Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тонкости производства акварельных красок: как получают цвета. Какую акварель лучше выбрать — отечественную или зарубежную

Тонкости производства акварельных красок: как получают цвета. Какую акварель лучше выбрать — отечественную или зарубежную

Никитина Ульяна

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннотация к работе «Краски акварельные. Их состав и изготовление»

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Введение.

Акварель (фр . аquarelle - водянистая; итал . acquarello) – живописная техника, использующая специальные акварельные краски. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками.

Акварель – один из поэтичных видов живописи. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть явления природы.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде – вот и все что нужно художнику. Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит добавления или исправления цвета.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. П.А. Федотов, И.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, И. Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.И. Суриков… каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, углем.

Целью нашей работы является изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

1.Большой прозрачностью.

2.Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться.

3.Акварельная краска должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек.

4.После высыхания давать прочный, не трескающийся слой.

5. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски – краситель и вода. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин.

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства:

1) смешение с пигментом;

2) перетирание смеси;

3) сушка;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть масляными красками. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество краски, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место появляются пятна.

Практическая часть.

Проанализировав литературу, статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кармин, сепия, кампешевое дерево.… Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. И все же можно попробовать приготовить краски с использованием минеральных веществ - пигментов, которые могут находиться в школьной лаборатории или в домашнем хозяйстве.

Гипотеза: Я предположила, что акварельные краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества.

В моем распоряжении оказалась глина, уголь, мел, луковая шелуха, перманганат калия,канцелярский клей, мед и куриное яйцо.

Я составила план 5-ти экспериментов.

План 1-го эксперимента:

1)Очистить уголь от посторонних примесей.

2)Измельчить уголь в порошок.

3)Просеять порошок.

4)Смешать уголь с водой.

План 2-го эксперимента:

1) Очистить глину от посторонних примесей.

2) Измельчить глину в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать глину с канцелярским клеем.

План 3-го эксперимента:

1) Очистить мел от посторонних примесей.

2) Измельчить мел в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать мел с яичным белком.

План 4-го эксперимента:

1) Сделать густой отвар луковой шелухи.

2) Остудить отвар.

3) Смешать отвар с медом.

План 5-го эксперимента

1) Измельчить перманганат калия в тонкий порошок.

2) Просеять порошок.

3) Смешать перманганат калия с водой.

В ходе экспериментов я получила черную, коричневую, белую, бежевую, желтую краски.

Краски у нас получились не твердые, какие продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими полужидкими акварельными красками в тюбиках. После проведения экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, а также нарисовать новыми красками свой рисунок.

Результаты экспериментов.

Теперь я знаю, из чего состоят акварельные краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличаются по консистенции и качеству от магазинных.

Так, уголь с водой дал краску металлического оттенка, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге яркий след, быстро высыхала.

Глина со клеем дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с клеем, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала.

Мел с яичным белком дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

Отвар луковой шелухи с медом дал желтую краску, она хорошо набиралась на кисточку, оставляла на бумаге интенсивный след и быстро высыхала.

Перманганат калия с водой образовал светло-коричневую краску, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге бледный след, быстро высыхала.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественный цвет, но трудоемкие по производству, неудобно их хранить и нет среди полученных растворов насыщенных цветов.

Заключение.

Акварель - один из самых поэтичных видов живописи. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Выводы, которые можно сделать из работы:

1. История красок началась вместе с появлением человека. Они были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.

2. Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Она отличается от других техник своей последовательностью, своим результатом. Пишут акварелью по-разному. Некоторые живописцы предпочитают работать постепенно - один слой краски кладут на другой, подсохший. Потом тщательно передают детали. Многие берут краску в полную силу и пишут в один слой. Это трудно - сразу точно показать и форму, и цвет предметов.

3. Краски состоят из пигмента и связующего вещества. А именно, акварельные краски – из сухого красителя и клея. Еще они могут содержать в себе некоторое количество сахара и при употреблении натираются с водою на блюдечках, или же прямо (медовые краски) берутся кистью, смоченною водою, с плиток или чашечек.

4. В ходе экспериментов в домашних условиях мне удалось получить акварельные краски разных цветов и оттенков, сравнить их качество с магазинными красками, проанализировать преимущества и недостатки.

5. Если у акварели будущее? Мы можем уверенно ответить на этот вопрос. Будущее у акварели есть!

Без акварели мир художественной живописи будет скучен и однообразен!

Список литературы:

1.Кукушкин Ю.Н. - Химия вокруг нас - Дрофа, 2003г.

2.Петров В.- Мир искусства. Художественное объединение 20 века.-М.: Аврора, 2009

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №107» г. Перми

Секция: естественно-математические науки.

Изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Ученица:6-б

Никитина Ульяна

Преподаватель:

Основа акварельной краски - цветной пигмент, который находится в большой концентрации в суспензии, а в процессе высыхания рассеивается по всей поверхности полотна, проникая внутрь и окрашивая его. В заводских акварельных красках, в качестве вяжущего вещества чаще всего применяют природные материалы, такие, как гуммиарабик или пропилен гликоль. У каждого производителя существуют свои секреты уникального состава суспензии - это основная (ключевая) композиция.

Акварельная краска - это водорастворимый материал, достичь такого эффекта удается благодаря находящимся в её составе вяжущим веществам и пигментам, они то и не растворяются в воде. Пигменты можно условно разделить на несколько категорий: натуральные неорганические (природные или металлические пигменты из природных месторождений), синтетические неорганические (природные или металлические пигменты, образованные путем соединения химических реактивов и руд, изготовленных на промышленном производстве), натуральные органические (пигменты, созданные на основе животных или растительных материалов), синтетические органические (пигменты - на основе углерода (чаще всего состоят из нефтяных соединений). На сегодняшний день, существует такая практика, что художники, пишущие свои полотна в основном для продажи, чаще пприменяют в работе материалы, на основе синтетических пигментов. В широком смысле именно по количеству пигмента краски можно определить разницу между шедеврами профессиональных художников и работами студентов, в полотнах живописцев можно наблюдать большее количество пигментов. Если вы хотите узнать больше по этой теме - советуем прочесть статью "Как делают акварельные краски".

Виды акварельной краски

Выделяют определенные типы акварельной краски, выпускаемой серийно: краски в металлических тюбиках, напоминающие по консистенции зубную пасту, похожие на небольшие пироги в маленькой пластиковой форме, для того, чтобы они стали пригодными для работы - нужно добавить большое количество воды и жидкие краски.

Тюбики и чаши

В 17-18 веке художники извлекали пигмент из растений, минералов и пытались изготовить его самостоятельно из гуммиарабика, гранулированного сахара и воды. Первый набор акварельных красок, был создан в конце 18 века, Томасом и Уильямом Ривсом (William and Thomas Reeves), а в 1832 он был доработан фирмой “Winsor and Newton”. Они сделали краски более влажными и решили сменить деревянную коробку на аккуратную фарфоровую чашу, обернутую фольгой, сделав краски более мобильными и облегчив тем самым работу с ними.

В 1846 году впервые появились краски в тюбиках: Уинстон и Ньютон внедрили их, как более продвинутый вариант масляных красок, которые фирма впервые представила в 1841 году. Больше информации об изобретении тюбиков для краски и о том, как это повлияло на импрессионизм, в статье "Импрессионизм и фотография".

Жидкие акварельные краски


Жидкие акварельные краски - это концентрированные жидкие субстанции, объем которых может колебаться от 1 до 8 унций (от 28 до 224 гр.) Или в еще более мелких бутылочках, в зависимости от бренда производителя. Они дарят яркий, глубокий цвет, который, при добавлении воды приобретает некую размытость и бледные оттенки. Такие краски больше подходят для работы с краскопультом, чем для стандартного способа нанесения материала, кистью на холст. Интенсивности цвета и густота краски, зависит от производителя, но исходя из их общих характеристик, можно сказать, что они скорее подойдут младшим школьникам, чем профессиональным художникам.

АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ

Тезисы лекции 5.

Сообщение темы.

Организационная часть занятия.

Структура занятия

Занятие 5. Лекция 2.

Вопросы для закрепления изученного материала

Дополнение 1

Подведение итогов

Обобщение материала (вопросы для закрепления материала – дополнение 1)

Преподаватель__________________________

1. какие техники работы кистью вы знаете;

2. из каких частей состоит кисть;

3. формы кистей;

4. виды волосяного пучка кисти;

Тема 2. Классификация красок для графики. Краски – водно-растворимые (акварель, гуашь), темпера (масляно-казеиновая, яичная, поливинилацитатная и т. д.), акрилы. Материалы для масляной живописи.

Цель : знакомство с техниками работы акварелью, гуашью, темперой, маслом, акрилом.

Литература: «Советы мастеров. Живопись и графика», А.С.Зайцев, Лен., Художник РСФСР, 1979

«Материалы и техники рисунка», учебное пособие, В.А.Королев, М., Изобразительное искусство, 1987

«Техника живописи», Г.Б.Никодеми, инструменты, материалы, методы, М., ЭКСМО, 2002

Вид занятия: лекция.

Метод: объяснение.

Проверка присутствия студентов на занятиях.

Классификация красок. Акварель, гуашь, темпера, масло, акрил.

3. Мотивация учебной деятельности:

Студенты должны знать: классификацию красок, особенности их использования.

4. План занятия:

  • классификация красок для графики;
  • водно-растворимые краски;
  • темпера;
  • масло;
  • акрил.

Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» - вода, так как вода является растворителем для этого вида красок.

Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи - гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество - бычья желчь, позволяющая легко разносить краску ло бу­маге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик - фенол.

Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.

В тех случаях, когда необходима непрозрачность, матовость красок, пользуются смесью акварельных красок с соответствующими гуашевыми или краски разводят на мыльном растворе.


Охра светлая*

Краска холодного тона, прозрачная, но несколько глуховатого оттенка. Большим достоинством охры светлой является то, что при высыханий она сливается с бумагой и становится шелковистой.

Охра светлая относится к высокосветостойким краскам. Светостойкость- 5 баллов**. Охру не рекомендуется разводить в железной посуде, это вызывает ее позеленение.

Кадмий лимонный

Специфической особенностью краски является ее матовость в любом по интенсивности слое накраски, приближающаяся к гуаши, хотя по прозрачности и цветовой насыщенности краска на гуашь не похожа Светостойкость-4 балла.

Кадмий желтый

Краска аналогична кадмию лимонному, но более прозрачна. Светостойкость - 5 баллов.

Сиена натуральная

Краска желто-коричневого цвета. По своим свойствам аналогична охре светлой, но обладает большей световой насыщенностью. Светостойкость - 5 баллов.

Золотисто-желтая «ЖХ»

Представляет собой органический краситель. Краска очень прозрачная, теплого тона. Хорошо разносится по бумаге. Накраска отличается шелковистостью. При добавлении к краске травяной зеленой или голубой «ФЦ» можно получить оттенок индийской желтой. Светостойкость - 4 балла.

Кадмий оранжевый

Фактура краски аналогична фактуре кадмия лимонного и желтого, но более прозрачна, чем у этих красок. Специфической особенностью этой краски является возникновение агломерации (агломерация - связывание межу собой частиц пигмента) при избыточном количестве воды. Агломерация пигмента затрудняет равномерность накраски. Для предупреждения ее следует для разведения краски полкюваться незначительным количеством воды. Светостойкость.- 5 баллов.

Охра красная

Краска красно-коричневого цвета отличается высокой прозрачностью; в тонких слоях дает мягкий желтовато-коричневый оттенок; легко разносится по бумаге и хорошо смывается. Светостойкость - 5 баллов.

Сиена жженая и железная красная. .

Обе красно-коричневые интенсивные краски, отличаются друг от друга тем, что сиена жженая имеет теплый тон, а железная красная - холодный, что особенно заметно в наиболее тонких накрасках. Светостойкость - 5 баллов.

Одна из очень прозрачных интенсивных красок ярко-красного цвета, имеет теплый тон с киноварным оттенком. Следует обратить внимание на то, что эта краска при разведении быстро насыщает кисть. Работать алой краской следует осторожно, так как интенсивно окрашенные поля накраски с трудом смываются с бумаги. Светостойкость - 3 балла

Краплак красный

Одна из очень интенсивных красок красно-малинового цвета. На кисть эта краска набирается быстро, по бумаге разносится ровным слоем. Нанесенную краску трудно смыть с бумаги. Работать краплаком следует осторожно. Светостойкость - 3 балла.

Очень интенсивная краска красно-малинового цвета, прозрачная, болеее холодного оттенка, чем краплак. По своим свойствам кармин логичен краплаку красному. Светостойкость - 3 балла.

Краплак фиолетовый

Фиолетово-красная краска, По своим свойствам эта краска аналогична краплаку красному. Светостойкость - 2 балла. Краплак фиолетовый под действием ультрафиолетовых лучей приобретает коричневый тон. Светостойкость - 2 балла.

Ультрамарин

Краска из группы синих, наиболее теплого тона. Специфической особенностью

ультрамарина является его склонность к агломерации при разведении незначите.ггьным количеством воды. В связи с этим при работе ультрамарином рекомендуется разводить краску дождевой или дисцилированной водой, что несколько понижает ее агломерацию. Светостойкость.-"3 балла.

Кобальт синий

Свеженанесенная краска имеет нежный синий цвет, краска неинтенсивная; неравномерно разносится по бумаге; при сильном разведении водой склонна к незначительной коагуляции с выпадением хлопьев. Кобальт синий со временем (как на свету, так и в темном месте) склонен к позеленению и потемнению, что вызывается пожелтение бумаги.

Голубая «ФЦ» (фталоцианиновая)

Очень интенсивная синяя краска холодного тона. При легком м прикосновении влажной кисти с разведенной краской последняя быстро набирается на кисть; по бумаге разносится равномерно. При нанесении насыщенных слоев рекомендуется работать осторожно, так как краска трудно смывается с бумаги. Светостойкость - 4 балла.

Изумрудно -зеленая и зеленая травяная

Очень интенсивные зеленые краски, отличаются высокой прозрачностью.Краски - разные по цвету, но аналогичны по своим свойствам. Обе хорошо разносятся и размываются на бумаге. Специфичекая особенность их - неполная смываемость, в связи с чем работать этими красками следует очень осторожно. Светостойкость - 4 балла.

Перманент зеленый

Очень насыщенная ярко-зеленая краска, самая теплая из группы зелёных красок. Имеет высокую прозрачность, по бумаге разносится равномерно; смывается с бумаги хорошо; на кисть краска набирается быстро. Светостойкость -- 4 балла.

Умбра натуральная иумбра жженая

Умбра натуральная - холодного (табачного) оттенка; умбра жженая - теплого (шоколадного) оттенка. Краски полупрозрачные; удовлетворительно насыщают кисть и удовлетворительно смываются с бумаги. По цвету и фактуре несколько глуховаты. Светостойкость - 5 баллов.

Марс коричневый

Краска теплого тона, но более холодная, чем умбра жженая. Краска прозрачная и интенсивная; разносится, размывается и смывается с бумаги хорошо. Светостойкость - 5 баллов.

Специфической особенностью этой краски является некоторое ее цветовое изменение. В насыщенном слое она темно-коричневая с холодным оттенком, в тонких лессирующих слоях - коричневато-серая, размывается, разносится по бумаге хорошо. Светостойкость- 6 баллов.

Ганза лимонная, ганза желтая,литоль оранжевая

Все краски имеют яркий чистый цвет, оттенки от лимонно-желтого до ярко-оранжевого. Краски отличаются интенсивностью, полупрозрачны, легко набираются на кисть; по бумаге разносятся ровным слоем. Светостойкость - 4 балла.

Киноварь (имитация)

Краска очень яркая и чистая, цвет - оранжево-красный; на бумагу ложится равномерно (без полос и хлопьев), что дает возможность размывать ее с переходами от интенсивных до весьма слабо окрашенных слоев. С бумаги краска смывается хорошо, оставляя едва заметные следы. Светостойкость - 4 балла.

Лак розовый

Ярко-розовая краска холодного оттенка, отличается чистотой и насыщенностью по тону. Краска интенсивная, прозрачная, легко набирается на кисть. При нанесении тонким слоем ее следует разводить большим количеством воды. На грунт и бумагу краска наносится равномерно. При смывании с бумаги оставляет след. Светостойкость - 3 балла.

Тиоиндиго красная

По цвету краска близка к краплаку красному светлому, отличается от него большей теплотой тона; интенсивная, прозрачная. Светостойкость - 4 балла.

Лак фиолетовый

Интенсивная краска холодного тона, полупрозрачная, легко размывается и равномерно разносится по бумаге; при смывании с бумаги оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 3 балла.

Антрахиноновая синяя"

Прозрачная синяя интенсивная краска холодного оттенка; хорошо размывается и разносится по бумаге; смывается удовлетворительно. Светостойкость - 4 балла.

Интенсивная прозрачная краска, цвета от синевато-черного оттенка в плотных слоях накраски до голубовато-серого - в тонких. Краска легко набирается на кисть; по бумаге разносится равномерно; смывается с бумаги удовлетворительно. Светостойкость - 2 балла.

Лазурь железная

Интенсивная, яркая прозрачная краска глубокого синего тона; четко размывается и равномерно разносится по бумаге. Смывается с бумаги не вполне удовлетворительно, оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 2 балла.

Тиоиндиго коричневая

Интенсивная краска красно-коричневого цвета; прозрачная, хорошо размывается на бумаге. В плотных слоях краска склонна к агломерации частиц пигмента, но без расслаивания. При смывании водой оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 4 балла.

Нейтральная черная

Краска отличается большой прозрачностью, но не обладает чрезмерной интенсивностью сажи газовой*; имеет большую цветовую насыщенность в плотных слоях, чем кость жженая. Размывается, разносится и смывается с бумаги хорошо. Светостойкость - 3 балла.

Гуашь (от франц. "гуашь" - водяная краска) - краски, а также произведения искусства, выполненные этими красками.

Гуашь, так же как и акварель, относится к клеевым водорастворимым краскам, однако по своим качествам резко отличается от акварели, хотя ее состав (красители и связующие вещества) почти такой же, как, например, у медовой акварели. Отличительной особенностью гуаши является то, что она лишена прозрачности. Это ее свойство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые, баритовые), что делает высохшую краску несколько белесоватой и при этом придает ей матовость и бархатистость.

Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная. Первая предназначена в основном для станковой живописи, вторая - для оформительских работ. Плакатная гуашь обладает большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином, который меньше разбеливает краску, и делает ее более плотной, насыщенной и звучной.

Гуашь фасуется в пластмассовые, стеклянные и металлические банки разной емкости. Кроме того, в последние годы появилась высококачественная гуашь в тюбиках. Продается гуашь по отдельности или наборами в картонных коробках.

Гуашь - краска непрозрачная, плотная; высыхая она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь состоит из тонко перетертого пигмента связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, служащего пластификатором, поверхностно-активного вещества, представляющего собой препарат животной желчи, ализаринового масла и антисептика-фенола.

Различие между акварелью и гуашью заключается в том, что гуашь включает в себя меньшее количество связующего и значительное количество пигмента, кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Это делает высохшую краску несколько белесоватой.

Гуашью работают главным образом плакатисты и графики, а также некоторые художники-станковисты. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют ее для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха.

Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим ее более плотной, насыщенной и звучной.

Для декоративных работ и оформления спектаклей выпускаются флуоресцирующие гуашевые краски. Они представляют собой суспензию флуоресцентных пигментов, где связующим являются клеи с добавкой пластификаторов и антисептика (пигменты-растворы красителей и люменофоров в органических конденсационных смолах). Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зеленых лучей. В результате отраженные и испускаемый пигментом свет содержит желтых, оранжевых и красных лучей значительно больше, чем их есть в падающем дневном свете, за счет чего яркость и насыщенность красок увеличивается в два-три раза.

Флуоресцентная гуашь обладает свойством при искусственном освещении – облучение ультрафиолетовыми лучами - усиливать свою яркость, это используется при декорационных эффектах в темноте.

Гуашевые флуоресцентные краски разбавляют водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому рекомендуется наносить их на белую подложку - белый грунт, бумагу и т.п. что делает их более яркими, при этом наносятся они тонким слоем. При смешении этой гуаши с обычной яркость резко снижается.

Флуоресцентную гуашь применяют только для внутренних работ.

Трудность работы с гуашевыми красками состоит в том, что при высыхании они значительно изменяют цвет и светлоту. Светлеют: окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая; темнеют с последующим высветлением: ультрамарин, краплаки, сиена натуральная, сиена жженая; темнеют: ганза желтая, оранжевая.

При работе с гуашью для определения цвета, получаемого в результате ее высыхания, пользуются заранее заготовленными колерами (накрасками).

Хранить гуашь следует при комнатной температуре, оберегая от перемерзания. Засохшую гуашевую краску разводят водой, при этом она сохраняет свои качественные показатели

По светостойкости гуашь подразделяется на три группы:

1-я группа, в свою очередь, делится на две подгруппы - А и Б. К подгруппе А относятся вполне светостойкие краски (5 баллов), обозначаемые двумя красными звездочками; к подгруппе Б - светостойкие краски (4 балла), обозначаемые двумя черными звездочками

2-я группа - умеренно светостойкие краски (3 балла), обозначаемые одной черной звездочкой.

3-я группа - слабо светостойкие краски (2 балла). На этикетке нет звездочек.

Выпускаемые нашей промышленностью гуашевые краски в основном светостойкие.

Темпера (от лат. "темпераре" - смешивать) - живопись красками, предшествующая масляной, на протяжении многих веков являющаяся основным видом живописных произведений.

Темперные краски приготовляют на основе связующих, представляющих собой природную или синтетическую эмульсию, которая и определяет вид темперной краски, яичная, поливинилацетатная, масляно-казеиновая, лаково-масляная и др.

Темперная краска занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными красками. Так же как и клеевые краски, темперные разводятся водой, однако в отличие от них после высыхания образовавшаяся пленка не растворяется водой. От масляной краски темпера отличается более быстрым сроком высыхания и в отличие от гуаши - самой непрозрачной из всех красок - в тонких слоях довольно прозрачна.

Темперой можно писать на любом основании: дереве, камне, грунтованном и негрунтованном холсте, картоне и бумаге.

Темперные краски хорошо сочетаются практически со всеми материалами, применяемыми в изобразительном искусстве, что делает их очень удобным и привлекательным материалом как для живописных, так и для оформительских работ.

Наша промышленность выпускает два вида темперных красок: казеиново-маслянную и поливинил ацетатную (ПВА).

Казеиново-масляная темпера представляет собой водорастворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, связующего вещества (эмульсия льняного масла в водном растворе казеина), эмульгатора - ализаринового масла, антисептика - фенола.

При разведении водой качество казеиново-масляной темперы значительно ухудшается. При этом может произойти растрескивание, отслаивание или меление красок, поэтому для их разведения используют снятое коровье молоко, немного разбавленное водой или специальной казеиново-масляной эмульсией.

Как и гуашь, темпера после высыхания изменяет свой тон.

Цветовая колористика работ, выполненных темперой, усиливается нанесением одного из покрывных лаков - фисташкового, акрилфисташкового, даммарного и др. Лак при этом разводят пиненом в соотношении 1:1 (добавление пинена уменьшает блеск лаковой пленки).

Казеиново-масляную темперу продают в металлических тубах, но ассортимент ее ограничен.

Поливинилацетатная темпера - высокодисперсная, пастообразная водоэмульсионная, быстровысыхающая краска (1-2 ч в лессировочных (тонких, прозрачных) слоях и 3-4 ч в корпусных).

Связующее темперы ПВА состоит из водной эмульсии, синтетической поливинилацетатной смолы с добавлением стабилизаторов и структурирующих веществ.

Эти краски разводятся водой, они эластичнее и прочнее казеиново-масляной темперы. Отличительная особенность темперы ПВА - с течением времена она совершенно не желтеет. К недостаткам ее можно отнести невозможность использования с другими водорастворимыми красками, так как составленные с ней смеси плохо разносятся по основанию, а краски при этом створаживаются.

Основанием для работы поливинилацетатной темперой служат различные материалы: бумага, картон, дерево, бетон, стекло, штукатурка, линолеум и ряд других. Этим и объясняется ее популярность, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

В процессе высыхания поливинилацетатная темпера изменяет свой цвет и тон.

При высыхании темпера ПВА приобретает матовость, цвета при этом немного приглушенные. Для придания звучности и насыщенности цвету темперу ПВА покрывают, так же как и казеиново-масляную, одним из покрывных лаков, разведенных пиненом в соотношении 1:1, однако это приводит к некоторому потемнению работы.

Хранить краски следует при комнатной температуре и не ниже 0°С. Гарантийный срок хранения 1 год.

Масляные краски начали применяться еще в XV вив настоящее время являются самыми употребительными в живописи. Готовят их на основе минеральных и органических красителей (тонко растертые порошки), обладающих достаточной светостойкостью и постоянным химическим составом. Связующим веществом служат специально обработанные высыхающие масла (чаще всего льняное), откуда краски и получили свое название. Для белил и красок холодной гаммы в настоящее время стали применять новое пентамасляное связующее, получаемое в результате специальной обработки подсолнечного масла.

Масляные краски получили такое распространение благодаря ряду преимуществ по сравнению с другими красками. При высыхании они не темнеют, не высветляются, сохраняют яркость и насыщенность цвета как при корпусном наложении мазков, так и при лессировке. Масляные краски высыхают медленно, что позволяет вносить поправки в процессе работы, а также добиваться мягких цветовых и тоновых переходов. Скорость высыхания красок зависит от вида применяемого пигмента (минеральный или органический) и от его маслоемкости. Применение одних пигментов ускоряет время высыхания (например, свинцовые белила), других, наоборот, - замедляет (краплак, сажа газовая). Вид применяемого пигмента существенно влияет на кроющую способность масляных красок. Одни пигменты (белила, кобальты, кадмии, черные краски, окись хрома и др.) даже в тонком слое способны перекрывать высохшие слои нижележащей краски. Другие пигменты, образующие краски (волконскоит, марсы желтые и оранжевые), а также все краски, полученные на основе органических пигментов, в тонком слое прозрачны. Разли-чаются они и по своей интенсивности: голубая и зеленая ФЦ, краплак даже в незначительном количестве сильно изменяют цвет любой другой краски, а волконскоит даже в большом количестве лишь загрязнит полученный цвет.

Работая масляными красками, необходимо помнить, что смешивать различные краски, не учитывая их химического состава, опасно, так как это может привести к появлению различных дефектов (изменение цвета, пожухание, появление трещин и др.) Например, краски из минеральных пигментов не следует смешивать с органическими. Вообще, не рекомендуется составлять сложные смеси, состоящие более чем из трех цветов.

Наша промышленность выпускает масляные краски для живописи двух видов: художественные и эскизные.

Художественные краски фасуются в металлические тубы разной емкости: 9 см 3 - туба № 3; 18 см 3 - туба № 6; 46 см 3 - туба № 10 - и применяются в основном для живописных работ.

Эскизные краски выпускаются в жестяных или пластмассовых банках и применяются для выполнения эскизных и декоративно-оформительских работ.

Акриловые краски появились около 50 лет назад и сразу же стали очень популярными. Успех этих современных красок вызван простой их применения, универсальностью и быстротой высыхания. Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми. Имеют в основе водную суспензию не желтеющих синтетических смол, к которой добавлены натуральные и синтетические красящие пигменты, коаласцентные вещества и стабилизаторы. Кроме того, они очень устойчивы к химическим и физическим воздействиям. Характерная особенность красок - быстрое высыхание, хорошая светостойкость, гибкость, упругость. Акриловые краски отлично сцепляются с любой нежирной поверхностью: картоном, бумагой, деревом, фанерой, штукатуркой, фаэзитом, глиной, тканью. Могут наноситься кистью, шпателем, а при разбавлении - и аэрографом. Акриловые краски могут быть самых разных цветов и оттенков - от классических до флуоресцентных и перламутровых. Учитывая быстроту высыхания - следует закрывать краски сразу после работы и промывать рабочий инструмент. Для акриловых красок выпускаются различные добавки, которые замедляют или убыстряют процесс засыхания, а также придают акриловым краскам блеск, матовый вид, как у темперы, или муаровый эффект, как у акварели (эти добавки выпускаются испанской фабрикой «Феррарио» и др. импортными производителями Обладая множеством преимуществ масляных и акварельных красок, а также рядом собственных достоинств, акриловые краски универсальны и удобны в обращении. Какими бы ни были вами предпочтения в живописи, стоит попробовать акриловые краски. Они основаны на пластичной синтетической смоле и могут давать как самые изысканные лессировки, так и плотную фактуру живописи.

Для акриловых красок идеальны кисти с синтетический щетиной, вполне подойдут и кисти из нейлона - натуральная щетина разбухает от влаги и становится ломкой.

Еще одна сложность при работе с акрилом - цвет. Полимерное связующее имеет полуматовый, похожий на молоко оттенок, поэтому в жидком состоянии краска светлей, чем после высыхания. Нужно принимать во внимание это несоответствие, представляя себе, каким же цвет будет в будущем.

Акриловые краски имеют меньший блеск, чем масло. Чтобы придать или усилить их блеск, необходимо использовать гель-медиум. Он представляет собой чистое полимерное связующее, которое при смешивании с краской добавляет глянец, создает прозрачность и замедляет процесс высыхания. Существуют также:

Гель для разбавления акрила и придания ему лучшей текучести и разносимости;

Гель-загуститель, создающий эффект техники корпусного письма.

Огромное разнообразие средств, с помощью которых художник, может добиться удобства в работе с акриловыми красками.

Акварель (образовано от латинского слова aqua - вода) - клеевые водорастворимые краски. Живопись, выполненная этими красками, тоже носит название акварель.

Особенности акварели

Прозрачность. Это исключительно важная особенность данных красок. Способы применения акварели и превосхолные результаты целиком базируются на прозрачности. Причиной всему являются мельчайшие пигментные частицы, разглядеть которые невооруженным глазом невозможно. Это достигается путем тончайшего помола красящих пигментов и их ровному распределению по поверхности. Расстояние между частицами должно быть достаточным, чтобы пропускать свет к поверхности и отраженный свет. Белая бумага, просвечивая сквозь слой краски придает живописи невероятную светимость и блеск. Качество акварели напрямую зависит от качества ее компонентов и пропорций.

Цветовая палитра. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. При внешней простоте сказанного совсем не просто управлять цветом при помощи слоев. Мастер должен хорошо представлять себе результат - ведь возможности исправить картину уже не будет. В акварели сложно обойтись тремя основными цветами. Поэтому выпуск акварели всегда "многоцветный" (от 16 цветов и более). При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота. Однако именно прозрачность акварели позволяет расширить цветовую палитру эти красок до небывалых размеров.

Цветовой тон, насыщенность. Путем наложения слоев одного цвета друг на друга достигается и насыщенность цвета. В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых - применение большого количества воды, ведь даже название акварели происхотит от слова "вода".

Из отрицательных особенностей акварели можно выделить низкую светостойкость - живопись разрушается под световым воздействием, попросту говоря - выцветает. Кроме того из-за большого количества воды красочная пленка довольно непрочная и может быть легко разрушена при внешних физическиз воздействиях. Обеспечение долгой сохранности такой живописи - нетривиальная задача.

Состав акварели

  • пигменты (тонкодисперсные порошки),
  • связующее - гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,
  • пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),
  • поверхностно активное вещество - бычья желчь - позволяет легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли,
  • антисептик - фенол, предохраняет краску от плесени.

Виды акварели

  • Художественная акварель (для живописных работ)
  • Оформительская акварель

Медовые дешевые краски широко распространены в магазинах для школьников. И действительно начинать знакомство с акварелью можно именно с таких красок. Уже после, почувствовав акварель, можно переходить на профессиональные составы. Кроме того дешевые краски могут быть применены в художественно-оформительских работах и набросках, где качество материала не играет столь важной роли, в отличие от живописи.

Контейнеры с акварелью всегда небольшого объема, в отличие от гуаши, так как, опять же, требуют большего количества воды при использовании, в то время как гуашь можно использовать и без воды, если краски свежие.

Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель).

Для акварели применима и специальная бумага . Такие листы не дают краске "скатываться", ровно распределяясь по поверхности, и не позволяют "проваливаться", удерживая красочную пленку на поверхности. Кроме того плотность бумаги позволяет держать форму при большом количестве воды. Как известно при намачивании и сушке листы бумаги подвержены деформации.

Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса белки больших номеров (кисти от 4 номера), а вот доработку деталей выполняют кистями младших номеров. Обязательным условием для кисти при работе с акварелью - способность удерживать большой запас влаги и иметь тонкий каплевидный кончик. Опытные мастера-художники могут выполнить качественную работу одним пятым или даже седьмым номером, вплоть до мелких деталей.

Хранить в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре не ниже 0 градусов и не выше 30 градусов, иначе качество значительно ухудшается и не восстанавливается.

Живопись акварелью привлекает всё больше начинающих художников. Многие из них утверждают, что стоит лишь начать заниматься ею, как потом трудно оторваться от этого увлекательного процесса. К тому же, акварель позволяет быстро достигнуть ощутимого результата и увидеть плоды своего творчества. У неё есть еще одна особенность: опытные художники говорят, что 50% успеха в акварельной живописи зависит от выбранного материала: бумаги, красок, кистей. Рассмотрим виды материалов и выясним, какие из них стоит предпочесть начинающему художнику.

Бумага

Бумага - один из важнейших материалов для живописи акварелью. От её качества, плотности, водонепроницаемости, рельефа зависит то, какой получится картина. Современная промышленность выпускает бумагу как из древесины, так и из текстильных волокон. Бумага из хлопка более качественная, но и более дорогая. Если она на 100% состоит из хлопка, то считается наиболее качественной.Также есть состав бумаги из 100% льна, на такой бумаге легко вносить правки.

Для того чтобы бумага выдерживала обильное смачивание и не коробилась, выпускают разновидность её с проклейкой. Особо качественную бумагу отличает наличие рельефной маркировки и водяных знаков.

Для живописи акварелью особенно подходит рельефная бумага. Её называют «зернистой» и делят на три типа: грубой зернистости, средней и гладкой.

Грубая зернистая бумага идеальна для крупных форматов, среднее зерно оптимальный вариант для всех видов работ, гладкое зерно для миниатюр.

Первое правило при приобретении бумаги для акварели – она не должна быть гладкой, а обязательно зернистой. Фактурная бумага создает зернистость.

Степень плотности бумаги – еще одно важное обстоятельство, которое нужно учитывать. Плотность определяется отношением массы, которая исчисляется в граммах, к площади, её измеряют в квадратных метрах. Чем больше граммов приходится на один квадратный метр – тем бумага плотнее. Наиболее плотная бумага – 250 г/м2 – 300 г/м2 и более. Чем плотнее бумага для акварели, тем лучше. Есть определённая закономерность при выборе бумаги разных форматов. Чем более крупный лист предстоит использовать, тем плотнее он должен быть.

Мы собрали для вас список акварельной бумаги, которая на наш взгляд лучше всего подходит для акварели. Но разновидности акварельной бумаги большое количество, в склейках, в отдельных листах, разной фактурности.

Чтобы делать обзор по акварельной бумаги, то нужна отдельная статья, а пока наш небольшой список, который поможет вам в начали пути:

  • акварельная бумага Canson Montval на 100% сделана из высококачественной целлюлозы. Бумага подходит для всех «мокрых» техник: акварели, гуаши, акриловой краски. Эти свойства делают эту бумагу особенно подходящей для новичков;
  • акварельная бумага Canson Moilin du Roy создана из 100% хлопка естественно белого цвета. Акварельные пигменты на такой бумаге хорошо сохраняются и выглядят ярче. Moulin du Roy не содержит кислот и отбеливающих веществ, что обеспечивает ей прочность и долговечность;
  • акварельная бумага Arches, 100 % хлопок. У этой бумаги три типа поверхности: горячего литья (Satin), Бумага горячего литья (Satin), Бумага горячего литья (Satin). Равномерное распределение волокон делает бумагу наиболее устойчивой к деформации. Это позволяет акварели равномерно распределяться на ней. Уникальная технология желатиновой пропитки, которая используется на акварельной бумаге Arches, позволяет выдерживать выскабливание и лучше всего сохранить яркость красок;
  • горячепрессованная акварельная бумага. Плотность – 300 г/м2. Производство фирмы «Fabriano»;
  • грубая акварельная бумага размером 56х76 см. Плотность 300 г/м2. Производство фирм «Saunders», «Cotman», «Fabriano».

В магазинах можно приобрести бумагу как в виде отдельных листов, так и в виде блоков или блокнотов. Преимущество блокнотов в том, что не нужно использовать планшет. А отдельные листы чаще всего предлагаются покупателям в папках, где они упакованы по определённому размеру и количеству. Самые распространенные размеры листов - от 20х30 до 40х50.

Кисти

Выбор кистей для акварели также имеет большое значение. От того, на какой разновидности вы остановитесь, зависит, будет ли мазок несколько размытым или более четким. Ну а вид мазка зависит от вашей творческой задачи.

Определяющим признаками классификации кистей для акварели являются их форма, размер и из какого ворса они сделаны. Кисти делают как из синтетического волоса, так и из натурального материала. Например, можно приобрети кисти из куньего или беличьего меха. Они отлично набирают воду и очень мягкие. Если намочить кисть из беличьего меха, даже если она очень толстая, все равно образуется очень тонкий кончик. Такая кисть отлично подходит и для рисования мелких деталей, и для покрытия краской больших пространств картины.
Колонковые кисти не набирают настолько много воды, как беличьи, они более «сухие», но и боле упругие. У них более жёсткий ворс. Работая с ними, мазок получается более четким, не таким размытым и менее «мокрым», чем мазок кистью из беличьего меха.

Набор кистей должен состоять из маленьких, крупных и средних кистей. По форме их разделяют на круглые и плоские.

Среди фирм-производителей материалов для акварели особым успехом пользуются кисти:

  • немецкой фирмы daVinci. Они разнообразны, на их изготовление идут наилучшие образцы ворса. Одни из самых популярных серий кистей этой фирмы - колонковые кисти MAESTRO;
  • фирмы Roubloff. Это отечественные производители, их кисти также отличаются высоким качеством.

Работа нашего преподавателя по акварели и скетчингу

Акварельные краски

Разнообразие красок для акварели настолько велико, что сталкиваясь с выбором для своей палитры можно даже растеряться от их количества. Для начальной палитры лучше остановиться на нескольких из них, а потом постепенно добавлять и другие цвета.

Базовая палитра красок для акварели:

  • кадмий жёлтый,
  • охра светлая,
  • железо-окисная красная,
  • оранжевый,
  • кадмий красный (алая),
  • карминовая (краплак),
  • фиолетовая,
  • зелёная,
  • изумрудная,
  • ультрамарин,
  • ярко-голубая,
  • умбра жжёная.

Акварельные краски высокого качества выпускает фирма «Белые ночи». Они производятся в трёх наборах «Ленинград», «Санкт-Петербург». «Белые ночи».

Среди зарубежных производителей стоит обратить внимание на фирму «Ван Гог».

Работа нашего преподавателя по акварели и скетчингу

Карандаш

С помощью обычного карандаша делаются наброски. Иногда им затушевываются тени. Тонкая карандашная линия может быть контуром акварельного рисунка. Для набросков подойдут карандаши HB или B. Главное его заточить.

Палитры

Палитры могут быть из пластика или фарфора. Пластиковые палитры более дешевы, но и не очень долговечны. Они со временем впитывают цвет, пользоваться ими становится затруднительно и нужно приобретать новую. Лучше воспользоваться и белой фарфоровой тарелкой. Чтобы цвет краски оказался для вас не сюрпризом на листе, то пробуйте краску на бумаге. На палитру удобно выдавливать краски из тюбиков. Следы красок, оставшиеся после мытья палитры, легко удаляются при помощи жидких моющих средств.

Работа нашего преподавателя по акварели и скетчингу

Ластик

Ластики бывают твердыми и мягкими. Твердые ластики могут испортить бумагу, пользоваться ими нужно очень осторожно. Они отлично стирают линии карандаша и высохшие слои красок. Но всё-таки использовать их лучше только в случае крайней необходимости. Мягкие ластики бумагу портят меньше, их также используют для стирания линий карандашей.

Клячки - разновидность очень мягких, легко мнущихся ластиков. Они могут снять тон, удалить небольшое загрязнение на бумаге. Помимо своего прямого назначения клячки используются для снятия стресса, для этого их нужно просто помять в руках. Отлично помогает, если вдруг что-то получается не так, как хотелось бы. Нужно сделать небольшую паузу, помять клячку, и все будет отлично.

Надеемся, эти небольшие советы помогут вам быстрее освоить прекрасное искусство акварели!

Работа нашего преподавателя по акварели и скетчингу