Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Этническая ассимиляция примеры. А теперь народы РФ

Этническая ассимиляция примеры. А теперь народы РФ

Этническая ассимиляция - процесс усвоения представителями различных национальностей языка, культуры, обычаев, традиций той этнической среды, в которой они проживают.

В результате этого происходит потеря ими своего языка, культурных особенностей, традиций и изменение самосознания их национальной (этнической) принадлежности. На этой основе как в мировом масштабе, так и в рамках отдельного региона или государства, происходит увеличение численности лиц одной (ассимилирующей) национальности и сокращение числа лиц другой (ассимилируемой) национальности.

Этнической ассимиляции способствуют усиление межгосударственной и межрегиональной миграции, расширение межнационального общения, рост межнациональных браков, семей и т. д. Процессы ассимиляции могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (например, ассимиляция англичанами уэльсцев, французами бретонцев, русскими евреев, поляков, греков и др.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (например, ассимиляция итальянцев, испанцев, армян, переселившихся во Францию, в США и другие страны). В зависимости от того, какими путями и способами осуществляется ассимиляция, различаются естественная и насильственная ассимиляция.

Естественная ассимиляция - итог непосредственного контакта этнически разнородных групп, обусловлена потребностями упрочнения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Идущая уже многие столетия естественная ассимиляция как в мире в целом, так и в отдельных странах и регионах, отражает закономерные интеграционные процессы общественного развития. Происходя свободно и добровольно, она не вызывает, как правило, межэтнических конфликтов.

Насильственная ассимиляция представляет собой целенаправленную систему мер органов власти во всех сферах общественной жизни, направленных на искусственное навязывание и подталкивание процесса этнической ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их этническое самосознание и т. д. В современной истории этот вид ассимиляции осуществляется в Турции по отношению к курдам, в Латвии и Эстонии по отношению к русским. Мировой исторический опыт убедительно свидетельствует об упорном сопротивлении насильственной этнической ассимиляции даже со стороны малочисленных этносов.

Проблема этнических контактов является чрезвычайно важной для многонациональной России, на территории которой проживают более 150 этносов и этнических групп . Этническая картина России отличается крайней неоднородностью. Так, численность нескольких коренных этносов (татары, чуваши, башкиры, мордва) превышает 1 млн. человек в каждом, а численность всех двадцати шести народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет не более 180 тыс. В России проживает более 30 этнических групп, относящихся к народам, не имеющим в ми¬ре своей государственности (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и др.). Только в шести из 21 республики титульное население превышает 50% населения данной республики (Чувашия, Кабардино-Балкария, Тува, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия). В целом во всех вместе взятых республиках коренной этнос составляет всего 32% населения, а в автономных округах - 10,5%. Вместе с тем государствообразующий этнос - русские - составляет более 80% населения страны.

Следует также отметить, что проблема межэтнических контактов осложняется в связи с прибытием в Россию миллионов беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, в поисках заработка, а также с иными (больше неблаговидными) целями в Российскую Федерацию приезжают и временно или постоянно проживают от 10 до 15 млн. граждан государств ближнего и дальнего зарубежья.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы роль и значение межнациональных отношений в обществе?
2. Какие уровни можно выделить в структуре межэтнических отношений?
3. В чем состоит специфика межэтнических, межнациональных отношений?
4. Какие факторы влияют на межэтнические отношения?
5. Охарактеризуйте современные межнациональные отношения в Российской Федерации,
6. Назовите страны и регионы, где, по вашему мнению, межэтнические отношения характеризуются как напряженные, конфликтные.
7. Какие виды этнических контактов существуют?
8. Какие варианты результатов этнических процессов можно выделить?
9. Вспомните ваши личные контакты с людьми других национальностей и попытайтесь определить их результаты.
10. Проанализируйте результаты межэтнических контактов за последние годы в России.

Литература

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.
2. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. - М., 1993.
3. Губогло М.Н. Национальные процессы в СССР. - М., 1991.
4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.
5. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПБ., 1999.
6. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. - М., 1997.
7. Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.
8. Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985.
9. Этносы и этнические процессы. - М., 1995.

Ассимиляция - это процесс слияния одного народа с другим. Происходит такое явление как на добровольной основе, так и насильственным путем.

Понятие "ассимиляция" употребляется в этнографии и социологии. Оно означает потерю этносом или отдельной его частью тех или иных принадлежащих ему отличительных черт. В результате они заимствуются у другого народа. В целом ассимиляция представляет собой настоящий этнокультурный сдвиг. Он происходит в самосознании отдельно взятой социальной группы, представлявшей некогда иную общность.

Разновидности понятия

Процесс слияния одного народа с другим происходит мирным или военным путем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Понятие «ассимиляция» отличается синкретизмом и многозначностью.

Процесс слияния одного народа с другим происходит в одних случаях добровольно. Здесь можно говорить о естественной ассимиляции. Но порой слияние одного народа с другим происходит насильственными методами. В таких случаях говорят об искусственной ассимиляции.

Также процесс слияния народов может быть полным или частичным, социальным или этническим.

Пути ассимиляции

Если слияние одного народа с другим происходит естественным путем, то этот процесс длится довольно долго. Ассимиляция в таком случае происходит постепенно. Она осуществляется в результате контактов различных этнических групп населения. При этом от одной группы к другой передаются определенные социо-, а также этнокультурные традиции.

Если процесс слияния одного народа с другим происходит путем насильственных действий, то имеет место целенаправленное разрушение этносоциальных систем.

Искусственную ассимиляцию вызывают целенаправленно. Основной путь для достижения поставленной цели в этом случае кроется в исполнении целенаправленной государственной политики. При этом процесс слияния одного народа с другим происходит только в результате колонизации, экономической экспансии, религиозной и культурно-языковой доминации, насильственной депортации, создания квазиобществ, стоящих над нацией (арийская раса, советский народ) и т. д. Нередко насильственная ассимиляция достигается путем политического диктата. Рассмотрим различные виды ассимиляции подробнее.

Влияние культуры

При подобной ассимиляции процесс слияния одного народа с другим происходит мирным путем или в результате военных действий. Так, народы, проживающие в определенной местности и имеющие ту или иную этническую принадлежность, могут принять для себя совершенно иную культуру, обладающую политической значимостью или превосходством.

Примером тому может служить постепенное принятие латинской культуры и языка порабощенными народами.

Культурная ассимиляция происходит либо случайно, либо принудительно. История человечества накопила множество примеров как первого, так и второго варианта развития событий. Порой одна культура спонтанно адаптируется под другую. Но иногда это происходит насильственными методами. Более старшая и богатая культура принудительно объединяет в себе более слабые.

Культура иммигрантов

Термин "ассимиляция" порой применяется к людям, добровольно переселившимся в чужую для них страну. На новое место они привозят свои, отличные от имеющихся здесь традиции и обычаи.

В результате в обществе происходят определенные культурные изменения. Причем они не являются обычным односторонним процессом. Понятие ассимиляции предполагает, что слабые культуры обязательно объединятся в одну, более сильную. Все это произойдет через адаптацию народов и через их непосредственный контакт.

Непрерывность ассимиляции

Процесс слияния одного народа с другим происходит в мире постоянно. Здесь нет ограничений по конкретным странам и регионам. Так, зная языки можно работать и учиться на международном уровне. Это даст возможность не ограничивать себя рамками какой-либо одной группы. Люди, живущие в разных странах, вносят определенный вклад в формирование глобальной культуры, которая пополняется различными элементами обычаев и традиций разнообразных этносов.

Порой процесс слияния одного народа с другим происходит в фазе увлечения иной, более привлекательной культурой, а также в случаях межконфессионных и межнациональных браков. О принудительном характере ассимиляции можно говорить в случаях вынужденного переселения народов, при военной аннексии, частичного истребления этнических групп (геноцид) и подавления государством определенных культурно-языковых явлений.

Насильственная ассимиляция

История человечества знакома с основными методами тотального преобразования завоеванной этнической группы. Они заключаются в изменении языка, культуры, а также религии. Такой способ использовали завоеватели, "приручая" покоренные ими народы.

Такая практика, как правило, применялась в прежние времена, в период колонизаторских захватов. Однако использование подобных методов можно увидеть и сегодня.

Рождение новой общности

Процесс слияния одного народа с другим происходит в фазе этнического сближения. При контактах двух, а порой и более народов рождается общность, имеющая новые традиции и обычаи.

Она представляет собой продукт взаимодействия и взаимообогащения не только культур, но и их отдельных образующих элементов.

Важным этапом подобного процесса является языковая ассимиляция. Эта ступень становления новой культуры начинается после бытового сближения народов.

Фазы этнической ассимиляции

Процессы сближения народов активно изучались американским социологом Р. Парком. По его мнению, этническая ассимиляция проходит через следующие фазы:

1. Контакт.
2. Конкуренцию.
3. Приспособление.
4. Саму ассимиляцию.

Ядром процессов сближения народов исследователь считает слияние их культур. В настоящее время это наблюдается особенно часто. Провоцирует такой процесс интернационализация мирового хозяйства. В этом случае ассимиляция является не чем иным, как конкретным направлением национальной политики, цель которой состоит в нефизическом уничтожении того или иного этноса.

Распространение

Этническую ассимиляцию особенно широко можно наблюдать в государствах с высоким уровнем экономики. Это, прежде всего, те государства, в которых присутствует большое количество иммигрантов.

Процесс слияния одного народа с другим в этом случае состоит в фактическом растворении ранее самостоятельного этноса в среде другого, как правило, крупного народа. При этом у ассимилируемых меняется этническое самосознание. Для них процесс станет этнотрансформационным. Другая же сторона пройдет через этнореволюционный процесс, так как ее самосознание не претерпит никаких изменений.

Ассимиляцию можно наблюдать не только в современных развитых странах. Этот процесс существовал во все периоды истории человечества. Самый яркий пример - ассимиляция русским народом финноязычных племен мер, муромов и мещер. Данный процесс происходил в тот период, когда существовала Киевская Русь.

Скорость распространения

Процессы сближения народов в разных странах происходят неодинаково. На их скорость влияют такие факторы, как численность ассимилируемой этнической группы, время ее пребывания в новой среде, характер расселения, род занятий, социально-правовое состояние, частота заключения смешанных браков, семейное положение и т. д.

Считается, что сближение народов происходит более быстрыми темпами, если существует максимальное сходство в их хозяйственной деятельности. Однако влияние данного фактора неоднозначно. Как правило, сходство хозяйственных занятий способствует интенсификации ассимиляционных процессов. Конечно, попадая в близкую для нее хозяйственную среду, этническая группа сливается с ней довольно быстро. Но при этом возникают конкурентные столкновения. Они происходят между коренным и пришлым населением. Это, в свою очередь, крайне затрудняет ассимиляционный процесс.

Скорость слияния народностей во многом зависит и от семейного положения иммигрантов. Работать в другие страны приезжают, как правило, мужчины. При этом из их числа есть женатые, приехавшие с семьями или без, а также холостяки.

Какие мужчины быстрее всего сольются с коренным народом? Конечно, холостые. Они вступят в брак с местными девушками и создадут новую семью.

Как же поведут себя другие категории иммигрантов? У того, кто приехал со своей семьей, процесс ассимиляции будет длиться долго. Ведь общение с близкими людьми позволит им не только сохранить, но и воспроизводить старую этническую общность.

Еще более низкими темпами проходит процесс ассимиляции тех мужчин, которые оставили свои семьи. Они живут мыслью о возвращении на родину и считают страну пребывания лишь временным пристанищем. Конечно, им приходится адаптироваться к существующим местным условиям. Однако растворяться в новой среде они не желают.

На скорость процесса ассимиляции немаловажное влияние оказывает соотношение уровня культуры двух и более контактирующих народов. Максимально быстро такой процесс пойдет в случае равных условий. Высока скорость ассимиляции и при попадании этнической группы в среду, которая незначительно превышает ее по уровню культуры.

А что же будет происходить при резких различиях? В таком случае процесс слияния народов становится весьма затрудненным.

Если в ассимиляционном процессе участвуют этнические группы, схожие по своей культуре и языку (например, белорусы и русские), то он приобретает ряд черт, существенно отличающих его от обычного. В таких случаях можно говорить об этнической конверсации.

Несмотря на то, с какой скоростью осуществляется процесс слияния одной общности с другой, несмотря на пути его осуществления, происходит языковое и культурное сближение определенного круга лиц. Постепенно нивелируются, а порой и уничтожаются вовсе те различия, которые на начальном этапе существовали между разными по своему этническому происхождению людьми.

Ассимиляция народов в России: татары спасут страну от распада федерации и внутренних конфликтов. Вопрос, который заставит всерьез задуматься неравнодушных сограждан.

Россия – многонациональное федеративное государство, состоящее из округов и республик. В каждом районе проживают свои этносы, поэтому правительство предоставляет им право выбирать собственную местную власть, принимать законы и даже отдельные конституции. Это является определенным компромиссом, и сохраняет на какой-то период мирное сосуществование в границах единого государства.

Однако, поддержка других этносов в России очень слабая. В регионах живут бедно, государственный язык в России по факту только русский, поэтому в результате внутренней миграции и слабой господдержки этнокультур происходит сильная ассимиляция других национальностей, последствия которой могут быть весьма печальными.

Снижение численности отдельных этносов в России видно по графикам-прогнозам. Кроме того, есть реальные примеры последствий ассимиляции – в Белоруссии, например, закрылся последний ВУЗ на белорусском языке, а в ряде российских регионов ликвидируют местные школы, отказываются от образования на местных языках. Это нередко делают сами родители, так как ребенок после школы на хантыйском или чувашском испытывает сложности с дальнейшей жизнью. Он лишается перспектив – в родном крае работы нет, а поехать в столицу он не может, так как не владеет достаточно хорошо русским языком.

Вырождение этносов неизменно приведет к росту национализма в регионах и даже угрозе сепаратизма. Это естественная борьба за выживание своего народа – путь к максимальной независимости. Естественно, для страны в целом это имеет очень негативные перспективы.

Чтобы сохранить свои границы в будущем у России три пути – либо отказаться от федеративного устройства, и ввести жесткое единое управление, контролируемое спецслужбами. Это, естественно, вызовет негативную реакцию мирового сообщества.

Второй способ – интенсивная поддержка автономий и народностей, но это потребует громадных ресурсов. По факту сегодня денег хватает только на одну Чечню.

Третий способ – сохранение статуса многонационального государства путем создания управляемой искусственной ассимиляции с помощью третьего этноса.

Татары спасут федерацию

Татары – самый удачный выбор для проведения искусственной ассимиляции в России. Это второй по численности народ в стране. Это умный и работящий народ, у его представителей очень мало радикалов, татары веками прекрасно уживаются с русскими и другими этносами, они живут на Алтае, в Хакасии, в Сибири, в Москве, и вообще по всей России.

Искусственная ассимиляция будет предполагать усиленные дотации мультинациональным семьям с участием татар. Например, предоставление им жилья, двойного материнского капитала, бесплатного образования детям и так далее. Естественно, выплаты будут «официально» производиться региональными властями республики Татарстан якобы в поддержку земляков, чтобы не провоцировать рост нетерпимости.

Чуваши, эвенки, чукчи, ханты и манси начнут мигрировать в Татарстан для заключения брака с татарами. Это разгрузит Москву и крупные города от внутренней миграции. Естественно, часть внутренних мигрантов будет уезжать вместе с татарами в свои регионы. Создать для этого необходимые мотивации – не проблема.

Второй момент – это объединение регионов. Начать можно с консолидации Татарстана, Башкортостана и Оренбургской области с Дагестаном. Крым сдается в аренду Казахстану, в обмен Россия получает часть территории и прямую дорогу к Северному Кавказу.

Третья реформа – языковая. Татарский язык становится государственным, документооборот во всей стране ведется на русском и татарском. Россия там самым покажет и хороший пример Украине, которую много лет склоняет к федерации и двуязычию.

Стратегическое соединение татар с другими народами позволит одним махом решить все грядущие национальные вопросы. В каждой семье будет по татарину, что поставит их на один уровень с русскими (сам Путин говорил, что у каждого есть татарин в роду).

Ни одна международная правозащитная организация не сможет подкопаться к России после такой реформы.

Поэтому данная идея является весьма неплохой для долгосрочного прогнозирования ассимиляции народов в РФ, хотя и требует детальной проработки.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilation - употребление, слияние, усвоение) - в истории слияние одного народа с другим с утратой одним из народов своего языка, культуры, национального самосознания. Может носить как естественный, так и насильственный характер.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 24.

АССИМИЛЯЦИЯ - согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Словарь практического психолога. - Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, 50.

Ассимиляция (Рыбаковский, 2003)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio) – уподобление, слияние, усвоение. Термин широко применяется во многих естественных и общественных науках. В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, ранее различающиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Согласно теории американского социолога Р. Парка , процесс ассимиляции состоит из следующих фаз: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция...

Ассимиляция (Акмалова, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей группой в плане принятия норм поведения, культуры, обычаев, смешанных браков. Ассимиляция может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов, и насильственно, что может вызвать сопротивление у ассимилируемых, порождая этно-националистический протест.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Ассимиляция этноязыковая

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНОЯЗЫКОВАЯ - этап этнической ассимиляции, процесс утери тем или иным этносом, в условиях иноязыковой среды, родного языка в качестве средства общения, в том числе - в сфере внутриэтнической коммуникации. Языковая ассимиляция является важным этапом этнической ассимиляции вообще, начинается вслед за культурно-бытовой ассимиляцией и вместе с потерей этнического самосознания завершает этот процесс. Языковая ассимиляция, т. е. полный переход на другой язык, относится к этноязыковым процессам эволюционного характера.

Ассимиляция этническая (Тавадов, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (лат. assimilatio - уподобление) - процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в иноэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и причисляют себя к данному этносу. При ассимиляции этнической происходит полная или почти полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

Ассимиляция (Матвеева, 2010)

АССИМИЛЯЦИЯ - в фонетике - приспособление звуков речевого ряда друг к другу по артикуляции и акустическим свойствам, их фонетическое сближение, уподобление одного из звуков другому. В русском языке ассимилируются согласные. Возможна ассимиляция по месту и способу образования, по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости согласных. В сочетаниях согласных звуков литературного русского языка более сильным является последующий звук, он влияет на предыдущий, уподобляя (ассимилируя) его: подход [тх] - оглушение [д] под влиянием последующего [х], на месте [с"т"] - смягчение [с] под влиянием последующего [т"], ср. место [ст]. Такую ассимиляцию называют регрессивной...

Ассимиляция (К.Г. Юнг)

Ассимиляция. - есть уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу, причем особо выделяется сходство нового содержания с уже имеющимся, иногда даже в ущерб независимым качествам нового. В сущности, ассимиляция есть процесс апперцепции (см.), отличающийся, однако, элементом уподобления нового содержания субъективному материалу. В этом смысле Вундт говорит: “Такой способ оформления (т. е. ассимиляции) выступает в представлениях особенно наглядно тогда, когда ассимилирующие элементы возникают путем воспроизведения, а ассимилированные - путем непосредственного чувственного впечатления...

Ассимиляция (Шапарь, 2009)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio - уподобление, сопоставление) - по Пиаже, механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для которой схема уже существует. В социальной психологии слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания. Существует естественная ассимиляция, которая происходит в благоприятных для народов условиях (использования принципа полного равноправия народов) и носит характер слияния малых народов с более крупными этническими общностями. Наряду с естественной существует насильственная ассимиляция, которая происходит в условиях национального, религиозного и т. п. гнета и носит характер подавления некоторых народов.

В принимающее общество. Во-вторых, под ассимиляцией понимают состояние сходства в манерах поведения, установках, ценностях у иммигрантов и представителей принимающего общества, нации.

Распространенный термин, применяемый в Европе.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Major Sociological Paradigms: Crash Course Sociology #2

    ✪ SimpleExpress. Кратко возрастная и генетическая психология.

    ✪ Создать образ врага

    ✪ Функціональний аналіз: соціальні функції засобів масової комунікації

    ✪ Jak powstaje radykalizm islamski. Analiza wywiadu z polskim dżihadystą.

    Субтитры

    Что же такое общество? В смысле, это гладко функционирующее целое, с разными частями, подходящими друг другу, чтобы оно работало? Или это клубок конкурирующих групп, хватающих друг друга за глотки и борющихся за контроль над другими? Или может это, ну знаете, куча людей, которые просто пытаются выжить. Дело в том, что нет одного-единственного ответа на вопрос, какова на самом деле природа общества. Но все три модели, которые я только что описала (общество как хорошо смазанная машина, как группа конкурирующих интересов и как куча людей, просто взаимодействующих друг с другом), их все стоит рассмотреть. Потому что каждая из них предлагает свой собственный взгляд на социальный мир и каждая из них имеет решающее значение для понимания практики социологии, с историями, которые можно проследить до основоположника дисциплины. Итак, поговорим о парадигмах. Crash Course Социология № 2 Главные социологические парадигмы Парадигма - это не какой-то высокотехнологичный парашют. И это не второе название двадцати центов. На самом деле, парадигма, по сути, - это модель того, как вы думаете о вещах, это набор концепций и теорий, которые определяют вашу точку зрения по определенной теме, будь то русская литература, паблик-арт или законы физики. А в социологии ключевыми являются теоретические парадигмы. Эти парадигмы являются основополагающими предположениями, которые социологи выдвигают о социальном мире, они направляют их мысли и исследования. И вначале это может показаться довольно предвзятым, как будто вы идете изучать общество с определенными предубеждениями. Но вам нужны предположения, которые предоставляют эти парадигмы, потому что сырые факты не интерпретируют себя. Примеры сырых фактов: «уровень безработицы в прошлом году составил 5%», «рост Васи - 1 метр 80 сантиметров», или «сегодня группа людей с плакатами перекрыла трассу». Называя их сырыми, я имею в виду, что эти факты просто описывают эмпирическую реальность. И они не интерпретируются заранее. 5% - это приемлемый уровень безработицы? Или мы должны попробовать снизить его? Человек ростом в 180 сантиметров высокий? Протестующие, перекрывшие трассу, нарушают общественный порядок или они борются за свои интересы? Ответ на последний вопрос: конечно, и то, и другое. Но важно понять: чтобы выбрать ответ, от вас требуется сначала выдвинуть определённые предположения о социальном мире. Ещё важно понимать, что эти два разных ответа будут полезны в разных ситуациях, для ответа на различные типы вопросов. Например, если вы пытаетесь понять, как и почему общество может держаться вместе, то смотреть на протесты как на признаки напряжения или распада может быть более полезным. Но если вы пытаетесь понять, почему люди протестуют, то попытка понять, как они преследуют свои интересы, может быть лучше. Так, всё это может показаться ненаучным: физике не нужна «интерпретация». Математике не нужно несколько «точек зрения». Но на самом деле, нужно. Все научные дисциплины выдвигают предположения о мире и все научные дисциплины используют разные точки зрения в зависимости от вопросов, которые они задают. Физика может понимать прыгающий шар как почти бесчисленное множество фундаментальных частиц, каждая со своей собственной волновой функцией, все частицы в котором будут держаться вместе различными силами в квантовой шкале. Или она может понять его как просто n-ное количество граммов резины, движущихся в пространстве. Точка зрения, которую вы примете, резко изменит тип вопросов, которые вы захотите задать. Все науки задают различные типы вопросов и исходят из разных предпосылок для ответа на них. А сырые факты всегда нуждаются в какой-то точке зрения, чтобы сделаться полезными. Итак, если мы хотим поговорить о разных вопросах и точках зрения в социологии, хорошо было бы начать с того, о чём мы приводили в последнем эпизоде - с того факта, что социология смотрит на общество на всех уровнях, во всех масштабах, от огромного до крошечного. Другими словами, социология связана как с макро-, так и с микроуровнем. Ориентация на макроуровень означает смотреть на большое. Когда социологи задают вопросы на этом уровне, они обращают внимание на обширные, крупномасштабные структуры, которые формируют общество. Макровопросом, например, является «Что вызвало переход от феодализма к капитализму?» Или «Как раса влияет на получение образования?» Ориентация на микроуровень, разумеется, предполагает смотреть на малое. Такие вопросы более узко связаны с взаимодействием между людьми, например: «По-разному ли врачи разговаривают с пациентами разных рас?» или «Как члены определенной группы строят групповую идентичность?» Итак, стоит отметить, что эти ориентации не отделены полностью друг от друга. Потому что, ещё раз, большое и малое всегда связаны. Спросить, как врачи разговаривают с пациентами разных рас, означает задать микровопрос, но он также помогает нам понять макроуровневую картину расового неравенства в сфере здравоохранения. Аналогично, вопрос о том, как группа строит свою идентичность, может иметь макроэффекты, поскольку это может помочь объяснить, как воспроизводятся и поддерживаются крупные социальные структуры. Теперь, когда мы понимаем немного больше о различных масштабах, с которыми работает социология, мы можем обратиться к его основным теоретическим парадигмам, которых три: Есть структурный функционализм, теория конфликта и символический интеракционизм. Начнем со структурного функционализма, который был создан французским социологом Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм представлял общество как своего рода организм, с разными частями, которые все работают вместе, чтобы сохранить его живым и здоровым. Конечно, что-то может пойти не так. Но это всегда представлялось Дюркгеймом как неисправность, болезнь или отклонение от нормального функционирования вещей. Таким образом, точка зрения структурного функционализма выдвигает такое же основное предположение: Общество рассматривается как сложная система, части которой работают вместе, чтобы способствовать стабильности и социальному порядку. И эти разные «части» общества - это социальные структуры, относительно устойчивые модели социального поведения. Например, Дюркгейм проявлял чрезвычайный интерес к религии, а также к разделению труда, а также к тому, как разделяются задачи в обществе. И эти структуры рассматриваются как выполняющие определенные социальные функции. Например, семья в большинстве обществ выполняет функцию социализации детей - учит их жить в этом обществе. А социальные функции бывают двух типов: явные и латентные функции. Явные функции являются предполагаемыми или очевидными последствиями конкретной структуры, в то время как латентные функции являются непреднамеренными или непризнанными. Например, мы часто думаем о том, что школы предназначены для того, чтобы дать детям знания - вот их явная функция. Но школы также могут помочь социализировать детей. У них может быть (и исторически была) дополнительная цель - создавать рабочих, которые слушаются начальство и укладываются в дедлайны. Это латентная функция. Итак, наряду с функциями, у нас также есть социальная дисфункция, которой считается любая социальная структура, нарушающая гладкую работу общества. Например, технологическое развитие является мощным стимулом для улучшения экономики, что является полезной функцией. Но это также дестабилизирующая сила. Новые машины могут лишить людей работы. Когда-нибудь скоро мы увидим социальную дисфункцию тысяч дальнобойщиков, которых вытеснят беспилотные грузовики. И это подводит нас к одной из проблем структурного функционализма. Поскольку он рассматривает общество как фундаментально функциональное и стабильное, он может быть очень плох при работе с изменениями. Он может быть плох, когда вы пытаетесь хорошо объяснить, почему происходит изменение, и он может также интерпретировать плохие вещи в обществе как имеющие положительные функции, которые поэтому не нужно менять. Приведём крайний пример: с точки зрения структурного функционализма бедность, хоть и пагубную для людей, можно представить как функционально полезную для общества, потому что она гарантирует, что всегда будут люди, которые хотят работать. Таким образом, эта точка зрения может рассматривать любые попытки уменьшить бедность как потенциально наносящие ущерб обществу. В таких случаях лучше, однако, обратиться к теориям конфликта. В отличие от структурного функционализма, теории конфликта предполагают, что общество состоит из разных групп, которые борются за дефицитные ресурсы - за власть, деньги, землю, еду или статус. Эта точка зрения смотрит на изменения как на основополагающие для общества, постоянно управляемые этими конфликтами. Первой теорией конфликта в социологии была теория классовой борьбы, выдвинутая Карлом Маркс. Эта теория предполагает, что в обществе есть разные классы, основанные на их отношении к средствам производства - к таким вещам, как фабрики и сырье. При капитализме двумя классами были капиталисты, или буржуазия, владеющие средствами производства, и рабочие, или пролетариат, которые должны были продавать свой труд, чтобы выжить. Маркс рассматривал этот конфликт между классами как центральный конфликт в обществе и источник социального неравенства в силе и богатстве. Но есть и другие теории конфликта, которые обращают внимание на другие группы. Например, теория расового конфликта впервые была сформулирована через призму социологии У. И. Б. Дюбуа, ещё одним основателем социологии. Она понимает социальное неравенство как результат конфликта между различными расовыми и этническими группами. Между тем, теория гендерного конфликта обращает внимание на социальное неравенство женщин и мужчин. Точки зрения всех трёх видов теории конфликта имеют ключевое значение для американской истории и по-прежнему важны сегодня. Но парадигмы, которые мы рассматривали до сих пор, - это, по сути, макроподходы: структурный функционализм обращает внимание на то, как большие структуры подходят друг другу, а теория конфликта смотрит, как общество определяет источники неравенства и конфликта. Но ещё есть символический интеракционизм, и он построен для решения микровопросов. Символический интеракционизм впервые проявился наиболее ярко в работе немецкого социолога Макса Вебера и в его акценте на «verstehen», или «понимании». Вебер считал, что социология должна обращать внимание на индивидуальные социальные ситуации и значение, которое люди придают им. Итак, символический интеракционизм, поскольку он обращает внимание больше на микроуровень, понимает общество как продукт повседневных социальных взаимодействий. В частности, эта социологическая школа интересуется пониманием общей реальности, которую люди создают посредством своих взаимодействий. Утверждение, что реальность создаётся, может показаться странным, но вспомните идею о сырых фактах против интерпретации. Я машу рукой влево и вправо - это факт, но это означает, что я говорю вам «привет», только потому что мы согласились придать этому такое значение. Следовательно, для символического интеракционизма нет Правды с большой буквы. Напротив, он смотрит на мир, который мы создаём, когда мы придаём значение взаимодействию и объектам. Рукопожатие - это приветствие, только потому что мы согласны с тем, что это так. Собака может быть другом или пищей, в зависимости от того, какое значение мы ей придали. Очевидно, что эти три разные парадигмы дают совершенно разные возможности взглянуть на социальный мир. Но это потому, что они все постигают его в разных частях. Каждая из них дает нам свою призму, через которую мы можем видеть нашу социальную жизнь, точно так же, как науке иногда нужен микроскоп, а иногда нужен телескоп. Все эти призмы важны и даже необходимы для исследования социологических вопросов. Сегодня мы обсудили, что такое теоретические парадигмы, и более подробно поговорили о различии макро/микроуровней. Затем мы рассмотрели три основные парадигмы в социологии и немного узнали об их преимуществах и недостатках. На следующей неделе мы начнём изучать, как эти парадигмы могут использоваться для проведения настоящих социологических исследований. Crash Course Социология снят в студии докторки Шерил Кинни в Мизуле (Монтана) с помощью всех этих милых людей. Наша мультипликационная команда - Thought Cafe, а Crash Course сделан на Adobe Creative Cloud. Если вы хотите сохранить Crash Course бесплатно для всех, навсегда, вы можете поддержать выпуск на Patreon, краудфандинговой платформе, позволяющей вам поддержать контент, который вам нравится. Кстати о Patreon: мы хотели бы поблагодарить всех наших патронов в целом, и мы хотели бы отдельно поблагодарить нашего директора по обучению Дэвида Сичовски. Спасибо за вашу поддержку!

Культурное влияние

Местность (государственной или этнической принадлежности) может совершенно спонтанно принять иную культуру из-за её политической значимости или осознанного превосходства. Один из самых первых случаев - это постепенное принятие латинского языка и культуры большинством порабощенных народов.

Культурная ассимиляция может происходить случайно или принудительно. Одна культура может спонтанно адаптировать иную культуру или культура, которая старше и богаче может насильственно объединить более слабые культуры. Термин «ассимиляция» очень часто используется по отношению к иммигрантам и различным этническим группам, которые поселились на новой земле. Новая культура и новые подходы к происхождению культуры получены в результате контакта и общения. Культурное изменение - это не просто односторонний процесс. Ассимиляция предполагает, что относительно слабые культуры должны объединиться в одну единую культуру. Этот процесс происходит через непосредственный контакт и адаптацию между культурами. Действующее определение ассимиляции обычно используется при упоминании иммигрантов, но, что касается мультикультурализма , культурная ассимиляция может проходить по всему миру, не ограничиваясь конкретными областями. Например, знание языков даёт людям возможность учиться и работать на международном уровне, не ограничиваясь рамками одной единственной культурной группы. Люди из разных стран вносят свой вклад в разнообразие и формирование «глобальной культуры», это означает, что культура сочетает в себе элементы разных культур. «Глобальную культуру» можно рассматривать, как часть ассимиляции, которая является причиной формирования культур из различных областей, воздействующих друг на друга.

Ассимиляция иммигрантов

Ассимиляция иммигрантов в Соединенных Штатах Америки

Ассимиляция иммигрантов представляет собой сложный процесс, в котором иммигранты не только в полной мере интегрируются в новую страну, но и, возможно, полностью теряют свою идентичность и культурное наследие. Социологи опираются на четыре основных контрольных показателя оценки ассимиляции иммигрантов: социально-экономический статус, географическое распределение, хорошо освоенный второй язык , смешанные браки . . Уильям А.В. Кларк определяет ассимиляцию иммигрантов, как «способ понимания социальной динамики американского общества, и что этот процесс часто происходит совершенно спонтанно и непреднамеренно в процессе взаимодействия больших и малых групп».

Между 1880 и 1920гг., США приняли примерно 24 миллиона иммигрантов. Такой рост иммиграции можно отнести ко многим историческим изменениям. Позже, во время холодной войны с 1960 по 1980-е годы и распада Советского Союза в конце 1990-х годов, более 1,8 миллиона евреев эмигрировали из бывшего Советского Союза. Основными странами иммиграции стали: Израиль (около 1,1 млн), Соединенные Штаты (более 400000), Германия (около 130 000), и Канада (около 30 000). Начало XX века также отмечено эрой массовой иммиграции. Социологи в очередной раз пытаются оценить влияние, которое иммиграция оказывает на общество и влияние, которое данный процесс оказывает на самих иммигрантов.

Стоит отметить, что некоторые учёные полагают, что ассимиляция и аккультурация – это синонимы. Это не совсем так. Согласно точке зрения большинства социологов, ассимиляцией является "процесс интерпретации и слияния" одной группы или лица с другими. Данное слияние может включать в себя воспоминания, поведение и чувства. Делясь своим опытом и историями, они сливаются в общую культурную жизнь. При ассимиляции происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным, что не происходит при аккультурации.

Теоретические модели ассимиляции иммигрантов

Согласно первой классической модели, иммигранты и местные становятся всё больше похожи друг на друга в процессе взаимодействия. Эта теория рассматривает иммигрантов, которые с течением времени быстрее приспособились к нормам, ценностям, поведению и характеру другой группы. Данная теория также говорит о том, что иммигранты и их потомки, которые прожили в новой среде дольше, приобретают большее сходство с группой, чем те, которые прожили небольшое количество времени. Вторая теория, представляющая собой модель расовой или этнической неполноценности, утверждает, что шансы иммигрантов ассимилироваться практически невозможны. Примером данной модели является дискриминация и институциональные барьеры на пути трудоустройства и других возможностей. Чтобы обойти данные барьеры, некоторые группы иммигрантов образовали этнические анклавы . Третья, сегментированная модель ассимиляции говорит о том, что такие структурные барьеры как: бедные городские школы, отрезанный доступ к рабочим местам и другим возможностям, часто являющиеся особенно серьезными в случае с наиболее уязвимыми членами групп иммигрантов, могут привести к застою и спаду мобильности , даже если дети других иммигрантов будут следовать в сторону классической прямолинейной ассимиляции совершенно различными путями.

Основные показатели ассимиляции иммигрантов

Исследователи определяют, что ассимиляция, существующая среди иммигрантов может быть измерена четырьмя основными критериями. Эти основные аспекты, сформулированные в США для изучения европейской иммиграции , по-прежнему являются отправными точками понимания ассимиляции иммигрантов. Этими аспектами являются: социально-экономический статус, географическая концентрация населения, владение вторым языком и смешанные браки.

Изменение имени иммигранта и приобретение дома как формы ассимиляции

В то время как изменение имен иммигрантов не является одним из 4-х измеримых критериев для ассимиляции, очерченной социологами, тем не менее, представляет собой четкий отказ от старого. Таким образом иммигранты быстрее понимают структуру нового общества. Простота и комфорт в общении стали еще одним фактором отказа от прежних имен. Имена многих иммигрантов из других стран достаточно трудно произносить, поэтому замена имени на новое будет еще одним шагом на пути к скорой ассимиляции с местным населением.

Покупку собственного дома также можно рассматривать как шаг на пути к ассимиляции. Уильям А.В. Кларк исследует этот шаг в своей книге "Immigrants and the American Dream Remarking the Middle Class". Кларк понимает, что процесс ассимиляции представляет собой гораздо больше, чем просто возможность купить дом. Но он утверждает, что "домовладение" является одним из этапов ассимиляции. Приобретая дом, человек становится частью общества и окрестности в которой живет, а также частью повседневной деятельности.

Модификации для оценки ассимиляции иммигрантов

Американские исследования ассимиляции иммигрантов 19-ого века пришли к выводу, что иммигранты в США с трудом догоняют коренное население по уровню знаний, образования, опыта работы и доходам. Но исследования 20-ого века свидетельствуют о том, что иммигранты в конце концов их догнали. На сегодняшний день ученые исследуют факторы, которые привели к ошибочным результатам. Во-первых, иммигранты, прибывшие, в юном возрасте, должны рассматриваться отдельно от тех, кто прибыл уже во взрослом. Во-вторых, специфика получения прибыли должна быть больше приближена к форме возрастных доходов. Исследователи указывают на то, возможности получения прибыли должны также рассматриваться уже с точки зрения показателей, уставленных в 20-ом веке, а не в 19-ом с точки зрения традиционных путей развития.

Натурализация иммигрантов

Примеры ассимиляций

Этнографические

  • арменизация
  • булгаризация
  • латышизация
  • японизация

Религиозные

  • буддификация (ламаизация)

Явленя, являющиеся результатом ассимиляции социальной группы

Постоянно и часто встречающиеся.