Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Традиции народов азии. Непонятные и жуткие традиции азиатских стран

Традиции народов азии. Непонятные и жуткие традиции азиатских стран

В истории почти любого народа были необычные традиции, которые в наши дни воспринимаются как из ряда вон выходящие. Kaktakto предлагает традиции народов Центральной Азии, которые мы посчитали несколько странными.

Рождение ребенка

Казахские женщины рожали стоя, повисая на аркане или на бау крепко и красиво вытканную ленту. Часто использовали для этого и көген специальную длинную привязь для приплода домашнего скота, которая имела для кочевников сакральное значение.

Когда у беременной женщины начинались роды, то одна из близких родственниц принималась готовить одно из блюд, которые быстро готовятся. Например, қуырдақ .

Для этого она брала нож и со скрежетом точила о край казана, при этом громком приговаривая: «Қара қазан бұрын пісе ме, қара қатын бұрын туа ма? » – «Что раньше случится: пища в черном котле скорее сварится или черная баба раньше разродится?». Кроме того, за что бы она ни бралась, она старалась делать это как можно громче. С шумом перемешивала скворчащее мясо, гремела посудой.

После того как ребенок благополучно рождался, все должны были отведать приготовленное блюдо. Чтобы шея ребенка скорее окрепла, и он мог держать голову, на самое высокое место подвешивали обглоданную шейную часть позвоночника овцы. Пуповину мальчика привязывали к гриве коня, а пуповину девочек прятали в сундук.

В Кыргызстане первой едой новорожденного ребенка было топленное сливочное масло — сары май. На ребенка надевали первую рубашку — ит койнок, которую шили из лоскутов белой ткани, взятой из белья старого человека или многодетной старой женщины. Эту рубашку сначала надевали на собаку, чтобы она соприкоснулась с телом собаки, а затем на ребенка. Все это делалось для того, чтобы ребенок прожил долгую и счастливую жизнь, был здоровым и выносливым.

Сватовство и свадьба

У кыргызов существовали ранние формы сватовства еще не родившихся детей — бел куда, младенцев — бешик куда. В первом случае о будущей свадьбе договаривались преданные друг другу друзья. При этом они давали клятву породнится на веки, совершая ритуальные действия — высасыванием крови из безымянного пальца друг друга или обмена слюной.

Некоторые восточные и северные казахи в прошлом имели такой интересный обычай, как кормить собаку в подоле невесты. Такое действие якобы способствовало ее многодетности: «Невеста будет много рожать, как собака».

На женщине всегда была вина за бездетность в семье. Лишь в случае наличия доказательств мужского бесплодия женщина имела право потребовать развод. При этом будущий муж должен был уплатить калым несчастному супругу, оказавшемуся бесплодным.

В северном Таджикистане новобрачную перевозят в дом мужа после захода солнца, при свете факелов и трижды обводят вокруг костра, зажженного перед домом мужа. В южном Таджикистане такое переезд происходит только днем. Ночью перевозят только вдов или разведенных.

Если у казаха умирали все жены подряд, вокруг него начинали ходить дурные слухи. Чтобы взять в жены другую девушку, такой человек должен был помимо калыма заплатить еще и дополнительный калым — определенное количество скота и какое-либо имущество. То есть родственниками невесты изначально бралась компенсация.

В Казахстане еще существовал обряд, проверяющий женщин на верность. Согласно поверьям, если супруга перешагнет через раненого человека и тот исцелится, то она все это время хранила верность своему супругу. Если же раненый умирал, то женщину считали изменницей.

Среди ведущих кочевой образ жизни народов (кыргызов и казахов) существовал обычай левирата. Его суть заключалась в том, что вдова была обязана вступить в брак с братом своего умершего супруга. Данный поступок имел сугубо экономическую подоплеку, ведь все имущество усопшего человека, которое наследовала его супруга, должно было любой ценой оставаться в его роду.

В Туркменистане существует обряд «кайтарма» — возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты калыма. В присутствии свекрови невесту одевали в другой наряд — халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она возвращалась в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.

Гостеприимство

Многие историки уверены, что традиции гостеприимства для Средней Азии были введены еще самым Чингисханом. Именно под его правлением находилась практически вся зарубежная Азия. В соответствии с его приказом было принято, чтобы в каждом доме человека, ищущего кров, надо принимать с особенным почтением и дружелюбием, относиться к гостям с уважением, даже если этот гость является совершенно незнакомым человеком. В случае какого-либо нарушения этого указания негостеприимных хозяев ожидало ужасное наказание. Их крепко привязывали к паре разгоряченных лошадей, которых затем пускали по разным сторонам.

В Узбекистане существует обычай «утреннего плова». В этой трапезе принимают участие только мужчины. Она обычно приурочена к большим торжествам или поминальным датам.

Вечером накануне ритуала собираются родственники устроителя и заготавливают необходимые продукты — режут лук и морковь, калят мясо, перебирают рис. Все должно быть готово заранее, потому что плов готовят к окончанию утреннего намаза. Если повод радостный, то о начале церемонии возвещают карнаи и сурнаи (духовые инструменты, представляющие собой длинные дудки). Во время трапезы для собравшихся поют артисты и играют народные оркестры. Почетным гостям после церемонии дарят национальные халаты (чапаны) или другие подарки. Поминальный плов отличается скромностью. Вместо фотихи читают надлежащие суры из Корана, вспоминают ушедшего и соболезнуют родственникам.


В общей картине азиатской культуры можно выделить пять субкультур. Первая - метаконфуцианская, включающая культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и стран Востока и Юго-Востока Азии с преобладающим в них китайского населением (прежде всего Гонконг и Сингапур). Для стран с метаконфуцианской культурой типичны крепкие “ячеечные” группообразования, идеология государственного централизма, ориентированные на экономические достижения системы ценностей. Вторую субкультуру образуют культуры народов, исповедующих теравада-буддизм - тайская, лаосская, бирманская, кхмерская, сингальская. В них образ жизни и поведение человека формировались под влиянием господствующих в этих районах производств, структур, характеризуемых в литературере обыкновенно как “рыхлые”. Эти структуры определяли достаточно индивидуализированное поведение личности и требовали наличия сильной государственной власти. Третий тип азиат, субкультур - индуистский. К нему относятся различные, но в то же время связанные в единое целое локальные культуры Индостана. Его характеризует организацияция повседневной жизни на основе тонкой системы и правил кастовых отношений, проникших глубоко и в религиозное сознание. Индуистская субкультура делает упор на групповые ориентации, реализуемые в семейных или внутрикастовых структурах. В четвертом типе - исламском - сильно влияние местных доисламских традиций. Веггель выделяет в этом типе две подгруппы: малайско-исламскую - Бруней, Индонезия, Малайзия, Юж. Филиппины, частично Сингапур и индо-исламскую - Бангладеш, Пакистан, Мальдивы.

Традиции культуры стран и народов Азии, входящих в эти большие культурные общности, обладают общими для них системами мировоззрения, ценностей, представлений и стереотипов поведения. Рамки этих общностей очерчиваются или очень широко - включенностью в культурно-исторические сферы великих азиатских цивилизаций - арабо-персидской (исламской), индийской (индуистско-буддийской) и китайской (конфуцианской), что фактически приводит к полному тождеству понятия А.к. с понятием “восточные культуры”, или локально ограничиваются районами Вост., Юго-Вост. и Юж. Азии, что позволяет более точно и четко определить специфику А.к. в их общности и особости. Немецкиий востоковед О. Веггель (Гамбург. Ин-т культурных исследований) признает принятые при таком подходе географические и культурные границы наиболее точно соответствующими понятию А.к. Хотя “Азия” (в работе нем. исследователя - это районы Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; районы же Ближнего и Среднего Востока, Ср., Центр, и Сев. Азии не включаются в понятие Азии, как и культуры народов этих регионов в понятие А.к.) - это, скорее, геогр., чем культурологич. понятие. В употреблении термина А.к. есть большой смысл, поскольку в него включаются общие характерные для разных стран, народов и культур Азии черты, позволяющие говорить об их культурной идентичности: имеющая исторически, более глубокие корни и территориально более обширная, чем в других частях света, государственность; преобладание в культурах азиат, народов историч. более древних, чем в др. культурах, автохтонных (по преимуществу) религий. И все же Азия воспринимается населяющими ее народами как единое культурное целое. По мнению Веггеля, в системах ценностей А.к., в образе мышления азиат, народов присутствуют общие для них ориентации на целостное восприятие мира и его явлений, резко отличающееся от евро-американского стремления к дифференциации и размежеванию.


Восточные страны за многовековую историю накопили не только множество достопримечательностей, богатую культуру, историю, собственную, не похожую на остальные, кухню, но и обычаи местных жителей, которые зачастую вызывают шок у иностранцев. Гастрономические обычаи Перерыв на обед - святое. В Малайзии у жителей не принято торопиться, поэтому водители, например, автобусов, могут прервать маршрут на несколько минут, чтобы перекусить. И для малайцев не кажется это моветоном, ведь водитель тоже человек, и он имеет право поесть. У студентов Индонезии и Малайзии не считается зазорным на лекции открыть коробочку с едой и с аппетитом покушать. Самое удивительное, что это не от чувства голода, а потому что слушать преподавателя и жевать одновременно гораздо веселее. Еще одной удивительной особенностью азиатов - есть то, к чему ни один здравомыслящий европеец и не подумал бы прикоснуться. Самые смелые готовят смертельно ядовитую рыбу фугу. А во многих ресторанах подают блюда из собачьего и кошачьего мяса. А чего стоят закуски и деликатесы из того, что недавно летало и ползало. Жареные мышата под соусом, живые омары, муравьиные яйца в банановых листьях, скорпион с овощами, рыбьи гениталии, личинки мух - это малая часть необычных блюд, являющихся частью восточной национальной кухни. Ешьте на здоровье, погромче чавкайте и не стесняйтесь отрыжки – ведь она признак того, что гость хорошо и вкусно поел.
Этикет в восточной культуре Будучи гостями, проявляйте уважение к традициям жителей Азии, снимайте обувь при входе в их дом, а в храмах не одевайте слишком открытую одежду. Приветствуя друг друга, азиаты поднимают руку в знак дружеских чувств или кивают головой – этого достаточно для вежливого знака внимания. При знакомстве принято называть собственные имя и фамилию, а после этого несколько раз повторять фамилию и имя нового знакомого. Делается это для того, чтобы запомнить труднопроизносимые восточные слова и обращаться к человеку правильно. Хотя в Таиланде принято обращаться к человеку по его прозвищу, которое он получил в детстве, например «Ной» или «Дэнг». Очень внимательно нужно относиться к позам и жестам, их могут расценить неправильно. Например, упершись кулаками в бока, показывают, что агрессивно и недружелюбно настроены. Вежливость и улыбки - знак позитивного отношения к жизни. Лучше улыбаться, чем скандалить, грубить и доставлять неудобство окружающим. Улыбка - знак благодарности, способ избежать конфликта, общепринятая условность, а также способ извиниться.
Украшать свое жилище и забыть обо всем остальном, например про грязные улицы или перекошенные домишки, - норма. И иностранцев неправильно поймут, если они попытаются указать на подобный непорядок. Следует извиниться, если при дружеской борьбе с новым знакомым, случайно или в качестве шутки, вы задели его стопой или тронули голову. Это считается очень невежливым и разрешено только самым близким людям, голова - неприкосновенная часть тела. Считается нормальным поинтересоваться у незамужней девушки, когда она планирует закончить отношения со своим молодым человеком. А вот подобный вопрос женатой паре крайне неуместен. Желая сделать приятное семье малайцев, преподносите каждому из ее членов отдельный подарок, как жест уважения к оказанному гостеприимству. Суеверия и религиозные традиции Наиболее распространенные религии в Юго-Восточной Азии - буддизм и ислам. И традиции, связанные с религией, соблюдаются очень строго. Не стоит употреблять спиртное в священные месяцы или принимать пищу рядом с человеком, соблюдающим пост. Пришедшим в храм, помимо скромной одежды, полагается снимать обувь и обходить святыню по часовой стрелке. Так же, как и территорию вокруг храмов. Женщинам не разрешено прикасаться к монахам. И всем, без исключения, запрещено фотографироваться около статуй Будды в неприличной позе или в обнимку с изваянием. Запрещено внутри святынь повышать голос и кричать.
Во Вьетнаме принято вешать снаружи на двери зеркало. Там свято верят, что злой дух или дракон, придя в дом, испугается своего отражения и уйдет. Лунный календарь привнес свои странности в повадки азиатов. Не положено, накрывая на стол, класть приборы только для одного человека. При некоторых фазах луны не употребляют в пищу те или иные продукты, не начинают важных дел. Традиции, касающиеся внешнего вида Одной из традиций, дошедших из прошлого, является отращивание длинного ногтя на мизинце руки. Это означало принадлежность к аристократии, а сейчас просто выражение имиджа и собственного стиля. Но это не так дико, как традиция одного из племен Таиланда одевать на шею женщинам латунные кольца. В цивилизованном же обществе внешний вид регламентируется религией. Женщины во многих странах украшают себя бижутерией и талисманами. Мужчины часто носят деловой костюм. Но у разных народностей различны и одеяния, часто непривычные для европейцев.
За территорией отелей, в которых массово останавливаются иностранные туристы и в которых не встретить ни традиций, ни местных обычаев, существует особая жизнь, увидеть которую можно, лишь пообщавшись с коренными жителями. Они поведают много интересного приезжим, удивляя своими странностями, восточным колоритом, необыкновенным бытом и пищей. При почтительном отношении к культуре местных жителей той страны, в которой вы гостите, воспоминания об отдыхе и общении останутся яркими и неповторимыми. Вежливость и учтивость - главный залог хорошего расположения азиатов к вам.

Испания

Что такое Испания? Ленивый отдых на пляжах Средиземноморского побережья и романтические закаты в тайных бухточках Атлантики, древние улочки Толедо, полные призраков, морозный воздух горнолыжных курортов Кантабрии, прекрасные вина и незабываемые памятники архитектуры, зажигательный фламенко, захватывающие бои человека с быком, дайвинг, велосипедные туры, отличный шопинг и огромное количество фестивалей.

Италия

В поисках самого-самого отправляйтесь в Италию: самого ласкового солнышка, самых жизнерадостных людей, самой вкусной еды, самых модных магазинов. Итальянцы свято верят в исключительность своей страны и с успехом убеждают всех и каждого вокруг. Отличные пляжи в окружении роскошной природы, качественный сервис на термальных курортах, богатая экскурсионная программа, небывалое разнообразие ландшафтов, горнолыжные курорты, дайвинг, изысканная кухня, дружелюбные жители. Да, у итальянцев есть все основания считать свою страну исключительной.

Франция

Загадочная, непредсказуемая и неизменно притягательная – именно такая она, красавица Франция. Устроить самое романтическое в жизни свидание, прогуливаясь по Елисейским полям, или отправиться в увлекательное путешествие по замкам Луары? Вдохнуть запах лаванды с бескрайних голубых полей или попробовать вино, находясь на одном из знаменитых виноградников? Наконец-то, воочию увидеть все те уникальные исторические памятники и архитектурные шедевры, которые знакомы нам по фильмам?

К Южной Азии относятся полуостров Индостан, остров Шри Ланка (до 1972 г. Цей­лон), Ликкадивские, Аминдивские, Андаманские и Никобарские острова.

Население Южной Азии насчитывает около 800 млн. человек. В политическом отношении в нее входят Республика Индия (около 650 млн.), Народная Республика Бангладеш (около 87 млн.), Исламская Республика Пакистан (79,9 млн.), Республика Шри Ланка (около 15 млн.), Королевство Непал (свыше 13,7 млн.), Королевство Бутан (1,3 млн.) и Мальдивская Республика (144 тыс.).

С севера Южная Азия обрамлена высочайшей в мире горной системой Гималаев и Каракорума, с северо-запада - Белуджистан-ским нагорьем и Гиндукушем, на северо-востоке возвышаются Бирмано-Ассамские горы. Юг Индостанского субконтинента и острова Южной Азии омываются водами Индийского океана, Аравийского и Андаманского морей, Бенгальского залива.

Большую часть южной Азии составляют обширные плоскогорья и низменности. Так, значительную часть Индостанского полуострова занимает Деканское плоскогорье с Западными и Восточными Гатами. На юге плоскогорья возвышаются Нильгирийские и Кардамоновы горы и горы Анималаи. Огромную площадь занимает Индо-Гангская равнина. Значительны по площади низменности на острове Шри Ланка.

В Южной Азии протекают великие реки: Инд, Ганг, Брахмапутра, Джамна и многие другие, орошающие обширные аллювиальные долины.

Несмотря на огромное разнообразие природной среды Южной Азии, во всех ее областях, кроме высокогорья, господствуют главным образом тропические, а в предгорьях субтропические климатические условия Вследствие этого на большей части территории этого региона выпадает много осадков. В году выделяются три или два сезона (жаркий, дождливый, прохладный, или сухой и дождливый) Вместе с тем на северо-западе и западе субконтинента в Белуджистане, Синде, Раджастхане расположены засушливые, пустынные области.

Исключительно богаты флора и фауна Южной Азии. Некогда ее равнины и предгорья были покрыты сплошными тропическими лесами- джунглями, значительно сейчас поредевшими в результате деятельности человека. Но и сейчас еще в лесах много ценных пород деревьев (тик, сал и др.). Большие площади заняты вечнозелеными «дождевыми» лесами. Распространены фикусы, разного рода пальмы и кустарники, древовидные папоротники. В приморской полосе, в зоне приливов и прибоя, произрастают мангровые леса.

Существует предположение, впервые высказанное крупнейшим советским биологом Н. И. Вавиловым, что в Южной Азии были культивированы многие важные сельскохозяйственные растения. За несколько тысячелетий до нашей эры там разводили рис, пшеницу, сахарный тростник, бобовые, масличные и разнообразные технические культуры, в том числе и азиатский хлопчатник. Позднее получили распространение заимствованные из других стран банановая и кокосовая пальмы, чайный куст.

Богат животный мир, хотя за последние тысячелетия он заметно оскудел. Из домашних животных разводятся индийский горбатый зебу, индийский буйвол. В засушливых районах держат верблюдов, овец, коз, лошадей.

Этногенез и этническая история. До настоящего времени не решен вопрос о том, входила ли Южная Азия в число областей, где происходил антропогенез. Вместе с тем, установлено, что десятки миллионов лет тому назад там обитали дриопитековые обезьяны, считающиеся предками гоминид. Примерно за десять миллионов лет до нашей эры в этом регионе обитали рамапитеки, возможные предки человека. Но в Южной Азии до сих пор не найдены костные остатки древнейших и древних людей (археоантропов и палеоантропов), хотя неоднократно были обнаружены орудия труда культур раннего палеолита. Существует мнение, что на юге Индостанского субконтинента люди обитали уже за 1 млн, лет до нашей эры. Высказаны также предположения, что Южная Азия входила в ареал становления человека современного вида (Homo sapiens). Известны многочисленные культуры позднего палеолита и последующих эпох каменного века.

Прямые свидетельства об этническом составе населения Южной Азии на ранних этапах развития человека современного вида (время палеолита - мезолита) отсутствуют. К тому же, как полагают, население этого региона было тогда немногочисленным. Существуют гипотезы о том, что значительная часть населения полуострова Индостан и острова Шри Ланка была в те эпохи веддо-идной по антропологическому признаку. Что касается языков, то судить об этом еще труднее, и лишь гипотетически они могли быть схожи с языками австралоидов азиат-скоокеанийской зоны, с которыми по антропологическим признакам обнаруживают сходство потомки древнейшего населения Южной Азии - ведды и андаманцы.

Многие ученые считают, что в 3-2 тысячелетиях до н. э. в рассматриваемые области стали проникать и расселяться племена, говорившие на дравидских языках и языках мунда. При этом дравиды, по антропологическому типу южные европеоиды, были создателями первой цивилизации в долине Инда, откуда могли расселяться на восток и на юг. В ходе миграций дравиды и мунда сталкивались с веддоидами и по большей части их ассимилировали. Одним из следствий этого процесса было формирование южноиндийской дравидоидной расовой группы.

Предки мунда, принадлежавшие к австра-лоидным и монголоидным расовым типам, смешивались с местным веддоидным населением, следствием чего было сложение народов мунда Центральной Индии.

Во 2 тысячелетии до н. э. в Северной Индии начинают расселяться группы южных европеоидов-ариев, говоривших на индоарий-ских языках. Частично они проникли далеко на юг, где их ассимилировали дравиды.

Группы населения, говорившие на индоевропейских (иранских, тохарских) языках, попадали в Южную Азию с севера и северо-запада и позднее, в частности на рубежах нашей эры, в индоскифскую эпоху.

Расселявшиеся во 2-начале 1 тысячелетия до н. э. на севере Южной Азии индоарии были скотоводами и оседлыми земледельцами. Их история известна по археологическим данным, а также сборникам гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала, толкований и комментариев к священным текстам, объединяемых понятием «веды». Древнейшая из вед - «Ригведа» («Веда гимнов»). Арии основали несколько раннеклассовых государств, для которых было характерно сложное классовое и сословное (варно-кастовое) деление общества. Арии смешивались с местным дравидским и мундоязычным населением, что вело к интенсивному обмену культурными ценностями.

На северо-востоке полуострова еще в древности формировались монголоидные по антропологическому типу группы, говорившие на языках тибето-бирманской семьи. И с ними происходил у индоариев интенсивный культурный обмен.

В середине 1 тысячелетия до н. э. на остров Шри Ланка переселились предки современных сингалов, говоривших на индоарий-ском языке. Примерно в то же время туда проникают дравиды, предки тамилов. Переселенцы вступали в тесное общение с коренным населением острова, веддами, которые были ими в значительной мере ассимилированы.

В 16-17 вв. в Южную Азию начинают проникать европейские колонизаторы: сначала португальцы, а вслед за ними голландцы, англичане, французы. В середине 19 в. Индия превращается в британскую колонию. Эпоха колониальной зависимости оказала чрезвычайно отрицательное влияние на социально-экономическое и культурное развитие народов Южной Азии. Колониальная эксплуатация вызывала постоянный отпор со стороны угнетенных народов. В 1947 г. Индия и Пакистан добились национальной независимости. Однако английские власти провели границы между новыми государствами без учета этнических, исторических и экономических факторов, что привело к длительным межгосударственным и межнациональным разногласиям. Позднее национальную независимость завоевали и другие страны Южной Азии.

Современный этнический состав. В Южной Азии насчитывается около 200 народов, большая часть которых невелика количественно. Так, из распространенных в Индии 187 языков, на 23 языках говорит 97% всего населения. В рассматриваемом регионе сложился ряд наций, многие этносы представляют собой народности. Но многие малые народы Южной Азии составляют так называемое «племенное» население, сохраняющее в разной степени пережитки первобытнообщинных отношений.

Население Южной Азии говорит на языках индийской (индоарийской), иранской и дардской ветвей индоевропейской семьи; на языках дравидийской, австроазиатской и китайско-тибетской семей.

Наиболее многочисленны народы, говорящие на индоевропейских языках, - они составляют до двух третей всего населения Южной Азии. К языкам индийской ветви принадлежат хинди (официальный язык Республики Индии), урду (официальный язык Пакистана), бенгали (официальный язык Республики Бангладеш), непали (официальный язык Непала), сингальский (официальный язык Шри Ланки), пенджабский, раджастханский, маратхский, гуджератский, лахнда, бихарский, ория, ассамский и др. К иранской ветви относятся языки пушту, белуджский (балочи) и др. На дардских языках говорит большинство населения Кашмира. Английский язык временно является вторым официальным языком Республики Индии.

Дравидская семья представлена многими крупными и мелкими языками. Самые крупные из них телугу, тамильский, каннара, малайяли. Из мелких дравидийских «племенных» языков можно назвать тода, языки кадаров, кота, ирула, ченчу и многие другие.

На языках австроазиатской и китайско-тибетской семей говорит сравнительно небольшое число населения Южной Азии. К числу представителей австроазиатской языковой семьи можно отнести санталов, хо, корку, мунда, кхаси, никобарцев; к китайско-тибетской - дзонгкэ (официальный язык Бутана), нага, гаро.

В Южной Азии происходят интенсивные языковые процессы, выражающиеся, в частности, в переходе многих малых народов на языки своих более многочисленных соседей, что сопровождается их ассимиляцией.

В антропологическом отношении население севера Южной Азии принадлежит к южным европеоидам. Своеобразен антропологический тип дравидов, в котором, как отмечалось, сочетаются южные европеоидные и австралоидные черты. На севере и северо-востоке Южной Азии расселяются монголоиды. Много смешанных и переходных антропологических типов. К числу малорослых австралоидных пигмейских народов могут быть отнесены андаманцы. Представители веддоидного антропологического типа австралоидной расы - ведды. Веддоидные черты обнаруживаются у многих современных антропологических групп Южной Азии.

Хозяйство. Южная Азия, судя по современным археологическим, палеоботаническим и палеозоологическим данным, не входила в ареал первичного, наиболее древнего одомашнения растений и животных. Тем не менее уже довольно рано стало возникать производящее земледельческо-животноводческое хозяйство. Характерной особенностью Южной Азии была сильная неравномерность хозяйственного, социально-экономического и культурного развития разных областей этого обширного региона. Примерно до 4 тысячелетия до н. э. повсеместно господствовали занятия, связанные с присваивающим хозяйством. Постепенно в долинах рек начали возникать поселения древнейших земледельцев и животноводов. Вслед за тем производящее хозяйство стало все шире распространяться по Индо-Гангскому междуречью, а затем проникать в южные области Индии и на Шри Ланку. В середине 3 тысячелетия до н. э. по Инду, в области Мохенджо-Даро - Хараппа, складывается древнейшая в Южной Азии цивилизация. Но интенсивное хозяйственное, социально-экономическое и культурное развитие шло главным образом на относительно открытых пространствах аллювиальных долин. Редкое население бескрайних джунглей еще долгое время было слабо втянуто в эти процессы, и только обитатели окраин тропического леса испытывали более сильное влияние со стороны соседних, более развитых народов. Следствием этого было сохранение во многих областях Южной Азии отсталых форм хозяйства и культуры, чему позднее способствовали условия колониального режима.

Поэтому еще в конце прошлого столетия в обширных, редко заселенных тропических лесах и горных местностях сохранились группы населения с очень отсталыми формами хозяйства и культуры. И только в 20 в., особенно после завоевания народами Южной Азии национальной независимости, эти народы стали постепенно втягиваться в современные процессы развития. Уже сейчас в этом отношении достигнуты немалые успехи. Но вследствие определенных социальных, экономических и политических условий и сегодня еще встречаются небольшие племенные группы и племена, которые ведут либо целиком присваивающее хозяйство, либо сочетают его с элементами примитивного производящего хозяйства.

Разнообразие природно-географических условий Южной Азии определило и разнообразие хозяйственно-культурных типов и подтипов.

Народы Южной Азии по большей части земледельцы. Сравнительно небольшая часть населения живет в городах и занята в про­мышленности, торговле, сфере обслуживания.

Плужное земледелие, сочетавшееся с животноводством и ремесленным производством, стало наиболее распространенным хозяйственно-культурным типом еще до начала нашей эры. В позднеантичное и раннефеодальное время этот хозяйственно-культурный тип стал господствующим. Вместе с тем и в древности, и потом вплоть до современности хозяйственно-культурный тип плужного земледелия включал много разновидностей и подтипов. Различия между ними состояли как в уровне хозяйственного развития, так как к числу плужных земледельцев относились и самые развитые, и менее развитые народы, так и в содержании хозяйственного комплекса (в соотношении отдельных видов занятий, значении ремесла, отходничества, сохранении традиционных видов занятий и др.). Особенно заметны стали эти различия в позднеколониальное время, когда начали складываться индийская национальная буржуазия и национальная промышленность. Таким образом, при наличии общих черт, свойственных всем представителям хозяйственно-культурного типа плужных земледельцев, в разных частях и областях Южной Азии бытуют самобытные хозяйственно-культурные подтипы. Вместе с тем все народы, относящиеся к рассматриваемому хозяйственно-культурному типу, имеют развитые классовые отношения и издавна живут в условиях государственности.

Земледельческие области располагаются главным образом по плодородным долинам рек Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри Ланки, по предгорьям и долинам Непала. Давними земледельцами являются все крупные народы, говорящие на индийских языках: бенгальцы, хиндустанцы (хинди, урду и др.), ассамцы, гуджератцы, маратхи, бихарцы, ория, сингальцы и др.; названные выше крупные дравидские народы, а также некоторые более мелкие этнические группы.

В Республике Индии основная продовольственная культура - рис, и только на северо-западе преобладает пшеница. На втором месте после пшеницы стоят просяные и бобовые. Разводятся другие злаковые, разнообразные овощи, фрукты. Большое значение в земледелии имеют технические и плантационные культуры: хлопок, сахарный тростник, джут, масличные, каучуконосы, кокосовая пальма.

Выращиваются кофе, табак, широко известный «индийский» чай из Ассама. Значительная часть культур имеет экспортное назначение. Индия занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота. Скот считается священным, и по традиции его нельзя убивать, поэтому велико число непродуктивных животных, что создает затруднения для сельского хозяйства. В предгорьях Гималаев разводят также коз и овец. Как транспортные и тягловые животные используются слоны, ослы, в засушливых областях верблюды. Лошадей держат мало.

Довольно сходен с индийским облик сельского хозяйства в Бангладеш и Шри Ланке.

В Пакистане выращивают рис, пшеницу, просо, масличные культуры, хлопок, сахарный тростник. На северо-западе Пакистана и в Синде ведется кочевое и полукочевое скотоводство. Разводятся мелкий рогатый скот, верблюды, лошади.

Плужное, как отчасти и мотыжное, земледелие ведется в Южной Азии с древности в орошаемой форме. Но в годы колониальной зависимости ирригационные системы пришли в катастрофическое состояние, что приводило к засухам и разрушительным наводнениям. Только после того как народы Южной Азии добились независимости, значительные средства стали вкладываться в оросительные сооружения. Но и в наши дни еще не редки сохранившиеся от средневековья ирригационные приспособления в виде водоподъемных колес, приводящихся в действие силой животных или вручную.

Плуг известен в Южной Азии с древнейших времен. Хотя в наши дни получают распространение сельскохозяйственные орудия фабричного изготовления, немалая часть земледельцев продолжает пользоваться, как и тысячелетия назад, традиционными легкими деревянными плугами с железными сошниками. В качестве тягловой силы используются буйволы или зебу. Вспаханная земля обрабатывается своеобразной бороной с упором. Посевы заравниваются бревном-волокушей. Сеют вручную. Жнут серпами, либо срывают колосья руками. Молотят цепами, либо прогоняют по снопам животных. Зерно часто еще мелют на ручных мельницах или толкут в каменных ступах.

В последние десятилетия в государствах Южной Азии проведена большая работа по подъему сельского хозяйства. Постепенно осуществляется его механизация, организуются опытно-показательные станции, где крестьяне знакомятся с новейшими достижениями агротехники, получают сортовые семена и т. п. Устраиваются кооперативные машинно-тракторные станции. Крестьян снабжают минеральными удобрениями. Но современная техника доступна по большей части только зажиточным хозяевам.

Высокого развития достигли у плужных земледельцев еще в глубокой древности разнообразные домашние промыслы и ремесла. Они исключительно многообразны, и многие из них имеют характер художественной кустарной промышленности. С древности в Южной Азии производятся шелковые, хлопчатобумажные, а в некоторых областях и шерстяные ткани, значительная часть которых шла на экспорт. В колониальную эпоху многие ремесла пришли в упадок, но в наши дни они вновь возрождаются, для чего предпринимаются различные меры: устраиваются кооперативы, артели, помогающие кустарям в получении сырья, сбыте готовой продукции. Древние традиции имеют металлургия, обработка железа, литье и чеканка меди и бронзы. Знамениты ювелирное искусство, резьба по дереву и кости, ковроткачество и многое другое.

Последние десятилетия ознаменовались значительным ростом промышленности в Южной Азии. Развиваются тяжелая металлургия и машиностроение, в чем большую помощь оказывают страны социализма, и прежде всего СССР (в качестве примера можно назвать металлургический комбинат Бхилаи, построенный в Республике Индии при участии СССР). Растет рабочий класс, техническая ин­теллигенция.

Кроме рассмотренного типа плужного земледелия в Южной Азии бытует его менее развитый подтип, существующий и в наши дни у части «племенного населения»: санталов Бихара, гондов Центральной Индии и др. Они пользуются примитивными оросительными системами и менее совершенными орудиями труда. В их хозяйстве много экстенсивных черт, оно малотоварно. Соответственно и в быту этого населения сохраняется немало архаических черт.

По крайней мере, с рубежей нашей эры, а возможно, и с более раннего времени, на северо-западе Южной Азии, в засушливых полупустынных и пустынных областях сложился хозяйственно-культурный тип кочевых и полукочевых скотоводов. Этот тип хозяйства бытует довольно широко и в наше время среди некоторых групп белуджей и пуштунов, а также и у других народов. Их хозяйство, основанное на разведении мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов и сезонных перекочевках, похоже на распространенное у ко­чевников Западной Азии и имеет патриархальный облик. Пшеницу, рис и другие виды растительной пищи кочевники получают в обмен на продукты скотоводства. Занимаются они также транспортировкой караванов и некоторыми другими вспомогательными видами хозяйственной деятельности. Как и у прочих скотоводов, хозяйство у пуштунов и белуджей бывает кочевым или полукочевым. Степень подвижности зависит в большинстве случаев от среды обитания и зажиточности хозяйства. При этом каких-либо принципиальных различий между кочевниками и полукочевниками в приемах ведения скотоводческого хозяйства, в племенной организации и специфических многоукладных социально-экономических отношениях нет. Некоторые различия имеются в степени подвижности, в зна­чении земледелия и подсобных видов занятий в хозяйственном комплексе, а также в порядке кочевания. Иногда кочевниками называют древних ариев в эпоху их переселения в Южную Азию. Это едва ли справедливо, так как у ариев существовали глубокие традиции земледелия, и животноводство лишь на время длительных переселений стало главным видом их занятий. При первой возможности они вновь вернулись к оседлой жизни.

В условиях кочевничества существовала значительная имущественная и социальная дифференциация. Кочевники подчинялись го­сударствам, на землях которых обитали, но часто номинально. Развитые классовые отношения стали у них возникать только после перехода к оседлости и земледелию. Эти процессы широко развертываются в наше время.

Самое широкое распространение в прошлом имел хозяйственно-культурный тип мотыжных земледельцев, не утерявший своего значения и в наши дни. В отличие от рассмотренных хозяйственно-культурных типов для мотыжных земледельцев еще сравнительно недавно были характерны менее развитые социально-экономические отношения: от формирующихся классовых до последних этапов разложения первобытнообщинного строя. В рамках этого хозяйственно-культурного типа особенно много подтипов, связанных как с уровнем развития хозяйства и культуры, так и с локальными особенностями.

Прежде всего могут быть выделены две основные его разновидности: мотыжное земледелие с применением искусственного орошения, и более архаическое хозяйство на выжженных участках леса. Часть племен, занимавшихся подсечно-огневым земледелием, жила еще в прошлом веке в условиях первобытнообщинных отношений.

Мотыжные земледельцы, ведущие ирригационное хозяйство, нередко обрабатывают террасные поля (например, бхотии Непала, часть кхаси Ассама). Зачастую мотыжное земледелие сочетается с плужным. Санталы, гонды, нага возделывают рис, просо, бобовые, овощи. Все большее распространение получают технические культуры. У кхаси, нага и некоторых других племен развито садоводство.

Мотыжное земледелие в подсечно-огневой форме сохраняется и сейчас у некоторых лесных и горных гондов, горных мунда, палайянов и уладанов Южной Индии, горных бхотиев Непала; части нага и кхаси Ассама и др. Но если 100-150 лет тому назад мотыжное земледелие в подсечно-огневой форме велось на огромных площадях, то затем, вследствие законодательного запрещения вырубки и выжега леса, что было связано с охраной окружающей среды, области, где имел распространение этот хозяйственный тип, стали быстро сокращаться.

При подсечно-огневом земледелии в начале сухого сезона расчищали под поля участки леса. После того как деревья и кустарники высыхали, их сжигали. Образовывались минеральные удобрения - зола, сгорали сорняки Сеяли на таких полях главным образом рис, просо, кукурузу, масличные растения. Нага разводят также ямс и таро.

Известное значение в хозяйстве рассматриваемых народов долгое время сохраняли традиционные присваивающие виды занятий: охота, собирательство и рыболовство, полностью не утратившие своего значения и сейчас. Так, у кхаси до недавнего времени была распространена охота с луком и стрелами. Старинное оружие (луки и стрелы, копья и т. п.) используется еще некоторыми мотыжными земледельцами, обитающими в джунглях. Нередко собирательство ведется в специализированной форме. Каучук, камфара и другие смолы, ценная древесина продаются специальным скупщикам. У горных непальских народов (горные бхотии, кирати) некоторое распространение имело животноводство.

Законодательное запрещение вырубки леса во многих областях Южной Азии привело к большим изменениям в жизни значительной части этих народов. Им пришлось искать себе новые источники существования. При этом некоторые обратились к плужному земледелию, что оказалось нелегким процессом. Многие стали наниматься в качестве батраков, сезонных рабочих и т. п. И только небольшое их число продолжает вести традиционное хозяйство.

В качестве промежуточного, но имевшего в прошлом сравнительно большое распространение хозяйственно-культурного типа можно выделить комплексное хозяйство довольно отсталых лесных народов, основывавшееся на примитивном мотыжном земледелии и традиционных присваивающих отраслях: охоте, собирательстве, рыболовстве. В наши дни этот хозяйственно-культурный тип почти исчез.

Также промежуточный характер имеет хозяйственно-культурный тип, связанный с прибрежным рыболовством; обычно это занятие дополняется и другими способами добывания средств существования.

Очень своеобразный, уникальный хозяйственно-культурный тип, основанный на отгонном общинном скотоводстве, бытовал до недавнего прошлого у тода Нильгирийских гор. Они разводили крупный молочный скот, представлявший собой общинную собственность и вели молочное хозяйство. Тода живут оседло, их пастухи отгоняют скот на сезонные пастбища. В обмен на продукты своего хозяйства они получают у соседей растительную пищу и другие необходимые им товары. В настоящее время общинное хозяйстве у них разлагается, получают распространение другие виды занятий.

Наконец, наиболее древний и архаический хозяйственно-культурный тип охотников, собирателей и рыболовов, в наши дни почти ис­чезнувший, некогда был широко распространен в Южной Азии. Народы, принадлежавшие к этому хозяйственно-культурному типу, и небольшие группы, у которых он еще бытует в наши дни, стоят на разных уровнях первобытнообщинного строя. В пределах этого типа могут быть выделены подтипы: от специализированной охоты, собирательства и рыболовства до наиболее отсталого бродячего хозяйства. К последнему подтипу принадлежат мелкие группы населения, обитающие в самых глухих, географически изолированных областях тропического леса. К началу нашего века к числу бродячих охотников, рыболовов и собирателей относились андаманцы, большая часть веддов, часть ченчу и других мелких мунда и дравидоязычных народов. В настоящее время большинство их перешли к оседлости и земледелию, а традиционным занятием остались верны только андаманцы и часть «горных» веддов. Весь год, изо дня в день, они бродят по определенным участкам тропического леса, где собирают все съестное, занимаются рыбной ловлей, охотой на морских черепах и других зверей. Добывание жизненных благ было для этих народов всегда нелегким делом, и часто они страдали от голода. Ведды и андаманцы охотятся луком и стрелами. Особенно своеобразен S-образный андаманский лук. Существует сложный ассортимент стрел для разных видов охоты. При охоте и рыбной ловле андаманцы использовали сухопутный и морской гарпун. Все народы рассматриваемого типа использовали копья, дубинки, умели делать разного рода ловушки. Распространенным видом занятий было добывание меда диких пчел. Металл эти народы не умели добывать и обрабатывать горячим способом. Они пользовались им, получая его путем «немого обмена» (т. е. без непосредственного контакта обменивающихся сторон) или, как андаманцы, снимая железо с кораблей, потерпевших крушение, и обрабатывая его холодным «неолитическим» способом. Материальная культура. Значительная часть -населения Южной Азии живет в сельских местностях. Планировка поселений земледельцев, типы их жилищ очень различны. В Индо-Гангской равнине преобладают посе­ления уличного плана из нескольких десятков домов. Чаще всего глинобитные, с плоской крышей. На севере Южной Азии встречаются небольшие кирпичные дома из одной-двух комнат с верандой. В южных областях в качестве строительного материала применяются камень и дерево. Своеобразны постройки в пригималайских областях, где обычен прием сооружения домов на столбах или высоких фундаментах. В долине Ганга имеются также кучевые поселения, встречаются каркасные дома. По традиции члены разных каст селятся в различных кварталах, причем самые бедные и неблагоустроенные принадлежат низшим кастам и «неприкасаемым».

В Пакистане у синдхов распространены крупные поселения, состоящие из небольших усадеб. Дома делаются либо глинобитными, либо каркасными из плетня, обмазанного глиной. Крыши плоские. Усадьбу обносят глинобитной стеной или плетеной изгородью. У зажиточной части населения дома сложены из сырцового кирпича.

В Бенгалии и Бихаре встречаются крупные поселения, в которых живут по нескольку тысяч человек. В Бенгалии часты и хуторские поселения, когда усадьбы разбросаны на значительном расстоянии одна от другой. Постройки каркасные и глинобитные. Чаще всего жилые дома одно- и двухкомнатные. Только зажиточные слои населения имеют дома из нескольких комнат.

Столь же разнообразны поселения и жилища в Южной Индии и на Шри Ланке. Так, у андхра чаще встречаются небольшие, а у тамилов крупные поселения. Дома андхра строят глинобитные или каркасные, тамилы - из кирпича или бамбука. Представители низших каст сооружают хижины из ветвей, крытые пальмовыми листьями. На Шри Ланке встречаются как крупные деревни, так и поселения из отдельных усадеб. Дома строятся чаще всего на платформе и состоят из плетеного каркаса, обмазанного глиной. К одной стороне дома пристраивается веранда. Имущественное неравенство проявляется в размере домов, материале, хозяйственных постройках, внутреннем убранстве.

В крестьянских домах имеются обычно низкие топчаны, покрытые циновками, на которых сидят и спят, низкая резная мебель: табуретки, столики. В городах наряду с национальным интерьером имеются и предметы европейского убранства. Очень велики контрасты в городах Южной Азии. Их центральная часть застроена обычно современными многоэтажными домами, где размещаются крупные магазины, банки, учреждения, живут богачи и интеллигенция. Окраины состоят из грязных кривых улочек и лачуг, где ютится беднота. Много бездомных.

Кочевое и полукочевое население западных областей Южной Азии хотя постепенно и переходит к оседлости, но в значительном большинстве живет еще во временных кочевых поселениях на сезонных кочевьях около источников водоснабжения. Кочевые пуштуны и белуджи живут в палатках из шерстяной ткани или брезента, натянутых на шесты. Посередине шатра находится очаг. На полу, в зависимости от зажиточности, подстилки или ковры. На шестах развешены переметные сумки, вооружение, различные хозяйственные предметы.

Жилища и поселения плужных и мотыжных земледельцев тропических лесов и горных областей очень разнообразны. Например, нага живут по большей части в больших деревнях, разделенных на кварталы и расположенных на холмах или на террасах по склонам гор. Каждая деревня укреплена мощной оградой и представляет собой настоящую крепость. Дома у них, как и у кхаси, сооружаются либо из стволов деревьев на сваях, либо строятся небольшие наземные каркасные жилища. Санталы живут в поселениях, которые состоят обычно из одной улицы, вдоль которой располагаются хижины из бамбука или тростника, обмазанные глиной. Внутреннее убранство домов самое простое. Палайяны, уладаны и другие малые народы Южной Индии живут в небольших поселениях, разбросанных в лесах. Хижины обычно легкие, часто сооружаются на сваях. Для тода были характерны небольшие поселения из своеобразных «ульевидных» домов из ветвей и пальмовых листьев, с навесом, без окон и с узким дверным проемом. У андаманцев бытовали в старину поселения в глубине островов, состоявшие из одного или нескольких больших домов, в каждом из которых жило по многу десятков или даже более сотни чело­век, составлявших родовую или локальную группу. Овальный в плане дом состоял из двух рядов опорных столбов, на которых покоилась крыша из пальмовых листьев, спускавшаяся до земли и образовывавшая стены. По периметру шло возвышение, на котором спали обитатели дома, в середине хижины располагался общинный очаг, ближе к выходу танцевальная площадка с «музыкальной доской» (выдолбленным стволом дерева с отверстиями). Около каждого спального места находился отдельный семейный очаг. В более позднее время андаманцы стали сооружать поселения на побережьях из небольших ветровых заслонов, в каждом из которых обитала одна парная семья. При этом планировка поселения, расположение очагов и танцевальной площадки, повторяли устройство старой общинной большой хижины. Многие группы веддов еще в прошлом веке обитали в пещерах. Во время охотничьих экспедиций сооружались ветровые заслоны на земле или вет­вях деревьев.

Красочная и своеобразная одежда населения Южной Азии, несмотря на ее разнообразие, может быть сведена к нескольким оснозным типам. Распространены сшитая и несшитая одежда. Последняя состоит у мужчин из дхоти - длинной или короткой набедренной повязки, штанов, рубахи, куртки. На голове мужчины носят шапочки. Бенгальцы и часть панджабцев - тюрбаны. Ритуал запрещает индуистам носить кожаную обувь, и сейчас еще немалая часть сельского населения ходит босиком. Распространена тряпичная обувь. Женская несшитая одежда - сари - представляет собой длинное полотнище ткани, которое обертывается вокруг талии и ног. Один конец сари перебрасывается через плечо. Иногда им прикрывают и голову. Сари дополняют кофточки, шали. Существуют и сшивные виды одежды. У некоторых народов женский костюм составляют платья, широкие юбки, шаровары. Таков костюм женщин у кочевников. Все женщины носят много украшений: браслеты на руках и ногах, серьги в ушах, носу, кольца на пальцах рук и ног, ожерелья.

Традиционная одежда широко бытует в Южной Азии и в наши дни. Но в городах, особенно у мужчин, принято сочетать предметы национальной и европейской одежды. В городах носят кожаную обувь, пиджаки, шляпы, плащи.

У кочевых скотоводов распространена та же одежда, что и у их соплеменников в Афганистане и Иране.

Еще более традиционны одежда и украшения мотыжных земледельцев и бродячих охотников-собирателей. Одежда по большей части легкая. У наиболее развитых племен, например у санталов, она напоминает общеиндийскую. Мужчины-гонды носят небольшие дхоти и тюрбан. Женщины ходят в сари. Мужчины горных племен нага довольствуются несшитой набедренной повязкой или дхоти и передником. Женщины обертывают тело куском ткани. На плечи набрасываются накидки или шарфы. Очень пышны праздничные наряды мужчин нага, дополняемые сложными головными уборами. Своеобразна одежда тода, состоящая у мужчин и женщин из рода плаща или тоги, один конец которой перебрасывается через плечо. Ведды носили некогда передники из коры, которые сменили теперь хлопчатобумажные повязки. Женщины обертывают куском ткани бедра до колен, оставляя открытой верхнюю часть тела. Андаманцы ходили до недавнего времени в набедренных повязках, юбочках из травы или обнаженными.

Утварь у населения состоит главным образом из металлической, глиняной, деревянной посуды. В деревнях используются сосуды из высушенной тыквы, бамбука. В качестве посуды применяют «тарелки» из листьев, с которых едят руками.

Пища у большей части населения Южной Азии растительная и молочная. Едят много овощей, фруктов, на побережьях морей и рек рыбу. Мясо в пищу, особенно коровье, индуисты не употребляют. Мусульмане не едят свинину.

Традиционные транспортные средства - тяжелая повозка с упряжкой из волов или зебу, вьюк. В кочевых областях используют под вьюк и под верх верблюдов и лошадей. В джунглях все тяжести транспортируются на спинах носильщиков.

Духовная культура . Духовная культура народов Южной Азии имеет многовековые традиции, обогащающиеся новыми достижениями. До наших дней в народе распространены древние эпические произведения Махабхарата, Рамайяна и др. Их читают, декламируют, поют. На их темы ставят театральные представления. Популярна форма театрального представления катакали, основанная на давних народных традициях. Бытует кукольный театр.

Каждый праздник сопровождают песни и танцы. Популярны в народе представления фокусников.

Многообразна музыка народов Азии. Различны музыкальные инструменты, из них наиболее популярны щипковые (вина), смычковые, барабаны.

Высокого развития достигли в Южной Азии изобразительное искусство и архитектура. Знаменит архитектурный комплекс средневековой Агры, куда входит всемирно известный мавзолей эпохи Великих Моголов - Тадж-Ма-хал. Поражают своей красотой храмы Бенареса и другие памятники. С древности существует традиция живописи. Знамениты настенные росписи пещерных храмов Аджанты. Развиты резьба по дереву, миниатюра, которые сочетают в себе высокое профессиональное мастерство и народность мотивов.

Далеко за пределами Южной Азии славится ее народная медицина, основанная на природных лекарственных средствах и воздействии на психику человека. Широко известно учение йоги.

В колониальную эпоху образование, наука, искусство пришли в значительный упадок. Наследием того времени являются миллионы неграмотных. Упорным трудом это отставание постепенно преодолевается.

В Южной Азии распространены различные религиозные верования. Наибольшее число последователей имеют индуизм, ислам и буддизм. Отдельные группы населения исповедуют джайнизм, сикхизм и христианство. Имеется небольшое число последователей разновидности маздеизма (парсы). Индуизм своими корнями восходит к религиям древних ариев и местных племен. Индуизм - политеистическая религия. Из божеств в наше время наиболее почитаются Вишна и Шива. При этом в каждой деревне наряду с главным почитается и местное божество. Некоторое значение в верованиях имеет культ предков.Буддизм возник в Северной Индии примерно в 6-5 вв. до н. э. Его появление было связано с ответной реакцией на брахманизм, на жесткую и широко разветвленную систему каст. Буддизм признает всех равными. Но наряду с этим он проповедует пассивное отношение к жизни и несправедливости. В настоящее время он распространен главным образом в Непале, Бутане и Шри Ланке. Несколько миллионов буддистов имеется в Индии.

Джайнизм возник примерно в то же время, что и буддизм. Как и буддизм, джайнизм не признает кастовой системы и призывает к непротивлению злу и самосовершенствованию.

В 16 -17 вв. сложилась религия сикхов. Наряду с элементами индуизма сикхизм содержит также черты ислама и других религий. Сикхи поклоняются единому богу, не признают каст, монашества, изображений божеств. Распространена эта религия главным образом в Пенджабе.

Племенные религии в Южной Азии очень разнообразны, причем на верования многих народов известный отпечаток наложил индуизм. Малые народы Южной Азии поклоняются стихийным силам - ветру, грозе, воде, и т. п. По религиозным представлениям мир населен добрыми и злыми духами. Встречаются пережитки тотемизма. Бытует вера в души и их переселение. Повсеместно распространен культ предков.

В настоящее время происходит довольно интенсивный процесс перехода от племенных верований к индуизму, исламу, христианству и другим религиям.

34.Семья и общественный строй. Семья и семейные отношения различаются в Южной Азии в соответствии с уровнем социально-экономического развития той или иной группы населения, а также принадлежности к индуистской, мусульманской или какой-либо иной религии. У индуистов и мусульман семьи были в прошлом большие, патриархальные. В настоящее время преобладают малые семьи. При этом у мусульман они строятся по нормам духовного права - шариата. Шариат допускает полигамию, но многоженство распространено только среди определенных слоев населения: торговцев, ростовщиков, мелких предпринимателей.О браках договариваются по традиции родители. При этом до недавнего времени браки допускались только между членами одной касты. Брак вне касты считался позорным. Во многих областях Южной Азии практиковались в прошлом очень ранние браки: обручались в 2-4 года, бракосочетание происходило в 6- 8 лет. Сейчас они законодательно запрещены, но явление это полностью не изжито, так же как и кастовые перегородки между вступающими в брак. У многих народов, особенно на севере Индии, традиция запрещает вдове вторично выходить замуж, даже если «муж» умер в самом раннем возрасте. У некоторых народов Индии, например у наиров, в семейно-брачной организации сильны матрилокальные и матрилинейные пережитки. Имя и наследование ведутся по материнской линии. Женщины имеют равные с мужчинами права.

Брачная церемония включает многочисленные обряды и по большей части завершается тем, что жених вешает на шею новобрачной особый медальон (тали). В наши дни в области семейно-брачных отношений у народов Южной Азии происходят очень серьезные изменения: разрушаются кастовые перегородки, брак демократизируется, молодежь завоевывает право вступать в брак по любви. Но выкуп за невесту у мусульман бытует еще прочно.

В семейно-брачных отношениях малых народов («племенного населения») преобладает парная семья и формы семьи, переходные к моногамии. Парные семьи бытуют еще у части санталов, курумба, нага и многих других. У некоторых мелких народов прослеживаются в брачных отношениях черты матрилокальности. Так, у кхаси молодой муж поселяется в доме жены, и дети наследуют имя матери. У гаро существовали материнские роды. Своеобразная форма многомужества в виде братской и неродственной полиандрии бытовала некогда у тода. Эта форма семьи сложилась как следствие разделения труда в специфических условиях жизни.

У наиболее отсталых народов Южной Азии - андаманцев, ведда и некоторых других, семья неустойчивая, парная. Для них характерна система возрастных классов, в связи с которой молодежь проходит возрастные инициации. При этом юношей посвящают в тайны племени, испытываются их охотничьи навыки, стойкость, мужество. Девушки знакомятся со своими будущими обязанностями.

У большинства крупных народов Южной Азии классовые отношения возникли столетия и тысячелетия тому назад. Вместе с тем свое­образие исторического развития и развития социально-экономических отношений обусловили их большую многоукладность, самобытность. И в наше время у некоторых народов заметны не только феодальные и патриархальные, но и первобытнообщинные пережитки. У отдельных мелких групп первобытнообщинные отношения находятся только еще в стадии разложения.

Для общественного строя крупных народов Южной Азии долгое время была характерна исключительная живучесть общинных отношений, которые пережили века и разрушаются лишь сейчас под влиянием капиталистических порядков.

Индийская община имела несколько разновидностей. Она представляла собой замкнутый коллектив с общинным землепользованием и местным самоуправлением. Общину возглавляли наиболее богатые ее члены и жрецы (брахманы). В 16 в. сложилось крупное помещичье землевладение земиндари, укрепившееся в колониальную эпоху. Рост крупного землевладения сочетался с системой откупов земельного налога.

В настоящее время в странах Южной Азии проведена или проводится земельная реформа, подорвавшая основы помещичье-феодального строя и класса помещиков. Однако в ряде стран пережитки феодализма еще сильны и положение крестьянства довольно тяжелое.

Другая особенность общественного строя большой части народов Южной Азии - кастовая система, истоки которой восходят к эпохе разложения общинно-родовых отношений. По происхождению состав каст очень сложен. Часть каст восходит к древним варнам, многие появились вследствие развития в древнем обществе разделения труда. Многие касты имеют этническое происхождение. Наконец, множество профессиональных каст. Кастовая система была освящена религией и на тысячелетия стала основой общественного строя.

В древности существовали четыре «классические касты» (варны): брахманы - жрецы,

кшатрии - воины, вайшья - земледельцы, шудра - слуги. В состав шудр влилось значительное число местного населения, покоренного некогда ариями. В наше время насчитываются многие тысячи каст (джати). Касты эндогамны. Одни из них считаются низшими, особенно некоторые профессиональные, связанные с «нечистыми» занятиями (например, кожевенники, мусорщики и др.). Кроме того, существуют так называемые «неприкасаемые» и внекастовое население, стоявшие всегда на самой низшей ступени социальной лестницы. По традиции «неприкасаемые» не имеют права селиться вместе с людьми из высших каст, пользоваться их вещами, брать воду из одного колодца. «Неприкасаемые» должны по обычаю выполнять самую тяжелую, грязную, плохо оплачиваемую работу. Угнетенным положением части каст и внекастового населения объясняется успех пропаганды мусульманской религии в Южной Азии. Переходя в ислам, человек до некоторой степени вырывается из кастовой системы. Но и у мусульманского населения Южной Азии существуют определенные кастовые ограничения. В конституции Республики Индии и некоторых других стран кастовая сегрегация запрещена. Не в действительности кастовая система еще сильна, и прогрессивным силам приходится вести тяжелую борьбу с бытовыми кастовыми предрассудками.

В наши дни для большинства крупных народов Южной Азии характерны капиталистические отношения, но в деревнях живы еще многие феодальные и патриархальные пережитки, тормозящие развитие этих народов.

У части мотыжных земледельцев, особенно занимающихся подсечно-огневым земледельческим хозяйством, долгое время сохранялись сильные родовые пережитки, как, например, у кхаси, нага и др. Но в наше время родовые отношения в чистом виде уже не встречаются. Что касается наиболее отсталого в социально-экономическом отношении населения- бродячих охотников, собирателей, рыболовов, то для их общественных отношений, как и для ряда схожих по уровню развития народов Юго-Восточной Азии, характерно отсутствие родовой организации и в прошлом. Общественная организация у веддов, андаманцев и ряда мелких групп населения Центральной и Южной Индии представляет собой лекальные группы, объединяющиеся в аморфные, мало консолидированные племена.

Традиции и обычаи Средней Азии имеют очень обширные корни, уходящие в глубь веков. И перед тем как коснуться их содержания, нужно уделить некоторое внимание тому историческому наследию, которое передали современным потомкам древнейшие государства Средней Азии.

Историческое наследие региона

Средняя Азия внесла огромный вклад в искусство, науку, архитектуру и литературу всей мировой цивилизации, оставила неизгладимый след в нашей общей истории. В далекие времена искусными ремесленниками и рабами здесь строились невероятные по своей красоте и инженерной мысли дворцы и храмы, цветущие города и поселения, многие из которых и по сей день являются украшением мировой исторической архитектуры. Жизненный уклад, историческая судьба, традиции и обычаи Средней Азии описаны в статье.

XIII-XIV вв. в Средней Азии знаменуются как период строительства величайших дворцов и мавзолеев, поражающих соразмерностью своих пропорций, украшенных ярким, красивым орнаментом. Многие памятники архитектуры того периода дошли и до нас. Среди них можно отметить неповторимую площадь Регистан, являвшуюся в то время центром Самарканда; прекрасную мечеть Биби-Ханум; погребальный склеп Гур-и-Эмир, отличающийся от остальных своим необычным бирюзовым куполом.

Народные умельцы уже в XV-XVII вв. возвели на площади Самарканда такие сооружения, как медресе Улугбека, Тилля-Кари и Щир-Дор ("Здание со львом"). История среднеазиатской архитектуры - яркое свидетельство того, что именно народ всегда являлся создателем памятников духовной и материальной культуры этих стран.

1220 год стал для народов Средней Азии трагическим - началось монгольское нашествие. Полчищами Чингисхана были разорены процветающие города и селения, уничтожены древнейшие памятники архитектуры и культура этих народов. Долгие десятилетия захватчиками удерживалась данная территория, и это, разумеется, также очень повлияло на традиции и обычаи Средней Азии, оставило свой неизгладимый отпечаток, который виден и в наши дни. Более того, различными следами монгольского нашествия полна почти вся зарубежная Азия.

Семья

Семья и семейные ценности имеют самое важное значение у жителей Средней Азии. Особенно это касается детей. Языки народов этих стран содержат множество афоризмов, посвященных именно детям: "Ребенок дорог, словно сердце", "Не будет в семье счастья без ребенка", "Родное дитя - украшение дома" и т. д.

Каждая семья с особой радостью и трепетом воспринимает рождение ребенка. Такое счастливое событие имеет свой традиционный ритуал. Согласно обычаю, сразу несколько добрых глашатаев садятся на коней (если все происходит в селении) и проносятся по улицам, сообщая счастливую новость о рождении младенца родным, соседям, друзьям и знакомым, которые преподносят им за это различные подарки и подношения, высказывают добрые напутственные речи: "Пусть ваше потомство множится из поколения в поколение", "Желаем вам лицезреть свадьбу детей" и т. д.

Семейные отношения на Востоке всегда отличались своим консерватизмом. Традиционная среднеазиатская семья представляет собой довольно большую группу людей, состоящую из отца, его жены, их сыновей со своими женами, детьми, а порой и внуками, вместе проживающими в одном доме. Известно, что в горном Таджикистане в XIX веке встречались семьи численностью более ста человек. Подобные большие семьи, по сути, являлись общинами с собственными земельными наделами и принципом "все доходы в общую кассу". Даже пища родными потреблялась совместно: все, от мала до велика, собирались за одним столом. Подобные общины, как правило, были очень крепкими и сплоченными. Со временем большесемейные отношения превратились в пережитки прошлого, хотя еще в середине прошлого века некоторые этнографы отмечали, что для отца уход из родного дома сына и обустройство им собственного угла считались серьезным оскорблением.

Кочевым народам региона также известно о понятии большой семьи, правда, здесь ее члены могли проживать в разных юртах, но лишь одна "отцовская" юрта возвышалась на фоне остальных.

В конце XX века среднеазиатская семья претерпела некоторые изменения. Здесь старшие сыновья, женившись, уже могли, что называется, отправиться на вольные хлеба, создать свой отдельный очаг. Лишь младший сын, наследовавший все состояние родителей, должен был остаться, чтобы ухаживать за ними в старости. Такой принцип, кстати, является основополагающим для большого числа народов, включая народы Кавказа.

Брак в Средней Азии

В среднеазиатских семьях имеются два типа заключения браков. Согласно первому типу (экзогамному), молодому человеку или девушке запрещено вступать в брак с родственниками по отцовской линии до 7-го колена. Такая модель построения браков свойственна каракалпакам, казахам и части киргизов. Другой тип построения браков (эндогамный), когда женятся дети ближних и относительно дальних родственников, относится к туркменам, таджикам и узбекам. Хотя стоит отметить, что традиционные внутриродовые отношения претерпели некоторые изменения вследствие постоянных войн, переделов территории и переселений. Особенно это касается туркменского народа, где могут встречаться как экзогамные, так и эндогамные семьи.

Невзирая на различие принципов заключения браков, один фактор является основополагающим: жених должен выплатить калым семье невесты. Сегодня он, как правило, представляет собой определенную денежную сумму, но в селениях еще сохранилась традиция передачи какого-то количества скота в качестве калыма. Сторона невесты, в свою очередь, по традиции должна приготовить приданое, состоящее обычно из одежды и бытовых предметов, а у кочевников раньше в приданое обязательно входила еще и юрта.

У кочующих народов также существовал обычай леввирата, заключающийся в том, что вдова обязана была вступить в брак с братом умершего супруга. Делалось это из экономических соображений - все имущество почившего человека, унаследованное супругой, должно было остаться в его роду. Для женщины такая форма брака порой была подобна трагедии.

Наверняка, вы также слышали о таких архаичных обычаях, как "брак в колыбели", когда родители заключали договор о женитьбе своих детей, когда те еще были в младенческом возрасте, и брак с похищением.

Праздники

Праздники народов Средней Азии включали в себя не только основные ритуальные обряды, но также различные игры, развлекательные состязания (в которых, кстати, проявлялось и межродовое соперничество), выступления актеров, поэтов и музыкантов. Самыми почитаемыми и древними праздниками у народов Средней Азии являются Курбан-байрам, Ураза-байрам, Новруз.

Восточное гостеприимство в среднеазиатских странах

Даже люди, никогда не бывавшие в странах Средней Азии, наверняка имеют представление о восточном гостеприимстве. Хозяин дома никогда не оставит голодным своего гостя, даже если тот зайдет всего на пять минут. Стол обязательно будет уставлен различными яствами, сладостями, подадут душистый чай.

Некоторые историки утверждают, что традиции гостеприимства в Средней Азии ввел не кто иной, как Чингисхан, под правлением которого находилась почти вся зарубежная Азия. Его приказ гласил, что в каждом доме гостя, ищущего кров, следует принимать с особым почтением, дружелюбием и уважением, даже если гость этот - совершенно незнакомый человек. В случае же нарушения данного указания негостеприимного хозяина ожидала страшная участь: его крепко привязывали к двум разгоряченным лошадям, которых пускали в разные стороны.

Возможно, именно по этой причине гостеприимство, ставшее вскоре не государственным, а нравственным законом, в Средней Азии является неотъемлемым элементом культуры. Отказать в крове хозяева могли лишь в случае, если гость вел себя грубо.

Стоит отметить, что сегодня подобные традиции несколько поблекли, но все же сохранились.

Родственные отношения

Родственные отношения у народов Средней Азии всегда имели важнейшее значение. Из-за принадлежности к определенной фамилии человек обязан помогать "своим", даже если родственник в чем-то не прав. Обычным является здесь то, что человек, занявший высокую должность, окружает себя членами своего рода.

Родоплеменные связи играют большую роль в жизни каждого жителя Средней Азии. Существует обычай, который для многих европейцев может показаться довольно странным и обременительным: по возвращении из дальней поездки человек должен привезти подарки всем своим родственникам, которых некоторые фамилии насчитывают больше сотни. Вообще, следует понимать, что в Средней Азии в гости с пустыми руками не ходят.

Уважение к старшим

Данный обычай, как одна из обязанностей каждого жителя среднеазиатского региона, известен издревле. Уважение к старшим необходимо проявлять, даже если различие в возрасте составляет лишь несколько лет. Младший должен выполнить желание старшего, если последний просит его куда-либо пойти, что-либо принести или совершить какое-нибудь действие вместо него. Отказывать неприлично. В присутствии старших людей остальным следует разговаривать сдержанно. Таким образом, постороннему человеку легко определить самого старшего в группе людей. Благодаря такой возрастной иерархии поддерживается строгая дисциплина и во время многолюдных собраний: старших слушают, не перебивая, им достаются самые лучшие места.

Многодетность

Многодетность также является характерной чертой среднеазиатского общества. В семье может быть 5-7 и больше детей. Нередкими являются случаи, когда одна семья воспитывает более 10 отпрысков. Желание иметь много детей - древнейший постулат в Средней Азии. Отношения между детьми, как правило, очень теплые, старшие всегда готовы прийти на помощь младшим. Обычным является и то, что дети очень рано привлекаются к труду.

Женщинам в Средней Азии всегда отводилось второстепенное значение. Во многом это произошло благодаря появлению здесь новой религии. Ислам предписывал женщинам занимать лишь подчиненную роль. На всех собраниях, будь то праздники или поминки, женщины традиционно уединялись в своем кругу. Опять-таки, согласно религиозным предписаниям, мужчине запрещено выполнять женскую работу (а таковой, как известно, является практически вся работа по дому). Поэтому женщины Востока работали всегда очень много.

Сегодня положение женщин и мужчин в обществе, особенно в городах, практически уравнялось. Хотя в большинстве современных семей явно прослеживается главенствующая роль мужчин.

Регионы Средней Азии

Территория Средней Азии объединяет несколько стран. Среди них: Республика Казахстан, Республика Туркмения, Республика Узбекистан, Республика Киргизия и Республика Таджикистан. Население Средней Азии составляет около 70 млн человек. Их традиции и обычаи во многом одинаковы, но имеется и немало отличий.

Так, Таджикистан, обычаи которого сами по себе довольно интересны, известен удивительными свадебными церемониями. Таджикская свадьба продолжается целых 7 дней. В первый из них жених и невеста объявляют всем о решении пожениться. Обе семьи по очереди устраивают торжественные церемонии, продолжающиеся по три дня.

А в Узбекистане (особенно в селениях) по сей день некоторые дома имеют обычай, по которому женщинам и мужчинам предписано сидеть за разными столами. Также по прибытии в дом гостей хозяин усаживает их сам, наиболее уважаемые гости получают места, расположенные подальше от входа.

Туркмения - самое закрытое государство из всех среднеазиатских. Туда довольно сложно попасть, лишь недавно в этой стране появился свободный доступ в интернет, но тем не менее многие известные ресурсы (такие как Facebook и Twitter) все еще закрыты. Сложно сказать, как живут в Туркмении. Многие заядлые туристы сравнивают эту страну с Северной Кореей. Стоит отметить, что исламские принципы здесь, как, впрочем, и в других странах Средней Азии, не так сильны. К примеру, замужние женщины могут не закрывать лицо платком, если к этому нормально относится ее семья.

Культура Средней Азии чрезвычайно богата. Издревле здесь жили и работали известные поэты, писатели, публицисты и музыканты. Особенно ярко выделяется культура Казахстана. Не многие знают, что первый казахский кинофильм "Амангельды" был снят в далеком 1939 году. Современный кинематограф страны подарил нам такие известные и признанные ленты, как "Кочевник" и "Монгол". Культура Казахстана действительно богата и включает в себя множество театральных постановок, песен, литературных произведений, которые любят и ценят на всем постсоветском пространстве и за его пределами.

Республика Киргизия издревле известна ковроделием. Ковер здесь - фактически основной элемент интерьера и свидетельство древней истории страны. Поскольку ковры киргизы изготавливают из овечьей шерсти, то их, скорее, валяют, а не ткут.

Национальная одежда киргизов практически не претерпела изменений за 700 лет, особенно это заметно в сельской местности. Интересен тот факт, что одежды незамужних девушек, как правило, украшены более причудливо, нежели у замужних. Разумеется, в городах редко на ком можно увидеть традиционный наряд, его место занял стандартный европейский костюм.

Сохранение традиций

Традиционные культуры народов Средней Азии владеют большим количеством оформившихся школ ремесленнического и исполнительного мастерства, передающихся уже много лет из поколения в поколение. Существует сложившийся педагогический процесс, именуемый «устоз-шогирд», что в переводе означает «мастер-ученик». Известно, что молодой человек должен провести с учителем достаточное количество времени, которое может составлять многие годы, чтобы получить благословение на свою творческую деятельность. Благодаря таким устоявшимся правилам передачи навыков от учителей к ученикам, богатые и удивительные традиции и обычаи Средней Азии в большинстве своем сохранились и до наших дней, а это, как известно, гарант процветания и сохранения идентичности любого народа и любой страны.