Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » О чем писал фонвизин в своих произведениях. Творчество Дениса Ивановича Фонвизина – создателя русской бытовой комедии в XVIII веке

О чем писал фонвизин в своих произведениях. Творчество Дениса Ивановича Фонвизина – создателя русской бытовой комедии в XVIII веке

2. Комедия "Недоросль"

1. Характеристика творчества Фонвизина

Творчество Дениса Ивановича Фонвизина несет в себе черты, противоположные русскому дворянскому сентиментализму в литературе XVIII в. Фонвизин выступал противником этого литературного направления, и все его творчество было проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе. Творчество Фонвизина можно охарактеризовать следующим образом:

является протестом против развивающегося движения русского дворянского сентиментализма с его отказом от политической и социальной активности в литературе и уходом от реальности в мир грез и фантазий;

является выражением политических идей и взглядов Фонвизина на развитие российского государства и правильное управление им, и эти идеи заключаются в следующем:

Критики дворянского общества и его бездеятельности и невежества, и эта критика выражается через жесткую сатиру;

Требование от дворянства подъема политической сознательности и активности;

Указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства и усматривание в правильном воспитании будущих поколений дворян спасение России и ее могущество как цивилизованной и сильной мировой державы;

Критика приверженности общества и дворян моде на все западное и их презрения к родному языку и к своей родине;

Пропагандирование борьбы с крепостничеством и его самыми дикими формами, которые в то время были очень распространены среди помещиков;

Протест против политики и учения Церкви и защитников религии, и этот протест выражается в форме жесткой социальной сатиры;

отчасти испытывает влияние идей буржуазного просвещения, активно развивающихся во Франции, где Фонвизин жил некоторое время;

основывается на литературных традициях Сумарокова и Хераскова, на традициях дворянского классицизма и либерализма;

глубоко ставит проблему реалистического изображения человека и окружающей действительности и тем самым предшествует развившемуся в XIX в. литературному движению реализма, которое активно развивалось в творчестве А. С. Пушкина;

служит цели не только воспитания дворянства как узкого класса, но и создания слоя лучших людей России, способных повести к великому будущему и великим свершениям, т е. дворянство, наследственное и обладающие высоким уровнем культуры, видится Фонвизину единственным и естественным господином государства;

содержит множество западных материалов и в драматургии, и в сатире, перерабатывая их, но при этом созданные Фонвизиным комедии не имели аналогов на Западе и заимствованные мотивы и элементы органично вливались в оригинальный стиль и метод этих комедий, способствуя созданию оригинальных произведений;

включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплетались во всем творчестве Фонвизина.

К наиболее известным и важным литературным произведениям Фонвизина можно отнести следующие произведения:

переводные произведения, к которым относятся:

Трагедия Вальтера "Альзира" (1762);

Психологическая драма Грессе "Сидней", изданная под названием "Корион" (1764);

басни "Лисица Кознодей" и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке" (1763), написанные в превосходной сатирической форме;

комедия "Недоросль" (1764 — первый вариант, который был неоконченным, 1781 - второй, окончательный вариант), являющая собой гениальную жесткую сатиру на нравы дворянства в деле воспитания своих детей и принесшая Фонвизину славу, популярность и признание не только у современников, но и у потомков;

комедия "Бригадир" (1766), отражавшая идеи дворянского либерализма, к которому был близок Фонвизин.

2. Комедия "Недоросль"

Комедия Фонвизина "Недоросль" представляет собой важнейшее произведение в его творчестве и сыграла исключительную роль в развитии русской литературы в XIX в. Комедия имеет следующие художественные особенности:

содержит в себе протест против крепостничества;

является прежде всего комедией о воспитании, которое для Фонвизина выступает не столько как нравоучительный вопрос, но в большей степени как злободневная политическая тема;

выступает как серьезный манифест протеста против существующей самодержавной власти, и именно эта особенность комедии повлияла на развитие русской литературы XIX в. и на ее протестующий характер.

3. Связь классицизма и реализма в творчестве Фонвизина

Черты классицизма и реализма тесно переплетаются и связаны друг с другом во всем творчестве Фонвизина, и эта связь имеет следующие особенности:

классицизм не разрушен основательно, но и реализм также не развился в полной мере;

присутствует и уже заметна борьба этих двух направлений, которая оказала существенное влияние не только на многих литераторов второй половины XVIII в., например Радищева, но и на писателей первой половины XIX в.;

наблюдается тесное переплетение этих двух направлений, и именно благодаря этому была подготовлена почва для развития в литературе XIX в. последующими поколениями русских литераторов, в частности А.С. Пушкиным, реализма как ведущего литературного направления этого периода;

переплетение классицизма и реализма выражается в художественном методе.

4. Художественный метод Фонвизина

Художественный метод Фонвизина содержит в себе тесное переплетение элементов классицизма и реализма. В творчестве Фонвизина можно выделить следующие элементы реализма :

описание отрицательных явлений действительности в сатире, что делало Фонвизина участником ""сатирического направления", благодаря которому в России раньше, чем на Западе, была подготовлена почва для образования критического реализма как ведущего литературного направления, но это направление само по себе выросло в недрах русского реализма;

использование в комедиях запрещенного классицизмом приема смешения комических и печальных, веселых и серьезных мотивов;

соседство элементов серьезной драмы, носящей поучительный характер и призванной заставить зрителя задуматься, с элементами лирическими, призванными растрогать этого зрителя;

введение роли "резонирующего лица", которое проповедует со сцены от лица автора, чего не было в классических комедиях начала XVIII в.;

сближение комедий с "сентиментальной драмой" французских авторов за счет введения картин истинной умилительной добродетели;

использование сцен быта для демонстрации подлинной картины жизни людей, что не свойственно классицизму, в котором быт служит изображению иных целей и не должен быть пустой сценой;

горечь, злость сатиры Фонвизина, которая в этом смысле отличается от традиций классицизма, указывающего на недопустимость в деле поучения, которому служит комедия, горечи и яда. Эти качества Фонвизинской сатиры подготовили горькую сатиру Гоголя и Щедрина;

возникновение в изображении характеров отдельных героев "живых", не схематичных черт, их индивидуальных особенностей, что не свойственно классической комедии;

открытие реалистического метода изображения героя, который способствует пониманию человека как личности и в то же время как социального явления, и в этом и заключается важнейшее значение комедий Фонвизина, обусловивших дальнейшее развитие и укрепление реалистического метода в русской литературе;

использование реальной, бытовой речи, близкой к реальной жизни, стремление преодолеть архаическую книжность.

Приемы классицизма , используемые Фонвизиным в творчестве, обусловлены влиянием на него классической школы Сумарокова и Хераскова, черты которой сохранялись во всех его произведениях, и среди этих элементов можно выделить следующие:

единство времени, места и действия, когда все действие пьесы объединено одним главным мотивом (например, в "Недоросли" это борьба трех претендентов на руку Софьи, и на этом построено все действие пьесы);

достоинства классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

Рационалистическое понимание мира;

Личность не как конкретная индивидуальность, а как единица в социальной классификации;

Общественное и государственное в человеке как ведущие силы, поглощающие в себя его индивидуальное;

Социальный принцип оценки человеческих действий и поступков;

недостатки классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

Схематизм абстрактных классификаций людей и моральных категорий;

Механистическое представление о человеке как о совокупности способностей мыслительного характера;

Антипсихологичность в индивидуальном смысле в изображении и понимании человека, т. е. психологические черты героя показаны применительно к общественному, а не к личному, индивидуальному;

Механистичность и отвлеченность представления о государстве как о категории социального бытия;

Ограниченность красок и схематизация в изображении характеров персонажей, демонстрация и обличение отдельных недостатков или чувств без общей картины личности и всей совокупности ее особенностей, о чем свидетельствуют так называемые говорящие фамилии и имена (Правдин — правдолюбец, Взяткин — взяточник и т. п.);

Однобокость в изображении быта как схемы социальных взаимоотношений;

Разделение всех людей на две категории:

Дворяне, в характеристику которых включены признаки их способностей, моральных наклонностей, чувств и т. п.;

Все остальные, характеристика которых сводится к указанию их профессии, сословия и места в системе общества;

Статичность в изображении человеческих характеров и носящих их персонажей, т. е. герои не развиваются в процессе действия как личности;

Использование отдельных приемов речи, свойственных для классицизма, например торжественности и высоты слога в похвальных речах, богатых речевых узоров, каламбуров.

Творчество Д.И.Фонвизина

1. Биография и личность писателя.

2. Начало творческого пути. Переводы и оригинальные произведения.

3. Комедия «Недоросль» - вершина русской драматургии 18 века. Жанр, проблематика, сюжет и конфликт, особенности композиции, языка и стиля. Проблема творческого метода.

4. Фонвизин – публицист.

5. Мастер-класс «Жанры и формы молодежной культуры в работе с классическим наследием (на материале пьесы «Недоросль)»

Литература

Фонвизин Д.И. Собр. Соч.: В 2тт. М., Л., 1959

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 336-367.

Берков П.Н. История русской комедии ХУШ в. Л., 1977.

История русской драматургии: XVII - первая половина XIX века. Л., 1982.

Моисеева Г.Н. Пути развития русской драматургии ХVIII в. М., 1986.

Стричек А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения. М., 1994.

Лебедева О.Б. Русская высокая комедия ХVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 1 (§ 5), 2 (§ 2, 3), 4, 5 (§ 4).

1. Денис Иванович Фонвизин – один из замечательных представителей века, разделивший с ним его взлеты и падения, надежды и разочарования.

С одной стороны, он человек светский, сделавший великолепную карьеру (личный секретарь И.Елагина и Н.Панина, после отставки Панина, возглавил почтовый департамент), довольно богатый, один из первых в России стал заниматься вопросами приобретения предметов искусства за границей, с другой - «Сатиры смелый властелин» и «Друг свободы», автор «Недоросля», «Придворной грамматики», составивший знаменитое «Завещание Панина» (отдельные положения этого документа использовали декабристы в своих политических платформах), человек, которого подозревали в заговоре против Екатерины.

Личность живая и пленительная. А.С.Пушкин писал о нем:

То был писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник лаврами повитый

Денис, невеждам бич и страх.

Был человеком необыкновенно остроумным. Из воспоминаний: «Весьма рано появилась во мне склонность в к сатире … острые слова мои носились по Москве, а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою. … Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть». Фонвизин обладал даром пародиста, имел и несомненные артистические способности. В домашнем спектакле в доме Апраксиных сыграл роль Тараса Скотинина (!). Из воспоминаний современников (о чтении комедии «Бригадир» в Эрмитаже для Екатерины и ее приближенных): «… во всем блеске проявил свой талант. … в лицах изобразил знатнейших вельмож, занятых спором за игрой в вист, так искусно, будто сами здесь находились».

Выходец из немецкого аристократического рода (к 18 веку изрядно обрусевшего), получивший хорошее образование, знаток европейских языков, Фонвизин, по выражению А.С.Пушкина, был «из перерусских русский». Из письма писателя: «Если кто из молодых моих сограждан, имеющих здравый рассудок, вознегодует, видя в России злоупотребления и неустройства, и начнет в сердце своем от нее отчуждаться, то для обращения на должную любовь к отечеству нет вернее средства, как скорее послать его во Францию. Здесь, конечно, узнает он самым опытом очень скоро, что все рассказы о здешнем совершенстве сущая ложь, что прямо умный и достойный человек везде редок и что в нашем отечестве, как бы плохо иногда в нем не бывало, можно, однако, быть столько же счастливому, сколько и во всякой другой стране». Забегая несколько вперед хочется отметить и следующее. В 1785 г. он перевел на русский язык книгу Циммермана «Рассуждение о национальном любочестии». В этом переводе он выразил и и одновременно углубил свое понимание сущности и природы патриотизма – «любовь к отечеству, гражданская добродетель, которая связана с любовью к свободе».

2.Раннее творчество Д.И.Фонвизина связано с идеями французского и немецкого просвещения. Так, он перевел на русский язык «Басни нравоучительные датского просветителя и сатирика Л.Гольберга, роман «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского» Ж.Террасона, антиклерикальную драму «Альзира» Вольтера.

Писал и сатиры. До нашего времени дошла одна из них: «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1760).

Следующий важный период его литературной деятельности связан с кружком И.П.Елагина. В состав кружка, наряду с Фонвизиным (тогда еще фон Визиным), входили талантливые представители золотой молодежи Петербурга: Владимир Лукин, Федор Козловский, Богдан Ельчанинов. Они занялись «склонением текстов иностранных пьес на русские нравы»: место действия переносили в Россию, давали героям русские имена, вводили некоторые черты русского быта. Так появились известные в 18 веке комедии И.Елагина «Русский француз» (переделка пьесы Гольберга), Вл.Лукина «Мот, любовью исправленный» (переделка пьесы Детуша), Д.Фонвизина «Корион» (переделка пьесы Грессе).

2. Оригинальное комедийное творчество Д.И.Фонвизина связано с историей создания и постановок его знаменитых пьес «Бригадир» и «Недоросль». Над комедией «Бригадир» Фонвизин работал в 1768-1769 гг. По признанию современников: «Это в наших нравах первая комедия». Ее темы: 1) воспитание дворян; 2) лихоимство и взяточничество; 3) появление новых людей. По жанру «Бригадир» - комедий нравов с элементами буффонады. В ней впервые в истории русской комедии представлены такие приемы, как 1) травестация структуры мещанской драмы (солидные отцы семейств пускаются в любовные похождения) 2) прием саморазоблачения персонажа; 3) словесные приемы комического (использование макаронизмов, каламбуры).

3. Комедия «Недоросль» - вершина творчества драматурга . Он работал над ней, начиная с 1770 х годов. Премьера ее состоялась 24 сентября 1782 года в С.- Петербурге на Марсовом поле. В постановке участвовали известнейшие русские актеры: Дмитревский, Плавильщиков, Михайлова, Шумский.

Иван Дмитревский, сыгравший Стародума, избрал пьесу для своего бенефиса. В это время он вернулся из блестящего турне по Европе, благодаря чему, собственно, и стала возможной постановка «Недоросля», Екатерина побоялась огласки. Впоследствии пьеса была изъята из репертуара, но премьеры ее все-таки состоялись и в ряде провинциальных театров. Пьеса имела потрясающий успех, бисировали ее метанием кошельков на сцену. Г.Потемкину приписывают знаменитую фразу: «Умри Денис или больше уже ничего не пиши, имя твое известно по одной этой пьесе!»

Жанр комедии в исследовательской литературе не определяется однозначно: ее называют и народной, и политической, и высокой.

Проблематика также многопланова: 1) так в ней ощутима скрытая антиекатерининская направленность: «острие политической сатиры было направлено против главного социального зла эпохи – полной бесконтрольности высшей власти, породившей нравственное опустошение и произвол» (П.Н.Берков). Интересные материалы, на наш взгляд, подтверждающие эту точку зрения имеются в книге Ю.В.Стенника «Русская сатира 18 века. Л., 1985, с.316-337). В частности, это предпринятый ученым анализ пьес самой императрицы, сцены примерки кафтана в первом действии пьесы Фонвизина, сопоставление диалогов Стародума и Правдина в третьем действии комедии с фонвизинским же текстом «Рассуждения о непременных государственных законах» 2) проблема истинного достоинства дворянина; 3) воспитания в широком смысле этого слова.

Комедия мастерски выстроена. Обращают на себя внимание три уровня структуры: 1) фабульный; 2) комедийно-сатирический, 3) идеально-утопический. Основной композиционный прием - контраст. Кульминационным моментом можно считать своеобразный экзамен Митрофана в четвертом действии пьесы.

При этом каждому уровню структуры соответствует и своя стилевая доминанта: композиционно-сатирическому – великолепно выписанная нравоописательная сатира; идеально-утопическому – диалоговая манера философских трактатов (подробно см. об этом: Стенник Ю.В. Указ. соч.).

Важным представляется и вопрос сходства и различий данной комедии с классицистическими комедия Западной Европы. Как правило, такие комедии не допускали 1) смешения серьезного и комического; 2) образы-персонажи становились носителями одного свойства характера; 3) состояли из пяти действий, при этом кульминация обязательно происходила в третьем действии; 4) демонстрировали правила трех единств; 5)писались комедии стихами вольного метра.

На этом основании в комедии Фонвизина можно выделить следующие классицистические черты:

1) она также демонстрировала рационалистическую трактовку автором действительности (низкая действительность отображалась в низком жанре);

2) образы ее становились носителями определенных достоинств и недостатков, что закреплялось наличием значащих/говорящих фамилий/прозвищ;

3) состояла из пяти действий;

4) демонстрировала правило трех единств.

Имелись и серьезные различия. Их можно свести к следующим моментам:

1) в ней произошло смешение серьезного и комического;

2) введено описание быта;

3) произошла некоторая индивидуализация персонажей и их языковой манеры;

4) кульминация отнесена к четвертому действию;

5) комедия написана прозой.

Все эти моменты мы будем детально уточнять на практическом занятии.

В 80-е годы Д.И.Фонвизин стал автором замечательных публикаций в «Собеседнике любителей российского слова» («Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей, «Повествование мнимого глухого и немого»); участвовал в составлении «Словаря российского языка» (им составлены словарные статьи на буквы «К» и «Л»); перевел книгу Циммермана «Рассуждения о национальном любочестии», басню Шубарта «Лисица-казнодей», написал повесть «Каллисфен», предпринял попытку издания нового журнала «Друг честных людей, или Стародум» и даже подготовил для несколько оригинальных материалов, к сожалению, журнал был запрещен цензурой; составил «Придворную грамматику», выступил в жанре исповеди («Чистосердечное признание в делах моих и поступках») были закончены две книги из четырех.

30 ноября в доме Державиных, уже серьезно больной, писатель читал свою новую пьесу «Выбор гувернера». А 1-ого декабря 1792 года его не стало.

Хотя современного читателя отделяют от эпохи Фонвизина целые два столетия, трудно найти человека, который бы не знал, что «недоросль» — это великовозрастный недоучка, или не слышал бы превратившихся в поговорки реплик «не хочу учиться, а хочу жениться», «зачем география, когда извозчики есть» и других фонвизинских выражений.

Образы, крылатые слова и шутки из комедий Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» стали частью нашего словаря. Точно так же от поколения к поколению передавались идеи Фонвизина, сыгравшие важную роль в истории освободительного движения.

Фонвизин принадлежал к поколению молодых дворян, которые получили образование в созданном по инициативе Ломоносова Московском университете. В 1755 г. он был определен в университетскую гимназию, которая готовила своих воспитанников к переводу в студенты, и проучился в ней до 1762 г.

Университет был центром литературной жизни в Москве. Одним из первых мероприятий университета было издание сочинений Ломоносова, здесь преподавали его ученики — поэт и переводчик Н. Н. Поповский, филолог А. А. Барсов, а издательскими делами заведовал М. М. Херасков.

При университете существовал театр, в репертуар которого входили и переводы воспитанников гимназии. Их литературные упражнения охотно печатали выходившие при университете журналы «Полезное увеселение» и «Собрание лучших сочинений». Не удивительно, что кроме Фонвизина из гимназии вышли многие известные впоследствии литераторы — Н. И. Новиков, Ф. А. Козловский, братья Карины, А. А. Ржевский и др.

Первыми литературными работами Фонвизина были переводы с немецкого и французского. Он помещает переводные статьи в университетских журналах и одновременно выпускает отдельной книгой «Басни нравоучительные» датского просветителя и сатирика Л. Гольберга (1761), а также начинает перевод многотомного романа Ж. Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского» (1762—1768), героем которого был идеальный просвещенный государь.

Воспитательные и политические идеи Террасона положительно оценивали французские просветители. Фонвизин пробует также свои силы в драматической поэзии, приступая к переводу антиклерикальной трагедии Вольтера «Альзира».

Этот перечень заинтересовавших молодого писателя произведений свидетельствует о его раннем интересе к идеям европейского Просвещения. Либеральное начало царствования Екатерины II возбуждало у передовой части дворянства надежды на установление в России «просвещенной» монархии.

В конце 1762 г. Фонвизин оставляет университет и определяется переводчиком в Коллегию иностранных дел. Непосредственно в Коллегии он пробыл всего лишь год, а затем был прикомандирован к канцелярии статс-секретаря императрицы И. П. Елагина.

В столице началось серьезное политическое образование Фонвизина. Он оказался в курсе разнообразных суждений о предполагаемых реформах, тех споров, которые предшествовали столь важным событиям в истории русской общественной мысли, как конкурс Вольного экономического общества о состоянии крепостных (1766) и созыв Комиссии для составления Нового Уложения (1767). В этих спорах формировалась идеология русского Просвещения. Фонвизин присоединил свой голос к тем, кто требовал политических свобод и ликвидации крепостного рабства.

О его общественных взглядах в эти годы дают представление распространявшееся в рукописи «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина» и перевод «Торгующего дворянства» Г.-Ф. Куайе с предисловием немецкого юриста И.-Г. Юсти, вышедший в 1766 г.

Куайе ставил своей целью указать, как деградирующее дворянство может вновь стать процветающим сословием. Но Фонвизина книга, по-видимому, привлекла прежде всего содержавшейся в ней резкой критикой дворян, которые во имя сословных предрассудков пренебрегают интересами государства и нации, а также мыслью о том, что сохранение жестких сословных перегородок — не в интересах общества.

Именно эту идею он развил в рукописном рассуждении об учреждении «третьего чина» в России, под которым подразумевались купечество, мастеровые и интеллигенция. Новое «мещанское» сословие должно было постепенно составиться из выкупившихся на волю и получивших образование крепостных.

Так, по мысли Фонвизина, постепенно, мирным путем, с помощью законов, изданных просвещенной властью, достигались ликвидация крепостничества, просвещение общества и расцвет гражданской жизни. Россия становилась страной с дворянством «совсем вольным», третьим чином, «совершенно освобожденным» и народом, «упражняющимся в земледелии, хотя не совсем свободным, но, по крайней мере, имеющим надежду быть вольным».

Фонвизин был просветителем, но печатью дворянской ограниченности отмечены как его вера в просвещенный абсолютизм, так и в исконную избранность своего класса. Нужно, однако, отметить, что ранний интерес Фонвизина к сословным, а по существу — к социальным вопросам, характерный и для его последующего творчества, позволит ему более трезво, чем многим из его современников, оценить и политическую ситуацию, которая сложилась в царствование Екатерины II.

Позднее, создавая образ дворянина Стародума в «Недоросле», образ, которому в этой пьесе отданы авторские мысли и симпатии, он отметит, что его герой составил свое состояние и добился независимости в качестве честного промышленника, а не в качестве низкопоклонного придворного. Фонвизин выступил в числе первых русских писателей, которые начали последовательно разрушать сословные перегородки феодального общества.

Фонвизин слишком хорошо знал русское дворянство, чтобы ожидать от него поддержки при осуществлении просветительской программы. Но он верил в действенность пропаганды просветительских идей, под влиянием которой должно было сформироваться новое поколение честных сынов отечества. Как он полагал, они станут помощниками и опорой просвещенного государя, целью которого будет благо отечества и нации.

Поэтому Фонвизин, сатирик по характеру своего дарования, начиная с ранних произведений, пропагандирует также положительный идеал общественного поведения. Уже в комедии «Корион» (1764) он нападал на дворян, которые уклоняются от службы, и словами одного из героев заявлял:

Кто к общей пользе все старанье приложил,

И к славе своего отечества служил,

Тот в жизнь свою вкусил веселие прямое.

«Корион», вольная переделка комедии французского драматурга Ж.-Б. Грессе «Сидней», открывает петербургский период творчества Фонвизина. Перевод трагедии Вольтера «Альзира» (который распространялся в списках) создал ему репутацию талантливого начинающего автора. Одновременно он был принят в кружке молодых драматургов, которые группировались вокруг его непосредственного начальника И. П. Елагина, известного переводчика и мецената.

В этом кружке сложилась теория «склонения» иностранных произведений «на русские нравы». Елагин первый применил принцип «склонения» в заимствованной у Гольберга пьесе «Жан де Моле, или Русский француз», а последовательно его сформулировал В. И. Лукин в предисловиях к своим комедиям.

До этого времени в переводных пьесах изображался малопонятный русскому зрителю быт, употреблялись иностранные имена. Все это, как писал Лукин, не только уничтожало театральную иллюзию, но и уменьшало воспитательное воздействие театра. Поэтому началось «переделывание» этих пьес на русский лад. «Корионом» Фонвизин заявил о себе как о стороннике национальной тематики в драматургии и включился в борьбу с переводчиками развлекательных пьес.

В кружке Елагина проявляли живой интерес к новому жанру «серьезной комедии», получившей теоретическое обоснование в статьях Дидро и завоевывавшей европейские сцены. Попытка, половинчатая и не вполне удачная, ввести принципы нравоучительной драматургии в русскую литературную традицию была сделана уже в пьесах Лукина.

Но его комедии оказались лишены чувства комического и, главное, противостояли нараставшему проникновению сатиры во все области литературы, которое несколькими годами позднее привело к появлению сатирической журналистики. Такие частные темы, как трогательное изображение страдающей добродетели или исправление порочного дворянина, никак не соответствовали политическим целям русских просветителей, ставивших вопрос о преобразовании общества в целом.

Пристальное внимание к поведению человека в обществе позволило Фонвизину глубже, чем его современникам, понять основы просветительской эстетики Дидро. Замысел сатирической комедии о русском дворянстве оформился в атмосфере споров вокруг Комиссии для составления Нового Уложения, где большинство дворян выступило в защиту крепостничества. В 1769 г. «Бригадир» был завершен, и, обращаясь к общественной сатире, Фонвизин окончательно порывает с елагинским кружком.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.ФОНВИЗИНА (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма. Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 г. в Москве. Он происходил из старинной дворянской семьи, учился в университетской гимназии, затем на философском факультете университета. Попав в числе «избранных учеников» в Петербург к куратору университета графу Шувалову, Фонвизин знакомится Ломоносовым, с видными деятелями Российского театра Ф. Г. Волковым и И. А Дмитриевским. Уже в ранний период литературной деятельности, занимаясь переводами, Фонвизин выступает как прогрессивно мыслящий человек, испытавший на себе влияние просветительских идей. Наряду с переводами появляются оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Сатирический характер дарования Фонвизина определился довольно рано. Из ранних сатирических произведений Фонвизина наиболее существенными являются «Лисица-казнодей» и «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», в которых сказались общественно-социальный пафос и сатирическая острота, составляющие основную силу Фонвизина-сатирика.

КОМЕДИЯ Фонвизина «НЕДОРОСЛЬ» - вершина идейно-художественного творчества писателя-сатирика. Она по праву вошла в русский классический репертуар. «Недоросль» - первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. И хотя Фонвизин, несмотря на смелость обличения социальных пороков в общегосударственном масштабе, будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, а хотел лишь его ограничения введением «фундаментальных» законов, что нашло отражение в указе об опеке Простаковой, тем не менее его комедия, вскрывшая причины и следствия злонравия помещиков, пагубность крепостничества, давала возможность делать далеко идущие выводы. «Недоросль» - комедия, в которой побеждает реалистический принцип видения и отражения характеров, хотя и в этой комедии преодолеть окончательно традиции классицизма Фонвизину еще не удалось.

В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига, но Фонвизин подчиняет ее задачам социальной сатиры. Любовь Софьи и Милона способствует прояснению характеров злонравных помещиков. Характерно, что комедия не кончается благополучным решением судьбы Софьи и Милона и прощением «презлой фурии» Простаковой. Развязка комедии - оглашение Правдиным указа об опеке, вызвавшего новый прилив бешенства Простаковой.

Комедия Фонвизина обращена к реальной жизни. На глазах у зрителей развертывается жизнь семьи Простаковых, учителей, слуг. На сцене урок Митрофана, Тришка с кафтаном, которого ругает Простакова, драка Скотинина с Простаковой. Авторские ремарки тоже направлены на то, чтобы сделать более жизненными своих персонажей.

В «Недоросле» нарушается замкнутость комедийного жанра: рядом с комическими сценами - серьезные, поучительные разговоры, подчас драматические ситуации, характеры в комедии социально детерминированы. Все это способствовало разрушению классицизма, усилению реалистических тенденций в драматургии Фонвизина. Вместе с тем в «Недоросле» сохраняется рационалистическая структура комедии. Соблюдение единства места и единства времени, поэтика имен-характеристик, и дидактическая заданность комедии. Однако НОВАТОРСТВО Фонвизина находит выражение в создании социально-политической комедии, насыщенной реальным, жизненным материалом, типическими характерами в их индивидуальном проявлении, в показе влияния окружающей среды, воспитания на формирование характера человека. Фонвизин мастерски пользуется речевой характеристикой, язык персонажей индивидуализирован. Речь отрицательных персонажей груба, примитивна и немногословна, лишена какого-либо налета светскости, другие персонажи, в частности учителя Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, слуги Еремеевна, Тришка, говорят сообразно своему социальному положению.

Сюжет "Недоросля" строится на традиционно-классицистической основе - соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини. Однако любовная интрига не раскрывает чрезвычайно важную для автора крепостническую тему. В связи с этим драматург дополняет любовную интригу социальной коллизией, выраженной в пьесе конфликтом между Правдиным и Простаковой. Интрига и коллизия связаны между собой общим для них образом Простаковой. В последнем действии обе линии сходятся и Простакова терпит двойное фиаско. Правдин хочет отдать ее под суд за попытку похитить Софью. Простакова вымаливает у него прощение и тут же намеревается расправиться с нерасторопными слугами. Тогда Правдин объявляет свое решение о передаче ее имения в опеку. Тем самым комедия завершается двумя развязками. В "Недоросле" нет специальных авторских ремарок, касающихся бытовой обстановки, но сами эти подробности во множестве представлены в пьесе. Здесь и примеривание кафтана, и подготовка к "сговору", и учебные занятия Митрофана, и ряд других черт дворянской жизни XVIII в.


Денис Иванович Фонвизин — русский писатель и публицист, драматург и переводчик времен правления Екатерины Великой, родоначальник бытовой комедии, работавший в таком литературном направлении, как классицизм. Жизнь и творчество этого человека внесли неоценимый вклад в развитие отечественной литературы.

Денис Иванович Фонвизин родился 3 апреля 1745 года и вырос в дворянской семье в Москве. Его род восходил к немецким корням, так что его фамилия – русская вариация германского имени Фон Визин.

Изначально, будущий гений получал домашнее образование, а после был зачислен в списки студентов философского факультета Московского университета. После за его заслуги в литературной сфере отправят в Петербург, где состоялось его знакомство с такими знаковыми фигурами государства, как Ломоносов, Сумароков.

Творческий путь: история успеха

Первые произведения начали появляться уже в 1760 году. Писатель начинал с переводов, которые периодически печатались. Первая знаковая публикация была в виде ранней версии знаменитой пьесы «Недоросль». Позднее, уже к 1781 году, дописанная пьеса будет поставлена на сцене Петербурга, а еще через два года займет сцены Москвы. Через 8 лет из-под пера классициста выходит комедия с сатирической направленностью под названием «Бригадир», которая возвысила Фонвизина как литератора и была удостоена чести к прочтению перед самой императрицей в ее летнем домике Петергофа.

Как и многие писатели, Фонвизин много времени провел за границей, в частности, во Франции. Его работа советником канцелярии сопровождается написанием большого количества публицистических текстов, к примеру, «Рассуждение о непременных государственных законах», а так же работы над переводами, позволившими российскому читателю познакомиться с работами Руссо, Овидия и даже Вальтера.

Личная жизнь

О личной жизни писателя известно мало. Его жену звали Катерина Ивановна Роговикова, она была из семьи состоятельного купца. О детях в его биографии не упоминается.

Известно лишь, что он был примерным семьянином, поэтому все его произведения носят назидательный характер. В вопросах семьи и брака он был категоричен: женщину украшает верность, благочестие и образованность, а мужчину добродетель, сила и мудрость.

Последние годы жизни

В последние годы жизни, проводя время в путешествиях за границей по Европе, писатель столкнется с болезнью, которая не по зубам медицине тех лет. Его хватит первый апоплексический дар, из-за чего он будет вынужден вернуться в Россию.

Страдая параличом, автор будет продолжать заниматься творческой деятельностью. Главный труд, оставленный им и написанный в последние дни жизни, — это автобиографическое произведение «Чистосердечное признание». Писатель умер 1 декабря 1792 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Лазаревском кладбище.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!