Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Таблица духовная жизнь 20 века. Тенденции духовной жизни в мире в XX веке

Таблица духовная жизнь 20 века. Тенденции духовной жизни в мире в XX веке

Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.

Культура и искусство первой половины 20 века: краткое содержание

На рубеже веков в европейской культуре царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины 20 века имеет два основных направления:

  • Модерн (франц. - Ар-нуво, нем. - Югендстиль).
  • Модернизм.

Первый зародился в последней декаде 19 века и постепенно завершил свое существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году).

Модернизм - это интереснейшее направление конца 19 - первой половины 20 века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам.

Модерн: природа - источник неиссякаемого вдохновения

Название направления произошло от французского слова "moderne", что означает "современный". Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:

  • поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
  • отказ от резких линий;
  • блеклые, приглушенные тона;
  • декоративность, воздушность;
  • наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.

Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно - зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) - это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.

Модернизм

Почему же это направление смогло зародиться, завоевать любовь зрителей и дать старт для развития таких интересных течений, как сюрреализм и футуризм?

Потому, что модернизм являлся революцией в искусстве. Возник как протест против устаревших традиций реализма.

Творческие люди искали новые способы самовыражения и отображения действительности. У модернизма есть свои характерные признаки, свойственные только ему:

  • высокая роль внутреннего мира человека;
  • поиск новых оригинальных идей;
  • огромное значение уделяется творческой интуиции;
  • литература способствует одухотворению человека;
  • появление мифотворчества.

Культура и искусство первой половины 20 века: картинки различных художниках изучим в двух следующих разделах.

Какие они? Удивительные: над ними можно размышлять и постоянно открывать для себя что-то новое. Культура и искусство первой половины 20 века кратко будут описаны далее.

Не будем томить и подадим информацию в наиболее сжатой форме - в виде таблицы. Слева будет значиться название художественного течения, справа - его характеристика.

Культура и искусство первой половины 20 века: таблица

Оригинальные течения модернизма
Название течения Характеристика
Сюрреализм

Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм.

Импрессионизм

Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости.

Экспрессионизм Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории.
Футуризм Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость.
Кубизм Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции.

Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.

Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.

Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев?

Являлся одним из течений модернизма, возник в 1920 году во Франции.

Изучая творчество сюрреалистов, обычный человек часто задается вопросом про их психическое здоровье. В большинстве своем художники этого направления были вполне

Тогда как же им удавалось рисовать настолько необычные картины? Все дело в молодости и в желании изменить стандартное мышление. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальностью. Художники руководствовались тремя правилами:

  1. расслаблением сознания;
  2. принятием образов из подсознания;
  3. если первые два пункта удалось выполнить, они брались за кисть.

Понять, как они рисовали такие многозначные картины, довольно сложно. Одно из предположений говорит о том, что сюрреалисты увлекались идеями Фрейда о сновидениях. Второе - об употреблении определенных веществ, изменяющих сознание. Где тут правда - неясно. Давайте просто наслаждаться искусством, вне зависимости от обстоятельств. Ниже картина «Часы» легендарного Сальвадора Дали.

Импрессионизм в живописи

Импрессионизм - еще одно направление модернизма, родина - Франция...

Картины этого стиля отличаются бликами, игрой света и яркими красками. Художники стремились запечатлеть на холсте реальный мир в его изменчивости и подвижности. От картин импрессионистов у обычного человека улучшается настроение, настолько они жизненные и светлые.

Художники этого направления не поднимали никаких философских проблем - они просто рисовали то, что видели. При этом делали это виртуозно, используя различные техники и яркую палитру красок.

Литература: от классицизма к экзистенциализму

Культура и искусство первой половины 20 века - это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.

Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:

  • внутренний монолог;
  • поток сознания;
  • далекие ассоциации;
  • способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
  • ирреализм.

Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.

Франц Кафка - это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.

На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.

Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки - "Процесс".

Кинематограф

Забавные немые фильмы - это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.

Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.

Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.

Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.

Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.

В тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.

Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.

Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа - фильм «Земля».

Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей - это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX века

Осмысление истории О. Шпенглер (1880–1936 гг.), Германия «XX век – эпоха заката Европы»

Осмысление истории Н. Бердяев (1874–1948 гг.), Россия «XX век – новое Средневековье»

Осмысление истории Х. Ортега-и-Гассет (1883–1955 гг.), Испания «XX век – эпоха восстания масс»

Осмысление истории А.Дж. Тойнби (1889–1975 гг.), Великобритания «История – смена жизненных циклов локальных цивилизаций и их самих»

Развитие философии: иррационализм З. Фрейд (1856–1939 гг.), Австрия «Поведение человека определяется сексуальным инстинктом, вытесненным в подсознание»

Развитие философии: иррационализм «Поведение человека определяется архетипами (коллективным бессознательным)» К. Юнг (1875–1961 гг.), Швейцария

Развитие философии: иррационализм Клод Леви-Стросс (1908 - 2009 гг.), Франция «Человек создал мир символов, выражающих бессознательные начала разума»

Развитие философии: рационализм Джон Дьюи (1859–1952 гг.), США «Культура полезна настолько, насколько помогает человеку решить насущные проблем»

Живопись: импрессионизм Клод Моне (1840–1926 гг., Франция) «Тополя в солнечном свете» (1887 г.)

Живопись: постимпрессионизм Поль Гоген (1848–1903 гг., Франция-Полинезия) «Великолепные дни»

Живопись: модерн Густав Климт (1862–1918 гг., Австрия) «Жизнь и смерть»

Живопись: модернизм (примитивизм) А. Руссо (1844-1910, Франция). Война

Живопись: модернизм (кубизм) Брак Жорж (1882–1963 гг., Франция) «Скрипка и кувшин»

Живопись: модернизм (футуризм) Карло Карра (1881–1966 гг., Италия) «Портрет Маринетти »

Живопись: модернизм (абстракционизм) В. Кандинский «Первая мировая война»

Живопись: модернизм (абстракционизм) Пит Мондриан

Живопись: модернизм (абстракционизм) К. Малевич «Черный квадрат»

Живопись: модернизм (дадаизм) Пикабия, «Женщина со спичками»

Живопись: модернизм (дадаизм) Марсель Дюшан «Фонтан»

Живопись: модернизм (экспрессионизм) Эдвард Мунк (1863–1944 гг., Норвегия) «Крик»

Живопись: модернизм (сюрреализм) С. Дали. Сон

Архитектура: модерн А. Гауди

Архитектура: конструктивизм Ле Корбюзье. Вилла

Искусство плаката Пьер Боннар

Карикатура Жан Эффель «Сотворение мира» Херлуф Бидструп «Да здравствует свобода слова!»

Литература: романтизм Редьярд Киплинг Бремя белого человека Пер. Вячеслав Радионов Несите бремя Белых Среди племен чужих - Сынов своих отправьте Служить во благо их; Без устали работать Для страждущих людей - Наполовину бесов, Настолько же детей…

Литература: критический реализм (психологический реализм) Эрнест Хемингуэй Главная победа героя – победа над собой

Литература: критический реализм (интеллектуальный реализм) Эрих Мария Ремарк «Странное чувство испытываешь все-таки в день рождения, даже если никакого значения не придаешь ему. Тридцать лет... Было время, когда мне казалось, что я никак не доживу до двадцати, так хотелось поскорее стать взрослым. А потом... Я вытащил из ящика листок почтовой бумаги и стал вспоминать. Детство, школа... Все это так далеко ушло, словно никогда и не было. Настоящая жизнь началась только в 1916 году. Как раз тогда я стал новобранцем».

Литература: модернизм (авангардизм) Джеймс Джойс «Улисс»

Литература: модернизм (экзистенциализм) Жан Поль Сартр «Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят – вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно. Время от времени подбиваешь частичный итог, говоришь себе: вот уже три года я путешествую, три года как я в Бувиле. И конца тоже нет – женщину, друга или город не бросают одним махом. И потом все похоже – будь то Шанхай, Москва или Алжир, через полтора десятка лет все они на одно лицо. Иногда – редко – вникаешь вдруг в свое положение: замечаешь, что тебя заарканила баба, что ты влип в грязную историю. Но это короткий миг. А потом все опять идет по-прежнему, и ты снова складываешь часы и дни. Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить». «Тошнота».

Литература: социальная антиутопия Евгений Замятин «Мы» «Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной».

Литература: социалистический реализм Фредерико Гарсиа Лорка Максим Горький

Музыка и театр Экспрессионизм: И Стравинский, Б. Барток (музыка), В. Мейерхольд, М. Рейнгардт (театр) Музыкальное конструирование: «Шестерка» (Франция, Л. Дюрей, Д. Мийо и др.) Джаз Формирование национальных музыкальных школ (Бостонский и Филадельфийский симфонические оркестры)

Киноискусство 1895 г. – появление кино Немое кино (Макс Линдер, Чарли Чаплин) 1933 г. – первый цветной фильм


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
1. Особенности развития духовной жизни общества в 20-е годы ХХ века................................................................................................................ 3
2. Развитие науки......................................................................................... 8
3. Литература и искусство..................................................................... 9
4. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ 20-х — 30-е ГОДЫ. Идеологизация культуры......................................................................................................... 10
Заключение................................................................................................... 16
Список литературы ................................................................................. 18

ВВЕДЕНИЕ

В духовной жизни выделяются структурные элементы, обла-гающие специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и действиях. Лю-бовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия, ужас или прилив отвращения, охватывая индивида, становятся источником соответствующих поступков. Но и общество в целом может приходить в состояние энтузиазма или апатии, негодова-ния или удовлетворения, агрессивности или усталости. Это зави-сит от складывающейся ситуации, от тех вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином плане затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы.
Цель данной работы - изучение основных компонентов духовной жизни общества в 20-е годы 20 века

1. Особенности развития духовной жизни общества в 20-е годы ХХ века

В первую очередь следует отметить, что составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»).
Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.
КУЛЬТУРА В ПЕРВОЕ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ Культура в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский — видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист.
При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.
С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. К ней были привлечены многие известные деятели искусства, в частности, художники А.Н. Бенуа, А.М. Васнецов и В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство.
Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футу415 ристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имахинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлю собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.А.
Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы — «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А.К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В.Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.
Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917-1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А.А. Блок (поэма «Двенадцать») и В.В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К.С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К.Ф. Юон («Новая планета»).
Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры.
Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).
Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному.
Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от 416 большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.
Условия развития культуры в годы нэпа. С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения — научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т.п.
В крупных городах действовали частные и кооперативные издательства (в 1924 г. их насчитывалось 28). В них печатались философские и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.
Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.
Образование и наука. Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверти всего 14. «История России» взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.
С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.
В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.
Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. При этом эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.
В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г.
Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г. — 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.
Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.
В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабочекрестьянской интеллигенции.

2. Развитие науки

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны.
Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас — имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Б. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров.
Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук. которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

3. Литература и искусство

Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.
В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».
Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).
Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименова и «Тачанка» М.Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационнопропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В.Э. Мейерхольда.
Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д.
Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К.А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).
Внутренняя перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.
К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.

4. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В КОНЦЕ 20-х — 30-е ГОДЫ. Идеологизация культуры.

С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА.| Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного! строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятель ности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.
В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.).
Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.
Образование и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.
1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ.
Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.
Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с.тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.
Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки.
Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным — с 288 тыс. до 1,5 млн.
Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКЩб) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.
Продолжалась работа по созданию" научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики. Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П-Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Александрова способы зашиты кораблей от магнитных мин.
В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.
Художественная жизнь. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.
На рубеже 20-х — 30-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей. Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.
В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил A.M. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы пи 422 сателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились A.M. Горький и А.А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества.
Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.
Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.
На рубеже 20 — 30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров.
В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А.Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева.
Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С.
Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.).
Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым, P.P. Фальком и П.Н. Филоновым.
Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствовала развиваю массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями.
Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проекти 423 ровании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирпев).
Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы столицы СССР — и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).
Русское зарубежье. Составной частью отечественной культуры 20-х — 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн.
человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.
В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам — Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.
Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Заключение

В заключение следует отметить, что итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

Список литературы

1. Агапов Е.А. Социология духовных ценностей. М., 2003 - с.202
2. Основы философии. Ч. 2. Социальная философия: Учеб. пособие. - Изд-во Том. ун-та. Перм. отд-ние, 1991. - 276 с.
3. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание третье. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 591 с.
4. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д «Феникс», 1998 - 576 с.

Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XXв. называют Серебряным веком русской культуры. Серебряный век - это историческое время с 90-х гг.

XIX века до 1922г..

Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни - недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.

Духовная жизнь в 20-е гг.

В 1919г. правительство РСФСР приняло декрет « О ликвидации неграмотности среди населения России», согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. Однако условия Гражданской войны и разрухи помешали решению поставленной задачи. В середине 1920-хгг. лишь около половины населения СССР в возрасте старше 9 лет владели грамотой.

Деятели художественной культуры Серебряного века, встретили пролетарскую революцию по-разному. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин, В.В.Кандинский, М.З.Шагал и др.

Другие выдающиеся деятели культуры не избрали участь эмигрантов. Такие как, А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.

Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры.

Октябрьская революция уже впервые годы была воспета в стихах В.В.Маяковского и А.А.Блока, изображена в картинах К.С.Петрова-Водкина и Б.М.Кустодиева, а также в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В.Э.Мейерхольда и с оформлением К.С.Малевича.

С окончанием Гражданской войны большевики начали активно контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921г. некоторые учёные и деятели культуры, некоей Петроградской боевой организации, были расстреляны, в том числе учёный-химик М.М.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилёв.

В конце августа 1922г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, которые не разделяли идеологических установок большевизма, но и не были активными борцами с ней.

В 1922г. был учреждён Главлит, который вёл контроль над всей печатной продукцией. Через год к нему присоединился Главрепертком, он контролировал репертуар театров и других зрелищных мероприятий.Их задача заключалась в том, чтобы не просочились неугодные властям материалы в общественную жизнь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Для большевиков опасным конкурентом в духовной жизни страны являлась религия. В апреле - мае 1922г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был арестован и переведён в тюрьму. В 1925г., после смерти патриарха Тихона, власти не допустили выборов нового патриарха, а митрополит Пётр, который принял патриаршие обязанности, был выслан на Соловки.

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, мастера этого жанра - В.Н.Дени («Банда»), Д.С.Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) - новая форма агитационного искусства. Острые сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, которые передавались агентством в газеты.

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Вопрос 01. Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения в духовной жизни, культуре стран мира в первой половине XX в.?

Ответ. Изменения:

1) разочарование в техническом прогрессе после Первой мировой войны;

2) появление «потерянного поколения»;

3) сексуальная революция (например, теория стакана воды в России);

4) развитие многочисленных течений авангардизма.

Вопрос 02. Какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли? Чем они отличались друг от друга, что нового внесли в представления о человеке и обществе? Какое влияние они оказывали на духовную жизнь общества?

Ответ. В философии стали популярны два течения: рационализм и иррационализм. Первое продолжало настаивать на разумности, логической обоснованности человеческих действий (хотя после боёв I мировой войны в этом у многих возникли сомнения), в то время как второе подчёркивало роль бессознательного, подсознательного в мотивации действий человека (показательными в этом смысле были работы З. Фрейда). Социология восприняла эти направления. Стала изучаться психология толпы, того бессознательного, надличностного, что порой и управляет народными движениями.

Вопрос 03. Дайте характеристику основным модернистским течениям в искусстве.

Ответ. Течения:

1) примитивизм – стиль живописи, подразумевавший обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен (но отличный от «наивного искусства», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе – стилизованную живопись профессионалов);

2) футуризм – направление искусства, которое интересовало не столько содержание, сколько форма, потому здесь придумывались новые слова, использовалась вульгарная лексика, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш;

3) абстракционизм – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре ради достижения «гармонизации», создания определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации;

4) дадаизм – направление в искусстве, в котором рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов, а главной идеей стало последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики;

5) экспрессионизм – направление в искусстве, которое стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх;

6) сюрреализм – направление в искусстве, которое отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм;

7) конструктивизм – направление в искусстве, которое характеризуется строгостью, геометризмом форм и монолитностью внешнего облика.

Вопрос 04. В чём вы видите особенности конструктивизма? Можно ли назвать это направление порождением индустриальной эпохи и почему?

Ответ. В архитектуре этот стиль означает отсутствие ненужных украшений. Каждая деталь должна быть функциональным элементом конструкции, также для того, чтобы не скрывать эту конструкцию, технологические решения, а любоваться ими. Именно поэтому считать порождением индустриальной эпохи: она породила любовь к прогрессу, к техническому гению человека. Но конструктивизм не означает простоту железобетонных коробок. Он порой означает сложный расчёт (включая, например, оптические иллюзии, благодаря которым маленькие комнаты в квартирах кажутся больше).

Вопрос 05. Охарактеризуйте основные направления развития художественной литературы первой половины XX в. Какие произведения отечественных и зарубежных авторов вам известны?

Ответ. Направления:

1) переосмысленный романтизм писал о далёких странах, неведомом европейцу мире (например, Р. Киплинг «Книга джунглей»);

2) критический реализм снова обращался к нерешённым проблемам общества (например, У. Фолкнер «Шум и ярость»);

3) интеллектуальный реализм пытался больше анализировать действительность и показывать её общую неразумность (например, Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», Б. Брехт «Мамаша Кураж и её дети»);

4) детективный жанр показывал хитросплетения человеческой преступной мысли и обнаружением сыщиком злодея с использованием лишь собственного интеллекта (например, серия рассказов А. Кристи про Экрюля Пуаро).

Вопрос 06. Охарактеризуйте основные новаторские идеи в музыкальном искусстве XX в. С именами каких композиторов они связаны?

Ответ. Новаторские идеи:

1) экспрессионизм, то есть мир подсознательного в музыке, был характерен для Б. Бартока;

2) музыкальное конструирование в лице Л. Дюрея, Ф. Пуленка и др. Наоборот стремилось отказаться от эмоциональности в пользу ясности языка музыки.

Вопрос 07. Какие черты характеризуют развитие театрального искусства первой половины XX в.?

Ответ. В театре утверждался реализм, то есть стремление достоверно показывать действия, эмоции и др. Главным теоретиком этого направления является К.С. Станиславский со своим знаменитым возгласом «Не верю!». Его методика подготовки актёров быстро распространялась по миру часто через его иммигрировавших учеников.

Вопрос 08. Какие жизненно важные проблемы затрагивало киноискусство? Раскройте его роль в духовной жизни общества.

Ответ. Киноискусство, особенно с появлением звуковых фильмов, оказалось самым понятным массовому зрителю, неискушённому элитарной культурой, который с развитием капитализма стал основным потребителем. С появлением телевидения фильмы стали приходить в дома, не требуя даже похода в кинотеатр. Культовые фильмы стали формировать мировоззрение целых поколений. В период между мировыми войнами фильмы затрагивали как основные жизненные проблемы вроде любви и ненависти, так и чисто бытовые трудности. Во время мирового экономического кризиса появился знамениты голливудский стиль, представители которого в беспросветности настоящего тех лет снимали про то, что в итоге всё будет хорошо, будет happy end.