Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Развитие культуры 18 веке кратко. Особенности образа жизни столичных горожан

Развитие культуры 18 веке кратко. Особенности образа жизни столичных горожан

В правление Петра I происходила коренная ломка старых традиций. Царь страстно желал сблизить российскую культуру с западной. Так, в 1700 г. была введена европейская система счёта лет, и новый год отныне наступал с 1 января, было также приказано сбривать бороды и носить немецкое или венгерское платье. Постоянными стали ассамблеи, т.е. развлекательные вечера у знатных особ, причем там нужно было появляться с жёнами и дочерьми, чего раньше не позволялось. Однако большинство этих преобразований коснулись лишь высших слоёв, подавляющая же часть населения жила по-старому.

Просвещение

Реформы и войны требовали подготовки качественных кадров, поэтому Пётр I уделял большое внимание образованию. Были организованы военные и «цифирные» школы, Медицинское училище. Упор в обучении делался на точные науки. Чтобы пробудить тягу к знаниям, Пётр I основал Кунсткамеру – первый российский музей. Также по идее царя, но уже после его смерти была открыта Академия наук.
В течение18 столетия (особенно во второй половине) усиливался сословный характер образования, и появлялись новые учебные заведения: Московский университет (1755), Смольный пансион благородных девиц (1764), народные училища и другие.

Литература.

В 1702 году была впервые напечатана газета «Ведомости». Для нужд школы в 1703 г. вышел знаменитый учебник Л. Магницкого «Арифметика». В 1721 году Ф. Прокопович написал «Духовный регламент», чтобы обосновать реформы Петра I в церковной сфере.
По-настоящему расцвет литературы наступает в екатерининское царствование. В это время развиваются три направления: классицизм (А. Радищев, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Г. Державин и А. Сумароков), сентиментализм (Н. Карамзин) и художественно-реалистическое (Д. Фонвизин). Сама императрица издавала юмористический журнал «Всякая всячина». Видным публицистом был Н. Новиков.

Архитектура.

В 18 веке преобладающим был стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов) и здание Сената (М. Казаков).

Живопись, скульптура, театр

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры.
В скульптуре следует особо отметить К. Растрелли, Э. Фальконе, Ф. Шубина и М. Козловского.
Первый государственный общедоступный театр начинает свою работу в 1756 г. Его руководителем был купец и актёр Ф. Волков.

Наука и техника.

После создания Академии наук она становится организующим центром, где трудились видные российские учёные, в том числе М. В. Ломоносов. Кроме того, там работали иностранные историки Г. Миллер и Г. Байер. Среди российских представителей этой же науки также было немало талантливых: В. Татищев, М. Щербатов, Н. Новиков.
Огромных достижений в правление Екатерины II добилась техническая мысль. Лифт, арочный мост через Неву, «самобеглая коляска», оптический телеграф и прожектор - лишь часть проектов и изобретений И. Кулибина. Также важно создание первой паровой машины в России механиком-самоучкой И. Ползуновым.

Итак, открытие «окна в Европу» дало мощный толчок для развития культуры России в 18 веке. Именно в это время искусство окончательно освобождается от влияния церкви, появляются его новые формы и во много раз увеличивается культурное наследие нашей страны.
если что это с интернета,я сразу предупреждаю

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.) Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

Заключение

В ходе написания реферата я выполнил поставленные цели и пришел к изложенным ниже выводам.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

18 век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

Культура России XVIII века имеет ряд особенностей: ускорились темпы культурного развития; ведущим стало светское направление в искусстве; накопленные знания стали превращаться в науку; новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной.

Просвещение и наука. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигационных наук, из старших классов которой в 1715 году в Петербурге была создана Морская академия. Вслед за ней были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская, горная и другие школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. В 1714 году в губерниях были открыты 42 цифирные школы. Произошел переход к арабским цифрам, на новый шрифт перешла и появившаяся 2 января 1703 года первая русская печатная газета «Ведомости». В 1731 году был открыт Шляхетский (дворянский) корпус. Были открыты другие учебные заведения (Смольный институт, Академия художеств). В 1755 году в Москве по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет.

Важным результатом деятельности Петра I стало создание Академии наук (1725 год). Велись большие картографические работы, развивались географические знания (В. Беринг, К. Крашенинников, С. Челюскин, Д и X. Лаптевы, И. Кириллов).

Было положено начало русской исторической науке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов).

В области точных наук, техники были достигнуты значительные успехи, связанные с именами Л. Эйлера, Д. Бернулли, И. Ползуно-ва, И. Кулибина и др. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765), который своими энциклопедическими знаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень.

Литература. В центре общественно-политической мысли со второй половины XVIII века была критика крепостничества (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков). Русская литература XVIII века представлена именами М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Г. Д. Державина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина и др.

Архитектура. Новое развитие в XVIII веке получила архитектура. В первой половине века господствующим стилем был барокко (от итальянского - вычурный), крупнейшим мастером которого был Б. Б. Растрелли. Во второй половине XVIII века на смену барокко пришел классицизм (И. Е. Старов, В. И. Баженов, Д. Кваренги, A. Ф. Кокоринов, А. Ринальди и др.)- Развивается скульптура (Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Э. М. Фальконе).

Живопись. В живописи происходит переход к светскому искусству. Выдающимися портретистами первой половины XVIII века были А. Матвеев и И. Никитин, во второй половине века свои произведения создавали Ф. Рокотов, Д. Левицкий, B. Боровиковский и др.

Театр. В 1750 году в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волкова был создан первый русский профессиональный театр. Были созданы различные крепостные театры, наиболее известен театр графа Н. П. Шереметева.

Основные исторические даты

Царствование Петра I

Первый Азовский поход

Второй Азовский поход, начало создания российского флота

«Великое посольство» России в Европе

Северная война

Основание Санкт-Петербурга

Полтавская битва

Провозглашение России империей

Введение Табели о рангах

Учреждение Академии наук

Царствование Екатерины I

Царствование Петра II

Царствование Анны Иоанновны

Русско-турецкая война

Царствование Иоанна Антоновича

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Петра III

Семилетняя война

Манифест о вольности дворянству

Царствование Екатерины II

Русско-турецкая война

Крестьянская война

под руководством Е. Пугачева

Присоединение Крыма к России

Русско-турецкая война

Царствование Павла I

Введение

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

Общая оценка русской культуры 18 века

О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства.

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

Первая четверть века, связанная с реформами Петра;

Эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

Последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учеб­ных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах бо­лее 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем учи­лось лишь два человека из тысячи.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных шко­лах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобла­дали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матро­сов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были аз­бука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Ариф­метика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это - наиболее рано воз­никшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе - вспом­ним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной муд­рости». Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдат­ских принадлежали также национальные военные школы, от­крытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в.- это закрытые дворян­ские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпу­са, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерий­ской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Вол­ковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектак­лях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпус­калось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «обще­ственного призрения» - больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками гра­мотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурман­ские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учеб­ных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. чело­век, они играли важную роль в подготовке специалистов, в ко­торых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через универси­теты - Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который фор­мально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского уни­верситета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости»,имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и на­учные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Необходимо трезво оценивать результаты развития просве­щения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а кре­стьянский и мастеровой люд страны в массе оставался негра­мотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афиширован­ная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе» . Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это осо­бенно наглядно видно на примере М. В. Ломоносова.

Русская наука. М. В. Ломоносов.

Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М. В. Ломоносова: со школьной скамьи каждый знает о том, как этот сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский университет и, по меткому определению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопеди­ческих знаний, один из основоположников современного есте­ствознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист.

Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной России нельзя объяснить простой случайностью, капризом природы, прихотью судьбы. Предшествовавшее разви­тие русского общества подготовило великие достижения XVIII в., когда русская наука, освобождаясь от пут средневе­ковья, переживала своеобразное Возрождение. Ф. Энгельс ха­рактеризовал Возрождение как эпоху, «которая нуждалась в титанах н которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» . Русская наука XVIII в. тоже нуждалась в таких титанах, и не случайно именно в Российской академии прославили свои имена открытиями мирового значения физик и химик Ломоносов, математики Эй­лер и Бернулли.

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петер­бургскую академию, способствовали развитию русской и миро­вой науки. Но не их грудами и не усилиями «просвещенной монархини» была создана русская наука. Она создавалась рус­ским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей ма­шины», солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский посад­ский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин - вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.

Значительны были достижения русской научной мысли, и среди них особенно выделяются гениальные догадки и откры­тия М. В. Ломоносова. Опираясь на живую практику, на опыт, материалистически оценивая все явления окружающего мира, Ломоносов стремился к глубоким теоретическим обобщениям, к познанию тайн природы. Он развил атомно-молекулярную ги­потезу строения вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и физической химии. Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый Ломоносо­вым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как и для материалистической философии. Труды Ломоносова в области геологии дали правильное объяснение причин подня­тия материков и горообразования, вековых колебательных дви­жений Земли; ученый заложил основы сравнительно-историче­ского метода в геологии. От глубоких недр Земли, «куда рукам и оку досягнуть возбраняет натура» и куда приходится «прони­кать разумом», Ломоносов обращается к далеким звездам; ми­ровое пространство, «обширность безмерных мест» влечет его к себе и как ученого и как поэта. Открытие Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию новой нау­ки - астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в наши дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб.

М. В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора так­же и в области наук общественных. Он не был профессионалом-историком, но его исторические труды по праву занимают вид­ное место в русской науке. Он боролся с теорией Байера и Миллера о норманском происхождении Руси, на основе критического изучения исторических источников создал обобщающий труд «Древняя Российская история», в котором писал, что не с призвания варягов начинается история нашей Родины, а что русский народ и язык простираются в «глубокую древ­ность» . Русская история дана Ломоносовым на фоне истории всеобщей.

Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учеб­ники по риторике и грамматике, он подготовил реформу рус­ской стилистики, осуществленную впоследствии А. С. Пушки­ным. Ломоносов много сделал и для развития русского искус­ства. Он возродил забытое с XII в. искусство мозаики, способствовал выдвижению таких видных художников и скульп­торов, как Ф. С. Рокотов и Ф. И. Шубин.

Труды Ломоносова намного опередили его время; все вели­чие научного подвига этого «архангелогородского мужика» было осознано в полной мере значительно позже. Но и при жизни Ломоносова труды его получили известность за грани­цей, он был избран членом Шведской и почетным членом Болонской академий наук. Великий математик Л. Эйлер назвал его «гениальным человеком, который своими познаниями де­лает честь настолько же академии, как и всей науке».

Ломоносов не был одинок. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую. Основопо­ложник русской минералогической школы, сын придворного музыканта В. М. Севергин много сделал для развития идей Ло­моносова в минералогии и геологии. Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. «Описание земли Кам­чатки» С. П. Крашенинникова было переведено на четыре европейских языка. Имена С. И. Челюскина и братьев Лап­тевых навечно остались на географических картах Севера на­шей Родины. Исследования выдающегося натуралиста, путе­шественника и этнографа И. И. Лепехина открыли для рус­ской науки богатства Поволжья, Урала и Сибири. Кратка, но выразительна характеристика из его жизнеописания: «Ума был быстрого, в суждениях тверд, в исследованиях точен, в наблюдениях верен».

Академия наук в 60-70-х годах провела пять экспедиций, обследовавших огромные территории. Для того чтобы яснее представить себе деятельность этих экспедиций и их значение для науки, остановимся на одной из них, руководимой акаде­миком И. И. Лепехиным. В 1768 г. экспедиция направилась по течению Волги в Астрахань, обследовав Оренбургские степи, повернула к северу вдоль Уральского хребта, проникла в район Вычегды, на Северную Двину и добралась до Архангельска. Пройдя по побережью океана, она через Олонецкий край в де­кабре 1772 г. вернулась в Петербург.

Экспедиция вела тщательные записи, которые легли в осно­ву «Дневных записок» Лепехина. Мы находим здесь описание животного и растительного мира, рудников и заводов, досто­примечательностей городов и сел, обычаев и быта народов. Свое исследование Лепехин снабдил рисунками. Имя академи­ка Лепехина сделалось известным не только в России, но и за границей. В 1767 г. он получил ученую степень доктора меди­цины в Страсбургском университете, в 1776 г. стал членом Берлинского общества испытателей природы. «Записки» Ле­пехина были, не в пример многим другим научным сочинениям того времени, написаны на русском, а не на латинском или немецком языке. Лепехин занимался и педагогической деятель­ностью. В течение 16 лет он состоял инспектором академической гимназии и отдавал много времени и сил заботам о ее учениках. Разрабатывая материалы своей экспедиции, Лепехин в то же время исполнял в Академии наук ряд других обязанностей: он был членом комиссии для издания переводов, вел академическое издание сочинений Ломоносова, участвовал в составлении этимологического словаря.

Во второй половине XVIII в. закладываются основы науч­ной биологии в России. В 1793 г. вышел первый в Россиимедицинский журнал - «Санкт-Петербургские врачебные ведо­мости».

Вторая четверть XVIII в. является временем становления исторической науки в нашей стране. Начинается собирание и издание исторических источников. Крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев работает над своей «Исто­рией Российской», в которой делает попытку связно изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Работой Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Россий­ской истории» М. В. Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щер­батов, создавая в 70-х годах XVIII в. свою «Историю Россий­скую от древнейших времен». «История» Щербатова проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и дворянские привилегии. Напуганный Крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачева, автор осуждает народные движения, хотя и понимает неизбежность их. Дру­гой дворянский историк - И. Н. Болтин, вдумчивый и прони­цательный ученый и критик, занимался историей не только дворянства, но и купечества, духовенства, ремесленников. В своих трудах он возвеличивал крепостнический строй, само­державную власть царя и власть помещиков над крепостными.

Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки ми­ровой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук были извест­ны ученым других стран. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда трагически, от удара мол­нии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и Франции появились отклики на его смерть с описанием опы­тов покойного.

Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся деятели зарубежной науки - философ-материа­лист Д. Дидро, французский естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В. Франклин.

Однако успехи русского просвещения и науки не стали до­стоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. «Черни не должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой пови­нуется теперь»,- писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Сал­тыкову.

Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и приклад­ном искусстве.

Музыка 18 века

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования.

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.

В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.

В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.

Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.

Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.

Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей.

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер.

Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.

Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века.

Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением.

Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.

В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.

Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.

Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей.

Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр.

Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.

Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.

В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.

К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь.

Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.

Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.

Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни

создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.

Опера XVIII века.

Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.

На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.

Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых.

Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.

Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы.

Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.

В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.

Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.

Народное творчество 18 века

Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует на­роду на протяжении всей его истории, являясь художествен­ным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные фор­мы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и об­разов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой современности». Эти песни создава­лись в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ ви­дит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народ­ного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев - богатырь, герой-полководец, кровно свя­занный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые

Задумали дело правое,

Дело правое, думу честную:

Мы дворян господ - на веревочки,

Мы дьяков да ярыг - на ошейнички,

Мы заводчиков - на березоньки.

Народ не поверил даже смерти Пугачева - настолько ве­лика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с Пугачевым в баш­кирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популяр­ностью ранее созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества - былины, сказки, пословицы, по­говорки, бытовые песни и т. д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие пред­ставление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля неволи не хочет», «в поле-воля».

В рукописную демократическую литературу XVIII в. про­никли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков «Плач холо­пов», который выразительными сравнениями раскрывает «сви­репство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы ты ни сунься - везде господа», - горестно восклицает неизвест­ный автор «Плача»; смерть - вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отрази­лась в крестьянской «Повести пахринской деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукопис­ных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспор­те» автор с горечью говорит о невозможности беглому кре­стьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукопис­ных повестях солдатского происхождения - в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы - такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме выражают­ся мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы - резкое обличе­ние царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»), насмешка слу­ги над разорившимся дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр устного на­родного творчества отразил в доходчивой игровой форме клас­совые противоречия того времени.

Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сати­рически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диа­лога, частая импровизация текста с использованием общеполи­тических и местных житейских тем. Эти народные представ­ления послужили одной из национальных основ русской быто­вой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

Художественные вкусы трудового народа находят яркое во­площение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент.

Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной фор­ме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольно­го купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на всевоз­можных предметах бытового обихода, мебели, пряничных дос­ках и т. п. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие круже­ва и красочные вышивки!

Культура дворянства.

Классицизм

Русская культура второй половиныXVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль ху­дожественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели вы­ступают активными борцами за идеи просветительства; возни­кают первые литературные журналы.

Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: «Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».

В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатириче­ская струя.

В литературе русский классицизм представлен произведе­ниями А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоно­сова, А. П. Сумарокова. А. Д. Кантемир явился родоначальни­ком русского классицизма, основоположником наиболее жиз­ненного в нем реально-сатирического направления - таковы известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретиче­скими трудами способствовал утверждению классицизма, од­нако в его поэтических произведениях новое идейное содержа­ние не нашло соответствующей художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного прогресса.

По-иному традиции русского классицизма проявились в со­чинениях А. П. Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.), которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В тра­гедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма, например в по­литической трагедии «Дмитрий Самозванец». В своем творче­стве Сумароков преследовал общественно-воспитательные це­ли, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и бла­городных поступков; «свойство комедии - издевкой правитьнрав», - писал А. П. Сумароков.

С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает кризис; обострение социальных противоречий и клас­совой борьбы приводит к проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего литературного направления классицизм становится литературой узких реакционно-крепостнических кругов.

Классицизм завоевывает господствующее положение в ар­хитектуре и изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И. Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы - Г. Ка­мерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно ре­шали важнейшие задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью замысла: строгость и лако­низм сочетались в их творчестве со стремлением к монумен­тальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П. Е. Пашкова) в Москве - высшее достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные здания, созданные рус­скими архитекторами второй половины XVIII в., например здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таври­ческий дворец в Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской, богатством отдел­ки фасада здания и ограды.

Характерной чертой русского классицизма в скульптуре бы­ла теплота, человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и мудрую сдержан­ность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью. Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом обра­зов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых замеча­тельных памятников этой эпохи - памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им мону­мент должен рассматриваться в рамках русской культуры, пред­определившей оценку Петра I и трактовку его скульптурного образа. Фигура Петра, простершего вперед руку, ритмически связана с конем, а все изваяние - с мощным постаментом, ка­менной скалов весом в 80 тыс. пудов. Глубина мысли, героиче­ское истолкование образа, патетичность художественного замысла делают «Медного всадника» поэзией истории, символом великого исторического призвания России.

Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в жи­вописи сказалась больше ограниченность классицизма - отвле­ченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.

Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был заложен драматургией Ломоносова и Сумароко­ва, утвердивших национально-патриотическую тематику и про­светительское направление в театре. Распространение класси­цизма в театральном искусстве связано с возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного профессио­нального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым. Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А. Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил по себе память вдохновенного художника в героиче­ских образах свободолюбивых персонажей трагедии Сума­рокова, не сходивших со сцены в то время.

Сентиментализм

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречаю­щих «смешение в действиях забавы с горестью» и обливающих­ся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произ­ведениях он в консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М. Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII в. и потому примирялся с крепостниче­ской действительностью.

Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, осо­бенно парковой,-с различными «гротами уединения», таин­ственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации «дикой» природы. Одна из работ агронома и дворянского ме­муариста А. Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских обра­зов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Ива­нова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на крот­ких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г.- в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентимен­тальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, пи­савшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянски­ми избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек.

Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (на­пример, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

Основоположником сентиментализма в русском театре яв­ляется актер В. II. Померанцев. Театр 70-80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором умиленные кре­стьяне хором поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец! »

Таковы же и «слезные драмы» Хераскова с душераздираю­щими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.

Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку. Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца куп­чих и мещаночек.

Сентиментализм в русской культуре возник в период фор­мирования новых, буржуазных отношений в недрах феодаль­но-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. По­этому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и нау­ки.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Список использованной литературы

1. «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983 г.

2. А. Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII века.»1954г.

3. Большая Советская Энциклопедия, - М.: 1975г. Тома 18,19,20,21.

4. В.В. Мавродин «Рождение новой России.», - М.,1998г.

5. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.

6. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.

7. Русская лира. «Очерки о музыкальной России».1971.Миронов А.Г.

8. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.

9. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.

10. Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Высшая школа. 1983.

11. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание - сила. № 8, 9. 1990г.

12. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М.: Политиздат. 1991.


К. Маркс и Ф. Энгельс . Сочинения, т. 22, стр. 24.

К. Маркс и Ф. Энгельс . Сочинения, т. 20, стр. 346.

М. В. Ломоносов . Полное собрание сочинений, т. 6. М.-Л., 1952, стр. 178.

XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур.

Речь идет о реформе системы образования, подготовке большего числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в здании Сухаревой башни открылась Навигацкая школа (математических и навигацких наук). За Навигацкой школой (в 1715 г. преобразована в Морскую академию) появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей.

Развитие светского образования вызвало появление новых учебников. Самый знаменитый - "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, вышедшая в 1703 г. Полстолетия обучались по ней математике российские школяры. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. В годы правления Петра I было напечатано свыше 600 названий книг. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".


Практические потребности государства диктовали необходимость развития науки и техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки - гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Были предприняты экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.И. Чернигова (эта экспедиция состоялась уже после смерти Петра I).

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны. Известны имена русских изобретателей петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др. Андрей Константинович Нартов (1693-1756), "личный токарь" Петра I, был выдающимся механиком своего времени. Он усовершенствовал станки монетного дела, улучшил технику сверления пушечных стволов, проектировал устройство для подъема и установки Царь-колокола в Московском Кремле. Из всех его изобретений особенно выделяются токарные станки.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру все, что "зело старо и необыкновенно". В Кунсткамере можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки и многое другое. Основу собрания Кунсткамеры составила анатомическая коллекция, привезенная Петром I из Голландии. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу 1724 г) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра, построенные знаменитым итальянским архитектором Доменино Трезини . Выдвигаются и отечественные зодчие: М.Г. Земцов (здание Двенадцати Коллегий), И.К. Коробов (Адмиралтейство), И.П. Зарудный (Сухарева и Меньшикова башня в Москве).

Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты начала XVIII столетия окончательно освободились от канона; художники стремятся передать индивидуальные черты, внутренний мир героев. Выдающимися портретистами того времени были Иван Никитич Никитин (1690 - 1742), который неоднократно писал портреты Петра I, иАндрей Матвеев (1701-1739).

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей, в основном в Италии.

Первая четверть XVIII века стала временем превращения театра в общедоступное зрелище с воспитательными, а не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный театр был открыт в Москве на Красной Площади в 1702 г. В сооруженной "комедийной хоромине" немецкие актеры разыгрывали пьесы иноземных авторов. Позднее возник театр, где ставились спектакли на современные темы, прославлялись победы российского оружия в Северной войне.

В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге "Юности честное зерцало".

Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.

В результате реформ первой четверти XVIII века в культуре России произошли большие изменения. Они коснулись не только науки, системы образования, искусства, но и духовных ценностей и внешнего облика представителей привилегированного сословия. Однако преобразования практически не затронули крестьян и низшие слои города. Более того, петровская "европеизация" положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Многие исследователи говорят о культурном конфликте как следствии петровских реформ. Непонимание, противостояние двух культур - важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII - ХIХ веках.

Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и науки продолжал укрепляться при его преемниках, хотя и не с такой интенсивностью. Накопление знаний и растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые более сложные задачи в области образования. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус - сословное военно-учебное заведение закрытого типа. Корпус готовил не только будущих офицеров российской армии, но и гражданских чиновников; помимо военных дисциплин в программу были включены иностранные языки, география, юриспруденция. В дальнейшем были образованы Морской, Артиллерийский, Инженерный корпуса. Иначе говоря, формируется система сословного дворянского образования (при Петре I дворяне могли обучаться вместе с выходцами из других сословий).

В Петербургской Академии наук существовало два учебных заведения - гимназия и университет. Но скудная материальная база, неудачный подбор преподавателей из иностранцев, не владевших русским языком, самовластие и нечистоплотность в финансовых вопросах И. Шумахера, одного из руководителей Академии наук отрицательно сказывались на качестве преподавания и подготовки учащихся. Борьбу с "шумахерщиной", по выражению Ломоносова, вели многие деятели науки, в том числе и великий русский ученый. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) возглавил в 40-50-х годах XVIII века борьбу за улучшение учебной деятельности Академии наук и за создание первого русского университета в Москве.

Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделения, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений такого типа. Таким образом, возникновение светского образования и светских школ в России увенчалось созданием светского высшего учебного заведения.

В Московском университете воплотилась идея Ломоносова о преемственности связи различных ступеней образования: при университете создавались две гимназии, одна - для дворянских детей, другая - для детей из других сословий. Московский университет с самого начала выступал и в роли распространителя научных знаний: в нем проводились общедоступные лекции, устраивались публичные диспуты, издавалась научная и учебная литература.

Попытки реформирования системы образования были предприняты во второй половине XVIII века. Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать "новую породу людей". Осуществление этой задачи было поручено И.И. Бецкому . В 1764 г. императрица утвердила разработанное Бецким "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкой полагал, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком. Поэтому его проект предусматривал создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам. Строго соблюдался сословный принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, "училища для благородных девиц". Для разночинцев - училище при Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях. Об образовании и воспитании крестьянских детей не было сказано ничего.

Задуманное создание "породы новых людей", несомненно, было утопией и поэтому не могло быть реализовано. Однако в соответствии с проектом в России был открыт ряд учебных заведений: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище; преобразованы кадетские корпуса. Открытием общества двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) было положено начало женскому образованию в России.

Екатерина II, продолжающая верить в силу воспитания, осуществила еще одну реформу в образовании. В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были "народные училища" - главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания. В конце XVIII века в России насчитывалось 288 народных училищ, в которых обучались 22 тыс. человек.

Таким образом, в XVIII веке был сделан огромный шаг вперед по сравнению с предшествующим периодом - создана система светских учебных заведений. Однако следует констатировать, что большинство народа (прежде всего крестьянство) продолжало оставаться вне стен школ, училищ, университетов.

Для развития русской науки ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. По своему статусу Петербургская Академия наук была близка Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимися государственной поддержкой, однако зависимость научного учреждения от государственной власти в России была более тесной, чем на Западе. Петербургская Академия фактически подчинялась Сенату и страдала от бюрократического вмешательства в ее внутренние дела. Так, почти безграничным влиянием в течение 35 лет пользовался советник Канцелярии и библиотекарь Академии И.Д. Шумахер, чинивший немало препятствий в работе М.В. Ломоносову и другим ученым. В то же время Академия на средства, выделяемые из государственного бюджета, была неплохо технически оснащена. В ней имелись Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека.

В Академии наук сосредоточились крупные научные силы: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, астроном Ж. Делиль, физики Г. Рихман и Ф. Эпинус. Долгие годы здесь работал гениальный Леонард Эйлер (1707-1783), который приехал в Россию в 1727 г. Только в изданиях Петербургской Академии он напечатал свыше 460 книг (а всего им было создано 800 книг, учебников, статей). Его научные интересы были широки: техника и теория машин, логика, конструкция оптических линз, расчеты движения небесных светил и многое другое. Но почти 40% его работ посвящено арифметике, алгебре и математическому анализу. Роль Эйлера в истории русской науки велика. Он поддерживал Ломоносова в его борьбе с "неприятелями наук российских". На его трудах воспитывалось не одно поколение русских математиков.

С Академией наук связана деятельность великого ученого-энциклопедиста XVIII века М.В. Ломоносова. Нет, наверное, области тогдашней науки, которой бы не занимался Ломоносов. По словам А.С. Пушкина, "Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

Ломоносов проводил исследования в различных областях физики. Он изучал жидкое, твердое и газообразное состояния тел; проводил опыты по электричеству и выдвинул ряд гипотез о природе электрического заряда в облаках. Наблюдая в 1761 г. прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Ученый экспериментально доказал один из основных законов природы - закон сохранения материи и движения. Он решительно отвергал распространенное тогда мнение о существовании особого вещества - теплорода, ему была ясна кинетическая природа тепла, и он вплотную подошел к понятию абсолютного нуля.