Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Устами молодых поэтов. В смоленской библиотеке прошёл творческий вечер

Устами молодых поэтов. В смоленской библиотеке прошёл творческий вечер

Задачи преподавания курса

Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи.

Цель литературного краеведения:

1. открытие учащимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация познавательной деятельности учащихся;

2. формирование информационной культуры;

3. формирование навыков коммуникативного общения;

4. формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора учащихся закрепление умения работать с аналитической литературой.

Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики.

Задачи литературного краеведения:

1.развить коммуникативные умения учащихся;

2.обеспечить внимание к изучению культуры своего края;

3.способствовать воспитанию любви к Родине;

4.соединить обучение и воспитание в единый процесс;

5.развить у учащихся индивидуальные склонности и способности.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неде-лю).

Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с уче-том своих возможностей, особенностей класса, изменить ко-личество часов на изучение той или иной темы.

Основной задачей регионального компонента по литературе является знакомство учащихся с некоторыми сведеньями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведеньем, к исследовательской работе.

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой «малой родины» и увидеть особенности, отличия своего края.

Г.С. Меркин, собирая книгу, учел все возможности, интересы учащихся. Из каждого раздела школьник-девятиклассник вместе с учителем может выбрать то, что ему ближе всего по душе. В учебник-хрестоматию включены тексты или их фрагменты для обязательного, факультативного и самостоятельного чтения. То же по отношению к вопросам и заданиям. На некоторые из них можно ответить, прочитав учебник, но есть такие вопросы, которые требуют дополнительной исследовательской работы учащихся. К некоторым материалам вообще нет вопросов и заданий, это значит, что приведенные тексты предполагают самостоятельное чтение и осмысление. Курс краеведческого материала начинается с общего знакомства с поэтами и писателями Смоленщины, он вводит учащихся в чарующий мир художников слова, готовит их к знакомству с богатым, разнообразным миром смоленской литературы, в учебнике даны также краткие биографические характеристики писателей, приведены примеры произведений, предложена богатая система комментирования, рубрик под названиями: «Подумаем. Обсудим», «Руководство для самостоятельной работы», «Советы начинающим участникам фольклорных поисков»; в рамках можно найти высказывания, может быть указана литература, в которой ученик сможет найти дополнительный материал.

Значение литературного краеведения в школе:

1.несет образовательные и воспитательные цели и задачи;

2.открывает учащимся прекрасное в людях и природе родного края;

3.активизирует познавательную деятельность учащихся;

4.формирует навыки коммуникативного общения, исследовательской и аналитической деятельности;

5.расширяет кругозор учащихся.

Следует отметить, что успешные результаты литературного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Самому учителю краеведение тоже приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство, он знакомится ближе с населением, родителями учеников. Краеведение для учителя верный путь к научно-исследовательской деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА IX КЛАСС (34 часа)

Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час. Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины»

Фольклор Смоленщины - 2 часа. Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Измене-ние фольклора в современную эпоху.Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенни-цами, сказителями, исполнителями частушек.

- 2 часа "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин."Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя).Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть)

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков 2 часа Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодум-цы. Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Баш-ня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравствен-ная красота человека из народа. Судьба художника-самоуч-ки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губер-нии (по выбору учителя).Традиции М.В.Ломоносова, драматургия.

" Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)-1 час А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Да-выдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смолен-ской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов.

Декабристы-смоляне -1 час "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравст-венное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судь-ба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка уда-лая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отно-шение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Для самостоятельного чтения Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Де-кабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княги-ни М.Н.Волоконской".

Забытые имена - 1 час В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика.

Смоленские публицисты XIX века -1 час А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

Талашкино - культурный центр России -1 час Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жиз-ни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики -1 час

Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн бога-тству океана.

М.Булгаков и Смоленщина - 1 час "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковс-кий, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорого-бужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведчес-кого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве пи-сателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счас-тьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов - 2 часа Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Приро-да и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое се-но", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобу-жской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждаю-щая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспомина-ния смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа.

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаков-ского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его твор-честве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведени-ях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчес-тве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Тради-ции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.

"Ради жизни на земле" - 3 часа

Произведения о Великой Отечественной войне (по вы-бору учителя и учащихся). Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в го-дину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужби-на"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся).

Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непоко-ренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязь-ме".

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

У разоренного гнезда - 2 часа Произведения о восстановлении родного края, о трудо-вом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших горо-дов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках»

Раздумья о времени и о себе -1 час В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.

Боль поколения -1 час О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова, велижских поэтов, а также работами молодых поэтов литературной студии «Персона»

Повторительный обобщающий урок - 1 час

Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Примечания

1 четверть

Введение. Литературная Смоленщина

Лекция с элементами беседы

Фольклор Смоленщины. Собиратели фольклора. Основные жанры.

Самостоятельное исследование.

Престольные праздники на Смоленщине. Измене-ние фольклора в современную эпоху.

Групповое исследование

Смоляне в древнерусской литературе

Урок-конференция

Смоляне в древнерусской литературе

Урок-конференция

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков

Лекция с элементами беседы

Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Баш-ня Веселуха. "Мартын - живописец". Судьба художника-самоуч-ки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губер-нии.

Презентация книг.

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)-1 час

Война 1812 года и Смоленщина.

Урок-конференция

Количество часов по теме увеличено на1 час в связи с 200-летием войны 1812 года

2 четверть

Война 1812 года и Смоленщина.

Презентация книг

Война 1812 года и Смоленщина.

Урок-концерт

Декабристы-смоляне

Защита проектов

Забытые имена В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня».

Комбинированный

Смоленские публицисты XIX века

Самостоятельное исследование.

Талашкино - культурный центр России

Урок -экскурсия

Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной.

Комбинированный

3 четверть

А.Беляев-основоположник советской научной фантастики.Своеобраие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия

Урок-семинар

М.Булгаков и Смоленщина. Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной.

Урок-семинар

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века. Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковс-кий, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

Лекция с элементами беседы

М.Пришвин на смоленской земле

Защита проектов

Количество часов сокрвщено с 2-х до 1-го(см. тема №9)

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Приро-да и люди Смоленщины в творчестве писателя

Защита проектов

Жизнь и деятельность писателя И.С.Соколова-Микитова на дорогобу-жской земле Использование Смоленского фольклора в творчестве Воспомина-ния смолян о Соколове-Микитове.

Защита проектов

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие Современная поэзия Смоленского края. Тради-ции и новаторство.

Лекция с элементами беседы

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаков-ского.

Урок-семинар

А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его твор-честве.

Урок-семинар

4 четверть

Н.И.Рыленков. История родного края в произведени-ях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии

Урок-семинар

"Ради жизни на земле" Писатели Смоленщины на войне.

Презентация книг В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непоко-ренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов)

Защита проектов

У разоренного гнезда. Произведения о восстановлении родного края, о трудо-вом подвиге смолян

Презентация книг

Раздумья о времени и о себе. Проблематика литературы 70-80-х годов.Боль поколения. О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности

Лекция Презентация книг

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков. Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней.

Повторительный обобщающий урок

Защита проектов

Две темы соединены в 1 урок в связи с сокращением уебных дней в мае.

1.Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник –хрестоматия по литературному краеведению /Составление, метоические матермады Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- смоленск:Универсум, 2002.

2. Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины. Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.-Смоленск: СОИУУ, 2001

3. Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению. Под общей редакцией проф. В.В.Ильина.-Смоленск: Траст – Имаком, 1995

4. Электронный сайт – Культурное наследие земли Смоленской //http :// nasledie .smolensk .ru

5. Официальный сайт Смоленской области //http //admin . smolensk .ru

6.Программа для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 1995

7. Сайт журнала «Край Смоленский»http://kraismol.ru

К учебникам-хрестоматиям создана рабочая тетрадь «Литература Смоленщины 9 класс», она соответствует программе курса «Литература Смоленщины» для 9 класса и содержит дидактические задания и упражнения, работы по развитию речи и творческому воображению

22 октября в литературной гостиной Смоленской областной библиотеки имени А.Т. Твардовского прошёл поэтический вечер, собравший тесный круг молодой талантливой аудитории, неравнодушной к проблемам сегодняшнего дня. «Первому Смоленскому» удалось узнать, на кого в своём творчестве ориентируются молодые авторы, какой видят они современную литературу и какого желают ей будущего.

– Редакторы ведущих смоленских издательств считают, что современная поэзия не может быть востребована широким читателем, что спрос всегда есть только на классику. Мы не будем сегодня диспутировать: есть поэзия, в каком она состоянии? Безусловно, она есть, и доказательством этому станут выступления наших поэтов.

Этими словами был открыт молодёжно-поэтический вечер под названием «Ваш выход!». На час с небольшим маленькая литературная гостиная стала площадкой, на которой со своими воззваниями, жизненными наблюдениями, размышлениями выступило сразу несколько поэтических школ и объединений. Среди них – старейшее литературное объединение Смоленска «Персона», руководители которого представили на зрительский суд своих учеников, таких разных и уже прошедших в поэзии немалый путь.

Антон Азаренков (Спасибо, что остался…)

Антон родился в 1992-ом году в Рославле. По его словам, сочинение стихов для него началось как подражание старшей сестре и текстам любимых кассетных рок-групп. Любовь к литературе, жившая в нём с детства, определила дальнейший путь Антона. Он поступил на филфак Смоленского госуниверситета, и это решение поистине стало судьбоносным, так как именно филфак свёл Антона с «Персоной», участником которой он является уже на протяжении пяти лет.

– Для меня поэзия – это высшая форма существования языка. Если человек пишет – он должен писать, это лучший способ выражения чего-либо. Поэзия никогда не заканчивается. Но существует она сейчас, на мой взгляд, только в толстых литературных журналах. Есть такое слово – инфляция: когда денег становится много, они обесцениваются. То же самое и в поэзии: стихов много, но мало хороших. Поэтому для современного читателя важно обращаться к литературным журналам, чтобы иметь представление именно о качественной поэзии, выходящей сегодня.

Строчка от Антона:

…Мы всё перетерпели, – шепну через года,

Но, сколько б ни болели, мы здесь не навсегда.

Четыре точки на стекле – до, ре, ми, фа…

На фоне сна – зудёж кровоподтёка.

Запомнил всё, проникся, наглотался…

Спасибо, что остался.

Дмитрий Терновой-Комаров (Где становится бессмысленным понятие «высоко»…)

Дима родился в Смоленске и образование получил самое что ни на есть разностороннее: «Согласно первому (средне-специальному) я менеджер; второе (высшее) позволяет работать мне учителем истории. На подходе третье, опять средне-специальное, и самое любимое - музыкальное».

Писать стихи Дима начал ещё в детстве, участвовал в разных конкурсах, публиковался в журналах, но своих литературных побед никогда не считал, всецело отдаваясь процессу внутреннего творчества.

– Современных российских писателей я воспринимаю как товарищей. Наша литература, на мой взгляд, сейчас живёт очень активной жизнью, она проникает в музыку, в фильмы, в сериалы, да и писать сегодня может кто угодно – хоть на телефоне. Литература сегодня – один из ведущих видов искусства в нашей стране, где порой не разбираются в живописи, в скульптуре, но Достоевского и Чехова, к примеру, знают все.

Строчки от Димы:

Величайшая несправедливость –

Разделить поэтов на языки…

Сегодня мы с тобой сироты

Без родителей, закона и бога.

За каждой ступенью

Нас ожидает тьма

Приключений,

Пройдя все уровни грехопаденья,

Смерти и воскресенья,

Мы почти доберемся до лета.

Ты покажешь мне место, где расходится шов вселенной,

где высокоэтажки отстают от неба,

где начинаются звезды

и становится бессмысленным понятие «высоко».

Денис Шполянский (от Таланта до Тантала)

Денис окончил исторический факультет Смоленского государственного университета и сейчас учится в аспирантуре, одновременно работая учителем истории и обществознания. Стихи Дениса публиковались во многих смоленских альманахах, а сам он носит звание Дипломанта II фестиваля авторской песни, поэзии и прозы малых форм имени Н.И. Рыленкова «Рубикон». Поэтический стиль Дениса очень ярок и узнаваем, а темы для своих стихов он черпает из истории.

– Как историк, я знаю, что поэзия всё время развивается, хоть и сложно определить, в какой фазе она находится сейчас. Современные поэты слишком редко появляются на публике, в основном собираются где-то в кулуарах, в библиотеках, как сегодня, или, может, в каких-то ЖЖ, на сайтах, форумах, то есть живут достаточно замкнуто. На экраны же сегодня выходит в основном такая низкокачественная, пошлая продукция, что, если бы человек из прошлого или будущего оказался перед нашими экранами, он бы вообще не понял, был ли в этой стране Пушкин или Серебряный век…

Строки от Дениса:

Дрожит, как и должно, лавровый лист,

Скудеют ветви оливы.

Что море? Море волнуется,

Хоть в принципе безразлично.

И ты безразличен, за веком век

Ты знаешь, тебя учили:

Восходят новые месяцы

И новые властелины

Погод и судеб человеческих,

Поверхностей и поверий,

О долгом и тёплом Августе

Тебе ли грустить, Тиберий?

Андрей Федоскин (В центре – мы…)

Андрей присоединился к «Персоне» совсем недавно, ещё будучи в одиннадцатом классе школы. На свой первый урок в студии он принёс собственные тексты для рок-песен, желая их совершенствовать. Руководители студии говорят об Андрее, что он может переписывать один текст бесчисленное количество раз до тех пор, пока результат не покажется ему хорошим. В настоящее время он активно изучает классическое стихосложение и параллельно играет в рок-группе «Пирактодель».

– Мне кажется, что сегодня литература продолжает развиваться. Современная поэзия представлена очень большим количеством авторов, у некоторых из которых есть своя «фишечка». Вполне возможно, что в будущем из этого выльется какое-нибудь новое литературное течение.

Строки от Андрея:

…Наружу! В бой!

К вершине! Трибуны рвет толпой,

В центре – мы. До нас

Никто не взлетел.

На этом поэтическом вечере, помимо молодых авторов, выступало немало поэтов с именем, в том числе руководитель городской студии поэзии «Смоленская юность» Вячеслав Иванов и почётная гостья вечера – латвийская поэтесса и главный редактор самого старого литературного журнала Латвии «Ars» Елена Ермолаева. Все гости и участники вечера единогласно признали: молодая современная поэзия важна для нашего времени, так как она тоже формирует своеобразную картину мира и человека в этом мире.

– Нашей задачей было показать подрастающему поколению, что есть не только Пушкин и Лермонтов, но и множество современных авторов, творчество которых по-своему замечательно.

30 мар 2015, 15:18
Смоленщина литературная

На Смоленской земле произошло становление многих выдающихся людей, добившихся успеха в разных сферах. Для смолян не секрет, что в Гжатске родился Юрий Гагарин, навсегда вошедший в историю мировой космонавтики, что Михаил Глинка, повлиявший на формирование классической музыки жил и творил в своем имении в Новоспасском, что Мария Тенишева, которую современники называли «Гордостью России», жила в Талашкино.


Сегодня мы предлагаем вам вспомнить целую плеяду знаменитых писателей и поэтов, родившихся на Смоленщине. Вместе с магазином «Кругозор» мы подготовили подборку книг, которые не только помогут ознакомиться с творчеством смоленских авторов, но и займут почетное место на ваших книжных полках.

Александр Беляев

Не всем известно, что Александр Беляев родился именно в Смоленске, в семье священника. Окончив духовную семинарию, он решил, что не пойдет по стопам отца. Образование он продолжил в Демидовском лицее в Ярославле. Беляев отучился на юриста, кем вскоре и стал работать. Несмотря на то, что карьера юриста складывалась очень удачно, Александр Романович оставил все и посвятил себя писательству. В 1920-е годы им были написаны такие известные романы как «Остров погибших кораблей» и «Человек-амфибия». В 1928 году он снова переехал, на этот раз в Ленинград, и уже полностью окунулся в литературную деятельность. Заинтересовавшись проблемами функционирования психики, он пишет романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо».

Ничего не скажет об авторе лучше, чем его самые знаменитые произведение. Именно поэтому мы советуем вам обратить внимание на книгу «Голова профессора Доуэля». В данный сборник включено самое раннее из крупных научно-фантастических произведений Беляева - «Голова профессора Доуэля» — и самое позднее - «Ариэль». В основе обоих произведений лежит вера писателя в безграничные возможности человека, не вменявшая ему на протяжении всего творческого пути.

Замечательным дополнением к предыдущей книге станет сборник «Приключения на море». Книгу классика отечественной научной фантастики составили популярнейшие его романы «Остров погибших кораблей» и «Человек - амфибия», их дополняет роман «Подводные земледельцы», который не переиздавался многие годы и потому представляет несомненный интерес для любителей творчества писателя. Все три произведения объединены темой моря и захватывающими фантастическими приключениями героев.

Михаил Исаковский

Михаил Васильевич родился в деревне Глотовка Смоленской губернии, в бедной крестьянской семье. Местный священник научил его читать и писать. Позже он проучится 2 года в гимназии. С 21 года Исаковский начал печататься в смоленских газетах, а позже переехал в Москву.

Первое стихотворение «Просьба солдата» Исаковский опубликовал ещё в 1914 году. С тех пор он издал огромное количество стихотворных сборников. Поэт продолжал линию крестьянских поэтов, таких как Клюев и Есенин. Исаковский был не деревенским и не городским поэтом, в его лирике впервые проявилась тема неразрывной связи города с деревней. В годы Великой Отечественной войны Исаковский пишет много патриотических произведений, в его стихах отражен героизм советских людей на фронте и в тылу.

В книгу «Слово о России» вошли избранные стихотворения русского поэта. Многие из них ярко и глубоко выразили характерные приметы нашего времени. На стихи Исаковского написан целый ряд полюбившихся народу песен: «Катюша», «Летят перелетные птицы», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета» и многие другие

На склоне лет Михаил Васильевич написал книгу «На Ельнинской земле: Автобиографические страницы» . Книга охватывает период с детских лет поэта до 1920-х годов. Рассказывая о своей работе над книгой, Исаковский отмечает: «...если даже я писал главным образом для самого себя, то все же никак не мог не писать о том времени, к которому относятся мои записки, не мог проходить мимо тех людей, которых я знал, не мог игнорировать всего того, что тогда происходило вокруг меня. Словом, выходило так, что пишу я не только свою сугубо личную автобиографию, но в известной степени и биографию времени, биографию многих других людей, из среды которых я вышел и сам».

Николай Рыленков

Николай Иванович родился в деревне Алексеевка Смоленской области, в крестьянской семье. В 1933 году он окончил факультет литературы в Смоленском университете, где подружился с Александром Твардовским, в этом же году выходит его первая книга «Мои герои». Перед самой войной он выпускает книгу «Берёзовый перелесок». А в 1943 году печатается сборник стихов поэта «Синее вино».

В 1950-1960-х годах поэт всё больше и больше размышляет о своей Родине и её непростой истории, о смысле жизни и излагает эти размышления в своих стихотворениях. Кроме стихов он также писал очерки, песни, исторические повести. Значительным вкладом в литературу стали его книги по истории поэзии - «Традиции и новаторство», где русская поэзия развернуто предстает от Ломоносова до Бокова, «Душа поэзии», в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Также занимался Рыленков переводами произведений белорусских поэтов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы». Николай Иванович был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.

Книга поэта «Душа поэзии» полна ярких мыслей, острых наблюдений, она ценна особым, присущим только автору видением мира поэзии. Ломоносов, Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Шевченко, Суриков, Блок, Есенин, Исаковский, Смеляков, Сельвинский, Маршак - вот неполный перечень имен художников, о творчестве которых размышляет Рыленков.

В исторической повести «На Старой Смоленской дороге» известный советский поэт рассказывает о героизме и мужестве русских солдат и офицеров, смоленских крестьян и крестьянок, боровшихся с наполеоновскими захватчиками. Писатель собрал богатый фактический материал, использовал легенды и предания времен первой Отечественной войны, бытующие на Смоленщине, и создал правдивое поэтическое сказание о верности русского народа родной земле, о его извечном стремлении к свободе и счастью.

Александр Твардовский

Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и народную любовь. Александр Трифонович родился в Смоленской области, на хуторе Загорье. Его отец был сельским кузнецом, человеком грамотным и весьма начитанным. В 15 лет, во время учебы в сельской школе, вышли в свет его первые стихи. В начале 1930-х годов он пишет стихотворения «Снег стает, отойдет земля», «Братья», «Лес осенью», а также поэму «Страна Муравия».

После школы Александр учится в Смоленском педагогическом институте. На этом его образование не заканчивается - в 1939 году он поступает в Институт философии, литературы и истории в Москве. Твардовский пишет о тяготах деревенской жизни после революции, проблемах коллективизации, занимается переводами белорусских, армянских, украинских поэтов.

Подлинную славу Александру Твардовскому приносят произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, прежде всего поэма «Василий Теркин», ее герой обретает поистине народную любовь. Ужасы войны, ее жестокость и бессмысленность описаны в поэме «Дом у дороги», в стихотворениях «Две строчки», «Я убит подо Ржевом». С 1950 года Твардовский является редактором журнала «Новый мир» и занимает этот пост почти до самой своей смерти.

Поэма «Василий Теркин» стала одной из вершин творчества поэта, в которой во всей полноте ожила народная душа. В книгу также включены поэмы «Страна Муравия» , «Дом у дороги», «За далью – даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти», в которой описана трагическая судьба отца Твардовского - раскулаченного и сосланного крестьянина-кузнеца; пейзажная лирика, военные стихотворения и стихотворения последних лет, рассказы и очерки.

В книгу «Стихотворения. Поэмы» включены произведения «Василий Теркин», «За далью - даль», «Теркин на том свете», «По нраву памяти» Твардовского. В приложениях к книге помещены отрывки из литературно-критических статей о творчестве поэта.

Еще больше книг, написанных великими земляками, вы найдете в крупнейшем книжном магазине города «Кругозор».


Смоленское отделение СРП

Смоленское отделение Союза российских писателей образовано в 1992 году. У истоков организации стоял известный смоленский поэт Леонид Иванович Козырь, безвременно ушедший из жизни. Вслед за Л.И. Козырем организацию возглавила в 1995 году Вера Анатольевна Иванова. Ей досталось немало хлопот. Она сумела не только укрепить организацию новыми силами, получить в аренду у города помещение, но и стойко выдерживать «свою» особую позицию перед властями и обществом. О нашей организации, зарегистрированной по юридическому адресу: г. Смоленск, ул. Твардовского, 5/11 она хорошо рассказала в своей статье «Улица Твардовского», опубликованной в 8-м номере журнал «Знамя» за 1998 г.

За 14 лет существования организация пережила и многие радости и, к сожалению, многие скорби.

Радостным был выход в свет новых книг Вадима Баевского, старейшей писательницы Смоленской области Веры Звездаевой, Олега Ермакова, Ивана Твардовского, Раисы Ипатовой, Вилена Сальковского, Виктора Кудрявцева, Владимира Лаврова, Елены Орловой, Александра Макренкова и других наших замечательных писателей и поэтов.

Особым авторитетом в организации пользуется известный не только в России, но и во всем мире доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Вадим Соломонович Баевский. Его книги, а их написано более двадцати, об истории и теории русской литературы, русской поэзии, о творчестве выдающихся русских поэтов Александре Пушкине, Борисе Пастернаке, Давиде Самойлове, «Смоленской поэтической школе», мемуары, проза и эссе, а также яркий жизненный пример самоотверженного служения литературе устанавливают для нашей организации высочайшую творческую планку и духовный ориентир. Вадим Соломонович старейший автор журнала «Знамя».

С большим интересом смоляне всегда встречали в программах областного телевидения передачу о смоленских писателях поэта, главного редактора ГТРК «Смоленск» Раисы Ипатовой «На тёплом пёнышке». Помимо жизни в русской литературе, работая на смоленском телевидении от истоков его создания, Раиса Ипатова сумела многое сделать по популяризации творчества смоленских писателей, художников, музыкантов, творческой интеллигенции и работников культуры.

Баевский и Ипатова входят в состав редакционно-издательского комитета Администрации Смоленской области, активно способствуют изданию на Смоленщине художественной, краеведческой и научной литературы высокой пробы.

Читателям современной русской художественной литературы хорошо известен смоленский прозаик Олег Ермаков, автор журналов «Октябрь», «Знамя» и «Новый мир», Им написано пять книг, среди которых «Знак зверя» и «Возвращение в Кандагар». Олег Ермаков является лауреатом премии журнала «Знамя».

В кругу исследователей творчества крупнейшего русского поэта 20 века А.Т. Твардовского большим авторитетом пользуется имя его биографа, члена нашей организации живущего в Починке Василия Савченкова.

Поэт и журналист из Рудни Виктор Кудрявцев возглавляет самое старое на Смоленщине литературное объединение «Современник». Кроме того Кудрявцев составитель уникальных антологий: «Невод» (русская поэтическая миниатюра в 2-х томах), «Круговая чаша» (поэзия серебряного века в 2-х и 5-и томах), Кипарисовый ларец (поэзия серебряного века), «Белая лира» (поэзия Белого движения) и «Дальние берега» (поэзия русского зарубежья).

На Смоленщине живет всего один писатель юморист, член нашей организации Сергей Жбанков. В последние годы у него сложились тесные творческие взаимоотношения с известным киножурналом «Фитиль».

Наши писатели являются членами комиссий по присуждению Всероссийской литературной премии имени А.Т. Твардовского и областной литературной премии имени М.В. Исаковского.

Лауреатом премии имени А.Т. Твардовского является Вера Звездаева.

Лауреаты областной литературной премии им. М. В. Исаковского: Вадим Баевский, Вера Звездаева, Раиса Ипатова, Иван Твардовский, Виктор Кудрявцев, уже ушедшие из жизни поэты Пётр Мельников и Сергей Машков.

Скорбными для нас были уходы из жизни наших «старожил», поэтов «старой закалки» Леонида Козыря, Петра Мельникова и Сергея Машкова, ещё молодой поэтессы Эллины Удальцовой.

Тяжелейшую утрату организация понесла, потеряв брата А.Т. Твардовского, писателя-мемуариста, основателя музея – хутора «Загорье» Ивана Трифоновича Твардовского.

Были иные утраты, так сказать, потери живых. К сожалению, из организации вышли известный на Смоленщине исследователь архивов КГБ Николай Илькевич и поэт Николай Сухарев.

С 2001 года организация выпускает ежегодный литературно-художественный альманах «Под часами», который явился перевоплощением выпускаемого до этого журнала «Годы». В альманахе принимают участие не только смоленские писатели. На его страницах публиковались такие известные русские поэты, как Бахыт Кенжиев, Владимир Коробов, Людмила Абаева и Анатолий Кобенков. С 2007 года при альманахе издается библиотечка, за год выпущено четыре книги стихов: Ивановой, Капитанова, А. Макаренкова и Хатилина.

Сегодня в составе нашей организации 25 человек. Перечислим всех поимённо, не боясь повтора имён в таком малом объёме текста. Вадим Баевский, Олег Ермаков, Вера Звездаева, Раиса Ипатова, Вилен Сальковский, Леонид Кузьмин, Вера Иванова, Иосиф Хатилин, Зеан Каган, Владимир Лавров, Елена Орлова, Василий Савченков, Сергей Жбанков, Александр Макаренков, Виктор Бобков-Тесновский, Геннадий Пастухов, Сергей Жарков, Евгений Богданов, Сергей Капитанов, Александр Лучин, Александр Борохов, Андрей Панисяк. О каждом из них и их творчестве можно сказать много хороших слов. А лучше всего, конечно, читать наши книги.

Размещенные на сайте Центральной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского сведения о смоленских писателях и их произведения не являются окончательными, поскольку по техническим причинам организации пока не удалось «перевести» в электронный формат большое количество книг наших писателей, по крайней мере, в необходимом и равноценном для всех объеме.

По мере сил мы будем пополнять сайт новыми сведениями и материалами.

1-й секретарь Смоленского регионального отделения

Союза российских писателей

Владимир Макаренков


Родился Михаил Васильевич Исаковский в январе 1900 года на Смоленщине в деревне Глотовке Ельнинского уезда в бедной крестьянской семье. Грамоту одолел самоучкой никакой школы в нашей местности не было, когда же, наконец, она открылась, я окончил её за две зимы и весной 1913 года сдал выпускные экзамены, получив по всем предметам «5». На этих экзаменах, на которые сошлись учителя и выпускники нескольких школ и где за столом экзаменаторов восседал земский начальник и какой-то очень важный поп, я прочитал два своих стихотворения в том числе и под названием М.В. Ломоносов
Жил у нас в былые годы
Ломоносов Михаил.
Я читал его походы, -
Как учиться он ходил.
Тайно вышел он из дому,
И никто о том не знал,
Как в Москву с обозом рыбы
За наукой он бежал.
Ломоносовское стихотворение совершило в жизни Исаковского настоящий переворот. Все заговорили, что надо учиться дальше, что у него есть литературные
способности. И действительно, ему посчастливилось учиться дальше, хотя, к сожалению не долго. Летом 1915 года учитель Свистунов подготовил его для поступления в 4 класс гимназии в Смоленске. Кончить гимназию ему не удалось,
осенью 1917 года он вынужден был оставить её из-за материальной необеспеченности. После ухода из школы некоторое время учительствовал в той
самой Глотовской школе, где когда-то учился сам.
В феврале 1919 года был назначен редактором Ельнинской газеты, а затем 10 лет работал в Смоленске в газете «Рабочий путь».
«Надо сказать, - вспоминает Исаковский,- болезнь глаз началась у меня с детства - и что ни год-зрение моё становилось всё хуже и хуже. Это было каким-то проклятием, всю жизнь преследовавшим меня. Болезнь глаз мешала мне, и учиться, и работать, и просто жить. Она безжалостно срывала мои дела и планы, а часто и вовсе выводила меня из строя на долгое время».
Всё из-за той же болезни глаз он больше нигде не мог работать постоянно, работал только дома, занимаясь литературой.
Настоящим началом своей поэтической работы считает Исаковский 1924 год. Первый сборник стихов «Провода в соломе» вышел в 1927 году. С тех пор
«В Смоленских местах родилось, возникло то, что потом стало целью моей
жизни - возникла моя поэзия, - вспоминает Исаковский, - это она, смоленская земля - дала мне для неё свои думы, свои напевы, свои слова, свои краски. Это её люди стали перед мысленным взором, когда я писал, свои стихи и песни. В Смоленске, который стал мне не только близким, но и родным городом, я научился по-настоящему понимать и ценить поэтическое слово. Я всегда буду, благодарен своей родной смоленской земле за то, что она породила меня и делала для меня всё, что могла сделать».
Говорят, что поэты похожи на свои стихи.
Исаковский тоже похож на свои стихи, искренне, чуть-чуть застенчивые. Поэзия
Исаковского художественная своеобразная летопись тех грандиозных преобразований, которые изменили всю жизнь народа, в ней отразились мысли и настроения тружеников.
«Слава родине»
В 30-е годы появляются его первые песни: «Катюша», «Провожанье», «И кто его знает».
Безграничны проявления человеческой красоты, с необычайным многообразием проявляет она себя в жизни и в искусстве, в частности в поэзии. Бывает красота совсем «простая», самая, что ни на есть обычная, на первый взгляд даже неприметная, но при ближайшем соприкосновении с нею она трогает душу своей безыскусственностью, естественностью. Такою неприметной, неброской красотой отмечена тихая и нежная лирика Михаила Исаковского. Вот поэт говорит об ушедшей весне своей юности:

Прошла моя незолотая,
Моя незвонкая, прошла.
И пусть она была такая -
Она такая мне мила.

В этих легких и грустных стихах отразилась не только частица жизни, но и эстетическая позиция поэта. Внешне неяркая, подчеркнуто скромная и простая поэзия его покоряет внутренней силой, нравственной свежестью и чистотой, органической музыкальностью - качествами, столь дорогими нам в наше бурное и тревожное время.
В русской поэзии Исаковский остается хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций.

Стихи и песни Исаковского, пронизанные теплом и добротой, сильнее, глубже иных громких фраз и бурных ритмов ратуют за великие цели нашего общества, за человеческое совершенство и красоту.

Поэзия Исаковского давно уже, стала неотъемлемой частью духовной культуры русских людей.