Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (7 класс). Олимпиада по литературе (школьный этап)

Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (7 класс). Олимпиада по литературе (школьный этап)

Задания для проведения школьной олимпиады в 7 классе по литературе сгруппированы по трём этапам. Каждый включает 5-7 заданий. Внизу есть ответы на некоторые задания.

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

7 КЛАСС

1 этап

№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.

№2. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой; 2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 8) Ася гуляла по Бежину лугу?

№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:

  • очарованье, прощальная, увяданье, багрец;
  • на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.

После того как запишите строки, назовите эти произведения.

№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:

Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.

№5. По словам А. Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор.

№6. Напишите небольшое сочинение: опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком .

2 этап

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного русского поэта ХIХ века А.А. Фета (1820 -1892).

Ещё весны душистой нега

К нам не успела снизойти,

Ещё овраги полны снега.

Еще зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилётных журавлях.

Их, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

№2. Опишите своего любимого литературного героя , не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения .

№3. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почему вы их запомнили? Приведите 2-3 примера .

№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Синяя птица», «Людмила», «Снегурочка», «В дурном обществе», «Пёстрая лента», «Заколдованное место», «Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».

№5. С этими местами связаны события многих произведений. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Москва, монастырь, парадный подъезд, Оренбург, крепость, старинный замок, лачуга у моря, улица Морг, Итака, Миссисипи.

№6. Назовите 3-4 писателей , с помощью которых Вы узнали о детстве, о других людях, о вечном и преходящем. Что вы знаете об их творчестве?

№7. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3 аргументов, опираясь на свой читательский опыт.

3 этап

№1. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Какие книги есть в вашей домашней библиотеке? Как характеризуют книги членов вашей семьи? Назовите 3-5 ваших любимых авторов и их книги. Объясните свой выбор.

№2. Что в тексте Виктора Астафьева подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав 10-12 предложений.

Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать … нас, учащихся овсянской школы.

№3. Пётр Гринёв, Маша Миронова, Тарас Бульба, Саня Григорьев, Дон Кихот. Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?

№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные повести о ваших ровесниках . Когда и почему вы их запомнили? Расскажите, что вы знаете об их жизни и творчестве?

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В. КРУПИН

СБРОСЬ МЕШОК!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.

К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.

Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдём». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроём в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «смотри, Машенька, какие облака».

  • Понравился ли вам рассказ? Что помогло героине победить усталость?
  • От чьего лица ведётся повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?
  • Что же объединяет три поколения этой семьи? Прокомментируйте название рассказа.

№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Слухают ракиты посвист ветряной…»? С каким чувством рассказывает поэт о родине? Какие ещё стихотворения о родине вы знаете? Назовите.

С. ЕСЕНИН

* * *

Топи да болота,

Синий плат _____.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных ______,

Тёмным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз -

Суховатой ______

Пахнет от колёс.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 7-8 КЛАСС (Всего – 50 балллов) 1. Прочитайте это поэтическое произведение и ответьте на вопросы (максимальное количество баллов – 15 баллов) Осёл и Соловей Осел увидел Соловья И говорит ему: "Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?" Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, "Изрядно, - говорит, - сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился". Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и - полетел за тридевять полей. Избави, Бог, и нас от этаких судей. а) Назовите жанр произведения, перечислите характерные особенности этого жанра. б) Какова композиция произведения? в) Кто автор? г) Дайте характеристику персонажей. д) Какими средствами автор создает образ судьи и певца? е) В чем мораль этого произведения? 2. Что обозначают выражения? С кем связано их значение? (максимальное количество баллов – 3 балла) а) «Титаническая борьба» б) «Панический страх» в) «Сизифов труд» 3. В греческой мифологии он перевозчик мертвых в царстве Аида. Это мрачный старик в рубище; в своей ладье он переправляет через подземную реку души умерших и берет за это плату в один обол – его, по обычаю, кладут покойнику под язык. Он перевозит только погребенных мертвецов, поэтому брошенные без погребения долго томятся на берегу Стикса, скитаясь между миром живых и мертвых. Кто же перевозчик в царстве мертвых? (максимальное количество баллов – 2 балла) 4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос (максимальное количество баллов – 3 балла). “На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её...” Что именно? Какой нашелся выход из сложного положения? 5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 3 балла). а) - Не смейся, не смейся, батьку!.. - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться? - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! б) - А где же ключик? А англичане говорят: - Здесь и ключ перед вашими очами. - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу? - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп. в) - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось? - На плотине-то?.. - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. - Ну, что такое случилось? Сказывай… - А вот что случилось. такое. 6. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла) а) И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля. б) Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. в) И грянул бой <…> В огне, под градом раскалённым. Стеной живою отражённым, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей. Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. 7. Каким событиям посвящены следующие произведения (максимальное количество баллов – 8 баллов) а) Гомер «Илиада» б) И.Крылов «Волк на псарне» в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» ж) А.С. Пушкин «Медный всадник» з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» 8. Определите жанр произведений древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этого жанра (максимальное количество баллов – 3 балла). а) И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и… б) Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться. в) Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя… 9. Определите жанр произведения (максимальное количество баллов – 5 баллов): А) «Вольга и Микула Селянинович» Б) «Лесной царь» В.А. Жуковский В) «Полтава» А.С.Пушкин Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов Д) «Узник» А.С.Пушкин а) баллада б) стихотворение в) былина г) поэма д) басня. 10. О каком литературоведческом термине идет речь? (Максимальное количество балллов – 5 баллов) а) Звуковая организация речи: повторение согласных звуков, одинаковых или близких по звучанию. б) Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста в) Один из видов комического: едкая, злая, издевательская насмешка. г) Небольшая цитата, помещаемая автором перед всем произведением или его частью с целью помочь читателю глубже понять содержание текста. д) Созвучие окончаний стихотворных строк. Ответы на задания 7-8 кл. (Всего – 50 баллов) 1. И.А. Крылов. Басня. (15 баллов) 2. Всего: 3 б. а) Титаническая борьба – очень сильная, напряженная борьба, борьба сильных, могучих героев. Титаномахия, миф о борьбе титанов с богами. б) Панический страх – внезапный, безотчетный, бессмысленный, безрассудный и неодолимый страх. Пан – в греческой мифологии сын бога Гермеса, первоначально почитался как покровитель пастухов, бог стад; впоследствии (ко II веку до н. э.) - как покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой. в) Сизифов труд – тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа и муки. Сизиф – в древнегреческом мифе строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз. 3. 2 балла. Харон 4. 3 балла. “...Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”. 5. 3 балла а) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»; б) Н.С. Лесков «Левша» в) И.С. Тургенев «Бежин луг» 6. 3 балла а) Гоголь «Тарас Бульба» б) М.Ю. Лермонтов «Бородино» в) А.С. Пушкин «Полтава» 7. 8 баллов а) Гомер «Илиада» – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне. б) И.Крылов «Волк на псарне» – басня посвящена войне 1812 года. в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» – стихотворение посвящено войне 1812 года, битве на Бородинском поле. г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» – стихотворение посвящено войне 1812 года д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» – разрабатывается летописный средневековый сюжет е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – время восстания Е. Пугачева (1773-1775) ж) А.С. Пушкин «Медный всадник» – петербургское наводнение 7 ноября 1824 года з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я. Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого. 8. 3 балла а) летопись б) послание в) житие 9. 5 баллов А) «Вольга и Микула Селянинович» Б) «Лесной царь» В.А Жуковский в) былина а) баллада В) «Полтава» А.С.Пушкин Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов Д) «Узник» А.С.Пушкин г) поэма д) басня. б) стихотворение 10. 5 баллов а) Аллитерация; б) Антитеза; в) Сатира; г) Эпиграф; д) Рифма Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 9 КЛАСС (Всего – 50 балллов) 1. Проанализируйте стихотворение М.Лермонтова, ответьте на предложенные вопросы (максимальное количество баллов – 15). *** Когда волнуется желтеющая ………., И свежий лес шумит при звуке ……., И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка, Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль в утра час златой Из-под куста мне ландыш …………… Приветливо кивает ……………, Когда студеный ключ играет по ………. И, погружая мысль в какой-то смутный ……., Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, – Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на ………., И в небесах я вижу ………. 1.1. Восстановите рифмы, укажите используемый тип рифм и рифмовки. Какой размер лежит в основе ритмической организации стихотворения? 1.2. Как бы вы выразили поэтическую идею стихотворения? 2. Внимательно прочитайте приведенные ниже цитаты. Укажите автора, произведение и его жанр. Дайте определение жанра, отметьте самые характерные его особенности (максимальное количество баллов - 8). 2.1 В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. 2.2. Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала. Под столицей, близ ворот, С шумом встретил их народ, - <…> 2.3. Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела. Ей навстречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; <…> 2.4. В той столице был обычай: Коль не скажет городничий – Ничего не покупать, Ничего не продавать. Вот обедня наступает; Городничий выезжает В туфлях, в шапке меховой, С сотней стражи городской. 2.5. Царь, издав такой закон, Начал пить, и есть и спать, Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот. Дни проходят, дочь растет<…> 3. Кому посвящает А.С. Пушкин следующие строки (Максимальное количество балов - 6): 1. «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль,...» 2. «Любезный именинник, О ….. дорогой! Прибрел к тебе пустынник С открытою душой;» 3. «Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт.» 4. «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!» 5. «Питомец мод, большого света друг, Обычаев блестящий наблюдатель,…» 6. «Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует: Они жрецы единых муз; Единый пламень их волнует; Друг другу чужды по судьбе, Они родня по вдохновенью.» Языкову, Жуковскому, Дельвигу, Пущину, Горчакову, Чаадаеву (выберите правильные ответы) 4. По описанию узнайте героиню. Назовите произведение и автора (максимальное количество баллов – 4) 4.1 У нее такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу. 4.2 Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, то есть порода, а не Юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно. 4.3 В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон и взгромоздил на её голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников. По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска <…> 4.4 С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала. 5. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов –8) 5.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля. 5.2 Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. 5.3 И грянул бой… В огне, под градом раскаленным. Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей. Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. 5.4 Но тут из каждого двора Сбежалась к Ване детвора: «Веди нас, Ваня, на врага, Нам не страшны его рога!» И грянул бой! Война! Война! И вот уж Ляля спасена. 6. Каким событиям посвящены следующие произведения (максимальное количество баллов – 7): 1) Гомер «Илиада» 2) И.Крылов «Волк на псарне» 3) М.Ю. Лермонтов «Бородино» 4) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» 5) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 6) А.С. Пушкин «Медный всадник» 7) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» 7. Почему в одной из эпистол русский поэт-классицист XVIII века А.П. Сумароков советует «не раздражать слезами Талию, а Мельпомену смехом»? Ответ обоснуйте. (Максимальное количество баллов - 2) Ответы на задания 9 кл. Всего – 50 б. 1. Всего 15 б. Учитывать полноту анализа. Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка, Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль в утра час златой Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой, Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. 1.1. 6-ти стопный ямб; рифмы (мужские и женские); рифмовка (перекрестная, кольцевая, смежная) 1.2. варианты 2. Всего 8 б. 2.1«Сказка о царе Салтане…», Пушкин, 1.2. «Сказка о золотом петушке», Пушкин, 1.3. «Сказка о мертвой царевне…», Пушкин 1.4. «Конек-горбунок», Ершов 1.5. «Спящая царевна» Жуковский. (по 1 за отгаданные отрывки и 3 б. за определение жанра и его описание: литературная сказка) 3. Всего 6 б. Жуковскому, Пущину, Дельвигу, Чаадаеву, Горчакову, Языкову –., по 1 за каждый правильный ответ. 4. Всего: 4 балла 1. Мери (Лермонтов. Княжна Мери), 2. Ундина. (Лермонтов. Тамань) 3. Жена учителя (Погорельский. Черная курица) 4. Татьяна (Тургенев. Муму) 5. Всего – 8 б. Гоголь. «Тарас Бульба», Лермонтов «Бородино», Пушкин «Полтава», Чуковский. «Крокодил» 6. Всего – 7 б.1)«Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне. 2)Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящены войне 1812 года. 3) Сражение на Бородинском поле 4) Жуковский посвятил стихотворение войне 1812 г. (написано после сражения при Тарутине) 5)Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва 6)В поэме «Медный всадник» А.Пушкина рассказывается о петербургском наводнении 7 ноября 1824 года.7)Повесть Н.Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я.Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого, даны в типическом обобщении.. 7. Всего – 2 б. Талия – муза комедии, Мельпомена – муза трагедии. Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 10 КЛАСС (Всего – 50 балллов) 1. Прочитайте стихотворения и сопоставьте их, обозначьте сходства и различия в поэтических концепциях. Укажите жанры стихотворений, дайте определение этих жанров. Укажите стихотворный размер. (Максимальное количество баллов – 15, учитывается полнота ответа) А.С.Пушкин А.Ахматова Приморский сонет Брожу ли я вдоль улиц шумных, Здесь все меня переживет, Вхожу ль во многолюдный храм, Все, даже ветхие скворешни Сижу ль меж юношей бездумных, И этот воздух, воздух вешний, Я предаюсь моим мечтам. Морской свершивший перелет. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды И чей-нибудь уж близок час. И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней. И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда... Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. 1829 Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда. 1958 2. Прочитайте приведенные ниже цитаты. Укажите автора, произведение. О каком городе идет речь в каждом произведении? (Максимальное количество баллов – 7) 2.1 «Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска. В душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек, и с бешеною силою бросился он приводить его в исполнение. Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество». 2.2 «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир.» 2.3 «Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстух, бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии». 2.4 «Сегодняшнего дня случилось необыкновенное приключение. Я встал поутру довольно поздно, и когда Мавра принесла мне вычищенные сапоги, я спросил, который час. Услышавши, что уже давно било десять, я поспешил поскорее одеться. Признаюсь, я бы совсем не пошел в департамент, зная заранее, какую кислую мину сделает наш начальник отделения. Он уже давно мне говорит: «что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой?»» 2.5 «Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли, и будто подымались из земли, на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, огромные тени их мелькали по стенам, достигая головою труб и крыш.» . 3. Составьте следующие пары: автор - персонаж. Составленные пары выпишите в столбик. Укажите название произведения. (Максимальное количество баллов – 8) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Гончаров Салтыков-Щедрин Достоевский Лермонтов Гоголь Грибоедов Пушкин Тургенев Базаров Иудушка Тарантьев Хлестаков Лиза Калашников Порфирий Петрович Варлаам и Мисаил 4. Русские поэты и писатели XIX века неоднократно обращались к кавказской теме. Узнайте автора строк, назовите произведение. (Максимальное количество баллов – 4) 4.1. Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоковысоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного,полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. 4.2. В ауле, на своих порогах, Черкесы праздные сидят. Сыны Кавказа говорят О бранных, гибельных тревогах, О красоте своих коней, О наслажденьях дикой неги; Воспоминают прежних дней Неотразимые набеги, Обманы хитрых узденей, Удары шашек их жестоких, И меткость неизбежных стрел, И пепел разоренных сел, И ласки пленниц чернооких. 4.3. Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. 4.4. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. 5. Определите названия произведений и автора по названным историческим лицам: (Максимальное количество баллов – 8) 5.1. Александр Македонский, Пушкин, барон Брамбеус, Смирдин, Загоскин. 5.2. Петр I, Ермолов, Байрон, Цицерон, Александр Великий, Нерон, Тасс, Вальтер Скотт, Юлий Цезарь. 5.3. Каверин, Озеров, Семенова, Дидло, Фонвизин, Шаховской, Истомина, Княжнин. 5.4. Шиллер, Гете, Либих, Веллингтон, Луи-Филипп, Масальский, Шуберт, Пушкин, Бюхнер. 6. Из каких произведений описание этих танцевальных эпизодов? (Максимальное количество баллов – 4): 1) Эй, сороконожки, Бегите по дорожке, Зовите музыкантов, Будем танцевать! Музыканты прибежали. В барабаны застучали <…>. 2) «Вишь, чортовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют!» сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками. Ну, нечего сказать, танцовать-то он танцовал так, хоть бы и с гетманшею. Мы посторонились, и пошел хрен вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, - не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! 3) Почтмейстерша, вальсируя, с такой томностию опустила набок голову, что слышалось в самом деле что-то неземное. Одна очень любезная дама, - которая приехала вовсе не с тем чтобы танцевать, по причине приключившегося, как сама выразилась, небольшого инкомодите в виде горошинки на правой ноге, вследствие чего должна была даже надеть плисовые сапоги, - не вытерпела, однако же, и сделала несколько кругов в плисовых сапогах, для того именно, чтобы почтмейстерша не забрала в самом деле слишком много себе в голову. 4) Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы <…> Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. 7. В каких литературных, музыкальных и живописных произведениях отразилась тема Демона? (максимальное количество баллов – 4) Ответы на задания 10 кл. 1. Ямб, элегия (сонет – это не жанр). 15 б. Учитывать полноту анализа. Обратить внимание на сопоставление 2. – 7 б. 2.1 – «Портрет» Гоголя, 2.2. – «Шинель», 2.3. – «Невский проспект», 2.4. – «Записки сумасшедшего», 2.5. – «Ночь перед Рождеством» (из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»). Везде Петербург. По 1 баллу за правильно угаданное произведение (5), 1 балл за автора, 1 балла за жанр, ответ на вопрос 3. Всего 8 б. По 1 за правильный ответ (по 0,5 за правильно составленные пары и 0,5 за название произведения). Гончаров – Тарантьев, Салтыков-Щедрин – Иудушка, Достоевский – Порфирий Петрович, Лермонтов – Калашников, Гоголь – Хлестаков, Грибоедов – Лиза, Пушкин - Варлаам и Мисаил, Тургенев – Базаров. 4. 4 б. 4.1 Лермонтов. «Герой нашего времени» («Бэла») 4.2.Пушкин «Кавказский пленник», 4.3. Пушкин «Кавказ», 4.4. Толстой «Кавказский пленник» 5. Всего – 8 балла 5.1. «Ревизор» Гоголя 5.2. «Герой нашего времени» Лермонтова 5.3. «Евгений Онегин» Пушкина 5.4. «Отцы и дети» Тургенева 6. Всего – 4 б. 1) Чуковский «Муха-Цокотуха», 2) Гоголь. «Заколдованное место», 3) Гоголь. «Мертвые души» 4) Толстой. «После бала» 7. Максимально – 4 А.С. Пушкин «Демон» (В те дни, когда мне были новы...»), М.Ю. Лермонтов стихотворение «Мой демон» («Собранье зол его стихия...»), поэма «Демон», А. Блок два стихотворения с названием «Демон» («Иди, иди за мной – покорной...» и «Прижмись ко мне крепче и ближе...»). М.А. Врубель «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный», иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон». Опера А. Рубинштейна «Демон». (4 балла) Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 11 класс (Всего – 50 баллов) 1. Сопоставьте два стихотворения поэтов серебряного века, написанных на одну и ту же тему – о городе. Обратите внимание на образный ряд каждого произведения, средства выразительности, использованные авторами, на их отношение к описываемому. При помощи каких средств они выражают свое отношение? Охарактеризуйте ритмику каждого стихотворения. Чем является город для каждого из них? Определите, какое стихотворение принадлежит С. Есенину, какое – В. Брюсову (максимальное количество баллов – 14). Город Храня завет родных поверий - Питать к греху стыдливый страх, Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как муравьи, кишели люди Из щелей выдолбленных глыб, И, схилясь, двигались их груди, Что чешуя скорузлых рыб. В моей душе так было гулко В пеленках камня и кремней. На каждой ленте переулка Стонал коровий рев теней. Дризжали дроги, словно стекла, В лицо кнутом грозила даль, А небо хмурилось и блекло, Как бабья сношенная шаль. С улыбкой змейного грешенья Девичий смех меня манул, Но я хранил завет крещенья - Плевать с молитвой в сатану. Как об ножи стальной дорогой Рвались на камнях сапоги, И я услышал зык от Бога: «Забудь, что видел, и беги!» 1915 *** Я люблю большие дома И узкие улицы города, - В дни, когда не настала зима, А осень повеяла холодом. Пространства люблю площадей, Стенами кругом огражденные, - В час, когда еще нет фонарей, А затеплились звезды смущенные. Город и камни люблю, Грохот его и шумы певучие, - В миг, когда песню глубоко таю, Но в восторге слышу созвучия. 1898 2. Определите героя произведения (назовите произведение, имя, фамилию героя) по принадлежащим ему вещам (максимальное количество баллов – 4): а) Нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов» б) Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей, и для зубов в) кружевное белье, гетры серые, шоколад Миньон г) золотая табакерка с бриллиантовым треугольником на крышке, трость с набалдашником в виде головы пуделя 3. Из каких произведений описание этих танцевальных эпизодов? (максимальное количество баллов – 3): а) И ровно в полночь в первом зале что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!». Это ударил знаменитый грибоедовский джаз. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда. б) Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины... задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами... он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один капитан знал, что эта пара нанята Ллойдом... в) Она сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. 4. О каком из писателей начала ХХ века идет речь (максимальное количество баллов – 6): а) первый русский Нобелевский лауреат б) его прославило стихотворение из одной строчки: «О, закрой свои бледные ноги!» в) им написан роман «Петербург» – непревзойденная вершина прозы серебряного века г) после написания поэмы воскликнул «Сегодня я – гений!» д) его ранняя лирика импрессионистична, а сборник «Будем как солнце» упрочил громкую славу поэта е) его первый поэтический сборник назывался «Я» 5. Прокомментируйте историко-культурные реалии, встречающиеся в тексте (максимальное количество баллов – 5): «Блок приехал в субботу, десятого, а в воскресенье... он с женой оказался в кругу «аргонавтов», попавших ко мне... Со старшими, с Брюсовым, с К.Д. Бальмонтом, Блок держался любезно, но с достоинством: просто, естественно и независимо... ... «аргонавты» понравились Блоку... писал матери он: «Андрей Белый неподражаем...» Впечатления свои он скоро выразил стихотворением «Аргонавты»; в нем строчка имеется: «Молча свяжем вместе руки», и этим как бы признавая, что себя чувствует в «аргонавтическом братстве». А. Белый Начало века 6. С творчеством каких поэтов серебряного века связаны данные предметы (максимальное количество баллов – 6): а) муаровое платье б) брабантские кружева в) смычок и струны г) ананасы в шампанском д) чертовы качели е) шлейф, забрызганный звездами 7. Из трех стихотворений разных авторов (символиста, акмеиста, футуриста) выписали все существительные в три столбика. Какой столбик «символистический», какой – «акмеистический», какой – «футуристический»? Коротко обоснуйте свой выбор (максимальное количество баллов – 6). а) б) в) Бездна Ночь Дух Миры Любовь кормило сретенье светило твердь легион пламень небо труп звезды черви туман боль обман эфиопы сыпь крик выпь люди звери руки паук лыжи небо месяц луг дворец окошки тишина проруби тропинки ива русалки путь ветви галки 8. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях (максимальное количество баллов – 2): а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю. б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений. 9. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Аккорды». Назовите известные вам картины упомянутых художников (максимальное количество баллов – 4). Мне снился мучительный Гойя, художник чудовищных грез, – Больная насмешка над жизнью, над царством могилы вопрос. Мне снился бессмертный Веласкес, Коэльо, Мурильо святой, Создавший воздушность, и холод, и пламень мечты золотой. И Винчи спокойный, как Гете, и светлый, как сон, Рафаэль, И нежный, как вздох, Боттичелли, нежней, чем весною свирель. Мне снились волхвы откровений, любимцы грядущих времен, Воззванья влекущих на битву, властительно-ярких знамен. Намеки на сверхчеловека, обломки нездешних миров, Аккорды бездонных значеньем, еще не разгаданных снов. Ответы на задания 11 кл. (Всего – 50 баллов) 1. Интерпретация стихотворения (14 баллов) 1) С. Есенин; 2) В. Брюсов. 2. а) Олеся; А.И. Куприн «Олеся» б) Онегин; А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в) Катя; А.А. Блок «Двенадцать» г) Мефистофель; М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (4 балла) 3. а) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» б) И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» в) Л.Н. Толстой «Война и мир» (3 балла) 4. а) И.А. Бунин б) В.Я. Брюсов в) Андрей Белый г) А. Блок д) К. Бальмонт е) В. Маяковский (6 баллов) 5. Имеются в виду «старшие» символисты. В русском символизме различают «старших» символистов» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф, Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус) и «младших» (Андрей Белый, С. Соловьев, А. Блок, Вяч. Иванов). Московская группа «младших» символистов» во главе с А. Белым основала кружок «аргонавтов». Название кружка уходило корнями в древнегреческий миф об аргонавтах, отправившихся добывать золотое руно. На языке русских символистов «Аргонавты», «Золотое руно» – символы, которые обозначали мистические, религиозные цели, к которым было направлено творчество «младших». (5 баллов) 6. а) И. Северянин б) Н. Гумилев в) И. Анненский г) И. Северянин д) Ф. Сологуб е) А. Блок (6 баллов) 7. а) Символизм б) Футуризм в) Акмеизм (6 балла) 8. а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), его образный строй отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок. б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений. (2 балла) 9. Например, Гойя «Капричос»; Веласкес «Менины», «Венера с зеркалом»; Коэльо «Портрет Филиппа II с четками»; Мурильо «Мальчик с собакой», «Мадонна с четками»; Леонардо да Винчи «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Мадонна Литта»; Рафаэль «Мадонна Конестабиле», «Сикстинская мадонна», «Афинская школа»; Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры». (4 балла) Какие повести русского писателя XIX века начинаются следующими словами. Назовите автора и укажите их названия. 5.1.«Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии! Как томительно– жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! <…> Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало – река в зеленых, гордо поднятых рамах… <…> Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот… восемьсот… Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верс за десять до местечка Сорочинец, кипела народом <…>» 5.2.«Звонкая песня лилась рекою по улицам села ***. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой казак Левко, сын сельского головы». 5.3.«Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плесень и лишенное штукатурки крыльцо не выказывает своих красных кирпичей» 5.4.«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенное странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич, живущий на Вознесенском проспекте <…> проснулся довольно рано и услышал запах горячего хлеба. Приподнявшись немного на кровати, он увидел, что супруга его, довольно почтенная дама, очень любившая пить кофий, вынимала из печи только что испеченные хлебы» 5.5.«Нигде не останавливалось столько народа, как перед почтенною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большей частью были писаны масляными красками, покрыты темно– зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах». 5.6.«В департаменте… но лучше не называть в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своем оскорбленным все общество. <…> Итак, в одном департаменте служил один чиновник <…>»

ЛИТЕРАТУРА

7 класс

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…
К. Г. Паустовский

1-й уровень (5 заданий = 30 баллов)

    1. Дайте определение термину басня. (4 балла).

    1. Определите стихотворный размер данного произведения (2 б.) , укажите вид рифмы (2 б.) и способ рифмовки (2 б.) (6 баллов).

Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

    1. Ответьте на вопрос (5 баллов).

Как называется вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей?

    1. Узнайте произведение А.П. Чехова по началу (4 балла).

«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов…»

«Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

    1. Продолжите предложение: « Образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём – это ____________ (5 баллов).

2-й уровень (1задание – 30 баллов)

2.1. Выполните задание. Прочитайте русскую народную сказку. Перечислите кратко, какие особенности этой сказки говорят о том, что она является народной, фольклорной, а не литературной, авторской.

ЧЕРТ И МУЖИК

В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь.

Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит:

-

Надоело это мужику - он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать.

Вот наступила полночь, выходит из воды черт. Сел на берег, поджал ноги под себя и ну кричать:

- Год года хуже! Год года хуже!

А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной черта по затылку, тот только и крикнул:

- Хуже не будет!

И скрылся в воде.

Больше с той поры черт не выходил на берег.

(Из сборника

В.Н. Серебренникова)

3-й уровень . Творческое задание (20 баллов : 10 баллов – содержание, 10 баллов – языковое оформление)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру (0,75 страницы) на одну из предложенных тем.

Портрет слова «Книга»

Мой музей литературных героев

4-й уровень . Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (20 баллов)

Всего 100 баллов

1.1.

БАСНЯ – короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Цель Б. – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы. В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Относится к малым повествовательным (эпическим) жанрам. Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.

1.2. Ямб, 1 – 3 – женская, 2 – 4 – мужская, перекрёстная

1.3.

Экспозиция

1.4.

«Хамелеон»

1.5.

И.С. Тургенев, стихотворения в прозе

1.6.

Лирический герой

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018

Школьный тур 7 класс

Время выполнения заданий – 2 часа Максимальное количество баллов – 52

I

А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»

Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

В) «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг, он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…»

Г) « Путешественница отодвинула потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли сын её Викула в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посреди хаты, вылезла из печки,скинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле».

Д) «- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.

А больше и говорить не стал, да и некогда ему ни с кем разговаривать, потому что государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию – вроде подарка, чтобы там поняли, что нам это не удивительно».

15

2. Блиц-опрос

1) «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу…» (М.М.Пришвин «Кладовая солнца») Кто же выполз на пень греться?

2 ) Что прислала Лидия Михайловна из рассказа В.П. Распутина «Уроки французского» мальчику в первой посылке, что во второй?

3) О ком идет речь? «До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор»

4) В какие дни для Тургенева русский язык становится «опорой и поддержкой»? (выберите правильный ответ)

а) Во дни сомнений и раздумий б) В дни тревоги в) В дни войны г) В праздничные и будничные дни

5) Кто главный герой рассказа Чехова «Хамелеон»?

А) Овсов б) Денис Григорьев в) Очумелов г) Прохор

Максимальное количество баллов – 5

II

1. В 1820 году А.С.Пушкин получил в подарок портрет известного литератора с дарственной надписью: «Победителю - ученику от побежденного учителя». Назовите имя литератора и известные вам его произведения.

Максимальное количество баллов – 2

2. Какой литературный псевдоним был у Чехова в молодости?

    Твен 2) Человек без селезёнки 3) Саша Чёрный 4) Грин

Максимальное количество баллов – 1

3. Назовите имена писателей, с которыми связаны следующие места нашей области:

Б) музей-заповедник Щелыково (Костромская область) и г. Кинешма

В) дом-музей Ново-Талицы

Максимальное количество баллов – 3

III . Знание теории литературы.

1. По определению назовите термин, приведите свои примеры:

определение

Максимальное количество баллов – 10

2. Выбери правильный ответ:

1.Какой художественный приём использует Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

а) Гиперболу б) Антитезу в) Олицетворение г) Аллегорию

2. Как в произведении называется изображение внешности персонажа?

а) Характеристика б) Биография в) Портрет г) Описание

3. Какому из стихотворных отрывков соответствует схема: _ / _ / _ / _ /

а) Мороз и солнце – день чудесный…

б) …Не пылит дорога,

Не дрожат кусты,

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

в) Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана…

4. Сколько стоп в данной строке:

Уж близок полдень, жар пылает…

Количество баллов – 4

IV

1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким произведением перекликается сюжет картины?

Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная девочка. Одета она очень бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно. Она задумчиво смотрит в омут, в темных глазах ее стоят слезы, а все лицо выражает глубокую печаль и горе. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Тонкие пальцы рук крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени.

Максимальное количество баллов – 2

V . Проба пера

Предлагаем вам написать фантастический, или остросюжетный, или авантюрный, или мистический, или приключенческий рассказ с одним из предлагаемых заглавий:

«В тумане»;

«Назад в будущее»;

«Осторожно! Двери закрываются!»;

«Кто следующий?»;

«На абордаж!»;

«Когда поет ветер».

Максимальное количество баллов – 10

ОТВЕТЫ

I . Знание текстов художественных произведений.

За каждое задание обучающийся получает по 3 балла максимально (при верном определении героя произведения, автора и названия) 1+1+1, итого 15 баллов.

А) «Повесть о Петре и Февронии» Муромских. Феврония. Древнерусская литература.

Б) И.А.Тургенев « Бежин луг».Федя.

В) А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Самсон Вырин.

Г) Н.В.Гоголь « Ночь перед Рождеством».Солоха.

Д) Н.Лесков «Левша». Левша.

Количество баллов – 15

2.Блиц-опрос

1) «На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц;четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетали ночевать»

2) В первой посылке были макароны, несколько кусков сахару и две плитки гематогена. Во второй посылке – макароны и три красных яблока

3) М.В. Ломоносов

Количество баллов – 5

II . Историко-литературные задания.

1. В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Светлана» и др. Количество баллов – 2

2. 2) Человек без селезёнки Количество баллов – 1

3. А) К. Бальмонт Б) А.Н. Островский в) М.И. Цветаева Количество баллов – 3

III . Знание теории литературы.

определение

1) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

Метафора

2) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы...

Гипербола

3) Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами

Олицетворение

4) Построение произведения, расположение его частей.

Композиция

5) Художественное образное определение.

Количество баллов – 10

2. Выбери правильный ответ:

1. б 2. в 3. а 4. 4 Количество баллов – 4

IV . Литература и другие виды искусства

В. Васнецов «Аленушка». Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Количество баллов – 2

V . Проба пера

Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

Творческая работа оценивается в 10 баллов .

Общее количество баллов 52

2015/2016 учебный год

Школьный этап. 7 класс.

(Максимум – 53 балла)

1. Узнай героя произведения, укажи автора и название . (За каждый правильный ответ 1б. Всего 6 б.)

А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»

Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

2. Выбери правильный вариант ответа:

А). «Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда…»
Завоевание какого города предсказывает Олегу кудесник в «Песне о вещем Олеге»?
А) Константинополя;
Б) Александрии;
В) Херсона;
Г) Рима.
Б). Какому событию посвящены строчки Пушкина:
«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва»?

А) сбору ополчения Минина и Пожарского в Ярославле;
Б) созданию новгородского вече;
Г) основанию Петербурга;
Д) разорению Москвы Наполеоном в 1812 году.

3. Прочитайте пословицы и поговорки. Определите их общую тему. Назовите номера многозначных изречений (т.е. с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

1) Терпенье и труд все перетрут.

2) Лес сечь – не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

4. Попробуйте сформулировать, какую повесть мы называем автобиографической.

(За правильный ответ 5 б.)

5. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.

1) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

2) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

3) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.

4) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.

6. Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
а) амфибрахий, анапест, хорей
б) роман, романс, рассказ
в) метафора, эпитет, песня

7. Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки:
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

8. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:

а) крестьянкой
б) разбойником

9. Напишите стихотворение, используя следующие рифмы:

тайна – случайно

тревога – порога

калитка – пытка

городской – людской

(Всего 5 б.)

Всего 53 балла

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

2015/2016 учебный год

Школьный этап. 7 класс.

Ответы
1. Узнай героя произведения, укажи автора и название.

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 6 б.)
А) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы.
Б) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг».

2. Выбери правильный вариант ответа:

А). А) Константинополь
Б). Г) основанию Петербурга

(За каждый правильный ответ 2 б. Всего 4 б.)


3. Это пословицы о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6 – однозначные, 2, 3, 4, 7, 8 – многозначные, имеющие и прямой и переносный смысл.

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 9 б.)

4. Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора. (За правильный ответ 5 б.)

5. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.

1. Баллада В.А.Жуковского «Светлана».

2. Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

3. Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».

4. Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник».

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 11 б.)

6. Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
а) хорей – двусложный размер стихосложения
б) романс – лирический жанр
в) песня - лирический жанр

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 6 б.)

7. Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки
Ямб, 1 – 3 – женская, 2 – 4 – мужская, перекрёстная
(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 3 б.)


8. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:

а) «Барышня-крестьянка», Лиза – Акулина
б) «Дубровский», Владимир Дубровский

(За каждый правильный ответ 1 б. Всего 4 б.)

9. 5 баллов.
Всего 53 балла.