Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Баня для горожан в средние века была. Вовсе не для помыться

Баня для горожан в средние века была. Вовсе не для помыться

Давно уже читал рассказа В. Солоухина о том, как ещё в советское время он побывал в немецкой общей бане и был впечатлён.

О теме немецкой помывки с эротическим уклоном без комплексов и вообще без ничего смотрим ниже

Многие русские при посещении Германии сталкиваются с серьезными культурными барьерами, разделяющими наши страны. Менталитет немцев очень сильно отличается от славянского. Это объясняется и культурными традициями, и более свободными европейскими взглядами. Самый сильный культурный шок у русских вызывают немецкие сауны и бани…

Совместные бани и сауны

Практически все сауны и бани в Германии совместные. Это значит, что мужчины и женщины, дети и старики - все парятся и моются вместе. Главная проблема для русских заключается в том, что делать это положено полностью голыми. Ни в парилку, ни в помывочную, ни в бассейн вас не пустят в купальнике или плавках. Также запрещены резиновые тапочки.


Немцы считают, что любая синтетика во влажной и горячей обстановке испаряет опасные химические соединения. Это наносит вред не только тому, кто одет в синтетическую купальную одежду, но и окружающим. В немецкую сауну вас просто не пустят в купальнике (или плавках, если вы мужчина).

Даже если вы будете смущенно прикрывать «причинные места», на вас будут удивленно смотреть, как на человека странного. Немцы совершенно не стесняются своей наготы. Мальчики-подростки могут спокойно купаться рядом с голыми мамами своих одноклассников, и никто ничего не усматривает в этом неприличного.

Этикет в немецких саунах

Мужчины, женщины, дети, престарелые люди - все моются голышом в одном помещении. В редких случаях в некоторых заведениях устраиваются отдельные дни для купания, но это может быть только раз в неделю. Во все остальные дни будьте добры отбросить ложный стыд!


Если вы войдете в помывочный зал в плавках, вам сделают замечание и укажут на дверь. Так что желающим посетить немецкую сауну следует настроиться на нудистский лад и прежде всего привыкнуть к своей собственной наготе. Русские люди, по природе гораздо более застенчивые, с трудом воспринимают такие порядки. Некоторые, даже прожив в Германии много лет, просто избегают посещения саун.


Но дело в том, что немецкие друзья или даже бизнес-партнеры могут запросто пригласить вас в домашнюю сауну. И в этом случае придется раздеться догола и париться вместе со всеми. Вести себя при этом следует адекватно: не краснеть, не прикрывать свои самые интимные места и, естественно, не разглядывать пристально фигуры окружающих.

Где можно прикрыться

Сауна в Германии разделена на 2 зоны. Первая - это собственно помывочный зал и парная. Их называют Textilfrei, что приблизительно переводится как «зона без одежды». В остальных помещениях - лаундж-зона, водные горки и бар - можно ходить, скромно обмотавшись полотенцем или в плавках. Кстати, не все немцы делают это. Многие продолжают беззастенчиво расхаживать в чем мать родила. Принять, а тем более, понять это способен не всякий русский.

Самое приятное

Сама процедура купания в таких местах очень приятная и расслабляющая. В общественных саунах нельзя громко говорить и вообще всячески шуметь. Это может помещать другим гостям наслаждаться отдыхом. Сидеть или лежать на полках можно только на специальных банных полотенцах, которые имеют длину 2 метра. Голой кожей к дереву прикасаться нельзя. Это не гигиенично.


Приходить к началу «ауфгусса» - выливанию камней - следует вовремя. Это важно. Во время ауфгусса сотрудник сауны поливает камни водой с медовыми, эвкалиптовыми или апельсиновыми аромамаслами и усердно разгоняет пар. Одновременно он развлекает посетителей: рассказывает им анекдоты, шутит. Выходить из зала в этот момент нельзя, чтобы не выпускать драгоценный пар. Можно выйти только в том случае, если вам стало плохо.


Затем можно приступать к купанию. В некоторых саунах во время ауфгусса включают приятную музыку, бесплатно раздают соли, кремы или кубики льда для кожи. После процедуры могут предложить чашку чаю, фрукты или мороженое. Все это уже включено в стоимость входного билета. Ауфгуссы в саунах проводятся по расписанию, поэтому принято приходить на них вовремя, чтобы не нарушать особую красоту церемонии.

В умах многих людей существуют стереотипы относительно гигиены европейского Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: «Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси…» — далее следует пространное описание культуры русских бань. Может быть у кого-то эти слова вызовут легкое недоумение, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее…

Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала — известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году.

Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна

Даем слово Фернану Броделю («Структуры повседневности: возможное и невозможное»):

— Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку.

Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных.

А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья.

То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно — поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ****, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться.

Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани... Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен ».

Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение «для благородных»:

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте — 10, Вене — 29, Бреслау/Вроцлаве — 12. Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы.

Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»? Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:

— Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год

Про мыло

Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы.

Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции — из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты — около 1200 года.

В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Вот современная реконструкция стандартной публичной «мыльни» XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в «Имени Розы» Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни — отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: «В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.»

А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века:

«Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу, женщины идут в понедельник и в среду и евреи идут в пятницу и в воскресенье.

Ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают, и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день.

Также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом, а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. — Так что паровые сауны тоже были.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в пост-ренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. «Малый ледниковый период» длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще — не по-пуританские это.

В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них» . В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Возрождение бань в Европе наступает уже в восьмом веке после завоевания ее арабами, они вновь принесли культуру восточной бани в покоренные страны.

Третье по счету появление бань в Европе приходится на вторую половину XVIII столетия. И на этот раз они приходят уже не с Востока, а из России. В средние века Европу захлёстывал ужас антисанитарии, эпидемия чумы, холера, а также всесторонняя грязь. Возродились же гигиенические процедуры во времена Петра первого. Он однажды, посетив Амстердам, построил бани для всех своих солдат. А уже после 1812 года русскую армию было не остановить. Поэтому бани были построены во всех освобождённых городах Европы. Но если говорить о России, то её жители никогда не отказывали себе в удовольствии побаниться. Забавно было смотреть на европейскую знать, которая заглушала зловоние тела маслами и духами, а также длинными палочками гоняла блох и вшей под огромными одеждами и париками. В это же самое время русские шли в баню. Под струей горячего пара и хлёсткого веника не выдерживало ни одно вредное насекомое.

Постепенно бани стали появляются в Англии, Германии и Дании, а позже во Франции, Италии, Швейцарии и других странах. Однако специфика русской парилки, ядреный русский пар калильной печи не был понят и принят в Европе, тем более такие процедуры русских, как ныряние в зимнюю прорубь или в снеговой сугроб. Сухой пар калильной печи был быстро заменен технически «усовершенствованным» способом получения мокрого пара в водогрейных котлах, который по трубам подавался в парильные отделения. Весь каскад русских банных приемов с использованием банных веников, растираний и массажей, употреблением богатой флоры для приготовления «вкусного пара» и русского чая был опущен, и все дело быстро закончилось так называемыми паровыми ваннами. Тем не менее, этот интерес Европы к русской бане принес существенные социальные плоды. Так, например, известный немецкий гигиенист конца прошлого столетия Платен писал: «Мы, немцы, говоря о русской бане или пользуясь ею, очень редко вспоминаем о том, что этим шагом вперед по пути культурного развития мы обязаны нашим восточным соседям».

Немецкие общие бани предназначены для совместных походов с семьей, коллегами по работе или друзьями. Многие из них расположены на побережье рек Одер и Майн, а также вблизи термальных источников. Их парные сильно отличаются от наших бань, поэтому русским туристам предварительно следует ознакомиться с их правилами. Разный менталитет и культура могут стать причиной сильного шока, вызванного традициями немецких общих бань.

Многие банные комплексы Германии напоминают аквапарк. Они разбиты на секторы с разным назначением. В одном из них находятся большие бассейны с горками и трубками, холодной и горячей водой, мелкие и глубокие, с быстрым течением и гидромассажем. А в другом – разнообразие термальных процедур: русская, финская, монгольская и японская бани, хамам, био-сауна и ледяная пещера. А между ними организованы джакузи, зимние сады и массажные кабинеты.

Наибольшей популярностью пользуются комплексы, расположенные рядом с термальными источниками. Крупные немецкие общественные бани есть в Нижней Саксонии и Баварии. Также к лидерам по количеству посетителей относится:

  • «Каракалла Термы», возведенный прямо над подземным источником с лечебной водой;
  • «Ликвидром» в Берлине с бесплатными процедурами, морской водой в бассейне и интерьером в космическом стиле.

Отличия немецкой бани

Мужчины и женщины Германии посещают банные комплексы вместе. Там нет мужских и женских помещений или дней посещения. Лишь в единичных комплексах предусмотрены отдельные дни для посещения мужчин и женщин. Данная традиция ввергает в шок многих иностранцев, хотя и пришла она еще из древних времен. Считается, что раньше, чтобы не тратить дрова на топку бани отдельно для мужчин, женщин и детей, все мылись вместе. С тех пор это стало традицией.
Еще одной отличительной особенностью немецких общих бань является обязательное условие полностью обнажиться. Коренные жители Германии не склонны стесняться своей наготы, поэтому для них считается нормальным мыться обнаженными рядом с представителями противоположного пола. Там даже юноши спокойно купаются рядом с родителями своих друзей. А вот на прикрывающихся людей немцы смотрят удивленно.

Однако это не значит, что разгуливать голышом придется по всему банному комплексу, так как данное правило применимо только для парных и саун. Немцы объясняют это тем, что большинство плавок и купальников сшиты из синтетической ткани, которая при высокой температуре причиняет телу дискомфорт и вред. Также в немецких парных по той же самой причине запрещены резиновые шлепанцы и сланцы.

Садиться на полки в общественных банях Германии можно только на специальных двухметровых полотенцах. Также оно стелется под ноги, так как с разгоряченных тел стекает пот, который негативно сказывается на дереве. Особо стеснительные посетители могут закутаться в хлопковое полотенце.

В парилках устанавливается приглушенное освещение, чтобы создать дружелюбную атмосферу. Там действует несколько негласных правил:

  • Нельзя снимать на фото- и видеоаппаратуру;
  • Нельзя пристально рассматривать других посетителей;
  • Нельзя комментировать внешность других людей;
  • Необходимо соблюдать тишину и не тревожить других посетителей.

Дополнительные процедуры

Важной процедурой в немецких общих банях является ауфгусс, т.е. выливание на горячие камни термальной воды с эфирными маслами, в результате чего специальными опахалами или полотенцами по парной распространяется ароматный пар. Чаще всего используют апельсиновое, медовое или эвкалиптовое масла. Выполняется данная процедура специальными мастерами, которые даже ежегодно соревнуются между собой в Австрии.

Длительность ауфгусса составляет в среднем 20 минут. В большинстве парных весит расписание проведения данной процедуры, чтобы каждый посетитель мог сориентироваться по времени и не пропустить эту церемонию. Ее стоимость уже входит в оплату входного билета.

Во время проведения запрещается покидать парную, только в случае головокружения или резкого ухудшения самочувствия. Банщик, выполняющий процедуру, также может развлекать собравшихся людей анекдотами и шутками. В некоторых комплексах при этом включается приятная расслабляющая музыка, и бесплатно раздаются крема, кубики люда или соли. После процедуры посетителям предлагается на выбор прохладительный напиток, горячий чай, мороженое или фрукты.

Миф или правда?

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли. Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», – утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV – ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII – ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну.

Людовик XIII мок в ванне каждый день

Примеры приводятся совершенно настоящие - монахи, которые от излишка «святости» не мылись годами, вельможа, который тоже от религиозности не мылся, чуть не умер и его отмыли слуги. А еще любят вспоминать принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года.

Но опять-таки выводы делаются странные - отсутствие гигиены объявляется нормой. То, что речь во всех примерах о людях, которые дали обет не мыться, то есть видели в этом какой-то подвиг, подвижничество, не принимается во внимание. Между прочим, поступок Изабеллы вызвал большой резонанс во всей Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет, настолько всех потряс данный принцессой обет.

А если почитать историю ванн, а еще лучше - сходить в соответствующий музей, то можно поразиться разнообразию форм, размеров, материалов, из которых делали ванны, а также способов подогрева воды. В начале XVIII века, который тоже любят называть веком грязнуль, у одного английского графа в доме даже появилась мраморная ванна с кранами для горячей и холодной воды - предмет зависти всех знакомых, ходивших в его дом как на экскурсию. Королева Елизавета I принимала ванну раз в неделю и требовала, чтобы все придворные тоже мылись почаще. Людовик XIII вообще мок в ванне каждый день. А его сын Людовик XIV, которого любят приводить в пример как короля-грязнулю, поскольку он-то как раз ванны не любил, протирался спиртовыми лосьонами.

Впрочем, чтобы понять несостоятельность мифа о "грязном средневековье", не обязательно читать исторические труды. Достаточно посмотреть картины разных эпох. Даже от ханжеского Средневековья осталось немало гравюр с изображением купания, мытья в банях и ваннах. А уж в более поздние времена особенно любили изображать полуодетых красавиц в ваннах.

Вовсе не для помыться

Простые люди в средние века мылись примерно раз в неделю. Технология помывки, полагаю, известна многим читателям, по временам сезонного отключения горячей воды: кастрюльки с горячей водой, тазик и ковшик. За тысячу лет тут мало что изменилось. Представители более состоятельных сословий могли позволит себе принимать ванну. При отсутствии водопровода, это было делом хлопотным и без слуг тут не обойдешься - надо нагреть воды, натаскать ее в ванну, а потом теми же ведрами ванну вычерпать и воду вылить. Обычной процедурой ежедневной гигиены было обтирание мокрой тканью.

Теперь про «мракобесных церковников». Одним из самых расхожих мифов является рассказ, что-де по инициативе церкви закрывались общественные бани в городах, и поэтому все ходили грязными. Рассказывающие это не учитывают, что оные бани действительно были рассадником порока, и ходили туда вовсе не для помыться. Ну, примерно как сейчас «сауна с девочками» – отнюдь не гигиеническое мероприятие. И вряд ли человека, который не ходит регулярно в сауну, сейчас будут считать «грязнулей».

Но есть и еще один аспект, гораздо менее очевидный незнакомым с историей людям. Дело касается вопросов противостояния христианства и иудаизма. В Европе жило изрядное количество евреев и многие из них, чтобы избежать гонений и ущемлений в правах, формально принимали крещение, но продолжали втайне практиковать религию своих предков. С точки зрения христианских богословов такое поведение классифицировалось как ересь и всячески не одобрялось и преследовалось. Одним из ритуалов иудаизма является ритуальное омовение через погружение в воду для очищения от ритуальной нечистоты. Понятно, что шифрующиеся иудеи пытались замаскировать этот обряд под бытовые гигиенические процедуры. И именно поэтому омовение погружением, особенно нескольких человек в одной и той же воде, вызывало очень сильные подозрения по поводу возможного ритуального характера этих действий, и ревнители христианского благочестия считали нужным на всякий случай перестраховаться.

Именно с этим связаны часто цитируемые (без указания источника и без понимания сути) отказы испанских королей и королев от мытья в ванне/бассейне. Это не ненависть к гигиене, а отказ от совершения одного конкретного действия - полного погружения в воду.