Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Понятие композиция означает. Искусство: композиция, виды композиции

Понятие композиция означает. Искусство: композиция, виды композиции

Виды (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная).

Типы (статичные, динамичные, закрытые, открытые). Структура. Определение

Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Слово «композиция» происходит от латинского «Compositio» что означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы. Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека.

Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. Композиция - способ организации «материала» искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса - глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, все, что будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме.

Расположение этого материала по законам художественного построения следует назвать в точном смысле этого слова - формой этого произведения. Композиция как раз и является тем способом, тем законом художественного построения, без которого невозможно создание формы, то есть, законченного художественного произведения. Осмысление композиционного построения как средства организации материала необходимо, так как задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму. Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания, (так как выявляет смысл), и категорией формы (так как гармонизирует форму). Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Но, разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строится форма. Сюда входит материал и композиционные средства. Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции. Наша задача - взглянуть на композицию с точки зрения формальной структурной организации материала, проанализировать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения. Но, прежде всего следует определить, в чем выражается композиционное построение, каковы его отличительные признаки?

Признаки композиционного построения формы.

Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, (цели, идеи). Даже в том случае, если произведение представляет собой декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами - отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, - они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, - будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится «сюжетом» и смыслом картины.

Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого. Внешние границы, с одной стороны, связаны с окружающим пространством, с другой, с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип композиции. Композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно-временных границах.

Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей - так можно определить этот признак.

Единство и цельность - важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется в гармонической упорядоченности формы. Гармония целого - необходимое условие композиционного построения, важный его признак. Любое художественное произведение представляет собой борьбу противоположных начал, - это проявляется в формалъном решении - в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в движении, в равновесии и т.д. Все противоречивые моменты в композиции уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности.

Мы рассмотрели признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства или иной целесообразности структуры. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это: принцип целесообразности, принцип единства сложного (целостность произведения), принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала) принцип соподчинения частей в целом, принцип динамизма, принцип равновесия, принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания..

В зависимости от расположения композиционных осей бывают:

Статические - оси пересекаются под прямым углом и строго соответствуют вертикалям и горизонталям

Динамические – оси пересекаются под острым углом, доминируют диагонали.

Открытые – движение элементов от центра, изображение раскрывается к зрителю. Преобладают центробежные силы

Закрытые – изображение стягивается к центру произведения, есть четко выраженный центр. Преобладают центростремительные силы.

Структура (от лат. structure) взаиморасположение, связь составных частей чего-либо.

Композиционные принципы

Ознакомившись с естественными природными основами композиционного построения, возвратимся к изложению композиционных принципов, лежащих в основе композиционного построения художественного произведения, чтобы рассмотреть их, подробнее.

Принцип целесообразности. Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму.

Принцип единства. Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементами произведения).

Принцип доминанты. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты - смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой.

Соподчинение частей в целом. Группировка. Как уже неоднократно говорилось, в произведении художественном все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу вполне, очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время целое воспринимается единовременно и цельно.

Принцип динамизма. Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а, следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в изображении. Композиционное построение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине - по диагонали, по кругу, лучевое, S - образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого.

Принцип равновесия. Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Принцип гармонии. Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

Итак, подведем итог: в художественном произведении содержание раскрывается посредством художественно - образного решения темы и композиционного его построения с, помощью средств гармонизации. Метод, который лежит в основе этого процесса, есть диалектическое противопоставление и объединение связанных между собой по смыслу и по формальным признакам элементов формы с целью достижения единства целого. Поэтому используются средства и приемы, предназначенные для этой цели, т. е. способные сравнивать, сопоставлять, сближать, уподоблять, объединять, разъединять, уравновешивая и приводя к целостности. Поэтому композиционное целое следует рассматривать как систему отношений, где взаимосвязанные и взаимозависимые элементы, пребывая в противоречии, одновременно находятся в гармонически уравновешенном состоянии. Определявшими моментами этой системы являются уравновешенность и взаимосвязанность.

Уравновешенность - равновесие между правой и левой частями изображения. Равновесие это носит динамический характер. В картине все - и динамическое, и статическое - выражает разные моменты движения, направленное движение и остановку, взаимодействие противоборствующих сил, причем характер движения выражается посредством ритма. Равновесие в пластике формы проявляется через симметрию, пропорции, ритм. Взаимосвязанность и соподчинение частей достигается с помощью средств гармонизации на основе сопоставления элементов по принципу сходства или, различия. Так, симметрия подчеркивает сходство, контраст - различие, нюанс - и сходство и различие. Пропорции и ритм проявляют закономерности последовательных изменений. Таким образом, целостная форма как гар

Конспект лекционных занятий

объектов.

Контрольные вопросы:

1.Что такое композиция?

видах искусства?

различных исторических эпох?

архитектура?

Тема лекции 2 – Объективные свойства формы.

Работа архитектора над формой проектируемых объектов основывается

на композиционных приемах, которые, в свою очередь, базируются на

знании объективных свойств формы. К объективным свойствам формы

относятся: геометрический вид объекта, его величина, положение в

пространстве, цвет, фактура и текстура поверхности.

Каждый предмет естественного или искусственного происхождения

имеет свою геометрическую характеристику . Так, планеты, как правило,

имеют форму шара, солнце и полная луна смотрятся на небе в виде круга,

кристаллы поваренной соли представляют собой идеальный куб, пчелиные

соты – шестигранники, большинство зданий в городе тяготеет к форме

прямоугольной призмы и т.д. Иногда форма предметов складывается в

результате сочетания простых геометрических форм, вместе образующих

сложную геометрию (холмы и горы, кроны деревьев, тела людей и животных

Наряду с геометрическими характеристиками, предметы обладают

определенной величиной , измеряемой человеком с помощью условных

единиц на основе принятых метрических систем, – от микрочастиц до

галактик. Человек, как правило, привык и предпочитает иметь дело с

размерами, сопоставимыми с его собственными размерами, однако, это не

всегда от него зависит. Поэтому величина предметов также относится к

объективным, то есть не зависящим от нашего желания, свойствам формы.

Живя на Земле, мы привыкли определять свое состояние и состояние

предметов по отношению к вертикали и горизонтали, иначе говоря,

фиксировать их в пространстве. Деревья растут вертикально, человек стоит

вертикально по отношению к полу комнаты, или лежит горизонтально на

кровати во время отдыха. Поднимаясь по лестнице, мы чувствуем ее наклон

по отношению к горизонтали, как правило, равный углу в 30 градусов.

Аттракцион «Американские горки» имеет целую систему направляющих,

отношение к горизонтали которых постоянно меняется, заставляя кабинки

катиться то медленно, то с бешеной скоростью. Все это называется

объективным свойством формы «ориентация в пространстве» , то есть

способности формы занимать определенной положение в пространстве по

отношению к привычным ориентирам – вертикали, или горизонтали. Кроме

того, архитектор постоянно сталкивается с ориентацией зданий по странам

света по отношению к направлениям севера, юга, запада и востока, от

которых зависят условия освещенности комнат и их температурный режим.

Особое место в архитектурной композиции занимает цвет . С одной

стороны, он относится к объективным свойствам формы, а с другой –

является средством выявления и гармонизации формы. Объективность цвета

обусловлена физическими законами, поскольку – это наши зрительные

ощущения световых волн различной длины, отраженных от той или иной

поверхности, имеющую естественную или искусственную окраску.

Ощущения красного цвета, например, дает поверхность, поглощающая все

цвета спектра кроме красных тонов. Белый цвет образуется в результате

оптического смешения все цветов спектра и их отражения, черный – в

результате их поглощения.

Определенную роль в архитектурной композиции играют такие

объективные свойства формы как фактура и текстура . Фактура – это

свойство поверхности предметов быть на ощупь и зрительно шероховатыми,

матовыми или абсолютно гладкими. Обычно мы сталкиваемся с фактурой,

применяя облицовочные материалы в архитектуре зданий и сооружений, а

также мебель в интерьере помещений. В современной палитре отделочных

материалов широко используются природный камень, штукатурка, керамика,

дерево, стекло и металл. Они могут иметь различную фактуру, что обогащает

композицию архитектурных сооружений в дополнение к их геометрическому

виду, цвету и др. Текстура – это естественный рисунок полированной

поверхности камня или дерева, объективное свойство формы, также

расширяющее композиционные возможности ее выявления и гармонизации.

Основная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 8

Контрольные вопросы:

1. Перечислите объективные свойства формы

2. Что такое геометрическая характеристика формы?

3. Что является мерилом размеров архитектурных сооружений?

4. Что такое цвет с точек зрения физики и композиции?

5. Дайте определение фактуре и текстуре, приведите примеры из

архитектурной практики.

Формы человеком.

Объективные свойства формы воспринимаются человеком субъективно,

то есть индивидуально, в соответствии с его способностями к восприятию

внешнего мира благодаря органам чувств и сознанию. Известно, что человек

около 90% информации получает через органы зрения, однако наши глаза не

всегда точны в оценке увиденного, а наш мозг перерабатывает полученную

информацию не только на рациональном, но и эмоциональном уровне, что не

исключает ошибок и иллюзий при ее обработке.

Одни и те же объективные свойства формы могут восприниматься нами

в различных отношениях: тождества, контраста и нюанса . Тождество –

абсолютное равенство всех свойств формы. Так, можно поставить рядом два

куба с одинаковыми гранями, одинаково окрашенными, стоящими на одном

и том же основании параллельно друг другу, с одинаковой фактурой и

текстурой поверхности. Об этих телах можно сказать, что они тождественны

друг другу. Другой пример: те же кубы, если до этого они были оба

абсолютно белыми, то во втором случае один из них приобрел сероватый

оттенок. Про такие кубы можно сказать, что они почти тождественны друг

другу, но по цвету имеют нюансное отличие. Однако, если окрасить один из

кубов черным тоном, то по цвету такие тела будут контрастными. Контраста,

естественно, можно добиться и в геометрических характеристиках формы

(куб и шар), и в размерах (куб с сантиметровым и метровым основаниями) и

др. объективных свойствах формы.

Объективные свойства формы сами по себе не имеют никакого

значения, до тех пор, пока не становятся средствами архитектурной

композиции, не получат преломление через замысел архитектора и зрителя,

воспринимающего архитектурное произведение. Используя различного рода

геометрические формы определенных размеров, с определенной ориентацией

их в пространстве, имеющие ту или иную окраску, текстуру и фактуру,

архитектор должен учитывать особенности их зрительного восприятия

человеком. Человек видит мир в силу своих биологических и социально-

психологических механизмов восприятия, в основном через органы зрения.

Большую роль при этом играет наш мозг, который анализирует зрительные

образы и стимулирует ответную реакцию на увиденное в виде определенных

эмоций и мыслительной деятельности. При всех индивидуальных качествах

восприятия мира каждым человеком есть и общие закономерности

восприятия объективных свойств формы, характерные для всех людей. К ним

относятся: целостность, избирательность, иллюзорность, относительность

и ассоциативность.

Целостность – это свойство нашего зрения видеть предметы обобщенно,

в общей массе. Действительно, при первом взгляде на предмет или группу

предметов, здание или комплекс зданий, в особенности на расстоянии, мы

вначале видим их обобщенный контур, массу, цвет, и лишь затем начинаем

различать отдельные детали, как бы расчленяя целое на части. Поэтому так

важен силуэт здания, его основной цвет, рассчитанные на восприятие

издалека.

Избирательность – это, в некотором роде, обратное качество нашего

зрительного восприятия формы, связанное с тем, что при ближайшем

рассмотрении предмета мы акцентируем взгляд на наиболее

привлекательных взору деталях, имеющих неординарную конфигурацию,

величину, яркий цвет, выразительную фактуру. Отсюда – важность

детализации фасадов, их пластической насыщенности, без которых они

становятся скучными, неинтересными и невыразительными, а также

выделение наиболее значимых композиционных акцентов на общем фоне за

счет их необычной геометрии, размеров, цвета, фактуры и текстуры.

Иллюзорность – это свойство человеческого восприятия формы

принимать воображаемое за действительное за счет определенного

несовершенства нашего зрения и механизма обработки зрительных образов

мозгом. В определенных обстоятельствах при особых условиях освещения

или за счет окраски форма предметов может причудливым образом

деформироваться в нашем сознании и восприниматься в значительном

отличии от истинной. Определенную роль играет также свойство нашего

зрения, называемого иррадиацией, которое легко иллюстрируется

классическим примером. Так, совершенно одинаковые по размерам и силуэту

фигуры, но окрашенные в темные или светлые тона на контрастном фоне

будут восприниматься различно: черные на белом фоне – меньшими, белые

на черном фоне – большими по сравнению со своими истинными размерами.

Здания воспринимаются по-разному при ярком солнечном, рассеянном

дневном освещении в ясную и пасмурную погоду, в ночное время за счет

искусственной подсветки прожекторами.

Размеры предметов также могут иллюзорно отличаться от истинных в

зависимости от контекста. Двух-трехэтажный дом может казаться огромным

на фоне окружающей степи, и совершенно крошечным рядом с небоскребом.

Это свойство нашего восприятия называется относительностью.

Ассоциативность – это свойство восприятия формы человеком

привлекать к анализу зрительных образов его прежний опыт знакомства с

предметами и их деталями иногда из совершенно разных сфер

существования. Так, при взгляде на горы, мы иногда видим очертания

человеческих фигур, фигур знакомых нам животных. Отдельные здания

напоминают нам корабли, паруса, самолеты и т.д. Это свойство

человеческого восприятия формы зачастую активно используется

архитектором, намеренно формирующим ассоциативные образы зданий

сооружений.

Кроме перечисленных особенностей зрительного восприятия формы

человеком следует обратить внимание на то, что форма или совокупность

форм могут восприниматься как масса и пространство , быть зрительно

массивными или пространственными, а также восприниматься статичными

или динамичными, в статике или динамике .

Массивность – это зрительное ощущение преобладания массы,

пространственность – преобладание пространства при восприятии формы.

Статика – это зрительное ощущение неподвижности, устойчивости,

незыблемости формы. Динамика – зрительное __________ощущение изменчивости,

подвижности, неустойчивости.

Различная геометрия, ориентация в пространстве предметов определяет

их восприятие статичными или динамичными. Так, равносторонний

треугольник, поставленный на свое основание, воспринимается более

статично, чем круг. Но тот же треугольник, поставленный на вершину,

смотримся уже динамичным, неустойчивым даже по отношению к кругу.

Фигуры, имеющие одинаковую геометрию и размеры, цвет и фактуру,

но поставленные определенным образом рядом друг с другом и по-разному

ориентированные в пространстве, кажутся более или менее массивными или

пространственными, статичными или динамичными.

Основная литература: 1, 2 , 3, 4

Дополнительная литература: 5, 8

Контрольные вопросы:

1. В каких отношениях могут восприниматься нами объективные

свойства формы?

2. Дайте определение и характеристику перечисленным отношениям.

3. Приведите примеры относительности, избирательности,

иллюзорности и ассоциативности восприятия архитектурных сооружений.

4. Чем статика отличается от динамики в восприятии архитектурных

произведений?

5. В чем отличие массивности от пространственности при восприятии

архитектурных форм?

Поверхности.

Как нам уже известно, в архитектурной композиции различают три типа

форм – фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Каждая из

них имеет свои особенности выявления и гармонизации. Так, фронтальная

композиция, имеющая дело с двухмерной плоскостью, и проявляющаяся в

архитектуре в виде фасадов зданий, стен интерьеров, обладает некоторыми

особенностями восприятия, обусловливающими специфические подходы к

выявлению анализируемой поверхности. Например, плоскости могут

отличаться силуэтом, быть вогнутыми или выпуклыми. Если взять три

плоскости с разными силуэтами, конфигурацией, то они будут производить

разное впечатление. Возьмем прямоугольник, трапецию и треугольник. В то

время как прямоугольник сразу же воспринимается как плоскость, то ни о

трапеции, ни о треугольнике этого однозначно не скажешь: последние

создают иллюзию перспективного сокращения и претендуют скорее на

объемный образ, чем на плоский (те же сомнения появляются, если вершину

трапеции сделать в виде выпуклой арки, в таком случае создается иллюзия

усеченного конуса). Глядя на все три плоскости, нельзя также однозначно

сказать, являются ли они плоскостями в прямом смысле, то есть, не являются

ли выпуклыми или вогнутыми, в особенности при таком освещении, когда

светотень исчезает.

Есть несколько способов избежать этих иллюзий и получить

возможность однозначно судить о характере плоскости, заставить плоскость

быть плоскостью. Первый, связан с тем, что горизонтальные и вертикальные

линии, нарисованные на поверхности объема, при перспективном

сокращении также будут рассматриваться в перспективе, тогда как те же

линии на плоскости остаются параллельными. Поэтому, чтобы не

сомневаться в том, является ли изображение плоским или объемным, нужно

в рассматриваемых границах нарисовать сетку из горизонтальных и

вертикальных линий. В определенной степени это помогает и при

определении выпуклости или вогнутости плоскости, так как вертикальные

или горизонтальные линии, нарисованный на одинаковом расстоянии друг от

друга, на выпуклой или вогнутой поверхности будут следовать за формой

поверхности.

То же самое можно сказать и о членениях – вертикальных или

горизонтальных, членения однозначно позволяют судить о характере

фигуры – является ли она плоской или объемной, выпуклой или вогнутой. А

если членения выступающие, то они обязательно отбросят падающую тень,

которая как бы обрисует характер поверхности.

Все сказанное имеет практическое значение. Действительно, если мы

работаем над плоскостью фасада, и в силу композиционной задумки решили

сделать его силуэт в виде трапеции или треугольника, или придать вершине

фасада плавную кривую линию, то должны предпринять ряд мер, чтобы не

создавать иллюзии объема при восприятии плоскости. Сделать это можно,

прежде всего при помощи членений, используя необходимость создания

оконных проемов, пилястр, карнизов и др. элементов, имеющих

функциональное и эстетическое назначение.

Естественно, что членения помогут не только выявить плоскость, но и

гармонизировать ее с помощью достижения целостности,

пропорционирования и метроритмических закономерностей, а также

цветовой гармонии и акцентирования.

Основная литература: 1, 2 , 3

Дополнительная литература: 8

Контрольные вопросы:

1.Как силуэт плоской фигуры влияет на ее восприятие?

2.С помощью каких средств можно выявить характер плоскости?

3.Какую роль играют членения на плоскости?

4.Каким образом можно гармонизировать фасады зданий.

Формы.

Глубинно-пространственная композиция, имеющая определенные

отличия от других видов архитектурной композиции, имеет также свои

особенности выявления и гармонизации. Под выявлением пространства

понимается, прежде всего, подчеркивание основных направлений ее

развития, глубины пространства по горизонтали или вертикали (редко под

углом к горизонтали или вертикали). Действительно, возьмем экстерьерный

случай глубинно-пространственной композиции, например, улицу,

застроенную домами по обе стороны. Благодаря зрительному

перспективному сокращению улица будет казаться бесконечно длинной, а

если к тому же дома одинаковы по форме и деталям, то такая улица будет

смотреться маловыразительной, монотонной, скучной. Чтобы избежать

этого, архитектор прибегает к методу членения глубины пространства за счет

введения зрительных ориентиров – высотных домов, чередующихся с

домами средней этажности, акцентирует перекрестки домами с угловыми

башнями, организует на перекрестках площади с вертикально стоящими

монументами и т.д. Высотные ориентиры играют в данном случае роль

вертикальных членений пространства, горизонтальные же членения – окна

домов, карнизы, тяги – показывают направление развития пространства,

подчеркивают линии перспективного сужения.

В интерьере зданий глубина пространства также подчеркивается

членениями. Так, если зал имеет вытянутые пропорции, то прибегают к его

зрительному расчленению за счет конструктивных элементов – колонн,

пилястр, ригелей, а также расставляя перегородки и мебель таком образом,

чтобы организовать «подпространства» – отдельные функциональные зоны

такого зала. Большую роль также играют пол и потолок, они могут быть

расчленены с помощью разного рисунка, фактуры материала, люстр,

светильников.

Реальные членения можно заменить иллюзорными за счет цвета,

окрашивая отдельные зоны пространства разным цветом, цвет может также

подчеркивать реальные членения, усиливать воздействие на зрителя

отдельных акцентов, имеющих особую геометрию и размеры.

При выявлении глубины пространства большую роль играет приемы

контрастного сопоставления объективных свойств формы, а также

сопоставления массы и пространства. Например, в интерьере выставочного

зала экспозиция может быть собрана в искусственно созданных за счет

сборных перегородок круглых, квадратных, треугольных в плане павильонов,

отличающихся от формы основного зала. Возможно чередование по

размерам двухсветных и одноцветных павильонов. При этом большие

возможности дает применение цветовых и световых акцентов. Источники

естественного и искусственного освещения, направленные на узловые зоны

пространства, акцентируют внимание зрителя, расчленяют пространство,

делают его более выразительным.

Контраст массы и пространства также обладает значительным

потенциалом выявления глубины пространства. В современных зданиях это

достигается применением больших остекленных поверхностей стен,

потолков, устройством фонарей на кровлях, созданием атриумов и крытых

двориков.

Что касается гармонизации пространства, то она также осуществляется с

помощью уже известных нам приемов достижения целостности,

упорядоченности и соразмерности. Однако при этом нужно помнить, что в

глубинно-пространственной композиции, как и в объемной, вступают в силу

зрительные искажения и иллюзии, обусловленные двумя факторами –

зрительным перспективным искажением геометрии пространства и наличием

четвертого измерения – времени, которое обязывает учитывать стадии

восприятия глубинной формы человеком, его эмоционально-

психологическое состояние, возраст, национальные традиции,

профессиональные предпочтения и др.

Основная литература: 1, 2 , 3

Дополнительная литература: 6,8

Контрольные вопросы:

1. С помощью каких композиционных средств выявляется глубина

пространства?

2. Какую роль играют вертикальные и горизонтальные членения в

глубинно-пространственной композиции?

3. Значение контрастного сопоставления о.с.ф. в глубинно-

пространственной композиции.

4. Роль цвета и света в глубинно-пространственной композиции.

5. Особенности гармонизации пространства.

Формы.

Знание методов композиции еще не дает гарантии их умелого

использования на практике при создании реальных архитектурных объектов.

Здесь нужна определенная система, методика, которая позволила бы

архитектору применить свои знания с наибольшим эффектом. Такой

методикой является композиционное моделирование формы .

Суть данной методики заключается в том, что еще до начала собственно

проектирования, до насыщения объекта функциональным и конструктивным

акцент делается на форму, ее геометрические и иные характеристики.

Как известно, модель – это упрощенная, обобщенная абстракция,

отражающая суть реального объекта или процесса. В архитектуре издавна

применялись физические модели – макеты сооружений, выполненные их

глины, дерева, а позже – из пластика и бумаги. Макеты помогали и

архитекторам, и заказчикам яснее представить объемно-пространственные

характеристики зданий, не всегда очевидные в чертежах. Различают макеты

демонстрационные, выполненные с большой тщательностью, с большой

детализацией, достаточно масштабные, и рабочие макеты, как правило,

выполненные из бумаги, небольшого масштаба, без излишней детализации.

Такие рабочие макеты помогают архитектору проверить правильность его

проектной идеи, вносить необходимые изменения в проект до выполнения

рабочих чертежей.

Разновидностью рабочего макета является композиционная модель ,

выполняемая на самых ранних стадиях проектирования. В ней главный

акцент делается на геометрические характеристики будущего сооружения,

ориентацию в пространстве его частей и целого. По сути – это

композиционная идея сооружения, идея объемно-пространственной формы,

которая и является главной целью искусства архитектуры.

Композиционные модели играют большую роль, как в творчестве

зрелого архитектора, так и в профессиональной деятельности начинающего

свой творческий путь молодого специалиста. Особенно важно их применение

в учебном архитектурном проектировании на стадии обучения студентов

азам проектного творчества. Это легко проиллюстрировать на примере

первого самостоятельного проекта по учебной программе бакалавра

архитектуры – монумента, декоративной установки, любой малой

архитектурной формы. Обычно студентам очень трудно сделать первый шаг,

преодолеть барьеры, обусловленные отсутствием проектного опыта,

незнанием методологии проектирования. Однако, если они знакомы с

теорией архитектурной композиции, то можно упростить задачу, поставив

целью создать композиционную модель малой формы на основе модульных

элементов – кубиков, цилиндриков, треугольных призм, путем их

комбинации в пространстве, подобно созданию всевозможных «сооружений»

из детских кубиков. Задача в данном случае упрощается, и студенты

сравнительно легко осваивают работу над формой в данном ключе, создавая

достаточно интересные композиции из бумаги, пластилина, которые могут

быть положены в основу учебного проекта малой архитектурной формы.

После создания композиционной модели ее необходимо проверить на

проектную состоятельность, то есть, может ли она быть реализованной в

натуре, может ли найденная форма стать формой реального объекта. Для

этого макет переводится в чертежи в нужном масштабе, насыщаемые

необходимыми деталями. Чертежи фасадов графически оформляются с

добавлением антуража – деревьев, фигур людей, изображений окружающих

объект зданий, автомобилей и т.д., что позволяет проверить их жизненность,

«похожесть» на реальный архитектурный объект.

Описанный выше алгоритм работы с формой при проектировании

архитектурных сооружений работает не только для малых архитектурных

форм, но и для зданий любой сложности. Естественно, что при этом

используется не только прием комбинаторики модульных элементов, но и

ряд других композиционных приемов, отрабатываются геометрия формы, ее

пропорции, достижение целостности объема, соотношение массивных и

пространственных элементов.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 9

Контрольные вопросы:

1. Что такое композиционная модель сооружения?

2. Какую роль играют рабочие и демонстрационные макеты в работе

архитектора?

3. Каков алгоритм создания и «проверки» композиционных моделей?

Конспект лекционных занятий

Тема лекции 1 – Общее понятие о композиции.

Композиция (от лат. сompositio – сочинение) представляет собой набор

профессиональных приемов и средств работы с художественной формой в

искусстве – литературной, живописной, графической, скульптурной,

архитектурной, музыкальной и др. Каждый вид искусства обладает

специфическими приемами и средствами, позволяющими профессионалам

достигать поставленных целей: создавать произведения, оказывающие

эмоционально-психологическое и эстетическое воздействие на зрителя,

слушателя, пользователя и т.д.

Архитектурная композиция также обладает специфическими

особенностями, обусловленными тем, что искусство архитектуры, в отличие

от других видов искусств, направлено на достижение не только

эстетического и эмоционально-психологического воздействия на человека,

но и на предоставление ему функционального комфорта и безопасности в

зданиях и сооружениях. Говоря словами римского теоретика архитектуры в

античную эпоху Витрувия, «Архитектура – это польза, прочность и красота».

Архитектор при применении методов композиции в процессе

проектирования обязан заботиться также о логике размещения помещений в

зданиях, их размерах, освещенности, тепло- и звукоизоляции,

конструктивной прочности зданий и сооружений, экономичности и других

вещах, оказывающих влияние на форму и пространство проектируемых

объектов.

Композиционными приемами в архитектуре человек начал пользоваться

еще в глубокой древности. Особого расцвета архитектура достигла в

Древнем Египте, Древней Греции и Риме. Анализ сохранившихся

памятников архитектуры того периода позволяет утверждать, что в основу

создания пирамид, храмовых комплексов, стадионов, цирков и других

сооружений были положены выверенные знания о пропорциях, ритме,

симметрии и других композиционных методах. В более поздние периоды

истории также придавалось большое значение композиционным приемам, о

чем свидетельствуют средневековые готические соборы, архитектурные

сооружения эпохи Возрождения, соборные мечети и медресе на Востоке,

выдающиеся сооружения Мезоамерики, Юго-Восточной Азии, соборы и

монастыри России, Грузии, Армении и др.

В архитектуре 20 века и в современном зодчестве теоретики и практики

архитектуры уделяли и уделяют должное внимание композиционным

приемам достижения выразительности и гармоничности зданий и

сооружений, городских ансамблей. Так, знаменитый архитектор прошлого

столетия Ле Корбюзье разработал систему Модулер, которая предлагала

стройную систему пропорционирования сооружений на основе модульных

соотношений, близких пропорциям самого человека. Московская

архитектурная школа (ВХУТЕМАС) еще в начале 20 века обобщила

методические принципы внедрения композиционных знаний в подготовку

архитекторов и проектную практику. В настоящее время композиционные

подходы к проектированию архитектурных сооружений усложнились и не

всегда очевидны, но также активно используются авторами, в особенности в

направлении сопоставления массы и пространства, статики и динамики,

зрительного тяготения масс, цвета и фактуры и т.д.

Основная литература: 1, 2

Дополнительная литература: 6, 8

Контрольные вопросы:

1.Что такое композиция?

2. В чем отличие архитектурной композиции от композиции в других

видах искусства?

3. Как использовались методы и средства композиции в архитектуре

различных исторических эпох?

4. Какие композиционные особенности заключает в себе современная

лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМПОЗИЦИЯ

от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесенность героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.). Можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок). В повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения); описания внешности героев (портрет), их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщенное воспроизведение мыслей и т. д.), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления).

Сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринев в ставке Пугачева в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка – помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Композиция – важный компонент, касающийся организации художественной формы, литературной, изобразительной, объемной. Композиция придает произведению цельность и единство, подчиняет его элементы друг другу и соотносит с общим замыслом художника. Более точное определение того, что такое композиция, зависит от сферы, к которой относится то или иное произведение искусства. Это может быть распределение предметов в пространстве, структура текста, соотношение объемов, цветов, света и тени.

Что такое композиция в литературе

В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, их последовательность и система. Но композиция в литературе – это не просто последовательность сцен, глав, разделов, актов. Это – система произведения, включающая в себя все формы художественного изображения, использованного писателем.

Частями композиции в литературе являются: портреты, монологи и диалоги героев, авторские и лирические отступления, пейзажи, описания, системы образов, фабулы и сюжеты произведений. Часто авторы выбирают для своих произведений циклическую структуру или развитие сюжета по спирали, и это тоже составные части композиции. К примеру, композиция «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова - роман в романе. Основной сюжет, повествующий читателю об истории Мастера и его подруги, вмещает в себя еще одну историю – рассказ о Иешуа Га-Ноцри и прокураторе Понтии Пилате.

Что такое композиция произведения изобразительного искусства

Композиция в изобразительном искусстве – важнейший организующий фактор. Композиция картины, скульптуры, архитектурного творения придает ему цельность, единство, объединяет в гармонии все его элементы, дает ему содержание и характер.

Композиция создает совершенную форму, придающую гармонию всему произведению. К примеру, необычайно симметрично построено произведение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Причем изображение на знаменитой фреске сбалансировано не только визуально, но и в самом сюжете, образах картины.

Что такое композиция в фотографии

Композиция для фотографии – это гармоничное, сбалансированное размещение в кадре объектов. Как часто возникает такая ситуация, что снимки одного фотографа кажутся нам чуть ли не гениальными, а снимки второго вызывают ощущение халтурной или любительской работы, хотя изображены на них одни и те же котики и деревья. Чаще всего, в таком случае все дело в удачно или неудачно подобранной композиции. Существуют следующие композиционные приемы для построения наиболее удачного фотоснимка:

Лаконичность

Не стоит подкидывать в кадр все самые красивые и интересные мелочи – глаз зрителя устанет моментально. Выберите одну, но такую, чтобы она была самой важной и впечатляющей. На фотографии в сером скучном здании такой деталью может стать красное развевающееся платье девушки.

Правило золотого сечения

Лицо и тело человека подчиняется правилу «золотого сечения» да Винчи, этому же правилу подчиняется вся природа и удачный кадр фотографа.

Направляющие линии

Немало значения имеют в кадре и направляющие линии. Чередующиеся одинаковые фрагменты помогут добавить динамику в снимок и направят взгляд зрителя от одного края фотографии в другой, более важный. К примеру, хорошо будет смотреться кадр из сочетания вертикальных полос массивных колонн и горизонтальных полос ступенек лестницы, очерченных солнцем.

Равновесие элементов

Человек привык ощущать опору под ногами и отсутствие ее, даже на фотографии, будет создавать для него крайне некомфортное ощущение. Баланс света и тени, цветовых элементов, объектов на фотографии – все это важно для уравновешенности кадра. Плохой пример уравновешенности – девочка, находящаяся на кадре в нижнем левом углу лицом к фотографу. Хорошим примером будет та же самая девочка в том же самом углу, но устремленная лицом в небо, где парит ее воздушный шарик (в верхнем правом углу кадра) того же цвета, что и ее платьице.

Ритм

Ритм также неплох для создания динамики кадра. Чередование света и тени, цветов, повторяющихся элементов – это может быть что угодно, на что богата ваша фантазия.

Лекция 1

Понятие композиции. Визуальное восприятие изображения на плоскости. Средства графического изображения. Средства выражения художественного образа.

Эстетические требования к проектированию можно сформулировать как систему эстетических норм, обеспечивающих создание изделий, выразительных в художественном отношении и оказывающих положительное воздействие на человека. Требования разнообразны (технические, эргономические, социально – экономические, эстетические). Они включают обеспечение рациональной конструкции и формы, максимальной функциональности, образной выразительности объекта, удобства эксплуатации. В процессе проектирования дизайнер реализует эти требования, с помощью средств композиции добиваясь соответствия формы закономерностям композиции, подчиненность всех элементов изделия общему композиционному решению.

Композиция научная дисциплина, которая рассматривает закономерности формообразования, а также специфические приемы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом.

Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием внутреннего пространства.

Композиция (от латинского – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу в целом.

Композиция - «сочинение» - система построения художественного произведения. Приемы и средства композиции известны давно и широко применяются в художественной практике, они изучаются в основном по материалам архитектуры, промышленного проектирования, декоративно прикладного искусства. В процессе работы над композицией художник оперирует движениями образов – элементов. Композиционное равновесие связано с установлением определенных пространственных интервалов между измеряемыми элементами формы, например точками.

Для успешного решения проектных задач специалисту необходимо освоить все основные закономерности композиции и уметь пользоваться ее средствами. Композиция как объект изучения может выступать в трех состояниях:

    как независимо существующая реальность;

    визуально выявленная и зафиксированная воображением гармония;

    как результат сознательной эстетически направленной деятельности. Отсюда и ее определения:

    композиция есть объективное свойство ограниченного множества элементов, организованного на основе общих признаков, отличающих его от других множеств;

    композиция есть субъективное отражение в сознании наблюдателя множества элементов, организованного на основе реальных или воображаемых общих признаков;

композиция как действие есть приведение к гармоническому единству элементов ограниченного множества.

Таким образом, формальные требования к композиции исходят из объективной реальности природного мира и обусловлены психофизическим устройством человека, его органов восприятия, мозга и тем, как отражается в человеческом сознании объективная реальность. Диалектическое развитие, присущее материи, находит свое отражение в продуктах духовной деятельности человека, в частности, в искусстве. Законы диалектики непосредственно проявляются в композиционном построении произведений искусства. Само понятие «композиция» означая связь, сопоставление, уже подразумевает наличие противоположных начал.

Знаменателем вышеприведенных формулировок является их эстетическая направленность, т.е. оценка композиции в любом аспекте осуществляется с точки зрения ее эмоционально-художественного воздействия на зрителя. (Ткачев)

Формирование композиции - процесс, предусматривающий логическую последовательность мышления и очередность ввода композиционных средств. Акцент на достижение художественной гармонии и эмоциональной напряженности выносит на первые позиции обобщенную идею, представляющую генетическое ядро, композиционный код, в котором зашифрованы ассоциативные связи с функциональным и образным аналогом, иерархия средств.

Современные концепции прогрессивных дизайнерских школ утверждают, что на разных этапах обучения учащийся развивает свой профессиональный опыт с помощью разных по своей выразительности графических средств и приемов, которые далеко не всегда применяются на практике, поэтому просто вооружить студента лишь графическими навыками практического проектирования недостаточно. Нельзя забывать и о том, что любое изображение в проектной графике служит не только для сообщения графической информации, но является объектом эстетического восприятия.

Возможно, художественная интуиция удачливого дизайнера и есть основа его монопольного имиджа, однако составляющие секрета профессии достаточно просты, и они давно открыты. Их общее название - композиционное мышление. Как обязательный признак мировоззрения творческой личности, композиционное мышление основано на воспитанном (или даже врожденном) внимании к гармоничным связям вещей и явлений (чувство формы и цвета, тонкий музыкальный слух, вкус), практическая реализация которого заключается в освоении многочисленных составляющих мастерства, «извлекающего» гармонию и делающего ее достоянием людей.

Рецептурное изложение основ творческого процесса, касающегося сферы композиционного мышления, предполагает необходимость изначального выявления наблюдаемых свойств объектов и пространства, изучение тех видов и форм их взаимодействия, которые вызывают впечатление единства или дисгармонии. Обратите внимание на то, что композиционное мышление оперирует не объективным состоянием среды и предметов, а их отображением в нашем сознании, сформированным на основе наблюдения. Когда же дело доходит до практического воплощения результатов композиционного мышления, то объективные итоги работы отображают закономерность преобладания визуального начала в формах регулирования созданного человеком мира. (Ткачев)

Объектом и результатом композиционного мышления в дизайне являются: композиция, элементы, ее составляющие, и организационные формы их сочетаний .

Композиционное мышление, использование законов визуального восприятия помогает:

    овладеть принципами создания композиции, основанными на психологии и физиологии визуального восприятия;

    осознанно выбирать художественно-выразительные средства, заранее предполагая реакцию зрителя, возможность корректировать композицию;

Любое изображение не является точной копией объекта, заимствованного из окружающей действительности. Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета. Изучение уровней художественного языка и средств передачи формы:

Знаковый, восприятие линии, как единицы художественного языка на эмоциональном, подсознательном уровне;

Символический, закрепленное в традициях значение и смысл линий, форм, фигур, основано на сознательном использовании при условии специального знания символики;

Образный, привлечение художественных образов восприятия человека, активизации воображения в процессе визуального восприятия.

При изучении знакового уровня художественного языка формы рассматриваются эмоциональные качества точки, линий, пятна определяющих строение формы. Эмоциональное воздействие тех или иных изображений на человека связно с работой глаза человека. Например, горизонтальная линия воспринимается глазом с минимальным напряжением и потому вызывает ощущение удовлетворения, вертикальная воспринимается с большим напряжением, неправильные и ломаные линии вызывают наибольшее напряжение и болезненные ощущения глаза. При восприятии правильных кривых линий глаз подготавливается к предстоящему изменению, воспринимает более спокойно.

Художественно-композиционные достоинства проектной графики влияют на эффективность восприятия передаваемой информации, на содержательность эмоционального отношения к изображаемому объекту. Из этого следу ет, что в дизайнерской школе необходимо обучать не только черчению и рисунку, но целенаправленно прививать учащемуся культуру рисования и черчения. (Кудряшов) Изучение композиции на начальном этапе заключается в изучении средств, особенностей и закономерностей композиции: теоретические параметры построения композиционных модулей различных культурно – исторических эпох.

Средства изображения Изображение конструируется с помощью средств изображения - точки, линии, тона и цвета.

Понятие средств изображения в проектной Г неразрывно связано с ее содержанием, основой которого является модель проектируемого объекта. Сама природа этого объекта настолько специфична и качественно своеобразна, что ее свойства активно воздействуют на содержание и изобразительную форму ПГ, выделяют ее по ряду признаков из других видов графического искусства. Чем же специфичен архитектурный объект? Его отличают следующие основные свойства:

    Положение в пространстве

    Размер, масштабность,

    Тектоника, стиль

Свойство графического изображения:

    Стиль изображения

    Лаконизм

    условность

ТОЧКА играет заметную роль в промграфике. станковой, книжной, иллюстративной графике и пр. Точка чаще всего является бесконечно малой единицей - частью линии, ряд точек, смыкаясь, воспринимается как линейное образование, составляет фрагмент точечного, линейного рисунка. Соразмерными с точкой изобразительными элементами являются буквы и цифры, реже очень малые по своей величине детали изображения. Именно по этим причинам в палитре средств ПГ чаще фигурируют три важнейшие разновидности - линия, тон и цвет.

Точка . Понятие точки – исходное понятие в арифметике и геометрии. В теоретическом смысле точка не имеет измерения, она безмерна и указывает лишь место объекта. В формальном понятии – точка геометрическая форма, имеющая нулевые размеры(абсурд) – точка отсчета, место положение, в механике точка наделяется массой, в кинематике точка трактуется как шар имеющий, визуальную «протяженность»,(наша земля, вращаясь вокруг солнца – «научная абстракция точки»).

Рассмотрим точку в пределах композиционного пространства. Мы невольно награждаем ее известными материальными характеристиками: формой (шарик), конечностью (протяженность), граничностью (ощущается барьер между телом точки и непосредственно прилегающим к нему пустым пространством).

Точка результат первого столкновения художественного орудия с материальной плоскостью, с бумагой. Материализуясь невидимая геометрическая точка должна приобрести величину, занимающую определенную часть основной плоскости (на уровне ощущений). Она приобретает границы, контуры, чтобы отделить себя от окружающего:

Соотношение точки и основной плоскости по величине и соотношение ее величины с другими формами на этой плоскости.

Необходимо уметь не просто поставить точку, а сделать это на таком уровне, чтобы она обладала необходимым качеством. Под качеством подразумевается отношение размера точки к ее положению на плоскости, контраст между точкой и плоскостью (фоном). Задача сводится к тому чтобы разрушить пассивную целостность пространства плоскости, выявить активное начало, нанеся на белую плоскость черный предмет – точку. Точка может подвергаться формальным графическим превращениям – изменятся по размеру, плотности, насыщенности.

точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит

от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

Линия. Пятно

Линиям также свойственно выражение образа. Одна линия - это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы.

В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость.

Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна.

Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.

Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать

утверждающие образы. При определенных условиях - тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».

Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз - сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.

Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм - вот их диапазон.

Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия . Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции.

Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется

несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости. Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

1.Простейшие формы природа всегда «ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения (в результате процесса эволюции, естественного отбора). Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира. Исследование этих форм показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм. Эти простые формы - «кирпичики», из которых строятся сложные формы, немногочисленны. Авторы статьи «Нужна ли жизни форма» Ч. Щемайтис и В. Миронов11 к ним причисляют спираль, шар, многогранник, трубу, дерево и звезду. По нашим наблюдениям они также являются излюбленными формами всех пространственных искусств.

Спираль - одна из форм, распространенных в органичeском мире. Она в высокой степени способна сохранять энергию, хранить информацию. Ее можно сжать, растянуть, - она гибка и компактна. Известно, что форму двойной спирали имеет молекула жизни ДНК. Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы - вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д. Спираль - кривая, представляющая собой самый коротий путь между двумя точками на цилиндрической поверхности (проведите диагональ на прямоугольном листе и сверните его трубкой). Благодаря этой особенности она распространена в биологическом мире шаров, цилиндров, - сосуды, нервы, волокна, оплетающие сферические и цилиндрические поверхности в поисках самого короткого пути неизбежно превращаются в спираль. (Спираль и Sобразную форму мы часто обнаруживаем в композиционных схемах. Хогарт считал извилистую змеевидную линию «линией красоты и грации»).

Шар - самая экономичная форма, у шара самая малая поверхность при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем

на любую другую. Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается, и поэтому широко распространен в органическом мире (икринки, вирусы, простейшие микроорганизмы). Шар, круг, овал - наиболее часто встречавшиеся формы в произведениях искусства, т. к. отражают реальные формы, свойственные природе. Они легко воспринимаются зрительно, так как зрительное поле само имеет форму овала и так как в этих формах наилучшим образом отражается представление о цельности, завершенности, в противоположность, например, формам прямоугольным, которые наоборот, ассоциируются с ограничением, с чемто условным.

Многогранники - пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в сети кровеносных сосудов. Экономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство. (Благодаря этому их используют в дизайне в покрытиях поверхностей).

Труба - среди природных форм встречается в качестве транспортного русла - для переброски питательных веществ, крови и других продуктов

жизнедеятельности живого организма, растения. (В искусстве - труба и ее линейное выражение используется как связующее коммуникационное сред ство, и как переход от одной формы к другой).

Дерево - ствол и разветвления его мы наблюдаем в строении кроны и корней дерева, в строении кровеносной системы. (В произведениях искусства, а в особенности, в организации информационных объектов широко распространенная форма).

Звезда - разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, - лучи, лепестки расходятся от центра, охватывают окружающее пространство, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются благодаря лучам ногам (актиния, морская звезда, осьминог). Форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии. Ноги - лучи в древнем искусстве были символом вечного движения).

Если свести живые органические формы к геометрическим, то получим - шар, конус, цилиндр, многогранники . Интересно, что мысль о том, что в основе жизни лежат простые стереометрические образования, встречается у Платона и у ученых эпохи Возрождения (Лука Пачоли). Они

полагали, что мировым стихиям соответствуют формы: огню - пирамида (тетраэдр); земле - куб, т. е. гексаэдр; воздуху - октаэдр, воде - икосаэдр. Несмотря на то, что никакого научного обоснования эта гипотеза не имеет, она представляет определенный интерес. Она указывает на тенденцию видеть мир конструктивно и цельно, внося логику и разум в стихию.