Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Капитель построение рисунок. Изучение пропорций и характерных движений фигуры человека

Капитель построение рисунок. Изучение пропорций и характерных движений фигуры человека

Капитель состоит из трех основных частей (рис.87). Верхняя часть, абака, представляет собой толстую квадратную плиту, которая венчается каблучком и полочкой. Под ней находится эхин, затем - переходная к колонне часть, состоящая из трех поясков или шейки, которая сопрягается со стволом колонны. Чуть ниже имеется выступающий валик с полочкой, называемый астрагалом, который также сопрягается со стволом колонны через выкружку. Если мысленно представить капитель без мелких элементов: эхина с поясками, астрагала с полочкой и без рельефа выкружки, то нетрудно определить, из каких геометрических форм состоит ее основа. Разумеется, ствол колонны состоит из цилиндра, а абака - из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра. При отдельном рассмотрении ее дополнительных элементов можно видеть, что профиль эхина близок к четвертному валу, а астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра, с примыкающей к нему снизу полочкой.

Формы капителей, независимо от их разнообразия и стилистики, в основе всегда имеют правильные геометрические формы, чаще относящиеся к телам вращения. Сочетания различных поверхностей образуют сложные формы, из-за чего рисование капители в учебном процессе относят к наиболее сложным задачам.

Работу над рисунком капители следует начинать с композиционного размещения изображения на листе бумаги после предварительного осмотра натуры со всех сторон с тем, чтобы определить наиболее выгодную для размещения изображения точку зрения. От того, насколько выразительно выбрана точка зрения, во многом зависит успешное решение композиционной задачи.

Построение изображения начинают с общей формы. Учитывая, что ее основу составляют тела вращения, вначале следует определить общую вертикальную ось капители, а затем приступить к перспективному построению изображения. При этом очень важно строго следить за пропорциональными соотношениями всех частей и целого.

При изображении классических ордеров чрезвычайно важно с самого начала как можно точнее выдержать основные пропорциональные величины. От того, насколько правильно будут определены основные размеры капители, будет зависеть правильность соотношения величин остальных ее элементов. Помимо важности соблюдения пропорции, не менее важно уметь правильно построить объемно-пространственную конструкцию капители.

Построение конструкции капители можно начинать с квадратного основания абаки или с окружности верхнего основания четвертного вала. Здесь главное - верно построить в перспективном ракурсе два соединяющих элемента. Но, как показывает длительная практика, преобладающее большинство студентов сталкивается с трудностями при вписывании окружности в квадрат (эллипса в ромб). Необходимо отметить, что строя квадрат в перспективе, с тем чтобы потом вписать в него окружность (эллипс), нужно помнить, что независимо от положения углов плиты относительно точки зрения и ее ракурсов, эллипсовидная окружность должна быть всегда построена строго в горизонтальном положении с учетом перспективных сокращений. Причем середина каждой из сторон квадрата плиты должна касаться окружности (эллипса). Недопустимо пытаться подогнать изображение эллипса к неправильно построенному квадрату. Это приведет к значительным искажениям, как самих элементов, так и всего изображения.

Рис. 88 Перспективное построение изображения капители дорического ордера

Студентам при подобных осложнениях рекомендуется начинать с построения эллипса, а затем с видимого ракурса попробовать построить на его основе абаку. Убедительность построения двух элементов зависит от правильного построения самого эллипса, что подробно рассматривалось в предыдущих заданиях по изображению геометрических тел, в частности, при построении тел вращения и их окружностей в перспективе.

Закончив построение верхних элементов конструкции капители, приступают к построению основания ствола колонны. Учитывая ракурсные положения натурной модели, следует опираться на закономерности перспективы. Если предмет находится высоко над линией горизонта или приближен к такому положению, то эллипсы, находящиеся в верхней части, будут шире, чем эллипсы, находящиеся ближе к рисующему.

Соотнося пропорции частей и целого, дополнительно уточняйте их местоположение. Затем легкими линиями стройте все необходимые окружности (эллипсы) деталей капители. При их построении очень важно прорисовывать не только видимые, но и невидимые элементы капители как бы насквозь, прозрачно, что способствует правильному изображению объемной конструкции капители.

При уточнении деталей капители необходимо исходить из логики конструктивного строения элементов и их частей. Так, например, профиль полочки с выкружкой на абаке, у ближнего вертикального ребра, как правило, смещается то вправо, то влево, в зависимости от ее положения относительно рисующего и т.п. Построение разных деталей капители показаны на рисунке. В процессе работы над рисунком следует время от времени подходить к изображаемой модели, изучать заинтересовавшую форму тех или иных деталей. Это поможет в определенной степени при их уточнении в рисунке.

При изображении половинчатой формы капители студенты часто забывают, что это - часть целого. Следовательно, чтобы получить правильное изображение половины капители, необходимо произвести полное построение изображения, а не только его видимой части. Только после этого можно приступать к определению половины капители в соответствии с ее положением относительно рисующего. Чтобы произвести необходимое вертикальное сечение, следует, с учетом перспективы, разделить пополам эллипсы оснований, а затем и основание квадрата плиты-абаки. После проверки и дополнительных уточнений ненужную половину можно слегка ослабить, но не избавляться от нее сразу, так как при дальнейшей проработке и уточнениях на нужной половине могут быть допущены некоторые искажения.

Таким образом, непременным условием завершения работы над построением рисунка капители является проверка на расстоянии. Только с определенного расстояния можно увидеть те или иные недочеты. Особое внимание необходимо обратить на пропорции, перспективу, характер, объемно-пространственную форму и общее состояние рисунка. После уточнения построения и исправления допущенных ошибок, следует перейти к выявлению объемной формы светотенью. Для начала необходимо наметить границы собственных и падающих теней, а затем нанести легкий тон на теневых участках с последующей постепенной проработкой светотени на всем изображении и вокруг него, постепенно приводя рисунок к определенной степени завершенности.

Инструкция

Рисовать, конечно, лучше всего с натуры. Но мало кто держит у себя дома макеты архитектурных деталей в натуральную величину, поэтому не исключено, что придется обойтись картинкой. Однако можно использовать и современные средства. Например, найдите подходящее , досмотрите его до места, где капитель будет в нужном вам ракурсе, и сделайте стоп-кадр. Это, конечно, не объемный макет, но представление об освещении и соотношении форм такой способ дает.

Рассмотрите капитель . Вы увидите, что она состоит из нескольких деталей. Наверху находится массивная квадратная плита, ее еще называют абакой. Еще выше - плита потоньше, она называется полочкой. Если начертить эти плиты в верхней проекции, то центры их совпадут, а стороны будут параллельны. Под абакой у дорической капители находится что-то вроде чаши - широкая деталь, образованная вращением шара. Это эхин. Под ним вы видите поясок, состоящий из отдельных частей, еще ниже - цилиндр. Он заканчивается идущей по кругу полочкой, которая и является переходом собственно к колонне. Это самый простой вариант капители. Под верхней плитой могут находиться изображения растений и животных, поясок может быть резным - ну и так далее.

Начинайте рисовать тонким твердым с осевой вертикальной линии. Самый удобный ракурс - когда середина верхней плиты находится прямо перед вами. В этом случае она совпадает с осью симметрии, и вам остается только определить соотношение размеров. Но, конечно, можно выбрать и любой другой ракурс.

Определите соотношение высот самых крупных частей. За основу возьмите часть колонны между поясками. Высота ее примерно в 2 раза меньше ширины. Наметьте высоту точками, затем отложите от каждой точки вправо и влево равные ей расстояния. Вниз отложите отрезки, примерно равные 1/6 высоты этой части капители. Для эхина отведите высоту, равную примерно 2/3 от высоты колонны между поясками, и примерно столько же - на высоту плиты без полочки.

Определитесь с шириной эхина и верхней плиты. Нижний диаметр эхина чуть шире основной колонны, а верхний - равен стороне плиты. Сама же плита примерно в 2 раза шире основной колонны. Для верхней полочки отведите ширину чуть побольше.

Соедините намеченные точки. Все части капители соедините прямыми линиями либо дугами, в зависимости от того, в каком положении по отношению к вам находится капитель . Овальную часть можно нарисовать так же, как вы рисуете стакан - двумя прямыми линиями, между которыми сверху и снизу располагаются овала. Лишние линии уберите. Боковые части эхина прорисуйте дугами, выпуклая часть которых направлена от колонны. Пририсуйте поперечные линии. Передайте штриховкой форму капители. Те части, которые находятся дальше от вас, сделайте более темными.

Рисование капители

Наиболее ценными учебными моделями для рисования являются детали архитектуры - классические ордера. "Ордером" называют архитектурный элемент стоечно-балочной системы, приведенный в определенный конструктивно-художественный порядок. В буквальном переводе этот термин означает "порядок".

Ордерные системы, возникшие в античные времена и получившие широкое развитие во всей мировой архитектурной практике, по сей день обращают на себя пристальное внимание современников. Благодаря своей соразмерности, художественно-конструктивному совершенству, богатству и разнообразию архитектурных форм, классические ордера являются лучшими моделями для изучения и рисования, которые позволяют изучать логику конструктивно-художественной сущности этих форм и совершенствовать изобразительные навыки.

В ордерной системе существенную деталь составляет стойка - колонна. Между колонной и конструкцией балки находится основная головная часть - капитель. Под колонной, в ее нижнем основании, находится плита, называемая базой, выполняющая функцию распределения основной нагрузки на его поверхность. С изобразительной точки зрения наибольший интерес вызывают верхняя и нижняя детали колонны - капитель и база. Композиции капители классических ордеров по своей стилистике и форме довольно разнообразны - от самой простой и гладкой до сложной декорированной, с различными орнаментами растительного и животного происхождения.

Для успешного выполнения учебного задания по рисованию архитектурных деталей потребуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению простых геометрических фигур - квадрата и окружностей.

Изучать и рисовать архитектурные детали необходимо от простых форм, постепенно переходя к сложным. Для начала рассмотрим форму конструкции ордерной системы капители дорического ордера.

Капитель состоит из трех основных частей (рис.87). Верхняя часть, абака, представляет собой толстую квадратную плиту, которая венчается каблучком и полочкой. Под ней находится эхин, затем - переходная к колонне часть, состоящая из трех поясков или шейки, которая сопрягается со стволом колонны. Чуть ниже имеется выступающий валик с полочкой, называемый астрагалом, который также сопрягается со стволом колонны через выкружку. Если мысленно представить капитель без мелких элементов: эхина с поясками, астрагала с полочкой и без рельефа выкружки, то нетрудно определить, из каких геометрических форм состоит ее основа. Разумеется, ствол колонны состоит из цилиндра, а абака - из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра. При отдельном рассмотрении ее дополнительных элементов можно видеть, что профиль эхина близок к четвертному валу, а астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра, с примыкающей к нему снизу полочкой.



Формы капителей, независимо от их разнообразия и стилистики, в основе всегда имеют правильные геометрические формы, чаще относящиеся к телам вращения. Сочетания различных поверхностей образуют сложные формы, из-за чего рисование капители в учебном процессе относят к наиболее сложным задачам.

Работу над рисунком капители следует начинать с композиционного размещения изображения на листе бумаги после предварительного осмотра натуры со всех сторон с тем, чтобы определить наиболее выгодную для размещения изображения точку зрения. От того, насколько выразительно выбрана точка зрения, во многом зависит успешное решение композиционной задачи.

Построение изображения начинают с общей формы. Учитывая, что ее основу составляют тела вращения, вначале следует определить общую вертикальную ось капители, а затем приступить к перспективному построению изображения. При этом очень важно строго следить за пропорциональными соотношениями всех частей и целого.

При изображении классических ордеров чрезвычайно важно с самого начала как можно точнее выдержать основные пропорциональные величины. От того, насколько правильно будут определены основные размеры капители, будет зависеть правильность соотношения величин остальных ее элементов. Помимо важности соблюдения пропорции, не менее важно уметь правильно построить объемно-пространственную конструкцию капители.

Построение конструкции капители можно начинать с квадратного основания абаки или с окружности верхнего основания четвертного вала. Здесь главное - верно построить в перспективном ракурсе два соединяющих элемента. Но, как показывает длительная практика, преобладающее большинство студентов сталкивается с трудностями при вписывании окружности в квадрат (эллипса в ромб). Необходимо отметить, что строя квадрат в перспективе, с тем чтобы потом вписать в него окружность (эллипс), нужно помнить, что независимо от положения углов плиты относительно точки зрения и ее ракурсов, эллипсовидная окружность должна быть всегда построена строго в горизонтальном положении с учетом перспективных сокращений. Причем середина каждой из сторон квадрата плиты должна касаться окружности (эллипса). Недопустимо пытаться подогнать изображение эллипса к неправильно построенному квадрату. Это приведет к значительным искажениям, как самих элементов, так и всего изображения.

Рис. 88 Перспективное построение изображения капители дорического ордера

Студентам при подобных осложнениях рекомендуется начинать с построения эллипса, а затем с видимого ракурса попробовать построить на его основе абаку. Убедительность построения двух элементов зависит от правильного построения самого эллипса, что подробно рассматривалось в предыдущих заданиях по изображению геометрических тел, в частности, при построении тел вращения и их окружностей в перспективе.

Закончив построение верхних элементов конструкции капители, приступают к построению основания ствола колонны. Учитывая ракурсные положения натурной модели, следует опираться на закономерности перспективы. Если предмет находится высоко над линией горизонта или приближен к такому положению, то эллипсы, находящиеся в верхней части, будут шире, чем эллипсы, находящиеся ближе к рисующему.

Соотнося пропорции частей и целого, дополнительно уточняйте их местоположение. Затем легкими линиями стройте все необходимые окружности (эллипсы) деталей капители. При их построении очень важно прорисовывать не только видимые, но и невидимые элементы капители как бы насквозь, прозрачно, что способствует правильному изображению объемной конструкции капители.


Рис.89

При уточнении деталей капители необходимо исходить из логики конструктивного строения элементов и их частей. Так, например, профиль полочки с выкружкой на абаке, у ближнего вертикального ребра, как правило, смещается то вправо, то влево, в зависимости от ее положения относительно рисующего и т.п. Построение разных деталей капители показаны на рисунке. В процессе работы над рисунком следует время от времени подходить к изображаемой модели, изучать заинтересовавшую форму тех или иных деталей. Это поможет в определенной степени при их уточнении в рисунке.

При изображении половинчатой формы капители студенты часто забывают, что это - часть целого. Следовательно, чтобы получить правильное изображение половины капители, необходимо произвести полное построение изображения, а не только его видимой части. Только после этого можно приступать к определению половины капители в соответствии с ее положением относительно рисующего. Чтобы произвести необходимое вертикальное сечение, следует, с учетом перспективы, разделить пополам эллипсы оснований, а затем и основание квадрата плиты-абаки. После проверки и дополнительных уточнений ненужную половину можно слегка ослабить, но не избавляться от нее сразу, так как при дальнейшей проработке и уточнениях на нужной половине могут быть допущены некоторые искажения.

Таким образом, непременным условием завершения работы над построением рисунка капители является проверка на расстоянии. Только с определенного расстояния можно увидеть те или иные недочеты. Особое внимание необходимо обратить на пропорции, перспективу, характер, объемно-пространственную форму и общее состояние рисунка. После уточнения построения и исправления допущенных ошибок, следует перейти к выявлению объемной формы светотенью. Для начала необходимо наметить границы собственных и падающих теней, а затем нанести легкий тон на теневых участках с последующей постепенной проработкой светотени на всем изображении и вокруг него, постепенно приводя рисунок к определенной степени завершенности.

Нарисовать ионическую капитель карандашом на листе бумаги формата А4или А3.

Более сложная по форме ионическая капитель отличается от дорической насыщенностью поверхности дополнительными декоративными элементами - иониками и волютами. Это собственно и осложняет задачу изображения подобного рода декорированных капителей, так как декоративные элементы отвлекают внимание и мешают увидеть ее основную конструктивную сущность, которая ничем не отличается от дорической. Она состоит из трех основных элементов - ствола колонны (цилиндра), абаки (утолщенной квадратной плиты) и примыкающего к ней эхина (четвертного вала) (рис.1).

Рис.

Для правильного изображения ионической капители необходимо понять конструктивные закономерности строения декоративных деталей во взаимосвязи с конструктивной основой самой капители - квадратом абаки с цилиндром колонны. Если мысленно удалить детали, то мы увидим ствол колонны и абаку с примыкающим к ней четвертным валом. Такой прием дает ясное понимание основ конструкции капители. Дополнительные детали уточняются впоследствии. При изображении капители на плоскости листа сначала нужно построить абаку со стволом колонны, а затем пристроить к ним конструкцию волюты. На рис.1 показано построение изображения ее составных элементов с последующим их уточнением.

Рис.

Для начала полезно порисовать элементы ионики отдельно. В свое время подобные орнаменты вырезались из сплошной продольной полосы мрамора, профиль которого был приближен к четвертному валу. Ионика напоминает яйцевидную форму (овоид) со срезанным верхом, обрамленную стилизованным листом и разделенную стрелками. В основании орнамента проходит тонкая полоса из бусинок, профиль которых есть валик. Для правильного распределения орнамента на рисунке следует всю видимую часть вала равномерно разметить поперечными осями с учетом перспективы и закругленности формы, причем одни оси проходят по стрелкам, другие - по ионикам. Затем прорисовывают контуры деталей орнамента, уточняя их пропорции с учетом перспективы и приближая рисунок к этапу светотеневой проработки. Вместе с тем, во время прорисовки мелких деталей орнамента могут быть допущены значительные искажения формы профиля четвертного вала, на что следует обратить внимание. При построении половины ионической капители (так же, как и при изображении половины капители дорического ордера) важно для начала изобразить контуры целой формы, а затем произвести симметричное вертикальное сечение, оставляя нужную половину для дальнейшего ведения работы, а вспомогательную - для последующего уточнения основной.

Построение изображения конструктивных элементов волюты и составных ее частей показаны на рисунках 1,2. Приступая к рисованию архитектурных деталей с натуры, необходимо вести работу в такой последовательности:

1.Конструктивный анализ формы и ее отдельных элементов во взаимосвязи. 2.Выбор точки зрения с учетом линии горизонта и размещения изображения на листе. 3.Построение конструкции предмета с учетом пропорции, перспективы и характера. 4.Выявление объемной формы предмета с помощью светотени. 5.Подведение итогов и обобщение рисунка.

Рис. Перспективное построение изображения капители коринфского ордера

Рисунок тосканской, дорической, ионической греческой, ионической римской, коринфской и композитной колонн.

Для того, чтобы верно выбрать колонны, которые будут украшать фасад дома, многие ищут картинки, колонны на которых подчеркивают задуманный стиль или даже являются стилеобразующим элементом. Поскольку колонны в европейской архитектуре - продукт античного творчества, стоит ознакомиться с колоннами на рисунках из альбомов, которые составляли историки архитектуры. При желании создать сооружение, напоминающее античное, можно посмотреть колонны на фото древних храмов Греции. Например, иллюстрацию храма Зевса в Олимпии, строительство которого вел Либон, а затем Фидий между 472 и 456 гг. Храм Зевса - дорический периптер. По периметру храм украшала дорическая колоннада: 13 колонн располагались вдоль боковой стороны фасада, 6 колонн вдоль коротких сторон под фронтоном - основных фасадов. Этот ритм и соотношение между параметров сторон демонстрирует основные пропорции, используемые греческими зодчими.

Иллюстрация храма Зевса в Олимпии - предположительно так выглядело это античное сооружение до разрушения.

В последнее время все чаще при украшении фасадов используются готовые колонны, выполненные из различных материалов, например из полиуретана. Картинки таких колонн представлены на сайте, и из них можно выбрать наиболее подходящие по стилю. Такого типа колонны используют в случае, если они не несут нагрузки. В случае, если нагрузка есть, то используются несущие колонны из стали или железобетона, которые могут быть отделаны декором. Именно для таких случаев колонны из полиуретана выпускаются в виде двух полуколонн..jpg Но колонны - принадлежность не только античной греческой и римской культур. Если есть желание украсить фасад дома египетскими мотивами, можно использовать колонны египетского стиля. Для ознакомления с египетским стилем можно изучить картинки с колоннами Древнего Египта, сохранившиеся до наших дней. На египетских колоннах наносили письмена, орнаменты. Колонны могли иметь гладкие стволы или напоминать переплетающиеся растения. Иногда капители напоминали бутон или раскрывшийся цветок папируса.

Египетские колонны очень красочны и изобразительны.

Очень информативна в плане египетского стиля будет колонна с хатхорической капителью, изображающей голову богини Хатхор, как колонны на фото внизу.

Египетские колонны с хатхорической капителью. Святилище Хатхор. Гипостильный зал. Литография 19 в.

Усилить эффект могут скульптуры, которые устанавливают перед колоннами и опирают на них, которые не несут нагрузки. Образец такого симбиоза на картинке с колоннами ниже.

Колонны и скульптуры в Мединет-Абу, Рамессеум ансамбль Джосера в Сакаре, храм Рамзеса III. 1185 — 1153 гг. до н. э.

Конечно, в современных домах изменяются пропорции колонн в соответствии с высотой здания. Кроме того, буквальные цитаты исторических прообразов могут оказаться претензионными, но орнаментальные мотивы и элементы колонн, как на рисунке внизу, перенести можно.

Орнаментальные мотивы египетских колонн и рисунки можно перенести на колонны в современных зданиях.

Колонны присущи и восточному зодчеству, например, архитектуре Индии. Индия для западного человека нередко была предметом мечтаний. Дом в индийском стиле станет ярким акцентом, привлекающим внимание, и основным элементом станут колонны, как на фото ниже. Не так просто выделить единый индийский стиль, так как индийская архитектура представлена большим количеством направлений, которые сложились из традиций большого количества народностей, проживающих на территории этой страны. Но если решают включить в дизайн современного фасада колонны с индийскими мотивами, то получают желаемый эффект. Ориентироваться можно на картинки с колоннами, которые, например, относятся к эпохе Маурьев (начало правления царя Ашоки Маурья, когда страна достигла расцвета -262 г. до н. э.). В качестве образца может служить колонна Ашоки (Сарнатха). Колонна Ашоки была создана в начале 3-его века. До наших дней сохранилось основание, на котором высечены слова из Дхарма Чакры - (Колесо Закона) - кодекса государства. Капитель с четырьмя львами хранится сейчас в Археологическом Музее Сарнатха, она стала национальной эмблемой Индии и символом на гербе страны. Фигуры львов словно охраняют власть, глядя на все стороны света. На их спинах колесо, символизирующее движение вселенной. Под фигурами львов находятся рельефы с динамичными изображениями животных, словно бегущих друг за другом, символизируя замкнутый цикл человеческой жизни. Опорой для фигур служит лотос, обращенный лепестками вниз. Можно также за основу взять картинку с колонной Ашоки в Рампурве, с фигурой быка, стоящего на колоколе. Несмотря на то, что такие колонны обозначали территорию властителей и не являлись украшениями индийских фасадов, идею можно использовать в декоре современного здания для придания ему индийского стиля.

Капитель с четырьмя львами колонны Ашоки. 3 в. н.э. хранится в Археологическом Музее Сарнатха.

Другим вариантом индийского стиля может быть резная колонна с объемными фигурами на сюжеты индийской мифологии и письменами, которая может быть сделана как из камня, так и из искусственных материалов, имитирующих камень, чтобы она напоминала, например, колонну на фото ниже.

Колонны храма Кришны в Наггаре.

Или колонны напоминают, например, колонны на фото из храма Маликарджуна

Интерьер храма Маликарджуна.

Определившись со стилем здания и дизайном фасада, выбирают картинки с колоннами, подходящими к конкретному строению и той идее, которую хотел передать архитектор.