Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мадам бовари анализ. Творческая эволюция литературного произведения

Мадам бовари анализ. Творческая эволюция литературного произведения

. ПЛАН

1. История написания романа, его проблематика

2. Критика буржуазно-обывательской среды в романе

3. Омега - типичный представитель провинциальной верхушки

4. Трагедия. Эммы. Бовари

5. Образ. Шарля. Бовари в идейном замысле и композиции романа

. Задания для подготовительного периода

1. Дайте толкование подзаголовке"Быт провинций"

2. Докажите (на конкретном анализе текста), маленький провинциальный город сохраняет социальную структуру и классовую иерархию всей буржуазной. Франции

3. Ответьте толкование понятию"боваризм"

4. Рассмотрите противопоставление: аптекарь. Оме - семья. Бовари

. Литература

1. Андре. Моруа . Литературные портреты -. М, 1970

2. Султанов . Ю. И . Гюстав. Флобер:"нет прекрасных мыслей без прекрасной формы и наоборот"/ /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 2000 - № 11 -. С 35-40

3. Еременко . О. В плену романтических представлений, или. Осторожно: боваризм / /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 1999 - № 7 -. С 42-45

4. Мацевко. Л . В. Вопреки литературоведческой традиции (переосмысление роли и места женщины в обществе в произведениях. Флобера и. Винниченко) / /. Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины - 2000 - № 2 -. С 4 45-4. 45-47.

5. Андроник. А . От. Эммы к. Фелисии. Герои. ГФлобера сквозь призму жанровой живописи / /. Зарубежная литература - 2001 - № 35 -. С 3-4

. Инструктивно-методические материалы

Творчество. Флобера стала новым этапом французского реализма, эстетика которого потребовала точного и полного отражения действительности, правды во всем, вплоть до мельчайших деталей время писатель утверждал, что целью искусствоведу ства была не правда, а красота. По. Флобером, правда в искусстве - не соответствие действительности, а умение проникнуть за внешнее и отразить сущность жизненнотя.

Две темы привлекали писателя: исследование современной жизни (роман «Госпожа. Бовари","Воспитание чувств", повесть"Простая душа") и тщательная реконструкция далекого прошлого ("Саламбо")

Работая над романом «Госпожа. Бовари»,. Флобер разработал объективный стиль, который был принят с различными видоизменениями французскими писателями второй половины XIX в. Это подход к изображению персонажей, ко оли автор не высказал непосредственно своего отношения к ним, а стремился раскрытие собственной логики характеров. Автор не давал оценки переживаний героев, мотивов их поступков. Но, изображая действительность, пис ьменник давал возможность читателю почувствовать состояние души героя, его переживанияо переживання.

Критики единодушно признали роман. Флобера"Госпожа. Бовари"шедевром, одним из высших достижений реализма в литературе. Персонажи и среду в произведении еще прозаичнее, чем у. Стендаля и. Бальзака. Произведение вполне оправдал свое второе название -"Провинциальные нравыовінційні звичаї".

Сюжет романа взят из жизни. В основе его лежала драма, разгоревшейся в семье врача. Деламара из окрестностей. Руана, который после смерти первой жены предложил руку и сердце молодой и очаровательной дочери су усида-крестьянина. Красавица оказалась девушкой с большими запросами. Муж ей вскоре надоел, и она завела любовников. Потратив большую сумму денег на наряды и украшения, она наделала долгов и отравилась. Позже закончил жизнь самоубийством и человек. Этот сюжет почти без изменений лег в основу романа «Госпожа. Бовариані. Боварі".

Давался роман автору трудно, писал его в течение 5-ти лет, и в 1857 г произведение увидел свет. Работая над книгой, писатель отказался от всех прелестей жизни, закрылся в своем имении, день и ночь сидел в, ломая пера, разрывая бумагу, но опять писал, переписывал страницы будущего романа. Развитие чувств. Эммы и других персонажей, влияние на них окружения и среды прозаик изучал добросовестно тщательной в разрабатывал романист место действия мы как собственными глазами видели сельские пейзажи и. Руанский улице, интерьеры аптеки, домов. Известно, что. Флобер специально читал медицинские труды, в которых описано отравлении я, перед тем как создать соответствующую сцену в произведении. Когда была уже написана большая часть романа, автор устроил его чтения друзьям - литераторам, а те в один голос советовали прекратить работу над книгой"Сюжет тебя погубит", - в один голос заявляли они, и для этого были серьезные основания. Флобер же считал, что нет сюжетов хороших и плохих, интересных и неинтересных, все зависело от их разработки, от гл ибины проникновения в изображаемое, от совершенства его художественное воплощениеудожнього втілення.

Г. Флобер с невиданной силой и драматизмом раскрыл конфликт между мечтой и реальностью, с которыми рано или поздно приходится столкнуться всем людям. В 1856 г роман был напечатан в журнале"Парижский обозрение", а а через год вышел отдельной книгой. Автора обвинили в разврате и привлечены к судебной ответственности. С 29 января до 7 февраля 1857 г длился этот процесс. Стараниями адвоката. Скряга, которому был при свяченый роман, обвинения были отклонены. Позже писатель вспоминал:"Процесс этот создал мне огромную рекламумені величезну рекламу".

По своим жанровым признакам «Госпожа. Бовари» приближен к социально-психологического романа. Перед читателем предстал мир обывателей, людей ограниченных, самодовольных, вульгарных. Перед читателем появился полный н набор типов, характерных для того времени и места: врач, аптекарь, торговец, нотариус, владелица сельского отеля, священник, фермер и др. их жизнь заполнена мелочными делами, интересами и заботами, лишенное каких-либо проблесков духовности. Это среда представлена??немногочисленными, но точно избранными личностями, которые в совокупности дали полную"бытовую картину провинции картину провінції".

Все герои романа"Госпожа. Бовари" вымышлены автором. Действие происходило в вымышленных типовых городках, из которых детально описано только одно -. Ионвиль. В споре о содержании и форме. Флобер предпочитал форме:"Нет ни плохих, ни хороши их сюжетов. Качество произведения зависит не от сюжета, а от его выполнения"Писатель нарушил канонические правила построения сюжета: экспозиция романа почти вдвое больше основное действие. Главная героиня трижды п роходила путь от вызревания мечты до ее краха: она создала представление о некоем идеальном мире, искала его вокруг себя и не могла найти. Острое разочарование разбило ее сердце, стало причиной отвращения к жизни. Этот негативный урок ничего ее не научил:. Эммы душа снова начала жить иллюзиями, которые обречены на гибель под давлением вульгарной реальностигарної реальності.

. Тема романа: вульгарно-обыденное, косное жизни французской провинции

. Идея: протест против эгоизма, бездуховности, черствения; утверждение моральных и духовных ценностей человека

Автор поднял вечный конфликт между реальным и идеальным и мастерски отразил внутренний мир героини. Разрыв между реальностью и иллюзией, жизнь в самообману, желание представить себя другим, чем она была наспех правде, стали причинами трагического финала. Это явление оказалось настолько типичным, что впоследствии получило названиеу "Бова-ризм" . Флобер психологически мотивировал каждый поступок персонажей, отказавшись от характерного для раннего реализма изображения господствующей страсти

. Эмма - дочь фермера. Свою героиню автор не наделил ни умом, ни образованием, ни хорошим вкусом. Когда ей исполнилось тринадцать лет, отец отдал ее в монастырь. Там под влиянием бульварных романов сформ мувалася ее идеальная мечта: в будущем на нее ждать красивой жизни и возвышенная любовь. В реальной жизни она увидела вокруг себя только скуку, серость и пустоту фермерского быта ей суды лося жить в сонном. Ионвили в среде тучных плотью и душой обывателей, с мужчиной, которого она не любила. Конечно, идеал. Эммы, ее мечты и порывы в чем-то даже смешные, но она вкладывала в них с ной душу, она действительно страдала, по-своему протестуя против жизни"цвета плесени"Эмма не могла убежать от прозы жизни, даже основной мотив самоубийства - нехватка денег на красивую жизнь - остат очно развеял иллюзии. Разбитые представления о супружеской жизни как романтический полет души, погибла мечта об идеальной любви, надежды хоть"жалкого счастья"было потолочене. Рудольфом,. Леоном и. Лере. Одна ково закончились все надежды героини, все три истории ее нравственно-духовного упадокї морально-духовного занепаду.

. Композиция произведения циклическая:

I часть - жизнь. Эммы и. Шарля в браке; свадьбы

II часть - знакомство с. Леоном, отношения с. Рудольфом

III часть - взаимоотношения с. Леоном, смерть героини

Флобер скорее сочувствовал. Эмми, чем осуждал ее. Писатель в стремлении быть беспристрастным произвел необъективный стиль. В книге не было лирических отступлений, авторских комментариев и вмешательств. Действительность по оказана с точки зрения разных персонажей. Представленные образы-символы (свадебный букет, печать с девизом"Любовь в сердце", зеленый шелковый портсигар, расписка от мадам. Лампрер, дорожные принадлежности, песня нищету ака т.д.). Так, песня нищего символизировала путь и финал нравственного падения героини. В. Флобера описаний очень мало, преобладали детали. Мы не найдем развернутого описания внешности героини, передано лишь вр аження от нее. Шарля,. Леона,. Рудольфа. Авторское отношение наблюдалось лишь в отборе характерных деталей и тонких оттенков слов. Для прозаика принципиально важным было отсутствие прямолинейно сформ. Ован авторской позиции, ведь читатель имел все понять и оценить сагнути і оцінити сам.

. Шарль. Бовари был завершенным образом, в котором воплощены ограниченность и мещанская самодовольство. Но оказалось также, что этот примитивный и смешной. Шарль был способен на глубокое и сильное чувство, он продолжал любить и жену даже после ее смерти, а раскрытие того, что она ему изменяла, привело его к тихому идиотизма. Он начал вызывать не только иронический смех, но и сочувствие, стал трогательныхим.

. Священник. Бурнизьен . Общественная функция священника - быть наставником, уметь исцелять страждущие души. Но он меньше к этому был способен. У него лучше получается лечить коров. Среди своих прихожан он имел репутацию хорошего в ветеринара. Когда. Эмма, переживая душевный кризис, обратилась за советом к своему духовному пастырю, он посоветовал ей выпить воды с сахаром. Итак, это еще одна из гримас"быта провинциипровінції".

. Рудольф . Разочарованная. Эмма, сначала подсознательно, а потом на практике изменила. Шарлю. Она надеялся, что хотя бы любовник действительно ее мечты, но опять ошиблась. Рудольф - эгоистичный самец, который смотрел на женщин к как на развлечение. В любви. Рудольфа не было ничего романтического, а только поиск телесных наслаждений. Эмма не чувствовала фальши его словам. Отвращение к. Шарля толкнула ее в объятия этого циничного донжуана. От варительно го она ждала широких жестов, но ее избранник - человек другого типа, чем тот, которым она представляла, и результатом ее очередного разочарования стал нервный зрий зрив.

. Леон - второй любовник. Эммы, полная противоположность предыдущему. Этот юноша привлекал ее своей чистотой, неопытностью в сердечных делах. Вот кто будет любить ее - это станет наградой за все ее страдания. С ним она полностью бы воплотила свою мечту. Однако это счастье - лишь видимость. Реальность снова готовила. Эмми сокрушительный удар, на этот раз смертельный. Леон оказался слабым человеком, ему пообещали повышению я по службе с условием, что он никогда больше не увидится с любовницей. Леон согласился ее также обременяли финансовые проблемы. Это стало причиной ареста и распродажи имущества. Боварина. Боварі.

. Ростовщик. Лере - очень обычный, будничный и мелкий хищник, паук, тихонько плел свою паутину, в которой и запуталась неопытная. Эмма. Выждав момент, он накинул на свою жертву паутину и стал непосредственно причиной ее самоубийства.

. Основная мысль произведения: в жизни человек должен иметь свой идеал, стремиться к чему-то светлому, чистому. Человек должен верить в реальность своей жизни, видеть и ценить его красоту, прелесть. Психологизм. Флобера граничил с натур ралистичним изображением действительности, но главным для него оставалось социальное. Поэтому это не просто зарисовка из жизни отдельного человека или провинции, а широкая картина жизни. Французского обществтва.

«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера

В романе «Госпожа Бовари» герои - это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа - Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась о красивой . Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа. Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах. Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но на самом деле презирает его, считая недостойным такой красавицы, как она.

Муж Эммы, Шарль Бовари - деревенский врач. Он не очень умен, зато очень добр. Муж любит Эмму нежной любовью и заботится о ней, как только может, часто во многом отказывая себе самому ради нее. Ради Эммы он ссорится, например, со своей матерью, которая считает, что Эмма плохая хозяйка. Ради Эммы он переезжает в городок Ионвиль и начинает свою карьеру сначала, хотя ему хорошо жилось и работалось врачом в деревне, здесь его уважали.

Шарль скромен, робок, честен, часто он не может постоять за себя перед другими, карьера дается ему с трудом. Здесь бы ему могла помочь Эмма, у которой бойкий, решительный и целеустремленный характер. Но Эмма совсем не ценит достоинства мужа и слепо не замечает его любви.

Образ госпожи Бовари сочетает эгоистичность и черствость по отношению к близким: мужу, дочери, с большой страстностью и силой любви, которые она направляет на своих любовников. Сначала она сходит с ума по Родольфу и хочет сбежать с ним на край света. Второй любовник Эммы, Леон, тоже поддается ее чарам, поначалу она дарит ему большое . Но Эмма любит больше свои мечты, чем реальных людей. Чтобы создавать иллюзию мира, который ей нравится, она тратит деньги семьи, швыряя их налево и направо, обманывает мужа, залезает в долги.

Любовники Эммы Родольф и Леон - разные люди. Родольф хитер, сладострастен, расчетлив. Леон поначалу романтичен, пылок, Эмма - его давняя юношеская любовь. Но оба любовника Эммы в итоге выбирают спокойное и сытое существование, а не любовные бури. А когда Эмма разоряется и приобретает репутацию гулящей женщины, оба дружно предают ее,. В финале героиня кончает жизнь самоубийством, даже не подумав, как это будет переживать ее , что будет с дочкой Бертой.

Композиция романа «Госпожа Бовари» имеет несколько характерных черт: очень длинную экспозицию, которая позволяет понять психологические мотивации дальнейших поступков героини. Также роман не заканчивается со смертью героини, а продолжается еще несколькими главами, в которых показаны последствия поступков уже умершей героини.

Практически каждая деталь, каждый эпизод и действие главных героев кладут еще один «кирпичик» в логическую концепцию романа и психологическую картину провинциального общества. Автор очень тщательно прорисовывает характеры героев и детали их быта. Им с потрясающей убедительностью воссоздан колорит французской провинции 19-го века, показана бездушная буржуазная атмосфера добропорядочного с виду общества.

История создания «Госпожи Бовари» растянулась у автора Гюстава Флобера на десять лет. После выхода книги он был привлечен к суду, книгу сочли оскорбительной для общества. Среди новых на то время художественных приемов в романе был натурализм (автор с беспощадной правдивостью описывает мучительную смерть Эммы от яда). Также в книге нет ни одного однозначно положительного героя, здесь, по сути, не с кого брать пример - и это казалось оскорбительным критикам того времени.

Сочинение на тему | Октябрь 2015


Похожие сочинения:


Роман «Госпожа Бовари» Флобера сразу же ввел в круг самых известных и популярных писателей Франции. Немало способствовал этому скандал с судом над романом. Однако читающая и мыслящая Франция по достоинству оценила дарования автора и возвела его в ранг живого классика.

Полистаем роман. Маленький провинциальный городок. Приземленная жизнь его обитателей. Ни одного героического характера. Все мелко, ничтожно, пошло. Молодая, красивая Эмма Бовари, дочь богатого мельника. Воспитывалась в пансионе. Начиталась романов о рыцарях, великосветских салонах, рыцарской любви. Жизнь в доме отца, в окружении заурядных людей показалась беспросветно унылой. Вышла замуж за местного врача, переехала в город. Муж оказался по-телячьи добрым, любящим, но без всякого честолюбия, без всяких признаков дарований.

Ожидание чего-то необыкновенного. Вот, вот покажется полоска белого паруса. Кто-то придет, принесет ей счастье, вырвет ее из унылого и беспросветно пошлого быта. Но никто не приходил, ничего необычного не случалось.

Однажды пришло приглашение на бал к местному вельможе. Сколько надежд, сколько мечтаний сопряжено с этим балом! Но бал прошел, и ничего не изменилось. Правда, один светский лев обратил на нее внимание. Предприняты все средства обольщения. «Лев» понял, с кем имеет дело (кругозор и вкусы «мещаночки»), и обставил дело ухаживания всеми атрибутами романтической влюбленности.

Вступив на скользкую стезю адюльтера, Эмма все больше погружается в болото лжи, постоянных обманов.

Тайно от мужа для своих похождений берет деньги в кредит, подписывает долговые обязательства, не задумываясь над тем, к чему это может привести. Смутно чувствует, что вся эта любовь, о которой ей твердят любовники, - сомнительная, ненастоящая любовь, что все это что-то грязное и недостойное, но уже остановиться не может и все больше и больше погружается в нравственную трясину.

Как финал - требование заимодавца о немедленной уплате долгов. Метания обезумевшей женщины. Отказ любовников от помощи. Стыд разоблачения перед мужем, которого долго и подло обманывала; наконец - мышьяк и мучительная смерть.

Шарль Бовари, муж этой женщины, - самый заурядный человек, простой, доверчивый, любящий, всем всегда довольный. Он не знал духовных притязаний своей супруги, вряд ли их мог бы и понять. Он был крайне потрясен всем случившимся. И даже теперь он не мог понять своей жены. Ее внутренний мир ему так и остался недоступным. Встретив Рудольфа (светского льва любовника Эммы), он мучительно всматривается в него, чтобы понять, чем тот очаровал его жену, каким должен был бы быть он, Шарль, чтобы нравиться жене. Из всех пошлых людей, заполнивших роман Флобера, единственным -героическим» лицом оказался Шарль Бовари - «негероическим героем».

Она любила только розы,

А я любил − левкой,

Она любила шум и грозы,

А я любил − покой.

В.П. Жадовский

Я считаю, что роман Гюстава Флобера "Госпожа Бовари" является одним из самых ярких произведений мировой литературы. Согласно опросу, проведенному в 2007 году, читатели поставили роман Флобера "Госпожа Бовари" на второе место после "Анны Карениной" среди самых популярных произведений, повествующих о трагичной судьбе женщины. Впервые "Госпожа Бовари" была опубликована в 1856 году. Флобер работал над своим детищем в течение пяти лет, тщательно выписывая каждую фразу, детально прорисовывая характер, поведение, образ жизни героев и место, где развиваются события. ("Я пять дней просидел над одной страницей"). Роман стал литературным дебютом Флобера и снискал себе скандальную славу за безнравственное отношение к общественным ценностям. Однако это произведение обозначило новое течение в рамках французского реализма, переходящее в натурализм. Своим романом Флобер бросил вызов таким мастодонтам французского реализма, как О. Бальзак и А. Стендаль. Впоследствии Э. Золя назовет "Госпожу Бовари" кодексом современного романа. И действительно, если в произведениях писателей, заложивших основы реализма, главный герой противопоставлен насквозь прогнившему буржуазному обществу, символом которого становится Париж, то Флобер ставит перед собой иную задачу: он хочет описать реальную картину мира, такой, какая она есть. Его герой не отделен от среды, он часть этой среды, а провинция не является антитезой Парижу, она равна ему. Париж в романе Флобера − это город, формирующий в человеке пошлые жизненные ценности и идеалы. Париж − это столица, именно на нее равняются все жители страны, а потому ее принципами и идеями заражено все французское общество, которое и высмеивает автор на страницах своего романа. Эта мифологема стала ключевой в нравственном падении Эммы. Например, если мы обратимся к отрывку, выбранному нами для анализа, то увидим следующее: "−Понимаете, это очень неприлично!//−Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают ! Это был для неё самый веский довод ". Таким образом, Флобер низводит Париж до уровня провинциального городка, который существует в стандартных рамках и в котором нет места настоящим чувствам и эмоциям, поэтому время в нем остановилось, а все персонажи "Госпожи Бовари", сформированные этим пространством, становятся пошлыми и обыкновенными. В романе отсутствует идеальный герой. Разве что Шарль, муж Эммы, может претендовать на живого человека, и то лишь потому, что он искренне любит свою жену, ищущую страсти. Эмма − книжный трафарет. Она мечтает устроить свою жизнь таким образом, как это было описано в сентиментально-романтических произведениях, которые она читала, будучи в монастыре. Её любовники − это жалкие пародии на книжных персонажей, которые при столкновении с реальностью растворяются в ней. Родольф − это пародия на байроновского героя, а Леон − на персонажа из сентиментального романа. Они, как и Эмма, лишь воображают свою жизнь. Например, Леон при встрече с Бовари в гостинице очень часто говорит о своих мечтаниях, но ничего не может рассказать о своей реальной, настоящей жизни: "я мечтал : а вдруг вы приедете в Париж; он ощущал потребность в самопожертвовании; он тоже мечтал только о покое могилы; хотелось быть такими, какими они себя изображали: оба создали себе идеал и к этому идеалу подтягивали свое прошлое".

Действие романа, который взорвал нравственность французского общества того времени, происходит в годы Июльской монархии, знаменитой господством буржуазии, мещанскими взглядами на жизнь, а потому большинство персонажей "Госпожи Бовари" − это буржуа, люди, сосредоточенные на материальной стороне жизни и верящие только в расхожие ценности. Для Флобера буржуа − это синоним слову мышление, то есть определенное мировосприятие, которое ограничено сытой жизнью, роскошными домами, раутами, пустыми разговорами, пышными нарядами. Чтобы наиболее полно отразить систему ценностей французского общества той эпохи, Флобер помещает своих героев в провинциальный городок (Тост − Ионвиль − Руан), где время замирает и герои не получают никакого внутреннего развития. М.М. Бахтин, анализируя хронотоп романа, то есть взаимосвязь временных и пространственных отношений, говорит о том, что провинциальный мещанский городок с его затхлым бытом − чрезвычайно распространенное место свершения романных событий в XIX веке. В таком городе не происходит каких-либо значимых действий, способных изменить жизнь героев. Здесь время лишено поступательного исторического хода, оно движется по очень узкому кругу: изо дня в день повторяются те же бытовые действия, те же темы разговоров, те же слова. Люди в этом времени едят, пьют, спят, интригуют, сплетничают. Время бессобытийно и потому кажется почти остановившимся.

Деромантизация, которая прослеживается на протяжении всего развития сюжета, особо остро видна в сцене, происходящей в руанском соборе, куда приходит Эмма, чтобы попрощаться со своей мечтой обрести настоящую любовь и идеального мужчину, способного подарить ей женское счастье. Этому эпизоду в соборе предшествует описание чудесного летнего утра, когда Леон должен встретить Эмму и соблазнить её. Флобер очень тонко соединяет высокое и низкое, желаемое и действительное: "лучи солнца, косо падавшие на собор <...> в голубом небе летали стрижи; на площади пахло цветами <...> в центре журчал фонтан". Затем картина резко меняется, и Флобер возвращает героя на землю, в грубую реальность: "под широкими зонтами, окруженными пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок". Подойдя к собору, Леон встречает роскошно разодетого привратника ("в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица"), который как будто открывает для него ворота рая, где он наконец-то обретет свою мечту. Оказавшись в соборе, Леон начинает воображать Эмму: "она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели <...> она появилась, как ангел, в благовонном дыму". Эмма Бовари становится неким небесным существом, рождение которого происходит на небесах: она создана для любви и поклонения. Анализируя этот эпизод, я вспомнила стихотворение А.А. Блока "Вхожу я в тёмные храмы" из цикла "Стихи о Прекрасной Даме". Лирический герой надеется повстречать свою идеальную возлюбленную именно в храме. Он связывает этот образ с Девой Марией: "О, Святая , как ласковы свечи, // Как отрадны Твои черты! // Мне не слышны ни вздохи, ни речи, // Но я верю: Милая Ты ". Однако Эмме Бовари не удается стать идеальной женщиной, потому что её любовь носит плотский характер. В эпизоде происходит дехристианизация религиозных ценностей, что подчеркивает их ложность. Для Флобера и религия становится лишь красивым украшением, которое отделяет человека от реальности. Поэтому церковь становится "будуаром" для интимных встреч двух людей, жаждущих не духовного очищения, а плотских утех, любовь становится опошленной, она связана только с физиологией человека. Флобер меняет полюса: положительное приобретает негативную, сниженную коннотацию. Собор в представлении романистов − это символ духовного мира человека. В пространстве собор занимает вертикальное положение, соединяя земное и духовное начала. Он является своего рода лестницей, позволяющей человеку приблизиться к богу. В романе это самая наивысшая точка пространства, откуда должно было пойти духовное восхождение, или возрождение, главной героини, что позволило бы ей обрести бессмертие в любви к богу. Однако этого не происходит, и собор становится предвестником окончательной гибели Эммы. Она появляется в черной накидке, что, безусловно, символизирует траур в ее душе: она потеряла всякую надежду на любовь, а потому уже похоронила себя заживо ("Эмма была бледна"). В последний раз она обращается за помощью к тому, кто может протянуть ей руку помощи − Божьей матери, потому что, когда она обратится за спасением к Родольфу и Леону, прося у них денег для оплаты своих долгов, они откажут ей в этом. Но Флобер тут же высмеивает и этот поступок Бовари, называя его ханжеским: "Эмма молилась или, вернее, старалась молиться; она надеялась, что вот сейчас её осенит, и она примет решение, уповая на помощь свыше <...> всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию". Этот порыв к поистине настоящему сопровождается "равнодушной болтовней" привратника, что делает невозможным духовное движение Эммы наверх. А потому прежде чем они покинут руанский собор и сядут в "громоздкую колымагу", привратник предскажет ей страшный конец, перечислив основные картины библейских сюжетов: "Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной ".

Таким образом, мы приходим к выводу, что сцена в соборе является наивысшей пространственно-временной точкой романа, которая окончательно низвергает Эмму в бездну порока и пошлости.

Приложение 1

"Было чудесное летнее утро. В витринах ювелиров отсвечивало серебро; лучи солнца, косо падавшие на собор, скользили по изломам серых камней; в голубом небе вокруг стрельчатых башен летали стрижи; на шумной площади пахло цветами, окаймлявшими мостовую: розами, жасмином, гвоздикой, нарциссами и туберозами, росшими в беспорядке среди влажной зелени котовика и воробьиного проса; в центре площади журчал фонтан; под широкими зонтами, окруженные пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок.

Молодой человек взял букет <...> У левых дверей на середине притвора под Пляшущей Мариам стоял в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица, привратник.

<...> В чаше со святой водой отражался неф вместе с нижней частью стрельчатых сводов и кусочками цветных стёкол. Отражение росписи разбивалось о мраморные края чаш, а дальше пестрым ковром ложилось на плиты пола. От трёх раскрытых дверей тянулись три огромные полосы света. Время от времени в глубине храма проходил ризничий и, как это делают богомольные люди, когда торопятся, как-то боком опускался на колени напротив престола. Хрустальные люстры висели неподвижно. На хорах горела лампада. Порой из боковых приделов, откуда-то из темных углов доносилось как бы дуновение вздоха, и вслед за тем стук опускающейся решетки гулко отдавался под высокими сводами.

Леон чинно прохаживался у самых стен. Никогда ещё жизнь так не улыбалась ему, как сейчас. Вот-вот, украдкой ловя провожающие ее взгляды, взволнованная, очаровательная, войдет она, и он увидит её золотую лорнетку, платье с воланами, прелестные ботинки, она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, которое ему еще внове, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели. Вся церковь расположится вокруг неё громадным будуаром; своды наклонятся, чтобы под их сенью она могла исповедаться в своей любви; цветные стекла засверкают еще ярче и осветят её лицо; кадильницы будут гореть для того, чтобы она появилась, как ангел, в благовонном дыму.

<...> Но вот по плитам зашуршал шелк, мелькнули поля шляпки и чёрная накидка...Она! Леон вскочил и побежал навстречу.

Эмма была бледна. Она шла быстро.

− Прочтите!..− сказала Эмма, протягивая ему листок бумаги. − Ах нет, не надо!

Она отдернула руку, пошла в придел во имя Божьей матери и, опустившись на колени подле стула, начала молиться.

<...> Всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию, а скульптуры, за могильные плиты, за малейший предлог.

<...> Но тут Леон вынул второпях из кармана серебряную монету и схватил Эмму за руку.

<...> −Ах, Леон!.. Я право, не знаю..Мне нельзя..

Она кокетничала. Потом сказала уже серьезно:

−Понимаете, это очень неприлично!

−Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают!

Это был для неё самый веский довод.

−Выйдите хотя бы через северные двери! − крикнул им с порога привратник. − Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной .

−Куда ехать? − осведомился кучер.

−Куда хотите! − подсаживая Эмму в карету, ответил Леон.

И громоздкая колымага пустилась в путь". (Г.Флобер. Госпожа Бовари, стр.214-218, часть третья).

Список используемой литературы

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. − М., 1997
  2. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002
  3. А. Блок. Лирика. Театр. − М., 1981
  4. Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999
  5. История всемирной литературы: в 9тт. − М., 1987
  6. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. СПб., 2014
  7. Реизов В.Г. Творчество Флобера. − М., 1955
  8. Флобер Гюстав. Собрание сочинений в 2-х томах. Т.1. Госпожа Бовари. − М., 1998
  9. http// www.tvkultura.ru: Игра в бисер с Игорем Волгиным

В романе “Госпожа Бовари” герои – это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа – Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась книг о красивой жизни. Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа. Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах. Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но на самом деле презирает его, считая недостойным такой красавицы, как она.

Муж Эммы, Шарль Бовари – деревенский врач. Он не очень умен, зато очень добр. Муж любит Эмму нежной любовью и заботится о ней, как только может, часто во многом отказывая себе самому ради нее. Ради Эммы он ссорится, например, со своей матерью, которая считает, что Эмма плохая хозяйка. Ради Эммы он переезжает в городок Ионвиль и начинает свою карьеру сначала, хотя ему хорошо жилось и работалось врачом в деревне, здесь его уважали.

Шарль скромен, робок, честен, часто он не может постоять за себя перед другими, карьера дается ему с трудом. Здесь бы ему могла

Помочь Эмма, у которой бойкий, решительный и целеустремленный характер. Но Эмма совсем не ценит достоинства мужа и слепо не замечает его любви.

Образ госпожи Бовари сочетает эгоистичность и черствость по отношению к близким: мужу, дочери, с большой страстностью и силой любви, которые она направляет на своих любовников. Сначала она сходит с ума по Родольфу и хочет сбежать с ним на край света. Второй любовник Эммы, Леон, тоже поддается ее чарам, поначалу она дарит ему большое счастье. Но Эмма любит больше свои мечты, чем реальных людей. Чтобы создавать иллюзию мира, который ей нравится, она тратит деньги семьи, швыряя их налево и направо, обманывает мужа, залезает в долги.

Любовники Эммы Родольф и Леон – разные люди. Родольф хитер, сладострастен, расчетлив. Леон поначалу романтичен, пылок, Эмма – его давняя юношеская любовь. Но оба любовника Эммы в итоге выбирают спокойное и сытое существование, а не любовные бури. А когда Эмма разоряется и приобретает репутацию гулящей женщины, оба дружно предают ее,. В финале героиня кончает жизнь самоубийством, даже не подумав, как это будет переживать ее семья, что будет с дочкой Бертой.

Композиция романа “Госпожа Бовари” Имеет несколько характерных черт: очень длинную экспозицию, которая позволяет понять психологические мотивации дальнейших поступков героини. Также роман не заканчивается со смертью героини, а продолжается еще несколькими главами, в которых показаны последствия поступков уже умершей героини.

Практически каждая деталь, каждый эпизод и действие главных героев кладут еще один “кирпичик” в логическую концепцию романа и психологическую картину провинциального общества. Автор очень тщательно прорисовывает характеры героев и детали их быта. Им с потрясающей убедительностью воссоздан колорит французской провинции 19-го века, показана бездушная буржуазная атмосфера добропорядочного с виду общества.

История создания “Госпожи Бовари” Растянулась у автора Гюстава Флобера на десять лет. После выхода книги он был привлечен к суду, книгу сочли оскорбительной для общества. Среди новых на то время художественных приемов в романе был натурализм (автор с беспощадной правдивостью описывает мучительную смерть Эммы от яда). Также в книге нет ни одного однозначно положительного героя, здесь, по сути, не с кого брать пример – и это казалось оскорбительным критикам того времени.


(Пока оценок нет)



“Госпожа Бовари”, анализ произведения Флобера

Related posts:

  1. В романе “Госпожа Бовари” действие происходит во французской провинции. Главная героиня – Эмма Бовари, дочь фермера. Она вышла замуж за деревенского врача. Эмма мечтательна и...
  2. Французский реализм 19 столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап – становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х –...
  3. Молодой лекарь Шарль Бовари впервые увидел Эмму Руо, когда его вызвали на ферму её отца, сломавшего ногу. На Эмме было синее шерстяное платье с тремя...
  4. “Измена” – это одна из новелл, входящих в роман “Конармия”, написанный Бабелем. В этом романе описываются беспорядки в русской армии, ее бедность и бесхозность во...
  5. Простежте основні етапи творчого шляху Г. Флобера. Розкрийте особливості світогляду і об’єктивного методу Г. Флобера. Перехід від романтизму до реалізму. Друга половина XIX століття у...
  6. Литературное чтение 4 класс – И. Н. Лапшина – Освіта 2015 Произведения зарубежных писателей Редьярд Киплинг (1865-1936) – известный английский писатель. Долгие годы жил и...
  7. Среди поэтов “серебряного века” мне больше нравится И. А. Бунин, потому что он выражает свои чувства, мысли, преживания очень легко и краисиво. Бунин считается самым...
  8. “Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал,...