Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Упражнения по развитию графических навыков ребенка. Добавить: Выбрать объекты

Упражнения по развитию графических навыков ребенка. Добавить: Выбрать объекты

В соответствии с федеральными государственными требованиями ко всем дошкольным учреждениям, имеющим группы детей старшего дошкольного возраста, приоритетной деятельностью является деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Иными словами, основной из задач дошкольного образовательного учреждения является такая подготовка ребенка к школе, в ходе которой у него максимально формируются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности в школе. Переход ребенка в школу- качественно новый этап в его развитии. И, готовя ребенка к школе, я всегда стараюсь облегчить ему этот переход к новому образу жизни. В подготовительной к школе группе происходят личностные преобразования, заканчивается специальная и общая подготовка и результатом подготовки является готовность ребенка учиться в школе. Но даже при сформированности и социальной и нравственно-волевой сфер, учителя отмечают на первых этапах обучения у многих детей психологическую перегрузку,которая выражается в нервных срывах, слезах, подчас в истериках и отказах идти в школу и продолжать учебу. И связано это в основном с обучением письму. Конечно, обучать детей письму традиционным методом удается, но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. Л.С. Выготский писал, что педагогика должна ориентироваться не на сегодняшний, а на завтрашний день развития, и я считаю, что моя задача, как воспитателя – подготовить ребенка так, чтобы первый год обучения в школе прошел бы для него не принося ему психологических и физических страданий. Почти все дети не любят писать, у них устают руки, быстро растет нелюбовь к письму, то есть пропадает положительная мотивация обучения. Вот поэтому, когда мне попалась в руки книга Е.Н.Потаповой «Радость познания», в которой она делится своим видением путей эффективного метода обучения письму, меня заинтересовала она, но с точки зрения дошкольного воспитания, то есть как в детском саду развить мускульную память ребенка настолько, чтобы письмо в школе приносило ему удовольствие. Е.Н.Потапова в своей работе во главу поставила идею подготовить к письму без письма системой подготовительных упражнений, но упражнения эти должны быть такими, чтобы детям было интересно. Таким образом, опираясь на опыт работы Е.Н. Потаповой, но применимо к детям нашего возраста, я стала строить свою работу по совершенствованию мускульного аппарата ребенка.

Прежде всего, разработав проект работы по использованию штриховки в подготовительной группе детского сада, я познакомила с ним родителей, рассказала для чего это необходимо нашим детям и попросила их помочь мне в этой работе и прежде всего в приобретении необходимого материала. Таким образом были приобретены альбомы для каждого ребенка, линейки обычные и фигурные, лекала и простые карандаши.

На первом занятии мы с детьми договорились, что в этих альбомах можно будет делать рисунки только с помощью линеек и рисунки не закрашивать, а только штриховать. Линейками дети пользовались и раньше в свободной деятельности, но понятие штриховки для них было новым. Поэтому на первом занятии мы просто нарисовали дом с забором, то есть рисунок сам был легким, но большое внимание уделили штриховке. Правила штриховки запомнить не трудно, но нарушать их не разрешается, если хочешь, чтобы работа твоя получилась аккуратной, красивой. Штриховать следует только в заданном направлении, не заходить за контур рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между штрихами. Вначале многие дети не понимали, почему надо штриховать только сверху вниз или справа налево, но потом поняли, что иначе не видно предыдущий штрих, а, следовательно, расстояние между ними не будет одинаковым. Понимание этого очень важно, так как в нашей группе 15% детей, у которых ведущей рукой является левая и для них правила направления штриховки изменяются. Но когда дети поняли, что выбор направления штриховки не случаен и почему надо штриховать так, а не иначе, проблем с выбором направления штрихов больше не было.

Из опыта своей работы могу сказать, что штриховкой увлекаются сразу все дети, делают это с удовольствием и часто сами просят начертить рисунок, если что-то пропустили и не смогли нарисовать вместе со всеми. Но со всеми детьми я занималась штриховкой 2-3 раза в неделю, чтобы поддерживался постоянный интерес и не было перегрузки. От занятия к занятию можно было наблюдать, как меньше ломаются карандаши, уверенней становится рука у ребенка. В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее, поэтому с первых занятий для меня стало незыблемым правилом: если ребенок хочет что-то добавить в свой рисунок или изменить что-то в образце - это его полное право и эта инициатива мной всегда поощрялась.

Проведя таким образом 2-3 занятия с использованием обычной линейки и убедившись, что детьми усвоены правила штриховки, я показала, как пользоваться фигурными линейками. Внесение фигурных линеек на занятие очень разнообразило работы детей, активизировало творческие способности. И если на первых занятиях штриховкой дети, в основном, строго придерживались образца воспитателя, то теперь большинство детей старались внести что-то свое, а так как фантазии ребенка границ нет, то от занятия к занятию рисунки детей становились все более интересными, разнообразными, несмотря на то, что образец был дан один. В каждой работе можно было отметить что-то свое, индивидуальное и это очень радовало ребят, интерес к штриховке не ослабевал, а только усиливался. Очень помогало и то, что все работы детей были в альбомах. Ребята всегда перед занятием просматривали свои ранние работы и сами отмечали, какие неровные штрихи были на первых рисунках и как они становились ровнее, с одинаковыми промежутками в следующих работах. И это было действительно так. Если на первых занятиях руки у детей уставали довольно быстро, мускулы пальцев были слабы и в них не было необходимой для этой работы координации, то от занятии к занятию расходящиеся во все стороны и выходящие за контур штрихи становились все более твердыми, строго держались в границах, приобреталась уверенность штриха. С помощью фигурных линеек дети могли уже составить практически любую смысловую композицию: космос, морские просторы, транспорт, сказочные персонажи, всевозможные роботы и трансформеры - все это находило место в рисунках детей. Но дети уже овладели приемами штрихования по линейке и тогда я предложила вниманию детей штрихование по фигурным линейкам, то есть круглые формы и предложила штриховать круглыми штрихами. На этом этапе я стала учить детей пользоваться лекалами. Дети научились хорошо обводить геометрические фигуры, составлять из них композиции, штриховать параллельными отрезками и теперь могли приступить к работе с лекалами. Методы и приемы обучения остались прежними: показ образца воспитателя с объяснением,а затем работа детей, но уже со своими добавками, изменениями, дополнениями вновь усвоенной техники рисования. Работа с лекалами - один из самых сложных этапов в работе со штриховкой. И вначале мы пользовались лекалами лишь исключительно для штрихования, а не для создания каких-то новых фигур, но и это поначалу оказалось сложным. И тогда на помощь пришли родители. Я предложила ребятам сделать общую работу под названием «Цветной город». Дети дома с родителями чертили и штриховали дома, транспорт, деревья, приносили работы в детский сад, затем вырезали и помещали на общий лист. Ребята гордились своими работами, а многие родители были удивлены, увидев, насколько уверенно их ребенок пользуется линейками и сами стали учить детей штриховать волнистыми, круговыми линиями, полуовалами и пользоваться лекалами при подобной штриховке. Но при составлении композиции «Цветной город» работы с лекалами можно было избежать, потому что составление этой композиции не требует наличия круглых форм (по лекалам чертились только деревья).Тогда через некоторое время я предложила детям сделать совместную работу «Морские просторы».Туловища рыб в основном овальной формы и здесь без лекал обойтись было трудно, поэтому многие родители объяснили детям принцип работы с лекалами. Дети друг другу показывали и рассказывали, как с помощью лекал у них получились такие необычные рыбы, а я радовалась, что в очередной раз родители помогли мне в моей работе с детьми. Причем, в лексикон детей прочно вошло слово «симметричный», которое кто-то объяснил из родителей своему ребенку, а он передал другим. Нельзя не сказать и о том, что далеко не все родители сразу охотно приняли участие в коллективной работе, но я поощряла их активность, отмечая это на собраниях, вывешивая в раздевалке объявления-молнии с благодарностью, и во второй коллективной композиции участие приняли все родители. Многие из них приобрели подобные линейки и для рисования детей дома.

На данном этапе штриховки мы с детьми стали пользоваться цветными карандашами, что способствовало новому витку поднятия творческого интереса у детей. По опыту работы я поняла, что на ранних этапах работы нельзя предлагать цветные карандаши, чтобы внимание детей не переключалось с основного: правильным способам штрихования, а когда правильное штрихование доходит почти до автоматизма, можно вносить цветные карандаши и рисунки детей заиграют новыми красками.

Таким образом совершенствовался мускульный аппарат детей и теперь можно вплотную подойти к упражнениям, благодаря которым обучение письму в первом классе не будет вызывать негативных эмоций. Мы начали штриховать рисунки элементами букв: волнистыми линиями, петельками, мелкими кружками. Этот метод позволяет не только эффективно тренировать пальцы, но в дальнейшем при обучении письму значительно облегчит работу по соединению букв. Каждый последующий этап в данной работе с детьми,вносил что-то новое, интересное и раннее неизведанное детьми и, благодаря этому, интерес у детей к штриховке не пропадает в течение всего года, они гордятся своими альбомами, с радостью демонстрируют свои новые рисунки родителям и с удовольствием занимаются штриховкой по вечерам, самостоятельно придумывают новые композиции.

Хочется сказать и о том, что само рисование по линейке очень легко интегрируется с другими видами занимательной деятельности. Так очень удобно составлять схемы на занятиях логикой, конструированием, математикой, а чтение сказок вдохновляет детей на рисование и штрихование сказочных персонажей.

Подводя итог данной работы по обучению штриховке в подготовительной группе, хочется отметить, что благодаря этому методу, рука ребенка подготовлена к обучению письму. Дети овладевают подготовительным механизмом письма, а,следовательно, психологическая нагрузка в процессе обучения письму будет снята, изнурительное обучение письму в первом классе станет интересным. Отслеживая успеваемость детей прошлого выпуска, занимавшихся штриховкой в детском саду, можно отметить, что трудностей с обучением письму дети не испытывали, процесс обучения протекал без психологических перегрузок, дети быстро научились писать красиво. А если ребенок в первом классе учится легко и с удовольствием, значит задача воспитателя подготовительной группы детского сада по подготовке ребенка к школе выполнена и ребенок приобрел знания и умения, обеспечивающие ему успешное обучение.



Семинар-практикум «Учимся штриховать»

(для родителей детей старшей группы)

ЦЕЛЬ: ознакомить с понятием штриховка и правилами ее выполнения.

ЗАДАЧИ

  • Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
  • Ознакомить с приемом «штриховка»: целью, выполнением и правилами.
  • Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
  • Просвещать родителей с целью повышения педагогической культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ

Образцы детских работ и различных видов штриховки, магнитные полоски-заменители, рисунок совы, карточка с нарисованными геометрическими фигурами, сова - печатка.

Каждому родителю: счетные палочки, листочки в крупную клетку, простой карандаш, цветные карандаши, альбомный лист с рисунком для штрихования.

К ак часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Что такое письмо? Письмо - это способ передавать мысли, а красивое письмо - это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т.е. творить красоту.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.

навыков изображения простых и сложных линий (ломаных, волнистых, комбинированных).

Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание.

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Что же такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность, и самое главное - это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Виды раскрашивания : (показать образцы штриховки)

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками.

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, альбомы для раскрашивания. (показать рамки Монтессори и с изображением животных, птиц и т.д.)

Правила работы запомнить несложно: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

В какой последовательности надо проводить работу по штриховке?

Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными отрезками, затем составляют из них различные композиции.

Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо, надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. При первых выполнениях штриховки обязательно указывается ее направление. Для этого на предмете рисуется стрелочка.

Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. Таким образом развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас.

Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т.е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами, альбомы для раскрашивания.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
  • Вырезание ножницами
  • Аппликация
  • Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
  • Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
  • Шнуровки (сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками)
  • Рисование, раскрашивание.
  • Графические упражнения.
  • Штриховка.
  • Рисование орнамента

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.

Знакомство с различными видами линий, штрихов происходит в игровой форме.

Предлагаю послушать сказку «В королевстве Госпожи Линии»

С детьми отправляемся в путешествие в страну Рисовандию. А путь наш лежит в королевство госпожи Линии. Много трудностей и преград встретим мы в дороге. Все, что мы увидим, будет нарисовано линиями. Если мы верно определим их названия: «прямая», «волнистая», «зигзаг», «спираль», то сможем продвигаться вперед. Готовы? Для того чтобы оказаться в королевстве, необходимо выполнить задание: на небольшом листе бумаги нарисуйте, как, по вашему мнению, выглядят все перечисленные линии.

Мы идем по широкой, уходящей вдаль... (дороге).

Волнистая линия.

На небе ярко светит... (солнце).

Спираль

Перед нами - острые вершины неприступных... (гор).

Зигзаг.

Идем через густой лес. Тянут ветви к небу... (деревья).

Прямая линия.

Вот вдали показалась крепостная... (стела).

Прямая линия, зигзаг

Это - королевство Линии. Сейчас здесь зима. На улицах города пушистые снежные... (сугробы).

Волнистая линии

Искрится на солнышке ледяная бахрома... (сосулек).

Зигзаг.

А вот замок. В нем много лестниц, залов и комнат...

- Мы войдем в самый большой и красивый зал. Здесь тихо. Никого не видно. Посмотрите, кто это дремлет на троне, свернувшись клубочком? (Показать карточку с изображением спирали.) Это же госпожа Линия! Вот она открыла глазки и выпрямилась. Как теперь Линия выглядит? Покажите. (Прямая.) Заволновалась Линия: кто потревожил ее покой? (Дети определяют ее характер: волнистая) Затем очень рассердилась и превратилась в… (зигзаг). Давайте попробуем успокоить госпожу Линию: нарисуем ее королевство, а в рисунке используем все известные виды линий.

В нашей работе нужна система, постепенность, увлеченность и знание.

Если плохо - то не надо!

Если делать - то с умом.

В каждом деле есть отрада,

А успех в тебе самом!

Практическая часть с родителями

  1. Дорисуйте предметы, заштриховав их по образцу, не забывая правила: штрихи не должны выходить за контур, должны быть параллельны и выполняться на одинаковом расстоянии друг от друга.
  1. «Скопируй узор»
  1. Нарисуйте рисунок, используя все известные виды линий.

Правила рисования карандашом

  1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
  2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет с боку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести линию нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
  3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
  4. Предмет прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановкой на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
  5. Предметы округ пой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.
  6. Закрашивая рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.
  7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
  8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее


Штрих – линия, выполняемая одним движением руки. Отдельный штрих может восприниматься глазом как линия или же сливаться с соседними линиями в сплошное тоновое пятно.

Штриховка может иметь различный характер: простая вертикальная, простая горизонтальная, диагональная с переменным ритмом, вертикальная со сменным ритмом, диагональная со сменным ритмом, горизонтальная со сменным ритмом, диагональная с нарастанием, сложная разнохарактерная по кругу, разнохарактерная сложной формы. Различный характер штриховки зависит от положения карандаша в руке и характера рисовальных движений. Легче всего наносить штриховку графитным карандашом, рисунок получается монохроническим, и все внимание сосредотачивается на тоне. Как только ребенок овладеет элементами тонового рисунка, можно вводить цвет. Штрих, полученный графитным карандашом, несмотря на кажущееся изобразительное однообразие, неяркость, может быть очень выразительным. Все зависит от характера его применения, а именно от его вида и формообразования.

Выполняются штриховка на нелинованной бумаге. Штриховка способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость будущего почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю над собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки :

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения,
направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом
располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и
закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;

б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной);
в) письмо отдельных букв - строчных и прописных - без соединения с
другими буквами;
г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки
навыка соединения букв.

Дети чаще всего испытывают затруднения со штрихом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «слева» и «справа», «лист», «страница» и «строка», не укладывается в общий темп работы. Особенность штриховки заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.

ШТРИХОВКИ Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. (Бумага без разлиновки, клеточек линеечек) Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Виды штриховки: - раскрашивание короткими частыми штрихами; - раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; - центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка); - штриховка длинными параллельными отрезками. Правила штриховки: - Штриховать только в заданном направлении. - Не выходить за контуры фигуры. - Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 - 0, 5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки. Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении: ➨Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику». ➨Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».) ➨Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.