Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Работа над художественным образом в произведении. Работа над художественным образом вокального произведения в классе сольного пения

Работа над художественным образом в произведении. Работа над художественным образом вокального произведения в классе сольного пения

Сенина Надежда Николаевна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУ ДО "Мачешанская ДМШ"
Населённый пункт: с.Мачеха Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях"
Дата публикации: 10.01.2018
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Мачешанская детская музыкальная школа

Открытый урок по специальности

(отделение народных инструментов)

По теме: «Работа над художественным образом в разнохарактерных

произведениях».

Составитель: Сенина Надежда Николаевна

преподаватель по классу баяна

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования детей

«Мачешанская ДМШ»

с. Мачеха 2017 г.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Форма урока: индивидуальная.

Тема: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Открытый урок проводится с учащимся 4-го класса Коломыцев Кирилл, баян.

Цель: создание условийдля развития навыка работы над художественным образом в

разнохарактерных произведениях.

Задачи:

Образовательные: закрепить

изученные

теоретические

определение

«художественный

произведения»),

продолжить

формирование

практических навыков (научить раскрывать замысел произведения, работа над средствами

музыкальной выразительности, исполнение в среднем темпе с поставленными задачами).

Развивающие:

развивать

понимать

исполняемое

произведение,

координацию движений, образное музыкальное мышление, творческую активность через

различные виды деятельности.

Воспитательные:

воспитывать

воспитывать

эстетический

усидчивость, трудолюбие, собранность.

Методы обучения:

1. Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает

информацию

использованием

демонстраций.

Учащийся

осмысливает

запоминает.

2. Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации.

Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

Практический:

музыкально-дидактические

повторные

действия

совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Развитие мышления, творческой инициативы;

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук;

правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Технические средства обучения:

Инструмент (баян), стул, пульт, нотные пособия,ноутбук, видео и аудио приложения.

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость,

композиционно

перестроить

складывающейся

ситуации,

благоприятный психологический микроклимат на уроке.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая технология:

развиваются

положительно

интенсивнее развиваться.

Рациональная организация урока: гимнастика для глаз, упражнение на расслабление

мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется

повторением выученных пьес и слушание музыки).

2. Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание

действующей

образовательного

процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит

признание

индивидуальности,

самобытности

человека,

развитие,

всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке

создаются

самореализации

развитие

индивидуальных

познавательных способностей, творческого воображения.

3. Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение

учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную

деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на

обработку

усвоение

информацию.

Включения

игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует

его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию

успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и

увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Репертуарный план урока:

1. Хроматическая гамма для правой руки и упражнения для левой руки.

2. Н.Богословский «Темная ночь».

3.Б.Тихонов обработка русской народной песни «Неделька»

План урока:

1) Организационный момент.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

музыкальным

материалом

использованием

здоровьесберегающей

технологии).

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5) закрепление пройденного материала.

6) Итог урока.

7) Домашнее задание.

Ход урока:

1) Организационный момент. Приветствие, посадка за инструмент, настрой на активную

творческую работу.

Определение цели и задач урока, предварительно опросив ученика о том, что он знает о

«средствах музыкальной выразительности». Что их связывает и как они взаимодействуют

друг с другом.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

- хроматическая гамма правой рукой с динамическими оттенками;

- игра

хроматической

динамическими

оттенками,

штрихами;

Игра минорной гаммы различными штрихами и группировками.

Следим за качеством звукоизвлечения, ритмическим рисунком и свободой пальцев правой

3) Работа с музыкальным материалом.

Прослушивание музыкального произведения на ноутбуке. Н.Богословский «Темная ночь».

Обсуждение художественного образа произведения. При диалоге возможно использовать

картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.

1. Как ты думаешь, о чем это произведение?

2. Знаешь ли ты слова песни?

3. Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной

выразительности использовал композитор?

4. Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?

5. На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части,

а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?

6. Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

Совместное

изучение

динамических

построений

фразировки,

штриховых

особенностей.

Определение кульминации произведения, графическое изображение динамики в

пропевание

педагога

инструменте;

игры-сравнения

(сравнивается игра педагога и ученика, анализ). Исполнение с поставленными задачами

произведения по частям.

Исполнение произведения Н.Богословский «Темная ночь» с выполнением раннее

поставленных задач:

1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;

2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными

знаками пальцы;

3.точно выдерживать все длительности;

4.держать единый темп исполнения;

5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.

- физ. разминка (с использованием здоровьесберегающей технологии):

Упражнение для глаз – подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть.

Посмотреть на самый ближайший предмет, потом на самый дальний предмет. Повторить

несколько раз.

Упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо,

влево, вверх, вниз)

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

Выявить самостоятельно в следующем произведении художественный образ. Определить

кульминационные точки и движение фразировки без помощи компьютерных технологий.

«Неделька» Б.Тихонов

5) Закрепление пройденного материала.

Обсуждение всей проделанной работы на уроке. Повторением и закреплением

пройденного материала.

6) Итог урока.

средства

музыкальной

выразительности

значение

определении замысла композитора, т.к. непосредственным образом влияют на характер

музыкального произведения, его внутреннее содержание. Одновременная концентрация

внимания

разнообразными

средствами

музыкальной

выразительности

значительно

повышает

эффективность

овладения

отдельности

обеспечивает целостный, системный подход к обучению, который способствует правильно

определить

художественный

произведения.

Эмоциональное

переживание

музыкального

произведения

помогает

развитию

восприятия

положительно

сказывается на творческом процессе, что способствует развитию интереса и воспитанию

чувства любви к музыке с формированием художественно-эстетического вкуса.

7) Домашнее задание, проставление оценки.

Самоанализ и самооценка учащегося о проделанной работе на уроке с корректировкой

преподавателем. Определение домашнего задания.

Открытый урок - аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности преподавателя Штерц Даниила Ивановича по специальности баян с учеником подготовительного класса Коноревым Александром.

Место проведения: МБУДО «ДШИ г. Алейска»

Дата проведения: ___________________

Тип урока: открытый

Форма работы: индивидуальная

Тема урока: «Работа над художественным образом произведения в начальных классах»

Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений

Задачи:

  • Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения», научиться раскрывать замысел произведения;
  • Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения;
  • Развивающая – развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, развивать воображение, мышление, память, чувство ритма;
  • Здоровьесберегающая – правильная посадка, положение рук, корпуса, установка инструмента.

План урока.

Структура урока состоит из пяти частей:

1 часть – организационная;

2 часть – работа над новым материалом;

3 часть – закрепление изученного материала на уроке;

4 часть – итог урока;

Оборудование: 2 баяна, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, дидактический материал.

Урок проводится с учеником подготовительного класса Коноревым Александром.

1 часть – Организационная.

  • Игра гаммы До мажор двумя руками вместе разными штрихами: legato , staccato , арпеджио короткие, аккорды в темпе Moderato ;
  • Анализ домашней работы – устный отчет о проделанной работе, какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не получилось и почему? Какие сложности встретились при выполнении;
  • проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками вместе р.н.п.«Камаринская» , р.н.п.«Пойду ль я, выду ль я », с выполнением поставленных ранее задач:
  • Производить смену меха в указанных местах нотного стана;
  • Точно выполнять аппликатурные требования;
  • Точно выдерживать все длительности;
  • Держать единый темп исполнения;
  • Добиваться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдать нотный текст.

2 часть – работа над раскрытием художественного образа произведения.

Художественный образ музыкального произведения - это сама музыка, живая музыкальная речь с ее закономерностями и составными частями, именуемые мелодией, гармонией, полифонией, формой, эмоциональным и поэтическим содержанием.
Музыка - искусство звука, она говорит звуками.

Постановка цели урока. Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому, цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ» и научиться раскрывать его.

Методы работы над пьесой «Камаринская».

Целостное проигрывание пьесы преподавателем;

Анализ исполнения – ответы ученика на вопросы преподавателя.

Учитель: Как ты думаешь, о чем это произведение?

Учитель: Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента? На сколько частей условно можно поделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение? Попробуй объяснить, что такое «художественный образ»? После обсуждения ответов на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы р.н.п.«Камаринская».

Методы работы.

  1. Детальный показ преподавателем на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
  2. Игра в ансамбле с преподавателем;
  3. Работа над фразировкой, определение кульминации в каждой фразе, метод игры – сравнения (сравнивается игра преподавателя и ученика, анализ).
  4. Работа над ритмом, игра со счетом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
  5. Работа над штрихами – необходимо добиваться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки четкости аккомпанемента (игра каждой рукой отдельно);
  6. Работа над единым темпом исполнения – работа под метроном;
  7. При возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками, уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Проведение физкультминутки, руки поднять вверх, хорошо потянуть, расслабить кисти рук, «бросить» вниз.

Методы работы над р.н.п.«Пойду ль я, выду ль я » аналогичны методам работы над пьесой р.н.п. «Камаринская».

3 часть – закрепление навыков, полученных на уроке.

Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками вместе с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть – итог урока.

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления.

Ученик понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст, нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа ученика по раскрытию художественного образа произведений.

5 часть – формулировка домашнего задания.

Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учетом всех замечаний.

Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений исполняемых на уроке можно использовать при работе и в других произведениях. Такие методы работы помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

Домашняя работа.

Марышева Оксана Александровна
Должность:
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснохолмская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Красный Холм, Тверская обл.
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях"
Дата публикации: 05.10.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОХОЛМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок по фортепиано

Тема: «Работа над художественным образом в программных

фортепианных произведениях»

Марышева О.А.

преподаватель по классу фортепиано

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Краснохолмская детская школа искусств»

Открытый урок по классу фортепиано

Тема

урока: «Работа

художественным

программных

фортепианных

произведениях».

Цель

урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального

произведения.

Задачи урока:

развивать творческие способности детей;

активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся;

работать

выразительностью

музыкального

преодолением

исполнительских трудностей;

закрепление навыка грамотной педализации;

достижение уровня образной завершенности произведения;

способствовать формированию у учащихся положительной мотивации, интереса к

процессу обучения.

Оборудование и материалы:

инструмент фортепиано;

мультимедийное сопровождение урока: телевизор, DVD;

репродукции.

Тип урока : комбинированный.

План урока :

Вступительная часть

Основная часть: работа над произведением

Заключительная часть

Вступление

обучения

дальнейшем

педагогу

необходимо

развивать

совершенствовать не только технические навыки владения инструментом своих учеников.

интенсивно

«погружать»

исполняемую

«заражать»

Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения

первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл

выразительно, с пониманием характера.

художественным

эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика,

эмоциональное

состояние

положительно

прилежание,

способствовать

целенаправленной

настойчивой

нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно

прозвучало ярко, осмысленно, выразительно.

Программная музыка - род инструментальной музыки; музыкальные произведения,

имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в

программной

применяются

музыкальная

изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид программной музыки - картинная программность (музыкальной

картины природы, народных празднеств, битв и т.п.).

На данном уроке будет показана работа над художественным образом фортепианного

произведения Ю. Щуровского «Утро» из пионерской сюиты «Зима».

Основная часть урока

Многие художники, поэты, композиторы обращались к теме утро.

репродукций

художников:

сосновом

«Туманное утро», А. Адамов «Раннее утро»), поэты: Я.Полонский «Утро», А. Пушкин

«Зимнее утро», композиторы: П.Чайковский «Зимнее утро», С.Прокофьев «Утро», Э.Григ

«Утро» и др.

Вот и мы попробуем сегодня раскрыть и выразить в исполнении музыкальную

картину зимнего утра. Для того чтобы окунуться в атмосферу зимнего утра преподаватель

предлагает посмотреть картины зимнего утра на музыку П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Показ слайдов.

Вместе с ученицей проводится подробный разбор произведения по предложениям.

К каждому предложению ученица нарисовала рисунок. Проводится работа над каждым

предложением. Ученица сначала рассказывает, какой образ она хочет показать в данном

предложении, затем пытается выразить свой замысел в исполнении на фортепиано.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением,

разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера

музыкального

произведения.

Обращается

внимание

исполнительские

трудности,

которые отрабатываются отдельно.

Преподаватель вместе с ученицей проводит разбор динамического плана, штрихов,

В пьесе «Утро» важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются

не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль

помогает

раскрыть

выразительные

художественные

возможности

педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные

элементы фактуры. В этом произведении педаль запаздывающая, игра с запаздывающей

педалью, обычно, вызывает трудность у детей, поэтому надо провести специальную

работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней,

а постоянно её ощущала мягким касанием при постоянном слуховом контроле за чистотой

звучания.

Для самостоятельной работы ученице было дано домашнее задание подобрать

стихотворение про утро. Ученица читает стихотворение С. Смусенко «Утро»:

Солнце встало поутру

Раньше первой птички,

Заплетая на ветру

Лучики в косички.

Солнцу хочется успеть

Ранним утром этим

Приласкать и обогреть

Все на белом свете.

Как же рады все вокруг

Звери, птицы, рыбки,

Речка, поле, сад и луг

Солнечной улыбке!

После проведённой работы на уроке ученицей исполняется произведение «Утро»,

в котором она попыталась выразить художественный образ картины зимнего утра.

В заключение урока преподаватель предлагает послушать и посмотреть слайды на

произведение Э.Грига «Утро».

Заключение

проигрыванием

учеником

напоминать

необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться

правильно,

выразительно,

эмоционально,

замечать

недостатки, чтобы потом их исправить.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь

непрерывно

развивая

музыкальность

интеллект,

эмоциональную

отзывчивость

совершенствуя

звукоизвлечения.

образами

настойчиво

работает,

совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении

художественный образ произведения.

Важно на уроке использовать различные методические приёмы для активизации

творческого мышления ученика, для активного включения в работу, чтобы урок был

интересным и не скучным.

Для работы дома можно дать задание продолжить работу, начатую в классе, над

исполнением

аккомпанемента,

динамическими

оттенками,

употреблением

педали, работу над художественным образом пьесы.

Одним из главных требований Г.Нейгауза для достижения художественной красоты

исполнения является требование простоты и естественности выражения. Вся работа,

протекающая в его классе, была посильной работой над музыкой и её воплощением в

фортепианной игре, другими словами – над «художественным образом» и фортепианной

техникой. Никуда не годится тот педагог, будь он хоть о семи пядей во лбу, который

удовлетворяется рассказами об «образе», о «содержании», о «настроении», об «идее», о

«поэзии»

добивается

конкретнейшего,

материального

воплощения

высказываний

внушений

нюансировке,

совершенной

фортепианной

технике. Так же никуда не годится педагог, который видит ясно одну лишь фортепианную

игру, фортепианную «технику», а о музыке, о её смысле и закономерностях имеет лишь

смутное представление.

Опираясь

возможности

развитие,

добиваться,

исполняемая

«говорила»

пониманием

настроения,

характера

произведения

основных

художественных

начинается

изучение

произведения.

Используемая музыка:

П.И. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома»

Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Дополнительное образование апрель-май 2018

Работа над художественным образом в фортепианных произведениях

Ероховец Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования

объединения по интересам «Фортепиано»

ГУО "Слуцкий Центр Детского творчества"

Методическая разработка занятия

ТЕМА: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

Цель: раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи:

обучающие

· работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.

· совершенствовать образно – художественные и технические навыки исполнительства.

развивающие

· развивать аналитико-синтетические процессы деятельности учащихся на создание первоначального образа пьесы.

· развивать образную сферу восприятия музыкального произведения;

· развивать навыки практического использования полученных знаний.

воспитательн ые

· воспитывать музыкальный вкус.

· формировать целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию

Возраст учащихся: 12-14 лет.

Оборудование: фортепиано, иллюстрации репродукций, фонотека, компьютер.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Как дела в школе?

С каким настроением вы пришли на занятии?

Тема нашего занятия: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

2. Основная часть

Ребята, давайте рассмотрим репродукции картин И.Левитана «Осень», «Ранняя весна», «Весна», «Озеро», В. Васнецова «Богатыри» (приложение 1). На картине изображены разные поры года. Какую пору года нарисовал художник? С помощью каких красок он изобразил солнечный весенний день, а с помощью каких - осеннюю непогоду? Как художник В.Васнецов передал настроение героев. Как видите, с помощью светлых оттенков красок художник изобразил солнечный весенний день, а серыми оттенками нарисовал картины осени. А вот в картине В.Васнецова «Богатыри» художник изобразил настроение людей. Мы видим, как сосредоточен Илья Муромец, он нахмурился, а Алёша Попович смотрит вдаль, даже приложил руку к глазам, чтобы солнце не мешало разглядеть что-то важное вдали.

Музыка тоже передаёт настроение, рисует в нашем воображении картины природы, даже какие-то события, только надо прислушиваться к звукам. Композиторы «раскрашивают» свои произведения с помощью средств музыкальной выразительности. Давайте прослушаем музыкальное произведение Э. Грига «Утро» (прослушивание аудиозаписи). Как можно охарактеризовать картину, которую музыкальными звуками изобразил Э. Григ, какую картину нарисовал художник звуками; с помощью каких музыкальных средств композитор передал настроение утра? (медленный темп, мажорный лад, напевная мелодия, динамические оттенки). А теперь послушайте произведение Р.Корсакова «Полёт шмеля» (прослушивание аудиозаписи). Эта пьеса - действие, как вы думаете почему? Как композитор звуками передал жужжание шмеля; почему в конце пьесы создаётся впечатление, что шмель улетел? Какие средства музыкальной выразительности использовал Р.Корсаков, изображая полёт шмеля. (быстрый темп, исполнение на скрипке, её тембр, штрих стаккато, окончание пьесы на piano ). Можно сделать вывод, что композиторы, создавая музыкальное произведение, использует средства музыкальной выразительности. Давайте их перечислим. (темп, штрихи, динамические оттенки, мелодия, мажорный и минорный лад).

А теперь, мы поработаем над упражнением. Наше упражнение на развитие аккордовой техники. Сложность заключается в широком расположении звуков аккорда. Мы проработаем вариантами:

1) сыграем крайние звуки аккорда хватательными движениями пальцев, обрати внимание, кисть после аккорда надо сбросить, рука «здоровается» (показ).

2) поучим вариантами быстро, медленно, но надо постараться подготовить аккорды заранее, добиваясь точности и аккуратности в исполнении.

Сейчас поработаем над пьесой белорусского композитора Е. Глебова «Нэп» (приложение 2). Эта пьеса – картинка. Что изобразил композитор своей музыкой (картину природы, какое-то событие?). Можно представить, что это встреча двух уличных мальчишек. Вступление пьесы передаёт походку этих ребят (пример 1). Басы надо сыграть чётко, твёрдо, напористо, выделяя. Мелодия, которая идёт за вступлением, передаёт разговор мальчишек, их спор и драку (показ). Характер одного героя передан как вопрос, он звучит в среднем регистре одноголосной мелодией, а ответ звучит в верхнем регистре, наскоками аккордов, что придаёт ответу характер спора (пример 2). С помощью каких средств музыкальной выразительности Е.Глебов передал в музыке интонации разговора? Давай мы сейчас сыграем первую фразу с интонацией вопрос - ответ. Проигрывание.

Какой динамический оттенок передаёт интонацию вопроса, а какой ответа? (форте – вопрос, пиано – ответ).

В третьей фразе интонация разговора поменялась и стала просительной (пример 3). Какие средства музыкальной выразительности нам помогут изобразить просьбу? (Оттенок пиано, штрих легато). Проигрывание и отрабатывание легато.

В последней фразе один мальчик как-будто убегает, а второй его догоняет, послушай (пример 4), (показ). Давай придумаем текст к нашей мелодии: «Догони, догони, догони меня скорей». Сыграй эту фразу на крещендо, это прибавит напряжённости и усилит общую кульминацию произведения.

Работа над музыкальным произведением М. Малевича «Золушка грустит» (приложение 3).

Какой образ «нарисовал» композитор звуками (нежный, грустный, образ девушки, которая осталась дома одна, в то время когда её сёстры уехали веселиться на бал). Какими музыкальными средствами отображено грустное настроение героини (минорный лад, мелодия с интонациями вздохов, волнообразная динамика). Проигрывание учащимися пьесы.

Мелодия состоит из коротеньких мотивов, в которых слышны грустные вздохи (пример 1). Чтобы фраза не звучала отрывками, мы будем стремиться к последней ноте мотива, а все мотивы объединим «ведя» звук на крещендо, к кульминации. Давай сыграем с подтекстовкой «а я бегу» на восходящей интонации. Сыграй эту фразу с объединяющим движением руки, рука «ведёт» ноты к верхнему звуку (показ, проигрывание).

Вот видишь, в мелодии появилось движение, и мы передали настроение героини. Давай закрепим этот навык.

Во второй части в партиях ансамбля мотивы голосов перекликаются (пример 2). Проиграйте только те мелодии, где звучат переклички. Проработаем этот фрагмент со словами: «беги со мной» - Вика; «бегу с тобой» - Алеся. Понятно? (Проигрывание).

Теперь сыграйте как написано с аккомпанементом, следите за звуковым соотношением темы и аккомпанемента. Тема должна звучать ярче. Там, где темы звучат в двух партиях одновременно, нам снова поможет подтекстовка: «Вместе идём». Отработаем синхронность звучания. Чтобы вы вместе начали играть, нужно одновременно взять вдох. Понятно? (проигрывание, отработка ауфтакта, синхронности звучания партий).

Немаловажная роль отведена звуковому динамическому развитию произведения. Во вступлении звучит интонация вопроса. Оно состоит из двух коротеньких мотивов. Мы сыграем один первый на форте, а второй на пиано, как эхо. Первая фраза звучит на пиано. Это начало повествования. С каждой новой фразой звучание усиливается к кульминации, нарастает напряжение. Музыка передаёт волнение главной героини, её отчаянье. Кульминация в конце 1-й части написана короткими мотивами, направление движения вниз (пример 4). Динамика тоже нисходящая - от форте к пиано, постепенно затихая к концу фразы. Проиграйте 1-ю часть, старайтесь передать настроение музыки (проигрывание, заучивание выразительного исполнения 1-й части).

Во второй части минорный лад сменяется мажорным, появляется радостное настроение (пример 3). Общая кульминация в конце второй части. Мы начнём её играть на пианиссимо и сделаем крещендо до фортиссимо, чтобы обострить напряжение. Замедление в конце 2-й части усиливает ощущение законченности пьесы. Но композитор добавил окончание (пример 5). Оно похоже на вступление (короткие мотивы-вздохи). В отличие от вступления они звучат каноном, наслаиваясь одной темой на другую. Чтобы слушатель их услышал, первую ноту темы нужно сыграть ярче, глубоко погружаясь в клавиши. (Проигрывание).

Теперь наше музыкальное произведение звучит выразительнее, мы звуками передали настроение, тот образ, который задумал композитор, создавая эту замечательную музыку.

3. Заключительная часть

А сейчас мы с вами закрепим пройденные на уроке теоретические понятия. Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Средства музыкальной выразительности». На экране вы увидите задания, на них надо ответить (слайдовая презентация).

4. Рефлексия

Ребята, наше занятие завершается. Вы тоже можете передать с каким настроением вы уходите. На столе лежат картинки. Возьмите картинку с нарисованной тучкой – если вам урок не понравился; Солнышко, если вы хорошо поработали и с хорошим настроением идете домой. Подведение итогов, релаксация.

Использованная литература:

1. Начинающему пианисту. Пьесы современных композиторов. Выпуск 7 – М.: Музыка. 1987.

2. Пьесы для фортепиано. Выпуск 13 – М.: Музыка. 1984.

3. Интернет ресурсы.

Приложение 1

Цель урока: совершенствование приёмов передачи образного содержания в пьесе «Андантино» А. Хачатуряна

Задачи:

  • работать над исполнением мелодии, артикуляцией,
  • уточнить голосоведение, звуковой баланс между мелодией и аккомпанементом,
  • выяснить динамический план,
  • работать над передачей формы пьесы,
  • закрепить навык грамотной педализации.

Данный урок посвящён работе над художественным образом в произведении малой формы кантиленного характера – пьесе «Андантино» А. Хачатуряна.

Урок начинается с работы над гаммами и упражнениями. После проигрывания гаммы до минор (в этой тональности написана пьеса «Андантино») в прямом и противоположном движении надо обратить внимание ученика на точное выполнение аппликатуры. Для исправления ошибок полезно уточнить аппликатуру при игре каждой рукой в одну, затем в две октавы. Поиграть гамму разными ритмическими вариантами, с разной динамикой и штрихами. Эти же приёмы можно использовать для работы над хроматической гаммой, арпеджио, аккордами и т.д.

Гаммы, упражнения являются материалом для работы над техническим развитием ученика наряду с этюдами, пьесами виртуозного характера. На данном уроке ведётся работа над этюдом К. Черни (Избранные этюды под ред. Г.Гермера, ч. 1, Этюд № 23). Ученику предлагается чёткое проговаривание верхних звуков в мелодии, цепкие пальцы при игре стаккато. В работе над пассажами требуется точная аппликатура, умение подкладывать 1 палец. Необходимо контролировать свободу и пластичность руки, активную работу пальцев, точное выполнение штрихов, ритма, пауз.

Основное время урока посвящено работе над художественным образом в пьесе «Андантино» А.Хачатуряна.

С самого начала обучения и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать не только технологические навыки владения инструментом своих учеников. Важно интенсивно «погружать» ученика в исполняемую музыку, «заражать» ею. Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера, т.е. грустную мелодию – грустно, весёлую – весело, торжественную – торжественно и т.д.

Работа над художественным образом начинается со знакомства с пьесой. Рекомендуется выбирать произведения с интересным образным содержанием, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика, его эмоциональное состояние будет положительно влиять на его прилежание, способствовать более целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно прозвучало ярко, осмысленно, выразительно. Надо рассказать ученику об авторе пьесы, его творчестве. После прослушивания пьесы в исполнении педагога поговорить о её характере, художественном содержании.

На этапе разбора текста необходимо подобрать наиболее подходящую для конкретного ученика аппликатуру. Рациональная аппликатура способствует лучшему решению художественных задач, а её переучивание затягивает процесс изучения произведения.

«Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Воображению учащегося предоставлен простор в определении содержания пьесы. Можно предположить, что это музыкальная поэтическая зарисовка. Например, ученик представил такую картину, придумал такой художественный образ: красивый горный пейзаж, осень, на берегу реки стоит молодая девушка. Звучит печальная песня, напоминающая интонации армянской музыки, как воспоминание о весне, о прошедшем счастье, об уехавшем друге. Мелодия грустная, неторопливая, в миноре. Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Низкая вторая ступень, использование квинт придаёт музыке восточный колорит. Пьеса написана в 2-х частной форме. Во 2 части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопированный подголосок. Заключительная фраза звучит как печальный, но спокойный итог в среднем регистре, напоминая голос виолончели.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего легато, выразительности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, умением погружать руку в клавиши весом «от плеча», контролировать звучание слухом. Работать над ровностью и мягкостью терций в аккомпанементе в 1 части, причём рука не должна быть застывшей, она как будто «дышит». Затем над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1 пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность. Ее необходимо довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.

Надо определить форму пьесы, её строение, деление на мотивы, фразы, предложения, чтобы правильно фразировать; выяснить особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении). Составляется художественный и динамический план исполнения. Определив границы фраз, надо проследить развитие мелодии, найти интонационные вершины. Исполняя пьесу, ученик должен дослушать каждую фразу, научиться брать дыхание перед следующим построением. Для достижения большей яркости исполнения полезно придумать и использовать подтекстовку. Выявляется главная кульминация, которая в «Андантино» находится во 2 части пьесы, определяется единая линия развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. Необходимо добиться в исполнении ученика нарастания эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке, что приводит к яркости и цельности звучания пьесы.

В «Андантино», пьесе кантиленного характера, важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Надо провести детальную работу: найти такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, тщательно продумать момент взятия и снятия, прослушать каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Рекомендуется проставить её в нотах. Надо провести специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким касанием. При работе над пьесой «Андантино» полезно сначала выучить педаль по партиям рук, затем обе руки вместе при постоянном слуховом контроле за чистотой звучания.

Перед каждым проигрыванием пьесы учеником надо ему напоминать о необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться играть не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а также замечать недостатки, чтобы потом их исправить.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь непрерывно развивая музыкальность ученика, его интеллект, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя приёмы звукоизвлечения. Он должен быть увлечён содержанием и образами пьесы, тогда он более настойчиво работает, совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении художественный образ произведения.
Для работы дома надо дать задание продолжить работу, начатую в классе, над исполнением мелодии, аккомпанемента, динамическими оттенками, употреблением педали, работу над художественным образом пьесы.

Использованная литература:

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Издательство "Дека-ВС", 2007
  2. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
  3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Издание третье – М.: Музыка, 1978
  4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2011.