Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Эпос и эпические жанры. Примеры родо-видовых отношений в литературе

Эпос и эпические жанры. Примеры родо-видовых отношений в литературе

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Эпические жанры
Рубрика (тематическая категория) Литература

Автобиография (от греч. autos сам, bios – жизнь, grapho – пишу), лит. прозаический жанр, как правило, последовательное описание автором собственной жизни. Ранние образчики жанра – ʼʼИсповедьʼʼ Блаженного Августина, более поздний образец – ʼʼИсповедьʼʼ Жана Жака Руссо. Для автобиографического жизнеописания характерно стремление осмыслить прожитую жизнь как целое, придать эмпирическому существованию оформленность и связность. Пишущий литературную автобиографию нередко прибегает к вымыслу, он ʼʼдописываетʼʼ и ʼʼпереписываетʼʼ свою жизнь, делая ее логичнее, целœенаправленнее. А. - ϶ᴛᴏ всœегда акт преодоления уходящего времени, попытка вернуться в собственное детство, юность, попытка воскресить наиболее значительные и памятные отрезки жизни – как бы прожить жизнь сначала: А. в связи с этим пишутся, как правило, в зрелые годы, когда большая часть жизненного пути уже позади.

Антиутопия, дистопия, негативная утопия, изображение (обычно в художественной прозе) опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Антиутопия зарождается и развивается по мере закрепления утопической традиции общественной мысли (см. Утопия ), зачастую выполняя роль по-своему крайне важно го динамического корректива утопии, всœегда несколько статичной и замкнутой.

Басня, жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Краткая басня иногда принято называть апологом. Повествовательной частью басня сближается со сказками (особенно о животных), новеллами, анекдотами; моралистической частью – с пословицами и сентенциями, один и тот же материал свободно перетекает между басней и этими смежными жанрами. В отличие от притчи, которая бытует только в контексте (по поводу), басня бытует самостоятельно (применяясь к разным поводам) и вырабатывает свой традиционный круг образов и мотивов (животные, растения, схематические образы людей, сюжеты по типу ʼʼкак некто хотел сделать себе лучше, а сделал только хужеʼʼ). Часто в басне присутствует комизм, часто – мотивы социальной критики. В России главными этапами ее развития была потешная басня А.П. Сумарокова, наставительная И. Хемницера, изящная И.И. Дмитриева, лукаво-умудренная И.А. Крылова. С середины XIX века басенное творчество в России и Европе угасает.

Вводная новелла (вводная повесть), новелла или повесть, включенная в большое сюжетное художественное произведение, обладает обычно сюжетом, не связанным с общим повествованием, Таковы, к примеру, многочисленные истории, рассказываемые персонажами ʼʼДон Кихотаʼʼ М.Сервантеса, ʼʼПовесть о капитане Копейкинœеʼʼ в ʼʼМертвых душахʼʼ Н.В. Гоголя, поэма о Великом Инквизиторе в ʼʼБратьях Карамазовыхʼʼ Ф.М. Достоевского. В худо-жественном произведении В. н. обычно подчинœена главной мысли произведения.

Дилогия (от греч.di – в сложных словах дважды и logos – слово, рассказ, повествование), соединœение двух композиционно самостоятельных произведений, связанных между собой общностью замысла, сюжета и действующих лиц (напр.
Размещено на реф.рф
ʼʼроманы И. Ильфа и Е. Петрова ʼʼЗолотой телœенокʼʼ и ʼʼДвенадцать стульевʼʼ).

Новелла (итал.novella – букв. новость), малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла обнажает ядро сюжета – центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. Новеллистический сюжет построен на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную. Расцвет новеллы происходит в эпоху романтизма (Э.Т.А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н.В. Гоголь). К жанру новеллы в конце XIX века – начале XX века обращаются Ги де Мопассан, О. Генри, А.П. Чехов, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев. В советской литературе жанр новеллы представлен в творчестве И.Э. Бабеля, А. Грина, М.М. Зощенко.

Очерк, разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа, отсутствием единого быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Очерк затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния ʼʼсредыʼʼ (воплощенного обычно в отдельных личностях) и обладает большим познавательным разнообразием. Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике. Существуют нравоописательные очерки (ʼʼЗаписки охотникаʼʼ И.С. Тургенева), очерки-мемуары (ʼʼДневные звездыʼʼ О. Берггольц), путевые очерки (напр., у Г. Гейне), лирико-философский очерк (у М.М. Пришвина).

Повесть, средняя форма эпического рода. В случае если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета͵ то в повести основная тяжесть переносится на статические компоненты произведения – положения, душевные состояния, пейзажи, описания (ʼʼСемейная хроникаʼʼ Аксакова, ʼʼСтепьʼʼ А.П. Чехова), сами действенные моменты застывают в точке наивысшего напряжения, ибо единого сквозного действия нет, эпизоды нередко следуют друг за другом по принципу хроники.

Рассказ, малая эпическая жанроваяформа художественной литературы – небольшое по объёму изображенных явлений, а отсюда по объёму текста͵ прозаическое произведение. В корне рассказа находится случай, раскрывающий становление характера главного героя. Обычно в рассказе речь идет об отдельном событии, одном эпизоде в жизни человека, в котором, как в фокусе, сосредоточивается большой мир.
Размещено на реф.рф
При этом в рассказе должна быть воссоздан период из жизни человека и даже вся судьба его (ʼʼИонычʼʼ А.П. Чехова).

Роман, эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени, достаточном для передачи ʼʼорганизацииʼʼ личности. Являясь эпосом частной жизни, роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии, и в данном состоит определяющая особенность его жанрового содержания. История индивидуальной судьбы обретает субстанциальный смысл. Вместе с тем у романического героя приобщение к коллектив-ным – народным, национальным, общественным – идеалам и целям выступает обычно конечным, кульминационным моментом в развитии его самосознания, и попытка изображать действенно-сю-жетные результаты этой кульминации приводит к значительной трансформации как содержательной природы, так и структуры романа.

Трактовка характера в романе находит выражение в том, что в романе ʼʼчеловек до конца невоплотим в существующую реально историческую плотьʼʼ (М. Бахтин). Одной из базовых внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Человек или больше судьбы, или меньше своей человечности.

Эпопея – монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики. На ранних стадиях развития словесности – преобладающая разновидность героического эпоса; изображала наиболее существенные (по Гегелю, ʼʼсубстанциальныеʼʼ) события и коллизии жизни: или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения народов и племен. Древние и средневековые эпопеи – большие стихотворные произведения – возникали посредством либо объединœения коротких эпических сказаний, либо развития центрального события. Позднее народным эпопеям подражали некоторые поэты в своем индивидуальном творчестве (ʼʼЭнеидаʼʼ Вергилия). В ʼʼнравоописательнойʼʼ эпической литературе, раскрывающей не героическое становление национального общества, а его комическое состояние, возникали комические эпопеи (ʼʼГаргантюа и Пантагрюэльʼʼ Ф. Рабле, ʼʼМертвые души Н.В. Гоголя). В романах-эпопеях (ʼʼВойна и мирʼʼ Л. Толстого) становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-истори-ческого масштаба.

Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры

Лирика (от греч. lyra – музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни), род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам его создатель, и прежде всœего его внутренний мир.
Размещено на реф.рф
Это объективация лирического переживания в форме лирического переживания (отчуждение личного состояния, но снова в личных формах).

Лирический герой, образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный двойник автора-поэта͵ вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделœенное определœенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика. Это понятие впервые сформулировано Ю. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А. Блока. Лирический герой - ϶ᴛᴏ ʼʼяʼʼ сотворенноеʼʼ (М. Пришвин). Вместе с тем такому образу сопутствуют особая искренность и ʼʼдокументальностьʼʼ лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. При обращении к образу лирического героя крайне важно помнить о его: 1) целостности; 2) неадекватности его автору. Внимание к внутренней жизни лирического героя, переменам, состояниям, ощущениям.

В литературоведении существует классификация лирики по жанрам и темам (любовная, гражданская, философская, пейзажная).

Выделяют также лирику медитативную (размышления над вечными проблемами бытия) и суггестивную (внушающую, сосредоточенную на передаче эмоционального состояния).

Лирические жанры: дифирамбы, гимны, ямбы, песни, элегии, сатиры, причитания, плачи, тенсоны, альбы, баллады, пастореллы, сирвенты, канцоны, мадригалы, сонеты, триолеты, послания.

Исторический принцип классификации лирики:

В народном творчестве лирические произведения различались либо по бытовой функции (причитания: свадебные, похоронные, рекрутские, песни: плясовые, игровые, хороводные, свадебные, колядные), либо по напеву (протяжные, частые).

В античной литературе – по характеру исполнения: хоровая и монодическая, декламационная и песенная, элегическая и сатирическая; гимн, дифирамб, пеан, ода, схолия, френос, элегия, энкомия, эпиталама, эпиграмма, эпитафия, ямбы.

Средневековье – трубадуры (альба, баллада, романс, пастореллла, канцона, сирвента͵ тенсона, плач), труверы (песни о крестовых походах, ткацкие песни, песни о неудачном замужестве).

Ренессанс – канцона, сонет, мадригал, триолет, рондо, рондель.

Альба (прованс alba, букв. рассвет) жанр средневековой куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме – преимущественно строфически оформленный диалоᴦ. Сложилась у трубадуров. Ср.
Размещено на реф.рф
серена: ʼʼвечерняя песняʼʼ – приглашение к свиданию (см. Серенада ).

Анакреонтическая поэзия, легкая жизнерадостная лирика, распространенная в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреческий сборник стихов ʼʼАнакреонтикаʼʼ, созданных в подражание древне-греческому поэту Анакреонту и позднее ошибочно ему приписанных. Основные мотивы анакреонтики – земные радости, вино, любовь, реже – политическое свободомыслие. Анакреонтические стихи в России писали М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, К.Н. Батюшков.

Баллада (франц. ballade, от прованс. ballada – танцевальная песня), 1) твердая форма франц. поэзии XIV–XV веков: три строфы на одинаковые рифмы (ababbcbc – для 8-сложного и ababbccdcd для 10-сложного стиха) с рефреном и заключительной полустрофой – ʼʼпосылкойʼʼ (обращением адресату). Яркие образцы – в поэзии Фр.
Размещено на реф.рф
Вийона. Распространение за пределами французской поэзии получила лишь в стилизациях (В. Брюсов, М. Кузмин). 2) Лиро-эпический жанр англ.-шотл. народной поэзии XIV–XVI века на исторические (позднее даже на сказочные и бытовые) темы – о пограничных войнах, о нац. народном легендарном герое – Робинœе Гуде – обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом. Интерес к народной балладе в эпоху предромантизма и романтизма породил аналогичный жанр литературной баллады (В. Скотт, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, А. Мицкевич, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Толстой); здесь обычно разрабатывалась сказочная или историческая тематика, современные темы привлекались редко, обычно с целью героизации события или, напротив - иронически (Г. Гейне). В советской поэзии форму баллады часто получали стихи о подвигах в годы Великой Отечественной войны (Н. Тихонов, К. Симонов).

Буколическая поэзия (греч. bukolika, от bukolikos – пастушеский) жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III век до н.э. – V век нашей эры), небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов, их простого быта͵ нежной любви и свирельных песен (часто с использованием фольклорных мотивов). Произведения буколической поэзии назывались идиллиями (букв. – картинка) или эклогами (букв. – выборка), впоследствии условно считалось, что идиллия требует больше чувства, а эклога – больше действия. Зачинателœем и классиком греческой буколической поэзии был Феокрит, римской – Вергилий. В новоевропейской литературе буколическая поэзия, скрестившись со средневековым фольклором в пасторелœе XII – XIII веков, породила разнообразные жанры пасторали XIV – XVIII веков. К буколической поэзии примыкает роман Лонга ʼʼДафнис и Хлояʼʼ.

Газель (арабская газаль), вид моноримического лирического стихотворения (обычно 12-15 бейтов). Распространена в поэзии Бл. и Ср.
Размещено на реф.рф
Востока и Юго-Вост. Азии. Скорее всœего, возникла из доисламской персидской народной лирической песни и окончательно сформировалась к XIII – XIV веку. В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее идет рифмовка по схеме ba, ca, da… В последнем бейте должен быть упомянут тахаллус автора. Каждый бейт газели, как правило, содержит законченную мысль и имеет как бы самостоятельное значение. Высокой степени совершенства жанр достиг в творчестве персидских и таджикских поэтов Рудаки, Саади, Хафиза.

Гимн (греч. gymnos – хвала), торжеств. песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, религиозные, в честь исторических событий и т.д. Древнейшие гимны восходят к литературе ранних государственных образований Египта͵ Месопотамии, Индии (напр., гимн ʼʼРигведыʼʼ). В гимне усматривают зачатки эпоса, лирики, драмы.

Дифирамб (греч. dithyrambos), жанр античной лирики, возникший (видимо, в Др.
Размещено на реф.рф
Греции) как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса или Вакха, позднее – в честь других богов и героев. Сопровождался оргаистическим танцем; имел зачатки диалога (между запевалой и хором), способствовал возникновению античной драмы. Литературно оформился в VII веке до н. э., расцвет в V – VI векa до нашей эры (поэзия Симонида Киосского, Пиндара). В новой европейской литературе встречаются подражания древнему дифирамбу (к примеру, у Ф. Шиллера, И. Гердера, сатирич. – у Ф. Ницше).

Кантата (от итал. cantata, от лат. canto – пою). 1) Крупное стихотворное произведение, рассчитанное на музыкальное сопровождение, обычно в форме чередования арий, речетативов и хоров, написанных разными размерами; по содержанию – обычно праздничные стихи на случай, высокого аллегорического стиля, близкие к пиндарической оде. Различались кантаты более религиозного и эпического содержания (оратории) и более светского и лирического (собственно кантаты). Разрабатывались в искусстве барокко и классицизма XVII – XVIII веков (Ж.Б. Руссо, Г.Р. Державин).

2) Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного или лиро-эпического характера, состоящее из сольных (арии, речетативы), ансамблевых и хоровых частей. Русские композиторы второй половины XIX–XX веков сочиняли кантаты на поэтические тексты, специально для этой цели не предназначавшиеся (ʼʼМоскваʼʼ П. Чайковского на стихи А. Майкова, ʼʼНа поле Куликовомʼʼ Ю. Шапорина на стихи А. Блока).

Мадригал (франц. Madrigal, итал. Madrigale, от позднелат. Matricale – песня на родном материнском языке), небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим мадригал с эпиграммой). Сложился в итальянской поэзии XVI веков на базе мадригала XIV–XV веков – короткой любовной песни (под музыку) с мотивами буколической поэзии; был популярен в салонной культуре Европы XVII–XVIII века (в России – Н. Карамзин).

Макароническая поэзии (итал. poesia maccheronica), сатирическая или шуточная поэзия, в которой комизм достигается смешением слов и форм из разных языков. Русская макароническая поэзия была основана главным образом на пародировании речи дворян-французоманов.

Послание, эпистола (греч. epistole), лит. жанр, стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появилось у Горация, живет в латинской новоязычной поэзии средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма XVII–XVIII вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Поп, А.П. Сумароков). В эпоху романтизма теряет жанровые признаки (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин ʼʼПослание цензоруʼʼ), а к серединœе XIX века исчезает как жанр.

Формальный признак послания – наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелание, увещевание. Содержание послания по традиции – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр.
Размещено на реф.рф
Грань между посланием и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков стиралась, в связи с этим многие послания близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (А. Поп), лирическим стихам неопределœенного жанра (ʼʼВо глубинœе сибирских рудʼʼ А.С. Пушкина).

Ода (от греч. ode – песня), жанр лирической поэзии. В античности слово ʼʼодаʼʼ вначале не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (XVI–XVII века) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П. Ронсар). В поэзии классицизма ода (XVII–XVIII века) – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости), приемами (тихий или стремительный приступ, наличие отступлений, дозволенный лирический беспорядок) и видами (оды духовные торжественные – пиндарические, нравоучительные – горацианские, любовные – анакреонтические). Классики жанра – Ф. Малерб, Ж.Б. Руссо. В России – М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков (соответственно ʼʼвосторженныйʼʼ и ʼʼясныйʼʼ типы). В эпоху предромантизма (конец XVIII века) жанровые признаки оды расшатываются (Г.Р. Державин).

Твердые формы - ϶ᴛᴏ стихотворные формы, в которых традицией более или менее твердо определœены и объём, и строфическое строение стихотворения. По предсказуемости формальных элементов твердые формы близки к строфам, но в строфах повторение тождественных форм совершается внутри одного стихотворения, а в твердых формах – между разными стихотворениями одной традиции.

По строгости организации различаются твердые формы, в которых 1) и объём, и строфика фиксированы (сонет, триолет, рондо, рондель, секстина ; 2) объём не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель ; 3) ни объём, ни строфика не фиксированы (канцона, вирелœе, глосса ).

Вилланель (франц. Villanelle – сел. песня) – твердая стихотворная форма: 6 строф с рифмовкой А 1 bA 2 abA 1 abA 2 abA 1 abA 2 abA 1 A 2 , где А 1 и А 2 – повторяющиеся припевы. Сложилась во французской поэзии XVI века по образцу имитаций итальянских народных песен, распространение получила лишь в стилизациях (ʼʼВсе это было сон мгновенный…ʼʼ В.Я. Брюсова).

Вирелœе (франц. virelai – рефрен, припев, основанный на звукоподражании) – песенная форма в средневековой французской поэзии: припев + 2-членная строфа нетождественного с припевом строения + 1-членная строфа тождественного с припевом строения +припев: АВВА +(сd +cd+ аbba+АВВА).

Глосса – твердая форма в испанской поэзии XIV–XVII веков: стих из нескольких строф (обычно 4 децимы), последние строки которых составляют особую строфу (вводное мотто), комментируемую последующими строфами (пример см. в романе Сервантеса ʼʼДон Кихотʼʼ, ч.II, гл.18). В других литературах малоупотребительна; ср., к примеру, аналогично построенные стихотворения В. Брюсова ʼʼВитраж-триптихʼʼ и ʼʼПарки бабье лепетанье…ʼʼ.

Канцона (от итал. canzone – песня) – полутвердая форма итал. поэзии. Строфа классической канцоны состоит из восходящей части (два члена с тождественным расположением коротких и длинных стихов) и нисходящей части (один член, кода {итал. coda, букв. хвост: 1) нисходящая часть строф песенно-плясового происхождения, замыкающая двучленную часть; 2) дополнительные строки, т. е. сверх 14-ти в конце шуточного сонета}). Целое стихотворение состоит из 5-7 строф и другой коды. В других литературах употребительна в стилизациях. Пример строфы канцоны (Вяч. Иванов по схеме Петрарки: AbC+AbС+сDdEE, где большие буквы длинные, а малые – короткие стихи):

Великий Колокол на богомолье

Тебя позвал …Тоской

Затрепетала вдруг нетерпеливой

И вырвалась душа в свое приволье

(На подвиг иль покой?)

Из ласковых оков любви ревнивой…

И вновь над тонкой нивой

Тебя я вижу сирою Церерой:

С печалию и верой

Зовешь ты дождь и солнце на поля,

Где пленный дождь еще таит земля.

Эпические жанры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эпические жанры" 2017, 2018.

Жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро эпическое произведение сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. Л. э. ж. исторически… … Словарь литературоведческих терминов

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР - (вид), литературные художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух… … Литературный энциклопедический словарь

Лиро-эпический жанр - (вид) литературно художественного произведения сочетающие признаки Эпоса и лирики (См. Лирика); сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического… … Большая советская энциклопедия

лиро-эпический жанр - лирическое повествование, обычно стихотворное. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

жанр - а; м. [франц. genre] 1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода. Музыкальные, литературные жанры.… … Энциклопедический словарь

ЭПИЧЕСКИЙ - ЭПИЧЕСКИЙ, эпическая, эпическое. 1. прил. к эпос; принадлежащий к эпосу (лит.). Эпический жанр. «Умчался век эпических поэм и повести в стихах пришли в упадок.» Лермонтов. 2. перен. Величаво спокойный (книжн.). Говорить эпическим тоном. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ЖАНР - (франц. genre) (в искусстве) исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие жанр обобщает черты, свойственные обширной… … Большой Энциклопедический словарь

- ▲ вид искусство жанр вид какого л. искусства. жанровый. ▼ инструментальные жанры, вокальные жанры, живописные жанры … Идеографический словарь русского языка

Жанр - (поэтический) определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману, шутовской комедии … Литературная энциклопедия

ЖАНР - (французское genre), исторически сложившееся внутреннее подразделение вида искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой либо… … Современная энциклопедия

Книги

  • , Гачев Г.Д.. Какой смысл излучает сама форма художественного произведения? Его род и жанр, то или иное построение, сюжет, ритмика? Почему драматург воспринимает мир не так, как лирик или писатель… Купить за 459 руб
  • Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр , Гачев Георгий Дмитриевич. конецформыначалоформыКакой смысл излучает сама форма художественного произведения? Его род и жанр, то или иное построение, сюжет, ритмика? Почему драматург воспринимает мир не так, как лирик…

Миф (от гр. mythos - слово, речь) один из древнейших видов фольклора, фантастический рассказ, объясняющий в образной форме явления окружающего мира.

Легенда (от лат. legenda - то, что следует читать) - один из древних видов фольклора, фантастический рассказ о событиях, которые могли иметь место в прошлом. Наиболее распространенными являются легенды об основании городов.

Сказание - древнее повествовательное произведение преимущественно о событиях исторического характера. В отличие от легенды в нем говорится о

действительных событиях и реальных людях, хотя преобладает вымысел в их освещении («Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание об Индийском царстве» и др.).

Притча - небольшой рассказ иносказательного характера, содержащий моральное или религиозное поучение Притчи широко представлены в Библии (например, притча о блудном сыне). По своей структуре притча напоминает басню: в первой части повествуется об определенном событии, а во второй излагается дидактическая идея.

Сказка - небольшое повествовательное произведение о вымышленных событиях, происходящих с человеком или животным. Различают сказки о животных, фантастические, социально-бытовые. Особую разновидность представляют литературные сказки - сказки, созданные писателями.

Былина - эпическая народная песня героического, социально-бытового или сказочного характера. Исполнялась под аккомпанемент гуслей.

Басня (от русск. Баяти- рассказывать) - небольшое аллегорическое произведение, имеющее подчеркнуто поучительную направленность.

Эпопея - (от гр. еpopoiia - собрание песен, сказаний) - большое монументальное произведение, в котором изображаются значительные события в жизни народа. В античную эпоху в результате циклизации сказаний, песен и легенд создавались большие поэмы о выдающихся событиях или героях («Илиада», «Одиссея» Гомера). Позже аналогичные процессы происходили в поэзии европейских народов (французская «Песня о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах» и др.). В новейшей литературе эпопеей стали называть большие прозаические произведения, применяя термин роман-эпопея («Война и мир» Л. Толстою. «Тихий Дон» М. Шолохова и др.).

Роман - (от фр. roman вначале произведения, написанные на одном из романских языков) - большое эпическое произведение, в котором изображается жизнь человека к тесной связи с жизнью общества. По содержанию различают такие виды современного романа: социально-психологический, семейно-бытовой, исторический, философский, детективный, приключенческий, сатирический и др.

Повесть - эпическое повествовательное произведение, в котором картина жизни нарисована полнее, чем в рассказе, но нe так широко, как в романе. Повесть имеет, как правило, одну сюжетную линию. Кроме главного героя, в ней действует ряд второстепенных персонажей. Жанровые разновидности ее – такие же, как и романа.


Поэма - (от гр. poiema- произведение) - стихотворное произведение с четко выраженным сюжетом. Эпический элемент - рассказ о событиях часто соединяется с лирическим выражением авторских чувств. В связи с этим различают поэмы эпические, лиро-эпические и лирические.

Рассказ - небольшое повествовательное произведение, в котором изображается жизнь персонажа за небольшой отрезок времени. Этот жанр требует от писателя особого мастерства, умения ярко и лаконично воссоздать типические характеры и обстоятельства.

Новелла (от ит. novello - новость) - небольшое повествовательное произведение о необычном событии и с неожиданным концом.

Очерк - небольшое повествовательное произведение о действительных событиях и реальных людях, изображенных автором на основе собственных наблюдений. Разновидности: очерк-портрет, путевой очерк, публицистический и др.

Фельетон - небольшая художественно-публицистическая статья, остро разоблачающая определенную личность или негативное социальное явление. Термин возник в 1800 году во Франции, когда одна из газет заменила сатирический листок (feuilleton), издававшийся в качестве приложения, статьей внизу газетной полосы.

Памфлет (от гр. pan - всё и phlego - жгу) небольшое художественно-публицистическое произведение острого сатирической) характера, в котором разоблачаются определенные социальные явления, идеологические противники и др.

Эссе (от фр. попытка, очерк) - небольшое прозаическое произведение, размышление, отличающееся подчеркнутой субъективностью авторской мысли, образностью и афористичностью суждений.

Еще с античных времен (Аристотель «Поэтика») принято разделять литературу на три рода:

  1. Эпос - охватывающий бытие во всем многообразии: пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (отличительная особенность - сюжетность).
  2. Лирика - запечатлевающая внутренний мир личности в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций (эмоциональность, экспрессивность, отсутствие ярко выраженного сюжета).
  3. Драма - фиксирующая речевые акты действующих лиц, изначально предназначенная для сценической постановки; обладающая, с одной стороны, экспрессивностью, с другой - сюжетностью, что позволяет в этом роде литературы видеть слияние черт лирики и эпоса.

Для каждого из указанных родов литературы характерны свои специфические жанры (то есть устоявшиеся формы произведений).

Эпические жанры

Для эпоса характерны такие жанры: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка. Специфическая черта эпоса - организующая роль повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях, как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки, действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Основное различие между перечисленными жанрами - в объеме произведения, а также в масштабе отображаемых событий и философских обобщений.

Эпопея - монументальное по форме произведение общенародной проблематики (напр., «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова).

Эпическая поэма - поэтическое, в некоторых случаях прозаическое произведение, обладающее сюжетностью; как правило, произведение воспевающее славное прошлое народа, его духовное становление или устремления и т. п. (напр., «Полтава» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя).

Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. По определению Белинского, роман - это «эпос частной жизни» (напр., «Обломов» А. И. Гончарова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева).

Повесть - «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т. п. (напр., «Степь» А. П. Чехова, «Записки из «Мертвого дома» Ф. М. Достоевского). Разграничить роман и повесть часто бывает достаточно трудно, в западном литературоведении жанр «повесть» не выделяется вовсе (там разделение происходит на две основные категории: «novel» - «роман», и «short story» - «рассказ»).

Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом (нередко парадоксальным), отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета, сводит жизненный материал в фокус одного события (напр., ранние рассказы А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина).

Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение (напр., рассказы В. М. Гаршина, А. П. Чехова, И. А. Куприна и т. д.).

Лирические жанры

  1. Ода - жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А. С. Пушкина «Вольность», ода «На день восшествия...» М. В. Ломоносова). Истоки жанра восходят к античности (напр., оды Горация). Особое развитие получила в классицизме.
  2. Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (см. определение эпических жанров) и, как правило, она больших объемов, нежели лирическая (напр., «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина), в основе же лирической песни лежат переживания главного героя или автора (напр., песня Мери из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина).
  3. Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (напр., «Погасло дневное светило» А. С. Пушкина).
  4. Послание - жанр, не связанный с определенной традицией (романтической, классицистической и т. п.). Основная характерная черта - обращенность к какому-либо лицу (напр., «Пущину», «К Чаадаеву» А. С. Пушкина).
  5. Сонет - особый вид лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме: в сонете должно быть 14 строк (напр., «Суровый Дант не презирал сонета...» А. С. Пушкина). Различают два типа сонета: 1. Английский сонет, состоящий из трех четверостиший и одного двустишия в конце (напр., сонеты В. Шекспира). 2. Французский сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Эта разновидность, как явствует из названия, широко использовалась французскими поэтами (напр., поэтами «Плеяды» - П. Ронсаром, Ж. Дю Белле и др., позже французскими символистами - П. Верленом, Ш. Бодлером и др.). В России эта разновидность была особо популярна в эпоху символизма, практически всё русские символисты использовали ее в своем творчестве (напр., К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, А. А. Блок и другие).
  6. Эпиграмма - короткое стихотворение, как правило, не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какое-либо конкретное лицо - (напр., «На Воронцова» А. С. Пушкина).
  7. Сатира - более развернутое стихотворение, как по объему, так и по масштабу изображаемого. Обычно в сатире высмеиваются не недостатки какого-либо конкретного лица, но пороки социальные. Для сатиры характерен гражданский пафос (напр., сатиры А. Д. Кантемира, «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...» А. С. Пушкина). Истоки эпиграммы и сатиры восходят к античности, в особенности к древнеримской литературе (напр., произведения Марциалла, Катулла и др.).

Подобное разделение на жанры условно, так как в чистом виде перечисленные жанры встречаются достаточно редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров. Напр., «К морю» А. С. Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания, «Деревня» Пушкина же - является элегией, но одновременно поднимает гражданские проблемы.

Жанры драматургии

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра - трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых - идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор - он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Предполагается, что разыгрывание трагедий изначально являлось неотъемлемой частью так называемых «дионисий» или, в римском варианте, «вакханалий», празднеств, связанных с почитанием бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха); представление сцен из жизни этого бога являлось важным звеном в так называемых «оргаистических» (т. е. эротических) ритуалах, конечной целью которых было: высвободив сдерживаемые инстинктивные желания, пережить очищение, так называемый «катарсис», который в «Поэтике» Аристотеля определяется как «очищение при помощи страха и сострадания».

Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе которых лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч.

В средние века христианская церковь способствует возникновению новых драматических жанров - литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 веке как жанр сформировалась драма (см. ниже), распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. Особого расцвета драматургия после античных времен достигает в эпоху классицизма. Именно в эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» (см. раздел «Классицизм»). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало - так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк, А. А. Блок).

В настоящее время в драматургии традиционно выделяют три. основных жанра: трагедию, комедию и драму.

  1. Трагедия - жанр, показывающий действительность и изображаемые характеры в их трагическом становлении. Для трагедии характерен так называемый трагический конфликт. События приводят героя трагедии к тому, что, напр., его представления о долге вступают в противоречия с его понятиями о совести, с его личными чувствами и т. д. Эти противоречия не могут быть разрешены самим героем, поэтому они носят название «трагических». Попытка разрешить их обычно приводит героя к гибели - естественному выходу из тупиковой ситуации. Основной пафос трагедии заключен не в ее сюжете, не в содержании конфликта, а в том, как герой пытается разрешить неразрешимые противоречия. Именно поэтому пафос трагедии, как правило, героический. Понятие о трагических противоречиях очень часто связано с понятием о трагической вине главного героя. Вступив на путь разрешения неразрешимого, главный герой совершает действия, усугубляющие его внутренний разлад, чем большие усилия он прикладывает к тому, чтобы выйти из конфликта, тем острее становится этот конфликт. В этой связи возникает идея предопределения, фатума, обреченности. Например, трагедия В. Шекспира «Гамлет». Долг призывает Гамлета отомстить за отца, но его понятия о гуманности, его любовь к матери и Офелии вступают в противоречие с необходимостью мстить. Вступив же на путь мести, Гамлет, желая убить Клавдия (нового короля), случайно убивает Полония (отца своей возлюбленной). Теперь на нем лежит трагическая вина, усугубляющаяся тем, что Офелия сходит с ума и кончает самоубийством (в результате тех же трагических противоречий - в ней борятся долг по отношению к отцу и любовь к Гамлету), а Лаэрт (ее брат) клянется отомстить Гамлету за кровь отца. Вследствие своей клятвы Лаэрт становится слепым орудием в руках Клавдия (в этом состоит трагическая вина Лаэрта), а потом погибает. Клавдий, пытаясь избавиться от Гамлета, подкупает его друзей - Розенкранца и Гиль-денстерна, которые погибают из-за того, что предали своего друга, Гамлета (в этом их трагическая вина). На матери Гамлета также лежит трагическая вина - она потворствовала убийце Клавдию, именно поэтому она погибает, выпив яд вместо Гамлета.

    В настоящее время понятие о «трагической вине» вышло далеко за пределы драматургии, став одной из характерных особенностей, напр., эпических жанров. В качестве примера можно привести роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где идея об обязательной расплате, пусть даже за непреднамеренное зло, с «лучшими намерениями», проводится достаточно четко: так, Раскольников, решив убить старуху-процентщицу, вынужден убить и ее сестру Лизавету, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради которых он, собственно, и решается на преступление; Миколка признается в убийстве, которое совершил Раскольников, чтобы «пострадать за других»; Свидригайлов кончает самоубийством и т. д. (см. раздел, посвященный Ф. М. Достоевскому). Таким образом, на Раскольникове как бы изначально лежит трагическая вина. Как над Гамлетом она начинает довлеть с того самого момента, когда он принимает решение мстить, так и вад Раскольниковым она появляется тогда, когда он решает убить старуху-процентщицу. Гениальность обоих произведений не в последнюю очередь состоит в том, что они особо остро поднимают проблему свободного выбора человеком своего пути, выбора того или иного «сценария» дальнейшей жизни (в отличие от античной трагедии, где герой ничего не решал, а все было предрешено богами - так, например, в знаменитой трагедии Софола «Эдип» все трагические события, происходящие с Эдипом, не зависят от его личной воли, они предопределены «проклятием рода»).

    Именно сознательный и свободный выбор - а свобода выбора состоит и в том, чтобы представлять себе его последствия и быть готовым «платить по счетам» - характерны для современного понимания трагического пафоса, начиная с эпохи Возрождения. Возможно, именно в этом и кроется отгадка одной из самых известных загадок шекспировского «Гамлета», а именно, почему Гамлет так долго не принимает решения, медлит с осуществлением мести. Взможно, он ведет себя так потому, что совершает именно сознательный выбор, осознанно взваливает на себя трагическую вину, понимая уже с самого начала, что за право мстить придется заплатить самую высокую цену. Он понимает, что до совершения выбора перед ним лежит несколько путей (напр., уехать из Дании или жениться на Офелии и вести счастливую семейную жизнь и т. п.), в то время как после принятия решения все остальные пути будут для него уже закрыты и останется только один, ведущий к гибели. В этом контексте знаменитый монолог «Быть или не быть» приобретает весьма важное звучание: он с особенной остротой поднимает проблему выбора человеком собственной судьбы. Именно в этом и состоит основное и главное значение великой трагедии Шекспира, а одновременно и ее коренное отличие от всего, что было до нее. «Гамлет» -это произведение не о мести, не о трагических обстоятельствах и способах их разрешения, но о величии духа человека и о свободе выбора, в том числе и собственной судьбы.

  2. Комедия - жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом; ее герои, как правило, были из низшего сословия (см. статью «Классицизм»). Долгое время комедия считалась «низким жанром», и только в эпоху Просвещения (начиная с Ж. Б. Мольера) это было нарушено признанием «среднего жанра», так называемой «мещанской драмы». В XIX и особенно в XX веке комедия - свободный и весьма разноликий жанр. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного («недолжного», противоречащего общественному идеалу или норме); герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию. Однако и в острой социальной комедии (напр., в «Горе от ума» А. С. Грибоедова) изображение человеческих страданий («мильон терзаний» Чацкого) допустимо лишь в определенной мере; иначе - сострадание вытесняет смех и комедия преобразуется в драму.
  3. Драма - подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель - не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем ее конфликты ке настолько напряженны и неразрешимы и допускают возможность благополучного окончания, а ее характеры не столь исключительны. Как самостоятельный жанр, драма возникает в XVIII веке у просветителей («мещанская драма» во Франции и Германии); ее интерес к социальному укладу и быту, нравственным идеалам демократической среды, к психологии «среднего человека» способствовал укреплению реалистических начал в европейском искусстве. В процессе развития драмы ее внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается все реже, герой остается обычно в разладе с обществом и самим собой («Гроза», «Бесприданница» А. Н. Островского, пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького). Драма XIX-XX вв. является преимущественно психологической.

Эпические жанры.

Притча. Нравственное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. В притче всегда заключена определенная идея. Притча не изображает, а сообщает; отсутствует обрисовка характеров, показ явлений в развитии.

Рассказ. - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

Новелла. Разновидность рассказа с острым сюжетом и неожиданным финалом.

Очерк . Разновидность рассказа, художественное описание конкретных явлений действительности, преимущественно социальных, как типичных для данного времени. В основе – документальность, «написание с натуры»

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Роман - большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

Роман-эпопея - самая крупная жанровая форма эпоса. Для эпопеи характерно:

1. Широкий охват явлений действительности, изображение жизни народа в исторически значимый, переломный момент

2. Поднимаются глобальные проблемы, общечеловеческой значимости

3. Народность содержания

4. Несколько сюжетных линий

5. Очень часто – опора на историю и фольклор

Лирические жанры Ода (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть.; в Россию ода пришла в XVIII веке, классическими стали оды М.Ломоносова ("На день восшествия на российский престол императрицы Елисаветы Петровны"), В.Тредиаковского, А.Сумарокова, Г.Державина ("Фелица", "Бог"), А.Радищева ("Вольность"). Отдал дань оде А.Пушкин ("Вольность"). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.

Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты").

Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера. А.Пушкин. "К морю" Н.Некрасов. "Элегия" Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось. Примеры эпиграмм: Послание (или эпистола) - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики. А.Пушкин. Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный…") В.Маяковский. "Сергею Есенину"; "Лиличка! (Вместо письма)" С.Есенин. "Письмо матери" М.Цветаева. Стихи к Блоку

Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами.

Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам... В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров. В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

    лексика и интонация должны быть возвышенными;

    рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;

    знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

: В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение . В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений.

Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе" и др.).

Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном . В XVIII веке баллада стала одним из самых любимых поэтических жанров литературы романтизма. Баллады создавали Ф.Шиллер ("Кубок", "Перчатка"), И.Гете ("Лесной царь"), В.Жуковский ("Людмила", "Светлана"), А.Пушкин ("Анчар", "Жених"), М.Лермонтов ("Бородино", "Три пальмы"); на рубеже XIX-ХХ веков баллада вновь возрождается и становится весьма популярной, особенно в революционную эпоху, в период революционной романтики. Среди поэтов ХХ века баллады писали А.Блок ("Влюбленность" ("Королевна жила на высокой горе…"), Н.Гумилев ("Капитаны", "Варвары"), А.Ахматова ("Сероглазый король"), М.Светлов ("Гренада") и др.

Обратите внимание! Произведение может сочетать признаки некоторых жанров: послание с элементами элегии (А.Пушкин, "К *** ("Я помню чудное мгновенье…"), лирическое стихотворение элегического содержания (А.Блок. "Родина"), эпиграмма-послание и т.д.

Драматические жанры

Трагедия - (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь) - один из основных жанров драмы: пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета трагедии - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису – очищение благодаря потряснию.

Комедия - (от греч. от komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.