Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое композиция простыми словами. Композиция — составление, соединение, сочетание различных частей

Что такое композиция простыми словами. Композиция — составление, соединение, сочетание различных частей

Словарь Ушакова

Композиция

компози ция , композиции, жен. (лат. compositio - составление) (книж. ).

1. Теория составления музыкальных произведений (муз. ). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.

| Музыкальное произведение (муз. ). Это - очень талантливая композиция.

2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит. ).

3. Художественная структура, построение произведения (иск. ). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты.

4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. «Медальон... из какой-то композиции.» Гончаров .

5. Имитация, подделка (преим. драгоценного камня; устар. ). Малахитовая композиция.

Культурология. Словарь-справочник

Композиция

(лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Архитектурный словарь

Композиция

(лат. compositio - составление)

Под архитектурной композицией подразумевают сочетание и взаимосвязь всех элементов сооружения, которые в результате создают целостность и законченность архитектурного произведения. Эстетическая сторона составляет здесь лишь часть общей программы. Задачей архитектурной композиции является приведение к гармоническому единству всех требований функционального, технического, экономического и эстетического порядка.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь лингвистических терминов

Композиция

(лат. compоsitio – сочинение, связь)

Соотношение отдельных частей, компонентов текста, образующее единое целое. Структура, предполагающая использование отношений единства "первичных" элементов и закон композиции.

Словарь антонимов русского языка

Композиция

рассоединение

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Композиция

(лат. compositio - составление, связывание) - построение художественного произведения, система средств раскрытия и организации образов, их связей и отношений.

Рб: композиция и сюжет

Син: а р х и т е к т о н и к а

Вид: закрытая композиция, зеркальная композиция, кольцевая композиция, открытая композиция

Часть: зачин, конфликт, концовка, присказка, пролог, ситуация, сюжет, фабула

* "И в большом сложном романе, и в маленьком лирическом стихотворении мы будем иметь дело с композицией, с определенным построением, вытекающим из данного содержания" (Л.И. Тимофеев).

"В подлинно художественном произведении композиция, все ее приемы подчиняются выражению его идейного содержания" (А. Ревякин).

"Одной архитектоники... довольно, чтобы поглотить всю умственную деятельность автора: соображать, обдумывать участие лиц в главной задаче, отношение их друг к другу, постановку и ход событий... и т.д." (И.А. Гончаров). *

Словарь музыкальных терминов

Композиция

(лат. compositio - составление, размещение)

1. Процесс музыкального творчества.

2. Завершенное музыкальное произведение.

3. Построение музыкального произведения, расположение и со­отношение его частей.

4. Учебный предмет, преподаваемый в консерваториях.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Композиция

1) В литературе и искусстве: построение, внутренняя структура произведения (подбор, группировка, последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое;

2) структура муз.произведения; сочинение музыки как вид творчества, а также муз.произведение как продукт такого творчества; научная и учебная дисциплина, посвященная этому виду творчества.

лат. compositio «1) сочетание, соединение, сложение; 2) составление, сочинение; 3) состав, снадобье, лекарство».

Как музыкальный термин слово композиция появляется в самом начале ХVIII в. из ит. composizione «составление, композиция; произведение (искусства)» через польск. komposicja в значении «составление, сочинение» (Бирж., 371). Например: «По указу ее И.В. велено Гибненеру, за композицию на нотах музыки, выдать денег пятьдесят рублев...» (Храповниц. Мат. ист. А.Н. 1726, Т.I; цит. по КДРС). В 20-х годах XVIII в. из фр. composition «состав вещества, лекарства» через польское посредство были восприняты значения: «1) приготовление лекарств; лекарство, мастика; 2) сплав; род меди, смешанной с другими металлами» (Бирж., 371). С середины ХVIII в. слово композиция в значении «составление целого рисунка из отдельных частей» применяется в живописи. Впервые фиксируется в Сл.Кург. (397) в значения «состав, смесь». Ср.: БАС, V, 1263-1264. Как термин химии, музыки и живописи отмечается в Сл.Яновск. (II, 344-345). Его применение в медицине было ограничено рамками XVIII в. Как химический термин слово композиция просуществовало до начала XX в., обозначая, в том числе, «поддельный, составной камешек или иную подобную вещь» (Сл.Даля1, II, 759; Сл. Чудин 1902 (348).

Содержание слова композиция расширяется в первой половине XIX в. – оно уже означает «компоновку в музыке и других художествах» (СА 1847, II, 195), а к началу XX в. утверждается в качестве общего термина искусства и литературы (Сл.Ушак., I, 1420). С последней трети ХХ в. словом композиция называется «монтаж, составленный из произведений различных авторов», напр.: «Программа вечера, посвященного этой композиции, состояла из «Двенадцати» Блока, читаемых полностью в виде пролога, и текста «Униженных и оскорбленных», перемежаемого время от времени вставками из «Двенадцати» (А.Закушняк. Вечер рассказа, 201). Это значение впервые отмечается в МАС (II, 86).

Композиционный . Образовано при помощи суф. -онн - (Сл.Ушак., I, 1420).

Дизайн. Словарь терминов

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio) – сочинение, составление; соединение, связь. В литературе и искусстве – построение (структура) художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленные идейным замыслом и назначением произведения. В архитектуре – связанные между собой в едином композиционном построении несколько зданий. Композиция произведения изобразительного искусства – это размещение на полотне людей и предметов. Композиция важна и в портрете, и в натюрморте, и в пейзаже. Обычно в картине существует некий центр, в котором происходит основное действие и где находятся её главные герои. Но бывают и другие композиции.

Толковый переводоведческий словарь

Композиция

взаимодействие принципов внутреннего и внешнего построения текста в его язы-ково-стилистическом оформлении; это не только схема построения текста, а идейно-эстетическая категория, теснейшим образом связанная с содержанием.

Тезаурус русской деловой лексики

Композиция

Syn: произведение, составление, формирование

Энциклопедический словарь

Композиция

(от лат. compositio - составление, связывание),

  1. построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).
  2. Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.
  3. Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.
  4. Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Словарь Ожегова

КОМПОЗИ ЦИЯ, и, ж.

1. (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги.

2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.

3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.

4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.).

| прил. композиционный, ая, ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Композиция – (от лат. compositio – составление, связывание, соединение), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и законами, внутренне присущими композиции, и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий художественную форму процесс, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты (составные части) друг другу и целому. Композицию часто отождествляют со структурой произведения. Композиция имеет множественный смысл: это и гармоничное (или дисгармоничное) соотношение частей, и процесс – компоновка произведения. Понятие композиция актуально для всех видов искусств. Первоначально оно разрабатывалось материале литературного текста. Основы его были заложены в «Поэтике» Аристотеля.

Композиция – построение произведения, организация его художественной формы. Она приобретает свои ценностные свойства во взаимодействии с человеком, его потребностями и восприятием. В её задачи входит установление связей «объект» - «субъект» во всей сложности, изучаемой психологией восприятия. Композиция – закон построения различных уровней, слоёв произведения. Она позволяет воспринимающему субъекту идти от части к целому, от одного слоя художественной формы к другому, от первичных значений и смыслов к обобщённому содержанию произведения и обратно. Композиция работает как программа восприятия, предлагаемая зрителю, а потому, при всей видимой естественности и непреднамеренности художественного восприятия, она имеет предварительный характер. Воплощая смыслы и значения, композиция несет в себе суггестивные, внушающие функции.

Основная цель композиции – целостность произведения, обеспечиваемая единством всех выразительных средств, а также целесообразной организацией функционального процесса, для которого предназначается то или иное изделие. В соответствии с тремя основными категориями формы – пространством, пластикой (объёмом, массой) и цветом, – единство композиции складывается как трёхуровневое (или трёхслойное) художественное единство, базирующееся на единстве содержательно-функциональном и смысловом. Цель композиции – организовать пространственную среду, окружающую человека. Главное для её целостности – пространственное единство, согласованность, соразмерность, соподчинённость трёхмерных и двухмерных элементов композиции, всех её форм, предопределяющих целостное восприятие произведения. По характеру формируемого пространства композиции может быть компактной и рассредоточенной, замкнутой, полуоткрытой и открытой, центричной и полицентричной, осевой и многоосевой, симметричной и ассиметричной. Поскольку свойства формируемого пространства неразрывно связаны с его структурой и характером формирующих его элементов (объёмов, поверхностей),- пространственное единство композиции зависит от соотношения объёмов и открытых пространств, от величины и геометрической формы тех и других, от характере формирующих пространство плоскостей, статичного или динамичного равновесия всех структурных направляющих пространства, будь то его оси или границы.

Пространственные стереотипы композиции наиболее устойчивы к стилевым изменениям, ибо связаны с самим существом мироощущения той или иной культуры. Поэтому пространственные стереотипы стадиальны и могут иметь множественную стилевую интерпретацию. Пространственное единство композиции воспринимается в движении и во времени. Исключение составляют многоцентрические и продольно-симметричные композиции, где пространство воспринимается как зрительное единство всех элементов композиции с одной статичной точки зрения, по аналогии с единством зрительной поверхности перспективно выстроенной живописной картины или графического листа. Отсюда чрезвычайно важным для восприятия единства и непрерывности пространства композиции является график движения в пространстве. Пространственное единство композиции осуществляется путём иерархии взаимосвязанных элементов, доминирование одних и соподчинения других. Наряду со сложными иерархическими системами соподчинения возможны отношения большей независимости – рядоположения, сопоставления и противопоставления элементов, создающих их определённое тяготение – отталкивание. Пластическая интерпретация композиции следует за пространственным замыслом, раскрывает его, обладая гораздо большей изменчивостью, подвижностью. Тенденция к пластической выразительности композиции, к скульптурной лепке пространств закономерно завершается применением собственно скульптурной пластики, связанной с композицией предмета.

Следующая группа формально-содержательных связей элементов композиции – цветовые связи. Благодаря первичности восприятия цвета и эмоциональной выразительности его тонов и сочетаний, цветовые гармонии композиции могут быть ведущими на ряду пространственных, пластических и колористических связей. Цветовой образ тогда становится ведущим началом целостного произведения. В единой композиции собственно цветовая композиция – инобытие живописи, результат творческого процесса, синтезирующего цвет с пространством, массой, пластикой, создающего цвето-пространство и цвето-пластическую форму. Цветовая форма эстетически самоценна, вариантна, мобильна, многофункциональна, может развивать автономные от объёмно-пространственной структуры отношения или соотношения, выявляющие эту структуру. Цветовая композиция развивает свою доминантность, динамику, масштабность, ритмический и пропорциональный строй хроматических и ахроматических цветностей, совпадающих или диалогизирующих с масштабом, ритмом, пропорциями и доминантностью масс и пространств.

Таким образом, возникает необходимость триединства пространственной, объёмно-пластической и цветовой композиции. Само это триединство может быть сформировано в соответствии с разными принципами целостности – унисонной (согласие, взаимное выявление всех сторон композиции) или диалогической, контрапунктической, полифонической (неслиятельность, противопоставление или сопоставление параллельно или автономно развивающихся аспектов композиции). Визуальная целостность композиции сосуществует с принципом единения полезного и прекрасного, конструкции и формы, внутренней среды и внешней формы. Визуальной целостности соответствует предпочтительная, некая «истинная» точка зрения, для неё характерно одномоментное, условно статическое восприятие. В осмыслении существа художественной целостности 20 в. большой вклад внесли теоретические разработки таких крупнейших художников, как В. Кандинский, С. Эйзенштейн, литературоведа и историка культуры М. Бахтина. Критически осмысленная ограниченность принципа параллельного (или унисонного) развития выразительных средств, в композиции Кандинский считал, что в их «противоположении» лежит неисчерпаемый ряд возможностей сложной композиции. Концепция контрапункта Эйзенштейна, заключающаяся в целенаправленной асинхронности звука и изображения, по существу намечает тот же тип диалогической и полифонической целостности, который был сформулирован М. Бахтиным на материале романов Ф.М. Достоевского. Три категориальных аспекта композиции, как и три визуально воспринимаемые аспекта художественной формы произведения – пространство, пластика, цвет, - могут быть связанны через диалогическое противополагание (контрапункт).

Существенные свойства композиции объекта в композиционном процессе выступают как средства, связанные с определённым кругом образно-композиционных задач. И напротив, участвуя в процессах композиционного мышления, средства композиции выражаются в материальных результатах – рисунках, чертежах, макетах, свойствах и качествах их художественной формы. Специфика творческих задач определяет преимущественное использование тех или иных средств композиции. Поскольку условием возникновения художественных качеств композиции является пространственное, пластическое и цветовое единство всех элементов формы, т.е. согласованность, соразмерность, соподчинённость их, то все композиционные средства – масштабность, контраст, нюанс, и др. – рассматриваются с точки зрения построения единства композиции.

На основе исторического опыта, прежде всего Классического периода, выявлен метод членения пространственных форм и определенных закономерных соотношениях, при помощи которых достигалось пространственное единство композиции. Известные в практике закономерные или гармоничные отношения членения объёмов, пространств и плоскостей подразделяются на две группы: простые, строящиеся на отношениях простых чисел, и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения. Простые отношения – 2:3, 3:4, 2:5, 3:5, 4:5, 5:6 содержат в себе модель, укладывающуюся целое небольшое число раз в каждой пространственной величине, входящей в отношение. Таким образом, в простых отношениях есть ясная закономерность пространственных величин, которая и является основой их гармонической связи. Иррациональные отношения основаны на простой геометрической закономерности их построения. Наиболее распространены отношения диагонали квадрата к его стороне (1:√2); отношения высоты равностороннего треугольника к половине его основания (1:√3); отношение 1,62…:1, известное под названием золотого сечения. Л.Б. Альберти проводил аналогию между отношениями пространственных величин и отношениями в музыке, утверждая, что в основе гармонии лежат одни и те же числа, на основе которых строятся отношения и созвучия.

Нет оснований говорить о полной аналогии, но родственность гармоний несомненна.

Универсальными художественными закономерностями, проявляющимися во всех видах искусства, являются закономерности тождества и различия, контраста и нюанса. Повторение разных величин, геометрической формы, цветовых тонов объемов и поверхностей устанавливает простейшую зависимость между ними в силу их тождества, по какому-либо аспекту, ряду аспектов. Отношения, приближающиеся к тождеству, называются нюансами. В нюансных отношениях, в т. ч. цветовых, сходство выражено сильнее, чем различие. При возрастании различия сопоставляемых величин ослабевает связь их по принципу сходства и начинает преобладать иная связь. Отношения с выраженным неравенством или различием называется контрастными. Контрастные величины связываются друг с другом в силу их различия и противопоставления. Контраст - средство выявления кульминационных и рядовых элементов композиции, их субординации в системе города, ансамбля, здания. Контраст акцентирует важнейшие звенья композиции, позволяя прочесть ее структуру. Виды контрастов неисчерпаемы: масса и пространство, крупное – мелкое, вертикальное – горизонтальное, легкое – тяжелое, прозрачное – непрозрачное, цветное – ахроматическое и т. д. Столь же многообразны типы и виды нюансных соотношений. Тождество, контраст и нюанс выступают как закономерные формы композиционной связи пространственных величин, средства построения пространственного, пластического и цветового единства композиции. Тождественные и нюансные отношения по трем координатам пространства и цветовым параметрам поверхностей характеризуют относительную статичность форм. Контраст в отношениях пространства и массы, пластических объемов, цветовых тонов объемов и поверхностей создает динамику композиции, которая выражается в зрительном движении в направлении доминирующей величины. Это в равной степени относится как к объемным, пространственным, так и к цветовым характеристикам формы. Принципы неравных отношений – контраст и нюанс – дают возможность членить форму на элементы по степени значимости их в системе целого. Степень нарастания различий и контрастов главной и соподчиненной форм и элементов композиции имеет пределы, связанные с условиями целостности. При бесконечном нарастании различий между элементами может наступить момент, когда контраст как композиционное средство нарушится и произойдет распад пространственного, пластического или цветового единства. С тождеством и различием как универсальными средствами композиции связаны закономерности симметрии и асимметрии. Проявления их весьма различны. История наряду с правильностью, геометричностью, ясным выражением в объемно – пространственных построениях зеркальной или центральной симметрии дает многочисленные примеры с преобладанием как бы случайных, геометрически неправильных построений. Отсутствие правильности, ассиметричное начало во многих ансамблях, в т. ч. сформированных преимущественно симметричными по своей композиции зданиями, объяснимо, во-первых, условиями длительного исторического формирования ансамблей, во-вторых, собственно принципом доминирования «живописного» начала. Отсутствие симметричной упорядоченности ряда ансамблей, зданий и сооружений не означает отсутствия их композиционной организованности. Скорее наоборот, долее сложные типы упорядоченности, основанные на асимметричном равновесии объемов и пространств, их сопоставлении по массе, величине, конфигурации, цвету, свидетельствуют о высокой степени организованности композиции. Такие композиционные приемы свойственны ансамблям, формировавшимся столетиями.

Ключевые средства композиции – масштаб и масштабность. Форма расчлененная кажется крупнее нерасчлененной, особенно это относится к горизонтальным членениям. Светлая поверхность всегда кажется крупнее, чем равная ей темная. Вертикальные линии и формы кажутся больше, чем равные им горизонтальные. Масштаб связан не с реальной величиной объекта, пространства или их элементов, а воспринимаемыми зрительно в соответствии с оптическими эффектами, определяемыми с членениями формы, ее цвето – фактурными характеристиками.

Представления о масштабе претерпевает изменения во времени – в историческом времени культуры, в течение жизни каждого человека. Наиболее остро они выявлены в деталях, непосредственно связанных с размерами человеческой фигуры: ступенях, балюстрадах, парапетах, выступающих «указателями масштабами». Масштабная согласованность произведения с окружающей средой достигается наложением разных масштабов – прием, типичный для архитектуры прошлого. Один из многих примеров – палаццо Питти во Флоренции с его крупными, но тонко моделированными арочными проемами. Построение целостной и масштабной композиции связано с возникающими при сопоставлении форм по вертикали отношениями верха и низа. Масса обладает тяжестью, весомостью, которая в зависимости от различных условий может быть зрительно выражена в большей или меньшей степени. Яркий пример активного выражения массы дает палаццо Дожей в Венеции. Массивная верхняя часть поддерживается пространственно решенной нижней частью. Вся композиция подчинена выражению сопоставления по вертикали массивного и пространственного. Обратное впечатление, т. е. отсутствие выраженных весовых соотношений и впечатление легкости обнаруживается при сопоставлении пространства и массы капеллы Пацци ф. Брунеллески.

Средством приведения к единству отношений параметров пространственной формы являются пропорции как метод построения единства пространственных величин. Пропорциональная соразмерность считалась в античности одним из обязательных условий красоты. Универсальным для любого художественного формообразованием средством выразительности является ритм. Ритм основан на повторяемости в пространстве элементов и соотношений через соизмеримые интервалы. Простейшая закономерность ритма – равенство форм и интервалов. Такой порядок называется метром. Примером его может служить расположение колонн в классическом портике. Сопоставление различных метрических рядов в композиции может служить выражением монументальности, спокойствия, масштабности. Ритм как закон связи элементов дает возможность строить единство композиции. Большое число ритмически изменяющихся элементов и форм при их большом протяжении и длительном восприятии может, аналогично ритмическому ряду, породить монотонность и однообразие. Напряжённость ритма в композиции образуется включением в ритмический порядок контрастов, акцентов, группировки элементов и тому подобных приёмов, усложняющих ритмическую закономерность. Традиционная категория композиции – тектоника. Связанный с нею непрерывно расширяющийся ряд тектонических представлений составляет семантическую основу. Тектоничность форм часто отождествлялась с буквальным совпадением формы и конструкции. Однако это частный случай тектоники, нашедшей своё подтверждение в произведениях П.Л. Нерви, Ф. Канделлы. В основном тектонические формы изображают, а не отображают работу конструкции, в чём проявляется художественная природа зодчества, тектоническое выражение изменения соотношения между основными элементами композиции (например, высоты колонны и величины интерколумния в ордере), меняет характер композиции, придавая разные образные ценностные свойства: мощь, силу, изящество и т.д. Таким образом, суть выражается через тектонику и с помощью конструкции. Особый тектонический смысл в композиции приобретает ритм. Различие горизонтального и вертикального ритма в композиции обусловлено его тектонической природой. Тектонический или атектонический смысл имеют пропорции, цвет, фактура. Тектоника предстаёт как универсальная и одновременно уникальная закономерность.

Т. к. пространство – основная категория формы, предмет и цель творчества, виды композиции различаются по признаку пространственного расположения элементов, связанного с тремя типами их восприятия другие измерения, хотя и могут быть отнесены к линейным, тем не менее, решаются методами объемной композиции (отдельно стоящие объекты, объёмы разных типов). Формы, в которых высота, напротив, контрастно мала по отношению к другим параметрам, хотя и носят плоскостной характер, также решаются методами объемной композиции. Выявление объемности формы зависит от характера членения ее поверхности и массы. При формах, образованных как криволинейными поверхностями, так и плоскими, сопрягающимися под углом, ясность объемности зависит от показа горизонтальных членений форм. В классических примерах объемной композиции горизонтальные членения вместе с активным выносом карниза, завершающего объект, выявляют сопрягающие поверхности то есть целостный объем. Выявление объемности композиции достигается не только членением массы, но и сопоставлением контрастных объемных элементов, сопряжением прямоугольных и криволинейных форм, окружающих основной объем или сопрягающихся с ним. Решение объемной композиции не ограничивается выявлением ее объемности, но обусловлено также членениями её поверхности и массы на основе пропорций, отношений и ритма, благодаря которым достигается выразительность единства, масштабности, напряженности и динамики объемной композиции. Членение объема следует как по поверхности, так и в целом по массе, возможно сочетание тех и других членений. В случае равнозначности членений всех сторон объема формируется центрально – симметричная композиция (вилла Ротонда, Угловая башня Московского Кремля). Членения могут выражать отличие между сторонами объема, соподчиняя их между собой. Яркий пример – клуб им. Русакова в Москве К. Мельникова, с его верно расположенными тремя залами, проявляющимися в трех крупных динамических объемных консолях на основной объемной форме. Один из основных вопросов единства и цельности объемной композиции, аналогичной фронтальной, – вопрос о композиционном центре. Композиционным центром может быть одна из поверхностей (сторон) простой объемной формы или объемная часть композиции, как напр., портик Пантеона, или одна из объемных форм в множестве соподчиненных форм, например, центральный шахтер в храме Василия Блаженного. Во всех случаях композиционных центр ориентируется на главные точки зрения, главные подходы (магистрали, улицы, площади). Положение и характер композиционного центра определяют характер композиции в целом. Так, при равнозначности всех подчиненных форм, окружающих центр, образуется композиция с вертикальной осью симметрии (вила «Ротонда»). При равнозначности элементов по две стороны от композиционного центра образуется композиция с вертикальной плоскостью симметрии (Пантеон). Если положение доминанты объемной композиции таково, что ее окружают неравнозначные объемы и элементы, то композиция определяется равновесием всех элементов и свойств формы (Эрехтейон). В объемной композиции могут сочетаться принципы симметрии и асимметрии (храм Василия Блаженного). В сложных объемных композициях возможно наличие двух и более композиционных центров, соподчиненных друг с другом и ориентирующих композицию на несколько главных подходов с разных сторон.

Глубинно-пространственная композиция характеризуется взаимоотношением поверхностей, объемов, пространств между ними, расположенных по трем координатам и рассчитанных на восприятие при движении в глубину. Характерный и доминирующий признак такой композиции – не одна какая-либо объемная форма или группа их, но и пространство, образуемое их закономерным расположением. Так, пространство площади Св. Петра ограничено с двух сторон колоннадой Л. Бернини и замыкается в глубине фасадом собора. Глубинное пространство Афинского Акрополя строится отдельно стоящими объемами. Начало композиции – подходы к холму, на котором расположен Акрополь. Следующий этап – Пропилеи, решенные как относительно замкнутое пространство, через которое раскрывается основное открытое пространство Акрополя, организованное 2-мя объемами – Парфеноном и Эрехтейоном и статуей Афины Паллады, стоявшей в центре площади. Весь комплекс Акрополя задуман и решен как ассиметричная пространственная композиция, воспринимаемая в движении. Акрополь задуман и решен так, что при движении в пространстве ансамбля в каждой из 3-х главных точек зрения доминировал только один объем: статуя Афины, Парфенон или Эрехтейон. Все эти зрительные картины композиции Акрополя были рассчитаны на движение по определенному маршруту и на определенные точки восприятия. Единство пространственной композиции двигалось подчинением каждого пространственного фрагмента главному мотиву. Асимметричность плана уравновешивалась взаимодействием объемов и пространств между ними.

При построении глубинного пространства недостаточно определить его границы, но необходимо установить ряд промежуточных форм, создающих отсчет длительности пространства. Число элементов, членящих пространство, зависит от действительных размеров пространства по глубине. Характерными приемами построения глубинного пространства служат:

1) метод сечения: форма, направленная своим большим измерением в глубину пространства, является его секущей и вызывает зрительное движение вдоль своего направления;

2) метод наложения или заслонения (оверлэппинг): при членении глубинного пространства линейными, плоскостными или объемными формами, расположенными фронтально по отношению к главным точкам объекта, формы переднего плана могут частично заслонять формы, расположенные на последующих планах. Такое наложение или заслонение форм выявляет их взаимное расположение. Этот прием построения пространства был известен еще в стенописях Древнего Египта;

3) перспектива (линейная, воздушная, цветовая) – самый распространенный прием построения глубинного пространства в живописи, – используется и в пространственной композиции (перспективные порталы). Однако этот прием применяется и в построении открытого пространства улиц, площадей ансамблей. Расположение в плане как бы идущих в одну точку плоскостей создает впечатление более глубокого пространства. И, вокруг формы;

4) при движении в глубину. Всякому произведению присущи все три вида восприятия, при доминировании того или иного.

В соответствии с принятым признаком, следует различать 3 вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Характерным признаком фронтальной композиции является построение элементов пространственной формы и их композиционной связи по двум фронтальным координатам, в то время как третья, глубинная, имеет подчиненное значение. Фронтальность композиции определяется ориентацией на главные точки зрения с одной стороны. Простейший вид фронтальной композиции – плоская прямоугольная поверхность, фронтально расположенная к главной точке зрения. Элементы такой композиции в своем взаимном расположении не получает развития в глубину, будучи только рельефом, членящим поверхность. Типично для фронтальной композиции нюансное отношение между основными величинами (протяженностью и высотой). Резкое доминирование высоты превращает композицию в объемную, хотя она и имеет выраженный фронтальный характер. Яркий пример такого типа композиции – башня Св. Марка в Венеции. Поверхности с преобладанием горизонтального измерения над вертикальным сохраняют характер фронтальности даже при значительном контрасте между главными величинами. Типичен для фронтальной композиции прямоугольный силуэт. Трапециевидный силуэт воспринимается как наклон фронтальной поверхности на или от зрителя; наклонный или криволинейный силуэт деформирует фронтальную поверхность, зрительно уводя ее в глубину. Характерные для фронтальной композиции членения – вертикальные и горизонтальные. Условием сохранения фронтальности служит равновесие цвета, фактуры, светотени и рельефа элементов поверхности. Усиление цветовой интенсивности, рельефа или фактуры, какого-либо элемента, создает напряженность, разрушающую фронтальную композицию.

Членения формы могут выявлять главные элементы по отношению к подчиненным, связывать все элементы в некое единство, формировать такие качества композиции, как напряженность, масштабность, динамичность или статичность и т. д. горизонтальные членения ограничивают поверхности, выделяют доминирующие части, определяют различие верха и низа, их весовое взаимодействие и соподчинение. Вертикальные членения также композиционно ограничивают фронтальную поверхность, выделяют доминирующую часть. Членение фронтальной поверхности возможно введением в нее замкнутой формы, сложного комплекса форм, что способствует выделению композиционного центра. Величина, вид и положение введенной замкнутой формы по отношению к основной и ее границам определяют характер композиции, придают ей качества статичности или динамичности, направленности, масштабности и др. совмещение разных видов членений позволяет решать сложные задачи композиции. Большое число членений фронтальной композиции может быть приведено к меньшему числу основных, ясно читаемых членений путем установления, их соподчиненности и группировке соотношения элементов поверхности, подчиненные элементы могут иметь свои соподчинительные членения. Таким образом, создается система двух, трех и более степеней соподчиненности фронтальной композиции.

Методом соподчинения большого числа членений композиции выявляется ее главная часть, вторичные акценты, начало и завершение. В зависимости от доминирования вертикальных или горизонтальных членений в нижних или верхних частях фронтальной поверхности возникает ощущение движения вверх, завершенности или устойчивости композиции. Членения могут иметь линейный или рельефный характер, различаться по плотности, цвету, фактуре.

Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности.

Речь идет о сюжетной композиции для художника, об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остановимся на взаимоотношении двух понятий- сюжет и содержание. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произведении. Сюжет, образно говоря, находится на поверхности айсберга, а содержание- его глубинная часть. Один и тот-же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то-есть, создают свою версию содержания.

Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.

К наиболее распространенным композиционным приемам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму. Художник может задать четкий, жесткий ритм. В ней нет ни одной детали, которая- бы существовала вне стройной согласованности.

Рассмотрим несколько законов композиции.

1. Композиция, в переводе, означает составлять, сочинять, поэтому важным ее законом является целостность . Целостность выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности.

2. Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр), так, чтобы он привлекал внимание, выделял те объекты, которые подразумеваются, как главные, основные.

3. Контраст.

Контраст бывает следующих типов:

Цветовой контраст (светлый-темный). К примеру, цвета черный-белый, черный-красный, всегда будут контрастными, то есть выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.

Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке, имели бы одинаковый размер.

Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями

4. Статика - это стояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее. И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.

5. Динамика - это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.

Для того, чтобы рисунок смотрелся более выразительно, необходимо начать компоновать предметы на листе твердо-мягким карандашом, при этом, опираясь на знания перспективы, пропорций, теории цвета, главное, не перегружать работу.

Таким образом, мы рассмотрели, основные законы композиции.

Правила, приемы и средства композиции развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений художников. Те правила и приемы, которые давали возможность художникам добиваться наилучших результатов в передаче явлений действительности, в создании художественного образа, приобретали значение для последующего развития изобразительного искусства.

Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.

Можно выделить несколько "законов" композиции:

  • Закон целостности.
    Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
    Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
  • Закон контрастов.
    Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.
    Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.
    Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.
    Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д.
  • контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.
  • без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.
  • контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.
  • контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с обределением характера контрастов.
  • Закон подчинённости
    Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведельние цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
  • Закон воздействия
    Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.
  • предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней;
  • предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;
  • ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.

Условно можно выделить два типа композиции: простой и сложный. В первом случае роль композиции сводится к объединению содержательных элементов произведения в единое целое без выделения особо важных, ключевых сцен, предметных деталей, художественных образов. В области сюжета – это прямая хронологическая последовательность событий, один и использование традиционной композиционной схемы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Однако этот тип практически не встречается, а является лишь композиционной «формулой», которую авторы наполняют богатым содержанием, переходя к сложной композиции.Кольцевая относится к сложному типу. Цель такого вида композиции – воплотить особый художественный смысл, используя необычный порядок и сочетание элементов, частей произведения, опорных деталей, символов, образов, средств выразительности. В этом случае понятие композиции приближается к понятию структуры, она становится стилевой доминантой произведения и определяет его художественное своеобразие. В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала. В зависимости от вида повтора в конце строки, строфы, произведения в целом определяют звуковое, лексическое, синтаксическое, смысловое кольцо. Звуковое кольцо характеризуется повтором отдельных звуков в конце стихотворной строки или строфы и является разновидностью приемов звукописи. «Не пой, красавица, при мне…» (А.С. Пушкин) Лексическое кольцо – это в конце стихотворной строки или строфы. «Подарю я шаль из Хорасана / И ковер ширазский подарю». (С.А. Есенин) Синтаксическое кольцо представляет собой повтор словосочетания или целого в конце стихотворной строфы. «Шаганэ ты моя, Шаганэ! / Потому что я с севера, что ли, / Я готов рассказать тебе поле, / Про волнистую рожь при луне. / Шаганэ ты моя, Шаганэ». (С.А. Есенин) Смысловое кольцо встречается чаще всего в произведениях и прозаических, способствуя выделению ключевого художественного образа, сцены, «замыкая» автора и усиливая впечатление замкнутости жизненного круга. Например, в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» в финале вновь описывается знаменитая «Атлантида» ? пароход, возвращающий в Америку тело умершего от сердечного приступа героя, который когда-то на нем отправлялся в круиз. Кольцевая композиция не только придает рассказу завершенность и гармоничность в соразмерности частей, но и словно расширяет границы созданной в произведении картины в соответствии с авторским замыслом. Не следует путать кольцевую с зеркальной, которая также основана на приеме повтора. Но в ней главным является не принцип обрамления, а принцип «отражения», т.е. начало и конец произведения в противопоставленном виде. Например, элементы зеркальной композиции встречаются в пьесе М. Горького «На дне» (притча Луки о праведной и сцена самоубийства Актера).

Связанная статья

Композиция (от лат. compositio – составление, связывание, сложение) – это соединение разных частей в единое целое. В нашей жизни этот термин встречается довольно часто, поэтому в различных сферах деятельности значение немного изменяется.

Инструкция

Рассуждение.Рассуждение обычно строится по одному и тому же алгоритму. Сначала автор выдвигает какой-либо тезис. Затем доказывает его, высказывает мнение за, против или и то, и другое, а в конце делает вывод. Рассуждение требует обязательного логического развития мысли, всегда идет от тезиса к и от аргумента к выводу. Иначе рассуждение просто не . Этот тип речи часто используют в художественном и публицистическом стилях речи .

Видео по теме

Притча с давних времен привлекала внимание людей. Небольшие истории, хранившие мудрость, передавались от поколения к поколению. Сохраняя доходчивость изложения, притчи предлагали человеку задуматься об истинном смысле жизни.

Инструкция

Притча по своим основным признакам очень похожа на . Термины « » и «басня» употребляли, основываясь не столько на жанровых различиях, на стилистической значимости этих слов. Притча – это более высокого «уровня», нежели басня, часто имеющая слишком обыденный и приземленный смысл.

Притчи, как и басни, имели иносказательный характер. В них акцентировалось морально-религиозное направление. При этом природе и характерам людей придавались обобщенные и схематичные черты. Притчами литературные произведения, которым попросту не подходило название «басня». Кроме того, басни имели законченный сюжет, чего притча была часто лишена.

В русской термин «притча» наиболее употребим к библейским сюжетам. В X в. до н. э., согласно библейской , царь Израильского Иудейского царства Соломон дал жизнь притчам, что входят в Ветхий завет. По сути своей они представляют собой изречения, имеющие морально-религиозный характер. Позднее появились притчи в виде историй с глубоким смыслом, моральным изречением для более отчетливого понимания сути. К таким произведениям можно отнести притчи, входящие в Евангелие, а также и другие многочисленные произведения этого жанра, написанные на протяжении нескольких столетий.

Притча - это интересный поучительный рассказ. У нее есть одна особенность, которая притягивает внимание читателя и очень точно ее характеризует. Истина в ней никогда «не лежит на поверхности». Она открывается в нужном ракурсе, т.к. люди все разные и находятся на разных этапах развития. Смысл притчи понимается не только разумом, но и чувствами, всем существом.

На рубеже XIX -XX в. притча не раз украшала произведения писателей того времени. Ее стилевые особенности позволяли не только разнообразить описательность художественной прозы, изображение характеров героев произведений и сюжетную динамику, но и привлечь внимание читателя к морально-этическому содержанию произведений. К притче не раз обращался Л. Толстой. За с ее помощью выражали свои философские и моральные убеждения Кафка, Марсель, Сартр, Камю. Жанр притчи до сих пор вызывает несомненный интерес и у читателей, и у современных писателей.

Видео по теме

Связанная статья

предлог . Например: «высокая гора», «ходить по кругу», « высоко», «кружить в небе».

В словосочетании одно слово главное, а второе зависимое. Связь в словосочетании всегда подчинительная. Слова связаны по смыслу и синтаксически. Любая самостоятельная часть речи может быть как главным, так и зависимым словом.

Самостоятельные части речи в русском языке – это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, глаголы, деепричастия и наречия. Остальные части речи – предлоги, союзы, частицы – служебные.

От главного слова можно задать вопрос к зависимому: «лететь как? – высоко»; «гора какая? – высокая»; «кружить где? – в небе».

Если в словосочетании изменить форму главного слова, например, падеж, род или число у существительных, то это может повлиять на зависимое слово.

Три вида синтаксической связи в словосочетаниях

Всего существует три вида синтаксической связи в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Когда зависимое слово изменяется вместе с главным в роде, падеже и числе, речь идет о согласовании. Связь называется «согласование», потому что части речь в ней полностью согласуются. Такой характерен для сочетаний существительного с прилагательным, порядковым числительным, причастием и некоторыми : «большой дом», «первый день», «смеющийся человек», «какой век» и так далее. При этом – существительное.

Если зависимое слово не согласуется с главным по вышеуказанным критериям, то речь идет либо об управлении, либо о примыкании.

Когда падеж зависимого слова определяется главным словом, это управление. При этом, если изменить форму главного слова, зависимое слово не изменится. Такой тип связи часто встречается в сочетаниях глаголов и существительных, где главное слово - глагол: «остановить », «выйти из дома», «сломать ногу».

Когда слова связаны только по смыслу, и главное слово никак не влияет на форму зависимого слова, речь идет о примыкании. Так часто сочетаются наречия, глаголы с наречиями, при этом зависимые слова – наречия. Например: «говорить тихо», «ужасно глупо».

Синтаксические связи в предложениях

Как правило, когда речь идет о синтаксической связи, вы имеете дело со словосочетаниями. Но иногда требуется определить синтаксическую связь в . Тогда вам нужно будет выбрать между сочинением (также называется «сочинительная связь») или подчинением («подчинительная связь»).

В сочинительной связи предложения независимы друг от друга. Если между такими поставить точку, то общий смысл от этого не изменится. Такие предложения обычно разделяются или союзами «и», «а», «но».

В подчинительной связи невозможно разбить предложение на два независимых, так как при этом пострадает смысл текста. Перед подчиненным предложением стоят союзы «то», «что», « когда», «как», «где», «почему», «зачем», «как», «кто», «который», «какой» и другие: «Когда она вошла в зал, уже началось». Но иногда союза нет: «Он не знал, правду ему говорят или лгут».

Главное предложение может стоять как в начале сложноподчиненного предложения, так и в его конце.

Композиция I Компози́ция (от лат. compositio - составление, сочинение)

1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.

К. в литературе - организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К. включает: расстановку и соотнесенность характеров (К. как «система образов»), событий и поступков (К. Сюжет а), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная К.), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей).

Приёмы и способы К. весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом К. является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, - временна́я организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, К. включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «К.» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения).

Являя собой «... бесконечный лабиринт сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К. завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. «Композиция - это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли… Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа; её цель - расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» («Теория литературы», [кн. 3], 1965, с. 425).

Каждое произв. сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы К. (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип К. персонажей и их системы - полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай I - Шамиль).

В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К.». При этом единицей, компонентом К. выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения - динамическое Повествование или статическое Описание , характеристика, Диалог , Лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения - автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена «изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют К. в этом смысле.

Своеобразна К. стихотворных произведений, особенно лирических; её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (Стопа , стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих , Стихотворение , Поэзия и Проза).

В литературе 20 в. усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия Монтаж (сначала применительно к кино, потом - к театру и литературе).

В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

К. в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. К. определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы К. там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику (См. Архитектоника) сооружения. К. в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы К. разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К. преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые - в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам; так, в искусстве 19-20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной К., отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.

2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника.

3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная К.).

4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как Гармония , Полифония , Инструментовка , анализ музыкальных произведений.

Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. - Л., 1931; Алпатов М. В., Композиция в живописи, М. - Л., 1940: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964, с. 433-34, [кн. 3], М., 1965, с. 422-42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1-2, Bonn - Lpz., 1920-22.

В. E. Хализев, В. С. Турчин.

II Компози́ция (математическое)

общее название для операции, производящей из двух элементов а и b третий элемент с = а*b. Например , К. двух функций f (x ) и g (x ) называют функцию h (x ) = f . В математическом анализе и теории вероятностей К. называют некоторые другие способы образования из двух функций f (x ) и g (х ) третьей функции h (x ) = f (x )*g (x ), например:


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Композиция" в других словарях:

    - (от латинского «componere» складывать, строить) термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из… … Литературная энциклопедия

    - (от лат. compositio составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший организующий компонент… … Художественная энциклопедия

    - (лат., этим. см. пред. слово). 1) соединение отдельных предметов в одно целое. 2) состав, из которого приготовляются поддельные драгоценные камни. 3) музыкальное сочинение. 4) техническое выражение для различных металлических сплавов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    композиция - и, ж. 1. composition f., пол. kompozycyja <, ит. composizione. Иск. Сочинение, создание произведений искусства; составление чего л. Сл. 18. Фасад, в котором нижний карниз дорической, а главной средней карниз собственной господина сочинителя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КОМПОЗИЦИЯ, композиции, жен. (лат. compositio составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это очень талантливая … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    Композиция - (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. было запрещено в Великом ордонансе 1357 г … Юридический словарь