Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История развития статуй древнего египта. Статуя фараона Хасехема из известняка

История развития статуй древнего египта. Статуя фараона Хасехема из известняка

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами были образы царствующих фараонов. Хотя потребности религиозного культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре. Одним из таких богов является Анубис.

Существует множество различных статуй с его изображением. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой собаки или же в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис считался судьёй богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса - греческий Кинополь, в переводе означает "город собаки". Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты - "Хентиаменти", то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" и "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид", Анубис был главным богом в царстве мертвых. Он считал сердца умерших, в то время как Осирис - бог умерших и оживающей природы - главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу. С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.

Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса, одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту. Анубис расставил вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй:

  • - стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу, как, например, статуя Ранофера. Он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками и поднятой головой; все в этой скульптуре выдержано в рамках канона -- поза, одеяние, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.
  • - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Это лицо оживляют глаза, сделанные из различных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую в то же время края век, вставлены куски алебастра для белка глаза и горного хрусталя -- для зрачка, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного эбенового дерева, благодаря которому получается та блестящая точка, которая придает особую живость зрачку, а вместе с тем и всему глазу. Такой прием изображения глаз, вообще свойственный скульптурам Древнего царства, придает жизненность лицу статуи. Глаза писца Каи как бы неотрывно следуют за зрителем, в каком бы месте зала тот ни находился. Эта статуя поражает правдивостью проработки не только лица, но и всего тела ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.

Для всех скульптур характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого, одежды - белого, волосы - черного цвета. Основной характер торжественная монументальность и спокойствие.

В период Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия, и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. В изображении простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего образы становятся индивидуальными. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Фигуры обычно раскрашивались. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды с узорами, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы произведений эпохи Среднего царства.

Усилилась резкая властность, напряженность черт лиц правителей. Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко отполированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа. Сильнее подчеркнуты контрасты света и тени, горькие складки пролегают по сторонам рта.

Портретная голова Сенусерта III

Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера человека ощущаются в портретной голове Аменемхета III (19 в. до н.э., Каир, Музей)

Египтяне применяют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица (глубоко сидящие в орбитах глаза, прорисованные мускулы лица и складки кожи) и резкая игра светотени (статуи Сенусерта III и Аменемхета III). В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, отряд воинов; их отличает непосредственность и правдивость.

Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства . Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красного песчаника высотой около 20 м. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Яркая черта этих памятников - огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Появляются портреты. Например Эхнатон - узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей.

К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре.

Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять -- перед нами работа, несомненно, гениального скульптора. Поразительна тонкость, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.

Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

Скульптурный портрет Нефертити

Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу: не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление: увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена еще юной. Чуть улыбаются губы, лицо полно задумчивой мечтательности -- это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.

И здесь та же изумительная легкость в передаче форм, объема, тот же скупой отбор черт. Чтобы оценить гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении выступают все новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера.

По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил фараон и что он был начальником работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения.

Стены храмов покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.

Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры теснятся, смешиваются, их ритм усложнился - одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Что может быть выразительнее, драматичнее этих простертых, заломленных, поднятых к небу гибких рук? Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причем одни линии очень сильно углублены, подчеркнуты, другие проведены легко - так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции.

Рельеф «Плакальщики»

Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Этот памятник является непревзойденным по силе передачи человеческого чувства, где вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике. Ни одна фигура не повторяет другую: в горе руки то воздеты к небу, то простерты по земле, то заломлены над головой. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Следует заметить, что в работе над многими гробницами Мемфиса принимали участие фиванские мастера, что привело к сближению стиля этих двух центров.

Государство Древнего Египта было богатым и могущественным. Именно в Египте зародились монументальная архитектура, реалистически правдивый скульптурный портрет, произведения художественных ремёсел.

Одним из достижений египтян стало создание человеческого образа вместе с другими людьми. В искусстве Древнего Египта утвердился интерес к личности и индивидуальным особенностям человека.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

Религиозное назначение статуй

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

В представлении египтян человек имел несколько сущностей. Соединение их в одно целое давало ему надежду на обретение вечной жизни. Следовательно, в рельефе и скульптуре создавали не те образы, которые видели воочию, а то, что хотели видеть или находили самым подходящим для счастья и вечного покоя в потустороннем мире.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

В скульптуре Египта можно увидеть не только одиночное изображение человека, но и групповые композиции, где людские фигуры располагаются на одной линии. Главная фигура превосходит другие по величине в 2-3 раза. Общее правило – создавать преувеличенную статую царя - соблюдалось и в плоскостных изображениях.

Из каких материалов делали скульпторы свои изваяния? Камень, дерево, бронза, глина, слоновая кость. Многие громадные статуи высекались из гранита, базальта или диорита. Статуи в реальный рост человека лепились из песчаника и известняка и покрывались краской.

Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон

Отсутствие необходимого высокоточного оборудования, с помощью которого могли быть созданы многочисленные древнеегипетские артефакты, а также отсутствие следов промышленной инфраструктуры для его производства в самом Египте и за его пределами свидетельствуют о том, что высокие технологии были привнесены извне. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».

На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов - гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой - отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.



Саркофаги разного качества обработки

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

Но вот незадача - в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

Диоритовая статуя Хафра. Египетский музей

И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, - это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта.

Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума - поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

Гранитная статуя в Рамессеуме

А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями - необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Такое несообразное соседство можно объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.

ГЛАЗА СТАТУИ

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.

Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение - кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал’ со слов египетских жрецов, что смертные управляли Египтом менее 5 тысячелетий. Царству людей предшествовала власть богов и героев, которые правили невероятные 18 тысяч лет. Древнеегипетский жрец и историк Манефон также начинает свой список правителей Египта с династии богов и полубогов.

Если сопоставить утверждения античных авторов и факты, которыми мы располагаем в настоящий момент, получается, что никакого технологического рывка не было. Просто начиная с III тысячелетия до н. э. в Египте стали всплывать артефакты, оставшиеся от первых божественных династий. Не исключено, что фараоны целенаправленно искали, пытались освоить и попутно присвоить сохранившиеся фрагменты этого наследия.

О внешнем облике подлинных создателей древних шедевров могут поведать скульптурные изображения дочерей фараона-реформатора Эхнатона. Первое, что бросается в глаза, - неестественно вытянутая форма черепа, характерная, к слову, и для других произведений амарнского периода. Этот феномен породил гипотезу о врожденном заболевании семьи фараона. Однако ни о каких психических отклонениях в семье правителя, которые неизбежно должно вызвать подобное заболевание, нигде не упоминается.

Если фараоны действительно были отдаленными потомками богов, не исключено, что время от времени у них могли проявляться «божественные» гены. Не с этой ли анатомической особенностью богов связан распространенный у различных народов обычай деформации головы?

Еще одна важная и загадочная деталь древнеегипетского скульптурного канона - абсолютная симметрия пропорций лица. Как известно, в природе не существует симметричных объектов. Это правило относится и к человеческому телу. Более того, эксперименты показали, что фотографии, составленные из строго симметричных половин одного и того же лица, вызывают у человека инстинктивное отторжение.

Сквозит в них что-то неестественное и чуждое людской натуре. Но, может быть, в том мире, откуда пришли боги, царили иные природные условия, благодаря которым «аномалия» стала нормой? Как бы то ни было, нам следует внимательно прислушаться к словам Плутарха: «В большее кощунство впадает не тот, кто отрицает существование богов, а тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные».

Алексей КОМОГОРЦЕВ

Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах на протяжении всей истории Древнего Египта отвечает ритуальным нуждам. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего - Ка. В случае исчезновения физического тела статуя-копия должна была заменить умершего человека, т.е. жизнь натуры продолжалась в изображении. Так зародился скульптурный портрет. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения, и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность.

Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Изображение замерло на века в своей неизменности. Этот завораживающий покой египетской скульптуры несет в себе непостижимую тайну бытия и такое понимание миропорядка, которое напрочь утрачено нашим суетным временем. Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Сидящая фигура решена абсолютно геометрично: туловище располагается четко под прямым углом к нижней части. Руки лежат на коленях. Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи), и изображения слуг в мелкой пластике.

Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Как правило, монархи изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку, на голове - царский платок. Иногда фигуры царя изображались с соколом. Это бог Гор в своем соколином обличье. Царь считался прямым потомком Гора. Голова с головным убором и церемониальная борода, правильные черты лица и неизменное выражение стеклянных глаз - таков образ царствующего монарха, появившийся в скульптуре Древнего Египта. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности.

Особой разновидностью царских скульптур были сфинксы - фантастические образы львов с человеческими головами, передававшими черты правящего фараона. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Заслуженной известностью пользуется прославленный Большой сфинкс, возвышающийся около нижнего пирамидного храма Хефрена. Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Высота сфинкса равна 20 м, длина - 57 м. На голове у сфинкса полосатый царский платок, надо лбом был урей - священная кобра, по верованиям египтян, своим огненным дыханием защищавшая богов и царей. Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка - в синий и красный. Основной материал, из которого выполнялась скульптура, - камни твердой породы. Прочность камня обеспечивала вечность существования. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. Все качества, присущие египетской скульптуре, были предопределены также методом обработки камня скульптором. Суть заключалась в следующем: на четырехгранной глыбе с каждой стороны рисуется проекция будущей статуи, затем она высекается одновременно с четырех сторон, прямыми плоскими слоями.

Нужно заметить, что древняя египетская скульптура еще не ставила задачей передачу характера, настроения. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства. По сущности своего назначения портрет служил магическим целям, был предназначен не для обозревания зрителем: скульптурный портрет замуровывали в могильной камере, чтобы двойник Ка мог после скитаний вернуться и узнать свое тело. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. Его реализм относителен - в нем нет органической жизненности, индивидуальной мимики, его взгляд блуждает в ином мире, лицо не выражает ни гнева, ни удивления, ни улыбки. И тем не менее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных портретов в основном знатных людей. Распространены были композиции парных семейных портретов, к примеру, выразительные скульптуры, известные под названиями "Рахотепа и Нофрет", "Семейная группа карлика Сенеба", "Писец Каи", "Сельский староста".

В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Особенность общественно-политической структуры этого периода заключалась в ослаблении власти фараонов и росте влияния представителей земледельческой знати. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. Навалившиеся проблемы земной жизни отразились на лицах скульптур некоторых фараонов: обычно устремленный в бесконечность взгляд преобразился в меланхоличность, некоторую усталость - таковы портреты Сенусерта Третьего и Аменемхета Третьего. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки. Статуи царей стали устанавливать не только в погребальных камерах, но также внутри храма и снаружи здания, под открытым небом.

В Среднем Царстве необычайно распространена мелкая пластика, выполненная из дерева или терракоты. Небольшого размера скульптура (20-30 см) изображает слуг, занятых повседневной работой. Статуэтки предназначались для гробниц, чтобы обеспечить покойному необходимые для жизни услуги.

Скульптура Нового Царства развивается тремя путями: стремлением к гигантомании, к изысканности и декоративности, к жизненной реальности. Период Нового Царства характеризуется расцветом египетского государства за счет военных завоеваний. Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков эти статуи Аменхотепа называются колоссами Мемнона. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н.э.). К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. Храм был разрушен, сохранились два сфинкса, которые с 1832 г. находятся на берегу Невы в Санкт-Петербурге. Несмотря на монументальность изображения, гранитные петербургские сфинксы с юным лицом Аменхотепа Третьего поражают своей грациозностью и изысканностью. Сохранилось множество статуй царицы Хатшепсут, где ее прекрасное лицо мягко и нежно смоделировано в камне.

Чтобы понять характер искусства Нового Царства, необходимо учитывать своеобразие сложившихся обстоятельств. Приток богатств изменил условия быта знати, возросло стремление к роскоши. Украшались города, дворцы, изменился быт, изменился и облик человека. Искусство становится пышным, декоративным, в нем быстро растут реалистические устремления.

Особые страницы в истории Нового Царства занимает время правления Аменхотепа Четвертого, Эхнатона (1352- 1338 гг. до н.э.), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины. Желая подорвать значение жречества и усилить власть фараонов, он объявил нового бога Атона - солнечный диск. Стремясь демонстративно показать свой разрыв с прошлым, фараон покинул Фивы - центр культа Амона и возвел новую столицу, названную Ахетатон. С точки зрения истории - это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. Культ прежних богов был запрещен, их храмы закрыты. Святилище Атона - это большие открытые дворы с множеством мелких жертвенников и одним большим, царским. Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве. Период Эхнатона назвали амарнским от названия современного района Эль-Амарна, где были найдены остатки бывшей столицы. Амарнское искусство рассказывает нам о жизни царской семьи со всей естественностью и реалистичностью. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов.

Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. После смерти Эхнатона все изменилось. Необходимо было восстанавливать былую мощь государства, которая ослабла за время правления Эхнатона. Отголоски естественного стиля Амарны можно увидеть в сокровищах гробницы Тутанхомона, которая была открыта в 1922 г. археологом Говардом Картером. Сокровища Тутанхомона, который был мужем третьей дочери Эхнатона и Нефертити, поражают своей изысканностью и красотой. Достаточно упомянуть золотую маску, золотой гроб, статуэтки богинь, парадный трон с выложенными из драгоценных камней на золотом фоне изображениями Тутанхомона и его жены Анхесамон.

В послеамарнский период, во время правления Рамзеса Второго, скульптура кардинально изменится. Рамзес построил новую столицу Танисс, где мастера скульптуры пытались возродить стиль Древнего Царства, наделяя свои скульптуры неподвижностью, массивностью, бесстрастным выражением лица. Этим они стремились создать образ могущественного царя. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Примером могут служить гигантские скульптуры Рамзеса Второго и царицы Нефертари на фасаде Большого храма.

Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом. Рельефы, низкие и высокие, раскрашивались и поэтому мало отличались по выразительности от живописных росписей. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное™. На стенах изображались сцены сельских работ, охоты, быта царя и вельмож, их располагали горизонтальными полосами со строгим соблюдением канона. Четкая графичность изображений органично сочетается с надписями-иероглифами, вся композиция воспринимается как один большой иероглиф и выглядит объемно. Все фигуры вневременны, поэтому картинку следует рассматривать как заклинание, обращенное к вечности.

Древнее Царство отдавало предпочтение трудоемким техникам рельефа.

В амарнский период живопись и рельефы характеризуются правдивостью и естественностью в изображении камерных семейных сцен. Ко времени правления Рамзеса Второго относится рельеф "Плакальщицы", который более всего отражает реальность времени. Здесь уже нет строгого канона, размеренного ритма, а есть экспрессия в передаче драматического события.

Мы проследили общий путь развития египетского искусства. И сегодня, спустя тысячелетия, это искусство не перестает вызывать огромный интерес у нашей цивилизации. Культура Древнего Египта оказывала влияние на последующие эпохи, а именно на культуры Греции и Средневековья. Иконография образа богоматери также восходит к египетской культуре.