Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии. По музыкальному воспитанию и подготовительной к школе группе

Методические рекомендации для обучения подготовительного класса в музыкальной школе или студии. По музыкальному воспитанию и подготовительной к школе группе

Ирина Белан
Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе

«Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе »

В современных условиях проблема художественно – эстетического воспитания, образования и развития детей является одной из центральных задач в дошкольной педагогике . Искусство и художественная деятельность оказывают глубокое эмоциональное воздействие на внутренний мир ребенка, преобразуют его, формируют в нем качества, необходимые для дальнейшей полноценной жизни, активной социализации и творческой самореализации, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное развитие в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры , развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Подготовка детей к школе – одна из главных задач воспитания ребенка шести лет. Перед нами педагогами стоит задача – формирование всесторонне развитой личности. Значительную роль в решении этой проблемы отводят искусству, в частности музыке . Яркие художественные произведения, воздействуя на эстетическое восприятие, становятся источником и средством воспитания и развития ребенка, в том числе умственного. В. А. Сухомлинский писал : «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Внимание ребенка как бы сосредотачивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ними музыка , и его мысль рисует яркую картинку; эта картина просится в слово».

В подготовительной группе приобщаем детей к музыкальной культуре , продолжаем воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке .

При анализе музыкальных произведений учим ясно излагать свои чувства, мысли, способствуем развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

В разделе «Слушание музыки » детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства : живописи, литературе. Большое внимание уделяем развитию словаря эстетических эмоций – ребенок учится подбирать точные слова для характеристики музыкального произведения . Музыка развивает ребенка и умственно. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке . Музыкальный репертуар , используемый, для слушания позволяет расширить кругозор детей , запас музыкальных впечатлений дает детям разносторонние знания об окружающем.

У детей подготовительной группы более ярким становится стремление исполнить песню, танец, проявить творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки , так же как и речь, воспринимаются слухом. Во время пения обращается внимание детей на активность губ , четкое произношение согласных в конце слова; вырабатываем дикцию при помощи специальных упражнений : шуток – прибауток, потешек, скороговорок.

В работе с детьми вводим наглядное моделирование для эффективного усвоения материала. На их основе разработаны дидактические игры «Громко – тихо» , «Быстро – медленно» и другие. Помимо музыки и движений , детей знакомим с особенностями устной речи : окраской голоса, мимикой, жестами. Составной частью умственного развития детей является развитие и совершенствование у детей мыслительных процессов, элементов логического мышления. Активация умственной деятельности достигается тем, что каждый раз детям предлагаю более сложное задание : иной сложный вариант того же задания, другую игровую ситуацию, новое музыкальное произведение . Расширяя познания дошкольников , развивая их умение логически мыслить, не упускаю из поля зрения и такую важную задачу умственного воспитания, как развитие речи. Ведущая роль в развитии речи принадлежит песне. Музыка привлекает детей к речевой основе , заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни.

Неоценимую помощь в решении задач умственного воспитания оказывают музыкально – дидактические игры и упражнения, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребенка. Дидактические задания на каждом последующем занятии видоизменяю , усложняю, создаю посильные затруднения, что позволяет детям искать новые способы достижения цели, активизирует их.

Большое место в умственном воспитании и развитии детей принадлежит музыкально – ритмической деятельности. Подбирая игры, пляски, хороводы, упражнения и творческие задания, учитываю, прежде всего, методы и приемы работы над конкретным материалом. Работа над всеми видами музыкально – ритмических движений начинаем с восприятия музыки , с ее анализа детьми. При работе с детьми подготовительной группы используем «пальчиковые игры» - они оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, мышечный аппарат, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребенка. Игры эти очень эмоциональны, можно их проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. С помощью «пальчиковых игр» можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению. На занятиях учим детей передавать свои эмоциональные переживания через движения. Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и более выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое вызывает музыкальное произведение . Выразительная разговорная речь тесно связана с движениями (жестами, музыкальной интонацией , становится тем самым «мостиком» , который связывает движение и музыку .

В результате систематической работы по умственному воспитанию детей в процессе музыкальной деятельности на занятиях и в повседневной жизни дети приобретают навык активных самостоятельных действий.

Музыкальные занятия , праздничные утренники вызывают у детей особый интерес , и эти формы музыкальной деятельности помогают увидеть умственную активность детей , поисковые качества, творческое начало в их действиях, познавательный интерес, работоспособность, самостоятельность, а в целом – готовность к учебной деятельности в школе .

Публикации по теме:

Большое внимание уделяю созданию обучающей среды. Дизайн логопедического кабинета оказывает успешную адаптацию детей к новым условиям и обеспечивает.

Информационный буклет для родителей по подготовке детей к школе Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника. То есть,.

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Роль семьи в подготовке ребенка к школе Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:.

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе.

Автор: Геращенко Анжелина Викторовна. Музыкальный руководитель.
Место работы: МАДОУ детский сад присмотра и оздоровления №31 «Сказка» г. Ельца Липецкой обл.

Конспект ОД «Мир музыки чудесной»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»). Подготовительная к школе группа.
Цель: способствовать развитию творческих возможностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
Программное содержание:
учить детей петь попевку в трёх - четырёх ближайших тональностях, чисто интонируя нисходящее поступенное движение мелодии;
познакомить детей с новой песней
/Е. Птичкин «Серебряный букет»/;
продолжать формировать певческие навыки: дикцию, дыхание, звукообразование, чистоту вокальной интонации, стройное слитное пение – ансамбль;
учить исполнять знакомую песню выразительно, эмоционально, закрепляя вокальные навыки;
развивающие задачи
развивать песенное творчество и музицирование на музыкальных инструментах;
развивать пластичность, ритмичность и выразительность движений, их согласованность с формой и характером танца;
обогащать музыкальную терминологию детей (скрипичный ключ, жанр музыкального произведения, оркестр);
словарная работа
обогащать и активизировать словарь детей (музыкальные жанры, оркестр, скрипичный ключ, серебряный, сверкающий, чародей, ухабы)
воспитательные задачи
воспитывать любовь и интерес к музыке, музыкальный вкус.
Оборудование:
Магнитофон, аудиозаписи: «Полька» И. Штрауса, песня «Кабы не было зимы» Е. Крылатова, «Щелкунчик» П. И. Чайковского (вариация II - танец феи Драже); музыкальная шкатулка; музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы, тамбурины, металлофоны, колотушка, рубель, ложки деревянные; стенд с нотным станом и скрипичным ключом, портрет композитора Д. Шостаковича, бумажная снежинка на ниточке, статуэтка балерины, «снежная» веточка, диск с детскими песнями для подарка.

Ход занятия.

Под «Польку» И.Штрауса дети легко поскоком вбегают в зал, выстраиваются у центральной стены.
Муз. рук.
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем.
С добрым утром,
С ясным днем,
Вот как славно мы поем!
1.Музыкальное приветствие.
/«Здравствуйте, ребята»./ (Транспонируют по трем тональностям)
Муз. рук. (выходит к детям)
Давайте познакомимся, мои друзья!
Я – фея музыки,
Приветствую всех я!
Хочу позвать сегодня вас
В мир музыки чудесной.
Мы будем петь и танцевать.
Всем будет интересно.
В подарок вам я принесла музыкальную шкатулку, в ней спрятан сюрприз. Но шкатулка откроется, когда вы отгадаете тайну композитора
Д. Шостаковича и определите жанр и характер произведения, которое сейчас прозвучит.
2.Слушание музыки. /Д. Шостакович «Вальс-шутка»/
Муз. рук.
Итак, ребята, что за музыка звучала?
Дети: Танец.
Муз. рук.
Верно, это танец.
Теперь определите характер музыки, какая она.
- Легкая, светлая.
- Быстрая, звонкая.
- Игривая, отрывистая.
- Кружащаяся, летящая.
- Звонкая, как колокольчик.
Муз. рук.
Правильно, характер этого танца легкий, игривый.
Д.М. Шостакович назвал его «Вальс-шутка» и исполнил этот вальс, кто, ребята?
- Оркестр.
Муз. рук.
Молодцы! А вы хотите стать музыкантами и сыграть на музыкальных инструментах все вместе, как в настоящем оркестре.
- Тогда выберите инструменты, которые по звучанию подходят к этому вальсу, и займите место в оркестре.
Готовы?
3.Музицирование.
/Игра на детских музыкальных инструментах.
Д. Шостакович «Вальс-шутка»/
Муз. рук.
Молодцы, относите инструменты на место и подойдите ко мне. Ребята, вы красиво, дружно играли в оркестре, отгадали тайну композитора и узнали жанр вальса.
Пора шкатулку открывать.
Ты, шкатулка, открывайся,
Открывайся поскорей.
Очень просим постарайся,
Чтобы стало веселей!
/Открывают. «Фея музыки» достала скрипичный ключ./
Муз. рук.
А вот и сюрприз. Кто знает, что это такое? Ребята, это скрипичный ключ.
Это ключ непростой,
Нотной азбуки король!
(Прикрепляет на нотный стан).
Ключ скрипичный – помощник мой отличный.
Он открывает дверь в мир музыки, в мир мелодии и песен.
А вы любите петь?
Прежде чем мы будем разучивать песню, подготовим наши голоса,
Разогреем, настроим их.
/Музыка. П.И. Чайковский «Щелкунчик»/
4.Дыхательная гимнастика.
/«Игра со снежинкой»/
Муз. рук.
Посмотрите,
Кружится снежинка,
Белая пушинка,
Пахнет свежестью, прохладой,
Вдохните аромат, ребята!
/Вдыхают быстро через нос, выдох через рот медленный, произносят «Ах, аромат!» на выдохе/
Муз. рук.
Продолжаем заниматься,
Начинаем распеваться!
Садитесь поудобнее.
5.Распевание.
/Попевка «Светит солнышко»/
Муз. рук.
Сегодня мы разучим русскую народную попевку «Светит солнышко», послушайте ее.
/Пение попевки/
Подпевайте ласково, протяжно.
- Индивидуальный опрос;
- Хоровое пение в 3-4 тональностях.
Работа над артикуляцией, дикцией, чистотой интонации, эмоциональным настроем /петь радостно, светло/.
Муз. рук.
Эту песенку сочинил народ. А вы умеете сочинять музыку?
Попробуйте сами придумать мелодию на стихи:
- Снег, снег стелется,
Белая метелица.
- На деревья на лужок
тихо падает снежок.
6. Песенное творчество.
/Индивидуальное пение/
Муз. рук.
Молодцы! Ваши голоса разогрелись, настроились,
и готовы учить новую песню, она называется «Серебряный букет».
Написали ее композитор Евгений Птичкин и поэтесса Наталья Просторова.
7. Пение.
/Знакомство с песней Е.Птичкина «Серебряный букет»/
Муз. рук.
Понравилась вам эта песня? О чем она?
Какая музыка по характеру, по настроению?
/Светлая, яркая, нежная/
- Сегодня мы выучим припев. Поем по фразам, как эхо:
Я спою, вы повторяете.
/Работа над дикцией, ритмом, интонацией, индивидуальное и хоровое пение/.
/Пение по подгруппам. Поют стоя./
- Исполнение запева (Муз. рук.) и припева – (всеми детьми).
Муз. рук.
Молодцы, вы стараетесь, мне нравится, как вы поете – дружно, радостно, ласково.
А сейчас музыкальная загадка.
Отгадайте-ка, ребятки!
(Слушают отрывок из песни Е. Крылатого «Кабы не было зимы!»)
Что это за песня? Вы узнали?
- Ответы.
Муз. рук.
- Послушайте, как ее исполняет певица В. Толкунова (1 куплет).
8.Пение.
/Е. Крылатов «Кабы не было зимы»/
Постарайтесь так же выразительно, звонко и легко спеть вместе со мной.
Муз. рук.
Пели вы, друзья, на диво.
Очень весело, красиво,
Пора шкатулке вновь открыться.
Пора сюрпризу появится.
Балерина – танцовщица.
Ловко прыгает, кружится.
Всех зовет повеселиться.
Вас сейчас не просто песня,
Песня-танец позовет.
И признаюсь, полька эта,
Скучать ребятам не дает.
Руку смело дали другу,
Стали парами по кругу.
(выстраиваются)
9.«Полька» муз. Д. Львова-Компанейца.
(На запев выполняют поскок).
Слова припева подскажут вам движения.

(Работа над танцевальными элементами).
А теперь веселей,
Потанцуем поскорей.
(После танца остаются в кругу).
Муз. рук.
(Выходит к ним со шкатулкой).
Дорогие ребята, мне очень понравилось у вас, вы такие хорошие певцы, танцоры, музыканты.
А вам, что больше всего понравилось на нашем занятии?
Муз. рук.
Желаю, чтобы вы и дальше продолжали заниматься музыкой.
На прощание вам дарю диск с детскими песнями.
Слушайте их, пойте, вспоминайте нашу встречу.
Вслушайтесь, весь мир поет,
Шорох, свист и щебет!
Музыка везде живет,
Мир ее волшебен.
10.«До свидания» (поют)
(Под «Польку» И Штрауса дети выбегают из зала).

Данную консультацию имеет смысл проводить в начале учебного года, в рамках выхода специалистов на родительские собрания в группах.

Цель : в доступной, интересной форме предоставление информации родителям о пользе и важности музыкального образования.

- в корректной, позитивной форме дать общую характеристику музыкальных способностей детей данной группы;

Рассказать о большом интересе детей к музыкальным занятиям в ДОО;

Убедить родителей в том, что дети, обучающиеся в музыкальных школах, интеллектуально и нравственно, всё же, отличаются от своих сверстников, обладают отличной возможностью общаться с одарёнными детьми, могут понимать и ценить произведения искусства;

Дать информацию о специфике музыкальных школ и музыкальных студий г. Перми;

Кратко описать учебные дисциплины музыкальной школы (сольфеджио, музыкальный инструмент, музыкальная литература, хор, оркестр);

Привести научные факты улучшения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, посредством занятий на музыкальных инструментах (данная информация на сегодняшний день весьма актуальна);

Акцентировать внимание, особенно, родителей девочек на том, что для их детей музыка в будущем может стать прекрасной, замечательной профессией;

Познакомить родителей со статьёй «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу» проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук Д.К.Кирнарской (затем расположить данную информацию в уголке для родителей).

Также на данном собрании будет уместно устроить небольшой концерт детей музыкальной школы (учащихся1-2 классов).

Дорогие родители! Если хотя бы один из родственников ребенка имеет хороший голос и слух, то вполне закономерен тот факт, что и ребенок не обделен музыкальными данными. Убедиться в этом можно, отдав ребенка в музыкальную школу. На сегодняшний день намного престижнее учить ребенка английскому, быстрому чтению и письму, нежели музыкальной грамоте, однако музыка играет далеко не последнюю роль в развитии личности ребенка. Возможно, малышу понравится выбор инструмента, который вы ему предложите, а может он и сам присмотрел себе фортепиано или скрипку. Зачастую дети стремятся подражать своим кумирам, и если любимый актер вашего чада в каком-то фильме сидит в черном фраке за фортепиано и наигрывает красивую мелодию, то малыш может проникнуться к этому инструменту и попросить вас научить его играть на нем.

Что получит ребенок в музыкальной школе? В первую очередь — это музыкальная грамота, эстетический вкус и понятие красоты. Немногие дети в раннем возрасте понимают истинный смысл произведений классиков, но они изо всех сил стараются по-своему донести их до слушателей. Ребенок учится слышать тончайшие изменения в музыке, разбираться в её оттенках, в настроении, и со временем он научится слышать эти изменения и в человеческой речи — замечать малейшие перемены в интонации мамы или никому не заметное недовольство учителя. Ребенок при помощи музыки учится общаться с людьми, улавливать настроение собеседника, его эмоциональное состояние. К тому же, влияние музыки на развитие ребенка неоспоримо в развитии усидчивости, терпеливости, систематического труда.

Однако заблуждением будет думать, что если вы отдадите свое чадо в музыкальную школу, то он сразу же станет прилежным. Многие дети и года не выдерживают в музыкальной школе, потому что им там скучно, нужно учить много непонятных им терминов, разбираться в них, изо дня в день повторять одни и те же мелодии дома. Так что если ваш малыш воспротивится подобным учениям — не ругайте его, ведь не все вырастают известными музыкантами, многим музыкальное образование дает просто еще одну страницу разнообразия в жизни, и ничего более. В любом случае, дорогие родители, решать вам!

Ожидаемый результат

Родители, возможно, прислушаются к квалифицированной консультации музыкального руководителя и порядка 50% от них отведут своих детей учиться в музыкальные школы, студии города.

Приложение.

Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда - английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая...

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк

Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка - это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по

2. уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT- инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.__

отличник образования РБ

Никитина Джамиля Фаридовна

На первом уроке я знакомлю детей с бабушкой Музыкой, параллельно, ведя разговор об их бабушках. Дети с удовольствием рассказывают о них и запоминают главные особенности бабушки Музыки: что она бывает весёлой и грустной, медленной и быстрой, громкой и тихой.

Здесь необходим музыкальный показ и первым открытием для детей является то, что музыку нужно уметь слушать. Ведь недаром у нас два уха и один рот. Сначала слушать, после – говорить. Это важно, в жизни пригодится точно! С первых уроков они понимают, что нужно научиться слушать и слышать. Даже не важно что или кого: бабушку ли Музыки или шелест ветерка, или своего друга. Воспитывается внимательность и умение сосредотачиваться во время слушания музыки. Понимая и разделяя такие понятия, как шумовые и музыкальные звуки, дети учатся воспроизводить музыку голосом, используя главный музыкальный инструмент – неповторимый и самый красивый, свой тембр голоса. Исходя из практики и наблюдений, выяснилось, что зачастую высокий тембр голоса отсутствует у детей вследствие родовых травм, приобретенных страхов и психосоматический реакций организма позже. И потому координация между слухом и голосом выравнивается путём использования голосовых упражнений. Я прошу детей рисовать голосом какой-нибудь персонаж и раннее, проиллюстрированной музыкальной сказки, например, Волка – низкий голос, Динозаврика с маленькими глазками – высокий голос, с маленькой головой – голос чуть пониже, с толстой шеей – средний голос, толстым животом – низкий голос и тяжёлым хвостом – переход на хрип. Рисуя голосом персонажей из сказок в ходе игры, дети теряют страх перед взятием нот в верхнем или низком регистрах. И, впоследствии, гамму до-мажор поют чисто, не боясь осуществлять переход из грудного регистра в головной. Самыми нотами считаются ре, ми, фа. В основном все дети поют их чисто, а вот с нотой соль многие дети боятся использовать головной резонатор, так как брать высокие ноты приходится искусственно. Когда же они понимают, как это делать, они теряют страх и с удовольствием поют на верхах. Только нельзя допускать перегрузки связок, всё нужно делать аккуратно, не громко.

Эти волшебные семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – подобны радуге, и каждая нота имеет свой цвет: до – красная, ре – оранжевая, ми – жёлтая, фа – зелёная, соль – голубая, ля – синяя, си – фиолетовая. Учимся узнавать ноты и писать их, используя наглядность в виде большого нотного стана с разноцветными нотками.

__________________________________________________________________________________

В Индии, например, по сей день используется ладовая система «шрутти», содержащая в себе 22 звука в октаве, а на ближнем востоке – арабо-персидская ладовая система, содержащая 17 звуков в октаве. Но в это мы маленьких музыкантов пока не посвящаем.

Здесь уместна песня из мирового шедевра, мюзикла «Звуки музыки», композитора Роджерса – «Нотная азбука». Можно её разучить и петь глядя в визуальное пособие. Детям нравится.

До – воробышко гнездо

Ре – деревья во дворе

Ми – котёнка накорми

Фа – в лесу кричит сова

Соль – играет детвора

Ля – запела вся Земля

Си – поём мы для того,

Чтоб опять вернуться в До.

Даже позднее записывая ноты в обычную нотную тетрадь, мы разукрашиваем их. Дети запоминают сначала ноты по цвету, после по местонахождению на нотном стане. И процесс обучения нотной грамоте происходит радостно и незаметно. По той же системе мы изучаем ноты басового ключа во втором полугодии. Очень помогает пособие Е.Королёвой «Музыка в сказках, стихах и картинках».

Также, помогает выстраивать интонацию слуховой анализ. С первых уроков через слуховые ощущения мы учимся определять «количество птичек на ветке» (количество звучащих единовременно нот). Определять самую звонкую птичку – верхний голос, а также самую мудрую, старую – низкий голос. Также мы «гуляем» по большому нотному стану с разноцветными нотками от ДО наверх и вниз. Можно вырезать из картона девочку, дети с удовольствием разукрасят её и дадут имя. И тогда уже гуляет не пальчик ученика от ноты к ноте, а реальный персонаж – девочка Света. Дети бережнее и внимательней «выгуливают» её, лучше чувствуют направление движения нот: вверх или вниз по гамме. Таким образом у детей формируется ощущение звуковыстоности.

Что касается вокального сольфеджирования, то дети с удовольствием учатся дирижировать через игру «человек-оркестр», а также петь ноты. Я использую первую часть сборника «Сольфеджио» Б. Калмыкова, Г. Фридкина. Училась по нему и я. Нахожу его очень удобным. К тому там много примеров народной музыки. Хотя, можно использовать и другие пособия, например Н. Ладухина.

Параллельно с работой над координированием слуха и голоса, ведётся огромная работа над ритмом. Воспитать в маленьком человеке верное ощущение ритма и времени, это, я считаю, залог его дальнейшего успеха в жизни. И это не пустые слова. Как часто мы видим способных и талантливых людей, но, зачастую, неприспособленных к современным реалиям жизни. Неприспособленность эта возникает из-за отсутствия чувства ритма, темпа, и метра. Жить в ритме, который тебе диктуют жизненные обстоятельства, это основа гармонии, счастья. Хаббарт: «Жить в мире высоких скоростей с тихоходными людьми небезопасно». На музыкальных примерах (в основном даю темы из народного музыкального творчества, позже объясню почему) дети учатся играть на знаменитых инструментах Орфа: ложки, трещётки, барабаны, ксилофоны и многие другие. Попадая в такт музыки и совпадая с ней по ритму, на своих инструментах, дети, входят в экстатическое состояние музыкального единства, у них появляется чувство значимости, ощущение своего творческого начала. Кстати, даже при самых незначительных победах, я прошу ребёнка погладить себя по голове, похвалить себя. Это важно – с детских лет поощрять себя за труд и результат, чтобы поддержать желание заниматься дальше. И, конечно же, педагог делает поощрение в виде пятёрки.

Важно также, чтоб ребёнок запомнил, что бабушку Музыку мы просчитываем до четырёх. Очень хорошо помогают читать ритм «два барата»: Ти и Та. Ти – маленькие, шустрые, быстрые, и обозначаем мы его вот так (рис.а):

А Та большой и важный брат, обозначаем мы его вот так(рис. Б):

Ти-ти-та у них сидит внутри, как будильник и работает в ритме музыки. И это здорово.

Воспитанию чувств ритма и темпа помогает написание ритмических диктантов. Педагог на одной ноте проигрывает ритмическую схему. Ребёнок записывает её в тетрадь, предварительно проиграв её на ударном инструменте и проговорив вслух словами ти и та. Очень важно, что он почувствовал себя маленьким композитором. К ритмической схеме он может приписать разноцветные нотки по своему усмотрению, попробовать сыграть своё произведение, дать ему название. Зачастую дети дома с родителями сочиняют и слова к своей музыке, получается песенка собственного сочинения. Развивается огромный интерес к своему творчеству, ребёнок понимает, что может сам сочинить музыку и про мышку, и про осень, и, конечно же, про маму.

Интерес к игре на фортепиано растёт из урока в урок. Так как до полного изучения подготовительного нотного курса, я не сажаю их за инструмент сразу, как в музыкальной школе, а садятся они сами, когда уже хорошо ориентируются в нахождении нот в любой октаве, пении сольфеджио. Дети сами просятся играть, происходит это само собой с большой радостью и удовольствием. Необходимо проделать с ними упражнение. Певоначально, мы вешаем, как на крючок, на третий палец «пальтишки» или «плащики». При расслабленной руке дети должны чувствовать свой третий палец и опору.

Потом уже свободную руку с чувствительным третьим пальцем переносим на клавиатуру.

Необходимо проделать с ними упражнение на разные пальцы, главное, чтоб они двигались в зеркальном отражении друг от друга. У каждого педагога свои хитрости, главное, чтобы было удобно, легко брать звук. Процесс звукоизвлечения дожжен быть естественным и удобным. В конце года они спокойно играют гамму До-мажор в прямом и расходящемся движении, хроматическую гамму, арпеджио (оно даётся труднее всего, поэтому я практикую пение трезвучия на каждом уроке) и аккорды. Аккорды дети любят, так как это самый простой вид аккомпанемента к их песенкам. В конце первого года обучения дети поют песенки под собственное сопровождение в тональности до-мажор.

Сейчас очень востребованы и популярны сборники И.Корольковой «Крохе-музыканту» 1 и 2 части.

Яркие иллюстрации и последовательно грамотно изложенный нотный материал дают свои поразительные результаты. При изучении басового ключа мне помогают пьесы из сборника Лещинской «Малыш на роялем»

Также очень полезно давать детям переписывать номера по сольфеджио со скрипичного ключа в басовый, при этом, не забывая раскрашивать нотки в цвета радуги. Помогает визуальная наглядность в виде большого нотного стана и разноцветных нот уже в басовом ключе. Здесь нам помогают полюбить басовый ключ такие сказочные персонажи, как Медведь, Волк, баба-Яга, ДедМорз и т.д.

Обращение к народному творчеству, фольклору не случайно. В связи с компьютеризацией, урбанизацией и очень малым общением с живой природой, происходит утрачивание связи с прошлым. Дети мало знают народных сказок, пословиц, поговорок, колыбельных. К сожалению, современные родители мало читают или не читают вовсе на ночь сказок, не поют колыбельных. А ведь это так благоприятно сказывается на психике ребёнка. Дело в том, что в каждом из нас существует генетическая память – память предков. Она придаёт нам силы, питает нас своим соком. Чувствуя в себе род, мы являемся неотъемлемой частью своего народа. Это важно для человека, поэтому питать его фольклорным творчеством, это всё равно, что питать молоком матери на духовном уровне. Потому, в качестве музыкальных иллюстраций я использую народную музыку: русскую, башкирскую, татарскую, грузинскую, украинскую. Чтобы детям понятнее было архаичное звучание фольклорной музыки, мой концертмейстер стилизует, осовременивает его. Все минусовые фонограммы звучат народно, но в контексте современной pop -культуры. Дети с удовольствием поют такие народные песни, как «Ходила младёшенька», «Виноград», «Ой рано, на Ивана», «Весёлые гуси», «Коляда»; башкирские – «Ай, Уралым», попурри на темы известных башкирских народных песен, татарская «Круглое озеро», грузинская «Мчит Арагве вдаль» и так далее. Очень полезна практика работы с микрофонами в студии и на сцене. Дети поначалу привыкают к тембру своего голоса, после начинают его любить, находят свои тембральные особенности, «изюминки». А прослушивание своих вокальных записей учат их анализировать свой голос и трансформировать его в лучшую сторону.

В течение года начинающий музыкант овладевает общими музыкальными понятиями и знаниями, а также начальными основными навыками. Он умеет:

Петь и дирижировать по нотам по сборнику Калмыкова-Фридкина с 1 по 30 номера

Писать ритмические и интонационные диктанты в размере 2/4 в тональности до-мажор на 8 тактов

Делать анализ музыкального произведения, умеет рассказать, какая была бабушка Музыка – грустная или весёлая, быстрая или медленная. Умеет просчитать и прохлопать её.

Играть гамму до-мажор

Играть аккомпанемент к 1 – 2 детским простейшим песенкам тональности до-мажор, используя полный функциональный оборот T – S – D – T .

Играть любую из пьес сборника «Крохе-музыканту» Корольковой по 1 части и первой половины 2 части. (самые продвинутые из учеников доходят до конца второй части).

Петь под минусовую фонограмму с микрофоном.

Сочинять свои мелодии и записывать их в нотной тетради.

Процесс введения в огромный мир музыкального искусства очень творческий и разнообразный. А построенный на любви становится для ребёнка незабываемым и результативным!

Музыкальная школа – это особенное учебное заведение, которое, по своей сути во многом не похоже на привычное для всех общеобразовательное.

Там тоже посещают занятия, ставят отметки, проводят уроки, экзамены, зачёты, но при этом обучение музыке невозможно без творческой составляющей, наличия определённых способностей, которые либо даны природой, либо нет.

Подготовительный класс музыкальной школы необходим для решения главной задачи, которая является наиболее актуальной на данном этапе: отсеять детей, которые просто не в состоянии будут соответствовать даже минимальным критериям. Его основной целью всегда является выявление из общего потока по-настоящему одарённых детей, которые смогут в дальнейшем успешно учиться и добиваться в этой области определённых результатов. Кроме того, учёба в музыкальной школе всегда неразрывно связана с необходимостью подготовки к её общеобразовательной программе.

В любой ДМШ каждый ученик на протяжении всего срока обучения должен изучать такие дисциплины как сольфеджио и хоровое пение. Подготовкой к ним и занимаются дети. Они проходят специальные подготовительные курсы , на которых изучают нотную грамоту, без которой невозможно приступать к освоению музыкального инструмента, а также пение в хоре, развивающее не только голосовые данные учащегося, но и его чувство ритма, темпа, музыки.

Чаще всего в подготовительные классы музыкальных школ принимают только детей, которым ещё не исполнилось 7 лет. Старшие дети, которые уже учатся в школе и изучают одну из обязательных там дисциплин "музыку" в большинстве случаев обладают остаточными знаниями и навыками, чтобы быстро сориентироваться в новой области. На начальном этапе изучения музыкального инструмента длительное время включаются только азы, для освоения которых необходим минимум, доступный каждому.

После окончания подготовительного класса всё же нет гарантии, что ребёнок поступит в музыкальную школу. Перед началом учебного года при поступлении в 1 класс проводятся вступительные экзамены, где наряду с детьми, проходившими обучение в подготовительном классе, будут проходить конкурсный отбор и те, кто его не посещал.

В каждой музыкальной школе есть определённое количество мест, на которые набираются учащиеся в 1 класс. Поэтому по результатам вступительных экзаменов набирается строго определённое количество детей. При этом претенденты, проходившие обучение в подготовительном классе, участвуют в отборе на общих основаниях. Но при этом в большинстве случаев шансов на поступление у них всё же немного больше.

Отбор в 1 класс проводится исключительно при наличии у ребёнка таланта и способностей, но подготовительный класс музыкальной школы во многих случаях помогает их раскрыть и выявить у детей дошкольного возраста.