Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Традиционные китайские музыкальные инструменты. Картины Ван Кундэ

Традиционные китайские музыкальные инструменты. Картины Ван Кундэ

Китай – страна загадок. Кажется, что он открыт для изучения, но это только на первый взгляд. Когда пытаешься узнать что-то новое об этой стране, понимаешь, что узнаешь только вершину айсберга, так все взаимосвязано и переплетено. Давайте поговорим об эрху, который так мало распространен в российской культуре, но который по праву составляет культурное мировое наследие.

– один из важнейших китайских струнных инструментов. Он является одной из «составляющих» большого семейства струнных инструментов. Всем известные скрипка и виола также входят в это семейство. Семейство это очень разнообразно: в него входят не только простые однострунные скрипки, но и очень сложные струнные инструменты. Ближайшие родственники эрху из наших степей - хакасский икили и алтайский игиль. Итак, эрху – это оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Название инструмента не случайно, оно происходит из двух китайских слов – "эр" - два, "ху" – смычковый.

Строение эрху

Корпус инструмента деревянный. Он представляет собой ящик-резонатор. Цилиндрический резонатор снабжен мембраной из кожи змеи. От корпуса идет длинное ответвление, которое называется шейка. Ее роль - поддерживать корпус и струны. На конце шейки находятся настроечные колки. От них зависит высота звучания инструмента. От настроечных колок к корпусу тянутся две шелковые струны, на которые непосредственно играют. Для этого имеется смычок, изготовленный из бамбукового стебля. Струна смычка сделана из конского волоса. Смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. Общая длина эрху – около семидесяти сантиметров.

Кстати, а вы знали что сверхспособности человека становятся все более реальны, благодаря научным прорывам и высоким технологиям. Более подробно об этом можно почитать вот тут http://selfpickup.ru/samorazvitie/sverxsposobnosti.html

Тональный диапазон инструмента – около трех октав. Голос эрху мягкий и выразительный. Эрху используется не только в качестве аккомпанемента и ансамблевого инструмента в вокальной и инструментальной музыке. С 20-х годов прошлого столетия эрху является также сольным инструментом, для него создано множество сольных произведений.

Какова техника игры на эрху?

Во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки тетиву смычка. При игре пальцами левой руки используется определенный музыкальный прием, который называется «поперечное вибрато». Он заключается в том, что струна как бы продавливается вниз. Этому способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны.

Музыкантам-струнникам известно, что смычок необходимо постоянно натирать канифолью. Делается это для того, чтобы облегчить игру на инструменте и избежать «дребезжания». Смычок эрху довольно трудно «канифолить» из-за особенностей конструкции инструмента. Однако китайские музыканты нашли выход - они используют расплавленную канифоль, которую капают на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора. Затем «канифолят» смычок.

История эрху насчитывает более тысячи лет. Несмотря на повсеместное распространение в современном Китае, эрху не является исконно ханьским инструментом. Хань или ха́ньцы (или в целом, кита́йцы) - крупнейший по численности народ на Земле (19 % общего населения), крупнейшая этническая группа Китая (около 92 %). Исторически в русском языке так именуются китайцы.

Китайский струнный смычковый музыкальный инструмент эрху, считается инструментом который может передать самые нежные и трогательные эмоции души. Его часто называют китайской скрипкой. Дословно «эр»-«два», «ху»-«смычковый». Имеет диапазон около трех октав

История происхождение эрху

Проследить историю инструмента от начала создания довольно сложно. Эрху кочевой инструмент и географически изменял своё местоположение вместе с племенами кочевников. Установлено, что возраст его более 1000 лет. Особое распространение китайский народный инструмент эрху получил во времена династии Тан, примерно в VII-X в.в. нашей эры.

С начала XX столетия инструмент используется сольно. В КНР распространен в сельской и городской местности повсеместно на юге, а на севере страны большей популярностью пользуется очень схожий инструмент (только с четырьмя струнами), называющийся сыху.

Где используется

В традиционном китайском театре актеры не только владеют ораторским искусством, но и являются прекрасными музыкантами. Поэтому музыкальный инструмент эрху широко используется в драматических постановках и китайской опере. Кроме того, ни один симфонический оркестр КНР не обходится без певучего звучания этого китайской скрипки.

Одним из самых известных исполнителей является Джордж Гао. Именно он популяризировал инструмент. В настоящее время на эрху, кроме фольклорных мелодий, исполняют джазовые композиции, сливающиеся с этническими напевами. Некоторые рок и фолк группы так же применяют инструмент при исполнении своих песен.
В китайской традиционной музыке скрипка эрху и флейта Сяо имеют прекрасное созвучие духового и струнного инструмента.

Устройство инструмента

Древние китайские скрипки эрху были примерно 50-60 см в длину. В настоящее время инструмент изготавливают с длиной шейки около 81 см.

Основные части:

  • Корпус (резонатор) – имеет шестигранную или цилиндрическую форму. Изготавливается из древесных пород (палисандра, красного дерева). К корпусу прикреплена дека-мембрана из кожи змеи.
  • Две струны — обычно металлические или из жил. Соединяются с шейкой скобкой из металла, а с декой М-образной подставкой.
  • Шейка эрху — на неё крепятся струны. Наверху шейки находится отогнутая головка с двумя колками.
  • Смычок – имеет изогнутую форму. Струна смычка изготавливается из конского волоса, а остальная часть из бамбука.

Самой главной отличительной чертой этой двухструнной скрипки служит то, что смычок закрепляется между двух струн. Получается, что смычок становится неразделим с основным инструментом.

При обработки смычка канифолью, смолу наносят на верх цилиндрического корпуса. После остывании вещества, смычок канифолят, прикасаясь к резонатору. Смычок нужно тщательно натирать, чтобы избежать дребезжащего звука.

Как играть на эрху: Способ игры

В Китае считается, что начинать обучение на эрху можно с четырехлетнего возраста.

Когда играют, сам инструмент находится в вертикальном положении. Правой рукой играют смычком, а пальцами левой руки нажимают на струны (обязательное условие — не прижимать к шейке). Музыкант при игре опирает ножку инструмента в колено.

При игре используется специфический прием. Принцип его в том, что при игре пальцами левой руки струна давится вниз. Такой способ был назван «поперечное вибрато».




Один из самых популярных традиционных китайских музыкальных инструментов - «эрху» - своим звучанием способен передать даже великую трагедию. Независимо от того, быстрый или медленный музыкальный темп - инструмент эрху производит меланхоличный звук, бесподобно красивый, но всё же грустный.

Музыка в Китае, не менее древняя, чем сама 5000-летняя цивилизация страны, изначально была предназначена не для развлечения, а для очищения мыслей. По традиционному поверью считалось, что звук может воздействовать на вселенную и приводить её в гармонию.

Сыновья благородных семейств были должны изучать музыку как один из четырёх обязательных предметов. Таким образом, тот, кто исполнял музыку лишь для развлечения, не пользовался большим уважением.

В этой культуре появился эрху.

По сравнению с традиционными китайскими инструментами, эрху молод - его история насчитывает всего 1000 лет. Он был завезён в северные районы Китая не ханьскими племенами, и его название дословно означает «двухструнный варварский инструмент» из-за его происхождения среди национальных меньшинств. Крестьяне играли на нём народные песни, описывающие повседневную жизнь, вроде ловли рыбы и выпаса скота.

С течением времени эрху стали часто использовать в ансамблях или в оркестре Пекинской оперы, но он все же не пользовался достаточным уважением, и его не использовали в качестве сольного инструмента.

Эрху стал одним из самых популярных и узнаваемых китайских инструментов, и многие западные жители испытали на себе его обаяние во время первого всемирного показа по телевидению «Новая династия Тан» (ТВ НДТ) Гала-концерта, посвященного китайскому Новому Году в 2004 г.

В этих красочных представлениях с помощью музыки и танца была показана подлинная традиционная китайская культура. В 2006 г. концерты прошли в 32 главных городах по всему миру, а в 2008 г. они пройдут в более, чем 50 городах; ожидается, что общее число зрителей, побывавших на нём, достигнет полумиллиона человек.

На концертах эрху, очаровавшая зрителей мягким выразительным звуком, завоевала большую популярность. Знаменитая исполнительница эрху, госпожа Ци Сяочунь, выступающая с соло на эрху на концертах, посвященных китайскому Новому году, научилась играть на инструменте у своего отца.

«Когда мне было шесть лет, мой отец начал учить меня игре на эрху и занимался со мной каждый день. Места у нас было немного, и, чтобы не беспокоить наших соседей, он брал меня учиться в близлежащий парк», - говорит она.

Ранние дни обучения Ци Сяочунь были тяжёлыми. Отец обучал её под открытым небом в течение года, в любую погоду. Она говорит, что считала его «самым жестоким отцом в мире», пока не начала понимать его глубокую любовь к музыке и «подавленную страсть», стоящую за ней.

«Во время уроков нас часто окружали толпы людей, внимательно следивших за нами и слушавших нас в течение многих часов, кивая головой и притопывая ногами. Теперь я понимаю, почему мой отец терпел такие мучения, чтобы сделать из меня музыканта эрху - он хотел, чтобы я унаследовала сердце и душу китайского искусства и с помощью музыки давать надежду, радость и внутреннюю силу тем, кто стремится к свету и красоте, несмотря на неблагоприятные условия. Он был великим отцом».

Хотя эрху иногда называют двухструнной скрипкой, сидящий музыкант держит её на коленях вертикально, а не горизонтально. Её изготавливают из плотной древесины, например, из розового дерева или из чёрного (эбенового) дерева, и состоит она из маленькой звуковой коробки, покрытой змеиной кожей - традиционно кожей питона - и длинного тонкого грифа, слегка изогнутого на конце. Две стальные струны заменили традиционные шёлковые струны. Смычок из бамбука и белого конского волоса непрерывно движется между двумя струнами.

Эта маленькая коробка имеет много уникальных качеств, которые делают инструмент трудным для освоения. В ней отсутствует грифовая накладка, и, чтобы найти правильную ноту, струны надо прижимать так, чтобы не коснуться грифа. Звук издаётся, когда смычок, натёртый канифолью, чтобы увеличить трение, проходит между струнами, заставляя змеиную кожу вибрировать; для создания звука используются обе стороны смычка. Струны расположены так близко, что на них играешь, как на одной.

Первоначально используемый только в ансамбле или в традиционном китайском оркестре, позднее эрху был поднят Лю Тяньхуа (1895-1932) до ранга сольного инструмента. Лю ввёл новый смычок и новый способ перебора струн, поскольку он также обучался игре на западной скрипке. Это было ещё в те времена, когда эрху считался народным инструментом и не использовался «серьёзными» музыкантами. Его самая известная и ставшая сейчас классической мелодия имеет название «Вторая весна отражает луну».

Ци Сяочунь говорит, что древняя китайская культура поддерживала гармонию между небом и землёй и уважение к жизни и природе - ценности, которые нашли отражение в Представлении, посвященному китайскому Новому Году. Она говорит, что её работа - это её дар многим людям в Китае, которые разделяют любовь к музыке, подобную той, что испытывал её отец. Участие в Представлении помогает ей осуществить мечту её отца. «Я сегодня нахожусь на сцене ради того, что мой отец считал своей миссией в жизни: ради сохранения сущности и красоты традиционной китайской культуры для будущих поколений».

Пам Макленнан. Великая Эпоха

Традиционная китайская музыка отличается резкими тембрами, а в ансамбле, из-за плохой сочетаемости обертонов этот эффект обычно ещё и усиливается. Видимо, именно такие тембры китайцы находили приятными. Если послушать традиционную китайскую оперу, то можно оценить всю глубину пропасти между вкусами европейских и азиатских меломанов.

Мало того, одним из самых распространенных приемов при игре на традиционных китайских инструментах является вибрато, которое по сути тоже усиливает резкость тембра, повторяя два соседних звука (секунда — очень диссонантный интервал). А в траверсийной флейте ди китайцы даже сделали специальное отверстие, которое придает звучанию дополнительное дребезжание.

Наверное, именно благодаря тембрам китайская музыка кажется такой надрывной и щемящей.

Гучжэн

Гучжэн (guzheng) - это щипковый струнный инструмент, родственник цитры. Обычно у гучжэна от восемьнадцати до двадцати пяти струн, которые традиционно делались из шёлка, а теперь они чаще металлические. Наверное, раньше тембр гучжэна был намного более мягким. Интересно, что порожки на гучжэне можно передвигать, меняя настройку инструмента.

Цисяньсинь, или гуцинь (guqin) — инструмент с похожим тембром и строением, но с семью струнами. Манера игры на гуцине отличается от гучжэна множеством глиссандо.
Это очень древний инструмент — ещё два с половиной тысячелетия назад на нем играл Конфуций. Этот инструмент настраивается очень низко — это такой контрабас от китайских инструментов. Для гуциня была придумана своя собственная система нотной записи, поэтому сохранилась очень древняя музыка для этого инструмента. Жесты исполнителя — это часть музыкального произведения, они описываются в нотах. Каждое произведение имело какое-то внемузыкальное значение, обычно связанное с природой, часто сопровождалось стихами.

Пипа

Другой щипковый струнный инструмент — пипа, — по форме напоминает лютню. У пипы всего четыре струны. Считается, что пипа пришла в Китай из Центральной Азии.

Эрху

Эрху (erhu) — струнный смычковый инструмент. Это, наверное, самый популярный из традиционных китайских инструментов. У эрху всего две металлические струны. Смычок закреплен между струнами, составляя с эрху единое целое. Тембр у эрху мягкий, похожий на скрипичный.

Шэн

Шэн (sheng) — духовой инструмент, по звуку похожий на банданеон. Он состоит из тридцати шести (три октавы) бамбуковых или тростниковых трубок, «растущих» из подставки с мундштуком. Тембр шэна очень хорошо сочетается с тембрами других традиционных китайских инструментов, чего нельзя сказать об остальных инструментах.

Ди

Ди (dizi) — поперечная флейта с шестью дырочками. У этого инструмента есть интересная особенность — рядом с отверстием для вдувания воздуха находится еще одно, прикрытое тоненькой бамбуковой пленкой, благодаря которому у инструмента есть небольшой дребезжащий призвук.

Юэцинь

Юэцинь (月琴, yuèqín, т.е. "лунная лютня"), или жуань ((阮), - это разновидность лютни, с круглым корпусом-резонатором. У жуаня 4 струны и короткий гриф с ладами (обычно их 24). Встречаются также жуань с корпусом восьмиугольной формы. Играют на нём при помощи плектра. Инструмент обладает мелодичным звучанием, напоминающим классическую гитару, и используется как для игры соло, так и в оркестре.

В древности жуань называли "пипа" или "цинь пипа" (т.е. пипа династии Цинь). Однако после того, как предок современной пипа попал в Китай по Шёлковому пути во время правления династии Тан (около 5 в. н.э.), название "пипа" закрепилось за новым инструментом, а лютню с коротким грифом и круглым корпусом стали называть "жуань" - по имени игравшего на ней музыканта, Жуань Сяня (3й в. н.э.) . Жуань Сянь был одним из семи великих учёных, известных как "Семь мудрецов из бамбуковой рощи".

_____________________________________________________

Дицзы

Дицзы (笛子, dízi) - китайская поперечная флейта. Её также называют ди (笛) или хэнди (橫笛). Флейта ди является одним из самых распространённых китайских музыкальных инструментов, и её можно встретить и в ансамбле народной музыки, и в современном оркестре, и в китайской опере. Считается, что дицзы попала в Китай из Тибета во времена династии Хань. Дицзы всегда была популярна в Китае, что неудивительно, т.к. её легко сделать и несложно носить с собой.

Сегодня этот инструмент, как правило, изготавливают из высококачественного черного бамбука с одним вдувным отверстием, одним мембранным отверстием и шестью игровыми отверстиями, вырезанными по всей ее длине. На севере ди делают из чёрного (фиолетового) бамбука, на юге, в Сучжоу и Ханчжоу, - из белого бамбука. Южные ди, как правило, очень тонкие, лёгкие и обладают тихим звучанием. Впрочем, правильнее было бы называть ди "мембранной флейтой", поскольку её характерный, звонкий тембр обусловлен вибрацией тонкой бумажной мембраны, которой заклеено особое звуковое отверстие на корпусе флейты.

______________________________________________________

Цин

"Звучащий камень", или цин (磬) - один из древнейших инструментов Китая. Обычно ему придавали форму, схожую с латинской буквой L, поскольку её очертания напоминают почтительную позу человека во время совершения ритуала. Упоминается, что это был один из инструментов, на которых играл Конфуций. Во время династии Хань считалось, что звук этого инструмента напоминает монарху о воинах, которые погибли, защищая рубежи империи.

______________________________________________________

Шэн


Шэн (笙, shēng) - губной орган, язычковый духовой инструмент из вертикальных трубок. Это один из самых древних музыкальных инструментов Китая: его первые изображения датируются 1100 г. до н.э., а некоторые шэны времён династии Хань сохранились до наших дней. Традиционно шэн используется для аккомпанемента при игре на суона или дицзы.

______________________________________________________

Эрху

Эрху (二胡, èrhú), двухструнная скрипка, обладает, пожалуй,самым выразительным голосом среди всех смычковых струнных инструментов. На эрху играют как соло, так и в ансамблях. Это наиболее популярный струнный инструмент среди различных этнических групп Китая. При игре на эрху применяется множество сложных технических смычковых и пальцевых приемов. Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки.

Слово "эрху" состоит из иероглифов "два" и "варвар", поскольку этот двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям.

Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.

Пипа

Пипа (琵琶, pípa) - 4-струнный щипковый музыкальный инструмент, который иногда ещё называют китайской лютней. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата (район «плодородного полумесяца») на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. н. э. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже - в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям.

Название "пипа" связано со способом игры на инструменте: "пи" означает движение пальцев вниз по струнам, а "па" - обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.

Несколько схожих инструментов Восточной Азии происходят от пипа: японская бива, вьетнамская đàn tỳ bà и корейская бипа.

______________________________________________________

Сяо

(箫, xiāo) - вертикальная флейта, обычно изготавливающаяся из бамбука. Этот очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян (кяны) из юго-западного Китая. Представление об этой флейте дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Этот инструмент ещё более древний, чем флейта ди.

______________________________________________________

Сюаньгу

(подвесной барабан)
______________________________________________________

Пайсяо

Пайсяо (排箫, páixiāo) - разновидность пан-флейты. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в 20 в. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений этого типа инструмента.

______________________________________________________

Суона

Китайский гобой суона (唢呐, suǒnà), также известный под именем лаба (喇叭, lǎbā) или хайди (海笛, hǎidí), обладает громким и пронзительным звучанием и часто используется в ансамблях китайской музыки. Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях.

______________________________________________________

Кунхоу

Арфа кунхоу (箜篌, kōnghóu) - ещё один щипковый струнный инструмент, попавший в Китай по Шелковому пути из Западной Азии.

Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период.

Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. её возродили. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо (Синьцзян-Уйгурский автономный район) были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу.

______________________________________________________

Чжэн

Гучжэн (古箏, gǔzhēng), или чжэн (箏, "гу" 古 означает "древний") - это китайская цитра с подвижными, незакреплёнными подпоркам для струн и с 18 и более струнами (у современного гучжэна обычно 21 струна). Чжэн является предком нескольких азиатских разновидностей цитры: японского кото, корейского gayageum, вьетнамского đàn tranh.

Хотя оригинальное название этой картины - "Чжэн", изображён тут всё-таки гуцинь (古琴) - китайская семиструнная цитра. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет. Струн у гуциня 7.

С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли "отцом китайской музыки" и "инструментом мудрецов".

Раньше инструмент назывался просто "цинь", но к 20му в. этим термином стал обозначаться целый ряд музыкальных инструментов: схожий с цимбалами янцинь, семейство струнных инструментов хуцинь, западное фортепьяно, и т.д. Тогда приставка "гу" (古), т.е. "древний, и была добавлена к названию. Иногда также можно встретить название "цисяцинь", т.е. "семиструнный музыкальный инструмент".