Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Системы образов в пьесе вишневый сад. Система образов в пьесе «Вишнёвый сад

Системы образов в пьесе вишневый сад. Система образов в пьесе «Вишнёвый сад

Комедия "Вишневый сад" Система персонажей Три идейно-композиционных центра объединены в пьесе: Раневская, Гаев и Варя - Лопахин - Петя и Аня. Обратите внимание: среди них лишь Лопахин - абсолютно одинок. Остальные образуют устойчивые группы.

Первые два "центра" мы уже осмыслили, теперь давайте подумаем о третьем центре - о Пете Трофимове и Ане.Ведущую роль, безусловно, играет Петя. Фигура эта противоречива, противоречиво отношение к нему автора комедии и обитателей поместья. Устойчивая театральная традиция заставляла видеть в Пете прогрессивного мыслителя и деятеля: это началось еще с первой постановки Станиславского, где В. Качалов играл Петю как горьковского "буревестника".

Такая трактовка поддерживалась и в большинстве литературоведческих работ, где исследователи опирались на Петины монологи и не соотносили их с действиями героя, со всем строением его роли. А между тем вспомним, что театр Чехова - театр интонации, а не текста, поэтому традиционная трактовка образа Трофимова принципиально неверна.Прежде всего, в образе Пети отчетливо ощущаются литературные корни.

Он соотнесен с героем "Нови" Тургенева Неждановым и с героем пьесы Островского "Таланты и поклонники" Петром Мелузовым. Да и сам Чехов долго исследовал этот историко-социальный тип - тип протестанта-просветителя.

Таковы Соломон в "Степи", Павел Иванович в "Гусеве", Ярцев в повести "Три года", доктор Благово в "Моей жизни". Особо тесно связан образ Пети с героем "Невесты" Сашей - исследователи не раз отмечали, что образы эти очень близки, что роли Пети и Саши в сюжете аналогичны: оба они нужны, чтобы увлечь юных героинь в новую жизнь.

Но постоянный, напряженный интерес, с которым вглядывался Чехов в этот появившийся в эпоху безвременья тип, возвращаясь к нему в разных произведениях, привел к тому, что из героев второстепенных и эпизодических он в последней пьесе стал героем центральным - одним из центральных.Одинокий и неприкаянный бродит Петя по России. Бездомный, обносившийся, практически нищий... И все же он по-своему счастлив: это самый свободный и оптимистичный из героев "Вишневого сада".

Вглядываясь в этот образ, мы понимаем: Петя живет в ином мире, чем остальные персонажи комедии - он живет в мире идей, существующем параллельно с миром реальных вещей и отношений. Идеи, грандиозные планы, социально-философские системы - вот Петин мир, его стихия. Такое счастливое существование в ином измерении и заинтересовало Чехова, и заставило его раз от разу все пристальней вглядываться в этот тип героя.

Отношения Пети с реальным миром очень напряжены. Он не умеет жить в нем, для окружающих он нелеп и странен, смешон и жалок: "облезлый барин", "вечный студент". Он не может закончить курс ни в одном университете - его отовсюду выгоняют за участие в студенческих беспорядках.

Он не в ладу с вещами - вечно у него все ломается, теряется, падает. Даже борода у бедного Пети не растет! Зато в мире идей он - парит!

Там все получается ловко и складно, там он тонко улавливает все закономерности, глубоко понимает сокрытую суть явлений, готов и способен все объяснить. И ведь все рассуждения Пети о жизни современной России очень правильны! Он верно и страстно говорит об ужасном прошлом, еще живо влияющем на настоящее, не отпускающем из своих судорожных объятий. Вспомним его монолог во втором действии, где он убеждает Аню по-новому взглянуть на вишневый сад и на свою жизнь: "Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих..." Петя прав!

Нечто подобное страстно и убежденно доказывал А. И. Герцен: в статье "Мясо освобождения" он писал, что крепостное право отравило души людей, что никакими указами не отменишь самого страшного - привычки продавать себе подобных... Петя говорит о необходимости и неизбежности искупления: "Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом". И это совершенно верно: идея покаяния и искупления - одна из самых чистых и гуманных, основа высшей нравственности.

Но вот Петя берется рассуждать не об идеях, а об их реальном воплощении, и его речи немедленно начинают звучать напыщенно и нелепо, вся система убеждений превращается в простое фразерство: "Вся Россия наш сад", "человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!"Так же мелко говорит Петя о человеческих взаимоотношениях, о том, что не подвластно логике, что противоречит стройной системе мира идей.

Вспомните, как бестактны его разговоры с Раневской о ее возлюбленном, о ее вишневом саде, который Андреевна жаждет и не может спасти, как смешно и пошло звучат знаменитые Петины слова: "Мы выше любви!.." Для него любовь - к прошлому, к человеку, к дому, любовь вообще, само это чувство, его иррациональность - недоступна. И потому духовный мир Пети для Чехова ущербен, неполноценен.

И Петя, как бы верно ни рассуждал он об ужасе крепостничества и необходимости искупить прошлое трудом и страданием, так же далек от истинного понимания жизни, как Гаев или Варя. Неслучайно рядом с Петей поставлена Аня - юная девочка, ни о чем еще не имеющая своего собственного мнения, находящаяся пока на пороге настоящей жизни.Из всех обитателей и гостей поместья лишь Аню сумел увлечь своими идеями Петя Трофимов, одна она воспринимает его абсолютно всерьез. "Аня прежде всего ребенок, веселый до конца, не знающий жизни и ни разу не плачущий...

" - объяснял Чехов актерам на репетициях. Так и идут они в паре: враждебный миру вещей Петя и юная, "не знающая жизни" Аня. И цель у Пети есть - ясная и определенная: "вперед - к звезде".Чеховская ирония блистательна.

Комедия его удивительно запечатлела всю нелепицу русской жизни конца века, когда старое кончилось, а новое еще не началось. Одни герои уверенно, в первых рядах всего человечества, шагают вперед - к звезде, оставляя вишневый сад без сожаления. О чем жалеть? Ведь вся Россия наш сад! Другие герои мучительно переживают утрату сада. Для них это утрата живой связи с Россией и собственным прошлым, со своими корнями, без которых им остается лишь кое-как доживать отпущенные годы, уже навсегда бесплодно и безнадежно...

Спасение сада - в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает прежде всего смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира. По материалам: Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

Монахова О. П.

Малхазова М. В. Русская литература XIX века. Чехов о литературе. М.

1955. 5 -Каждый из вас, конечно, сталкивался с курьезными ситуациями и языковыми нелепицами в различных публикациях, в речи окружающих. Специально для подобных языковых казусов открыта рубрика. Присылайте свои находки. Мы ждем ваших писем

Пән

Предмет: литература русская

Тақырып

Тема: Пьеса «Вишневый сад». Система образов персонажей. Символика в пьесе. (2 часа)

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері:

Цели урока:

Білімдік

образовательная:

- расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы «Вишнёвый сад»;

Закрепить теоретические знания: виды драмы, символ;

Дамытушылық

развивающая:

Развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать монологическую речь;

Тәрбиелік

воспитательная:

Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Сабақтың түрі

Тип урока : урок получения новых знаний

Әдісі

Метод: частично-поисковый

Сабақ оқытуда қолданатын ұйымдастыру әдістері

Форма : групповая.

Құрал-жабдықтар

Оборудование: текст пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад», презентация к уроку.

Көрнекті құралдар

наглядный материал: иллюстрации к пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», раздаточный материал.

Сабақ барысы:

Ход урока:

    Оргмомент.

    Целевая установка .

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите внимательно на то, как оформлен кабинет сегодня. Почему именно так, как вы думаете? Какая тема урока, озвучьте, пожалуйста.

Как вы думаете, какие задачи будем решать на сегодняшнем уроке? (ответы ребят: узнаем, как была создана пьеса Чехова, определим жанр пьесы, познакомимся с героями, будем учиться правильно и красиво говорить.)

В тетрадях запишите число, тему урока по ходу урока делайте необходимые записи в тетради.

    Основная часть.

Сегодня вы разделены на группы, которые помогут лучше понять смысл произведения пьесы «Вишнёвый сад»: образ вишнёвого сада, прошлое, настоящее, будущее. И в связи с этим мы с вами должны будем ответить на главный вопрос:

Какую же «безусловную и честную правду» мог увидеть Чехов в конце XIX века?

Сообщения

1. Особенности драматического метода Чехова–новатора

Жанр – «новая драма».

Принципы «новой драмы»

    Театр настроения

    Нет ни злодеев, ни ангелов

    Диалог движет действие и раскрывает характеры

    Подтекст

    Значимость каждой реплики

    Ключевые символы

    История создания пьесы «Вишнёвый сад»

7 марта 1901 года к жене О.Книппер он признаётся: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». «Ему чудилось, - вспоминает Станиславский, - раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артём уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги»). Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.

    Смысл названия пьесы:

Послушайте, не В и шневый, а Вишн ё вый сад, - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук "ё" в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и

теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует

этого.

К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников» .

Итак, наша цель: понять, что стоит за вишневым садом, как герои относятся к нему и символом чего всё-таки является вишневый сад.

А сейчас представим на минуту, что вы каждый в своей группе уже есть основные образы пьесы, и мы сами уже герои нашей пьесы.

Представьтесь – визитки групп

    Группы представляют себя: оформление столов, цветописи к своим названиям.

А теперь посмотрим, как герои пьесы относятся к вишнёвому саду - выступление группы «Образ вишневого сада».

    Попробуем составить кластер «Вишнёвый сад глазами героев»

Раневская – детство

Аня – детство, дом Лопахин – настоящее, крестьянин (раб), дачи

Фирс – барское благополучие

Петр Трофимов - крепостничество Гаев – детство

«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

«И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад».

Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

«Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».

Сад - надежды на будущее.

«Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.

Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».

«Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает»

Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

( Для Фирса сад - барское благополучие.

«В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!»

Для Трофимова : вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

«Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».

«Вся Россия наш сад» - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано)

Вопрос:

Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего , России).

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека" .

    А теперь давайте узнаем всё о вишне, её свойствах? Полезна ли?

3. Сообщение о вишне.

Физминутка

    Система образов – характеристика героев по группам

    Прошлое время (Раневская, Гаев)

    Настоящее время (Лопахин)

    Будущее время (Трофимов, Аня)

Какие же герои что символизируют?

Дать характеристику героям – прошлое:

Раневская Любовь Андреевна

    Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивая психика, неумение жить

    Внешне обаятельна, любит природу, музыку, милая, добрая, простая, доверчива и искренна до восторженности, но в ее душевных переживаниях нет глубины: настроения ее мимолетны, она легко переходит от слез к смеху

    Как будто чутка и внимательна к людям, но какое равнодушие ко всему, что выходит за пределы ее благополучия

Гаев Леонид Андреевич

    Безвольный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая

    Проел свое состояние на леденцах

    Единственное занятие – бильярд.

Раневская Любовь Андреевна главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.

Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать.
Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.

По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.

Настоящее:

Лопахин

    Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы

    Становится хозяином имения, созданного руками его прадеда

    Петя Трофимов: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»

В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич , центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.

А кто является символом будущего?

Трофимов Петя – вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако он сумел увлечь Аню своими идеями.

Аня, дочь Раневской . Мать оставила ее на попечении своего брата в 12 лет. То есть в подростковом возрасте, столь важным для формирования личности, Аня оказалась предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, которые свойственны аристократии. Она по-юношески наивна, возможно, поэтому она так легко увлеклась Петиными идеями.

Так за кем же будущее? За Петей? За Аней? За Лопахиным?

Этот вопрос мог бы быть риторическим, если бы история не предоставила России второй попытки для ее решения. Очень символичен конец пьесы - старые хозяева уезжают и забывают умирающего Фирса. Итак, закономерный финал: бездеятельные потребители в социальном смысле, слуга, служивший им всю свою жизнь, и вишневый сад - все это безвозвратно уходит в прошлое, в которое нет обратной дороги. Историю вернуть нельзя.

Хотелось отметить как главный символ в пьесе вишневый сад. В монологе Трофимова раскрывается символика сада в пьесе: “Вся Россия - наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами, ведь это переродило всех вас, живших раньше, и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней...” Вокруг сада происходит все действие, на его проблемах высвечиваются характеры героев, их судьбы. Символично и то, что занесенный над садом топор вызвал конфликт между героями и в душах большинства героев конфликт так и не разрешается, как не решается проблема после вырубки сада.
И вот для того чтобы ответить на вопрос, который стоял перед нами в начале урока, какую правду увидел Чехов в конце XIX века, вы должны будете сделать творческую работу.

    Творческая работа. Попробуйте представить, чтО бы думал вишневый сад, в октябре, когда уже близятся холода, и видит, как идут к нему люди с топорами – ваша задача – составить «Монолог души вишнёвого сада». (5-7 минут)

Во время составления творческой работы играет звукозапись: вокализ №5 Нежность. Сад Эдема С.В. Рахманинова

Постарайтесь обобщить все вышеперечисленное. Как вы понимаете образ вишневого сада?

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

А как относится к вишневому саду автор? Символом чего является вишневый сад для А. П. Чехова?

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине.

Вы обратили внимание, какой цвет чаще всего повторяется в пьесе?

Из всего многообразия цветов в пьесе «Вишнёвый сад» Чехов использует только один – белый, по-разному применяя его на всем протяжении первого действия.

«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый».

При этом сад в пьесе еще только назван, показан лишь за окнами, как намечена, но не конкретизирована потенциальная возможность его гибели.

Белый цвет – предощущение визуального образа. О нём неоднократно говорят герои произведения: «Любовь Андреевна. Весь, весь белый! О сад мой! Направо, на повороте к беседке, белое деревце склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов».

Белый цвет – символ чистоты, света, мудрости.

Итог

Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд.

    Заключение

Так какую правду увидел Чехов?

Чехов увидел правду о будущем России, что всё в руках человека: Она в смутную эпоху либо погибнет, либо возродится.

Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд, и гибель старой России.

    Рефлексия. Итог урока.

Синквейн.

В конце урока - написать синквейн к вишневому саду

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Первый пример:

Вишнёвый сад.
Яркая, глубокая.
Написана, поставлена, завершена.
Комедия в четырёх действиях.
Чехов.

    Оценки за урок.

    Домашнее задание: составить кластер по биографии И.А. Бунина, читать повесть «Господин из Сан-Франциско».

Система персонажей: герои и их роли.Комедия Чехова «Вишневый сад».

Комедийность пьесы Чехова заложена в ее структуре. Каждый герой поглощен своей правдой, погружен в свои переживания и не замечает окружающих: их боли, их радости и надежды. Каждый персонаж как бы играет свой моноспектакль. Из этих моноспектаклей и складывается действие, столь сложное по звучанию. Это одновременно и полифония, и диссонанс, где каждый голос стремится быть единственным..
Откуда эта самопоглощенность героев «Вишневого сада»? Что мешает им услышать друг друга: ведь все они - близкие люди, пытающиеся друг другу помочь, поддержать и получить поддержку? Обратите внимание: каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцене. Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Что же не пускает друг к другу героев пьесы? Дело в том, что, по замыслу автора, каждый из них - не только личность, но и исполнитель определенной социально - исторической роли, они заложники истории.
Человек в известной степени может корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той социально - исторической роли, которую он вынужден играть, вот драматическая суть «Вишневого сада».
«Старая женщина, ничего в настоящем, все в прошлом», - так характеризовал Раневскую в своих письмах к Станиславскому сам Чехов. Давайте подумаем, что же у нее в прошлом? Ее молодость, семейная жизнь, цветущий и плодоносящий вишневый сад - все это кончилось несколько лет назад, кончилось трагически. Умер муж, имение пришло в упадок, возникла новая, мучительная страсть. А затем случилось непоправимое: погиб - утонул в реке - Гриша. Гибель сына - самая страшная трагедия. Для Раневской ужас утраты соединился с чувством вины: увлечение возлюбленным, поглощенность любовью, кажется ей, отдалили ее от сына. Быть может, нелепую смерть можно было предотвратить? Быть может, гибель Гриши - кара ей, матери, за непозволительную страсть? И Раневская бежит из дома- от вишневого сада, от дочерей, от брата, от той реки, где утонул сын - от всей прежней жизни, от прошлого своего, обернувшегося непоправимой катастрофой. Бежит, чтобы никогда не возвращаться, бежит, чтобы где-нибудь закончить свою грешную и нелепую - после смерти мальчика- жизнь.
Раневская оказывается в Париже. Притупилась острая боль, схлынула первая волна отчаяния. Раневскую спасла любовь. Чувство к человеку, ее недостойному, к подлецу... Но разве дано нам выбирать, кого любить? Да, он негодяй, ее последний возлюбленный, он обобрал и бросил ее, а после опять вернулся - снова нищим. И Любовь Андреевна все знает о нем, все понимает - и не желает этого знать и помнить. Ибо ценно само чувство, ибо нет для нее ничего в жизни, превыше любви.
Посмотрите, это единственная героиня «Вишневого сада» , живущая в ореоле любви: не случайно само имя ее - Любовь. Любови, прежние и нынешние, переплетаются в ее душе, умение любить бескорыстно и безрассудно, целиком отдаваясь чувству - вот «ключ» к образу Раневской. «Это камень на моей шее, и я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу», - кто еще из русских героинь был так откровенен?! Ее теперешняя жизнь есть, в сущности, жизнь после жизни. Ничто из прежнего не забыто. Не зажила и никогда не заживет страшная рана. Все призрачней связь с родным домом и родными людьми. Все невозможней ни стать «своей» в Париже, ни вернуться к вишневому саду... Призрачность, нелепость существования, тоска по дому, чувство вины пред дочерью и падчерецей - за то, что оставила их, за то, что тратит их состояние, - томят Любовь Андреевну. И вот на наших глазах делается решительный шаг: Раневская возвращается домой. Она рвет телеграммы от своего возлюбленного, рвет не читая: с Парижем покончено! Она счастлива: «Мне хочется прыгать, размахивать руками... Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала.» «Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»
Раневская возвращается в дом, где все ее любят, где ее ждут - и преданно ждали пять «парижских» лет. И где все ее за что-то осуждают: за «порочность» , за легкомыслие... Никто не желает принять ее такую, какая она есть, ее любят, осуждая и посмеиваясь. И сама Раневская остро чувствует это, принимает справеливость упреков, постоянно ощущает свою вину. Но рядом с чувством вины в ней нарастает отчужденность: почему все требуют от нее чего-то, что дать она не может, отчего ждут, что она изменится, станет той, какою окружающие хотят ее видеть, перестанет быть собой?! Чем дальше, тем яснее становится: она чужая здесь.
В перечне действующих лиц Раневская обозначена одним словом: «помещица». Но это помещица, никогда не умевшая управлять своим поместьем, страстно его любившая, но не сумевшая его сохранить. Ее бегство из поместья после смерти Гриши, закладывание и перезакладывание поместья... Номинально - помещица. По сути - дитя этого вишневого сада, не способная его спасти от разорения и гибели.
Роль помещицы для Раневской уже отыграна давно. Роль матери - также: в новую жизнь, где нет места Любови Андреевне, уходит Аня, по-своему устраивается Варя... Вернувшись, чтобы остаться навсегда, Раневская лишь завершает свою прежнюю жизнь, убеждается, что нельзя дважды войти в одну ту же реку. Все надежды оборачиваются панихидой по прежней жизни: былое умерло, ушло безвозвратно. Она «прожила» все сюжеты, возможные в России. Родина не приняла блудную дочь: возвращение не состоялось. И призрачная парижская «жизнь после жизни» оказывается единственной реальностью. Раневская возвращается в Париж - а в России уже стучит топор в ее вишневом саду.
Стихия любви, ее мучительных страстей, греха и покаяния, в которой живет Раневская, чужда остальным героям комедии. Ее одиночество - это ее суть.
В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари.Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное.
Так - убежденно, как о давно решенном, говорит о своем разрыве «с тем человеком» Раневская и... уезжает к нему. Так - уверенно обсуждаются проекты спасения сада... Так - говорят о романе Лопахина и Вари. Но почему же не состоялся этот роман? И здесь позволительно спросить: а был ли роман?
Давайте, прежде всего, всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считает его роль «центральной» в комедии, писал Станиславскому, что «если этр роль не удасться, то значит, и вся пьеса провалится».
Фигура купца привлекала русскую литературу уже полвека. Наряду с темными самодурами искали черты нового, интеллигентного купца, мудрого и честного предпринимателя. Но черты его ускользали. Но Чехов представляет новый тип героя. Лопахин - единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, его время ушло, и теперь сад можно сберечь, лишь переустроив, пересоздав в соответствии с новыми требованиями новой эпохи.
Действительно, когда-то сад был важной частью помещечьего хозяйства: «В прежнее время...вишню сушили, мочили, мариновали. Денег было!»- вспоминает Фирс. Но теперь денег катастрофически не хватает, но экономят на пищи для дворни, тогда как вишню девать некуда, она опадает и пропадает. Сад превратился в символ, перестал быть реальностью: для всех, кроме Лопатина, он обиталище призраков былого. Вот Раневская видит, как по саду идет покойная мама. Вот Петя объясняет Ане: «... неужели с каждой вишни в саду... не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов...»
Лопахин стремится вернуть саду жизнь - пусть даже вдохнув в него новую жизнь, отрицающую старую. Лопахин убеждает Раневскую и Гаева, объясняет, доказывает, предлагает деньги, и... сам оказывается владельцем сада. Он одновременно счастлив и удручен случившимся, и тут же слова: «... о, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как - нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» Подумаем над последними отчаянными словами Лопахина. Ему- единственному в пьесе- дано приблизиться к настоящей правде, к глубокому пониманию сущности эпохи. Не чьи-то отдельные частные грехи винит Лопатин, он замечает неблагополучие всей современной жизни. Это и выдвигает Лопахина на центральное место в комедии.
А теперь подумаем, могла ли Лопахина привлекать Варя - серенькая, недалекая, захваченная мелочными хозяйственными проблемами? Любит ли Варя Лопахина? Как понимает она любовь? Помните, Петя все сердится, что Варя шпионит за ним и Аней, опасается, как бы у них не вышло романа. И дело не в том, что Петя и Аня далеки от любви, а в Вариных принципах и взглядах, в ее мелочном, мещанском восприятии любых человеческих отношений. Варя не задается вопросом, любит ли она Ермолая Алексеевича и любит ли он ее. Она видит подходящую партию, она хочет выйти замуж, и она ждет признания от Лопахина. И то, что Лопахин не делает ей предложения, она относит на счет его деловитости: «...у него дела много, ему не до меня». У Вари даже мысли не возникет иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему?
Не застенчивость и не занятость мешают Лопахину объяснится с Варей. Не любит он ее, с ней ему скучно. Он жаждет иной жизни, новой для него.
Мужик, крестьянский сын, Лопахин становится хозяином вишневого сада. Именно ему принадлежит самое пылкое признание: «... имение, прекрасней которого нет на свете». Он берет в свои руки то, что принадлежало аристократии и что аристократия удержать не сумела. Но автор не обольщается насчет новых мужиков, как Лопахин. Рядом с Ермолаем Алексеевичем существует очень важная фигура - лакей Яша. Он - такой же крестьянский сын, он также ощущает пропасть между своим нынешним положением (пожил в Париже) и своим прошлым. И этот наглый, отвратительный хам ярко оттеняет Лопахина, всей своей сутью противостоит ему. Не только Россия Раневской и Россия Пети Трофимова глядятся друг в друга, но и Россия Лопахина, Россия лакея Яши.
Еще один очень важный герой в пьесе, лишь на первый взгляд выполняющий второстепенную роль,- Петя Трофимов. Одинокий и неприкаянный бродит Петя по России, и все же он по-своему счастлив. Это самый свободный и оптимистичный из героев «Вишневого сада». Петя живет в ином мире, чем остальные персоножи комедии, мире идей. Идеи, грандиозные планы, философские системы - вот Петин мир, его стихия. Отношения его с реальным миром очень напряжены. Он не умеет жить в нем, для окружающих он нелеп и странен, «облезлый барин, вечный студент». Он не в ладу с вещами, зато в мире идей он парит. Там получается все ловко и складно, там он улавливает все закономерности. И ведь все рассуждения Пети о новой России справедливы. Но вот он берется рассуждать не об идеях, а об их реальном воплощении: и его речи начинают немедленно звучат напыщенно и нелепо, вся система рассуждений превращается в простое фразерство.
Из всех обитателй и гостей поместья своиим идеями Пете удалось увлечь лишь юную, неопытную Аню. Так и идут они в паре: враждебный миру вещей Петя и «не знающая жизни» Аня. И цель у Пети есть - ясная и определенная - «вперед - к звезде».
Чеховская ирония блистательна. Комедия его удивительно запечатлела всю нелепицу русской жизни конца века. Одни герои уверенно шагают «вперед- к звезде», оставляя вишневый сад без сожаления. Другие - мучительно переживают утрату. Спасение сада, оказывается, в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

Система образов «Вишневого сада», в соответствии с идейно-тематическими особенностями пьесы, также весьма оригинальна. В ней нет места одному главному герою, как и нет деления на поло-жительных и отрицательных персонажей. Ведь все оказываются одинаково далеки от истинного понимания жизни, все беспомощны перед быстротекущим временем, все хотят заглянуть в будущее, но оно остается неизвестным никому. К каждому из них приложимо че-ховское определение: «плохой хороший человек». Таковы прошлые хозяева вишневого сада: Раневская с ее неуравновешенностью и чув-ствительностью, полной непрактичностью и эгоизмом, но при этом она женщина, способная преданно любить, обладающая щедростью и широтой души, внутренней и внешней красотой; Гаев, сентимен-тальный и инфантильный, абсолютно неприспособленный к жизни, но добрый и сердечный человек. Оба они обладают той внутренней культурой, которая всегда характеризовала обитателей «дворянских гнезд», но стала уже уходить в прошлое. В противоположность им в будущее устремлен наивный в своих благородных порывах Петя Трофимов. Этот «вечный студент», несмотря на все свои замечатель-ные речи, насыщенные общественно-политическим, гражданским пафосом, тоже оказывается неприспособлен к реальной жизни, а по-тому его красноречие в чем-то сродни болтливости Гаева. Аня, как это часто бывает у Чехова, воплощение молодости, надежд, веры в прекрасное будущее, но в практической жизни она беспомощна, как и ее мать. Варя же, девушка серьезная, строгая, хозяйственная, на-оборот, оказывается слишком приземленной и, может быть, именно потому счастье ускользает от нее.

Также индивидуализированы и все прочие персонажи, но особое место среди героев пьесы занимает все же Лопахин. Недаром Чехов так заботился о том, чтобы исполнитель роли правильно понял этот характер. Это нетрадиционный для русской литературы образ купца. Делец, и очень удачливый, Лопахин при этом «мягкий человек», на-деленный «душой артиста». Ирония жизни заключается в том, что Лопахин, искренне стремясь спасти сад для Раневской, в конце «неча-янно» завладевает им сам. Но достигнув успеха, он не выглядит побе-дителем. Парадокс состоит в том, что он человек, который один спосо-бен по-настоящему оценить вишневый сад (именно ему принадлежат самые проникновенные, поэтические слова о вишневом саде), именно он должен своими руками губить эту красоту — других выходов из сложившейся ситуации нет. Так удача оборачивается насмешкой над его лучшими надеждами. Почему так случилось — не в силах понять ни сам герой, ни кто-либо другой. Но именно Лопахину принадлежат столь значимые для автора слова о «нескладной, несчастливой жиз-ни», которая «знай себе проходит». Он единственный из героев осозна-ет ограниченность своей «правды» и необходимость поиска «общей идеи», что сближает его позицию с авторской точкой зрения. Материал с сайта

Чехов в «Вишневом саде» показывает фатальное расхождение между личными хорошими качествами человека, субъективно доб-рыми его намерениями и результатами его социальной деятельно-сти. Именно с Лопахиным входит в пьесу одна из давних и основных тем чеховского творчества: враждебность, алогизм, непосильная сложность, непонятность жизни для обыкновенного «среднего» чело-века, кем бы он ни был. Столь же безуспешно бьются над загадками жизни и многие другие герои Чехова — и в его пьесах, и в рассказах и повестях. Они оказываются столь же одинокими, страдающими, зависимыми от враждебных им обстоятельств, а потому Лопахин — это один из героев, стоящих на главной линии чеховского творчества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

А. П. Чехова как русского писателя и русского интеллигента волновала судьба Родины накануне ощущаемых обществом социальных перемен. Образная система пьесы “Вишневый сад” отражает взгляд писателя на прошлое, настоящее и будущее России.

Особенностью драматургии Чехова является, в частности, то, что в его произведениях практически нельзя выделить одного главного героя. Вся система образов пьесы важна для понимания вопросов, которые поднимает драматург в пьесе.

Так, образы в “Вишневом саду” представляют,

с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинную интеллигенция, отчасти крестьянство), с другой стороны, эти группы своеобразно отражают прошлое, настоящее и будущее страны.

Сама Россия представлена образом большого сада, к которому с нежной любовью относятся все герои.

Олицетворением прошлого являются герои Раневской и Гаева. Это прошлое уходящих с исторической арены дворянских гнезд. В Гаеве и Раневской отсутсвует корыстный расчет: так совершенно чужда им идея продать вишневый сад под землю дачникам. Они тонко чувствуют красоту природы

(“Направо, на повороте беседки, белое деревце склонилось, похожее на женщину”…).

Им свойственна некоторая детскость восприятия: Раневская по-детски относится к деньгам, не считает их. Но в этом не только детскость, но и привычка жить, не считаясь с расходами. И Гаев и Раневская добры. Лопахин помнит, как в давние времена Раневская пожалела его. Жалеет Раневская и Петю Трофимова с его неустроенностью, и Аню, которая осталась без приданного, и прохожего.

Но время Гаевых и Раневских прошло. Их интеллигентность, неумение жить, беззаботность оборачиваются черствостью и эгоизмом.

Раневская растрачивает состояние, оставив свою дочь на попечении приемной дочери Вари, уезжает в Париж с любовником, получив деньги от ярославской бабушки, предназначенные для Ани, она решает вернуться в Париж к человеку, который практически обобрал ее, при этом она не думает, как сложится жизнь Ани дальше. Она проявляет заботу о больном Фирсе, спрашивая, отправили ли его в больницу, но проверить этого она не может и не хочет (Раневская – человек слова, но не дела) – Фирс остается в заколоченном доме.

Итог жизни дворян – следствие жизни в долг, жизни, основанной на угнетении других.

Новая Россия – это Ермолай Лопахин, купец. В нем автор подчеркивает деятельное начало: он встает в пять часов утра и работает до вечера, труд приносит ему не капитал, но и радость. Ермолай Лопахин – человек, сделавший сам себя (его дед был крепостным, отец – лавочником). В деятельности Лопахина виден практический расчет: засеял поля маком – и выгода, и красиво. Лопахин предлагает способ спасения вишневого сада, который должен принести выгоду. Лопахин ценит и помнит добро, таково его трогательное отношение к Раневской. У него “тонкая, нежная душа”, по словам Пети Трофимова. Но тонкость чувств сочетается у него с выгодой собственника. Не мог устоять Лопахин и купил на аукционе вишневый сад. Он кается перед Раневской утешает ее и тут же заявляет:

“Идет новый владелец вишневого сада!”.

Но и в Лопахине есть какой-то надрыв, иначе откуда взяться тоске по другой жизни. В конце пьесы он говорит:

“Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастная жизнь!”

Образы будущего – Петя Трофимов и Аня. Петя Трофимов – вечный студент, он полон оптимизма, в его речах есть убежденность в том, что он, именно он знает, как сделать жизнь прекрасной

(Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!”).

Именно он говорит Ане:

“Вся Россия наш сад!”

Но его образ неоднозначен. Петя Трофимов в пьесе скорее тоже человек слова, а не дела. В практической жизни он – недотепа, как и остальные герои пьесы. Образ Ани, пожалуй, единственный образ пьесы, в котором много чувства светлого. Аня похожа на тургеневских девушек, которые готовы уйти в новую жизнь и отдать ей себя всю без остатка, поэтому в Ане нет сожаления об утрате вишневого сада.

Второстепенные персонажи пьесы оттеняют судьбы Гаева и Раневской. Симеоно-Пищик – помещик, готовый приспособиться к жизни, чем отличается от Раневской и Гаева. Но и он живет практически в долг. Образ Шарлотты подчеркивает неустроенность, практическую бездомность Раневской.

Патриархальное крестьянство представлено образами слуг. Это Фирс, в котором сохранилась основная черта старых слуг – преданность барину. Как за малым ребенком ухаживает Фирс за Гаевым. Судьба его трагична и символична: его забывают, в общем-то бросают те, которые так много говорили о любви к нему и так мало сделали для него. Дуняша и Яша – слуги нового поколения. Дуняша “тонкостью чувств” повторяет, утрируя свою барыню. Яша впитал в себя эгоизм господ.

Как уже говорилось, огромна роль вишневого сада в образной системе пьесы. Именно вокруг вишневого сада завязывается внешний конфликт, свое отношение к саду высказывают все герои пьесы. Поэтому по-человечески трагично ощущает зритель и читатель его судьбу:

“… и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву”.

Для Чехова и писателя, и драматурга характерно чуткое вслушивание в биение обыденной жизни, умение найти в этой жизни важнейшие социальные проблемы и построить свое произведение так, чтобы эти проблемы стали достоянием соотечественников.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)