Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей .
В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе, во второй части предлагаются темы сочинений.
При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.
Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов (нам необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения, а второй – анализ лирического стихотворения или басни.
Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.
Третье задание первой части предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем 5–8 предложений.
На выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.
Вторая часть экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.
Первая тема относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта первой части, а вторая - к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение или басня включено во второй вариант первой части.
Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведенных в первой части экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем.
В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений.
На написание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе (далее - кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ. (далее -КИМ). Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2019 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2019 г. Полный перечень контролируемых элементов содержания приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. В демонстрационном варианте приведены также критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по литературе в 2019 году.
Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Демонстрационный вариант
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
А также раздумывают, какие дисциплины лучше сдавать в качестве предмета по выбору. В числе вариантов для сдачи ОГЭ находится и литература.
Чаще всего ее сдают ребята, которые в будущем желают стать филологами или лингвистами. Данный предмет не вызывает сложностей у школьников, которые уделили достаточно времени изучению отечественной и зарубежной классики. А перед сдачей ОГЭ не лишним будет узнать, какие новшества ожидают вас в структуре и наполнении билетов, каким будет расписание экзаменов, и какие требования выдвигает комиссия к выпускникам девятых классов!
При подготовке к ОГЭ ученикам важно заранее знать, в каком порядке и в какие числа им придется сдавать тот или иной предмет. Для экзаменации по литературе Рособрнадзор выделил такие даты:
Профильная комиссия посчитала, что в данный КИМ нужно внести несколько уточнений.
Основная цель экзаменации по литературе – оценить уровень подготовки учеников общеобразовательных учреждений по данному предмету. Полученные результаты будут использованы для зачисления школьников в профильные классы. Важный момент: экзаменация по литературе отличается от других предметов – в этом билете ученикам не стоит надеяться на задания с короткими ответами.
Литературный ОГЭ, в отличие от , не нацелен на проверку базовых лингвистических знаний. Ваша способность давать аргументированные ответы на поставленные вопросы продемонстрирует, насколько хорошо вы разбираетесь в терминологии. Основная цель ОГЭ – проверить аналитическое мышление школьников, их способности к интерпретации художественных текстов, умение сопоставлять факты и логично рассуждать. При этом билет построен так, чтобы ученик смог его решать согласно своим читательским предпочтениям.
КИМ по литературе создан по принципу абсолютной вариативности – школьники имеют право выбирать задания из нескольких предложенных вариантов. Чтобы получить за работу высший балл, ученику придется:
Составители КИМов уделили внимание основным теоретико-литературным терминам и понятийному аппарату, русскому фольклору, древнерусским литературным трудам, русской литературе XVIII, XIX, XX–ХХI столетий, а также классике зарубежной литературы. Теперь рассмотрим структуру работы несколько подробнее. В КИМе вас ожидают две составные части и 10 заданий, из которых нужно будет выбрать 4 (3 задания из первой части и 1 – из второй).
Максимум первичных баллов за литературный ОГЭ равен 29 баллам.
При оценивании работ члены комиссии будут ориентироваться на следующие критерии:
Выпускники девятых классов получат на работу с билетом 235 минут. Профильная комиссия рекомендует грамотно распределять время, отведенное на КИМ:
Вам стоит заранее избавить свои карманы от лишних вещей, которые могут являться инструментами для списывания. Не берите в класс смартфоны или умные часы, в которые можно загрузить ответы или тексты сочинений, иначе вас могут выгнать из аудитории и аннулировать результаты экзаменации.
Стоит сказать, что ученикам девятых классов будет проще, чем одиннадцатиклассникам, ведь им при работе с билетом разрешено пользоваться текстами литературных произведений и лирическими сборниками. Конечно, всем ученикам по комплекту книг не выдадут – они будут находиться на отдельном столе, к которому у каждого экзаменующегося школьника будет свободный доступ.
Отметка, полученная за ОГЭ по литературе, может откорректировать вашу оценку за предмет. Шкала для перевода баллов выглядит следующим образом:
Если школьник желает продолжать обучение в специализированном классе или колледже, ему нужно будет набрать за ОГЭ не менее 19 баллов.
При подготовке и написании литературного ОГЭ ученики могут воспользоваться такими советами и рекомендациями:
В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.
Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.
Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.
Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.
Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?
Скотинин.
Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова.
Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину).
Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце).
С нами сила крестная.
Простаков.
От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова.
Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков.
Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин.
А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков.
То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова.
Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин.
Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова.
Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин.
Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков.
Так по соседству её деревеньки?
Скотинин.
И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова.
До чего же, братец?
Скотинин.
Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)
У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.
Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?
Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.
Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?
Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.
Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?
ПЕРЕД ДОЖДЁМ
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...
(Н.А. Некрасов. 1846)
В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.