Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художественные особенности обломова. Художественные особенности романа И

Художественные особенности обломова. Художественные особенности романа И

/ Художественные особенности романа И.А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов. Имя, ставшее нарицательным. В каждом из нас есть частичка Обломова. Наверное, именно поэтому роман И. А. Гончарова так запоминается, оставляя глубокий след в душе читателя. Хотя в романе повествование немного растянуто, он привлекает читателя, прежде всего, яркими образами, комическими и трагическими ситуациями, заставляет задуматься о смысле жизни. Говоря о романе, нельзя не сказать и о его художественных особенностях. Ведь именно мастерство писателя заставляет нас принимать близко к сердцу судьбу главного героя.

Велика роль портретной характеристики в произведении, так как именно с ее помощью мы знакомимся с героями, составляем себе представление о них, о чертах их характеров.

Каким автор рисует главного героя? Это человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи. Цвет лица - бледный. У Обломова пухлые руки и изнеженное тело. Уже по этой характеристике можно сказать об образе жизни и душевных качествах героя: черты, детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к «ничегонеделанию». Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич - приятный человек, мягкий, добрый и душевный. И в то же время именно портретная характеристика как бы предваряет, подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

Совершенно по-иному написан портрет антипода Обломова - Андрея Штольца. Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он беспрестанно в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с Андреем Ивановичем Штольцем, читатель понимает, что перед ним сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но Штольц чем-то и отталкивает нас. Он скорее напоминает механизм, а не живого человека.

В портретной характеристике Ольги Ильинской проступают другие черты. Ольга Ильинская «не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда». Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи со станом... Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые - признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. По портрету мы можем судить, что перед нами женщина гордая, умная, немного тщеславная. Никак не подходит такая героиня барственному и ленивому Обломову.

В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают мягкость, доброта и безволие. Ей было лет тридцать. Бровей у нее почти не было, глаза - «серовато-послушные», как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Сам герой дает оценку этой женщины: «Какая она... простая». И в этой оценке видим мы, что Обломов принимает ее такой, какая она есть. Именно эта женщина смогла скрасить последние годы жизни Ильи Ильича, родить ему сына, быть с ним до последней минуты, последнего вздоха.

Не менее важно для характеристики персонажа описание интерьера. Здесь Гончаров использует традиции Гоголя. Особенно это заметно в первой части романа. Насыщенность предметно-бытовыми деталями в этой части романа дает достаточно верное представление об особенностях героя: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его... На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат... Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу...» Важно отметить, что, детально описывая предметы, окружающие в повседневной жизни героя, соотнося их с характером Обломова, автор обращает внимание на безразличие последнего к этим вещам. Обломов, думается, не любит быта, небрежен к нему, но на всем протяжении романа все же остается его пленником.

Символичен образ халата , который появляется несколько раз в романе и указывает на определенное состояние его владельца. Вначале столь любимый и удобный халат затем оставляется его владельцем в момент влюбленности и внезапно возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда происходит разрыв с Ольгой. Символична ветка сирени, при помощи которой автор подчеркивает романтику чувств Обломова. Символичен и падающий хлопьями снег, который означает для героя конец его любви и одновременно закат жизни.

Но, наверное, самым важным композиционным приемом в романе является антитеза. Гончаров противопоставляет и образы (Обломов - Штольц, Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына), и чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), и образ жизни, и портретные характеристики, и черты характера. Так, Обломов - пухлый, полный; Штольц же весь состоит из костей и мускулов; Ольга изысканна, в то время как Агафья Матвеевна проста и недалека.

Чтобы показать чувства и образ мыслей героев, автор прибегает к таком приему, как внутренний монолог. Особенно хорошо этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

Что это? - спросил он только, поглядев на халат.

Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, - сказал Захар.

Обломов как сел, так и остался в кресле».

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля - все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Мастерство Гончарова-прозаика наиболее полно отразилось в романе «

Писатель-реалист, Гончаров счи-тал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя — создание устойчивых типов, которые слагаются «из долгих и многих повторений или настроений явлений и лиц». Эти принципы и определили основу романа «Обломов».

Добролюбов дал точную характеристику Гончарова-художника: «объективный талант». В статье «Что такое обломовщина?» он подме-тил три характерных признака писательской манеры Гончарова. Прежде всего это отсутствие дидактизма: Гончаров не делает от сво-его имени никаких готовых выводов, он изображает жизнь такою, какой ее видит, и не пускается в отвлеченную философию и нраво-учения. Вторая особенность Гончарова, как считает Добролюбов, за-ключается в умении создавать полный образ предмета. Писатель не увлекается какой-либо одной стороной его, забывая об остальных. Он «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления». Наконец, своеобразие писателя Добролюбов видит в спо-койном, неторопливом повествовании, стремящемся к максимально возможной объективности.

Художественный талант писателя отличают также изобразитель-ность, пластичность и детализация описаний. Живописность изо-бражения позволяет проводить сравнение с фламандской живопи-сью или бытовыми набросками русского художника П.А. Федотова. Таковы, например, в «Обломове» описания жизни на Выборгской стороне, в Обломовке или же петербургского дня Ильи Ильича.

Особую роль при этом начинают играть художественные детали. Они не только помогают создать яркие, красочные запоминающиеся картины, но и приобретают характер символа. Такими символами яв-ляются туфли и халат Обломова, диван, с которого его поднимает Ольга и на который он вновь возвращается, завершив свою «поэму любви». Но, изображая эту «поэму», Гончаров использует совсем иные детали. Вместо приземленных, бытовых предметов появляются поэти-ческие детали: на фоне поэтичного образа куста сирени развиваются отношения Обломова и Ольги. Их красота и одухотворенность под-черкивается красотой звучания арии casta diva из оперы В. Беллини «Норма», которую исполняет наделенная певческим даром Ольга.

Сам писатель подчеркивал музыкальное начало в своих произве-дениях. Он утверждал, что в «Обломове» само любовное чувство, в его спадах, подъемах, унисонах и контрапунктах, развивается по за-конам музыки, отношения героев не столько изображаются, сколько разыгрываются «музыкой нерв».

Гончарову присущ также и особый юмор, призванный не казнить, а, как говорил писатель, смягчать и улучшать человека, подставляя ему «нельстивое зеркало его глупостей, уродливостей, страстей, со всеми последствиями», чтобы с их сознанием явилось и «знание, как остеречься». В «Обломове» гончаровский юмор проявляется и в изо-бражении слуги Захара, и в описании занятий обломовцев, быта Вы-боргской стороны и зачастую касается изображения главных героев. Материал с сайта

Но самое важное для Гончарова качество произведения — это особая романная поэзия. Как отмечал еще Белинский, «поэзия… в таланте г. Гончарова — агент первый и единственный». Сам же ав-тор «Обломова» называл поэзию «соком романа» и отмечал, что «ро-маны … без поэзии — не произведения искусства», а их авторы — «не художники», а всего лишь более или менее даровитые бытописатели. В «Обломове» важнейшим из «поэтических» начал выступает сама «изящная любовь». Поэтичность создается особой атмосферой весны, описанием парка, ветки сирени, сменяющимися картинами знойного лета и осенних дождей, а затем засыпавшего дома и улицы снега, которые сопровождают «поэму любви» Обломова и Ольги Ильинской. Можно сказать, что поэзия «пронизывает» всю романную структуру «Обломова», является его идейно-стилевым стержнем.

Эта особая романная поэзия воплощает общечеловеческое нача-ло, вводит произведение в круг вечных тем и образов. Так в харак-тере главного героя романа Обломова варьируются черты шекспи-ровского Гамлета и сервантесовского Дон Кихота. Все это не только придает роману удивительное единство и целостность, но и опреде-ляет его непреходящий, вневременный характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что тип слагается из долгих повторений
  • три признака писательской манеры гончарова
  • своеобразие таланта и.а гончарова добролюбов

Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»

Роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году. В нем писатель правдиво изобразил современную ему жизнь русского общества. Вряд ли можно найти еще одно произведение, так ярко показавшее читателю процесс вырождения дворянства. В романе автор задается вопросами смысла жизни, цели существования, рассматривает проблему положительного героя, проблему любви и дружбы. Гончаров первым так подробно раскрыл проблему барства (“Порвалась цепь великая, порвалась, расскочилася одним концом по барину, другим по мужику”,- писал Н. А. Некрасов). После выхода в свет роман многим не пришелся по вкусу, так как первая часть слишком затянута, действие отсутствует, нет интриги. Возможно, это был преднамеренный авторский прием, чтобы показать читателю, до какой степени может быть однообразна и бесцельна жизнь даже хорошего, доброго во всех отношениях человека. Я думаю, роман “Обломов” не запомнился бы и, возможно, был бы забыт, если бы не его художественное своеобразие, художественное мастерство.

Начав читать роман, мы сразу же обращаем внимание на детально выписанную портретную характеристику и описание интерьера. Здесь автор использует прием взаимодополнения: интерьер дополняет портрет героя. С первых же фраз можно составить свое мнение о герое, дать ему оценку. Вспомним портрет Обломова: “Человек лет тридцати двух-трех, среднего роста... Тело матового, чересчур белого цвета, маленькие пухлые руки, мягкие плечи...” Перед нами изнеженный человек, не привыкший к ТРУДУ- Полную противоположность составляет Обломову Штольц, “весь составленный из костей, мускулов и нервов”. Штольц худощав, щек у него почти вовсе нет, “то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости”. Конечно, трудно себе представить такого человека, лежащим на диване в мягком персидском халате.

Обратим внимание на описание комнаты Ильи Ильича. Оно дополняет ранее нарисованный портрет Обломова. “С первого взгляда комната казалась прекрасно убранною: бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковой материей красивые ширмы, шелковые занавесы, несколько картин, множество красивых мелочей”. Но опытный человек с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти декорум неизбежных приличий, “лишь бы отделаться от них”. Из этого описания нам также становится ясно, кого представляет собой Обломов. Когда-то это был человек, живший нормальной жизнью, заботившийся о себе и окружающей обстановке; теперь же перед нами ленивец, не способный даже заставить слугу убраться в комнате.

И. А. Гончаров использует развернутые описания, детализируя все, это делает роман более красочным. Но не только эту цель преследует автор. Так, первая часть в реальности длится всего один день, тем не менее этот день в описании Гончарова кажется вечностью. И этот день Обломова действительно есть вечность, есть его жизнь. Как изменится последующий день для Обломова? Да никак. Он будет так же нуден, так же бесконечен и безрадостен, как и предыдущий. Прием затягивания действия в первой части романа как раз и помогает понять суть жизни Ильи Ильича. Жизнь Обломова - это череда однообразных действий, событий, одно тусклее другого.

В романе автор использует прием антитезы. Самое существенное противопоставление - это, конечно же, противопоставление Штольца Обломову. По большому счету, весь роман строится на этом противопоставлении, оно является композиционным стержнем романа. Эти герои противопоставлены друг другу во всем: в происхождении (Штольц - полунемец, сын управляющего, Обломов - потомок дворянского рода), в воспитании (Штольца отец воспитал по-спартански, приучил к труду, привил ему целеустремленность - Обломов рос в холе и неге, был приучен к праздной жизни, к жизни без труда и хлопот), в образе жизни (Штольц все время занят какой-то полезной деятельностью, правда, о ней Гончаров не пишет подробно, Обломов сибаритствует, лежит на диване, мечтает, строит неосуществимые “прожекты”). Единственное, в чем эти герои близки, это возраст, но и это необходимая часть противопоставления.

В романе противопоставлены и женские образы: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Сравним их. Агафья Пшеницына - вдова мелкого чиновника, “женщина с голой шеей и локтями, полная, босая, без чепца”. “Бровей у нее почти совсем не было, а были на их месте две немного будто припухлые лоснящиеся полосы с редкими волосами ”. Такой портрет невольно отталкивает, не вызывает симпатий. Ольга Ильинская - дворянка, живущая с тетей и прислугой. Она не красавица: “Не было ни белизны в ней, глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчугов во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда. Несколько высокому росту соответствовала величина головы и овал лица, все это гармонировало с плечами. Ее можно было назвать богиней грации”. Агафья Матвеевна - типичная хозяйка, хлопочущая на кухне, воспитывающая детей. Ольга - девушка возвышенная, образованная. Она бывает в театрах, много знает и читает. Естественно, Агафья Матвеевна намного ближе к обломовскому представлению о семейном счастье.

Особую роль в романе играет музыкальность. Обломов влюбляется в Ольгу, слушая ее пение, необыкновенно вдохновенное и прекрасное. Любовь к музыке - вот то общее начало, которое заставило зародиться чувству, сблизило ненадолго этих совсем непохожих людей.

Гончаров - мастер пейзажных зарисовок. Изображения патриархальной Обломовки, тенистой аллеи в парке, цветущего сада производят впечатление. Красота весеннего пейзажа гармонирует с растущим чувством в душе героя. И так же засыпает душа Обломова после разрыва с Ольгой, как заносит улицы и дома падающий хлопьями снег.

Чтобы подробней раскрыть психологию своих героев, Гончаров использует внутренние монологи, реплики. Так писатель показывает нам отношение персонажа к тем или иным событиям, поступкам, действиям.

В умении охватить полный образ, предмет, отчеканить его, изваять заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. А такое явление среди дворянства, как “обломовщина”, которую автор разносторонне освещает в романе, служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.

«Обломов» (1859) - роман критического реализма, то есть изображает типический характер в типических обстоятельствах при верности деталей (данную формулировку критического реализма даёт Ф.Энгельс в письме М.Гаркнесс в апреле 1888). Эти принципы критического реализма каждый талантливый писатель выражает по-своему, создавая оригинальное литературное произведение, не похожее ни на какое другое. В «Обломове» Гончаров представил своё понимание не отдельной стороны, а всей русской жизни в переломный исторический момент - накануне отмены крепостного права, когда и общественные, и нравственные противоречия особенно обострились. Чтобы раскрыть выбранную тему, Гончаров описывает в романе жизнь одного героя - Обломова, помещика и отставного чиновника, в жизни которого не происходит ничего особенного: он почти всё время спит или мечтает, лёжа на диване сначала в квартире на Гороховой улице, потом на Выборгской стороне, а когда не спит, то ест. Таким образом, в романе очень мало действия, нет занимательного сюжета, хитрых интриг, он даже кажется затянутым.

Экспозиция занимает первую и начало второй части романа (до знакомства Обломова с Ольгой) и изображает практически одно обычное утро из жизни Ильи Ильича. Жизнь главного героя ограничена пределами одной комнаты, где он целое утро не может встать с дивана. Но в первой части, в «Сне Обломова», подробно показывается становление характера Ильи Ильича. Дворянское происхождение и положение помещика, на которого трудятся триста Захаров, а также тепличное воспитание превратили живого и любознательного мальчика в «лишнего человека», ни к чему не годного, ничего не умеющего.

Завязка действия романа - знакомство главного героя с Ольгой. История любви Обломова и Ольги составляет главную сюжетообразующую линию романа, но параллельно развивается вторая сюжетная линия - история дружбы Обломова и Штольца. История любви в жизни главного героя была недолгой и на первый взгляд очень спокойной: не было никаких внешних препятствий для этой любви (кроме разведённых мостов, которые на две недели разлучили влюблённых - 3, VI), ничто не мешало соединению молодых и любящих людей, кроме лени и апатии Обломова. В любовной сюжетной линии присутствуют две кульминации: объяснение-признание в сиреневой аллее (2, VI) и последнее объяснение (3, XI), когда оба понимают, что надо расстаться. Эта вторая кульминация практически совпадает с развязкой в истории любви. Однако роман (жизнь Обломова) продолжается и после разрыва: в четвёртой части Гончаров изображает сонное существование Ильи Ильича в доме вдовы Пшеницыной и его тихую смерть. Здесь же находится кульминация истории дружбы: Штольц берёт на себя управление Обломовкой и разбирается с фальшивым заёмным письмом, составленным ловкими мошенниками Мухояровым и Тарантьевым. Так Штольц на деле доказывает своё дружеское расположение к главному герою, а Обломов - свою полную беспомощность, ибо жизненные интересы героя сузились до сытного обеда и продолжительного сна. Следовательно, в сюжете романа нет ничего оригинального: через историю любви и дружбы раскрывается характер и Онегина, и Печорина. Однако эти «старшие братья» Обломова, как их назвал Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» (1859), совершают хоть какие-то поступки: дерутся на дуэли, испытывает судьбу, мечутся по жизни, пытаясь найти себе достойное занятие. В «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» показаны столкновения характеров в конкретных обстоятельствах, а в «Обломове» царствует сонная жизнь, которая требует от автора особых приёмов художественного воплощения. Гончаров нашёл оригинальный способ изображения своего героя - через детали и предметы, так как у Обломова нет ни поступков, ни дела, где бы он мог проявить себя.

Добролюбов отмечал, что особенность стиля Гончарова - в тщательности описания: «Автор не поражается одной стороной предмета, одним моментом бытия, а вертит предмет со всех сторон, что позволяет ему охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» («Что такое обломовщина?»). Гончаров подробно рисует халат, туфли, диван Ильи Ильича, его запылённую комнату, его неловкого, неумелого слугу Захара.

Предметы становятся знаковыми для характера Обломова. На столе в его комнате лежат книги, но они изрядно покрыты пылью. Когда главный герой влюбляется в Ольгу, он запирает в сундук свой чудесный халат, широкий и тёплый, который в романе становится символом мёртвого покоя и сна. Но когда Обломов устраивается на Выборгской стороне, халат достаётся из сундука, стирается, штопается руками заботливой хозяйки Агафьи Матвеевны, и это уже сигнал, что сонная жизнь опять победила Илью Ильича. В «Сне Обломова» автор подробно рассказывает об одном дне в Обломовке: заботы об обеде, устройство господского дома, мёртвый сон после обеда, вечерние посиделки барской семьи.

Показать характер героя через предметы блестяще умел и Гоголь. Помещики в «Мёртвых душах» изображаются сатирически, описание их мёртвых душ писатель сводит к одной главной черте. Например, в Собакевиче подчёркивается хозяйственность, основательность, неуклюжесть. Эти близкие черты проявляются во внешнем облике деревни и во внутреннем убранстве помещичьего дома: избы, заборы, даже колодец были выстроены из таких толстых брёвен, какие идут только на корабельные мачты, а мебель в гостиной Собакевича была простая, но крепкая и устойчивая, как сам хозяин, похожий на медведя средней величины.

Гончаров не повторяет, но развивает гоголевские приёмы изображения. Обломов, может, чем-то и похож на гоголевских помещиков, но упрощать его характер, видеть в нём только примитивную натуру («мёртвую душу») нельзя. Гончаров показывает мыслящего человека, который хочет понять самого себя, мечтает, любит. Главная черта характера Обломова - лень - раскрывается многосторонне, то есть освещается по-разному, с разных точек зрения. В результате писатель создаёт полный и сложный характер главного героя, не ограничиваясь сатирическим заострением одной-двух черт.

В романе Гончаров показывает умирание души главного героя, поэтому детально передаёт переживания Ильи Ильича. Психологизм у Гончарова тоже особый: через описание предметов, бытовых деталей автор изображает не бездушность Обломова (так было у Гоголя), но противоречивую борьбу его чувств и мыслей. Оригинальность психологического раскрытия образа Обломова проявляется в том, что Гончаров показывает не процесс мышления, как Толстой и Достоевский, а уже сложившийся у героя стереотип мыслей, который, как и окружающие предметы, характеризует Илью Ильича. Показательно в этом смысле зарождение его интереса, а потом и любви к Агафье Матвеевне: Обломов начал приглядываться к своей квартирной хозяйке после того, как она угостила его очень вкусным пирогом «с цыплятами и со свежими грибами» (3, III). Пирог напомнил Илье Ильичу Обломовку.

Душевное самочувствие героя передаётся часто через его физическое состояние. Беспокойство, например, выражается тем, что Обломов вертится на своём диване: «Порой он терялся в приливе житейских забот, лежал, ворочаясь с боку на бок, временами слышались его отрывистые восклицания: "Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде трогает"» (1,I). Как бы желая спрятаться от беспокойной жизни, Обломов «кутался в халат или завёртывался в одеяло совсем с головой». Но вот пробудилась мысль, наступила минута самокритики, и «Обломов высвобождал голову из-под одеяла» (1,VIII). Обычно душевные переживания Ильи Ильича сопровождаются болезненным физическим состоянием: он объясняется с Ольгой, и его «руки и ноги похолодели», «он упал духом», «внутри него уже разыгрывалась легкая лихорадка» (2, XII).

Одной из художественных особенностей романа является переплетение лирического, трагического и комического изображения. Добролюбов отмечал, что писательская манера Гончарова ненавязчива, он не поучает читателя, как надо понимать характер или ситуацию, описанную в романе: Гончарову «нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа, - это уж ваше дело» («Что такое обломовщина?»). Но при всей объективности описания у Гончарова чувствуется глубокая симпатия к главному герою, снисходительность к нему, продиктованная ясным пониманием того зла, которое погубило его. Известно, что сначала роман назывался «Обломовщина», то есть идейный акцент ставился на социальные обстоятельства, которые сформировали ленивый, никчёмный характер героя. Однако в окончательном варианте Гончаров изменил название на «Обломов», подчёркивая тем самым важность личной драмы героя.

Комизм присутствует в первой части романа, когда Обломов никак не может встать с дивана, хотя несколько раз уже спускал ноги к домашним туфлям. Всякий раз какая-то мысль останавливала героя и, чтобы обдумать её, он опять укладывался на подушку. Уже в первой части Обломов ставит перед собой кардинальный вопрос: «Почему я такой?» (1,VIII). С этого момента в романе возникает трагическое настроение, которое постепенно усиливается к концу: Обломов, человек умный, совестливый и чуткий, но слабовольный и пассивный, не может побороть свою натуру и быстро движется к трагическому финалу, отдавая себе в том полный отчёт. Автор показывает Обломова через борьбу противоположных стремлений: эта борьба время от времени ведёт героя к мучительному сознанию своей беспомощности и желанию переменить свою жизнь, но все порывы кончаются апатией, сном, победой лени. К сожалению, из двух возможных путей, которые видит перед собой сам Обломов («Теперь или никогда! Быть или не быть!» 2, V), побеждает второй - «никогда», «не быть». Обломов отказывается от активной жизни, добровольно ограничивает своё существование заботами о вкусном обеде и покое в домике на Выборгской стороне. Лирические авторские ноты сильнее всего звучат именно в четвёртой части романа: здесь совершенно явно выражено сочувствие автора беспомощному герою.

Подводя итог, следует сказать, что роман «Обломов» - в высшей степени своеобразное произведение, глубокое по идейному содержанию и неповторимое по художественному воплощению этого содержания. Роман построен весьма просто, без эффектных сюжетных поворотов. Его ценность не во внешней занимательности, а в глубине постижения современной Гончарову русской действительности и человеческой жизни вообще. Ведь Обломов показан одновременно как продукт определённых общественных условий (обломовщины) и как личность, которая пытается им противостоять, не принимая пустую и суетную окружающую действительность. Социальное положение (помещик), неправильное воспитание (ему с детства внушалось, что труд - наказание, а отдых и покой - сказочное блаженство) предопределили, по Гончарову, трагическую судьбу главного героя. Однако неприятие жизни приводило к трагическому концу во все эпохи: обстоятельства побеждали гордого человека, который противопоставлял себя несправедливому окружающему миру. Недаром в «Обломове» повторяется гамлетовская дилемма, а сам Обломов с Захаром напоминают Дон Кихота и Санчо Панса. Испанский рыцарь тоже шёл «против течения» и из-за этого вызывал смех у «нормальных» людей, которые заранее знают, что идти против течения глупо - всё равно проиграешь.

Писатель-реалист, Гончаров счи­тал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя - создание устойчивых типов, которые слагаются «из долгих и многих повторений или настроений явлений и лиц». Эти принципы и определили основу романа «Обломов».

Добролюбов дал точную характеристику Гончарова-художника: «объективный талант». В статье «Что такое обломовщина?» он подме­тил три характерных признака писательской манеры Гончарова. Прежде всего это отсутствие дидактизма: Гончаров не делает от сво­его имени никаких готовых выводов, он изображает жизнь такою, какой ее видит, и не пускается в отвлеченную философию и нраво­учения. Вторая особенность Гончарова, как считает Добролюбов, за­ключается в умении создавать полный образ предмета. Писатель не увлекается какой-либо одной стороной его, забывая об остальных. Он «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления». Наконец, своеобразие писателя Добролюбов видит в спо­койном, неторопливом повествовании, стремящемся к максимально возможной объективности.

Художественный талант писателя отличают также изобразитель­ность, пластичность и детализация описаний. Живописность изо­бражения позволяет проводить сравнение с фламандской живопи­сью или бытовыми набросками русского художника П.А. Федотова. Таковы, например, в «Обломове» описания жизни на Выборгской стороне, в Обломовке или же петербургского дня Ильи Ильича.

Особую роль при этом начинают играть художественные детали. Они не только помогают создать яркие, красочные запоминающиеся картины, но и приобретают характер символа. Такими символами яв­ляются туфли и халат Обломова, диван, с которого его поднимает Ольга и на который он вновь возвращается, завершив свою «поэму любви». Но, изображая эту «поэму», Гончаров использует совсем иные детали. Вместо приземленных, бытовых предметов появляются поэти­ческие детали: на фоне поэтичного образа куста сирени развиваются отношения Обломова и Ольги. Их красота и одухотворенность под­черкивается красотой звучания арии casta diva из оперы В. Беллини «Норма», которую исполняет наделенная певческим даром Ольга.Сам писатель подчеркивал музыкальное начало в своих произве­дениях. Он утверждал, что в «Обломове» само любовное чувство, в его спадах, подъемах, унисонах и контрапунктах, развивается по за­конам музыки, отношения героев не столько изображаются, сколько разыгрываются «музыкой нерв».

Гончарову присущ также и особый юмор, призванный не казнить, а, как говорил писатель, смягчать и улучшать человека, подставляя ему «нельстивое зеркало его глупостей, уродливостей, страстей, со всеми последствиями», чтобы с их сознанием явилось и «знание, как остеречься». В «Обломове» гончаровский юмор проявляется и в изо­бражении слуги Захара, и в описании занятий обломовцев, быта Вы­боргской стороны и зачастую касается изображения главных героев.

Но самое важное для Гончарова качество произведения - это особая романная поэзия. Как отмечал еще Белинский, «поэзия… в таланте г. Гончарова - агент первый и единственный». Сам же ав­тор «Обломова» называл поэзию «соком романа» и отмечал, что «ро­маны … без поэзии - не произведения искусства», а их авторы - «не художники», а всего лишь более или менее даровитые бытописатели. В «Обломове» важнейшим из «поэтических» начал выступает сама «изящная любовь». Поэтичность создается особой атмосферой весны, описанием парка, ветки сирени, сменяющимися картинами знойного лета и осенних дождей, а затем засыпавшего дома и улицы снега, которые сопровождают «поэму любви» Обломова и Ольги Ильинской. Можно сказать, что поэзия «пронизывает» всю романную структуру «Обломова», является его идейно-стилевым стержнем.

Эта особая романная поэзия воплощает общечеловеческое нача­ло, вводит произведение в круг вечных тем и образов. Так в харак­тере главного героя романа Обломова варьируются черты шекспи­ровского Гамлета и сервантесовского Дон Кихота. Все это не только придает роману удивительное единство и целостность, но и опреде­ляет его непреходящий, вневременный характер.

  1. Новое!

    Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя. Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал опре­деление этого понятия...

  2. Роман Гончарова “Обломов” является второй частью его знаменитой трилогии, открывает которую роман “Обыкновенная история”. Роман “Обломов” назван по имени главного героя- Ильи Ильича Обломова-помещика, жившего в Петербурге спокойной и размеренной жизнью. ...

    И. А. Гончаров Тема: ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ: ДВА ВОСПРИЯТИЯ МИРА (по роману И. А. Гончарова "Обломов") И. А. Гончаров работал над романом "Обломов" в течение десяти лет. В этом (лучшем!) произведении автор выразил свои убеждения...

    В романе “Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Однако для того, чтобы...