Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культура древней греции архаический и классический периоды. Роль храмов в греческом обществе

Культура древней греции архаический и классический периоды. Роль храмов в греческом обществе

О временных рамках этого периода до сих продолжаются споры, но большинство историков сходятся во мнении, что возможно его рассматривать в рамках от 8 до 5 века до нашей эры и концом считать завоевание Греции персами. Этот период интересен тем, что в это время были заложены основы во многих направлениях развития общества, духовной и материальной культуры, которые получили продолжение и совершенствовались на протяжении последующих столетий.

Особенности архаического периода

Изменения в древнегреческом обществе были подготовлены предшествующим развитием производительных сил. Производительность труда возросла благодаря широкому применению железа, что давало возможность получать избыточный продукт. От сельскохозяйственного производства происходит отделение ремесленников – производителей орудий труда и продуктов повседневного спроса. В этих условиях начинается формирование рынка, а появление эквивалента обмена – денег – результат возрастания торговых отношений. Земля, как символ богатства, теряет свои позиции.

Система общинных отношений подвергается разложению. Появление аристократии наталкивается на сопротивление трудового населения, возникают неизбежные конфликты. Аристократия, как особая группа людей, стала занимать главенствующее положение в обществе благодаря приобретённому богатству, стремилась подчинить других членов общества, занимая командные посты в общественной жизни, особенно в правосудии и при формировании войска. О формирование сословной структуры общества говорит то, что стал сокращаться слой свободных земледельцев, увеличиваться число попавших в зависимость, по разных обстоятельствам, граждан.

На этот период падает такое явление как отток части свободного населения из страны – великая греческая колонизация – освоение новых территорий и торговых путей. Колонизация подстегнула социальное - экономическое развитие материковой Греции. Товарный обмен принял ещё больший размах. Торговцы, разбогатевшие на доставке товаров в колонии и обратно, стремились «занять место под солнцем», потеснить аристократию в управлении и в политике. Социальные конфликты в обществе привели к возникновению тирании – единоличной власти правителя, но ей не суждено было долго продержаться без опоры на основные массы населения. Результатом явилось создание греческого полиса, по сути города – государства.

История сообщает нам о двух видах полиса – Афины, как пример демократического полиса, где общественная жизнь сопровождалась реформами, проводимыми правителями, находившимися у власти(Солон, Писистрат) и Спарта, как пример военизированного общества, подчиняющегося единым правилам.

Культура и искусство архаического периода

Наше представление о Древней Греции часто формируется через искусство архаического периода. Действительно, многое, что дошло до нас с того времени, было создано в этот период. Греческая культура и искусство пережили бурный взлёт, что отразилось в разных сферах жизни.

Разложение первобытнообщинных отношений повысило сознание греков как единого народа. Всех остальных они стали называть варварами. В Олимпийских играх, которые начали проводиться в этот период, могли участвовать только греки.

Полис – новая форма существования общины – дал толчок к формированию коллективистской морали. Вне полиса жизнь отдельного человека была практически не возможна. Доблесть гражданина оценивалась его вкладом в защиту интересов своего полиса при условии принципа состязательности. У рядового гражданин появилась возможность подняться в своих политических правах до уровня аристократии.

Претерпели изменения и религиозные представления греков. Сформировался пантеон божеств, которым они поклонялись. Одушевлённость природы проявлялась в том, что каждое природное явление отождествлялось со своим богом. Полисная раздробленность отразилась и на религии, ибо каждый полис считал покровителем кого – то из богов.

Храмовая архитектура достойно представляет этот период, поскольку строительству храмов уделялось главное внимание, нежели другим зданиям. Местом строительства храма вначале избиралось возвышенное место, но позднее их стали возводить в центрах полисов. Сохранившимися остатками архитектуры того времени мы можем любоваться и в наши дни. Большое почитание храмов способствовало тому, что здесь в качестве приношений, дарились произведения искусства, и он становился их хранителем.

О скульптуре Древней Греции мы можем судить по статуям, досконально передающим во всех тонкостях изображение фигуры человека, как мужской, так и женской. Практически все божества приняли человеческий облик (Аполлон, Афина, Артемида и др.)

Огромным достижением того времени явилось появление греческой письменности, причём она стала настолько доступной, что позволила большинству свободных граждан овладеть грамотой. Был изобретён простой способ записи информации. Качественным скачком в понимании мира стало возникновение философии. Познание окружающего мира опиралось не на религиозное представление, а на разум человека.

Благодаря появлению письма и возможности записи, до нашего времени дошли некоторые отрывки из произведений Гомера, Тиртея, Архилоха, Алкея, Анакреонта и других представителей литературы. Вначале это были произведения тесно связанные с мифами, позднее появляется художественная проза, записи генеалогии знатных родов, рассказы о полисах, записи преданий.

Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему Средиземноморскому и Черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии. Этот процесс получил название Великой колонизации. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали торговыми центрами, и выступили посредниками между Грецией и другими странами. Постепенно греки вытесняют финикийцев, ранее расселившихся по Средиземноморью.

Именно к этому периоду относится появление нового названия Греции - Эллада. Первоначально так назывался один из районов Фессалии, а затем и вся страна. Ионийцы и дорийцы, населявшие Грецию, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии называли себя эллинами, т.о. они стремились подчеркнуть свое отличие от остальных народов.

К рубежу 7-6 в до н.э. с развитием ремесла и торговли во многих греческих полисах появляется новый влиятельный социальный слой владельцев мастерских и купцов, он стал теснить от власти старую родовую аристократию, начинает нарождаться тимократия, т.е. власть богатства.

Но рост значимости ремесла и торговли привел к упадку сельского хозяйства в метрополии и превращению крестьян в беднейший слой населения, росту социальной напряженности и классовой борьбе. На первом этапе борьба привела не к установлению демократических порядков (в их античном понимании), а к захвату власти диктаторами - тиранами. Причем тирании возникали в наиболее экономически развитых районах греческого мира. Везде, где старый земледельческий уклад переживал кризис, к власти приходили тираны, поддержанные наиболее обездоленными слоями населения. Тираны, сами часто происходившие из аристократической среды, выступали решительными противниками правления традиционной знати. Для того, чтобы найти опору в массах они заботились о том, чтобы дать разорившемуся населению возможность заработать. Многие тираны провозглашали программы общественных работ: строительство каналов, водопроводов, дорог. Они напрямую поддерживали торговлю, ремесло, сельское хозяйство как основу благосостояния и культуры. Именно в эпоху тиранов некоторые города-государства пережили период высшего расцвета - Коринф, Самос. Другие заложили основу своего будущего величия - Афины при тиране Писистрате, Сиракузы при Гелоне. Многие тираны были выдающимися личностями, они не только организовывали политическую и культурную жизнь полиса, но и сами занимались литературным творчеством, были меценатами и покровителями искусств.

В период архаики идет становление законодательства и судебной системы. В 621 г. до н.э. – в Афинах были приняты законы архонта (архонт - высшее должностное лицо в Греции) Дракон(т)а – «драконовские меры» - напоминавшие по своей жестокости табуальные запреты: очень многие нарушения карались смертью. Предусматривались денежные штрафы, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).

В 594 г. до н.э. это законодательство было усовершенствовано архонтом Солоном - он ввел суд присяжных (гелиея), и даже самые бедные ремесленники получили право участвовать в народном собрании (экклесии) и быть членами гелиеи.

В эпоху архаики окончательно складываются религиозные представления греков. Грекам был свойственен политеизм (многобожие). Согласно представлениям греков внешний облик, жизнь и взаимоотношения богов такие же как у людей. Т.е. это не непорочные, нравственно возвышенные существа, а существа наделенные страстями даже больше чем люди, но свободные от всех человеческих скорбей, печалей. Жилищем бессмертных богов была гора Олимп.

Общеобязательных догматов греческая религия не имела, поэтому к богам, к мифам можно было относиться скептически, можно было рассказывать о богах забавные истории, смеяться над ними. Но нельзя было уклоняться от исполнения обязательных обрядов в честь бога (особенно покровителя полиса), нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание, вплоть до казни.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Размеры и степень сложности жертвоприношений были весьма различны (возлияние (брызгание на землю или в огонь вина); жертвоприношение зерном, маслом, плодами, жертвенными животными). Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, религиозные пляски. Обряды совершались по строго установленному церемониалу.

Централизованного культа в Греции не было. Местные полисные и общинные культы были выражением политической раздробленности. Но некоторые культовые центры получили широкое общегреческое значение. Это – святилище Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Элевсине и др.

Ученые условно выделяют четыре религии древних греков:

1. религия Зевса;

2. религия Аполлона;

3. религия Диметры;

4. религия Диониса.

Религия Зевса - это религия природных сил. Главный бог Зевс - высшее божество, создатель людей и богов. В пантеон богов входят Гера - жена и сестра Зевса, братья Зевса: Аид - бог подземного царства, Посейдон - бог морей, сестра Зевса Диметра - богиня земли, дети Зевса: Афина - богиня мудрости, покровительница ремесла, Аполлон - покровитель образования, его сестра Артемида - богиня охоты, живой природы, Арес - бог войны, Афродита - богиня любви и красоты, Гефест - бог огня, Дионис (Вакх) - бог вина и веселья. Зевсу поклонялись в дубовых рощах, храмы не строили.

Главным центром поклонения Зевсу была Олимпия (Пелопоннес) , где находился его оракул и регулярно происходили праздничные Олимпийские игры. Согласно мифологической традиции, эти игры у могилы Пелопса установил Геракл, он же, по легенде, и наметил границы святилища с центром - рощей Альтисом. В Олимпии отсутствовали значительные постройки; поклонения совершались у алтарей, под открытым небом. Священный округ представлял собой платановую и оливковую рощу, в центре которой высился Пелопион - курган над могилой Пелопса, - и стоял пепельный алтарь Зевса. Пеплом жертвенных животных обмазывали алтарь, самый высокий в Олимпии. Пепел был так прочен, что для восхождения на вершину алтаря в нем пробивали ступени. У подножия холма росла «олива священных венков», из ветвей которой плели венки победителям в Олимпийских играх. С 8 в. до н. э., когда святилище стало местом проведения Олимпийских игр; Олимпия выступает как центр мирного единения различных греческих племен, «священным округом мира».

Религия Аполлона.

В этой религии рождается такие понятия как храм, кумир и жрец. Центром религии Аполлона были город Дельфы у горного массива Парнас. Религиозное чувство, что Бог где-то рядом, рождает потребность стабилизировать это чувство. В результате возникает идея храма (место Бога). В Древней Греции храм строился для Бога, а сам культ мог совершаться рядом с храмом.

Желание видеть божество приводит к идее антропоморфного существа – прекрасного юноши. Появляется скульптурное изображение Бога – кумир. А в связи с этим возникает потребность заботиться о храме и о кумире, и появляется жречество, которое с усложнением их функций становится профессиональным и наследственным. Должность жреца была почетной, но не давала ни какой непосредственной власти, зачастую официальным культом руководили не жрецы, а гражданские должностные лица.

Центральной фигурой религии Аполлона является жрица Пифия - предсказательница судьбы, сидящая на треножнике Аполлона в Дельфах. В Греции не предпринималось ничего значительного без предварительного мнения об этом Дельфийского оракула. В Дельфах выполнялся обряд очищения от преступлений, в т.ч. и от убийства.

Религия Деметры.

Деметра - богиня плодородия - земледельческий культ-душа поспевающей Нивы. Ее культ связан с мифом о Персефоне. В связи с возвращением Персефоны из царства Аида, Деметра основала мистерии - таинства, т.к. они проходили в Элевсине, то они получили название элевсинские мистерии, они просуществовали 1000 лет до 395г. н.э. Первыми жрецами был царь и царица Элевсина, которые приютили Деметру, покинувшую Олимп. Основные торжества проходили весной и осенью. Во время весенних обрядов (малых мистерий) происходило посвящение кандидата в мисты (первая степень). Осенью были великие мистерии когда, устраивалось посвящение во вторую степень – в эпопты. Главное место в церемониях посвящения занимали очистительные обряды, омовения, пост. После торжественного шествия из Афин в Элевсин устраивались ночные богослужения в храме Деметры, во время которых разыгрывались мистерии - священная драма, рассказ мифа о Персефоне, демонстрировались священные символы богинь – хлебные колосья. Люди созерцали драму и переживали чувства, которые переживала Деметры (скорбь, страдание, радость). Люди доходили до крайней степени чувственности. Посвящение символизировало второе рождение. Затем совершалась еще одна драма - созерцание действа о посмертной судьбе человеческой души, либо душа посвященного попадала на острова блаженства, а душа человека, который не смог посвятиться, обрекалась на странствие и работу.

Религия Диониса.

В ее рамках оформились два культа: оргиастический и гражданский. На основе гражданского культа впоследствии возник театр. Оргиастический культ возник во Фракии и распространился по всей Греции в 7-6 в. до н.э. Идея культа - соединение с природой и обретения бессмертия. Культ осуществлялся в виде вакханалии, т.е. ритмичного танца под музыку на природе. Во время танца человек доходит до экстаза, душа покидает тело и человек растворяется в природе. Основные действующие лица - вакханки. Существовала сложная экипировка участниц - факел, тирс (посох увитый плющом, виноградными листьями и сосновой шишкой наверху), венок на голове. Одежда состояла из шкур, подвязанных змеями. Многие молодые матери - вакханки для полного сближения с природой кормили грудью - волчат, ланей. Т.к. масштабы этого культа были велики, а последствия разрушительны, то вынуждены были отвести специальное место и время (1 раз в год), и определить специальную профессиональную группу вакханок.

С культом Диониса связано орфическое движение. Орфей - мифический поэт, живший якобы еще до Гомера. Он и его ученик Мусей создали песни, объясняющие происхождение богов Важное место в орфической мифологии играл образ страдающего и воскресающего бога Загрея-Диониса, сына Зевса и Персефоны. Посланные богиней Герой титаны растерзали юного Загрея, но сердце его было спасено Афиной. Зевс испепелил титанов, из пепла сделал людей и оживил их сердцем Диониса. Т.о. в человеке соединилось два начала: титаническое - ложное и злое; дионисийское - светлое. Поэтому смысл жизни человека в развитии дионисийского начала и подавлении титанического. Т.к. человек - единство тела и души (душа закована в тело), то смысл жизни человека состоит в спасении бессмертной души человека из тела, если этого не удается, то душа переходит из одного тела в другое и нужно разорвать этот круг с помощью определенного образа жизни, определенных ритуалов, участия в орфических мистериях. Кроме того, из сердца Загрея-Диониса Зевс создал Диониса, который и вошел в гражданский культ (Великие Дионисии).

Важнейшие общественно-религиозные празднества.

Большую роль в жизни греков играли состязания («агон»).

Главными состязаниями были посвященные Зевсу Олимпийские игры, появившиеся в 776 г. до н.э. и проводившиеся в области Олимпия на Пелопоннесе один раз в 4 года. От первых Олимпийских игр велось летоисчисление Древней Греции (Олимпиада – единица летоисчисления до 394 г. н.э.). Игры длились 5 дней, на это время объявлялся священный мир. Состязались в беге, кулачной борьбе, ристании на колесницах и пятиборье (метание копья, диска, прыжки в длину, бег, кулачная борьба). Участниками были только мужчины и они выступали обнаженными, поэтому женщины не допускались на игры под страхом смертной казни. Но зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства. Наградой победителю была оливковая ветвь, победитель въезжал в родной город через пролом в стене, который делали для него.

Пифгитские игры (Пифиады)- вторые по значению общегреческие празднества в честь Аполлона в Дельфах. Спортивные и музыкальные состязания, проводившиеся один раз в 8 или 4 года. Наградой в играх был лавровый венок.

Истмийские игры (Истмии) – общегреческие празднества в честь Посейдона в Истмии в Коринфе, проводившиеся один раз в 2 года. Гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания. Награда сосновый венок.

Немейские игры - общегреческие празднества в честь Зевса в Немее, проводившиеся зимой каждый второй и четвертый год Олимпиады. Спортивные и музыкальные состязания.

Пинафинеи великие – торжественные празднества в честь рождения Афины проводившиеся один раз в 5 лет.

Дионисии великие – ежегодные празднества в Афинах в честь Диониса. Состязания драматургов, поэтов, хоров.

Философия.

В период архаики зарождается философия, благодаря которой Греция вступила на путь рационалистического мышления. Этому способствовало то, что в Греции не было особой жреческой касты, не было устойчивых религиозных догматов, а это облегчило отделение философии и науки от религии. Знание восточной, в первую очередь вавилонской, математики, астрономии убеждало в том, что есть некоторые общие законы, регулярность и повторяемость природных явлений. Главным для первых философов стал поиск первооснов, первопричин всего существующего (натурфилософия). Греческие натурфилософы за первооснову выделяли: Фалес – воду, Анаксимандр – апейрон, который все в себе содержит и всем управляет, Анаксимен – воздух, Гераклит Эфесский – огонь, Пифагор – число.

Литература.

Греческий язык состоял из четырех диалектов: ионийского, аттического, дорийского и эолийского. Но все диалекты были знакомы каждому греку и служили для выражения различных родов поэзии. Например, ионийско-эолийский был основой эпоса, а дорийский основой хорового пения.

С Гомером ушла и его эпоха героев. Но у Гомера было много последователей и подражателей. Сюжеты древних мифов обрабатывались в стиле Гомера. Такие поэтические циклы получили называние киклические поэмы.

Новым в литературе стало творчество Гесиода (700г. до.н.э.). Он создал три новых эпических жанра: космогонический - о происхождении мира и Богов («Теогония»); генеалогический - о героинях древних мифов («Каталог женщин»); дидактический или назидательный – советы и наставления («Труды и дни» - советы земледельцам).

Гесиод рационалистически систематизирует греческую мифологию и является последним представителем эпического жанра.

Постепенно в 7 веке до н.э. основное место в литературе занимает лирика.

Древнегреческую лирику делят на два вида: мелическую (пелась в сопровождении различных инструментов) и декламационную (отошедшую от музыки). Основными жанрами Декламационной лирики стали элегия, ямб, эпиграмма и гнома.

Основным жанром была элегия (греч. «жалобная песня»). Предполагают, что она возникла из погребального плача. Это стихотворение средней длины, печального содержания, рассказанное от первого лица. Первоначально элегия имела преимущественно морально-политическое содержание, затем преобладающей стала любовная тематика. Основоположником элегии считают Каллина (первая половина 7 в. до н.э.), писавшего военно-героические элегии, близкие к эпосу. Наиболее известным автором военно-героических элегий был Тиртей (вторая половина 7 в. до н.э.). За героической элегией был закреплен ионийский диалект.

Другой более важный вид элегии – элегия личной судьбы. Первым представителем был Архилох (вторая половина 7 в. до н.э.), развивавший мотив наемника, то есть человека, служащего чужому делу.

Третья разновидность элегии – философско-политическая. Наиболее ярким представителем был афинский архонт Солон (ок. 640- ок. 559 г. до н.э.), выражавший в элегии свои политические мысли

Другим жанром лирики был ямб - стихотворение назидательной сатирической направленности. В Греции существовали культы осмеяния богов, победителей. Считалось, что смех отгоняет злых духов, очищает атмосферу. Высмеивалось все высокое. Существовало два вида ямба: личное осмеяние (инвектива) и осмеяние общественных отношений (сатирический ямб). Ямбы отличались большой вольностью, для них не было ограничений. Основоположником ямба считают Архилоха. Среди наиболее известных авторов ямбов Мимнерм, Гиппонакт (6 в. до н.э.), Феогнид (вторая половина 6 в. до н.э.).

Эпиграмма – короткое лирическое стихотворение произвольного содержания. Первоначально это были посвятительные надписи, потом – эпитафии, поучения, описания, любовные, застольные, сатирические стихи. Эпиграммы писались на твердом материале – камне, меди, памятниках.

Гнома (греч. «вывод, мысль, изречение ») – короткое стихотворное изречение мудрости (формулировка общепринятых положений) или поучительно-философские изречения). Например, «познай самого себя». Большинство гном приписывают семи полулегендарным греческим мудрецам.

Мелическая лирика имела два вида: монодия (монос – «один», одия – «песня») и хоровая лирика. Древние греки строго различали монодию (сугубо личное переживание, любовную лирику) и хоровую лирику (в ней не было любви, она была связана с общественными событиями, с коллективом). В мелической лирике поэт был и композитором. Текст создавался для определенной мелодии и был с нею неразрывно связан.

Ведущей темой монодийной лирики была любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (Са(п)фо (610-580г до н.э.), Алкей (рубеж 6-7в до н.э.)) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где ярко проявил свою индивидуальность Анакреон(т) (570-478 г. до н.э.). Монодийная лирика создавалась на эолийском диалекте.

Хоровая лирика связана с событиями в жизни полиса, праздниками. Важнейший жанр – парфений – хоровая песня в честь богинь, исполнявшаяся хором девушек. Пеан – гимн в честь Аполлона (главное содержание - победа солнца над мраком), исполнявшийся вооруженными юношами при нападении на врагов или после победы. Дифирамб - песня в честь Диониса, сопровождавшаяся бурным оргиастическим танцем. Наиболее крупными представителями хоровой лирики были Алкман (вторая половина 7 в. до н.э.), Симонид (ок. 556 – 468 г. до н.э.), Пиндар (518-438 до н.э.).

К 6 в. до н.э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня (короткий, комический рассказ, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл; действующими лицами басни обычно выступают животные, растения, вещи), родоначальником которой считают Эзопа (6 в. до н.э.). Ему приписывают сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»)

В 8-6в до н.э. зарождается греческая историография и греческий театр, выросший из хоровых песен, молитв, исполняемых на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано Феспидом (рубеж 7-6 в. до н.э.), который выделил из хора действующее лицо - актера.

Изобразительное искусство.

В области изобразительного искусства период архаики отличается господством схематичности и рационализма. Человек изображается как человек вообще, как абстрактный член общества.

Сильна героическая монументальность, в том числе и в живописи, дошедшей до нас в виде росписи на вазах - вазописи. На древнейших вазах человек изображался крайне условно: комбинация простейших геометрических элементов. Раскраска условна: мужские фигуры даны в черном цвете, лица и руки женщин белого цвета, а фон красный. Вазопись этого периода относится к строгому стилю, т.к. художника интересовал смысл изображаемого, сущность, а не детали Во второй половине 6 в. до н.э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной техники вазописи (впервые применил Андокид (амфора «Пирующий Геракл», «Геракл на Олимпе»).

Архитектура.

Архитектура архаического периода сохранилась плохо, т.к. постройки в основном возводились из дерева.

Предположительно около 8 в. до н.э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское. Дорическое направление отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. В ионийском стиле ценились легкость, изящество, прихотливость линий.

Сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки со всех сторон обнесенной колоннадой. Здание с одним рядом колонн по периметру называлось периптер (греч. «окрыленный»), с двойным рядом колонн - диптер.

Греческий храм был хранилищем казны и художественных сокровищ; местом поклонения богу и центром общественной жизни граждан полиса. Храм возвышался в центре акрополя (крепости) или на городской площади.

Именно в период архаики была создана продуманная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. В основе греческого зодчества уже в лежала определенная система соотношения, равновесия несущих и несомых частей здания - ордер (лат. «строй, порядок»).

Первым оформился дорический ордер. Каменное основание дорического храма (стереобат) обычно трехступенчатое, его верхняя ступенька (стилобат) служила постаментом храма. В наос (святилище), где находилась статуя бога, вел ход со стороны главного фасада. В некоторых храмах был еще опистодом - помещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада. Наос освещался через двери или световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол колонны прорезали желобки (каннелюры), на высоте 1/3 ствол утолщался (утолщение называется энтазис). Капитель (верхняя часть колонны состояла из эхина (круглая каменная подушка) и абака (квадратная плита), на который опирались перекрытия (антаблемент). Антаблемент складывался из 3-х частей: архитрав (балка, лежащая на колоннах), фриза и карниза. Архитрав дорического ордера гладкий; фриз состоит из квадратных плит (метопы) и прямоугольных плит с тремя вертикальными желобками (триглифы). Антаблемент завершается гладким карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, образовывала треугольные фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Ионический ордер сложился к концу 7 в. до н.э. Капитель ионического ордера имела эхин из двух изящных завитков. Архитрав разделен тремя горизонтальными полосами, поэтому кажется легким, фриз идет по антаблементу сплошной лентой, карниз богато декорирован.

Греческие храмы архаического периода подкрашивались: поле фронтона (тимпан) и триглифы - синим, метопы - красным. Раскрашивалась и скульптура.

Иногда дорические колонны заменяли мужскими фигурами – атлантами, а ионические колонны - женскими фигурами – кариатидами. Т.о., дорический стиль называют мужским, ионический - женским.

Скульптура.

Греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпиадных игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Т.к. юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики, обнаженного юношеского тела. В период архаики появились скульптурные изображения юношей, т.н. курос. Руки его прижаты к туловищу, сжаты в кулаки, одна нога выставлена вперед, подчеркнуто атлетическое сложение - широкие плечи и узкие бедра. Специфическое «архаическое» выражение лица: углы губ приподняты («архаическая улыбка»), глаза широко раскрыты. Соблюдался принцип фронтальности - рассмотрение статуи только спереди. Раскраска была условной: борода - синяя или зеленая, а глаза - красные. До нашего времени дошло несколько десятков архаических Аполлонов (например, «Аполлон из Тенеи»). Курос связан с дорическим ским стилем, а с ионийским – изображение коры - задрапированной (в одежде) девушки. Их глаза- удлиненные, широко открыты, архаическая улыбка еле намечена. Раскрашивались: волосы -розовато-красные, брови и ресницы - черные, одежда яркая.


Похожая информация.


— ранее развитие искусства. В переводе с греческого «archaikуs» — древний, старинный. искусством можно назвать любое древнее искусство, начиная с наскальных рисунков, однако чаще всего данный термин относится в искусству древней Греции.

Архаический период Греции с 650 по 480 гг. до н. э. — это необычный расцвет науки, культуры и искусства, который стал основой всего мирового искусства. Многие, однако, подвергают критике название греческой культуры как «архаической», так как под этим термином скрывается именно некая примитивность, тогда как «архаический период» Греции являет собой высокое искусство и сформировавшуюся культуру, которая вполне сравнима с современной.

Архаический период Греции способствовал появлению многих видов изящных и прикладных искусств. Культурный всплеск этого времени сравним с эпохой Возрождения в Европе, которая также способствовала появлению многих жанров, направлений, перевернула представления о мире и сделала жизнь гораздо интереснее и богаче. Архаика — это период становления, период рождения и начало расцвета. В изобразительном искусстве, керамике, скульптуре и архитектуре произошёл заметный сдвиг. Появились дорический и ионический архитектурные стили. Для украшения домов, дворцов, храмов, надгробий начинают создаваться скульптуры из различных материалов, которые сегодня считаются настоящими шедеврами архаического искусства. Помимо этого, Древняя Греция прославилась своими писателями, поэтами, философами, чьё творчество также считается литературной архаикой, то есть периодом зарождения основ.

Архаика, как ранний этап развития культуры и искусства, играет наиважнейшую роль в истории человечества. Именно благодаря тем деятелям, которые заложили основы и доказали их необходимость всем людям, сегодня мы имеем наше мировое достояние — сотни стилей и жанров живописи, графики, литературы, скульптуры, архитектуры, музыки, философии, творческих видов деятельности и многое-многое другое.

Примеры архаического искусства

Эпоха VIII-VI вв. до н. э. – это время наиболее интенсивного развития древнегреческой цивилизации. В течение этого периода перемены во всех областях жизни античной Греции – от экономики до культуры – были настолько масштабными и радикальными, что их совокупность часто называютархаической революцией . Меняется весь облик греческого общества. Если к началу эпохи архаики это был традиционный, почти не прогрессирующий, немобильный, довольно простой по своей структуре социум, то к концу этой эпохи можно уже с полным правом говорить об обществе в высшей степени подвижном, сложном, в краткие по историческим меркам сроки догнавшем, а в ряде отношений даже обогнавшем в своем развитии страны Древнего Востока. На греческой земле снова складываются основы государственности. Но новые государственные образования принимают форму не дворцовых царств, как в микенскую эпоху, аполисов (государств античного типа в форме гражданской общины), что в дальнейшем обусловило специфику всей древнегреческой цивилизации.

В результате ряда причин (далеко не все из них до конца ясны ученым) в Греции уже в первые века архаической эпохи резко возросла численность населения (это фиксируется археологическими данными, в частности количественным анализом погребений). Случился настоящий демографический взрыв: за какой-нибудь век население Эллады увеличилось в несколько раз. Нет сомнения, что значительный прирост населения был следствием процессов, начавшихся в предыдущую, предполисную эпоху. Благодаря отсутствию в этот период внешней угрозы, постепенному, но неуклонному росту благосостояния в результате внедрения во все сферы жизни изделий из железа, греческому миру было даровано несколько столетий стабильной жизни.

Следует отметить, что рост населения отмечался в регионе, бедном природными ресурсами, в том числе плодородными почвами. В результате в некоторых областях Греции возникло такое явление, как стенохория (т. е. «аграрное» перенаселение, приводившее к «земельному голоду»). Наиболее остро стенохория проявилась на Истме (перешеек, соединяющий Пелопоннес со Средней Грецией) и в прилегающих к нему районах, а также на некоторых островах Эгейского моря (в особенности на Эвбее), в малоазийской Ионии. В этих густонаселенных районах размерхоры (т. е. сельскохозяйственных земель) был ничтожно мал. В меньшей степени стенохория ощущалась в Аттике. В Беотии, Фессалии, на юге Пелопоннеса благодаря большим площадям обрабатываемой земли и высокому (по греческим меркам) плодородию почв демографический взрыв не привел к негативным последствиям. Характерно, что в этих областях и темпы экономических и политических преобразований были, как правило, более низкими: нужда является мощным двигателем прогресса.

Чрезвычайно важным процессом, во многом определившим развитие архаической Греции, была урбанизация – градостроительство, становление городского образа жизни. Отныне и вплоть до конца существования античной цивилизации одной из наиболее специфических ее черт стал именно ее городской характер. Это в какой-то мере осознавали уже и сами греки, для которых слово «полис» (в значении «город») стало одной из ключевых характеристик всего их бытия, а сформировавшиеся в Греции в эту эпоху небольшие

государства с городом в качестве центра получили название полисов.

Если к началу архаической эпохи в греческом мире почти не было очагов городской жизни, то к ее концу Греция превратилась воистину в «страну городов», многие из которых (Афины, Коринф, Фивы, Аргос, Милет, Эфес и др.) стали крупнейшими экономическими, политическими, культурными центрами. Города могли образовываться различными способами. Одним из наиболее распространенных был так называемый синойкизм (буквально – «сселение») – слияние в одну политическую единицу нескольких небольших поселений сельского типа, расположенных поблизости друг от друга, на территории одной области. Этот процесс мог сопровождаться реальным переселением жителей нескольких деревень в один город. Так, синойкизм в Аттике, который традиция приписывает легендарному афинскому царю Тесею (хотя этот процесс имел место в первой половине І тысячелетия до н. э. и продолжался в течение нескольких веков), отнюдь не привел к переселению всего сельского населения в единый центр. Еще в классическую эпоху более половины афинских граждан проживало на хоре, в самих Афинах находились лишь общие органы государственного управления.

Греческий город периода архаики играл роль административного центра для окружающей его территории, а говоря точнее – административно-религиозного центра, поскольку религия в античности была теснейшим образом связана с государственной жизнью. Но одновременно город являлся и важнейшим экономическим центром, средоточием ремесленного производства и торговли. Таким образом, необходимо отметить определенную двойственность функций древнегреческого города (впрочем, это характерно для города любой исторической эпохи). Она выражалась в наличии практически в каждом городе двух центров. Одним из них былакрополь (отakros – верхний +polis – город), представлявший собой крепость. Он располагался обычно на холме либо на более или менее неприступной скале и обладал комплексом оборонительных сооружений. Акрополь был сердцем города и всего государства; на нем располагались главные храмы, отправлялись основные религиозные культы. На акрополе же первоначально находились и здания органов управления полисом. Кроме того, в случае нападения врагов акрополь служил цитаделью, последним оплотом обороняющихся.

Вторым «центром» города являлась возникавшая чаще всего у подножия акрополя агора

– главная городская площадь, где находился рынок и где народ собирался на сход. Агора, как и акрополь, считалась сакральным пространством. Вокруг агоры теснились собственно городские кварталы, в которых обитали ремесленники, торговцы (составлявшие, впрочем, меньшинство населения), а также крестьяне, ежедневно отправлявшиеся на работу на свои земельные участки, расположенные недалеко от города.

Однажды возникнув, город претерпевал на протяжении архаической эпохи определенную эволюцию. Прежде всего необходимо упомянуть о постепенном возрастании значимости агоры, о переносе на нее основных административных функций с акрополя, который в конечном счете становится почти исключительно местом проведения религиозных ритуалов. В различных греческих городах этот процесс шел с разной степенью интенсивности, соотносясь в основном с темпами политического развития того или иного полиса.

Бронзовые шлемы (VI в. до н. э.)

Акрополь терял и свою оборонительную функцию, что было следствием другого характерного для того времени процесса – возрастания защищенности городов в целом. Быстрое развитие военного искусства настоятельно требовало создания в городах системы укреплений, которые охватывали бы не только цитадель акрополя, но и всю территорию города. К концу архаической эпохи многие города, во всяком случае наиболее крупные и процветающие, по всему периметру были окружены оборонительными стенами.

Впрочем, не во всех регионах греческого мира урбанизация достигла высокого развития. В таких областях, как Элида, Этолия, Акарнания, Ахайя, жизнь в городах еще долго находилась на довольно примитивном уровне. Особый случай представлял собой крупнейший центр Южного Пелопоннеса– Спарта, которую античные авторы называли несинойкизированным полисом. Не только в архаическую эпоху, но и в дальнейшем (вплоть до эллинистического периода) этот полис вовсе не имел оборонительных стен. Да и в целом облик Спарты был далек от городского, поскольку это была, по сути дела, совокупность нескольких сельских поселений.

Чрезвычайно важные изменения произошли в военном деле. В VIII-VI вв. до н. э. отошли в прошлое описанные в поэмах Гомера единоборства героев-аристократов. Отныне главным в искусстве войны стало коллективное начало, а важнейшую роль на полях сражений начали играть отрядыгоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев. Доспехи гоплита состояли из бронзового шлема, панциря (либо целиком изготовленного из бронзы, либо кожаного, обшитого бронзовыми пластинами), бронзовых поножей, защищавших голени воина, и круглого щита из нескольких слоев бычьей кожи на деревянной раме, обычно обитого бронзовыми пластинами. Гоплит был вооружен коротким (длиной около 60 сантиметров) железным мечом и более длинным деревянным копьем с железным наконечником. Как доспехи, так и оружие гоплит должен был приобретать за собственный счет, поэтому для того, чтобы служить в этом роде войск, нужно было быть зажиточным человеком, гражданином-землевладельцем (изначально полное гоплитское вооружение –паноплия – вообще было доступно только аристократам).

Паноплия (доспехи гоплита из Аргоса) (VIII в. до н. э.)

В бою гоплиты выступали особым сомкнутым строем – фалангой. Воины становились плечом к плечу в несколько шеренг в сильно вытянутый по фронту прямоугольник. Длина греческой фаланги колебалась в зависимости от общей численности отряда и могла достигать одного километра, глубина обычно составляла 7-8 рядов. Построившись и приготовившись к битве, гоплиты прикрывались щитами, выставляли вперед копья и двигались на врага, стремясь нанести как можно более мощный удар. Подобная живой стене, сметавшая все на своем пути, фаланга в течение веков оставалась самым совершенным способом построения войск. Наиболее сильной стороной фаланги был, пожалуй, именно ее неудержимый натиск; кроме того, тяжелые доспехи хорошо защищали гоплита, что делало количество жертв среди воюющих минимальным. У этого строя были и недостатки: слабая маневренность, уязвимость с флангов, неприспособленность к боевым действиям на пересеченной местности. Как гоплитское вооружение, так и фаланга появились на рубеже VIII-VII вв. до н. э., скорее всего в Аргосе – одном из крупнейших центров Пелопоннеса. Во всяком случае, именно в Арголиде в одной из могил археологи нашли самый древний вариант паноплии. Естественно, из Аргоса новый способ ведения боевых действий очень быстро распространился по всему Пелопоннесу, а затем почти по всему греческому миру.

Триера. Рисунок

Беднейшие граждане, неспособные приобрести гоплитские доспехи и оружие, во время войны составляли вспомогательные части легковооруженных воинов – гимнетов. Среди них

были лучники, пращники, дубинщики, метатели дротиков (коротких копий). Гимнеты, как правило, начинали сражение, а потом отбегали в стороны, освобождая место для столкновения основных сил – гоплитских фаланг. Гимнетов считали наименее ценной частью войска, и иногда полисы даже заключали друг с другом соглашения, запрещавшие пользоваться во время военных столкновений луками, пращами и т. п.

Конница, комплектовавшаяся исключительно из представителей аристократии, играла в битвах небольшую роль: кавалеристы в основном должны были защищать фалангу слева и справа во избежание ее окружения. Более активным действиям конницы препятствовало, в частности, то обстоятельство, что еще не было изобретено седло со стременами, и потому положение всадника на коне было весьма неустойчивым. Лишь в некоторых греческих областях (особенно в Фессалии) кавалерийские отряды занимали по-настоящему значительное место в структуре войска.

Наряду с военным искусством развивалось морское дело. В эпоху архаики у греков появились военные корабли комбинированного парусно-гребного типа. Самой ранней разновидностью таких кораблей былапентеконтера, представлявшая собой очень большую лодку с парусом и примерно полусотней весел, каждое из которых приводилось в движение гребцом. В VI в. до н. э. на смену пентеконтере пришлатриера – корабль с тремя рядами весел (всего до 170 весел) с каждой стороны. По сообщениям античных авторов, триеры впервые начали строить мастера из Коринфа. Парусный такелаж на триере был предельно прост и применялся редко, в основном же корабль двигался на веслах, особенно во время морского боя. При этом возможность развивать скорость до 10 узлов в сочетании с высокой маневренностью делали триеру очень эффективным оружием. На протяжении архаической и большей части классической эпохи она оставалась самым распространенным типом военного судна.

Греков считали величайшими в тогдашнем мире мореходами;уже в архаическую эпоху с полной ясностью определилась ярко выраженная «морская» ориентация их цивилизации. Наряду с кораблями, предназначенными для ведения войны, у греков были торговые, транспортные суда. Торговые корабли были более короткими и широкими, чем

пентеконтеры и триеры, имевшие вытянутую форму. Движение такого судна осуществлялось прежде всего с помощью парусов. Впрочем, парусное оснащение древнегреческих кораблей было еще весьма простым. Поэтому чрезмерное удаление от берега грозило такому судну почти неминуемой гибелью, как и плавание зимой, в сезон бурь. Тем не менее прогресс в освоении морских пространств был налицо.

Безусловно, все новшества в области градостроительства, в военном и морском деле были бы невозможны, если бы им не сопутствовало быстрое развитие экономики. Правда, в сельском хозяйстве, являвшемся основой экономической жизни античной Греции, эти изменения ощущались слабее. Сельскохозяйственное производство по-прежнему базировалось на возделывании культур так называемой «средиземноморской триады» (зерновые, виноград, оливки), а также на скотоводстве, игравшем в основном вспомогательную роль.

Значительные изменения происходили в VIII-VI вв. до н. э. в ремесленном производстве, уже отделившемся от сельского хозяйства.

Коринфская керамика (ок. 600 г. до н. э.)

Технический прогресс коснулся многих производственных отраслей, например судостроения, добычи и обработки металла. Греки начали строить шахты, открыли сварку и пайку железа, разработали новые технологии бронзового литья и т. д. Все это способствовало развитию оружейного дела. В сфере керамического производства следует отметить расширение ассортимента сосудов. Изящное и стильное декорирование с помощью росписи превращало эти предметы утилитарного назначения в настоящие произведения искусства. В наиболее развитых греческих полисах появляются монументальные каменные постройки культового и общественного назначения: храмы, жертвенники, здания для работы органов власти, портовые сооружения, водопровод и др.

Экономические достижения были бы невозможны без преодоления характерной для гомеровского периода замкнутости греческих общин. Торговля, в том числе внешняя, способствовала восстановлению связей с древними цивилизациями Востока. Например, в Аль-Мине (на сирийском побережье) находилась греческая купеческая фактория. Иными словами, Греция окончательно вышла из изоляции. Впрочем, уровень развития торговли в

архаическую эпоху не следует преувеличивать. Товарность греческой экономики, т. е. ориентированность на рынок, была невысокой. Внешнеторговый обмен имел целью прежде всего не сбыт продукции древнегреческих полисов, а, напротив, получение из других мест того, что отсутствовало на собственной территории: сырья, ремесленных товаров и продуктов питания, особенно хлеба, в котором греки всегда нуждались. Отсутствие в Греции достаточного количества природных ресурсов приводило к тому, что главной составляющей внешней торговли являлся импорт.

Родосская керамика (VII в. до н. э.)

Торговые, экономические контакты влекли за собой взаимодействие в культурной сфере. Усилившееся в архаическую эпоху восточное влияние на греческий мир дает повод некоторым ученым даже говорить об ориентальном (т. е. ориентированном на Восток) периоде развития цивилизации в Древней Греции. Действительно, из Финикии пришел в греческие полисы алфавит, из Египта – технология изготовления монументальных статуй, из Малой Азии – монета. Эллины охотно воспринимали у более опытных восточных соседей все полезные новшества. Однако они шли по совершенно новому, неведомому восточным цивилизациям пути развития.

Весьма важным фактором экономической жизни греческого мира стало появление денег.

В начале архаической эпохи в некоторых областях Эллады (особенно в Пелопоннесе) роль денег играли железные и медные бруски в форме стержней – оболы. Шесть оболов составлялидрахму (т. е. горсть – такое их количество можно было захватить одной рукой).

В VII в. до н. э. появилась чеканная монета. Она была изобретена в Лидии, небольшом богатом царстве на западе Малой Азии. Греки очень быстро переняли новшество. Вначале по образцу лидийцев начали чеканить монету крупнейшие малоазийские греческие полисы, а затем монеты вошли в оборот в Балканской Греции (прежде всего на Эгине). Как лидийские, так и первые греческие монеты чеканились из электра – природного сплава золота и серебра, а потому их номиналы были довольно высокими, и вряд ли эти монеты могли использоваться в торговле. Скорее всего, они служили для осуществления крупных расчетов государства (например, для оплаты услуг воинов-наемников). Однако со временем появились мелкие номиналы монеты и она вошла в активный торговый оборот.

Афинская серебряная тетрадрахма (V в. до н. а.)

К концу архаической эпохи основным материалом для чеканки монет стало серебро. Лишь в классическую эпоху мелкую разменную монету стали делать из меди. Монеты из золота чеканились в крайне редких случаях. Характерно, что новые деньги сохранили старые названия. Основной денежной единицей в большинстве полисов была драхма (6 оболов). Вес афинской серебряной драхмы равнялся приблизительно 4,36 грамма. Чеканили также монеты промежуточного достоинства – между драхмой и оболом. Существовали и монеты более весомые, чем драхма:дидрахма (2 драхмы), очень широко распространеннаятетрадрахма (4 драхмы) и крайне редко выпускавшаясядекадрахма (10 драхм). Наиболее крупными мерами стоимости являлисьмина (100 драхм) италант (60 мин, т. е. около 26 килограммов серебра); монет такого достоинства, естественно, не было.

В некоторых древнегреческих городах существовала своя монетная система, основанная на денежной единице статер (примерно 2 драхмы). Каждый полис, являясь независимым государством, выпускал собственную монету. Власти удостоверяли ее государственный статус, помещая на монете особое изображение, являвшееся символом, или эмблемой, полиса. Так, на монетах Афин были изображены голова Афины и сова, считающаяся священной птицей богини, на монетах Эгины – черепаха, на монетах Беотии – щит и т. д.

Источники Об истории Древней Греции в архаическую эпоху свидетельствуют разнообразные

источники, ценность которых, однако, неодинакова. Центральное место занимают письменные данные, содержащиеся в произведениях античных авторов. При этом наибольшую ценность представляют памятники, которые были созданы в течение самой эпохи архаики, ибо это свидетельства современников, а порой даже очевидцев описываемых событий.

Важную информацию дают исторические сочинения: ведь античные историки как раз и ставили перед собой цель рассказать о событиях не только современной им эпохи, но и более раннего времени. Как известно, историческая литература впервые появилась в Греции именно в архаическую эпоху, во второй половине VI в. до н. э. Однако труды первых логографов – писателей, работавших в историческом жанре (Гекатея Милетского, Харона Лампсакского, Акусилая Аргосского и др.) – к огромному сожалению, сохранились лишь в виде немногочисленных и разрозненных фрагментов, цитируемых «позднейшими» авторами. Конечно, кое-какие ценные сведения можно получить и из этих фрагментов, но в целом сведения в них довольно скудны и, во всяком случае, не позволяют воссоздать целостную картину развития Греции в эпоху архаики.

Для сколько-нибудь полноценной реконструкции истории этого времени приходится активно использовать письменные памятники самых различных жанров, например, произведения поэтов, которых в Элладе VIII -VI вв. до н. э. было много. Очень важный материал мы находим у Гесиода – крупнейшего представителя дидактического

(поучительного) эпоса. В его поэме «Труды и дни» содержится описание всего трудового быта крестьянина со своеобразным стихотворным кодексом хозяйственных наставлений, культовых предписаний и нравственных правил жизни небогатого грека эпохи ранней архаики. Мир «сельской Греции» встает со страниц поэмы во всей своей полноте и красочности, и, следует сказать, этот мир резко контрастирует с миром Гомера – с его воинственными героями и почти постоянными битвами.

Источником информации являются нумизматические свидетельства. Самые первые монеты греческих полисов дают возможность судить о характере денежного обращения, о путях межгосударственной торговли, о системах мер и весов и др.

рхаический период не отделен от гомеровского резкой хронологической границей: его начало определяется приблизительно 8 веком, конец - началом 5 века, иногда - концом 1-й четверти 5 века. Историческим фоном периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира. В архаическую эпоху возникает и расцветает лирика (Сапфо 29 , Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт и многие др.), продолжает развиваться эпическая поэзия, зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский), появляются первые драматурги (Феспид и др.), формируется сама система драматургического театрального действа.

Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика 30 . Соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков: от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до соревновательности в области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков 31 . В архаический период рождается философия - первым назвал себя философом Пифагор 32 . Крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами, были представители милетской (ионийской) школы, Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.

Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, - храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние. В 7 в. афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид) переходят в сер. 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий.

В

Греческая классика

ысшей точкой развития греческой культуры и искусства эпохи античности был классический (от лат. classicus - образцовый) период, начало которого относят обычно ко времени после греко-персидских войн (480–470-е до н. э.), конец - ко времени начала завоевательных походов Александра Македонского в конце 4 в. до н. э. Политическим фоном расцвета культуры и искусства в эпоху классики, своего рода его аналогом был расцвет демократических полисов, городов-государств Греции (например, Афины времени правления Перикла 33). В 5 в. Греция пережила тяжелейшие войны в своей истории и попала под власть более сильной и политически единой Македонии.

Ф

Скульптура

изическое совершенство и духовная красота как отражение высшего благородства и достоинства человека - главный смысл поисков классического искусства. Великими мастерами скульптуры греческой классики былиПоликлет - создатель знаменитого «Копьеносца» («Дорифора»), в котором рассчитал «правильные» пропорции человеческой фигуры и впервые попытался представить человека в спокойном движении-шаге; Мирон , разрабатывавший тему сложного ракурсного движения (статуя «Метателя диска» - «Дискобола»); Фидий - вероятно, проектировщик всего архитектурно-скульптурного комплекса Акрополя в Афинах, высшего творения греческого мира, Пракситель - создатель самой знаменитой статуи древности «Афродиты Книдской», впервые представивший человеческую фигуру в состоянии отдыха и покоя («Гермес с Дионисом», «Отдыхающий сатир» и др.); Скопас и Лисипп , впервые изобразившие боль и страдание на человеческом лице и следовавшие уже не канону Поликлета, а по представлениям чистой художественности и пластичности. Именно искусство Праксителя, Лисиппа и Скопаса оказало самое сильное влияние на скульптуру эллинизма.

А

Архитектура

рхитектура классического периода создала образцовые типыдорического и ионического храмов (периптер, диптер, простиль, амфипростиль и др.). В 4 в. до н. э. в арсенал архитектуры был введен пышный и изящный коринфский орден , постепенно вытеснивший два основных - дорический и ионический. Храмостроительство эпохи представляют храм Зевса в Олимпии, Парфенон на Афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах. Лучшими архитекторами этого времени были Иктин (Парфенон, храм в Бассах) и Калликрат (Парфенон, храм Ники Аптерос на Акрополе). Облик архитектурных построек периода классики отличают ясность и простота, строгость и чистота линий. Великим экспериментом эпохи стал Акрополийский комплекс в Афинах, в котором сочетаются здания разных ордеров, элементы различных ордеров в одной постройке (ионический фриз с Панафинейским шествием в Парфеноне, дорическом периптере). В 5 и 4 вв. до н. э. создаются знаменитые театральные сооружения Греции - театр Диониса в Афинах и театр в Эпидавре.

Л

Литература

итература классического периода - самый представительный корпус античного мира. Отцом трагедии считалсяЭсхил , младшими современниками которого были Софокл , царь поэтов, и Еврипид , отцом комедии и самым крупным ее представителем - Аристофан , отцом истории - Геродот . Выдающимся историком 5 в. до н. э. был также Фукидид - автор истории Пелопоннесской войны.

В области философии 5–4 вв. до н. э. - время подлинного и великого ее расцвета, расширения деятельности философских школ (Сократ 34 , Платон 35 - основатель Академии, Аристотель 36 - основатель Ликея 37 и школы перипатетиков и др.).