Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как дать определение рисунку по черчению. Техническое рисование

Как дать определение рисунку по черчению. Техническое рисование

Тема: Технический рисунок

Цель: научиться наглядно выполнять ту или иную фигуру от руки, соблюдая пропорциональность отдельных частей фигуры.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Образовательная (дидактическая):

иметь представление:

о роли и месте технического рисунка в инженерной деятельности будущего специалиста;

знать:

Основные понятия, принципы и методы построения технического рисунка;

Правила применения аксонометрических проекций в рисунке

уметь:

Строить рисунки плоских фигур, геометрических тел;

Выполнять рисунки деталей и сборочных единиц с натуры и по чертежу;

Определять оптимальные способы выполнения поставленной задачи;

овладеть навыком:

Построения рисунков в перспективе;

Определения метода решения построения теней;

Основами технического рисования по правилам аксонометрических проекций;

Умением построения изображений геометрических фигур на плоскости.

Развивающая:

развить логическое и аналитическое, пространственное мышление, умение рассуждать, умения работать карандашом без чертёжных инструментов, познавательный интерес, развитие внимания и наблюдательности.

Воспитательная:

воспитывать точность построения, аккуратность, внимательность и усидчивость; формирование потребности в интеллектуальном развитии и самоорганизации для решения прикладных задач, формирование навыков самостоятельной работы.

Актуальность темы (мотивация): В производственных условиях иногда необходимо пояснить рисунком техническую мысль или конструкцию детали непосредственно на рабочем месте. Это значит, что мастер, технолог, конструктор должны уметь выразить свою мысль техническим рисунком карандашом и пером на бумаге или мелом на фанере, доске и листовом металле. Выполнение технического рисунка облегчает и упрощает при предварительном выполнении эскизов, технических или перспективных рисунков.

Образовательные технологии. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения,коллективного взаимообучения. Используется групповой метод обучения и здоровьесберегающая технологии. В результате применения представленных технологий каждый обучающийся имеет эмоциональную и содержательную поддержку и продуктивнот работает в течении ввего занятия, сохраняя концентрацию внимания, способность воспринимать и удерживать информацию. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний. Применена ИКТ технология для упрощения восприятия преподносимого материала, что в целом повышает качество образования.

Элементы методики преподавания.

Словесные методы – для формирования теоретических и фактических знаний.

Наглядные методы – для развития наблюдательности и повышениявнимания к изучаемым вопросам.

Практические навыки – для равития практических умений и навыков.

Методическое обеспечение: Образцы графических работ, доска классая, компьютер , интерактивная доска, электронная учебная программа.

Раздаточный материал: Варианты заданий.

Материалы и принадлежности.

Чертежная доска, кнопки. Чертежная бумага формата А3, мягкие графитные карандаши (3М, 2М) и карандаши средней твердости (ТМ и М), мелкая резинка.

Литература: Куликов В.П. Инженерная графика (2013 г),

Томилина С.В. Инженерная графика (2012 г)

Последовательность проведения учебного занятия

1 Организационный момент.

3 Проверка домашнего задания.

4 Изучение нового материала

5 Физкультминутка

6 Изучение нового материала

7 Закрепление изученного материала

8 Домашнее задание

Ход занятия:

1 Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой, выявление отсутствующих, проверка подготовленности к занятию.

2 Ознакомление с темой занятия, постановка его целей. Мотивация.

Форма: рассказ- выступление.

Техническим рисунком люди пользовались давно и в самых разных его видах: инженеры-конструкторы чаще всего использовали реалистический рисунок (перспективный), примером могут служить многочисленные рисунки Леонардо да Винчи. Модельеры мужской и женской одежды используют условный рисунок. Художники-прикладники пользуются своими особыми приемами. Даже в обыденной жизни мы часто прибегаем к помощи технического рисунка, объясняя друзьям свой адрес и расположение домов.

Следовательно, раскрывая понятие термина «технический рисунок», нельзя узко и односторонне трактовать его содержание и назначение.

Чаще всего технический рисунок используется при создании новых объектов. Рождающаяся в сознании человека новая идея, возникший неожиданно новый образ объекта требуют немедленного закрепления, и наиболее простой, удобной и быстрой формой фиксации творческой мысли оказывается рисунок. Отмечая это качество технического рисунка, Генеральный авиаконструктор А. С. Яковлев писал: «Очень помогло мне в будущей моей работе умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге».

Активная творческая деятельность изобретателя, архитектора, инженера, художника-конструктора всегда начинается с технического рисунка.

Технический рисунок позволяет сразу увидеть преимущество новых конструкционных усовершенствований и дает основание приступить к переоборудованию или замене отдельных деталей машины. Но главное достоинство технического рисунка состоит в том, что он заставляет автора идти дальше, вносить в свой рисунок добавления и исправления, активизирует и совершенствует его творческую мысль. А это, в свою очередь, принуждает конструктора переходить к новым рисункам до тех пор, пока автор не приблизится к идеалу.

3 Проверка домашнего занятия

Применена технология уровневой дифференциации., для выявление остаточных знаний у студентов с учетом их возможностей.

Студенты выбирают доступный для себя вопрос и формулирует ответ.Результатом является выявление положительной динамики и создание ситуации «успеха».

Вопросы, выносимые на обсуждение при актуализации знаний:

1 Какие методы проецирования вы знаете?

2 Назовите виды аксонометрических проекций.

3 Каков коэффициент искажения в диметрии?

Ответ 1: Центральная проекция предмета получается следующим образом: из точки схода лучей, называемый центром проекций, проводят ряд проецирующих лучей через все наиболее характерные точки предмета до пересечения с плоскостью проекций.

Аксонометрическая проекция предмета получается, если точку схода лучей (центр проецирования) мысленно перенести в бесконечность(отодвинуть от плоскости проекций бесконечно далеко). Аксонометрические проекции дают наглядные, но искаженные изображения предмета: прямые углы преобразуются в тупые и острые, окружности в эллипсы и т.п.

Прямоугольные (ортогональные) проекции. Здесь центр проекций удален от плоскости проекций бесконечно далеко, проецирующие лучи параллельны и составляют с плоскостью проекций прямой угол (отсюда и название – прямоугольные проекции).

Ответ 2: Виды аксонометрических проекций.

Прямоугольная изометрическая проекция

Прямоугольная диметрическая проекция

Косоугольная фронтальная изометрическая проекция

Косоугольная фронтальная диметрическая проекция

Косоугольная горизонтальная изометрическая проекция

Ответ 3: Коэффициент искажения в диметрии:

Ось Х-1; ось У-0,5; ось Z -1.

4 Изучение нового материала

Технический рисунок это такое наглядное графическое изображение объекта, выполненное от руки в глазомерном масштабе, в котором ясно раскрыта техническая идея объекта, правильно передана его конструктивная форма и верно найдены пропорциональные отношения.

Прежде чем приступить к выполнению технического рисунка, полезно проделать ряд упражнений, к которым относятся: 1) рисование линий, 2) деление отрезков на равные части, 3) рисование углов, 4) деление углов на равные части. Необходимо помнить, что все построения выполняются в карандаше, без использования чертежных инструментов. Кроме того,необходимо уметь правильно определять на глаз размеры и соотношения частей, разделять линии и плоскость листа на равные части.

Рисование линий

Линии бывают прямые, ломаные и кривые. В практике рисования наиболее часто применяются горизонтальные и вертикальные прямые.

Горизонтальная прямая рисуется следующим образом. Наметим несколько точек, отстоящих на равном расстоянии от верхнего края листа, и

сделаем движение правой руки слева направо по воздуху, как бы соединяя намеченные точки. Такое упражнение повторяют несколько раз, после чего рисуют прямую линию длинными тонкими штрихами. Получившиеся искривления надо поправить, проводя карандашом более яркую линию.

Ластиком пользуются после исправления рисунка

Вертикальная прямая рисуется движением руки сверху вниз по тем же правилам, что и горизонтальная

Наклонная прямая рисуется движением руки слева направо. Взависимости от угла наклона прямой движение будет направлено сверху вниз или снизу вверх

Далее следует упражняться в делении проведенных отрезков прямых на равные части: сначала – на две, четыре, восемь, затем – на три, шесть, пять, семь. Развивая глазомер, следует проверять циркулем – измерителем, равны ли части, на которые был разделен отрезок прямой.

Построение углов.

Для деления угла на равные части необходимо сначала нарисовать вспомогательную дугу и разделить ее на глаз на требуемое число равных частей. Затем провести через полученные засечки и вершину угла прямые линии. На рисунке дана примерная последовательность упражнений.

Подготовка к рисованию плоских фигур.

Для приобретения навыков в проведении линий без отрыва карандаша от бумаги полезно выполнять следующие упражнения:

Рисование плоских фигур.

Приобретенный навык в предыдущих упражнениях надо использовать для рисования некоторых плоских фигур: прямоугольника, правильных треугольника и шестиугольника, окружности и эллипса.

5 Физкультминутка

6 Изучение нового материала

Рисование плоских фигур, расположенных в аксонометрических координационных плоскостях.

Умение от руки правильно изображать плоские фигуры поможет быстро строить их в аксонометрических координатных плоскостях.

При построении овала необходимо учитывать коэффициенты искажения по осям

Умение рисовать геометрические тела с натуры, а также по представлению в аксонометрии позволяют перейти к рисованию по ортогональному чертежу, что часто встречается в практике проектирования.

Построение рисунка начинается с построения общей формы по пропорциям заданным чертежам. Затем геометрическое тело делят на части. И наконец, выявляют объем предмета, убирают ненужные линии и заканчивают рисунок нанесением штриховки

7 Закрепление материала

Ответьте на вопросы

    Чем отличается технический рисунок от аксонометрической проекции?

    Какой должна быть последовательность выполнения технического рисунка?

    Какими правилами пользуются при выполнении технического рисунка?

Выполните несколько заданий, приведенных на рисунке.

По двум заданным проекциям модели четко представить себе её форму.

Общую форму предмета, его отдельных частей, а также пропорции определяют по чертежу. Процесс чтения чертежа осуществляется в две стадии:

    Предварительное ознакомление;

    Пробный анализ-синтез.

Предварительное ознакомление заключается в выяснении общих данных – названия детали, масштаба, материала, массы и др. подробный анализ- синтез- это прочтение чертежа, которое прежде всего заключается в мысленном воссоздании пространственного образа детали по плоскому чертежу. При этом, анализируя форму предмета, мысленно расчленяют на составные геометрические формы, элементы и рассматривают каждую часть на изображениях чертежа. Этот порядок создаёт условия для изучения общего размера и размеров отдельных элементов, их отношения к габаритным размерам. Прочтение условных знаков, обозначений и технических требований дополняет картину представления и даёт возможность мысленно объединять (синтезировать) все данные чертежа.

Для рисования применять изометрическую прямоугольную проекцию.

Простота и наглядность изображения являются необходимыми условиями для упрощения и облегчения выполнения графических работ. Выполняя рисунок, выдерживать размеры не требуется, но следует обязательно сохранять их пропорциональность соответственно заданному предмету, детали. Габаритные размеры рисунка выбирать такими, чтобы удачно заполнить поле чертежа. Компоновка рисунка на листе, т.е. расположение его пропорционально формату листа, имеет большое значение для построения целостного произведения. Положение листа может быть горизонтально или вертикально по отношению к рисующему и зависит от формы изображаемого предмета.

Изображение предмета должно занимать на листе примерно около ¾ полезной площади листа. Оно не должно быть слишком мелким или очень крупным по отношению к формату. Недопустимо изображение предмета, которое будет выходить за пределы формата.

Чтобы композиционно правильно расположить рисунок, необходимо слегка наметить линиями общую форму и взаимное расположение его основных частей.

Выполняя рисунок, выдерживать размеры не требуются, но следует обязательно учитывать не только конструкцию (строение, взаимное расположение частей предмета), но и пропорции - размерные отношения высоты к ширине, одной части к другой и к форме предмета в целом. Нарушение пропорции искажает правильность рисунка – сходство изображение с натуры. Все построения осуществляются без чертёжных инструментов. Чтобы придать рисунку наглядность, нанести светотени.

8 Домашнее задание: повторить материал по изученной теме, выполнить графическую работу « технический рисунок модели»

Графическая работа «Технический рисунок модели».

Тема: «Технический рисунок».

Содержание: На формате A3 по заданному комплексному чертежу выполнить технический рисунок модели.

Цель: Чтение пространственной формы тел по комплексному чертежу, развитие пространственного мышления, овладение техникой ручной графики.

Ход выполнения работы.

1. По двум заданным проекциям представить форму модели.

2. Определить основные пропорции целого и частей модели.

3. Проанализировать конструкцию модели, связи и зависимости между отдельными частями.

4. Определить положение модели относительно осей проекций.

5. Выполнить аксонометрические оси (для рисования применить изометрическую прямоугольную проекцию, правильно изобразив наклон осей).

6. Выполнить рисунок без использования чертежных инструментов (изображение в технике «ручной графики») Построение надо начинать с нижнего основания модели, постепенно наращивая на него другие её элементы.

7. Проверить правильность построений, соответствие пропорций и взаимосвязь всех элементов модели.

8. Обвести рисунок.

9. Для наглядности рисунка нанести светотени (штриховой или шрафировкой). Принять, что свет падает на горизонтальную поверхность под углом 45°, из-за левого плеча.

Отчет по заданию:

Технический рисунок модели, выполненные на формате А3 в технике «ручной графики».

Технический рисунок - это наглядное изображение, выполненное по правилам построения аксонометрических проекций {от руки или при помощи чертежных инструментов) с использованием светотени. Целями выполнения технического рисунка являются проверка умения студента читать тот или иной чертеж и закрепление навыков выполнения наглядных изображений.

Выполнение наглядных изображений, особенно от руки, без предварительного построения аксонометрических проекций, развивает глазомер, пространственное представление о формах предмета, умение анализировать эти формы и наглядно их изображать. Особое значение технический рисунок получил в связи с внедрением в процесс конструирования требований технической эстетики.

Выполнение технических рисунков, как правило, производят при съемке эскизов с натуры (рисунок выполняют от руки) и при деталировании чертежа общего вида (рисунок выполняют при помощи чертежных инструментов).

В качестве основы технического рисунка в большинстве случаев применяют прямоугольные изо- и диметрические проекции, которые наряду с наглядностью достаточно просты по своему выполнению.

Для построения наглядных изображений в диметрии лучше применять положение осей, предусматривающее «левую» систему координат (рис. 6.19, а, б). Светотень, являющуюся дополнительным средством передачи объема предмета, применяют для придания аксонометрическому изображению большей выразительности (рис. 6.19, б). Чтобы выполнять аксонометрические изображения предметов с учетом светотени, кратко познакомимся с основными правилами этих построений.

Светотенью называется распределение света на поверхности предмета. В зависимости от формы предмета лучи света, падая на

него, распределяются по его поверхности неравномерно, благодаря чему светотень и создает выразительность изображения - рельефность и объемность.

Можно отметить следующие элементы светотени (рис. 6.20): свет, полутень и тень (собственную и падающую). На затененной части имеется рефлекс, а на освещенной - блик.

Свет - освещенная часть поверхности предмета. Освещенность поверхности зависит от того угла, под которым падают на эту поверхность световые лучи. Наиболее освещенная поверхность та, которая расположена перпендикулярно к направлению лучей света.

Полутень - умеренно освещенная часть поверхности. Переход от света к полутени на гранных поверхностях может быть резким, а на кривых - всегда постепенный. Последнее объясняется тем, что угол падения лучей света на соседние части изменяется также постепенно.

Тень собственная - часть поверхности предмета, которую не достигают лучи света.

Тень падающая появляется в том случае, если на пути лучей света расположить какой-либо предмет, который и отбрасывает на находящуюся за ним поверхность падающую тень.

Рефлекс - высветление собственной тени за счет освещения теневой стороны предмета отраженными лучами от окружающих освещенных предметов или поверхностей данного предмета.

Блик

Контур собстбенной тени

Рефлекс


Контур падающей тени

Тень собстденная

На техническом рисунке светотень обычно изображают упрощенно. Предмет, как правило, изображают на условном фоне изолированно от окружающей обстановки; свет на предмете изображают светлым пятном, не учитывая зависимость освещенности частей предмета от угла падения лучей света и удаления от источника света. Пример такого упрощенного изображения светотени показан на рисунке 6.19, б.

Иногда технический рисунок выполняют с еще большим упрощением: показывают только собственную тень, а падающую нигде не показывают. Такое упрощение сильно облегчает построение, но при этом теряется выразительность изображения.

Таким образом, для выполнения светотени на рисунке необходимо знать законы построения теней. Каждая тень имеет свою геометрическую форму, построение которой можно выполнить, используя методы начертательной геометрии. Для построения контуров теней необходимо знать характер лучей света и их направление.

При выполнении технических рисунков принято пользоваться солнечным освещением, когда лучи параллельны друг другу, а направление их сверху, слева направо. Такое направление соответствует естественному, когда свет на рабочее место падает с левой стороны.

Для единообразия в построении лучи света обычно направляют по диагонали куба, как показано на рис. 6.21, где дано направление лучей света 5 для изометрической (рис. 6.21, а) и двух диметричес-ких проекций с «правой» (рис. 6.21, б) и «левой» (рис. 6.21, в) системой координат.

Построение контура собственной тени (линии, отделяющей освещенную часть поверхности от неосвещенной) сводится к постро-

6 )

ению линии МЫЬ касания лучевой поверхности 5 с поверхностью предмета (рис. 6.22), а построение контура падающей тени - к построению линии М N Ь пересечения лучевой поверхности 5 с плоскостью Р (или с поверхностью какого-либо предмета).

Под лучевой поверхностью (или плоскостью) понимается поверхность, обертывающая данное тело, с образующими, проведенными параллельно лучам света.

На рисунке 6.23, а, б , в , г показано построение контуров тени для призмы, пирамиды, цилиндра и конуса. Для этих построений необходимо знать не только направление лучей света, но и направление 5 их вторичных проекций. Построение контура падающей тени сводится к построению точек пересечения лучей света, проведенных через контур предмета, с горизонтальной плоскостью, на которой стоит предмет.

Например, точка Л р контура падающей тени призмы построена как точка пересечения луча 5 со вторичной проекцией 5 этого луча.

Две плоскости Т и 0, касательные к цилиндру, позволяют построить контур собственной тени Л В и контур падающей тени В А. Падающую тень от верхнего основания цилиндра строят по точкам / 2

Для построения контура собственной тени АВ конуса сначала нужно построить падающую тень на плоскость его основания (построить точкуА р), а затем провести касательную/!^ из этой точки



к основанию конуса. Точка В=В р и определяет образующую Л В конуса, которая является контуром собственной тени.

Если на пути лучевой поверхности (или плоскости) находится другой предмет или поверхность, то контур падающей тени строят на этом предмете так, как показано на рис. 6.24, где падающая тень построена на плоскости основания призмы и на части цилиндрической поверхности (9. Порядок построения ясен из чертежа.

Светотень можно передавать карандашом, пером (тушью) или отмывкой (разведенной тушью или акварелью). В техническом рисовании обычно пользуются карандашом, выполняя штриховку, тушевку или шраффировку.

Штриховка заключается в покрытии различных частей рисунка штрихами (не пользуясь чертежным инструментом). Желаемого тона добиваются частотой и толщиной штрихов. Длина штрихов

не должна быть очень большой, так как длинные штрихи проводить трудно. На рис. 6.25, 6.26 показаны примеры выполнения штриховки на различных поверхностях.

Направление штрихов должно быть согласовано с формой изображаемого предмета (см. рис. 6.25, а, б, в, г), так как штрихи, наложенные «по форме», помогают передавать и воспринимать эту форму.

Тушевка является разновидностью штриховки, когда штрихи накладывают очень близко друг к другу так, что они сливаются. Иногда штрихи растирают пальцем или растушевкой.

Шраффировка является особым видом штриховки, выполненной с помощью чертежных инструментов. Этот способ выполнения светотени наиболее часто применяют в техническом рисунке, несмотря на то что, пользуясь им, невозможно получить плавные переходы от светлого к темному на кривых поверхностях. Примеры шраффировки на различных поверхностях показаны на рис. 6.27, 6.28, 6.29, 6.30, на рис. 6.28 - только аксонометрическое изображение.

Следует заметить, что средством передачи объема нужно пользоваться в технических рисунках осторожно и экономично, не делая такое изображение самоцелью. На рис. 6.28 приведен пример передачи формы предмета без нанесения тени.



Чтобы быстро и наиболее наглядно передать форму предмета, пользуются техническими рисунками.

Техническим рисунком называют изображение, выполненное на глаз и от руки по правилам аксонометрии.

При выполнении технических рисунков оси необходимо располагать под теми же углами, что и для аксонометрических проекций, а размеры предметов откладывать вдоль осей.

Выбор аксонометрической проекции, на базе которой будет выполнен технический рисунок, зависит от формы детали.

Фронтальная диметрическая проекция удобна для изображения деталей, криволинейные очертания которых расположены в плоскости, параллельной плоскости xОz (см. рис. 92 и 93). Изометрические проекции предпочтительнее при изображении деталей, криволинейные элементы которых расположены в разных плоскостях.

Технические рисунки удобно выполнять на бумаге, разлинованной в клетку. На рис. 103 показаны способы, облегчающие работу карандашом от руки.

Угол 45 легко построить разделив прямой угол пополам (рис. 103, а). Для построения угла 30 нужно разделить прямой угол на три равные части (рис. 103, б).

Правильный шестиугольник можно нарисовать в изометрии (рис. 103, в), если на оси, расположенной под углом 30°, отложить отрезок, равный 4я, а на вертикальной оси - 3,5а. Так получают точки, определяющие вершины шестиугольника, сторона которого равна 2а.

Чтобы описать окружность, сначала нужно на осевых линиях нанести четыре штриха, а затем между ними еще четыре (рис. 103, г).

Овал нетрудно построить, вписав его в ромб. Для этого внутри ромба наносят штрихи, намечающие линию овала (рис. 103, д), а затем обводят овал.

Чтобы придать техническим рисункам объемность, на них наносят штриховку (рис. 104). При этом предполагают, что свет падает на предмет сверху слева. Освещенные поверхности не заштриховывают. На затененные поверхности наносят штриховку, которая тем чаще, чем темнее поверхность.

Можно наносить штриховку не на всю поверхность, а только в местах, подчеркивающих форму предмета (рис. 105).

Для выявления внутренних очертаний предметов на аксонометрических проекциях и технических рисунках применяют разрезы (рис. 106, а), которые выполняют плоскостями, параллельными плоскостям проекций. Линии штриховки сечений наносят, как показано на рис. 106, б, т. е. параллельно диагонали проекций квадратов, построенных на осях х и z, х и у, у и z

При нанесении размеров выносные линии проводят параллельно аксонометрическим осям, а размерные линии параллельно измеряемому отрезку (рис. 106, а и рис. 87, г).

Ответьте на вопросы


1. В чем отличие технического рисунка от аксонометрической проекции?

2. Как располагают оси при выполнении технических рисунков?

3. Каковы правила штриховки технических рисунков с целью выявления объема предмета?

4. Как располагают выносные и размерные линии при нанесении размеров на аксонометрических проекциях?

Задания к §15 и главе III

Упражнение 47


Постройте от руки на клетчатой бумаге: а) углы 45 и 30°; б) оси фронтальной диметрической проекции (см. рис. 85, в); в) оси изометрической проекции (см. рис. 85, в); г) окружность диаметром 30 мм; д) три овала, изображающие в изометрической проекции окружность диаметром 40 мм (один овал расположите перпендикулярно оси х, другой - оси у, третий - оси z). Выполните технические рисунки деталей, представленных на рис. 107: для примеров на рис. 107, а и б - на базе фронтальной диметрической проекции, для примеров на рис. 107, в - Э - на базе изометрической проекции. Размеры определите по числу клеток, считая, что сторона клетки равна 5 мм. Оттените поверхность деталей.

Упражнение 48


Возьмите в фильмотеке училища диафильм "Построение наглядных изображений" и повторите материал темы.

Оветы к упражнениям к главе III

К § 12.

1 - объект проецирования; 2 - проецирующие лучи; 3 - плоскость проекции; 4 - проекция.

К упражнению 40

Последовательность выполнения упражнения приведена на рис. 275.

К упражнению 41

Целесообразна последовательность выполнения изометрической проекции правильной треугольной призмы, показанной на рис. 276.

ЦЕЛИ:

    Ориентированная, на развитие личности студентов:

а) содействовать осознанию студентами практической ценности, изучаемой темы;

б) обеспечить развитие у студентов умения ставить цель и планировать свою деятельность по технологическим этапам;

в) содействовать развитию у студентов умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию полученных знаний.

2 . Предметная:

а) организация деятельности студентов по планированию реализации и закреплению учебных действий при изучении технического рисунка;

б) организационная деятельность студента по коррекции знаний и способов деятельности;

в) организовать деятельность студентов по планированию совместно с преподавателем изучения темы: «Техническое рисование».

ТИП УРОКА : урок-сообщения и усвоения новых знаний.

ВИД УРОКА : практическое занятие с элементами беседы и созданием проблемной ситуации.

ОСНОЩЕНИЕ УРОКА: Интерактивная доска, эскизные рисунки на доске, макеты фигур.

В результате изучения темы студент должен:

Знать: о назначении технического рисунка; отличие его от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции;

Уметь: в глазомерном масштабе проводить ряд параллельных прямых под разными углами к линиям горизонта; рисовать плоские геометрические фигуры, применять полученные знания в новых условиях.

МАКРОСТРУКТУРА УРОКА:

    Организационный момент (1-2 мин.);

    Актуализация опорных знаний и умений – проверка знаний полученных на предыдущих занятиях (в курсе изучения предмета «Инженерная графика»);

    Изучение нового материала;

    Первичная проверка понимания нового материала – зарисовка отдельных геометрических фигур;

    Информация о домашнем задании;

    Подведение итогов урока;

    Рефлексия.

ПЛАН УРОКА:

    Назначение технического рисунка.

    Отличие от чертежа.

    Техника зарисовки фигур.

Технический рисунок представляет собой наглядное изображение предмета (геометрического тела, детали, модели) выполненное от руки на глаз по правилам аксонометрическим проекций.

Назначение:

Техническим рисунком часто пользуются на производстве, так как он является первичной формой отображения творческих идей, чтобы быстро прояснить свою творческую мысль и творческие замыслы.

Технические рисунки в отличии от аксонометрических чертежей выполняются в глазомерном масштабе и изолированно от окружающей среды, применяют различные условности, упрощённое изображение резьбы, разрезов, сечений и т. п.

Основное отличие технического рисования от художественного является использование более простых аксонометрических проекций вместо центральных. Особенностью технического рисования от художественного является иная техника нанесения оттенков, так как технические рисунки часто копируют на кальку вместе с чертежами для получения светокопий и хранения в архиве. Поэтому вместо тушовки в живописи в техническом рисовании оттенки (светотень) показываются штриховкой, шраффировкой или точками.

Принадлежности

Для выполнения технического рисунка используют мягкие карандаши М – 3М (В – 3В).

Бумага белая чертёжная или в клеточку.

Карандаш следует держать свободно, не сжимая его сильно, дальше от пишущего стержня, движение свободное. Резинка мягкая употребляется редко.

Приёмы работы карандашом:

а) заточка карандаша; б) работа в начальной стадии рисунка; в) прорисовка детали.

Выполнение технического рисунка:

Проведя неточную линию или окружность, не следует её тот час стирать. Первоначальные линии помогают исправлению ошибки (служат ориентирами). Линии должны быть лёгкими, чуть заметными, по мере уточнения их усиливают, а не нужное убирают резинкой. Для отработки необходимых навыков следует вначале проделать упражнения.

    На некотором расстоянии легко намечают две точки и, держа карандаш над бумагой, делают в воздухе движения слева направо, пока эти движения не будут соответствовать намеченному направлению. После этого надо карандаш опустить на бумагу и провести тонкую линию, соединяя обе точки.

    Провести ряд прямых:

Горизонтальные (слева направо)

Вертикальные (сверху вниз)

    Ряд прямых разделить на равные части

    Ряд параллельных прямых под разными углами к линии горизонта


    Выполнение технических рисунков плоских геометрических фигур.

построение осей аксонометрических проекций

а) оси изометрической проекции

б) косоугольная диметрическая проекция

в) прямоугольная диметрическая проекция

    Выполняя технический рисунок модели или детали, предварительно проводят анализ формы, мысленно расчленяя ее на геометрические тела и их элементы.

Прямоугольники и квадраты

их стороны параллельны направлению аксонометрических осей

(можно производить измерения «визирным» методом, используя карандаш).

Треугольники

Шестиугольник

предварительно строят квадрат на осях, одну ось делят на четыре, а другую на шесть равных частей (остальные проекции зарисовать самостоятельно)

Окружность

Другой способ построения эллипса по соотношению осей:

В изометрии соотношение осей 10:6

Прямоугольная диметрическая проекция для плоскости ХОZ 10:9

Для плоскостей XOY и ZOY 6:2

    Этап информации о домашнем задании:

Упражнения по теме на формате А3.

«Черчение» Боголюбов С.К. стр 127 – 129.

«Инженерная графика» Миронов Б.Г. стр 179 – 183.

    Этап подведения итогов учебного занятия:

Качественная оценка работы группы.

    Рефлексия.

Прием «Фишбоун » (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Технический рисунок - назначение - отличие - принадлежности - выполнение технического рисунка

Урок окончен всем большое спасибо. До свидания.

Штриховка на рисунках (рис. 252, а) в отличие от штриховки в прямоугольных проекциях обычно наносится в разные стороны. Линия, отделяющая одну штрихованную плоскость от другой, вычерчивается как основная линия. На рис. 252, б приведен пустотелый кирпич в прямоугольной диметрической проекции. Рисунок показывает, что тонкие ребра в аксонометрических проекциях разрезают и заштриховывают на общем основании.

TBegin-->TEnd-->

Длинные сплошные детали не следует разрезать на всем протяжении. Делают местный вырез для той части, где имеется углубление (рис. 252, в). В случае надобности длинные детали рисуют с разрывом (рис. 253, а). Линии обрыва проводят слегка волнистыми, в два-три раза тоньше основных линий. Для ориентации наносят размер полной длины детали. Излом дерева показывают в виде зигзагообразных линий (рис. 253, б).

Технические рисунки, как правило, не предназначены для изготовления по ним деталей, поэтому размеры на них обычно не наносят. Если размеры должны быть нанесены, то это делают согласно ГОСТ 2.317-69 и 2.307-68 (рис. 254, а). На рис. 254, б и в показано нанесение вертикальных размеров для пирамиды и конуса (размеры 25 и 36). На рис. 254, г показано правильное нанесение размера диаметра цилиндра параллельно координатной оси. Размер, показанный по большой оси эллипса, зачеркнут как неправильно нанесенный.

TBegin-->
TEnd-->

Особенно важно наносить на рисунках оси отверстий (рис. 254, а); при этом не следует наносить большую ось эллипса. В случае очень мелких отверстий можно наносить только главную ось - геометрическую ось поверхности вращения (отверстие на правой грани куба).

rn
Линии невидимого контура наносят на рисунках лишь в том случае, если они придают дополнительную ясность изображению.

TBegin-->
TEnd-->

Основным способом передачи рельефа в следует считать нанесение теневых штрихов: прямых для многогранников, цилиндров и конусов и кривых для других тел вращения. Наряду с этим иногда применяют шраффировку сеткой и короткими штрихами. Шраффи-ровка сеткой показана на рис. 255, а и б, а короткими штрихами - на рис. 255, в и г. Из рассмотрения последних рисунков видно, что наглядность изображения достигается не большим количеством теневых штрихов, а правильным их расположением на поверхности детали.

При выполнении аксонометрических чертежей и рисунков тушью иногда применяют оттенение с помощью точек, приближающееся к тушевке (рис. 256, а и б), утолщенных теневых линий (рис. 256, в и г).

TBegin-->
TEnd-->