Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Краткая характеристика главного героя мцыри. Характеристика личностных качеств

Краткая характеристика главного героя мцыри. Характеристика личностных качеств

(378 слов)

Поэма «Мцыри» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году. Это произведение по праву считают образцом русской романтической поэзии, и у него есть интересная предыстория. Автор часто бывал на Кавказе, и, считается, что сюжет книги был основан на реально произошедших с писателем событиях. Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, он набрел на главный собор Грузии – Мцхете и встретил одинокого монаха, который рассказал ему историю своей жизни, и позже благодарный слушатель описал ее в стихах.

История Мцыри – это повесть об одиноком мальчике-горце, который волею случая оказался воспитанником в обители храма (с грузинского языка “мцыри” переводится как “послушник”, “не служащий монах”). За свою недолгую жизнь пленник выучил местный язык, традиции и привык жить в неволе, но он так и не сумел понять, кем он является на самом деле, потому что большую роль в формировании личности играет семья, которой, к несчастью, у него никогда не было.

Образ Мцыри – это, в первую очередь, образ одинокого человека, находящегося в поиске смысла жизни. Проведя долгое время в монастыре, он решает, наконец, выбраться на волю, испытать новые чувства, познать свободу. Прожив три дня вне монастыря, юноша вспоминает свой родной язык, лица родных: отца, сестры и брата. В его сердце вселяется надежда, что он сможет отыскать отчий дом, но этому мечтанию не суждено сбыться. Пленник погибает после схватки с тигром. Перед смертью, исповедуясь священнику, беглец изливает свою душу, проливает свет истины на свою судьбу. Он умирает с мыслью, что остался рабом, заключенным и не сумел увидеть место, где родился.

Безусловно, Мцыри мог бы быть предан своей стране, семье, дому, мог бы состояться, как личность, но его скитания – метафора жизни каждого из нас. За три дня пленник пережил основные чувства и впечатления: борьба, страсть, восхищение природой и разочарование в себе и мире. Мы тоже испытываем все это и томимся по недостижимому идеалу. В религиозном смысле это Эдем, в практическом – высшая ступень потребления, в личностном – счастье, в творческом – признание и т.д. Поэтому драма свободолюбивого юноши – история взлетов и падений каждого из нас, в этом образе отражен лик человечества.

В предсмертной исповеди он говорит, что хочет быть похороненным в дальнем углу монастырского сада, чтобы вид с его могилы выходил на родные горы героя. Мцыри – романтический герой, и, несмотря на то, что в последней сцене мы видим его сломленным, он умирает с мыслью, что, возможно, когда-нибудь он все-таки встретится со своими родными и близкими.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины, и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, а дает лишь несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо.
Мцыри (в переводе с грузинского) - неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак. Мцыри - человек, живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим личности раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным - значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».Личность Мцыри, его характер раскрывается в том, какие картины привлекают героя, и как он о них говорит. Его поражает богатство и яркость природы, резко контрастирующее с монотонностью монастырского существования.И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на окружающий мир, ощущается его любовь к жизни, стремление ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен.«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым.
Жить на свободе для главного героя означает находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать, а главное - испытывать блаженство «вольности святой» - в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, на что он способен.Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! -таков смысл рассказа Мцыри об увиденном.Его монолог – гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает герою ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался, наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на вечное рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у нас гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.

Этими хорошо известными строками начинается рассказ о Мцыри, пленном горце, ставшем символом свободного и непокорного духа. В нескольких строках Лермонтов описывает его детство и юность. Пленного Мцыри везли из родных гор в Россию, однако по дороге он заболел. Один из монахов сжалился над Мцыри, приютил его, вылечил и воспитал. Уже это сжатое повествование о прошлом позволяет понять многое в характере героя. Тяжелая болезнь и испытания развили в ребенке «могучий дух». Он рос нелюдимым, без общения со сверстниками, никогда не сетуя на судьбу, но и никому не поверяя своих мечтаний. Так с детства прослеживаются два основных мотива, важных для характеристики Мцыри: мотив сильного духа и при этом - слабого тела. Герой «слаб и гибок, как тростник», но свои страдания он переносит гордо, поразительно, что «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал».

Проходит время, Мцыри вырастает и собирается принять свою новую судьбу. Монахи готовят его к постригу. В этой строфе Лермонтов произносит очень важную для понимания героя вещь: «… к плену он привык». Мцыри и действительно выглядит покорившимся, он выучил чужой язык, впитал чужие - монастырские традиции, и намеревается принять обет смирения и послушания. Но вовсе не истинное смирение говорит здесь в Мцыри, а только незнание другой жизни: «с шумным светом незнаком». Чтобы пробудить его, необходим толчок, и вот разражается буря. В грозовую ночь, пока монахи дрожат у алтарей, боясь гнева Божьего, Мцыри покидает свою темницу. Так совершается духовное перерождение героя, так он выпускает на волю ту страсть, тот огонь, который, как он сам позднее признается, «с юных дней, / Таяся, жил в груди моей». И теперь уже характеристика главного героя Лермонтова Мцыри - это характеристика героя-мятежника, отважившегося на бунт против привычного общества, привычного мироустройства.

Дальнейшие строки поэмы рассказывают нам именно об этом Мцыри, о Мцыри освобожденном. Он очутился на свободе, и все здесь для него ново. Мцыри реагирует на окружающий его дикий, нетронутый кавказский край так, как может реагировать только полностью естественный человек. Он глубоко переживает красоту окружающего его мира. Столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы, золотая тень полудня - ничего ускользает от его внимательного взгляда. Обратим внимание на то, сколько уменьшительно-ласкательных слов используется Мцыри для описания природы: «тучка», «дымок», «огонек». «Глазами и душой» он тонет в синеве неба, находя в этом успокоение, не известное ему в монастырских стенах. В этих сценах Лермонтов показывает, что Мцыри доступны все человеческие чувства. Он не только дикий горец, каким его считали монахи. В его душе скрыты и поэт, и философ, но проявиться эти чувства могут лишь на свободе. Известна ему и любовь, любовь к своей родине и потерянным близким. Воспоминания об отце и сестрах Мцыри переживает как нечто святое и драгоценное. Встречается Мцыри и с девушкой, с молодой грузинкой, спустившейся за водой. Ее красота потрясает героя, и, переживая встречу с ней сначала наяву, а затем и во сне, он томится «сладкою тоской».

Вполне возможно, что Мцыри мог бы быть счастлив в любви, но он не может отступиться от своей цели. Его зовет путь на родину, и Мцыри продолжает свой путь на Кавказ. Он с честью выдерживает традиционное для русской литературы «испытание героя любовью», ведь иногда и отказ от желанного любовного счастья может свидетельствовать в пользу персонажа. Нет ничего, что могло бы заставить Мцыри отказаться от своей мечты. Свобода лишь поманила его – через три дня ему, израненному, приходится вернуться в монастырь. Но туда возвращено лишь тело Мцыри, дух его уже освобождён из плена, он «прожег свою тюрьму».

При анализе «Мцыри» характеристика главного героя как героя разностороннего, сочетающего в себе своеобразные черты личности, имеет первостепенную роль для понимания смысла поэмы. Поэту было важно изобразить именно такого необычного, во многом противоречивого героя. .

Поэму «Мцыри» критик Белинский не зря назвал любимым детищем Лермонтова, подчеркнув, что в ней великий поэт отразил свои заветные мечты и идеалы. Поэма носит автобиографический характер, содержит тонкие намёки на личность и судьбу самого поэта.

Да, автор и его герой духовно близки друг другу. Характеристика Мцыри, история его жизни позволяют заметить прямые аналогии. Подобно Лермонтову, Мцыри - яркая, неординарная натура, готовая бросить вызов всему свету и рвануться в бой во имя свободы и ради обретения Родины. Тихая, размеренная жизнь в монастырских стенах, бесконечные посты и молитвы, полное смирение и отказ от любого сопротивления не для молодого послушника. Точно так же и Лермонтов отказывался ручного придворного поэта, слащавого завсегдатая балов и великосветских гостиных. Михаил Юрьевич ненавидел страну рабов и господ в такой же степени, как его Мцыри душную келью и весь уклад монашеской жизни. И оба они - автор и плод его творения - были бесконечно одинокими, лишенными счастья быть понятыми, находиться рядом с близкой, родной, любимой душой. Радость истинной дружбы, сладость настоящей, преданной, взаимной любви, возможность жить там, куда рвётся сердце - всё это прошло мимо них, отравив душу горечью разочарования и болью неисполненных надежд.

Романтические черты поэмы

Герой поэмы - яркое воплощение романтического мировоззрения Лермонтова. В свете этого характеристика Мцыри, равно как и всего произведения, отражает основные черты данного Место действия в романтическом произведении - экзотические страны, далёкие от оков цивилизации и её тлетворного влияния. У Лермонтова это Кавказ, ставший в его творчестве символом свободы. Быт и нравы горцев, иной раз дикие, непонятные европейскому сознанию, их родовая гордость и воинственность, обострённое чувство чести и достоинства, мощь и первозданная красота гор и всей кавказской природы пленили поэта ещё в раннем детстве и завоевали сердце на всю жизнь. А по роковой игре случая именно Кавказ стал вторым домом Михаила Юрьевича, местом его бесконечных ссылок и неиссякаемым источником творчества. Вот и в поэме весь сюжет разворачивается в Грузии, близ монастыря, стоявшего на месте слияния Арагвы и Куры.

Характеристика Мцыри включает в себя мотив отверженности, непонимания с одной стороны и гордости, непокорности, вызова, борьбы - с другой, что тоже является типичным для романтических произведений. Главный герой поэмы годы, проведённые в монастыре, считает пропащими, потерянными, вычеркнутыми из жизни. Исповедуясь старому монаху, который когда-то выходил его, истощённого ребёнка, спас от смерти физической, но обрёк на духовную, ибо не сумел стать ему ни отцом, ни другом, так вот, повествуя о том, что видел и делал на воле во время побега, Мцыри заметил: он бы и три жизни в монастыре не пожалел ради одной, наполненной действием, движением, борьбой и свободой.

Монахам никогда не понять юношу. Свою жизнь они проводят, смиренно склонив голову в молитвах и упованиях на Господа. Герой уповает на себя, на свои силы и возможности. Показательная характеристика Мцыри - он бежит из своей тюрьмы во время страшной грозы, и разгул стихии радует его, для него буря - сестра, тогда как монахи в ужасе молятся о спасении. И бой с барсом, взятый Лермонтовым из горских легенд (тоже элемент романтизма - связь с фольклором) и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели и так гениально переосмысленный и переработанный, удивительно органично вписывается в содержание произведения и помогает раскрыть лучшие черты личности юноши. Здесь и отвага, и удивительное мужество, владение собой, вера в свои силы и возможности и проверка их на прочность, полное слияние гордого, непокорного духа с такой же непокорной природой. Без эпизода «Бой с барсом» характеристика героя Мцыри была бы неполной, а сам его образ не до конца раскрытым.

О чём же ещё, кроме свободы, мечтает юноша? Прежде всего обрести свою семью, обнять родных, оказаться под крышей отчего дома. Ему снятся отец и братья, припоминаются отголоски колыбельной, что пела когда-то мать. В мечтах он видит дымок над родным аулом, слышит гортанную речь своего народа. По сути, это то, что составляет основу, духовный стержень каждого человека: семья, дом, родной язык и родная земля. Отними что-то одно - и человек почувствует себя осиротевшим. А Мцыри лишили всего - и сразу! Но Лермонтову важно, что он сберёг воспоминания, сохранил их в себе как самое дорогое и сокровенное. Как и сам Лермонтов берёг и лелеял в глубинах сердца образ народной России с её безбрежными лесами, подобными морям реками и белеющими на пригорке берёзками.

Герой и время

Его поэмы позволяют понять: автор не случайно подарил Мцыри только три дня яркой, насыщенной, полнокровной жизни. Для бунтарей такого склада ещё не пришло время, равно как и сам поэт намного опередил свою эпоху. Общество, находясь в духовном унынии после разгрома декабристов и гибели Пушкина, в разгул реакции не могло подняться на борьбу. А редкие одиночки типа Мцыри были обречены на гибель. Ведь героем времени, портретом целого поколения современников Лермонтова стал не горский юноша, а Печорин, Грушницкий, доктор Вернер - «лишние люди», разочарованные в жизни или играющие в таковых.

И всё же именно Мцыри стал воплощением романтических идеалов поэта, символом яркой, целеустремлённой личности, которая готова сгореть в один миг, но ярко, а не тлеть никчемной головешкой долгие годы.

Меню статьи:

Поэма «Мцыри» была одной из любимых произведений М.Ю. Лермонтова, по воспоминаниям современников, поэт очень любил публично читать текст поэмы и знал его весь наизусть.

Основа поэмы

Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».

Элементы автобиографии

Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.

Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу. Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.

Жизненный путь Мцыри

Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул. В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние. Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».


Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.

Томясь в унынии, Мцыри предпринимает попытки сбежать и найти свой родной аул, но его намерениям не суждено было сбыться.

Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.

Характеристика личностных качеств

Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.

Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.

Жизнь в монастыре, замкнутым голыми холодными стенами, действует на него удручающее. Лермонтов не рассказывает подробно об отношении к Мцыри других монахов, но, исходя их общего настроения, можно предположить, что оно не выходило за рамки приличия – монахи были добры к чужестранцу, росшему в стенах их монастыря, но понять его душевное стенание были не в силе.

Мцыри принадлежит по своему происхождению к горным народам и подобно своему отцу, он был очень гордым в детстве: «Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал», и не утратил эту характеристику в юности: «И, гордо выслушав, больной привстал, собрав остаток сил».

Жизнь Мцыри полна унылых томлений и желания обрести утраченное счастье: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».

Он всегда был добрым человеком и «никому не делал зла». Он чистый душой человек, как «дитя». Однако жизнь в монастыре вдали родины его тяготит. Монахи не в силе понять такой хандры молодого монаха, так как сами они ее никогда не испытывали. Монахам чужда привязанность к природе и свободе, они бояться грозы, считая ее сотворением Бога, в то время, как Мцыри совсем не испытывает страха перед этим природным явлением – он дитя природы и гроза, как и любое природное явление, для него нечто близкое и естественное, поэтому в стенах монастыря Мцыри «был чужой для них навек, как зверь степной».


Все мечты и желания Мцыри воплотились вокруг обретения свободы и счастья. Ему хочется жить свободно, как в детстве. С этой целью он и совершает побег из монастыря. Так как Мцыри никогда не путешествовал, то он идет наобум, руководствуясь видом гор. Неожиданная встреча с барсом начала рушить его планы. Молодому человеку ничего не оставалось, как вступить в бой с диким зверем. Во время схватки Мцыри смел и силен. Из него мог бы получиться отличный воин. Он побеждает барса: «Ко мне он кинулся на грудь; но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье».