можете наглядно ознакомиться с квинтовым кругом минорных тональностей (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные - по внешнему; родственные тональности объединены). Ваш браузер должен поддерживать flash:

Дополнительно

Есть ещё способы для расчёта квинтового круга минорных тональностей. Давайте их рассмотрим.

1. Если Вы хорошо помните квинтовый круг мажорных тональностей, но описанный выше способ поиска тоники параллельной минорной тональности по каким-то причинам неудобен, то можно за тонику брать VI ступень. Пример: ищем параллельную минорную тональность для G-dur (G, A, H, C, D, E , F#). Берём за тонику минора VI ступень, это нота E. Всё, расчёт закончен! Поскольку мы нашли тонику именно параллельной минорной тональности, то знаки альтерации обеих тональностей совпадают (в найденной E-moll, как и у G-dur, стоит диез перед нотой F).

2. Не отталкиваемся от мажорного круга, а рассчитаем с нуля. Всё по аналогии. Берём минорную тональность без знаков альтерации, это A-moll. V ступень будет тоникой следующей (диезной) минорной тональности. Это нота Е. Знак альтерации ставим перед II ступенью (нота F) новой тональности (E-moll). Всё, расчёт закончен.

Итоги

Вы познакомились с квинтовым кругом минорных тональностей и узнали, как можно посчитать количество знаков в различных минорных тональностях.

Rating 4.24 (34 Votes)

Как исполнить одну и ту же мажорную музыку от разных по высоте звуков?

Мы знаем, что в мажорных тональностях используются как основные ступени, так и производные. В связи с этим при ключе выставляют необходимые знаки альтерации. В предыдущих статьях мы в качестве примера сравнивали C-dur и G-dur (До-мажор и Соль-мажор). В G-dur у нас появился фа-диез для того, чтобы были соблюдены правильные интервалы между ступенями. Именно он (фа-диез) в тональности G-dur и указывается при ключе:

Рисунок 1. Ключевые знаки тональности G-dur

Так как же определить какой тональности какие знаки альтерации соответствуют? Именно на этот вопрос и помогает ответить квинтовый круг тональностей.

Диезный квинтовый круг мажорных тональностей

Идея следующая: берём тональность, в которой нам известно количество знаков альтерации. Естественно, известна и тоника (основа). Тоникой следующей по диезному квинтовому кругу тональности станет V ступень нашей тональности (пример будет ниже). В знаках альтерации той следующей тональности останутся все знаки нашей предыдущей тональности плюс появится диез VII ступени новой тональности. И так далее, по кругу:

Пример 1. Берём за основу C-dur. Знаков альтерации в этой тональности нет. Нота соль является V ступенью (V ступень - это квинта, отсюда и название круга). Она будет тоникой новой тональности. Теперь ищем знак альтерации: в новой тональности VII ступенью является нота фа. Для неё и выставляем знак диеза.

Рисунок 2. Нашли ключевой знак диеза тональности G-dur

Пример 2. Теперь мы знаем, что в G-dur при ключе стоит фа-диез (F#). Тоникой следующей тональности будет нота ре (D), поскольку она является V ступенью (квинта от ноты соль). В D-dur должен появиться ещё один диез. Ставится он для VII ступени D-dur. Это нота до ©. Значит, D-dur имеет два диеза при ключе: F# (остался от G-dur) и C# (VII ступень).

Рисунок 3. Ключевые знаки альтерации для тональности D-dur

Пример 3. Давайте полностью перейдём на буквенное обозначение ступеней. Определим следующую тональность после D-dur. Тоникой будет нота A (ля), поскольку она является V ступенью. Значит, новая тональность будет A-dur. В новой тональности VII ступенью будет нота G, значит при ключе добавляется ещё один диез: G#. Итого при ключе имеем 3 диеза: F#, C#, G#.

Рисунок 4. Ключевые знаки альтерации A-dur

И так далее, пока не дойдём до тональности с семью диезами. Она будет предельной, все её звуки будут являться производными ступенями. Обратите внимание, что знаки альтерации при ключе пишутся в порядке их появления в квинтовом круге.

Итак, если пройти весь круг и получить все тональности, то получим следующий порядок тональностей:

Таблица диезных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
G-dur Соль-мажор F#
D-dur Ре-мажор F#, C#
A-dur Ля-мажор F#, C#, G#
E-dur Ми-мажор F#, C#, G#, D#
H-dur Си-мажор F#, C#, G#, D#, A#
Fis-dur Фа-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#
Cis-dur До-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

Теперь давайте разберёмся, причём тут «круг». Мы остановились на C#-dur. Если речь идет о круге, то следующей тональностью должна стать наша исходная тональность: C-dur. Т.е. мы должны вернуться в начало. Круг замкнулся. На самом деле, так не присходит, потому что мы можем продолжить строить квинты дальше: C# - G# - D# - A# - E# - #... Но если подумать, то чему энгармонически равен звук Н# (представьте клавиатуру фортепиано)? Звуку До! Так замкнулся квинтовый круг, но если мы посмотрим на знаки при ключе в тональности G#-dur, то обнаружим, что нам придется добавить фа-дубль-диез, а в последующих тональностях этих дубль-диезом будет возникать все больше, и больше.. Так вот, для того, чтобы пожалеть исполнителя, было решено, что все тональности, где при ключе нужно ставить дубль-диез, объявляются неупотребительными и заменяются энгармонически равными им тональностями, но уже не с многочисленными диезами при ключе, а с бемолями. Например, C#-dur энгармонически равен тональности Des-dur (ре-бемоль мажор) - в ней меньше знаков при ключе); G#-dur энгармонически равен тональности As-dur (ля-бемоль мажор) - в ней также меньше знаков при ключе - и это удобно как для чтения, так и для исполнения, а квинтовый круг между тем, благодаря энгармонической замене тональностей, действительно замкнулся!

Бемольный квинтовый круг мажорных тональностей

Тут всё по аналогии с диезным квинтовым кругом. За отправную точку берут тональность C-dur, поскольку у неё нет знаков альтерации. Тоника следующей тональности находится также на расстоянии в квинту, но только вниз (в диезном круге мы брали квинту вверх). От ноты До квинтой вниз находится нота Фа. Она и будет тоникой. Знак бемоль ставим перед IV ступенью гаммы (в диезном круге была VII ступень). Т.е. для Фа у нас бемоль будет перед нотой Си (IV ступень). И т.д. для каждой новой тональности.

Пройдя весь бемольный квинтовый круг, мы получим следующий порядок мажорных бемольных тональностей:

Таблица бемольных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
F-dur Фа-мажор Hb
B-dur Си-бемоль-мажор Hb, Eb
Es-dur Ми-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab
As-dur Ля-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db
Des-dur Ре-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Ges-dur Соль-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ces-dur До-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb
Энгармонически равные тональности

Вы уже поняли, что тональности одинаковой высоты, но разные по названию (вторая петля круга, вернее, уже спирали), называются энгармонически равными. На первой петле кругов тоже встречаются энгармонически равные тональности, это следующие:

  • H-dur (в ключе диезы) = Ces-dur (в ключе бемоли)
  • Fis-dur (в ключе диезы) = Ges-dur (в ключе бемоли)
  • Cis-dur (в ключе диезы) = Des-dur (в ключе бемоли)
Квинтовый круг

Описанный выше порядок расположения мажорных тональностей и называют квинтовым кругом. Диезные - вверх по квинтам, бемольные - вниз по квинтам. Порядок тональностей можно увидеть ниже (ваш браузер должен поддерживать flash): водите мышкой по кругу над названиями тональностей, Вы увидите знаки альтерации выбранной тональности (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные - по внешнему; родственные тональности объединены). Щёлкнув по названию тональности, Вы увидите как она была рассчитана. Кнопка «Пример» покажет подробный пересчёт.

Итоги

Теперь вы знаете алгоритм расчёта мажорных тональностей, называемый квинтовым кругом .

Тональность. Квинтовый круг тональностей.

Тональность – это высотное положение лада. Понятие тональности состоит из двух элементов: названия тоники и вида лада.
Мажорные лады темперированного строя образуют между собой определенную систему тональностей, связанных между собой общими тетрахордами. Если верхний тетрахорд данного мажорного лада принять за нижний тетрахорд другого лада и построить на расстоянии тона от его верхнего звука аналогичный тетрахорд – получится звукоряд новой мажорной тональности. Эта тональность отличается от предыдущей на один ключевой знак, и ее тоника лежит квинтой выше. Если продолжить приравнивание тетрахордов, то выстроится ряд тональностей, который называется квинтовым. Аналогичный ряд тональностей можно выстроить и увеличивая количество бемолей.

Квинтовым кругом называется расположение мажорных тональностей в порядке прибавления ключевых знаков: диезов – вверх по чистым квинтам, а бемолей – вниз по чистым квинтам.

В мажоре последний диез появляется на VII ступени, а последний бемоль – на IV ступени. Порядок появления диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си, а бемолей – в обратную сторону: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Минорные тональности, как и мажорные, могут быть расположены по порядку в зависимости от количества ключевых знаков. При этом новый диез появляется на II ступени, а новый бемоль – на VI ступени.

Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоники этих тональностей находятся на расстоянии малой терции, в которой верхний звук – тоника мажорной тональности. Например, до мажор и ля минор.

Одноименные тональности – это мажорная и минорная тональности с общей тоникой. Например, до мажор и до минор.

Однотерцовые тональности – это мажорная и минорная тональности с общим терцовым тоном, то есть третьей ступенью. Минорная тональность в такой паре всегда на полтона выше мажорной. Например, до мажор и до-диез минор.

Энгармонически равные тональности – это две мажорных или две минорных тональности, имеющие общий звукоряд, который записывается по-разному. Сумма знаков в таких тональностях равна 12. Любая тональность может быть заменена энгармонически, но практически применяются шесть пар таких тональностей (с пятью, шестью и семью ключевыми знаками).

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта сайт. Мы продолжаем изучать музыкальное искусство, а также интересные моменты связанные с ним. Сегодня мы посмотрим на еще одну закономерность, помогающую быстро вычислить все возможные гаммы с их ключевыми знаками. Начнем же из далека, можно сказать, с истоков этого знания... В одной из статей мы писали про древнегреческого философа , который много времени посвящал изучению музыки и придавал ей одно из самых важных значений в жизни человека. Кроме всего прочего он был, как вы помните, математиком и многие явления объяснить пытался с помощью алгебры. Также известно его учение об интервалах, которое именно он привнес в музыку. Более того - вся вселенная, по мнению ученого несёт в себе что-то вроде музыкальной гармонии. Гармония же немыслима без интервалов, поэтому даже между планетами солнечной системы, Пифагор был уверен, существуют .

Итак, нужно ли постоянно применять формулы построения гамм мажорных или минорных для того чтобы построить необходимую нам гамму? Можно и применять, а можно просто запомнить сколько знаков (диезов или бемолей) у каждой тональности. В определении того сколько знаков при ключе у той или иной тональности нам и поможет квинтовый круг тональностей. В чем же его смысл?

Как мы уже говорили выше Пифагор искал способы применения математического подхода в музыке и квинтовый круг - есть подтверждение того, что музыка действительно чем-то похожа на математику... Возьмите, например тональность до-мажор - самая простая тональность и от тоники постройте вверх.

Получите ноту соль и тональность соль-мажор, с одним ключевым знаком.

Далее от соль чистую квинту (далее ч.5) вверх - получите следующую тональность уже с двумя знаками "диез" при ключе. Кстати, чтобы узнать какой именно будет нота при которой будет стоять знак, нужно построить ч.5 вверх, но уже не от тоники, а от первого ключевого знака (ноты фа-диез, которая была при ключе в соль-мажоре).

Таким образом, у вас уже не будет сомнений следующая тональность с тоникой "ре" и двумя знаками при ключе фа-диез и до-диез - все соответствует тональности ре-мажор.

Так и движемся пока не дойдем до тональности, в которой целых семь диезов при ключе - это тональность До-диез мажор.

С бемолями при ключе всё то же самое, только движемся на ч.5 вниз от нужной ноты. Например опять от "до" в до-мажоре - получим ноту "фа"

и тональность фа с одним знаком бемоль при ключе, значит это фа-мажор.

И если хотим определить второй ключевой знак в следующей , то от ноты рядом, с которой стоит бемоль при ключе строим ч.5 вниз и получим новый ключевой знак.

В нашем случае мы получим ноту ми-бемоль и получается в третьей от до-мажора тональности (если двигаться в бемольную сторону) будут уже знаки си-бемоль и ми-бемоль при ключе, что является верным для гаммы си-бемоль мажор.

Таким образом, можно получить абсолютно все возможные тональности до семи знаков бемоль при ключе. Просто строим последовательно ч.5 от тоник всех тональностей (начиная с до-мажора) и диезов каждый раз будет на один больше. Также и с бемолями, только ч.5 строим вниз.

Что же касается минора, то минорные гаммы идентичны мажорным в плане числа знаков при ключе, это просто параллельные им тональности. Найти же их просто, для того же до-мажора - берём и от тоники (ноты "до") строим вниз интервал малую терцию (1,5 тона) полученная нота и есть тоника параллельной минорной тональности (ля-минор).

Но для гитаристов удобнее, наверное, просто запомнить аппликатуры всех необходимых гамм во всех их позициях и тогда не нужно будет отсчитывать каждый раз формулы мажорных или минорных гамм, а также использовать описанный в данной статье квинтовый круг. С опытом игры вы запомните по всему грифу и даже не будете задумываться сильно на этот счет.

Подписывайтесь на , чтобы не пропускать новые статьи. Удачи вам.

Тональность – это высотное положение лада. 12 мажорных и 12 минорных тональностей образуют систему кварто-квинтовый круг. Тональности, расположенные квинтой выше и квинтой ниже связаны между собой общими тетрахордами

В темперированном строе любую диезную тональность можно заменить на энгармонически равную бемольную и наоборот.

Минорные тональности, как и мажорные, также располагаются по кругу на расстоянии квинты друг от друга.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд (одинаковые знаки). Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии малой терции: A – fis, Es – c.

Одноименными называются мажорная и минорная тональности, тоники которых находятся на одной высоте: D – d, B – b.

Однотерцовыми называются мажорная и минорная тональности, в тонических трезвучиях которых совпадает терцовый тон. Эти тональности находятся на расстоянии полутона и имеют разницу в четыре знака: C – cis, Des – d.

По мнению музыкантов, каждая тональность пригодна для передачи определённых образов и эмоций. Так, в эпоху Барокко тональность Ре мажор выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность си минор считалась связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности до минор, фа минор, си-бемоль минор. Для выражения печали, траура использовался до минор. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Ми-бемоль мажор с его тремя бемолями. Одна из чистых, «твердых» тональностей, применяемых Бахом для выражения радостного чувства, - Соль мажор. Тональности Ля мажор и Ми мажор - светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера. Чистейшей тональностью считался До мажор, не имеющий знаков альтерации. Эта тональность избиралась для произведений, посвященных самым чистым и светлым образам.

Композиторов разных эпох привлекала идея создать цикл из произведений, написанных во всех 24 тональностях. Первым в этом ряду был Иоганн Себастьян Бах – это два тома «Хорошо темперированного клавира». В каждом томе тональности следуют по полутонам, начиная с до мажора и до минора. После Баха циклы произведений во всех тональностях создают Ф. Шопен (24 Прелюдии), К.Дебюсси (24 Прелюдии), А.Скрябин (24 Прелюдии), Д.Шостакович (24 прелюдии и фуги), Р.Щедрин ( 24 прелюдии и фуги), С.Слонимский (24 прелюдии и фуги), К Караев (24 Прелюдии), П.Хиндемит (Ludustonalis). Порядок следования тональностей у каждого композитора различный: по полутонам, по кварто-квинтовому кругу. Пауль Хиндемит создает свою систему следования тональностей

У многих музыкантов тональности вызывают цветовые ассоциации. Связь абсолютной высоты музыкальных звуков и тональностей с определёнными цветами или образами называется цветным слухом. Таким слухом обладали Скрябин, Римский-Корсаков, Асафьев и другие композиторы. В этой таблице отражены цвето-тональные ассоциации А.Скрябина. Обратите внимание, что порядок цветов диезных тональностей близок радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый!

Задание 3.4

1. Написать верхние тетрахорды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора в тональностях Es – dur , H – dur , f – moll , g – moll .

2. Написать полную функциональную формулу гармонического мажора и минора As – dur , E – dur , fis – moll , d – moll . Образец выполнения

3.Каким тональностям принадлежат эти тетрахорды?

4. Каким тональностям принадлежат эти обороты?

5. Переписать мелодии из ХТК Баха в указанных тональностях

а ) f – moll, c - moll

б ) d – moll, f - moll